Перед наступлением зимы, Морское командование решило ослабить состав Артурской эскадры выделением из нее отдельного отряда крейсеров в составе: Крейсеров 1-го ранга «Громобой», «Россия», «Рюрик» и крейсера 2-го ранга «Богатырь», отправив этот отряд для зимовки во Владивосток. На этот отряд мы, и получили назначение.
Был конец Октября 1903 года, когда на «Тамбове» мы подходили из Артура к Владивостоку. Приближения зимы еще не чувствовалось и все пассажиры сгруппировались на спардеке, чтобы полюбоваться чудной панорамой входа в проливы и бухты этого удивительного по красоте с моря, порта и города. Хотя для меня картина и не представляла новизны, но все таки я не мог оторвать глаз от панорамы. При входе в бухту Золотой Рог, нашим глазам представился отряд крейсеров, стоящих на бочках против территории военного порта.
Закончив таможенные формальности и разместившись с вещами на знаменитых владивостокских извощиках, я направился к месту своего назначения, артиллерийским офицером на крейсер «Рюрик». Я полагаю излишним вдаваться в подробные описание крейсеров, но все таки, для людей, не принадлежащих к морской корпорации, дам краткую их характеристику:
«Рюрик», довольно старой постройки, спуска на воду 1886 года, в 10.000 тонн водоизмещения. Это был первый опыт постройки такого судна, которое могло бы совершить плавание из Балтийского моря на Дальний Восток, не пополняя своих запасов. Во исполнение задуманного при постройке задания на крейсере имелись громадные запасы топлива, помещения большого рефрижератора и для сухой провизии, боевые погреба вмещали большое количество боевых запасов в резерв; 8 огнетрубных котлов старого типа, требующих очень незначительного расхода топлива, вооружение парусами рангоута, все это давало ему обширный район плавания. Артиллерийское вооружение, по тому времени, когда он вступал в строй, было современным. 6-дм. артиллерия состояла из 16 пушек Канэ, только что появившихся в свете, а орудие № 14, в батарейной палубе, даже было французского изготовления, как купленный от них патент с французской надписью и было занумеровано после всех испытательных при приеме стрельб № 1. Несколько неудачным была конструкция установок на бортовом штыре, что делало манипуляции поворота орудий с носа на корму и обратно довольно медленными и производящими большой шум, но это уже было наше русское изобретение. 4 8-дм. орудия были наши, Обуховского завода, в 40 калибров, но еще с клиновыми затворами, не делающими эти пушки особенно скорострельными, установки на Вавассеровских станках с маслянными компрессорами, орудия прикрывались передним броневым щитом около 2 дм. толщины. Броневой защитой по ватерлинии был пояс в 10 дм. толщиною, боевая рубка тоже 10 дм. броня. Четыре минных надводных аппарата располагались над ватерлинией в яблочковых шарнирах. Наибольший ход — 18 узлов. Как видите, по тому времени он был сильным боевым судном и сыграл значительную роль в политике при Китайско-Японской войне 1898 года, когда будучи посланным на Дальний Восток, лишь своим присутствием там помешал японцам использовать плоды побед над китайцами и занять Порт-Артур.
Остальные крейсера были уже более поздней постройки, так «Россия», спуска 1898 года, была уже лучше бронирована, имела водотрубные котлы, большее водоизмещение (12.130 тонн), с ходом в 20 узлов, 6-ти и 8-ми дм. артиллерию имела в том же количестве, но улучшенного образца, в установках. «Громобой», типа «России», но еще большего водоизмещения в 12.336 тонн, был спущен в 1900 году, с таковыми же котлами и несколько лучшим ходом, имея ту же артиллерию, что и на «России», отличался значительно лучшей броневой защитой артиллерии и ее жизненных частей, а также имел прекрасную боевую рубку, защищенную 12-дм. броней. При своей постройке парусный двигатель был совершенно с него изгнан, почему, в отличие от «Рюрика» и «России», когда то ходивших и под парусами, требующими свободной и открытой верхней палубы, имел таковую застроенной всевозможными выступающими люками и надстройками. Общий вид крейсера был удивительно красив и мощен по образованиям, не даром мы прозвали его «красавцем».
«Богатырь», крейсер 2-го ранга, новейшей постройки, с хорошим ходом до 23 узлов, не имел броневой защиты и был скорее крейсером-разведчиком.
Здесь к месту будет добавить, что, кроме отряда крейсеров, во Владивостоке была еще и местная Сибирская флотилия из нескольких старых номерных миноносцев, канонерской лодки и военных транспортов, заградителя «Алеута», но вся эта рухлядь не имела уже никакого боевого значения и могла служить лишь для обслуживания порта и его ближайших бухт.
Начальником отряда был Контр-Адмирал Штакельберг, мой командир еще по кадетским плаваниям. Я не могу не посвятить нескольких слов своих воспоминаний этой светлой личности.
Выходя в мичмана в 1894 году, мы совершали свое последнее гардемаринское плавание по Балтийскому морю на парусно-паровом корвете «Скобелев», которым и командовал в то время Капитан 1 ранга Штакельберг. Несмотря на то, что плавать с такой зеленой молодежью марка довольно тяжелая для старого парусника, тем более, что мы были под покровительством нашего директора корпуса, Флигель-Адъютанта Арсеньева, в воспитание которого, помимо морских познаний, много вкладывалось еще придворного этикета и хорошего тона, что часто заставляло мачтовых офицеров, при парусных учениях, рычать скрозь зубы: «Э! институтки!..» и спешно затыкать рукою рот, чтобы не дать воли дальнейшей морской терминологии, наш командир, Барон Штакельберг снискал себе общую любовь и уважение своим тактом, добротою и любовью к нам, молодежи. Мне памятны до сих пор съезды командира в Ревеле на берег. Только раздастся дудка вахтенного унтер-офицера: «вельботные — на вельбот!», как старшина нашей гардемаринской смены вельботных гребцов летит к старшему офицеру с просьбою, что гардемарины очень просят идти на вельботе и после некоторых колебаний, так как это часто бывало уже после раздачи коек, мы получали разрешение и, радостные, закатывая рукава своих форменок, мчались на вельбот или спускали его с талей и через несколько минут ожидали у трапа выхода своего командира, которого и мчали, не жалея своих сил, на берег. Особенным удовольствием было для нас обогнать паровой катер с Учебно-Артиллерийского отряда, который отвозил также на берег своего Адмирала Бирилева. Обыкновенно, по приходе на берег, командир приказывал нам ждать полчаса, чтобы отдохнуть, а сам, тем временем, заезжал в кондитерскую, откуда присылал большой сладкий пирог с крыжовником от Штуде (лучшая в Ревеле кондитерская), по бутылке лимонада на брата и записку с приказанием: «Когда съедите, отправляйтесь на корабль!» и мы, довольные, конечно — не съеденным пирогом или пирожными с выпитым лимонадом, а счастьем, что нам удалось так лихо провезти своего командира, возвращались домой.
Особенно должна была остаться в памяти всех выпуска 1894 года та последняя неделя перед окончанием своего плавания, когда, уже возвращаясь из крейсерства под парусами, «Скобелев» попал в жесточайший шторм около острова Готланда и мы три дня боролись с ним под Гоборским рифом, где были на волосок от смерти, но благополучно вернулись в Либаву, сколько нравственных страданий пришлось пережить тогда нашему командиру, который сам тогда говорил, что боялся не за себя, не за корабль с офицерами и 150-тью человек команды, а боялся, что в случае гибели наш флот потеряет 68 молодых офицеров и Великого Князя (Великий Князь Алексей Михайлович был в нашем выпуске и совершал с нами плавание). Одним словом, этот человек пользовался большим обаянием у всех, кто имел счастье с ним служить или быть под его командой.
Теперь вам будет ясно, с какой радостью я ехал явиться на флагманский корабль Адмиралу Штакельбергу, который пригласил меня обедать и мы долго еще вспоминали с ним после обеда наше Скобелевское плавание. Из разговоров с сослуживцами я вынес, впечатление, что любовь к своему адмиралу была присуща всему личному составу отряда, с которым он уже проплавал порядочно времени и не потерял своего былого обаяния на сослужевцев.
Командирами крейсеров были; «Рюрика» капитан 1 ранга Трусов, «Богатыря» капитан 1 ранга Стеман; «России» — капитан 1 ранга Рейценштейн и «Громобоя» — капитан 1 ранга Да- бич. Личный состав «Рюрика», за исключением лишь старшего механика и старшего врача, был бессемейный, а потому и весь отпечаток жизни на корабле носил холостой характер. Состав долго плавал без существенных перемен, а это создает особую спайку между соплавателями, да и душа корабля была превосходна. Такое выражение «душа корабля» покажется несколько странным для некоторых, а тем не менее оно верно.
Всякий корабль, а тем паче — военный, имеет свою душу, живущую в этой железной коробке, набитой всякими механизмами, пушками, снарядами и т. д. Что за структура этой «души корабля» определить очень трудно, но она особенно ясно выражается при продолжительном плавании и оставляет свой одинаковый отпечаток на всем личном составе, плавающем на этом корабле. Мне могут сделать возражение, что эта «душа» может зависеть от тех или иных условий различного удобства жизни на корабле, размещения его, мореходных качеств самого судна и, наконец, тех или иных индивидуальных качеств начальства и плавающего состава на судне. Но это не так! За свою многолетнюю морскую службу мне лично приходилось испытывать на себе эту «душу корабля». Эта душа корабля появляется с момента его рождения и сопутствует ему во всю его службу, до смерти, как и душа человека и чем дольше человеку приходится плавать на одном корабле, тем он все яснее и яснее начинает познавать, чувствовать и ощущать эту душу, радуясь ее радостями и печалясь ее невзгодами, как живого, близкого существа.
И, как я уже сказал, на «Рюрике» душа была превосходной; режим, традиции, порядок службы на корабле, все было выработано и уложилось в свои рамки за время весьма продолжительного непрерывного плавания в водах Тихого Океана.
Я лично застал на крейсере несколько человек своих друзей по Черноморскому Флоту, а остальной состав кают-компании мне тоже понравился, я быстро освоился со своими соплавателями и в душе искренно благодарил Эбергарда за такое удачное для себя назначение.
Мы стояли в доке в вооруженном резерве, который на Востоке несколько отличался от такового же в Черном море. Здесь, с зачислением судна в резерв, все оставалось по прежнему: личный состав продолжал оставаться на судне, порядок службы на корабле нисколько не изменялся и только взамен беспрерывных занятий, тревог и учений практического плавания, таковые заменялись ремонтными и дефектными работами, да содержание получалось по резервному, а также и съезд на берег был более свободным, чем во время плавания. Как и в Порт-Артуре, здесь не чувствовалось никаких признаков приближения войны, все было тихо и мирно.
Доковые работы были закончены, начались заморозки и отряд был поставлен по зимней диспозиции. Мы стояли концевыми ближе к гнилому углу. Наступившие морозы быстро сковали поверхность бухты и каждый крейсер оберегал вдоль борта облюбованное пространство для будущего катка, чтобы портовые катера, подходившие к судам для разных надобностей, не портили бы на этих участках лед. Наконец морозы закрепили бухту настолько, что можно было проложить из досок мостики от трапа на берег; обнесли их поручнями и провели провода с электрическими лампочками. Сообщение с берегом стало удобнее, ибо не связывало «отходящими шмойками», столь часто портящими кровь мичманам, ретиво ухаживающим на берегу.
Пора было подумать принять меры одеться потеплее и сохранить это тепло. Порт отпустил материалы — досок в достаточном количестве и судовыми средствами принялись за работу, в которой корабельные плотники могли показать все свое искусство и изобретательность, конкурируя друг перед другом. На выходных трапах сооружались целые избушки в русском стиле с резными коньками и петушками на крышах: двери обивались войлоком; на световые люки одевали целые деревянные футляры со вставленными стеклами, промежутки засыпали опилками; элеваторы подачи на верхнюю палубу так же облицевали деревом, а чтобы такой деревянный поселок, воздвигнутый на верхней палубе, не резал бы глаза, вся архитектура был размалевана подходящими красками и вид получился даже оригинально красивым. Батарейная палуба, по бортам внутри, была закрыта так же специальными деревянными щитами и крейсер приспособился перенести хотя бы арктическую зимовку.
Приближалось Рождество, на судах начались разговоры относительно устройства елок для команды, а так же и в кают-компаниях. Каждый ревизор хотел превзойти один другого в елочных подарках команде и праздничном улучшении стола, но так как экономические средства, имеющиеся для этой цели на крейсерах, были различны и самым богатым в этом отношении оказывался наш «Рюрик», благодаря очень продолжительному непрерывному плаванью на Дальнем Востоке, то начальство, учтя этот вопрос, для избежания нежелательной зависти между командами различных судов, распорядилось выработать известную, для всех одинаковую норму, которая могла быть истрачена на человека в праздничные дни. Конечно, это не могло касаться офицерских кают-компаний. На одних крейсерах было больше семейных, которые жались ближе к экономическому вопросу, на других — наоборот, и в данном случае «Рюрику» посчастливилось, так как, во первых, состав офицерской кают-компании был почти бессемейный, а во вторых, — благодаря вышеуказанной причине долгого плавания, мы располагали большим так называемым винным капиталом осбственных денег (до 10.000 рублей), а потому единогласно было решено устроить елку на славу, со всякими, присущими такому случаю, затеями и подарками.
После весело проведенных праздников, когда угар их прошел, принялись опять за работу, каждый по своей отрасли хозяйства и специальности; шли бесконечные подтяжки механизмов, исправление мелких дефектов, пересмотр боевых запасов, занятия по специальности с нижними чинами и обязательные занятия с командой грамотностью.
Так как, по газетным сведениям, дипломатическая натянутость с Японией все еще не прекращалась, то и порядок службы на крейсерах был, что называется, на чеку. Вахтенная служба, несмотря на то, что суда были скованы прочным ледяным покровом, неслась весьма тщательно и строго; наружные часовые от флага, гюйса и от трапов, выводились наружу крейсера, на лед, для охраны от какого либо вредительства злоумышленников. В секретном приказе по отряду было объявлено, чтобы никаких крупных разборок машин или механизмов, могущих нарушить 12-ти часовую боевую готовность, не производилось бы без разрешения адмирала. Сигнал поднятия на стеньге флагманского корабля исполнительного флага с пушечным выстрелом должно было понимать, как начало войны.
Наступил 1904 год; жизнь отряда продолжалась. Всех опечалила весть о нездоровье адмирала. Адмирал чувствовал себя все хуже и хуже, и наконец слег в койку и приказом передал командование старшему из командиров, командиру крейсера «Россия» капитану 1 ранга Рейценштейну. Это известие повергло нас в уныние; помимо того, что все любили адмирала, в него верили, и ценили его опыт и качества, что не могло не отражаться в наших думах, все таки считаясь с вопросом о возможности войны. Адмирал не пожелал съехать для лечения в госпиталь и оставался у себя в каюте в ожидании присылки ему замены, но фактически передал все дела Рейценштейну, так как подниматься с постели не мог (у него было что то с печенью или почками).
Объявление войны и наш первый поход.
В последних числах января месяца я был занят пересмотром боевого запаса крейсера и получил приказание старшего артиллериста обменить около 360 штук 8 дм. снарядов в артиллерийском складе, находящемся в минном городке за гнилым углом, в версте от порта. Этой работой я был занят второй день; приезжали китайские конные подводы, снаряды грузились на них и отвозились в минный городок, откуда я привозил обмененные.
28-го января, отправившись с утра со своим транспортом и завершив перемену снарядов, я спешил обратно на крейсер, чтобы поспеть к обеду. Вдруг до моего слуха донесся пушечный выстрел. Из за складок местности, рейда и крейсеров мне не было видно, но сердце сказало, что этот выстрел не случайный и, действительно, когда я выбрался с своим караваном к берегу бухты, то увидал на «России» поднятым условный флаг, возвещающий начало военных действий. Пришлось запороть горячку, торопить «ходей», которые настегивали своих слабосильных лошадок, то и дело застревавших в ухабах и рытвинах на льду, однако меньше чем через час весь караван подошел к борту крейсера и снаряды мигом были подняты на палубу и убраны по своим местам.
Оживление на крейсере царило страшное, молодежь с радостными лицами принимала участие в аврале, озабоченный Старший Офицер, капитан 2 ранга Хлодовский появлялся всюду, отдавая приказания и давая различные распоряжения. Аврал был полный. Точно в взбаламученном муравейнике, матросы в своих черных бушлатах и зимних китайских меховых шапках, носились по крейсеру, раздавались возбужденные голоса офицеров и боцманов и вся картина с первого раза представляла какой то беспорядок, недопустимый при аврале ни на каком военном судне Да ведь и самый то аврал был незаурядным! Пришлось освободить крейсер от его зимней одежды: всех этих настроенных избушек на курьих ножках, которые быстро разбивались топорами и ломались; доски, щепки, опилки, все это летело за борт и нагромождалось на льду вокруг крейсера. Всю бухту и город покрывал дым. валивший из 13 труб крейсеров, в спешном порядке разводивших пары и, согласно сигнала флагмана, готовившихся выйти в море. Ледокол «Надежный» со всеми портовыми катерами спешно работал во льду, обкалывая его вокруг нас, чтобы дать возможность судам развернуться и выйти из бухты по пробитому каналу для выхода в море, поддерживаемому всю зиму ледоколами.
За обедом было подано шампанское и Старший Офицер сказал подобающее слово офицерам и сообщил известие, что адмирал, несмотря на свое сильно болезненное состояние, остается на отряде и разделит нашу участь при выходе в море, несмолкаемым «ура!» была встречена эта весть; перед обедом команде был прочитан приказ об объявлении войны; а так же о том, что все штрафы, разжалования и дисциплинарные наказания слагаются и все считаются беспорочно служащими. Энтузиазм царил на всем отряде страшный. К 3 часам дня крейсера получили возможность вылезти из своих берлог и один за другим перебрались ближе к выходу и стали на якоря в мелко разбитом льду под Егершельдом; быстро спустились сумерки и наступила ночная темнота. На адмиральском корабле было созвано заседание командиров под председательством капитана 1 ранга Рейценштейна.
Вечер в кают-компании был оживленный, так как никто с отряда на берег не съезжал. Конечно, приличествуя случаю, в этот вечер было выпито не мало вина и шумные разговоры, со всевозможными военными предложениями, проэктами, планами и т. д. современных Нельсонов, с одной или тремя звездочками на погонах, долго и шумно раздавались в кают-компании, пока Старший Офицер не разогнал публику спать.
Выход в море.
29 января с рассветом, при помощи ледокола «Надежного», отряд вышел в море Планы и назначения у нас на «Рюрике» известны не были, наверное командир был в курсе дела, но держал в секрете и никому ничего не говорил. «Рюрик», как корабль старой постройки, изобиловал деревом .в громадном количестве. Различные рубки на верхней палубе под мостиками, комфортабельная мебель адмиральского и командирского помещений, кают-компании и офицерских кают, была из красного дерева и блистала своей чудной полировкой; различные диванчики, пуфы, шкафики, столики, обитые кожей, плюшевые портьеры и занавески, создавали тот милый уют, которым отличались старые корабли и делали на них жизнь приятною, но это все было хорошо в мирное время, во время же войны — представляло излишнюю опасность в пожарном отношении и волновало Старшего Офицера, он упорно пристал к командиру за разрешением все это выкинуть за борт.
Командир долго не соглашался погубить столь ценное имущество, предполагая, возвратись с похода все это передать на хранение в порт, чего за срочностью нашего выхода мы не имели возможности сделать раньше, но Старший Офицер, человек серьезный и с характером, был неумолим, доказывая, что если судьба нас бросит в бой на этом же походе, то весь комфорт может послужить причиною нашей преждевременной гибели и, наконец, после долгого разговора, командир решил попросить разрешения по семафору избавиться от лишнего дерева, каковое и было получено от адмирала.
Была вызвана пожарная партия с топорами, ломами и пилами и начался настоящий разгром на корабле. Все дерево разбивалось, ломалось, отпиливалось и выбрасывалось за борт; из кают-компании и офицерских кают выносились шкафы, шифоньеры, мебель также целиком летела туда же; деревянные щиты каютных переборок были разломаны и уничтожены, одно нам удалось отстоять у Старшего Офицера — это большую клетку с пернатым царством, вмещающую до 300 птичек различных пород, служившую не только украшением кают-компании, но и не приедающимся развлечением для офицеров, любящих созерцать жизнь своих маленьких друзей, а так как клетка не имела в своей конструкции дерева, то грозный меч Старшего Офицера ее помиловал. Так же были сохранены снятые деревянные щиты бортовой обшивки батарейной палубы, без которой, в случае сильных морозов, было бы тяжело команде жить в дни якорных стоянок во Владивостоке, но эти щиты были упрятаны далеко в утробу крейсера, в нижние запасные патронные погреба. Работы было много, но к обеду справились со всем этим разрушением и очистили корабль от нежелательного горючего материала. Но за то на что стал походить наш «Рюрик», в особенности, в кормовой своей жилой части! Весь уют пропал. Каюты исчезли и, лежа на оставленных койках, мы видели все друг друга и переговаривались как находящиеся все в одном помещении. Настроение у всех было пасмурное. После обеда был сделан сигнал о служении молебствия о даровании победы Русскому воинству и на этом Богослужении все усердно молились, загадывая в будущее, что может быть уготовано каждому из нас.
А тем временем, крейсера держали путь на восток, следуя в кильватерной колонне, нашем обычном строе, в порядке номеров: «Россия», «Громобой», «Рюрик» и Богатырь», последнего, впрочем, адмирал высылал вперед форзейлем для разведки и освещения горизонта по пути следования отряда. Курс наш вел немного южнее входа в Сангарский пролив, где предполагалась одна из угольных баз Японцев (в бухте Акита).
Погода постепенно портилась, несущиеся серые облака и белеющие верхушки волн не предвещали ничего хорошего. Наконец, в не ясном горизонте начали обрисовываться очертания Японского берега. Справа показался дымок какого то идущего судна. Крейсера прибавили ход и скоро выяснился силуэт небольшого Японского пароходика, идущего в Сангарский пролив. Перерезав путь, адмирал сигналом приказал ему остановиться, спустить шлюпку и капитану прибыть с документами. Пароход исполнил требование, но спустить шлюпку была задача для него очень тяжелая по состоянию погоды, все продолжающей портиться и свежеть. В бинокли было ясно видно, как Японцы старались спустить небольшую, кажется чуть ли не единственную, шмойку с подветренного борта; его валяло с борта на борт, наконец одни из талей лопнули и люди полетели за борт, найдя там свою могилу.
Между тем, погода все свежела и свежела. Наступала ночная темнота, мороз усилился до 12 градусов по Реомюру и все признаки приближающегося тайфуна были налицо. В кратких словах, я остановлюсь на рассказе об этом обратном возвращении во Владивосток, так как за 50 лет своих плаваний в море, мне ни разу не привелось перенести столь ужасной непогоды. Крейсера в порядке своих номеров, построившись в строй пеленга влево для большего удобства наблюдения друг за другом и для облегчения сохранения строя, легли на обратный курс к Владивостоку. «Богатырь» был отпущен еще раньше адмиралом, как только погода начала свежеть. Тайфун был в лоб и немного на правую раковину; расходившиеся волны сбивали с курса, пришлось прибавить ход, доведя до полного эскадренного в 17 узлов, но и это позволяло нам продвигаться вперед со скоростью одной мили в час. Корпуса крейсеров буквально закапывались в воду, принимая валы полубаками; передвигаться по верхней и жилым палубам было возможно лишь при помощи растянутых штормовых лееров, опутавших палубы, как паутиной. Спускаясь с мостика, приходилось выжидать момент и делать дальнейшие передвижения перебежками, чтобы избежать холодной ванны по пояс от беспрестанно вкатывающейся на верхнюю палубу воды. Брызги, заливающие трубы и рангоут, разбегаясь по снастям, сильно фосфоресцируя, останавливались на концах легких реев, вроде огней Св. Эльма. Особенно тяжелой была наступившая ночь. Плохо задраенные люки пропускали воду через резиновые прокладки и в жилых частях корабля была слякоть, увеличиваемая еще приносимой сверху на себе водою сменяющимися с вахты людьми. Мне привелось стоять в эту ночь собаку (с 12 часов ночи до 4 часов утра) совместно с мичманом бароном Шиллингом, бывшим в моей смене вахтенным офицером. Только благодаря его силе, мне быть может, и удалось уцелеть в эту вахту: большой волной, частью вкатившей на мостик, я был смыт с ног, поскользнувшись на обледенелой палубе, и катился с водою к краю мостика, где свободно мог своей тяжестью пробить парусиновый обвес и вылететь за борт, если бы сильная рука моего помощника во время не успела уцепиться за поднятый воротник пальто и, выждав переходной момент, не поставила бы меня на ноги.
Но не так счастливо обошлось на «Громобое». Водонепроницаемые двери, выходящие из командирского помещения на кормовой наружный балкон, пропускали воду, в силу чего для задрайки их пришлось с верхней палубы послать человека. Конечно, были приняты все надлежащие меры предосторожности, при работах присутствовали Старший Офицер и Старший Боцман; для исполнения выбран был ловкий марсовой Михайловский, его по штату обвязали концом в два с половиной дюйма и спустили для работы на балкон; сильным килевым размахом «Громобой» сел кормой в воду, хлынувшей на балкон волной Михайловский был подхвачен и сила удара была такова, что конец двух с половиной дюймового троса перервало, как тоненькую нитку и Михайловский нашел смерть в бушующей пучине. Конечно, мыслить о подаче ему помощи в такую погоду нечего было и думать. С «Громобоя» был сделан сигнал клотиковой лампочкой. Это было около 2 часов ночи,, на следующий день, при начавшей стихать погоде, на крейсерах отслужили панихиду по первой жертве личного состава отряда.
Тайфун стал стихать и мы подошли к Владивостоку через три дня после выхода из него, сделав 360 миль плавания. Каждый стремился поскорее в порт, отдохнуть от полученной трепки, отогреться и привести себя в порядок.
По возвращении во Владивосток, здоровье адмирала растревоженное еще и полученной во время тайфуна трепкой ухудшилось. Медицинские власти настоятельно, требовали чтобы он покинул отряд и занялся лечением, которое требовали при запоздании уже может не оказать помощи и наш любимый адмирал решил покинуть свой отряд. На вокзале, куда он был перенесен с крейсера для помещения в купэ отходящего в Россию поезда, собрались все, могущие его проводить, каждый стремился пожать руку этого честного человека и протискивался в купэ, где творилось настоящее столпотворение, добрые пожелания до слез растроганного адмирала были наградою за нашу любовь к нему.
Началась довольно долгая стоянка во Владивостоке. На «Рюрике» пришлось произвести массу добавочных работ, чтобы несколько скрасить те разрушения, которые были причинены уничтожением дерева. Парусиною были затянуты разрушенные переборки, что дало вновь возможность обрести свой уголок для отдыха и иметь каюту. Общими силами были сделаны кое какие перестановки, повешены парусиновые обвесы вместо былых плюшевых портьер и, в общем, удалось создать кое какой уют взамен былой роскоши. Были проведены и кое какие общие мероприятия, вынесенные из опыта первого нашего зимнего выхода, так, например, было установлено, что обмерзание жерл орудий не давало возможности, в случае тревоги, быстро открыть дульные пробки у орудий, стрелять же с не- вынутой пробкой представляло опасность для самих пушек и, кроме того, в некоторых орудиях, в которые проникла вода через пробки, она замерзла, образовав в каналах ледяную коросту. Были выработаны особого типа небольшие чехольчики из парусины, одеваемые на дула пушек довольно плотно и смоченные водою они прочно сидели на своих местах, не срываемые, ветром и парусина служила хорошим предохранителем от попадания воды в каналы; на случай же проникновения и замерзания таковой в каналах, для каждой пушки имелась выточенная деревянная болванка, вставляемая с казенной части пушки и под нее для первого выстрела имелся холостой патрон с уменьшенным зарядом. При выходе в море в мороз, дульные пробки снимались, одевались на пушки парусиновые чехольчики, вставлялся деревянный снаряд-болванка
и орудие заряжалось холостым патроном. В случае тревоги всякие заботы о пушке отпадали, стоило произвести только очистительный выстрел и орудие было готово принять боевой патрон, ибо вылетающая болванка прочищала канал от могущего быть в нем льда, разрывала парусиновый чехольчик и пушка была в исправности; опыты дали самые хорошие результаты. Потом было обращено особое внимание на исправление непроникаемости воды через резиновые прокладки люков, иллюминаторов и их боевых крышек, чтобы избежать повторения случая с Михайловским.
В порту шло усиленное оживление. Спешно готовилась к действию партия минного заграждения, которое выставлялось по мере возможности, по указаниям соединенных штабов, так как крепостная минная рота также выставляла заграждения для запирания входа в Босфор. Начались работы по постройке боновых заграждений для закрытия внутреннего рейда от возможной минной атаки, одним словом, по приведению всего мобилизационного плана, выработанного еще в мирное время, в исполнение.
Наш набег на Японский берег не остался без ответного визита. Через несколько времени было получено извещение, что в море усмотрена неприятельская эскадра в большом количестве вымпелов, идущая на большом расстоянии от берега, располагающая курсами, ведущими параллельно береговой черте. На эскадре взвился сигнал приготовиться к походу, повалил дым из труб, срочно поднимались на крейсерах пары для выхода в море. По возвращении из первого похода, наше якорное место было против Эгершельда, так как сама бухта Золотого Рога была забита льдом и не было смысла ломаться об лед для входа в нее. Каждые четверть часа мы получали телеграфные сведения о движении неприятельского флота, с острова Скрыплева, где находился наш сторожевой пост. Пары давно были готовы, но мы не торопились выходом в море. Какие к тому были причины у Командующего Отрядом капитана 1 ранга Рейценштейна, нам доподлинно известно не было. Не желал ли он обнаружить неприятелю наше присутствие во Владивостоке или, считая слишком большое неравенство сил и нашу слабость, не рисковал выходом в море даже под прикрытием своих сухопутных батарей на Русском Острове. После порядочно протекшего промежутка времени отряд, наконец снялся с якорей и вышел в море, но неприятеля уже нигде не было видно. Повертевшись под Владивостоком, мы вернулись к заходу солнца обратно на рейд.
ВТОРОЙ ВЫХОД ОТРЯДА.
Почему то «Рюрик» не пользовался любовью у Рейценштейна, он всегда критиковал малую скорость крейсера, стесняющую его в действиях отряда, медленное поднятие пара в котлах, что так же делало крейсер нечувствительным к перемене скоростей своего хода, от малого экономического до полного, в случае надобности; в известной степени эти нападки были и справедливы, так как «Рюрик» был самым тихоходным из крейсеров отряда, а второе обвинение было вполне естественным, если мы вспомним, что на крейсере были огнетрубные котлы, неспособные к тем быстрым переменам, как то давали водотрубные котлы других крейсеров, а потому «Рюрик» был наказан и оставлен дома, под предлогом, что ему надо произвести какую то дефектную работу по котлам с помощью порта.
На этот раз отряд в составе крейсеров «Россия», «Громобой» и «Богатырь» избрал местом своего визита Гензан, расположенный в бухте на восточном берегу Корейского полуострова. Там имелся небольшой японский гарнизон, скорее разведочный береговой пункт самого крайнего берегового правого фланга. Ночью был встречен небольшой японский транспорт, идущий в Гензан и имевший на борту около роты солдат с офицерами, которых он вез из Японии для смены или пополнения гарнизона. Пароход был остановлен и осмотрен призовой командой; предложение сдаться военные чины, находившиеся на транспорте, не приняли, несмотря ни на какие угрозы с нашей стороны. О результатах переговоров было в рупор передано на «Россию», откуда приказали баркасу немедленно покинуть транспорт и возвратиться на судно, по выполнении чего с «России» была послана в транспорт мина, причинившая ему смертельную пробоину, после которой через несколько минут, пароход пошел на дно со всем экипажем и находившейся там воинской частью. Интересно отметить тот факт, что когда наш баркас возвращался на крейсер, японские солдаты, вооружившись своими винтовками, повысыпали все на верхнюю палубу, а получив минный выстрел, открыли залповый огонь из винтовок по крейсеру «Россия» и продолжали ожесточенный огонь во весь короткий промежуток времени, пока затопившая транспорт вода не приняла их в свои холодные могильные объятия. Спастись никому из них не удалось.
Во время перехода наших крейсеров в тумане к Гензану, они разошлись с эскадрой адмирала Камимуры, следовавшей с визитом во Владивосток. Японцы обстреляли Владивосток с дальней позиции, не причинив никакого вреда. Их неразорвавшиеся три 8 дм. снаряда, перелетели через так называемый Итальянский берег, разделяющий Золотой Рог от моря и упали: один в бухту, другой около казарм Сибирского Флотского Экипажа и третий, кажется, на ипподроме в конце бухты Золотой Рог, в так называемом Гнилом углу. Неприятель, видимо опасаясь минных заграждений, не подходил близко не стал поддерживать бомбардировку и удалился в море; интересно, что при своем возвращении во Владивосток, крейсера вновь разошлись в тумане с неприятельской эскадрой, не обнаружив друг друга, и благополучно вернулись домой, сделав 240 миль плавания. Удовлетворенные удачей, мы погрузились в гнетущую стоянку на бочках Золотого Рога.
Наконец был получен приказ о назначении нового Адмирала, который в скором времени и прибыл во Владивосток. Был назначен Контр-Адмирал Иессен. На отряде мало кто знал этого нового начальника, но весть о перемене Командующего отрядом внесла свежую струю в наши настроения и давала новые надежды.
По прибытии своем во Владивосток, Адмирал Иессен принял отряд от Рейценштейна, который уехал в Россию, передав командование крейсером «Россия» вновь назначенному и приехавшему вместе с адмиралом командиру, капитану 1 ранга Андрееву.
Лихой вид нового адмирала подавал нам надежды, что мы скоро выйдем из пассивного состояния бездействия, оставляющего столько горького чувства на душе.
Быстро ознакомившись с крейсерами и окружающей обстановкой Владивостокского порта, адмирал решил предпринять лично ближайшую рекогносцировку театра морских действий и выйти для этой цели в море на крейсере «Богатырь», что и привел в исполнение в ближайшие же дни.
Поднял флаг на «Богатыре», он вышел в море через Амурский залив. Избегая минного заграждения, которое японцы набросали при первом своем визите между островами Римского-Корсакова, адмирал, несмотря на туман и 17-узловой ход, приказал придержаться к мысу Брюса в Славянском заливе, рассчитывая на точность и выверенность девиации компаса. Однако, этой точности на «Богатыре», после зимней стоянки, не оказалось и штурман не имел еще возможности получить точную поправку, а стеснение или конфуз перед новым адмиралом лишили его храбрости сознаться в этом, результатом чего было то, что изменили курс около мыса Брюса с некоторым запозданием, а «Богатырь» всем правым бортом, с 17-ти узлового хода вылетел на прибрежные камни, чем не только закончил рекогносцировку, но и всю свою боевую деятельность в текущую войну.
Осмотр положения крейсера дал убеждение, что работ по съемке его будет немало, возможность же того, что японцы, узнавши о положении «Богатыря», воспользуются удобным случаем придти к Владивостоку и расстрелять его, создали заботу по охране как самих работ, так и крейсера от неприятеля. Мыс Брюса находился более чем в 30 милях от батарей Русского Острова и никакой защиты от крепости не имел. Нужно было разработать новый план постановки минных банок перед выходом в Амурский залив против не приятельских судов, из разгруженной артиллерии крейсера на берегу создать замаскированные батареи и построить барак для команды. Образовали оцепление поселка в бухте Славянка, из которой выдвигался мыс Брюса, особым кордоном, чтобы по возможности не дать распространиться известию о нашем печальном случае хотя бы на первое время, пока меры охранения крейсера не будут приведены в исполнение. Работы велись полным ходом. Нашей стоянке в Золотом Роге пришел конец. «Россия», «Громобой» и «Рюрик» с рассветом выходили в Амурский залив и становились на якоря около Славянки, высылая иногда при надобности в помощь свои плавучие средства с командою; к заходу солнца крейсера возвращались во Владивосток и входили в Золотой Рог. Такие ежедневные прогулки нам страшно надоели.
Гибель «Петропавловска» с Командующим флотом адмиралом Макаровым дошла уже до нашего сведения и в один прекрасный день во Владивосток прибыли новый Командующий флотом адмирал Скрыдлов и вновь назначенный Старшим флагманом для Порт-Артурской эскадры адмирал Безобразов. Был конец апреля месяца железнодорожное сообщение с Артуром уже прекратилось и вновь прибывшие адмиралы потеряли возможность пробраться туда, вследствие чего и оказались во Владивостоке. На берегу острили, что на 3 крейсера приходится 4 адмирала, так как командир порта тоже был адмирал. Адмиралу Иессену, было поручено руководить работами по съемке «Богатыря», с камней.
Весь май продолжались наши ежедневные выходы в Славянку; работы постепенно наладились: шла полная разгрузка крейсера, снималось с него все, что только можно было снять, в порту готовились кессоны. Замаскированные орудия крейсера образовали на берегу своего рода крепостцу с разными блиндажами и т. д.; все, не столь значительные, средства порта были предоставлены для работ.
Наш отряд путешествовал под флагом адмирала Безобразова, так как Иессен оставался все время на «Богатыре»
ТРЕТИЙ ВЫХОД ОТРЯДА.
Около середины июня отряд миноносцев начал готовиться к походу, так же приготовлялся к выходу и бывший пароход Добровольного Флота «Смоленск» (потом «Рион»), взятый во время войны под транспорт во Владивостоке. Приготовился к походу и наш отряд под флагом адмирала Безобразова. 15 июня мы вышли из Владивостока в составе крейсерского отряда, транспорта «Смоленск» и трех миноносцев у него на буксире. Подойдя к Гензану, крейсера продолжали свой курс на юг, «Смоленск» же остановился в море против Гензана, а миноносцы, отдав буксиры, бросились в Гензанскую бухту, где и произвели тарарам: обстреляли казармы японцев, разбили их береговую легкую батарею, потопили какой то японский катер и, благополучно выйдя из бухты, присоединились к транспорту, и под его крылышком и на буксире возвратились во Владивосток. Мы же продолжали свой путь к Корейскому проливу. Ходили у нас слухи и разговоры, что получено сообщение от наших шпионов, что на 17 июня назначен выход из портов Японии большого количества транспортов с войсками для высадки их в Корею и отправки под Артур. Наша задача была потопить эту армию японцев. Мы подходили к Корейскому проливу с таким расчетом, чтобы пройдя его ночью и повернув, выйти на главный встречный путь всех этих транспортов при самом рассвете.
Шли замедленным ходом, конечно без всяких огней. Начало рассветать, обрисовались берега Японии и Кореи, начинался хороший день, без тумана, при тихой погоде. Сигнал адмирала предварял нас быть готовыми к полному ходу. Наконец, начали постукивать неприятельские радио, принимавшие постепенно все более и более оживленный характер, видимо наше присутствии в Корейском проливе было открыто неприятелем. Адмирал, прибавив ход, сделал сигнал крейсерам: настроить свои радио на самую сильную волну и, сигнализируя, перебивать радио неприятеля. С такой трескотней искровых телеграфов мы вошли в Корейский пролив.
Вскоре, еще в утренней мгле, обрисовался силуэт громадного судна; освещение восходящего солнца делало его каким то стеклянно- прозрачным, а рефракция приподнимала от воды и страшно увеличивала размеры; мы полным ходом шли ему на перерез курса. Панорама была очаровательная, но не надолго: через несколько минут выглянувшее солнце обогрело своими лучами воздух, дымка рассеялась и перед нами очутился обыкновенный большой японский транспорт «Садо-Мару», возвращающийся от берегов Кореи в Японию.
Взвился сигнал об остановке, «Садо-Мару» не пытаясь даже бежать, застопорил машины. Далее последовал сигнал адмирала, предоставляющий пароход в распоряжение «Рюрика». Посланный баркас с призовой командой после осмотра транспорта сообщил, что он .возвращается из Кореи, имея на борту японских рабочих «кули» около 1.000 человек, которые работали в Корее по устройству набережной для принятия пароходов с японскими войсками. Результат осмотра был передан семафором адмиралу. Ответ получился определенный: дав время на спуск плавучих средств и устройство плотов для спасения людей, потопить транспорт минами, после чего «Россия» и «Громобой» начали медленно от нас удаляться, осматривая горизонт.
Таковое распоряжение было сообщено японцам коротко и ясно: спасайся, кто может, через пол-часа вы получите мину в борт. Наш баркас возвратился на «Рюрик», который остался около своей жертвы в 4-х кабельтовых расстояния. На «Садо-Мару» началась паника, спускали все шлюпки, переполненные недисциплинированной рабочей толпой.
Наконец, срок, данный японцам, истек, Старший Офицер по рупору передал команду в минное отделение «дать выстрел!». Мина, с змеиным шипением, вылетела из аппарата и нырнула в воду, забирая глубину. Все мы с затаенным дыханием следили за ее ходом, мысленно высчитывая секунды, когда должен раздаться взрыв. След мины был замечен японцами, во множестве еще не покинувшими своего парохода. Они подняли вой, стремясь разбежаться от точки попадания мины В судно. Послышался глухой толчок, за трубою «Садо-Мару» взвился к небу белый столб не то пара, не то воды; в бинокль было ясно видно, как три человеческих тела были подкинуты много выше мачт и в своем воздушном сальто-мортале бесформенно размахивали ногами и руками Транспорт начал крениться на левый борт, потом задержался и, казалось, не хотел тонуть. В воде плавало много народу с опрокинувшихся шлюпок и высыпавшихся из оборвавшихся ботов.
Пока мы болтались около «Садо-Мару», на нашу группу вышли еще два больших транспорта «Хитами-Мару» и «Кинчо-Мару»; распознав, в чем дело, они бросились наутек, но было уже поздно: по сигналу адмирала «Громобой», развив свой ход до 22 узлов, тотчас нагнал «Кинчо-Мару», заставил его остановиться и приступил к осмотру, а «Россия», дав полный ход пошла за «Хитами-Мару», находившимся в отдалении.
По выходе на траверз другого борта «Садо-Мару», с «Рюрика» была пущена вторая мина, попавшая, приблизительно, тоже в середину корпуса. На этот раз взрыв произошел под полной угольной ямой, громадный черный столб был доказательством удачного выстрела. Транспорт перестал крениться и стал выравниваться, в то же время погружаясь в воду. Мы были уверены, что минуты его сочтены и, согласно поднятого сигнала адмирала «Рюрику» присоединиться к отряду и вступить в свое место», начали разворачиваться машинами. Но «Садо-Мару» так и не затонул, его переборки выдержали и японцы отбуксировали его к себе в порт после нашего ухода.
Не могу забыть одного случая, служащего яркой характеристикой японцев в их геройстве и патриотизме: крейсер разворачивался, когда я был на юте. Вдруг, вижу в нескольких саженях от борта плывущего японца. Видя, что водоворот от заднего хода должен будет сейчас его завертеть, я схватил лопарь вельботных талей и, набравши бухту, бросил ему. Японцу стоило только схватиться за веревку и через мгновение он был бы спасен и вытащен на палубу, но он с презрением оттолкнул веревку и угрожающе потрясая кулаком в мою сторону и успев только восторженно прокричать «Ниппон, Банзай!» захлебываясь, пошел ко дну. Это был не военный человек, а простой японский «кули» (чернорабочий). «Рюрик дал ход и присоединился к отряду.
«Хиташи-Мару» оказался пустым и был потоплен подрывными патронами Мы оставались в качестве зрителей около «Громобоя» и «Кинчо-Мару». Осмотром посланной с «Громобоя» командой выяснилось, что на этом громадном пароходе находится два японских пехотных полка со своими знаменами и обозом в полном комплекте. Направлялись они для высадки в Корею. Пока длился осмотр, «Россия» вернулась из операции и также присоединилась к нам. Результат осмотра был передан адмиралу, который отдал распоряжение: «японцам выдать знамена, документы, оружие и сдаться!» После переговоров, японское командование наотрез отказалось исполнить наше требование. Адмирал сделал сигнал: «Громобою» потопить артиллерийским огнем!».
Осматривавшие транспорт офицеры с командой возвратились на «Громобой» и потом рассказывали, что еще до отъезда их с парохода, там, видимо, догадались, что их смертный час настал и начался последний кровавый пир. В салонах и кают-компаниях, где битком было набито японскими офицерами различных рангов, быстро появилось вино, к уничтожению которого они и приступили. Верхние палубы были сплошь забиты солдатами, им тоже стало известным принятое начальством решение и передалось его настроение: многие, открыв фляги со спиртом и другими напитками, вливали в себя содержимое, другие, вытаскивая из ножен штыки-тесаки, усевшись на палубе, прислонясь спиною к борту и обнажив полость живота, делали себе «хара-кири».
«Громобой» отошел от транспорта кабельтова на четыре и дал по нем залп из орудий левого борта. Сейчас же во многих местах парохода начались пожары и повалил густой дым. «Громобой» дал ход и пошел прямо под нос транспорту, чтобы перейти на другой его борт, но капитан «Кинчо-Мару» решился на отчаянный поступок: он дал своим машинам полный ход и чуть не протаранил «Громобоя». «Громобой», увернувшись вправо, привел транспорт себе в кильватер и избежал опасности. Кормовой залп из 8 дм. и 6 дм. орудий пронесся по верхней его палубе в диаметральном направлении, в буквальном смысле слова прочищая целые просеки в человеческой гуще, после чего транспорт остановился, должно быть получив повреждения машин, а «Громобой», стал лагом к транспорту и открыл беглый огонь всех орудий борта на близкой дистанции. Менее чем через четверть часа, «Кинчо-Мару» буквально был весь в огне и кренился на правый борт. Обезумевшие люди кидались за борт, носились бессмысленно среди этого моря огня по палубам, издавая душераздирающие вопли. Еще прошло минут пять и пылающая громада, свалившись на правый борт, пошла ко дну. Ни одного человека с транспорта не спаслось, они все погибли в огне и в море.
Мы столько времени потратили на свой разбой, чуть ли не в самом доме неприятеля, что пора было позаботиться выбраться из узкого Корейского пролива на чистую воду Японского моря. Построившись в свой обычный походный строй, мы пошли к выходу в Японское море, прибавляя ход до полного. Адмирал известил сигналом, что ночью в ожидании минных атак, не зажигать никаких огней, даже кильватерных. Начало быстро темнеть, когда мы подходили к выходу и взяв курс на N думали, что и на этот раз благополучно вышли из наших боевых проказ, однако к ночи все было на местах по пробитии сигнала отражения минной атаки. Несмотря на темноту, глаза наши так были напряжены, что мы ясно различали друг друга по более темным массам корпусов, а линия горизонта с левого борта, то есть в открытое море, отбивалась едва заметной полоской.
Вдруг на «России» блеснул орудийный выстрел и засветили все прожектора по левому борту. Все встрепенулись. Открыли прожектора на «Громобое» и у Нас. Переплетающиеся лучи огненных щупальцев десятков фонарей слепили глаза и закрыли совершенно горизонт. Слава Богу! Адмирал по ратьеру сделал сигнал: «закрыть прожектора!» Все взоры от орудий и свободной любопытствующей команды были устремлены во тьму. Казалось, что глазные яблоки хотят выпрыгнуть из орбит. Прошло несколько минут в молчании, как вдруг кто то из командоров левого кормового 8 дм. орудия крикнул: «миноносцы с левого борта!» Действительно, когда глаза, ослепленные прожекторами, вновь привыкли к темноте, на линии более светлого горизонта обрисовались черными точками миноносцы; они шли фронтом в атаку перпендикулярно нашему курсу. Раздалась короткая тревога и первым открыл огонь «Рюрик», а несколько позднее-передние мателоты.
С «Рюрика» ясно видели взрывы двух миноносцев, в ночной бинокль. Я лично видел один взрыв. Крейсера продолжали идти полным ходом. Огонь прекратили и никакое обследование горизонта не дало больше присутствия противника. Пробежав еще часа два полным ходом, адмирал сделал сигнал перейти на экономический, доставивший неприятные минуты Старшему Механику, который с начала ночной операции все время нагонял пару, чтобы не отставать сильно от своих и только справившись со своей постоянной задачей, уже бурчал, что пару девать некуда. Лишние люди были отпущены от орудий и им розданы койки.
Ночь прошла спокойно. К утру нас накрыл туман; выпущены были кильватерные туманные буйки и мы, погрузившись в столь обычную для нас крейсерскую обстановку, не торопясь продвигались к Владивостоку, как будто возвращаясь с мирной прогулки. В 8 утра адмирал застопорил ход и, в проблеске поредевшего тумана, мы заметили силуэт большого парохода, почти сошедшегося с нами. Происходил его осмотр с «России». Это оказался новой постройки большой пароход «Алянтон», впоследствии транспорт Сибирской Флотилии «Тобол», верхом груженый шпалами, под Германским флагом, но груз принадлежал японцам и предназначался для постройки Фузано-Сеульской железной дороги. Приз был весьма ценным и, посадив призовую команду, пароход отправили во Владивосток, куда и сами пошли за ним, закончив благополучно этот четвертый крейсерский набег, сделав 720 миль плавания. Но результатами похода наше командование было недовольно, адмирал Безобразов был снят с отряда на берег и ему было поручено наблюдение за дальнейшими работами по съемке «Богатыря», а адмирал Иессен вновь поднял свой флаг на отряде. При разборе операции адмиралу Безобразову ставилось в вину, что он слишком рано обнаружил свое присутствие в Корейском проливе, войдя в него с рассветом, тогда как ему следовало пройти ночью весь пролив и с рассветом уже идти обратно и тогда он мог бы встретить 24 транспорта с войсками, которых утопить, обнаружив же свое присутствие при входе в пролив, он дал возможность японцам задержать выход из портов своего флота с десантом и нам досталась столь незначительная добыча.
Не мало неприятностей доставил наш набег и адмиралу Камимуре. Как выяснилось впоследствии, вот что происходило в это время в неприятельском лагере: когда мы подошли к Гензану и бросили там транспорт с миноносцами, адмирал Камимура с своей эскадрой пошел к Гензану, разойдясь с нашими крейсерами, следовавшими в это время на юг. Когда японцы обнаружили наше присутствие в Корейском проливе, они уведомили минную станцию на острове Цусима, которая и выслала для атаки нас свои миноносцы, кажется около 11 штук. Атака была неудачна для японцев, они, потеряв в ней действительно два миноносца, отступили и болтались еще ночью в море, когда адмирал Камимура, получив в Гензане сведения, что крейсера прошли на юг, бросился на всех парах за нами вдогонку. На своем пути он встретился ночью со своими миноносцами после их атаки на нас и, приняв их за русские миноносцы, бывшие в Гензане, угостил огнем, потопив несколько штук и по вредив остальные; пока Камимура разбирался в своей ошибке, мы были уже далеко на пути домой. Вероятно туман или неудачное отражение своих же миноносцев, помешали адмиралу Камимура преследовать нас, благодаря чему мы и на этот раз вышли сухими из воды, а против адмирала Камимуры в Японии было поднято возмущение за все, допущенные им невзгоды: потопление транспортов и расстрел своих же миноносцев. Толпа черни разгромила его дом и в связи с этим были даже некоторые беспорядки.
Возвратясь во Владивосток, мы стали пополнять запасы угля и материалов, готовясь, видимо, к какому то новому набегу. За время выполнения нами последней операции, из Владивостока был произведен выход трех миноносцев под командою капитана 2 ранга Виноградского; этим малюткам, после настойчивых просьб личного состава, Командующим флотом была разрешена самостоятельная задача-поход к Сангарскому проливу, где они потопили два парусника, отправив команду их на шмойках спасаться на берег, а капитан 1 ранга Виноградский (начальник отряда миноносцев) с японцами послал свою визитную карточку губернатору острова Маумая, живущему в Хакодате; на обратном пути миноносцы поймали большую, 3-х мачтовую японскую шхуну с каким то ценным грузом, которую и довели благополучно до Владивостока, сделав 1.200 миль плавания. Надо было только видеть картину победоносного возвращения во Владивосток, когда в бухту Золотой Рог, на буксире у флагманского миноносца,- крошечной номерной скорлупки, тащилась большая японская шхуна с поднятыми двумя флагами на гафеле: наверху развевался наш, Андреевский, под ним японский. Два других миноносца важно конвоировали по бокам эту группу. На берег высыпало все население Владивостока, на крейсерах была вызвана команда и музыканты, несмолкаемое «ура» встречало их возвращение и делало встречу весьма торжественной Конечно, эта операция не имела никакого боевого значения, но сам по себе такой поход и для таких крошечных судов был хорошей школой и показателем боевого настроения и тренировки личного состава флота.
4-ЫЙ ВЫХОД ОТРЯДА.
Приведя себя в порядок, мы с нетерпением ожидали новой задачи и в первых числах июля, наконец вышли в море и, направились к Сангарскому проливу. Конечно, план похода, как это всегда и было, знали адмирал и командиры; мы же только строили свои догадки, однако, по выходе, когда связь с берегом разрывалась, эта тайна, обыкновенно переставала уже быть такой строгой; то Старшему офицеру командир кое что поведает из своих планов, то ревизор своими дипломатическими разговорчиками сумеет «выцапать» от командира какую либо интересную для нас новость, на этот же раз нам стало определенно известным, что теперь мы должны будем выйти в Тихий океан, будто бы для поимки какого то парохода, везущего из Америки в Японию золотой груз.
Подойдя к рассвету ко входу в Сангарский пролив, адмирал сигналом требовал быть готовыми к полному ходу и хорошо соблюдать кильватер. С рассветом мы подходили к проливу. Принимая во внимание, что в проливе может быть минное заграждение, пришлось принять меры предосторожности. В Сангарском проливе существуют два направления довольно сильного течения, одно идет из Тихого океана в Японское море, омывая один берег пролива, другое в обратном направлении по другому берегу. Посередине пролива образуются значительный сулой встречных течений с бурлящими небольшими водоворотами; линия сулоя ясно обрисовывается пеной и всякого рода плавающими отбросами, щепою и деревом. Эта то линия и была принята адмиралом за курс, так как было всего менее вероятным, что по линии сулоя постановка минного заграждения для неприятеля окажется возможной.
Развив 17-ти узловой ход, мы пошли форсировать пролив. Сулой был настолько значителен, что все крейсера шныряли из стороны в сторону и должно быть наш кильватерный строй был отвратителен. Никто нас не ожидал. Хакодате мирно спало при первых лучах восходящего сольнца; на берегу «Ниппона» также не замечалось никакого движения и жизни. Мало тревожимое войной население этих мест еще не начинало своего трудового дня.
Наконец, пролив был пройден и наши борта омылись водами Великого или Тихого океана. Выйдя из пролива, мы тотчас же наткнулись на два небольших японских парохода каботажного плавания, совершающих рейсы через пролив. Готовый баркас «России» шел к одному из них. стоявшему с застопоренной машиной. Через несколько минут от парохода отвалило две шлюпки с посаженной туда командой, а за ними отошел и баркас; минут через пять раздался взрыв, столб пара высоко поднялся над водой и когда он рассеялся, на поверхности не было ничего, подрывной пироксилиновый патрон, подложенный под котел с полными парами в момент сделал свое дело.
«Рюрику» пришлось осмотреть другой подобный же пароход, но на том полно было пассажиров, исключительно женщин и детей. Картина взрыва предыдущего парохода произвела на них удручающее впечатление и они на коленях умоляли нашего офицера, протягивая ему грудных ребят. Результат осмотра был сообщен адмиралу, который дал ответ: отпустить пароход без вреда, что тотчас же и было сделано; когда японки поняли, что им не причинят никакого вреда, их радости не было предела. Отойдя мористее, мы встретили еще 3 больших парусных японских шхуны; экипаж с документами снимался на крейсера, а шхуны уничтожались пироксилиновыми подрывными патронами. Было жалко смотреть на это варварство, но в то же время эти взрывы представляли эффектную и мощную картину. Минеры обыкновенно подвязывали одно-фунтовые патроны под основание мачт на верхней палубе, а более крупные патроны закладывались в трюмы корпуса судна и все это с разной длины бикфордовым шнуром. Когда осмотр шхуны кончался, люди поспешно сходили в барказ и минный офицер лично зажигал фитили патронов. Барказ отваливал на свой крейсер и через несколько минут начиналось представление: сухой треск с желтым огоньком взорвавшегося патрона и громадная мачта, увенчанная распущенными парусами, ломается, как соломинка и летит за борт, потом другая, потом третья и, наконец, сам корпус шхуны разлетается в щепы, оставляя на воде лишь груду плавающих обломков.
Но, видимо, в задачу адмирала не входили такие задержки крейсеров со всякой мелочью и, мы экономическим ходом пошли на юг, вдоль берегов Японии, Все дальнейшее плавание в водах так называемого Тихого океана было для нас далеко не тихим, хотя, правда, погода была и хорошая, но от востока шла крупная мертвая зыбь, а так как мы все время находились к ней лагом, нас валяло нещадно, боковые взмахи доходили до крупных размеров и, заканчивая вахту, мы спускались в кают-компанию совершенно изломанными, как после гимнастики на машинах, все суставчики ломило, а мышцы и мускулы, в особенности ног, страшно болели от постоянного балансирования при качке.
На следующее утро, по выходе из пролива, к подъему никого не вызывали, так как обыкновенно на походах поднимали флаг «без церемонии», лишь старшие специалисты выходили на шканцы для утреннего рапорта по своим частям командиру, да и большинство остальных офицеров по привычке выползли на верх вздохнуть свежим воздухом. Я вышел с некоторым запозданием, после 8 часов утра и застал забавную сцену: наш престарелый шкипер, чиновник Анисимов, поседевший, как лунь за свои более, чем 50-ти летние скитания по морям в плаваниях на военных судах, взволнованно метался по левым шканцам и весь красный от волнения бормотал беззубым ртом что то непонятное, но видимо ругательное. Я подошел к нему спросить, в чем дело, но он уже ничего связного говорить был не в состоянии и, только показывая рукою на кормовой флаг, шамкал: «Вы видите, Вы видите!!!». Взглянув на гафель бизань-мачты, где обыкновенно на ходу поднимался кормовой флаг, я увидел там развевающимся, вместо нашего прекрасного Андреевского флага, — английский военный флаг. Адмирал сделал такое распоряжение с целью не вносить паники среди постоянно попадающихся нам на пути японских рыбачьих судов, которые, действительно, видя английский флаг, дружественно махали нам руками и платками, когда случалось проходить поблизости их. Так мы и продолжали плавание под английским флагом, но наш старый шкипер прямо не мог переварить такого, как он выражался, позора, долгое время офицерам пришлось его успокаивать разными доводами, но старик так расходился, что на него не было, как говорится, «стопу», он роптал даже на Бога, давшего ему дожить до того, что видят сейчас его глаза. До обеда он был прямо ненормальным и только за обедом наш ревизор, любивший старика, придя в чиновничью кают- компанию «укомплектовал» его хорошей марсалой, к которой Анисимов был большой охотник и относился совсем не так, как к английскому флагу. Я нарочно остановился на этом воспоминании, чтобы показать любовь моряков старого времени к англичанам, которым в будущем пришлось сделаться нашими союзниками.
Наконец, мы приблизились ко входу в Иокогамский залив.
Мы тихо подходили ночью к берегу. При первом рассвете на нас вышел небольшой пароход под японским флагом, везущий в Иокогаму груз тука (переработка перегнивших рыбных остатков), служащего для удобрения рисовых полей. Пароход был отдан в жертву «Рюрику» и адмирал разрешил уничтожить его артиллерийским огнем. Экипаж и документы были сняты на крейсер и на пароходе осталось только одно живое существо- ручной медвежонок, который, инстинктивно предчувствуя свою гибель, метался по палубе. Тут, началась практика для комендоров и случилась беда для нас. Котел парохода взорвало, поднялся к небу столб пара и тука, находящегося в трюмах; ветром, дувшим в нашу сторону, всю взорванную массу тука, представлявшего полужидкий, жирный и страшно вонючий продукт перегнившей рыбы, нанесло на нас и обдало весь крейсер; что только мы не делали потом, чтобы отмыться от этой липкой, вонючей гадости, ничего не помогало. Поручни трапов, наши перепачканные кителя и все, до чего не прикоснешься руками, много дней потом противно воняло рыбой.
Вступив в свое место после нашей операции, мы вдруг услыхали звуки боевой тревоги на «России» и одновременно на всех стеньгах взвились Андреевские флаги, а вместо английского кормового развернулся наш бело- синий крест. Следуя движению, то же самое было проделано и на других крейсерах, очевидно адмирал увидел противника и поднятый им сигнал гласил: «приготовиться к бою!»
Все это, по привычке, было проделано во мгновение ока и через каких-нибудь две-три минуты все были на своих местах, погреба открыты и орудия заряжены, но никто нигде не обнаруживал противника. Но вот в бинокли, к западу от нас, действительно наметилась кильватерная колонна из 10-12 каких то судов большого размера. Все с затаенным дыханием продолжали всматриваться в противника, ожидая, что с минуты на минуту закипит неравный бой и чуть ли не в самом центре неприятельских вод. Мы шли на сближение, поднявшееся выше солнце яснее осветило горизонт, утренняя дымка рассеялась и нашим глазам ясно представилась действительно кильватерная колонна, но не грозного противника, а мирных рыбачьих шхун, под полными парусами спешащих в океан, на свой промысел. У адмирала проиграли отбой, быстро спустили стеньговые флаги, но кормовых, к удовольствию нашего шкипера, больше уже не меняли на английские. Изменили курс опять в Иокогамский залив и дали малый ход. Около 10 часов утра на горизонте показался дым парохода идущего в Иокогаму. Взяли курс на пересечку и прибавили ход. Через несколько времени пароход вырисовался вполне ясно и оказался большим океанским грузовым пароходом, сильно загруженным и идущим под английским коммерческим флагом. На сигнал адмирала об остановке никакого внимания. Раздается с «России» орудийный выстрел и всплеск снаряда под самым носом делает свое дело убедительнее всякого сигнала. Пароход останавливается и на этот раз, по сигналу, на него посылаются барказы со всех наших крейсеров. Начинается нудный, длительный осмотр: просмотр документов на груз, рассмотрение вахтенного журнала о плавании и тому подобная процедура. По документам оказывается, что пароход-английский, «Найт-Командер», большого тоннажа, идет из Англии в Японию с грузом, не принадлежащим к военной контрабанде и адресованным даже не японцам, а каким то торговым английским фирмам в Японии. Как будто все в порядке и его надлежит отпустить с миром. Но пока шло рассмотрение бумаг старшим из присутствующих офицером, мичманье с нашей лихой призовой командой уже ухитрилось прошмыгнуть в трюмы и недра парохода, где они, как полицейские ищейки, сунули носы в самые сокровенные части трюмов и к своей радости обнаружили, что там большинство мирных грузов, проставленных в документах парохода, превратились в орудия большого калибра, в ящиках были обнаружены снаряды к ним и на фактическую поверку выяснилось, что «Найт-Командер» полон грузом военной контрабанды, доказательство строгого нейтралитета. Наличие угля на пароходе самое малое, только до Иокогамы, а потому забрать его призом не представлялось возможным. Все результаты осмотра были просигнализированы семафором адмиралу и получился короткий приказ: дать полчаса на сборы команде, снять ее с парохода, который потопить подрывными патронами. Экипаж «Найт-Командер» был отправлен на «Рюрик». Вместе с ним. наш хозяйственный ревизор прихватил десяток живых баранов, рассчитывая угоститься на походе свежим шашлычком, но когда барказ пристал к борту крейсера, командир страшно рассвирипел на ревизора за такую хозяйственность и тут же приказал выкинуть баранов за борт, указав на недопустимость такого мародерского поступка. На палубу вышел капитан «Найт-Командера» со своими помощниками и администрацией, а за ним повалил его экипаж, состоящий, в буквальном смысле слова, из всякой, как говорят, шпаны: тут были и европейцы и китайцы и малайцы и негры, весь этот разнокалиберный сброд тотчас же разошелся по палубе среди нашей команды. Старший офицер, обратясь к капитану, старому англичанину, просил его проверить наличие привезенного экипажа парохода и тот, испросив разрешение построить их для переклички на шканцах, гаркнул на весь крейсер пару английских командных слов и надо было посмотреть с какой быстротой и подобострастием вся разнокалиберная «шпана» во мгновение ока выстроилась во фронт и замерла, как вкопанная. Чувствовалось, что эта дисциплина было выработана не сантиментальным обращением и добротой этого старого, седого, морского волка, а какими то другими, более суровыми мерами. На нас, мичманов и лейтенантов, стоявших в стороне и наблюдавших за этой сценой, напала какая то жуть при виде зверской физиономии брита, пересчитывающего свою команду. Взяв под козырек, он доложил Старшему Офицеру число своих людей и сказал, что экипаж весь. Его увели для размещения в кубрик, а капитану и офицерам было предложено отправиться в отведенное для них помещение в пустующих адмиральских каютах, но капитан просил разрешения остаться на верхней палубе еще раз взглянуть на свой корабль, что и было ему разрешено. Мы остались все наверху посмотреть на гибель парохода и нас разбирало любопытство, как будет реагировать этот старый волк на потопление своего судна.
Он спокойно стоял, сложив на груди руки, рядом со Старшим офицером и цедящими через зубы фразами коротко рассказывал свою судьбу: он 18 лет командовал этим прекрасным судном, совершая беспрерывные рейсы по океанам и теперь шел из Англии кругом мыса Доброй Надежды, сделав около 15 тысяч миль и, вот, судьбе было угодно устроить встречу с нами, недойдя каких-нибудь 30 миль до места своего назначения. В это время раздался отдаленный звук глухого взрыва и несколько досок палубной настилки на баке парохода полетели в воздух. Это был первый сигнал агонии парохода. Через несколько минут послышались и другие, заглушенные внутренностью трюмов взрывы. Наступила гробовая тишина. Все взоры были обращены на пароход, который без перемены, в небольшом от нас расстоянии, продолжал покачиваться на мертвой зыби океана. Лицо его капитана казалось окаменелым, ни один мускул загорелого лица не дрогнул, и только неподвижные глаза, устремленные на свое детище, горели каким то странным блеском. В носовой части судна раздался более сильный взрыв, морская громадина начала опускаться носом в воду, как бы становясь на колени при виде желанного, но недостижимого порта.
Агония длилась недолго; вскоре пароход встал вертикально, показал свои винты и нырнул в глубину могилы. Глаза морского волка затуманились слезой, он быстро повернулся к Старшему офицеру и отрывисто проговорил «я готов, укажите мне мое помещение». Я понял, что должен был переживать в душе своей этот старый моряк. Нам невольно стало его жалко и, получив приказание Старшего офицера провести его в адмиральскую каюту, мы с прапорщиком Ярмерштедтом, прекрасно говорящим по-английски, повели капитана в предназначенное помещение, куда сейчас же приказали вестовым принести виски с содовой водой и постарались залить ему горе, вознагражденные его интересными рассказами.
Оставаться здесь дальше не входило в планы адмирала и отряд, стал удаляться от японских берегов, держа путь обратно на север. В этот же день нами был встречен американский пароход типа увеселительной яхты, полный американских туристок и туристов, ехавших из Америки в Японию. После осмотра, наделавшего, все таки, на нем переполох, яхта была отпущена, а мы продолжали свой путь, держась на этот раз в значительном расстоянии от берегов.
Никакого парохода с американским золотом нам встретить не удалось, но все же на пути попался американский пароход «Арабия» с полным грузом, идущий в Японию и так как на нем было достаточно угля, чтобы следовать с нами, то посадив на него призовую команду с «Рюрика» при 2-х офицерах (были посланы лейтенант Ханыков и прапорщик Ярмерштедт), приказали идти за отрядом, дав им предписание в случае расхождения из-за тумана идти маршрутом через 4-ый пролив Св. Екатерины Курильских островов в наш пост Корсаковский на Сахалине, где погрузить необходимое количество угля и следовать во Владивосток. Такое предварительное распоряжение адмирала было сделано очень кстати, поднимаясь на север, мы вскоре вступили в полосу большого тумана.
При приближении к Сангарскому проливу на отряде чувствовалось беспокойство постоянными запросами адмирала о количестве остающегося угля. Нас это на «Рюрике» нисколько не беспокоило, так как при наших котлах и громадном запасе топлива, мы могли совершить еще несколько раз подобное путешествие, но не так обстояло дело на «России» и Громобое», где запас топлива приближался к концу, а еще ошибка «Громобоя» в своих утренних рапортах ввела в заблуждение адмирала, который рассчитывал на большую цифру запаса на нем топлива и это заставляло его нервничать. Давались по радио различные маршруты, то идти через Сангарский пролив, то идти на Сахалин, наконец адмирал решил дать курс на Сахалин, через 4-й Курильский пролив. Следуя четвертые сутки в густом тумане, мы невольно подтянули строй, прижавшись к туманным кильватерным буйкам, выпускаемым передними мателотами на 2 кабельтова за корму и по которым мы уже имели хорошую практику держаться в отряде.
По расчету плавания и счислению мы минули Сангарский пролив и поднимались далее на север, как вдруг ночью адмирал делает условный сигнал сиреною поворота последовательно на 16 румбов, то есть на обратный курс. Это выполняется исправно, за исключением нашего приза, парохода «Арабия», которая, как потом оказалось, не слышала сигнала и продолжала идти своим курсом дальше на север. Какие были причины такой нерешительности адмирала нам, на «Рюрике», известно не было, но ясно, что без причины, потратив зря столько угля, опять на обратный курс адмирал бы не лег. Потом выяснилось, что благодаря туману, мы уже давно не имели обсервации своего места и не доверяя счислению, адмирал не рисковал вести крейсера через неширокие проливы между Курильскими островами, проход через которые из за сильного течения и постоянного тумана, предоставлял значительною большую опасность для плавания по сравнению с таковым же через Сангарский пролив, это соображение и заставило адмирала переменить свой маршрут. Но и в Сангарский пролив со стороны Тихого океана попасть было делом нелегким.
К утру мы, по счислению, подошли к Сангарскому проливу; туман был так густ, что мы не видели переднего мателота, но можно было ожидать, что погода исправится, солнце начало пробивать верхний слой тумана и мы, ожидая, когда лучи его согреют берега и отгонят туман от них, продолжали ощупью приближаться к берегу. Вдруг, как по мановению волшебного жезла, полоса тумана поднялась над водою и под ней открылся ярко освещенный пляж берега с усевшимся на мель небольшим японским пароходом, не попавшим в пролив, вход в который оказался в полу-миле севернее и сейчас начал очищаться. Задерживаться было безрассудно, надо было торопиться, пользуясь прояснением погоды, чтобы войти в пролив и проскочить в Японское море. Ход прибавили до полного и пошли форсировать пролив. Тут же выяснилось, что мы потеряли свой приз, «Арабию», отбившуюся от нас при повороте. Положение наше было не из завидных. На больших крейсерах угля оставалось очень мало, освещения местности никакого и у всех родилась мысль, что при выходе в Японское море более чем вероятно сторожит нас Камимура со всей своим флотом, чтобы дать нам бой. Но другого выхода не было, как идти на-авась вперед.
Окончательно прояснилась погода, мы полным ходом, как и в первый раз, выбирая путь по сулою, проходли мимо Хакодате.
При выходе из пролива в Японское море, мы вздохнули спокойной грудью, никакой ловушки нам не подстроено и обследование горизонта не дало на нем никакого присутствия судов. Когда берега стали скрываться, перешли на экономический ход, адмирал, для очистки совести, дал общий сигнал «ночью возможно ожидать минной атаки» и направили свой путь домой, к Владивостоку, предвкушая заслуженный отдых и освежение после утомительного, и с физической и с нравственной сторон, крейсерства.
Не знаю, был ли адмирал осведомлен, приближаясь к заливу Петра Великого, что наш подход к Владивостоку безопасен и неприятель не ожидает нас там, но только мы не особенно сочувственно отнеслись к его вечернему сигналу, которым приказывалось всем крейсерам произвести с наступлением темноты испытание принятых на отряд крепостных светящихся ракет для отражения миноносцев. Такую иллюминацию мы и произвели среди
ночи. Жаль, что этими ракетами мы не были снабжены в наш предыдущий поход, так как результаты их были очень хорошими в смысле видимости и площади освещения, тогда быть может при атаке нас японскими миноносцами, удалось бы им нанести больший ущерб.
К рассвету мы благополучно подходили к Владивостоку и высмеивали «Громобой», который выражал семафором свое сомнение, что у него хватит угля дойти до бочки в Золотом Роге, но это уже было нестрашно, подмели до чиста угольные ямы и все стали на бочки, закончивши этот наш самый продолжительный и длинный поход за войну, сделав 2.580 морских миль.
Через два дня во Владивосток так же благополучно пришел и наш приз «Арабия», которая действительно не слыхала ночного условного сигнала сиреною и, согласно ранее полученной инструкции, прошла на Сахалин, приняла нужное количество угля и пришла к месту назначения, совершив 400 миль крюку.
По возвращении домой мы застали «Богатырь» уже снятым с камней и находящимся в сухом доке, почему наш отдых обещал быть спокойным и особенно веселым.
Невольно напрашивается вопрос, почему же более сильный противник был столь инертен в своих действиях во время этой нашей прогулки? Как потом удалось выяснить, эта инертность была лишь кажущейся для нас, в действительности же адмирал Камимура бросался в разные стороны, чтобы встретиться с нами, но злой рок невезения делал неудачными все его начинания. Он подходил и к Владивостоку, но после нашего ухода, был и в Сангарском проливе, после нашего прохода им; не рискуя найти нас в Великом океане, следуя вдогонку, он был уверен, что крейсера следуют на соединение с Артурской эскадрой, обойдя Японию и вот он спешит через Японское море обратно в свое Средиземное, чтобы выйти через него нам навстречу, так как одна только мысль пропустить крейсера в Порт-Артур повергает его в отчаяние, ибо он, поставленный на страже в Японском море именно для этой цели разъединения наших сил, не выполнил бы тем свою прямую задачу. Задержась несколько для пополнения угля, он приходит к месту потопления нами «Найт-Командера» с запозданием и следует вдоль японских берегов к северу, в то время, когда мы идем тем же, параллельным с ним курсом, но в большом отдалении от берегов. Затем, по каким то неизвестным причинам, Камимура, не доходя до Сангарского пролива, поворачивает обратно, а мы, почти обескровленные отсутствием угля, в то время спокойно выходим через пролив в Японское море для следования во Владивосток и благополучно возвращаемся домой. Нетрудно представить себе ту картину, которая получилась бы, если бы японцы были осведомлены или догадывались о нашем маршруте. Так или иначе, и на этот раз, удача ему не сопутствовала, оставив нашу, если можно так выразиться, «военную наглость» безнаказанной.
За этот поход мы успели привыкнуть к новому адмиралу, высшее командование осталось довольным его действиями и на этот раз дальнейшей смены начальника отряда не предвиделось, а молодежь в береговых салонах уже успела дать прозвище новому адмиралу: «Карла смелая». На крейсера были поданы баржи с углем и началась обычная грязная работа погрузки угля и прием материалов из порта.
Личный состав освежался на берегу, а адмирал Камимура, вероятно, страдал печенью, переживая все свои неудачи и не предвидел того, что так скоро, всего через несколько дней, фортуна счастья боевого обернет свое лицо в его сторону.
К. Иванов-Тринадцатый
Похожие статьи:
- Адмирал Сенявин. – В. К. Пилкин
- Три похода «Петропавловска». – Алексей Геринг
- ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (№113)
- Хроника «Военной Были» ИЗВЕСТИЯ О ВОЕННЫХ ДОБРОДЕТЕЛЯХ РОССИЯН
- №119 Ноябрь 1972 г.
- Балтийский флот в войну 1914-1917 гг. – Н.П. Солодков
- ПИСЬМО В РЕДАКЦИЮ (№108)
- Капитан 1 ранга Владимир Иванович Семенов (1867-1910). – Г. Усаров
- «Гебен» был на русских минах 16 октября 1914 года. – А. Н. Пестов