1892-1895 гг.
В 1892 году, в июне месяце, я приехал для поступления в Николаевское Инженерное училище в С. -Петербург, поразивший меня своим царственным величием.
Широкие и прямые, как стрела, перспективы, окаймленные высокими, художественными зданиями и запруженные густой, вечно движущейся толпой людей и бесконечной вереницей экипажей производили на меня, провинциального юношу, сильнейшее впечатление.
Казанский и Исаакиевский соборы поражали своим величием, размерами и красотой. Зимний дворец, Главный Штаб и ряд других художественных построек на Невском проспекте и Набережной восхищали меня.
Проснувшись на другой день рано утром, я решил немедленно идти в Инженерный замок, где помещалось Инженерное училище.
Это было величественное здание необычайной формы. Наружная его форма была четырехугольник, внутренний же двор имел форму шестиугольника. Он был в трех этажах с четвертым подвальным.
Перед замком была площадь, на которую выходил главный фасад замка. В середине нижнего этажа этого фасада был главный вход во внутренний двор, а большая часть верхнего этажа была украшена портиком из 12 мраморных дорических колонн. Над его большим окном в середине возвышался архитрав, а под ним, во всю длину темно-мраморного фриза, была надпись:
«Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней» большими золотыми буквами.
По карнизу вверху весь этот фасад был украшен мраморными статуями.
Почти в середине первого фасада имелся значительный выступ, увенчанный колокольней, имевшей форму шпица Петропавловского собора. Выступ был также в три этажа: в верхнем его этаже помещалась приходская церковь во имя Архангела Михаила, а по другую сторону выступа находились ворота во второй внутренний дворик, гораздо меньших размеров, чем главный двор.
В левом фасаде замка, выходившем на Фонтанку, также имелся выступ, образуемый одной, овальной формы комнатой верхнего и нижнего этажей, выдающейся вперед, и из окон его весь этот фасад мог быть фланкирован в обе стороны.
Третий фасад (задний), параллельный первому, выходил на Мойку и Летний сад. Он имел в середине широкую лестницу, ведущую со двора в первый этаж и так называемый Георгиевский зал. Средняя часть этого фасада имела подобие бастионного фронта.
Весь замок с его боковых и задних фасадов был окружен железной решеткой, образуя плац для прогулок юнкеров.
В углу между задним и левым фасадами находился еще один вход в третий внутренний дворик, тоже небольших размеров. Шагах в ста перед главным фасадом, на площади возвышался памятник Петру Великому, поставленный Императором Павлом, с надписью «Прадеду — правнук».
А еще дальше впереди памятника, на высоте теперешней Инженерной улицы находились два павильона, трехэтажные и в стиле замка.
Через главный вход во внутренний двор замка вход в подворотню. Она вся украшена колоннами, и направо и налево шли две широкие, во всю подворотню, лестницы, ведшие в первый этаж, налево — в квартиры начальника училища и Академии и направо — в квартиру командира роты юнкеров.
В главном внутреннем дворе три входа. Первый налево — главный, парадный вход в замок, по широкой лестнице в вестибюль первого этажа. Из него прекрасная мраморная лестница поднимается до половины этажа и затем, разделяясь на два крыла, поднимается до второго этажа. Другой вход, прямо против ворот, идет в помещение юнкеров училища в первом этаже. Третий, прямо во второй этаж, в классы училища и Академии, был построен уже при мне.
Вообще весь замок давал помещения: Николаевскому Инженерному училищу, Николаевской Инженерной Академии и Главному Инженерному Управлению.
В первом этаже помещались: спальни юнкеров, зал для строевого учения, мастерские, лазарет и склад оружия и одежды. — все налево от входа, а направо — еще спальни, умывальник, комната дежурного офицера.
Во втором этаже находились классные комнаты юнкеров, библиотека и церковь юнкеров, помещающаяся в спальне Императора Павла, где он был убит.
С другой стороны от входа — еще классные комнаты, зал конференций, большой парадный зал, по стенам которого были установлены мраморные доски с именами Георгиевских кавалеров, бывших воспитанников училища и Академии, а на противоположной стене, между окнами висели их портреты. За залом — большая овальная комната и еще два — три класса. За ними начиналось помещение Главного Инженерного Управления, вплоть до главного входа.
Во многих помещениях сохранились еще следы прежней роскоши, как, например, плафон в библиотеке и в главном зале. О постройке замка сохранились предания. Уверяют, что в бытность Павла еще Великим Князем ему явился во сне ангел, повелевший построить новый дворец на месте старого дворца Елизаветы, с церковью для приходящих, что Павел и сделал. Говорили также, что число букв в надписи на фронтоне: «Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней» соответствует числу лет жизни Императора.
Уверяли, что замок соединен подземным ходом с павловскими казармами, и между юнкерами были любители разыскивать этот ход. Они говорили, что вход в него находится в толстой стене, отделявшей спальню Императора от библиотеки.
С другой стороны спальни находился небольшой круглый кабинет. В стене, прилегавшей к спальне, была глубокая ниша. В ней помещалась плащаница, а в спальне была устроена церковь. На стене, над плащаницей была прибита по повелению Императора Александра 2-го мраморная доска с надписью: «Господи, отпусти им: не ведают бо, что творят!»
В Инженерном замке я подал в канцелярии прошение и получил программу экзамена. Она показала мне, что мои знания достаточны, чтобы выдержать экзамен, но в канцелярии мне сказали, что для уверенности в успехе нужно поступить в подготовительный пансион Мерецкого.
Это был преподаватель топографии, полковник. Он держал пансион, в котором подготовлял молодых людей к вступительным экзаменам в Николаевское Инженерное училище и в Институт Инженеров путей сообщения.
Пансион помещался на Стременной улице в городе и на станции Удельной, за городом. Я отправился к Мерецкому. Он категорически заявил мне, что только пройдя через его пансион я могу надеяться попасть в училище. Мне очень не хотелось этого, но я не знал, как от него отделаться. Однако, когда он сказал мне, что это будет стоить пятьсот рублей, я обрадовался и заявил ему, что не располагаю такой суммой, а лишь двумя стами пятьюдесятью рублей.
— Ну хорошо, — ответил он, к моему удивлению, — я возьму с вас только двести пятьдесят, но никому не говорите об этом.
Таким образом я все же попал в пансион. Он назывался подготовительным, но в действительности подготовка была очень слаба. Приходил преподаватель математики Андрющенко, час — другой болтал с учениками и уходил. Вот и все! Жили на Удельной, часто посещали Озерки…
Я скоро увидел, что в такой обстановке далеко не продвинусь, и взялся сам за работу. Экзамен я выдержал вторым и был принят на казенный счет.
Так я сделался военным, и три года, проведенных в Инженерном училище, прошли быстро, но однообразно. Они не богаты какими-либо экстраординарными событиями, но несомненно отразились на моем культурном развитии и способствовали прочному укреплению во мне сознательной дисциплины и добросовестного отношения к обязанностям по службе и в отношениях к другим.
Инженерное училище той поры считалось «либеральнейшим» между всеми военными училищами и действительно отношения между юнкерами и их воспитателями, училищными офицерами, не оставляли желать ничего лучшего: не было никаких мелочных придирок, ни грубости в обращении, ни несправедливых наказаний. Отношения между юнкерами старших и младших классов были дружеские и простые.
Начальником училища был генерал-майор Николай Александрович Шильдер, военный инженер по образованию, но всецело отдавшийся истории и в то время уже известный историк — «жизнеописатель царей», автор биографий Императоров Павла, Александра и Николая и претендент на Аракчеевскую премию. В отношении училища он лишь «давал тон», которому следовали командир роты юнкеров полковник барон Нолькен, профессора и курсовые офицеры, соблюдая полную гармонию, без каких-либо диссонансов.
В результате, из училища выходили толковые офицеры-саперы, хорошо знающие свою специальность и сохранявшие по окончании училища в их отношениях с солдатами в батальонах то же самое справедливое и гуманное обращение, которое усвоили в школе.
Учебная часть была поставлена в училище отлично, состав профессоров — самый лучший Так, математику читали Будаев и Фитцум фон Экстед (фигурой и лицом настоящий римлянин), механику полковник Кирпичев, мосты — его брат, генерал Кирпичев, химию – генералы Шуляченко и Горбов, строительное искусство — капитан Стаценко, электротехнику — капитан Свенторжецкий, фортификацию — подполковник Величко и капитаны Энгман и Буйницкий. Атаку и оборону крепостей — генерал-лейтенант Иохер, минное искусство-подполковник Крюков, тактику — полковник Михневич и топографию — генерал-лейтенант барон Корф. Все это были профессора, хорошо известные тогда в Петербурге.
В строевом отношении училище составляло роту, командиром которой был полковник гвардейского Саперного батальона барон Нолькен, а младшими офицерами капитан Цитович, штабс-капитаны Сорокин, князь Баратов, Огишев, Веселовский, Погосский и Волков. Они же состояли и курсовыми офицерами.
Классы занимали все время до обеда, то есть до 12 часов. Затем давался отдых, за которым следовали верховая езда, работы в мастерских, гимнастика, фехтование, пение, танцы. К шести часам все кончалось и до вечерней зари еще оставалось время для приготовления уроков и чтения. В этот период я много читал, но бессистемно.
Учебный год начинался в сентябре и длился до середины мая, когда училище уходило в Усть-Ижорский саперный лагерь, в 24 верстах вверх по Неве. Там обучение стрельбе и тактические учения сменялись практическими занятиями по фортификации, военным сообщениям и строительному искусству. В этой полезной и здоровой работе проходило лето. В начале августа переходили в Красное Село, где бывало производство выпускных юнкеров в офицеры.
С самого приезда в Петербург я не переставал поддерживать дружеские отношения с моими товарищами по реальному училищу, посту
пившими в другие высшие учебные заведения Не проходило недели, чтобы мы не собирались то у одного, то у другого. Так же часто посещал я мою тетку Александру Михайловну Калмыкову, жившую с сыном Андрюшей и воспитывавшую тогда П. Б. Струве. Андрюша был студентом факультета восточных языков, а Струве на политико-экономическом, где уже считался величиной в этих вопросах.
Я с удовольствием вспоминаю всех курсовых офицеров училища. Для нас, юношей, они служили образцом корректности и справедливости по отношению к подчиненным.
Как я уже говорил, учебная часть была поставлена в училище отлично. Главным предметом была фортификация. Она преподавалась во всех трех классах, постепенно развиваясь и пополняясь. Составляя одну общую кафедру, она делилась на девять самостоятельных отделов или кафедр, и каждая читалась отдельным профессором.
Эти отдельные кафедры были:
Полевая фортификация, то есть укрепления, сооружаемые во время войны на полях сражения. Этот курс читался подполковником Величко, капитаном Буйницким и штабс-капитаном Ипатович-Горянским.
Применение полевых укреплений к местности читал капитан Кононов.
Минное искусство — штабс-капитан Ипатович-Горянский и позже капитан Д. В. Яковлев.
Долговременная фортификация читалась капитаном Э. К. Энгман.
Атака и оборона крепостей — генерал-лейтенант Иохер и капитан Пересвет-Солтан.
История осад — генерал Маслов, которого много лет спустя заменил я.
Проектирование укреплений — капитан Буйницкий.
После фортификации придавалось большое значение строительному искусству, которое читал капитан Стеценко.
Затем следовала строительная механика, читаемая полковником Кирпичевым.
Математику (диференциальное и интегральное исчисление и анализ) читал профессор университета Будаев, уже считавшийся знаменитостью.
Электротехника — капитан Свенторжецкий.
Военные сообщения — полковник Крюков и капитан Кононов.
Артиллерия, военная история, химия, физика, топография, тактика, администрация и черчение довершали программу училища.
По окончании училища юнкера производились в подпоручики инженерных войск с выпуском в саперные, железнодорожные и понтонные батальоны или в минные, телеграфные и крепостные саперные роты. Там проходили строевую службу в течение двух лет (на востоке — трех) с правом поступления в Никола-
рискую Инженерную Академию по конкурсному экзамену.
Хотя юнкера изучали все те предметы, что требовались для высшего технического образования, звания инженера они, однако, не получали. Для этого нужно было пройти Николаевскую Инженерную Академию, служившую как бы необходимым дополнением к училищу. Там главным предметом была тоже фортификация и, как в училище, она делилась на отделы, читаемые разными профессорами. Когда я несколько лет спустя поступил в Академию, то понял, что все читаемое в ней по фортификации расширяло и дополняло уже усвоенное по этому предмету в училище.
В Академии читалось:
Современное состояние долговременной фортификации (полковник Буйницкий), конструкция долговременных сооружений (полковник Арене), блиндированные установки (капитан Голейкин), история осад (генерал Маслов), постройка укреплений в горах (капитан Коханов), оборона государства и применение долговременной фортификации к обороне страны (полковник Величко), оборона берегов (капитан 2 ранга Беклемишев). Крепостная война велась несколькими профессорами фортификации с участием офицера Генерального штаба и артиллериста. Наконец главным отделом было составление проектов крепостей и фортов под руководством всех старших профессоров.
Всего было девять отделов.
После фортификации придавалось большое значение механике, затем строительному искусству, бетонным работам, земляным работам. Как по механике, так и по строительному искусству, по мостам, гидравлике и электротехнике существовали, кроме теоретических курсов, и практические работы по составлению проектов.
Таким образом несомненно, что прошедшие через училище и Академию обладали весьма обширным техническим образованием, дополненным еще и общевоенными и общеобразовательными курсами.
***
Еще на младшем курсе Инженерного училища я стал увлекаться фортификацией более, чем другими предметами. Меня привлекала благородная роль укреплений, служивших для сбережения жизни защитников и для помощи им в обороне. Первые понятия о возведении укреплений в полевой войне на полях битв нам преподавал подполковник К. И. Величко. Он читал нам курс «полевой фортификации» и уже начал тогда входить в известность в инженерных кругах Петербурга.
Он читал свои лекции, чертя на доске мелом, и приказал, кроме того, завести большие тетради из клетчатой бумаги и задавал нам задачи, которые мы должны были решать и затем вычерчивать в этих тетрадях. На среднем курсе училища фортификация увлекла меня еще больше благодаря прекрасным лекциям покойного полковника Э. К. Энгмана. Это был не только талантливый профессор и отличный лектор, но чувствовалось, что он любит то, чему учит нас, и этим он влиял на своих учеников.
Я искренне отдался изучению фортификации. Это было замечено полковником Энгманом, и он привлек меня к составлению альбома чертежей к его первому учебнику. По полноте содержания и ясности, а вместе с тем и краткости изложения этот учебник не имел равных, да и до сих пор он превосходит все и всех стран. Впоследствии в моих учебниках я ему подражал, но не превзошел. Поистине, ученик не может быть выше учителя.
В бытность мою в училище исполнилось 75 лет со дня его основания. Это событие было отмечено торжественным актом, на котором Главный начальник инженеров генерал-лейтенант Заботкин произнес посвященную событию речь, а вечером состоялся большой бал, собравший в училище весь Петербург. По этому поводу я написал «Исторический очерк», посвященный училищу. Это была моя первая литературная работа, увидевшая свет.
***
В 1895 году, уже незадолго до окончания курса и выпуска в офицеры, произошло со мной несколько случаев, которые, хотя и незначительные сами по себе, имели на службу мою большое влияние.
Каждый юнкер, кончающий военное училище, мечтает всегда о том, чтобы при выпуске ему досталась бы вакансия как можно лучшая. Для юнкеров Инженерного училища лучшими считались “гвардейский Саперный батальон и первый Железнодорожный, потому что оба они были в Петербурге, а второй, кроме того, составлял царскую охрану при Высочайших поездках.
Я очень хотел попасть именно в этот батальон, но понимал, что для этого нужно иметь солидную протекцию, а у меня ее не было.
Однажды во время классной перемены я был позван в профессорскую комнату к полковнику Энгману, и велико было мое удивление, когда Энгман спросил меня, куда именно желал бы я выйти из училища.
Я сознался в моих мечтах.
— Ну, — сказал полковник, — в ближайшее воскресенье, в 9 часов утра отправляйтесь к командиру батальона полковнику Яковлеву и представьтесь ему от моего имени.
Удивленный и более чем обрадованный, я в точности выполнил все, был принят командиром батальона и услышал от него, что я рекомендован полковником Энгманом так хорошо, что он уже записал меня на первую вакансию.
Я был чрезвычайно счастлив и горячо благодарил.
До выпуска оставалось всего три — четыре месяца, и я считал, что дальнейшая моя карьера обеспечена.
Однако вслед затем произошли один за другим целый ряд событий, и все изменилось.
Должен сказать, что еще в 1891 году на Дальнем Востоке началась постройка железной дороги от Владивостока до Хабаровска, известной под именем Уссурийской железной дороги. К 1895 году она дошла уже до половины расстояния, где была конечная станция Муравьев — Амурский. Злые языки говорили тогда, что ротмистр, начальник жандармской команды на этой станции, очень будто бы хотел иметь орден св. Владимира с мечами и бантом, но получить его можно было только за боевые действия. Тогда он якобы симулировал нападение на станцию китайских хунхузов, то есть разбойников, которое он со своей командой успешно отбил.
Донесение об этом в Петербург произвело в правительственных кругах некоторую тревогу. Решили, что продолжать постройку без помощи военной силы невозможно, и по соглашению между военным министерством и министерством путей сообщения было решено немедленно сформировать железнодорожный батальон, назвав его Первый Уссурийский железнодорожный батальон.
Летом 1895 года юнкера Инженерного училища были в Усть-Ижорском саперном лагере, когда известие об этом появилось в газетах. Я и мой товарищ по выпуску серб Родослав Георгиевич прочли это сообщение вместе, и нас ужасно потянуло путешествие на Дальний Восток. Сколько стран посетишь и океанов переплывешь, чего только не увидишь и не узнаешь! Как упустить такой случай? Потолковали и решили попытаться попасть в этот батальон.
Отправились в Главный Штаб, оттуда в Железнодорожный Отдел, но как ни старались ничего добиться не могли и не бывать бы мне в Уссурийском батальоне, если бы не случилось следующее:
Сообщение между лагерем и городом производилось пароходами Шлюссельбургского общества «Трувор», «Синеус» и «Вера». Возвращаясь однажды на «Труворе» в лагерь, я имел с собой фотографический аппарат и все время защелкивал виды берега. Находившийся тут же на палубе артиллерийский офицер вдруг подозвал меня и завел со мной разговор на тему о фотографии. Разговорившись, мы перешли на другие темы и коснулись предстоящего выпуска. Услышав от меня о моих бесплодных посещениях Главного Штаба, офицер рассмеялся и сказал, что он попытается помочь мне. Он дал мне свою визитную карточку, на которой я прочел: капитан гвардейской артиллерии Илья Петрович Грибунин. Он был слушателем Офицерской Артиллерийской Школы, отбывавшей в это время практическую стрельбу в том же Усть-Ижорском лагере.
С этого дня началось мое знакомство с И. П. Грибуниным, перешедшее потом в тесную и искреннюю дружбу. Чем ближе я узнавал этого благородного, чуткого и доброго человека, тем более ценил его. Несколько раз он оказал мне большую моральную поддержку, движимый лишь чувством его безграничной доброты.
Когда я через несколько дней явился к нему, он сказал мне, что в числе слушателей Школы находится Его Высочество герцог Г. М. Мекленбург — Стрелицкий, что он уже говорил с ним обо мне и Георгиевиче и что герцог дал свою карточку, с которой мы должны представиться генералу такому-то.
Так мы и сделали: представились и немного спустя произошло то, что до той поры было невозможно, — нам прислали сообщение из штаба, что мы зачислены оба в Первый Уссурийский железнодорожный батальон.
Вскоре последовал выпуск и производство в офицеры, — начало новой жизни… Все молодые офицеры получили отпуск, и я немедленно выехал на юг…
В начале октября 1895 года я возвратился в Петербург, чтобы на пароходе Добровольного Флота отправиться во Владивосток.
Пароход назывался «Тамбов». Если не ошибаюсь, 11-го или 21-го октября «Тамбов» двинулся в дальнее путешествие из Кронштадта, и я хорошо помню, что перед самым отходом прибыл на пароход по просьбе пассажиров Отец Иоанн Кронштадтский и отслужил на палубе молебствие о благополучном путешествии.
Солнце уже склонялось, когда несколько буксиров зацепили «Тамбов» и поволокли его к выходу, где и предоставили его собственным силам.
Так началось путешествие, окончившееся во Владивостоке 5 января 1896 года, то есть через 75 дней.
А. Шварц
Тамбова для медицинского педикюра Мастера тамбова для медицинского педикюра. podolog68.ru |
Похожие статьи:
- Письма в Редакцию. (№111)
- Чугуевское Военное Училище. Продолжение, №109). – В. Альмендингер
- Чугуевское военное училище. – В. Альмендингер
- Учебное судно «Великая Княгиня Ксения Александровна». – Г.А. Усаров
- Чугуевское Военное Училище (Окончание). – В. Альмендингер
- Рота Его Высочества Морского Е. И. В. Наследника Цесаревича Кадетского корпуса (Продолжение, №117). – Б. А. Щепинский
- Обзор военной печати (№109)
- Бунт роты 5-го саперного батальона в Киеве в ноябре 1906 года. – К. Сазонов
- К 150-летию основания Николаевской Инженерной Академии и училища. – П. В. Шиловский и С. В. Широков
В “Военной были” был опубликован сокращенный вариант.