Об Отдельных Гардемаринских Классах, просуществовавших вследствие революции всего 5 лет, появилось очень немного отрывочных статей.
Поэтому я задался целью описать, как наш выпуск проходил курс, как мы отнеслись к революции и что происходило в Классах в феврале-марте 1917 года.
Я совершенно не претендую на полную точность всего написанного мной, ибо пишу все только по воспоминаниям и по сведениям, которые мне очень любезно дал Владимир Евгеньевич Палчевский, гардемарин моей смены, за что я ему приношу большую благодарность.
Вступление
В июне 1909 года были заложены для Императорского Балтийского флота линейные корабли «Петропавловск», «Севастополь», «Гангут» и «Полтава», а в 1911-13 годах, по «малой» судостроительной программе, были заложены для Черного моря линейные корабли «Императрица Мария», «Императрица Екатерина» и «Император Александр III», а также целый ряд крейсеров, эскадренных миноносцев и подводных лодок как для Балтийского, так и для Черного морей.
Вступление в строй в 1915-1916 годах такого большого количества судов поднимало весьма важный вопрос их укомплектования офицерским составом. Одно Морское Училище не было в состоянии дать нужное количество офицеров, а производить капитальную ломку векового уклада Училища высшее морское начальство считало нежелательным.
В результате разных совещаний по вопросу личного состава флота четыре видных адмирала — Григорович, Светлейший князь Ливен, Эссен и Вирен настояли на создании параллельного Морскому Училищу военно-морского учебного заведения, которое по своей программе стояло бы ближе к действующему флоту.
Первоначально это учебное заведение получило название «Параллельные Гардемаринские классы Морского Училища с утверждением устава в 1914 году было переименовано в «Отдельные Гардемаринские Классы» (О. Г. К.).
Устав предусматривал курс в 32 месяца. Прием должен был происходить осенью, и после месячного обучения самым основным положениям дисциплины, отданию чести, «словесности», ружейным приемам гардемарины отправлялись в заграничное плавание на 8 месяцев. Во время плавания гардемарины несли вахты по всему кораблю и стояли в карауле. Кроме того, ежедневно происходили практические занятия как со сменными начальниками, так и со специалистами кондукторами и боцманматами.
По возвращении из плавания начинались теоретические занятия, продолжавшиеся год, после чего поздней весной рота уходила опять в плавание на четыре месяца. В этом плавании проходились практически штурманское дело, съемка, стрельба, минное дело, эскадренное плавание, неслась уже отчасти вахта вахтенного офицера, на якоре и на ходу.
По прибытии в Петроград возобновлялись теоретические занятия до выпускных экзаменов и производства в начале мая следующего года.
В продолжение курса проходились следующие предметы: богословие, английский язык, французский язык, морская гигиена, аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисление, сферическая тригонометрия, теоретическая механика, химия и взрывчатые вещества, двигатели внутреннего сгорания, пароходная механика, электротехника, радиотелеграф, физическая география, история военно-морского искусства, морская практика, морская опись, лоция, навигация, девиация компасов, астрономия, тактика, корабельная архитектура, артиллерия — стрельба, артиллерия — материальная часть, артиллерия — теория, мины Уайтхеда, мины заграждения, тралы и подрывное дело, военно-сухопутное дело и уставы и строй.
Особенностью этого нового военно-морского учебного заведения было то, что преподавательский состав почти целиком состоял из офицеров флота, а все курсовые офицеры приходили прямо с действующего флота и по плану должны были возвращаться опять на флот вместе с новопроизведенными мичманами — их питомцами. Хотя устав О. Г. К. был утвержден и вступал в силу только в 1914 году, занятия начались уже с осени 1913 года, когда по конкурсному экзамену была набрана рота юнкеров, которые явились основанием О. Г. К. Эти юнкера были переименованы в гардемарины по возвращении из заграничного плавания на крейсере «Олег» весной 1914 года и были произведены в мичманы в 1916 году.
Помещались Отдельные Гардемаринские Классы в самом конце Большого проспекта, на Васильевском Острове, в так называемых дерявинских казармах, которые были заново отлично отремонтированы и приспособлены под их новое назначение. В первом этаже, направо от входа, помещались очень хорошо оборудованные кабинеты: артиллерийский и минный. Налево был огромный гимнастический, он же и фехтовальный зал, легко вмещавший две роты. В этом же этаже жила команда Классов и вольнонаемные, обслуживавшие гардемарин.
Из вестибюля красивая, широкая лестница вела во второй этаж. Прямо с площадки лестницы открывалась дверь в зал, где в дни приемов гардемарины принимали родных и знакомых. Направо шел коридор, в начале которого была дверь в столовую, а в глубине его было помещение Начальника и офицеров Классов.
Налево от площадки помещались классные комнаты, комната дежурного офицера, карцер, а в глубине — ротное помещение, состоявшее из большого зала для занятий гардемарин, двух спален, комнаты фельдфебеля, умывалки, курилки, гардеробной и помещения каптенармуса. В зале занятий каждый гардемарин имел свою конторку, где он хранил все учебные пособия, а также некоторые свои вещи.
На третьем этаже помещались: направо — лазарет, а налево — второе ротное помещение, оборудованное точно так же, как и первое. Там же была библиотека со складом учебников и учебных материалов.
К зданию Классов примыкал большой двор с двумя железными воротами на Большой проспект. В глубине двора было двухэтажное здание, в котором помещались баня, швальня и гараж для машины Начальника Классов. На этом дворе происходили строевые занятие, стрельба в цель из наганов и тренировка легкой атлетики. Зимой приблизительно половина двора превращалась в каток, на котором, главным образом, играли в хоккей.
ПРИЕМ 1915 ГОДА ПЛАВАНИЕ НА КРЕЙСЕРЕ «ОРЕЛ»
В сентябре 1915 года был произведен третий прием в О. Г. К. по конкурсу аттестатов, причем конкурс был очень высокий. Медицинский осмотр был весьма тщательный, особенно зрения и на дальтонизм. В конечном результате было выбрано 118 человек.
В первый же день парикмахер Классов постриг нас всех под нуль, затем нас одели во все казенное, но без погон. Каждый гардемарин получил личный номер, который автоматически определял к какой вахте, отделению и смене он принадлежал.
С первых же дней мы очень часто видели Начальника Классов, кап. 1 ранга Фролова, впоследствии контр-адмирала. Это был офицер, пришедший с флота, выдающийся штурман, специалист по девиации. При первом знакомстве он производил впечатление очень сурового и резкого начальника, на самом же деле это был строгий, но крайне справедливый и добрейшей души человек, стоявший горой за своих гардемарин и делавший все, чтобы поставить Классы на должную высоту. Гардемарины его любили, чему может служить доказательством данное ему прозвище «папашка».
Через несколько дней после поступления к нам пришел знакомиться наш достоянный ротный командир, старший лейтенант Борис Михайлович Петров 7-ой, бывший порт-артурец. Его довольно грубая внешность, очень громкий и резкий голос, лаконические распоряжения и высказывания повергли нас в панику, но не прошло и недели, как мы поняли, что подо всем этим скрывается «отец-командир», в чем мы неоднократно имели возможность убедиться в плавании.
Ежедневно происходили во дворе строевые занятия, причем особое внимание уделялось ружейным приемам, а в ротном помещении сверхсрочнослужащие обучали нас отданию чести и ответам на приветствия начальствующих лиц. Помню одного боцманмата, обязательно и неоднократно требовавшего: «Отвечайте мне, как Государыне Императрице!».
Так две недели пролетели, как один день. Приближался отъезд во Владивосток. Мы получили погоны и, у кого были в городе родные или хорошие друзья, были уволены в отпуск на короткое время. Конечно, первое появление в форме на улицах столицы, кишевших генералами и офицерами, вызвало некоторый страх в смысле отдания чести, но все прошло благополучно и все вернулись в положенное время в О. Г. К. безо всяких приключений.
В один из последующих дней разнесся слух, что к нам приедет адмирал Вирен. Действительно через день-два нас выстроили в ротном помещении, произвели строгий осмотр, все ли подстрижены, одеты по форме и т. д. Вскоре после этого мы услышали шаги группы лиц в коридоре и в помещение вошел адмирал Вирен в сопровождении Начальника О. Г. К. и целого ряда офицеров. Это был блондин с проседью, небольшого роста, коротко подстриженный ежиком, со строгими проницательными глазами. Поздоровавшись с нами, на что мы дружно и складно ответили: «Здравия желаем, Ваше Высокопревосходительство», он прошел по всему фронту стоявшей в две шеренги роты, пожелал нам счастливого плавания и, попрощавшись, уехал.
Наконец однажды утром наши большие чемоданы были отправлены на вокзал и мы поняли, что настал день отъезда. Действительно, после обеда нас доставили на катерах к Адмиралтейству, а оттуда мы строем прошли на Николаевский вокзал по Невскому проспекту. Совсем стемнело, когда мы пришли на платформу, у которой стоял специально приготовленный сибирский скорый поезд, составленный из тяжелых пульмановских вагонов 2-го класса. В составе поезда был также вагон-ресторан, куда мы по-вахтенно ходили пить утренний чай. Обеды же обыкновенно заказывались вперед по телеграфу на какой-нибудь большой станции. Этот же вагон служил нам классным помещением, где офицеры занимались с нами Морским уставом и готовили нас к присяге. Кроме того, француз занимался с нами французским языком, а «англичанин» — «сэр» Тончук — английским «по своей собственной системе», давшей нам очень мало знаний в этом языке.
На вокзал пришли нас проводить родственники и знакомые, было и немало барышень. Нас крестили и благословляли, но все же не забыли вручить нам на дорогу конфеты, фрукты, печенье и вообще всякие сладости.
Наконец горнист проиграл «большой сбор», послышалась команда «по вагонам», последние прощальные приветствия и поезд медленно стал набирать ход. Нас разместили по 4 человека в купе, где нам надлежало жить до прихода во Владивосток.
Из начальства с нами ехали: начальник эшелона кап. 2 р. Воробьев, ротный командир ст. лейт. Петров, товарищ кап. 2 р. Воробьева, и сменные начальники — лейтенанты Ежов и Краев. Как-то так получилось, что с первых же дней мы стали относиться с некоторой иронией к кап. 2 р. Воробьеву. Вероятно, причиной тому был его вид, а главное голос, особенно, когда он разговаривал с ротным. Как я уже писал, у ст. лейт. Петрова был бас и резкая форма говорить, а у кап. 2 р. Воробьева был очень высокий фальцет и все приказания, которые он нам очень редко отдавал, мы получали скорее в форме просьбы, чем приказания.
Поезд шел как литерный экспресс, поэтому нас всюду пропускали, и остановки были только на больших станциях. Очень быстро мы достигли Екатеринбурга. На вокзале был киоск, в котором продавались по очень дешевой цене уральские самоцветные камни, но большинство из нас только любовалось ими. Конечно, все очень много времени проводили, любуясь разнообразными и постоянно меняющимися пейзажами России. С перевалом через Урал картина начинает резко меняться, — начинается тайга, переезжаем через невиданные сибирские реки, подходим к Байкалу. Все, конечно, не отходят от окон. Мрачные отвесные громады гор противоположного берега прямо вздымаются из воды ввысь. Поезд мчится по самому берегу, ежеминутно пролетая большие и маленькие туннели. Говорили, что там всего 110 туннелей. На утро Байкала уже нет. Мчимся по Забайкалью, проходим Читу и приходим на пограничную станцию Маньчжурия, где начиналась свободная продажа спиртных напитков. Еще задолго до Маньчжурии на какой-то станции нас построили на перроне и ст. лейт. Петров своим зычным голосом категорически объявил нам, что в России сухой режим, поэтому нам строго воспрещается при прохождении Маньчжурии, т. е. китайской территории, покупать и пить что-либо спиртное. Буде кто ослушается и будет пьяным, тот будет лишен отпуска во Владивостоке, а, кроме того, ему никогда не увидеть нашивок.
Несмотря на это человек 12 не удержались и тут же на станции выпили водочки. Вечером, когда все гардемарины уже легли спать, кап. 2 р. Воробьев и ст. лейт. Петров прошли по всему поезду, заглядывая в каждое купе и определяя по запаху, согрешил ли кто-нибудь или нет. Дошла очередь и до нашего купе, которое, я должен сказать, ничего не пило. Однако, кап. 2 р. Воробьеву показалось, что у нас пахнет спиртным, и между ним и ст. лейт. Петровым произошел следующий разговор: пискливый фальцет: «Боря, тут, кажется, пахнет», густой и резкий бас: «Да ничем тут не пахнет, идем дальше». На этом дело и кончилось, и мы мирно заснули.
Однако все согрешившие были пойманы, кроме одного, и потом все они носили кличку «маньчжурцы» до самого окончания Классов.
Прошли Харбин и вскоре были на ст. Пограничная, где опять начиналась Русская земля.
Нам уже порядочно надоело однообразное путешествие и мы были очень рады, когда наконец в один прекрасный день поезд подошел к красивому Владивостокскому вокзалу. На перроне нас приветствовал флаг-капитан штаба командующего флотилией, и после официальной части мы прошли под звуки оркестра по всей Светланке вглубь Золотого Рога, где стоял у стенки вспомогательный крейсер «Орел», бывший раньше пассажирским пароходом Добровольного Флота. С начала войны он был приспособлен как учебный корабль; его вооружение состояло из четырех пушек Гочкиса на баке, двух 120-мм. пушек Канэ на юте и одного пулемета на полуюте. Единственное, что придавало ему вид военного корабля — это его окраска в шаровый цвет. Однако, все это совершенно не умаляло его пригодности как учебного судна чисто морскому делу, ибо в первое плавание по программе мы проходили практику лишь морского, а не военного дела.
Еще в поезде нам объясняли и сообщали некоторые военно-морские обычаи и традиции. Так, мы уже знали, что шханцы — это святое-святых на корабле и что, поднявшись по трапу на шханцы, каждый должен отдать честь, сняв головной убор, что мы и делали, вступая первый раз на шханцы.
Гардемарины были размещены в кормовом кубрике, а одна смена — в каютах бывшего 2-го класса. Всем были выданы койки, состоявшие из пробкового матраса и постельного белья. Каждый гардемарин получил по рундуку, где он хранил большой и малый чемоданы, а также свои личные вещи. Эти рундуки были так построены, что на них спала часть гардемарин, а остальные спали в подвесных койках. Нашей седьмой смене подвезло, — ей было приказано пользоваться подвесными койками, что было очень приятно, особенно в качку, ибо поверхность рундуков была совершенно гладкая и матрасы катались по ней. Первое время койки портили нам много крови, ибо после побудки их надо было быстро вязать так, чтобы не было никакого «пуза», т. к. коечные сетки на левых шханцах, куда убирались койки на день, были подогнаны точно по уставной мерке. Если койка была неправильно вязана, ее приходилось перевязывать, а это часто означало, что злополучный гардемарин мог остаться без утреннего чая, т. к. время было точно рассчитано и за несколько минут до подъема флага все должны были быть готовы.
Конечно, первые дни мы ходили как в лесу, т. к., хотя мы и зубрили морскую терминологию и в Классах и в поезде, невозможно было ее сразу применить на практике. Кроме того, нам не давали много размышлять. Чуть ли не со второго дня начались гребные учения. Опять, как и койками, первые шаги доставили нам не мало горя.
После подъема флага и 15-минутной гимнастики или, в некоторых сменах, после работы на 6-дюймовсм станке нас посадили посменно в 12-весельный баркас. Так как наш сменный начальник, лейт. Яковицкий, еще не прибыл, первые дни нас обучал лейт. Бутвиловский, командир одного из миноносцев, «фартовый» офицер, известный еще тем, что носил фуражку по-нахимовски. Кроме него, на всех учениях всегда был с нами хозяин шлюпки — боцманат Скворцов, с которым мы не расставались до конца плавания и который нас многому научил.
Рассадили нас по банкам, причем я оказался загребным правого борта. Лейт. Бутвиловский объяснил нам, по какой команде что надо делать, и мы отвалили. «Разобрать весла» — легко сказать, но представьте себе дубовое весло длиной в 12 футов, да еще с вальком; при отсутствия сноровки с ним трудно справиться. Кое-как мы все же умудрились исполнить команду «весла» и «на воду». Тут, конечно, весла сталкивались, было не мало щук, но лейт. Бутвиловский без конца заставлял нас проделывать все, начиная с «разобрать весла» и до «убрать весла», а потом начинал все снова. Конечно, при команде «убрать весла» вода стекала на руки, а так как это было уже в октябре, по утрам даже морозило, то руки стыли, и вот кто-то подал голос: «Г-н лейтенант, руки стынут», на что получил характерный ответ лейт. Бутвиловского: «Плюньте на ваши руки и берегите ваше здоровье!» Этот ответ остался в нашей памяти на долгое время.
Гребные учения продолжались около двух часов и происходили ежедневно. Сравнительно быстро мы справились с веслами, натерли мозоли и стали грести довольно прилично.
По сигналу мы возвращались на крейсер и следующие два часа, т. е. до полудня, проходили в обучении семафору, азбуке Морзе при помощи пищика.
После обеда полагался отдых, а с 2 часов до 4 опять начинались занятия посменно с начальником смены: текст присяги, несение вахт, караула, кораблеведение, морские термины, вязание узлов и т. д.
Занятия кончались в 4 часа и вскоре нас стали пускать в отпуск после ужина, до 9 часов вечера.
Принцип, что морской офицер должен уметь все делать, проводился в жизнь строго и поэтому мы начали нашу службу как бы матросами. Поэтому, когда мы начали нести вахты, мы подчинялись стоявшим вместе с нами унтер-офицерам. К их чести надо сказать, что они никогда не злоупотребляли своей властью.
По тому же принципу мы произвели погрузку угля без участия команды. Крейсер был оттянут к угольной пристани, где мы увидели горы угля, которые нам надлежало перегрузить в утробу корабля. Дело это очень неприятное, ибо участвуете ли вы в нем лично или погрузка производится поставщиком угля, как это было в плавании, все равно, несмотря на то, что все, что только можно, задраивалось накрепко, пыль проникала всюду, включая легкие, нос, уши и рот. Взялись мы за дело ретиво, горы стали быстро уменьшаться, а мозоли на руках быстро лопаться и кровоточить, но пыл не уменьшался, а скорее наоборот, потому что создалось соревнование между сменами.
Два других события до нашего ухода из Владивостока, хотя и не стоили нам никаких физических усилий, но оставили в душе части гардемарин известный суеверный осадок.
Дело в том, что при погрузке 120-мм. снарядов при помощи стрелы один мешок сорвался с самой высшей точки и упал в трюм. К счастью, взрыва не произошло, в противном же случае не много бы осталось от «Орла» и нас.
Затем в машинном отделении вспыхнула промасленная ветошь и начался пожар. К счастью, его удалось сравнительно быстро потушить.
За несколько дней до присяги стали ходить по роте бюллетени о состоянии здоровья «Шпака», причем здоровье его частью изображалось в самых отчаянных рисунках. Здоровье быстро ухудшалось, и к вечеру накануне присяги «Шпак» приказал долго жить. Шпака изображал гардемарин Тимонов, небольшого роста, в котором, как нам казалось, не было ни капли военного духа. Кто-то как-то соорудил нечто вроде гроба и вскоре после ужина Тимонова в этом сооружении торжественно внесли в наш кубрик. Начались речи, подходящие к случаю, причем произносились они якобы представителями разных государств на их языках, для чего были выбраны гардемарины, знающие данный язык. После этого гроб был опущен в трюм и на этом церемония закончилась.
Наконец наступил день присяги. Нас перевезли на транспорт «Ксения», имевший огромный ют, так что вся рота легко построилась по одному борту. Прибыл адмирал и штаб-офицеры. С понятным волнением мы произносили за священником слова присяги. Затем каждый подходил к огромному кормовому Андреевскому флагу и целовал его. Высшее начальство в нескольких словах поздравило нас с принятием присяги, упомянув, что это очень редкий случай, чтобы гардемарины присягали у кормового флага корабля.
Через несколько дней наступил день нашего ухода в плавание на долгие месяцы. Крейсер оттянулся от стенки, вахтенный начальник заменил дежурного офицера и вскоре «Орел» поднял якорь и с шарами на «малый» стал двигаться к выходу из Золотого Рога. В это время нас нагнал миноносец и на мостике мы увидели лейтенанта Бутвиловского. Некоторое время он шел параллельно с нами, но вскоре льдины стали толще и больше и, боясь за свой миноносец, он пожелал нам счастливого плавания и повернул назад. Этот его поступок произвел на нас какое-то очень приятное впечатление, как будто этим лейтенант Бутвиловский хотел показать, что мы теперь приняты в морскую семью.
Вскоре лед прекратился и мы вышли на чистую воду. Ветер к этому времени стал крепчать и нас начало покачивать, а к вечеру уже началась настоящая качка — наше «крещение». Большая часть гардемарин и многие из команды были в довольно печальном положении, но никто вслух не выражал своего состояния; однако мало кто ужинал в этот вечер, но служба от всего этого не страдала.
Ночью наше первое знакомство с океаном продолжалось. Тем, кто спал к подвесных койках, было легче, но спавшие на рундуках с каждым размахом корабля скользили то в одну, то в другую сторону, ибо удержаться было не за что.
На следующее утро ветер начал спадать и качка постепенно уменьшалась, но все же во время сменных занятий можно было наблюдать забавные картинки. Смены расположились с подветренной стороны на юте прямо на палубе и вот вдруг кто-нибудь из гардемарин стремительно срывался с места и летел к борту и, перегнувшись через поручни, травил канат. Я все это время вел себя прилично, хотя не скажу, что чувствовал себя отлично. Так продолжалось до «собаки», когда наша смена вступила на вахту и я с Бабицким нес вахту в кочегарке. Надо сказать, что Бабицкий, хотя он и был из Ташкента, совершенно не чувствовал качки. Так вот, чтобы развлечься, он стал мне говорить: «Вот, Тархов, сейчас ты будешь травить, вот еще немного — поедешь в Ригу» и так не переставая. Я его ругал, как мог, но ничего не помогало. Тут я вспомнил, что перед плаванием я купил в Гвардейском Экономическом Обществе какое-то средство от качки и, против всяких правил, побежал в кубрик и проглотил ложку этого снадобья, но едва я добежал до кочегарки, как меня хватило, к огромному удовольствию Бабицкого. Самое, однако, интересное то, что я не только не пил никогда больше этого лекарства, но даже одно воспоминание о его вкусе до сих пор наводит на меня тоску.
Наконец мы пришли в Фузан, уже по дороге почистившись и приведя себя в порядок. Бухта Фузана не очень большая и довольно открытая, так что мертвая зыбь настолько легко вкатывалась в порт, что было приказано опустить колосники и вахтенный гардемарин специально следил, чтобы крейсер не дрейфовало.
Тут в Фузане произошел третий и действительно несчастный случай, к счастью, последний за все наше плавание. Война еще далеко не была закончена, недавно еще «Эмден» гулял по морским просторам, а агентура доносила, что в Тихом океане крейсируют немецкие подводные лодки. Поэтому все наше плавание происходило в боевой готовности. Особенно это ощущалось ночью; все огни, кроме самых необходимых, были затемнены, орудия были вывалены за борт и заряжены, но замки не закрывались полностью.
Как-то утром гардемарины пили чай у себя в кубрике, некоторые уже кончили и собирались идти покурить у фитиля, как вдруг раздался сильный взрыв, яркий блеск ворвался по левому трапу в кубрик, а сильное давление воздуха сорвало парусину, которая была снизу набита на трап. В первый момент никто не тронулся с места. Алексей Вирен первым бросился раскатывать пожарный шланг, а затем уже гардемарины стали подниматься по трапу на палубу. Их глазам представилась ужасная картина. Вся палуба вокруг орудия была забрызгана кровью, комингс трюмного люка был сильно вогнут, очевидно, замком, вырванным из орудия и валявшимся тут же, тоже в крови. Кругом лежали куски и обрывки мяса и материи. Само же тело, как выяснилось, без ног, было переброшено через правый борт на сравнительно большое расстояние. Дежурная шлюпка сразу же отвалила за ним и доставила на крейсер. Тело было зашито в брезент и положено у кормового флага до похорон в Нагасаки, куда мы в этот день уходили.
Хотя замок и был вырван из орудия, снаряд все же вылетел и упал в чей-то сад, но, к счастью, не взорвался. Не успело начальство выяснить, что случилось, как к трапу уже подходил катер с местными властями. Им объяснили и показали, что случилось, и с этой стороны инцидент был быстро улажен.
Что точно произошло, останется навсегда покрытым мраком неизвестности. Версия, которую, кажется, приняли официально, была следующая: во всех орудиях спусковой механизм не может работать, пока замок не закрыт полностью. Однако с орудиями Канэ иногда бывают исключения. Поэтому решили, что, вероятно, хозяин орудия комендор Ершов, решил до разрядки орудия что-то почистить или привести в порядок и как-то задел какую-то часть, заставившую, против правил, сработать боек при замке не закрытом до места.
Необходимо прибавить, что если бы это несчастье случилось на несколько минут позже, то жертв было бы много больше. Дело в том, что приблизительно в 10 шагах от орудия находился фитиль и все курящие устремлялись туда, проходя мимо орудия и нередко даже останавливаясь около него, так как внове было интересно посмотреть, как его разряжают.
Переход Фузан — Нагасаки я провел в лазарете и хотя при приходе в Нагасаки уже выписался из. лазарета, но в похоронах Ершова на русском кладбище не участвовал. Похороны были очень торжественные с отданием всех воинских почестей, офицеры были в парадной форме. Японцы были представлены несколькими офицерами, тоже в парадной форме.
Вход в бухту Нагасаки не очень широкий. С левой стороны высится огромная отвесная скала, с которой много лет тому назад сбрасывали первых японцев-христиан. И вот тут некоторых из нас поразило одно обстоятельство. Нам не раз приходилось видеть в России японскую живопись и мы думали, что японцы стилизируют природу, особенно деревья. Каково же было наше удивление, когда деревья у входа в бухту были именно такими, какими мы их видели на картинах.
Не успели мы как следует стать на бочку, как к нам устремилась целая флотилия шампунек. Оказалось, что японские торгаши хотели попасть на борт, чтобы продавать нам, главным образом, всякий хлам. Однако, в первый день их из-за похорон не пустили, а потом разрешили устроить базар по окончании занятий раза два за нашу стоянку в Нагасаки. Чего только они не навезли! Были тут и фрукты, и всякая бумага, и материи, и чайные приборы, и вазы, и всякие фигурки, и полированные шкатулки, и блюда, тарелки, и весьма точно исполненные модели японских домиков, и всякие картины, да всего и не перечислить. Приезжали всегда портные, которые за баснословно низкую цену и в кратчайший срок шили офицерам белую форму.
Хотя нас люди, бывавшие уже в Японии и вообще на Востоке, и предупреждали, что торговаться надо до упада сил и с места давать половину и меньше того, что запрашивают, мы вначале по неопытности и из-за некоторого стеснения все же часто переплачивали.
В Нагасаки начались наши парусные учения. На следующее утро после прихода было шлюпочное учение и только мы отошли под веслами от крейсера, как был поднят сигнал: «Переменить род движения», т. е. поднять паруса. Начал наше обучение наш сменный начальник, лейт. Яковицкий, очень хороший парусник, с того, что заявил: «Имейте в виду, господа, что крыть я вас буду по-настоящему, но не обижайтесь, ибо без этого невозможно научиться парусному делу». На деле это оказалось не так страшно, может быть и потому, что мы все очень старались и действительно постигли науку хождения под парусами настолько хорошо, что наша смена никогда не туманила и не получила ни одного фитиля, даже хождение и приставание к трапу без руля обходилось безо всяких порванных вантин или поломок борта баркаса.
Конечно, сойти на берег в первый раз в Японии было более, чем интересно. Не успели мы высадиться, как нас окружила толпа рикш, приветствовавшая нас возгласами по-русски: «Японска мадам», «Русска мадам», «Французска мадам» и т. д. Насколько мне помнится, вся наша группа не обратила никакого внимания на такой прием, а отправилась пешком в город. В то время Нагасаки был чисто японским городом. Насколько я помню, я не видел ни одного европейского дома. Вдоль узких уличек стояли одноэтажные прозрачные кукольные дома, на порогах которых стояли деревянные башмаки. По улицам в этих башмаках цокали японцы и японки и между ними носились с изумительной быстротой и ловкостью велосипедисты. Одеты все были в кимоно, особенно японки, выглядевшие, в своих красочных одеяниях с громадными прическами на головах, как куколки. Вся эта толпа говорила, свистела, звонила, так что шум был невообразимый.
Японцы относились к нам приветливо, не только улыбаясь своей постоянной улыбкой, но и старались помочь, чем могли. К нашему удовольствию, мы быстро выяснили, что большой процент японцев, особенно в магазинах, мог объясниться по-русски. Забегая вперед, скажу, что, будучи в Кобэ, мы как-то увидели на одном из зданий вывеску с громадными буквами «АПТЕКА».
Вначале мы не рисковали садиться на рикш, как-то было неловко от сознания, что везет тебя человек, да к тому же тщедушный и явно измученный. Однако в один из последующих съездов на берег мы решили познакомиться с курортом, о котором много слышали, и так как другого способа передвижения не было, нам пришлось взять рикш. Сначала было весьма неуютно, особенно когда дорога пошла в гору, но мы быстро освоились и, заплатив немного больше, чем полагалось, вызвали искреннюю благодарность наших возниц.
В Нагасаки мы посетили верфь, на которой строился по тем временам самый большой в мире броненосец, как он был назван при спуске — не знаю. Когда мы там были, ставились еще только шпангоуты, но зато нам показали модель в испытательном бассейне, где ею управляли при помощи электропередачи.
За все время нашей стоянки в Нагасаки занятия шли по раз заведенному расписанию: побудка вместе с командой в 6 часов, утренний завтрак. Затем гардемарины разводились на утреннюю уборку, совместно с командой. В 8 часов подъем флага. После этого часть гардемарин шла на шлюпочное учение, а из остающихся на борту гардемарин одна смена вступала в караул, — команда в этом не участвовала, — вторая смена несла вахту вместе с сокращенным числом команды, главным образом унтер-офицеров, а остальные гардемарины занимались либо семафором и работой на 6-дюймовом станке, либо гимнастикой. При этом эти занятия чередовались. Так проходило время до завтрака.
После завтрака начинались посменные практические занятия со сменными начальниками: кораблеведение, огни, вязание узлов, чтение карт, азбука Морзе и т. д.
В 16 часов занятия кончались, в 17 часов был обед, затем, с заходом солнца, спуск флага, а в 20 часов пелась всем экипажем крейсера молитва на верхней палубе, разбор коек и день заканчивался. Так мы жили в продолжение всего плавания.
Простояв несколько суток в Нагасаки, мы снялись с бочки и пошли в Гонк-Конг.
Переход был безо всяких событий, занятия велись регулярно. Хотя все время покачивало, но почти все уже привыкли к качке и поэтому ход занятий не нарушался. Проходя через Формозский пролив, мы наблюдали интересную картину. Как я уже сказал, море было неспокойно, к тому же было холодно и моросил мелкий дождик. Шли мы вне видимости берегов и вот видим совсем недалеко от нашего курса самые обыкновенные, весьма утлые плотики и на них люди сидят и ловят рыбу.
В Гонк-Конге мы стали на бочку как раз против «Black Pier» — военно-морской пристани. Входя в порт, мы практиковались в бросании лота, уже заранее изучив и запомнив его разметку. Движение в порту было большое и поэтому стоять на вахте сигнальщиком было дело беспокойное, так как для практики мы должны были докладывать обо всех проходящих джонках, не говоря уже о судах. На все наши доклады лейт. Яковицкий только лаконически отвечал: «Не препятствовать!» Однако, когда на берег съезжал командир или ожидали посещения каких-нибудь важных лиц, то приходилось наблюдать за рейдом в оба, чтобы доложить вовремя, вызвать фалрепных и караул на правую.
В один прекрасный день подали к борту баржи с углем и началась погрузка. К счастью, ни гардемарины, ни команда в ней не участвовали, а грузили по конвееру кули, передавая сравнительно небольшие корзинки с углем из рук в руки. Несмотря на то, что все было наглухо задраено, угольная пыль проникала всюду и покрывала все так, что по окончании погрузки все, включая и офицеров, были похожи на негров; про палубу, надстройки и борта и говорить нечего. Драили их в тот день долго и основательно.
Гребные учения в Гонк-Конге были не из легких из-за сильного течения в проливе; парусные же учения требовали из-за большого движения в порту большого внимания и умения управляться. Помню одно парусное учение. Был довольно сильный ветер, было холодно и моросило, но мы почему-то очень веселились и ходили лихо взад и вперед поперек пролива параллельно курсу парома Гонк-Конг — Kowloon. Особенно мы старались показать наше искусство, когда проходили мимо парома, и не раз черпали воду, но рифов не брали и не раз нам аплодировали с парома, особенно дамы. Вернулись мы с учения насквозь мокрыми.
Наступил день отпуска. День выдался теплый и солнечный и поэтому мы с моим другом детства Уткиным отправились осматривать город. Думаю, что описывать Гонк-Конг нет смысла, ибо о нем столько написано, что каждый знает, что он из себя представляет. Скажу только, что в европейской части города дома построены так, что пешеходы идут всегда в тени, что при тамошней жаре очень приятно. Поразили нас китайские ювелирные магазины. Обыкновенно это были длинные и узкие помещения с прилавком во всю их длину и на прилавке лежали в небольших блюдечках драгоценные камни безо всякой оправы. Цены на них были баснословно низкие, что наводило нас на мысль, что все это была подделка. Рядом стояли чудные изделия из золота, серебра, слоновой кости и фарфора, но цены на эти вещи были нам не по карману. Тут же были магазины китайских рукоделий и здесь мы приобрели чудесные вышитые носовые платочки, скатерти, кимоно по весьма небольшим ценам, правда, после ожесточенной торговли. Продолжая осмотр города, мы попали в китайскую часть, из которой мы постарались уйти как можно скорее из-за всяких невыносимых запахов, особенно из-за запаха неочищеннного соевого масла, на котором что-то жарилось в бесчисленных китайских харчевнях. Побывали мы и на Виктория Пик, куда ведет красивейшая дорога, проложенная змейкой среди тропической растительности. Вид с горы действительно такой, что нельзя насмотреться.
Простояв несколько дней в Гонк-Конге, мы ушли в близлежащую бухту Мирсбей, в ее пустынную часть, где кроме одиноких джонок ничего не было, и простояли тут довольно долго, усиленно занимаясь практикой и в небольшой мере теорией. Очень медленно мы продвигались вверх, переходя от чисто матросских обязанностей к более сложным и ответственным заданиям, так, например, мы стали знакомиться с секстаном, начали управлять шлюпками под парусами, назначались караульными начальниками, старшинами на дежурную шлюпку, а также на имевшиеся на крейсере паровой и моторный катера. По началу было боязно, как бы не влететь в стенку или не зацепить за трап, особенно, когда съезжали на берег или возвращались офицеры. Однако должен сказать, что я не помню, чтобы было много тумана. Несли мы и машинные вахты, стоя у разных механизмов и следя за их правильным действием. Заставляли нас проверять, не греются ли подшипники коленчатого вала, прикладывая ладонь к быстро вращающемуся колену, что вначале тоже было не очень приятно.
Простояв в Мирсбей довольно долго, мы зашли опять в Гонк-Конг пополнить запасы котельной и питьевой воды и провианта и пошли дальше в Индокитай.
(Продолжение следует)
В. Тархов
Похожие статьи:
- Отдельные Гардемаринские Классы (продолж., №120). – В. Тархов
- Отпуск. – В.
- Письма в Редакцию (№ 125)
- Последние годы военной жизни воспитанников кадетских рот Морского Училища. – Б. А. Щепинский
- У берегов Кавказа в 1920 году (Продолжение, №119). – П. Варнек
- Рота Его Высочества Морского Е. И. В. Наследника Цесаревича Кадетского корпуса (Продолжение, №117). – Б. А. Щепинский
- Письма в Редакцию (№110)
- Из воспоминаний гардемарина. – Н. Кулябко-Корецкий
- Традиция и обычаи морского корпуса. – Г. Усаров