(Воспитанники «колыбели флота» — Навигацкой школы и Морской Академии)
Из 29 юношей «стольников», «детей знатных особ», не бывших в «Навигацкой школе», отправленных Петром Великим для обучения заграницу, только семь человек остались служить на флоте. Главными источниками для пополнения флота офицерами русского происхождения были: до 1716 года — «Навигацкая школа», а после 1716 года — «Морская Академия». Из 1.200 учеников «Навигацкой школы» не все служили офицерами; часть из них, человек 400, служили матросами, унтер-офицерами, канонирами, пушкарями, констапелями и подштурманами.
Из «Морской Академии» с 1717 по 1725 год было выпущено во флот 215 человек, из них: 147 мичманами, 4 корабельными секретарями, 61 унтер-лейтенантами и 3 лейтенантами. Чин мичмана в то время еще не был офицерским.
За этот промежуток времени в 8 лет первым и единовременным и самым большим производством был выпуск «Морской Академии» 2 марта 1721 года, когда было произведено 86 мичманов и 38 унтер-лейтенантов. Летом 1721 года «Северная война» закончилась Ништадтским договором, по которому Россия получила обширное побережье, издревле принадлежавшее Новгороду и Пскову, и только Финляндия еще частью осталась во власти шведов.
За 20 лет упорной борьбы Государь создал армию и флот, достиг свободного выхода России в Балтийское море. Он организует торговлю с заморскими странами. Он стал готовиться к походу на Каспийское море, дабы восстановить для пользы России древний торговый путь, доставлявший к Балтийскому морю во времена Великого Новгорода богатства Персии и Индии. Он мечтал о достижении Северными морскими путями Китая и Японии. Не забывал Великий Петр и дальневосточной окраины России.
В начале 18-го века Камчатка уже была завоевана В. Атласовым. В это время путешествия на Камчатку совершались только по суше. Государь обещает большую награду за открытие морского пути к ней. В 1711 году атаман камчатских казаков Д. Я. Анцыферов вместе с есаулом Ив. Петр. Козыревским во главе отряда казаков перешли на северные Курильские острова Шумшу и Парамушир и подчинили их под власть Петра. После смерти Анцыферова, убитого в 1712 году дикими ительменами на Камчатке, есаул И. П. Козыревский во паве отряда казаков Свершает еще два похода в 1712-13 гг. на северные Курильские острова. Он составил схематические карты и описания Курильских островов и собрал сведения о Японии и морских путях к ней. В 1714 году служилый человек Кузьма Соколов был отправлен из Якутска с группой мореходов и плотниками по рекам Ленского бассейна до Юдомского креста, а затем по реке Урак до Охотского острога. Построив там «лодию», в 1716 году он совершил два плавания на Камчатку, зимовал на полуострове, а в 1717 году вернулся в Охотск.
Он был начальником первой русской экспедиции, положившей начало судоходству по Охотскому морю, от Охотска до Камчатских гаваней.
В 1719 году Император Петр посылает на Дальний Восток двух геодезистов, Ивана Евреинова и Федора Лужина, досрочно выпущенных из «Морской Академии». Они посылались «…до Камчатки и далее, куда вам указано, и описать тамошни места, где сошлася ли Америка с Азией?»
Они прошли на лодии и описали четырнадцать островов, до острова Симушир включительно. Но результаты их работ не удовлетворили Петра, который мечтал о торговых морских путях в Японию и Америку.
Северный морской путь (по водам Северного Ледовитого океана) мог быть кратчайшим и, кроме того, полностью проходить по отечественным водам.
23 декабря 1724 года Петр собственноручно написал инструкцию предполагаемой экспедиции. Начальником ее назначался датчанин Витус Ионсен, или Иван Иванович (как его называли русские моряки) Беринг. Службу в русском флоте он начал двадцатичетырехлетним унтер-лейтенантом. В 1704 г. участвовал в Азовском походе и в победных боях на Балтийском море. В время долгой «Северной войны» он не один раз выполнял специальные поручения Петра.
Его помощником был избран воспитанник «Морской Академии» выпуска 2 марта 1721 года, первого многочисленного производства, лучший ученик Алексей Ильич Чириков. При выпускных экзаменах присутствовал сам Государь, и по его личному приказу Чириков сразу был произведен в унтер-лейтенанты. Этот выпуск и был, собственно, первым царским выпуском русских морских офицеров. Предыдущие выпуски были единоличными или же очень немногочисленными, по мере подготовки каждого воспитанника к познанию морских «искусств» и наук, а не многочисленной группы учеников единовременного производства.
Через пять месяцев Петр умирает.
Это была первая камчатская экспедиция и продолжалась она пять лет, с 1725 по 1730 год. Заданием экспедиции было найти морской пролив между Азией и Америкой. Морской поход в поисках пролива длился всего 1½ месяца, остальное время заняли подготовительные работы: заготовка провианта, наем и выбор корабельных строителей, путешествие по суше из Петербурга в Охотск. Для доставки экспедиции: 1) личного состава, то есть командира, капит. бригадира Беринга, 1-го лейтенанта Шпанберга, 2-го лейтенанта Чирикова и 41 человека команды и также 2) материала — деготь, канаты, цепи, якоря, паруса, провизия и т. д. — от Петербурга до Охотска понадобилось 673 лошади, и путешествие длилось, в один только конец, больше года. Строительный материал заготовлялся в Охотске, и там членами экспедиции был построен их бот «Святой архангел Гавриил».
Результаты этой первой камчатской экспедиции не удовлетворили Адмиралтейств-Коллегию. Но итоги наблюдений Беринга в Сибири и на Дальнем Востоке и сделанные выводы, представленные в 1730 году Адмиралтейств-Коллегии по его возвращении в Петербург, были зерном, из которого разросся грандиозный план Великой Северной экспедиции. Ей поручалось не только найти морской путь из Камчатки в Америку, из Охотска в Японию, из Оби в Лену, но и определить и нанести на карту государственные границы на севере и на севepo-востокe России, от Белого моря до Японского!!!
Мечта Великого Государя была проведена в жизнь «птенцами его гнезда»
Сенат разрешил построить двенадцать кораблей, предписал Академии наук включить в состав экспедиции своих представителей, предложил Адмиралтейств-Коллегии назначить командирами экспедиционных отрядов лучших офицеров, вышедших из «Морской Академии» и объявил экспедицию секретной.
28 декабря 1732 года, по специальному Указу, что «действительно к славе Российской Империи отправлена быть может» — Великая Сибирская экспедиция начала свое существование. Она состояла из нескольких групп, действовавших по районам северного и восточного побережья Сибири. В первую группу входили так называемые «северные отряды», занимавшиеся составлением описи побережий Белого моря и Ледовитого океана. Таких отрядов было четыре.
Вторая группа, получившая самостоятельное значение и название «Второй Камчатской экспедиции», состояла из двух отрядов: «Северного и Южного Тихоокеанских».
Первым (то есть «Северным») отрядом командовали Беринг и Чириков, имея заданием отыскание островов в северной части Тихого океана и морских путей в Северную Америку.
Второй (то есть «Южный»), имевший целью описание Курильских островов и берегов Охотского моря и изыскание морских путей в Японию, начал свою работу в 1738 г. на судах, построенных в Охотске. Начальником отряда был капитан-лейтенант Мартын Петрович Шпанберг, уже участвовавший в первой экспедиции Беринга. В 1738 году Шпанберг прошел с описью вдоль всех Курильских островов, а в 1739 г. совершил плавание к берегам Японии (путь к которой был открыт благодаря штурману Матвею Петрову). Главным достижением Шпанберга надо считать доказательство того, что к востоку от Японии в умеренных широтах нет островов. Действительно, суда отряда Шпанберга плавали там, где на карте француза Делиля значились несуществующие земли Еззо, Штатов и де-Гаммы.
Для отряда Беринга-Чирикова в Охотске были построены пакетботы: «Св. Петр», в командование которым вступил Беринг, и «Св. Павел», командиром которого был назначен Чириков. Пакетботы вышли из Охотска 8 июня 1740 года (даты даны по старому стилю) и, зайдя по пути в Большерецк, прошли в Авачинскую губу, где участники экспедиции заложили порт, названный в честь кораблей «Петропавловском». 4 июня 1741 года «Св. Петр» и «Св. Павел» вышли из Петропавловска в море и легли на юго-восток. 13 июня, дойдя до 46 градуса северной широты и не увидя здесь никакой земли, пакетботы повернули на восток. 20 июня в тумане они навсегда потеряли друг друга. 17 июля Беринг увидел величественную гору св. Ильи и берега Северной Америки, а 20 июля стал на якорь у небольшого острова для приемки воды. 21 июля, ни с кем не посоветовавшись и даже не закончив приемки воды, Беринг приказал сниматься с якоря. На обратном пути было усмотрено несколько неизвестных островов и у некоторых из них «Св. Петр» даже стоял на якоре.
Лишь 4 ноября увидели землю, которую приняли за Камчатку. На самом же деле это был необитаемый остров, названный впоследствии именем Беринга.
Совершенно измученная команда, покинув пакетбот, выброшенный волной в тихую воду между берегом и грядой камней, перезимовала в ямах, вырытых в земле и прикрытых парусами.
27 августа 1742 года вновь построенный за зиму из остатков пакетбота гукор «Св. Петр» под командой Свена Вакселя пришел в Петропавловск. Из семидесяти одного человека, вышедших в плавание, сорок человек, в том числе и Беринг, умерли от цынги во время плавания и зимовки.
Чириков 15 июля 1741 года подошел к берегам Северной Америки. Желая найти удобную якорную стоянку и набрать пресной воды, Чириков послал к берегу одну за другой две шлюпки, но ни одна из них не вернулась. До 27 июля Чириков следовал вдоль берега Северной Америки, а затем повернул в Петропавловск. На пути было усмотрено несколько Алеутских островов, и у одного из них стояли на якоре. 10 октября «Св. Павел» вернулся в Петропавловск. За время плавания пятнадцать человек, посланные на берег на шлюпках, не вернулись, девять умерли от цынги, в том числе лейтенанты И. Чихачев и М. Плаутин. Умер и астроном Делиль де ла Кройер. Сам Чириков был тяжело болен.
С 21 сентября единственным офицером, управлявшим судном, был штурман Иван Елагин.
В 1742 году Чириков совершил на «Св. Павле» еще одно плавание, но только до ближних Алеутских и Командорских островов. Рапорт Чирикова Адмиралтейств-Коллегии от 7 декабря 1741 г. является первым в истории описанием северной части Тихого океана. Открыты были северо-западные берега Америки, залив Аляска и несколько островов в этом заливе, Алеутские и Командорские острова. Эти открытия повлекли за собой многие политические и хозяйственные мероприятия России.
Спутники Беринга и Чирикова, возвратившись на Камчатку, рассказали о богатых пушных промыслах на Командорских и Алеутских островах и привезли с собой мех бобров и песцов. И вот, подобно тому, как «морж» привел русских на берега Северного Ледовитого океана, а «соболь» — к побережью Тихого океана, так «морской» бобер привел их на побережье Северной Америки. Следствием этого нового стихийного движения русских на восток возникла «Русская Америка» — русские поселения на островах Алеутской гряды, островах залива Аляска и на побережье Северной Америки, простиравшиеся на юг вплоть до Калифорнии. Возникновение же «Русской Америки» создало в свою очередь новую эпоху в русском мореплавании, — эпоху знаменитых русских кругосветных путешествий первой половины 19-го века. Подробная опись побережий Северного Ледовитого океана, астрономические определения важнейших пунктов крайнего севера трех материков: Европы, Азии и Америки, метеорологические наблюдения, ценнейшие открытия в области географии и геологии Сибири, Камчатки, Курильских островов и северо-западных берегов американского материка и завершение десятилетнего труда — совершены учеными и моряками — «птенцами гнезда Петрова»: учеными Академии наук и офицерами «Морской Академии» и «Навигацкой школы».
Так прославился первый царский выпуск учеников «Морской Академии» производства 2 марта 1721 года: лейтенанты — Алексей Чириков, Степан Малыгин, Дмитрий Овцын, Дмитрий и Харитон Лаптевы, Петр Ласиниус и Василий Прончищев; штурманы — Семен Челюскин, Иван Елагин, Матвей Петров, Федор Минин, Дмитрий Стерелегов и многие другие участники экспедиции.
Они самоотверженно выполнили свой долг, и их имена вошли в историю Императорской России и ее флота, в историю географических и этнографических открытий мирового значения. Это они — основатели традиций Морского корпуса и Императорского флота. На утлых дубель-шлюпках *), построенных самими участниками экспедиции, пешком и на собачьих упряжках, под незаходящим солнцем арктического лета, когда блеск льдов вызывает мучительную снежную слепоту, и в полярную ночь, пургу и зимнюю стужу, через торосы с ледяных полей прокладывали они себе путь.
Жесточайшие лишения окружали их, помогли ждать было неоткуда. Тысячи километров отделяли русских моряков от Адмиралтейств-Коллегии. Многие офицеры из этого царского выпуска умерли от цынги во время Великой Северной экспедиции. Однако ничто не сломило воли оставшихся в живых. Каждый из них выполнил свой долг и блестяще закончил возложенную на него задачу.
Г. фон Гельмерсен
*) Дубель-шлюпка — парусно-гребное судно небольшого водоизмещения. Использовалось в прибрежных районах; экипаж — 60-80 человек.
Похожие статьи:
- К статье «Нумизматические памятники русской Америки». – Евгений Молло
- Проект Ломоносова и экспедиция Чичагова. – Г. фон Гельмерсен
- Николаевская Морская Академия и ее профессора. – А. С. Крапивин
- ИМЕНА КОТОРЫХ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ.
- Адмирал Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846), первый русский «плаватель круг света». – Г. фон Гельмерсен
- От Издательства (№118)
- №119 Ноябрь 1972 г.
- Иван Константинович Айвазовский. – Г. фон Гельмерсен
- Рота Его Высочества Морского Наследника Цесаревича кадетского корпуса. – Б. А. Щепинский