Издание Обще-Кадетского Объединения под редакцией А.А. Геринга
Wednesday June 28th 2017

Номера журнала

ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ (№ 95)



Маленькое уточнение к статье полковника Архипова

В своих четких воспоминаниях о бое у Райгрода, помещенных в № 93 «Военной Были», автор допустил небольшую неточность, причем сам и оговаривается, что «не помнит за давностью лет». И не удивительно — прошло 54 года…

Для отражения атаки на правый фланг 4-й Финляндской стрелковой бригады был вызван не «Туркестанский стрелковый полк», а 26-й Сибирский стрелковый, под командой своего старого командира (еще с 1912 года) полковника Януария Казимировича Циховича. Этот полк действительно отразил все атаки немцев, доходивших до опушки леса. Напоенные «шнапсом», с криками «Hoh!» они бешено лезли на наши цепи, чуть окопавшиеся, и сибиряки отражали их огнем и штыками. Их артиллерия осыпала наши окопы шрапнелью, огонь прекращался, и снова атаки немецкой пехоты, и снова ее беспорядочный откат.

Нужно упомянуть, что в этом бою 26-й Сибирский стрелковый полк понес большие потери не только от пуль и холодного оружия, но и от падавших в лесу деревьев, где были расположены наши резервы.

Полковник Я. К. Цихович, кавалер Золотого Оружия за японскую войну, за Августовские бои получил Орден Св. Георгия 4-й ст., вскоре был произведен в генерал-майоры и получил бригаду в 44-й пехотной дивизии, а затем и ту же дивизию. В 1917 году, в июле месяце, он уже командовал 10-й армией. После октябрьского переворота остался в России, а затем, как поляк, уехал в Польшу.

Павел Шапошников

 

В моей заметке о турецкой сабле, в № 91-м нашего журнала, я, за многолетней давностью, ошибся в фамилии офицера, мне об этом случае рассказавшего. Это не был полковник Ставрович. Приношу ему мое искреннее извинение в допущенной ошибке.

М. Рейтлингер

 

В №90 журнала, на стр. 39-й, в статье о 13 драгунском Военного Ордена полке, замечена мною явная ошибка. Полк был переименован в 37 драгунский не 18 августа 1864 г., а одновременно со всей Российской армейской кавалерией в 1882 г.

Подпоручик М. Губанов

 

ОТВЕТ НА ВОПРОС № 24 А. СКОПИНСКОГО О СОСТАВЕ ПЕХОТНЫХ ДИВИЗИЙ.

При Петре 1-м: дивизии вообще формировались только для военных действий (например — дивизии Вейде, Головина, князя Репнина, князя Трубецкого) и состав их менялся.

При Елисавете Петровне: существовали 1-4 дивизии, но состав их во время всей Семилетней войны менялся очень часто.

При Екатерине 2-й учреждены «инспекции» и уже как постоянное соединение войск. В 1763 году их учреждено пять: Санкт-Петербургская, Финляндская, Московская, Севская и Украинская. В 1775 году прибавлены Казанская и Белорусская, а Севская влита в Украинскую. В 1779 году учреждена Пограничная, а Нижегородская названа Воронежской и учреждены отдельные Оренбургский и Сибирский корпуса. К 1796 году имелось 10 «дивизий» (вместо прежнего наименования «инспекций»): Санкт-Петербургская, Московская, Смоленская, Литовская, Финляндская, Малороссийская, Екатеринославская, Кавказская, Оренбургская и Сибирская. В этих инспекциях, или дивизиях, состояли одновременно пехотные полки, егеря, кавалерия и казаки.

При Павле 1-м дивизии спустя несколько времени вновь названы инспекциями и получили порядковые номера: 1 Санкт-Петербургская, 2 Московская, 3 Лифляндская, 4 Смоленская, 5 Литовская, 6 Финляндская, 7 Украинская, 8 Екатеринославская, 9 Таврическая, 10 Кавказская, 11 Оренбургская и 12 Сибирская.

При Александре 1-м инспекции (без номера) были следующие: Санкт-Петербургская, Московская, Финляндская, Литовская, Брестская, Смоленская, Киевская, Украинская, Днестровская, Крымская, Кавказская, Оренбургская и Сибирская, причем в них все еще состояли пехотные и кавалерийские части. В 1806 году все инспекции преобразованы в 1-13 дивизии (пехотные и кавалерийские части) и Кавказскую, Оренбургскую и Сибирскую инспекции. В 1806 году прибавлены 14-18 дивизии. В 1807 году Кавказская инспекция образовала 19-ю и 20-ю и сформированы 21-я и 22-я дивизии. В 1808 году Оренбургская и Сибирская инспекции образовали 23-ю и 24-ю дивизии. В 1809 году всего было 1-25 дивизии, причем 1-я состояла из гвардейских полков и на бригады не разделялась, а прочие дивизии делились на бригады. В 1810 году сформирована 26-я, в 1811 — 27-я и 28-я дивизии, причем в дивизиях остались только пехотные и егерские полки, а кавалерия стала группироваться в особые дивизии, о которых здесь распространяться не будем, называемые в зависимости от эпох «кирасирскими», «легко-кавалерийскими», «драгунскими», «уланскими», «гусарскими», пока не установился окончательный «смешанный» состав.

В 1811 году сформирована 29-я дивизия. В 1812 году на время войны предусматривались 30-47 дивизии из резервных и запасных батальонов, но в действительности они пошли на пополнение действующих армий. В 1813 году сформирована 30-я дивизия. В 1814 году дивизии разделены на 1-3 гренадерские и 4-30 пехотные, кроме того имелись резервные гренадерские бригады в Грузинском и Литовском корпусах. В 1817 году состояли 1-3 гренадерские и 1-28 пехотные дивизии, а в 1820 — 1-3 гренадерские и 1-27 пехотные.

При Николае 1-м, в 1833 и 1834 гг. произведена полная реорганизация пехоты, причем упразднены карабинерные, морские и все номерные егерские полки, зато часть оставшихся пехотных полков переименована в егерские. При этом образовались 1-3 гренадерские дивизии, резервная гренадерская бригада (на Кавказе) и 1-21 пехотные дивизии. С этого момента состав каждой дивизии точно соответствует дислокации 1914 года. В 1845 году прибавлены 22-я, 23-я и 24-я дивизии, состоящие из Линейных батальонов.

При Александре 2-м в 1850 году Резервная гренадерская бригада развернута в Кавказскую гренадерскую дивизию. Все егерские полки вновь названы пехотными. Все полки носят на пуговицах номера, которые с 1856 года соответствуют их порядковым номерам 1914 года, но эти номера еще не составляют часть их наименования. В 1862 году расформирована 24-я дивизия, в 1863-м — 23-я (обе из Линейных батальонов), а 22-я образовалась из пехотных полков вместо Линейных батальонов. В том же 1863 году сформированы 23-40 дивизии. В 1864 году полкам даны номера как часть наименования. В 1870 году сформированы стрелковые бригады: 1-5 Европейской России, Кавказская

и Туркестанская. В 1874 году сформирована 41-я дивизия.

При Александре 3-м в 1891 году сформированы 42-44 дивизии, а в 1892-м 45-48 пехотные резервные бригады, состоящие из резервных батальонов. В 1893 году сформированы 49-61 пехотные резервные бригады и 1-4 Кавказские.

При Николае 2-м в 1898 году 42-45 пехотные резервные бригады стали действующими дивизиями. В 1899 году сформированы 62-66 пехотные резервные бригады. В 1904-1906 гг. пехотные резервные батальоны и полки стали действующими и число дивизий на время войны доведено до 79. Наконец в 1910 году окончательно установилось число дивизий: 1-3 гренадерские, Кавказская гренадерская, 1-52 пехотные и т. д.

В. В. Звегинцов


© ВОЕННАЯ БЫЛЬ

Добавить отзыв