В издающейся в Париже газете «Русская Мысль», помещена очень интересная статья Т. К. Чугунова по поводу распространения грамотности в старой России.
Ленин и Советская Энциклопедия насчитали к 1917 году лишь 27 проц. грамотных. Статистика явно фальшивая уже по одному тому, что в рубрику «грамотных» включены лишь окончившие 4-летний курс земских школ и совершенно игнорируются школы церковно-приходские.
Т. К. Чугунов вычислил к 1917 году 64 проц. грамотных, причем он оговорился, что эти цифры относятся только к Европейской России и в них совершенно не вошли ученики мелких деревенских школ, затем — обучавшиеся одиночным порядком и солдаты, вернувшиеся со службы. Вот, относительно их-то мне и хочется поговорить.
В 1898 году я был назначен помощником заведующего новобранцами в 18-й Конной батарее. Их приходило ежегодно немного — 3540 человек. Служба тогда в Конной артиллерии была пятилетняя. Нужно отметить, что к нам назначались новобранцы от тех уездов, кои не получали наряд для гвардии. Народ был отборный во всех отношениях и процент грамотных, по тем временам, был значительный, но все же не превышал 50 проц. Обучение грамоте происходило в батарейных школах, в той же батарее, где я начал службу, в школе было два отделения: одно для канониров младшего срока службы — тех, кто проходил курс обучения грамотности, будучи новобранцами, другое — для новобранцев.
Педагогические способности заведующего новобранцами были выдающиеся. Впоследствии, по окончании Юридической Академии, он посвятил себя педагогической деятельности, и вот, при такой постановке, ни один солдат не уходил в запас неграмотным. Большой процент достигал очень хороших результатов: читали, писали и твердо знали четыре правила арифметики и, даже, решали задачи.
Статистика грамотных велась в этой батарее во все время моей там службы, и в 1903 году процент грамотных поднялся с 50 до 65 проц., что показывает на быстрый рост развития грамотности в России.
Моя служба сложилась так, что я в течение шести лет отошел от дела обучения новобранцев (участие в русско-японской войне, Офицерская Кавалерийская и Артиллерийская Школы) и, когда в 1913 году был назначен командиром 13-й Конной батареи, то увидал, что надобность в школе грамотности миновала, неграмотных приходили на службу единицы. С ними занимались «дядьки», как называли учителей молодых солдат.
В этой батарее я застал заведующим новобранцами офицера, который по призванию занимал эту должность с чина подпоручика до чина капитана включительно. Тут уже была забота не только о грамотности, но и о моральном воспитании солдата.
Я застал в 13-й Конной батарее такой порядок: в первый месяц новобранцы не распределялись по взводам (только для уборки лошадей), а жили отдельной командой. Заведующий новобранцами, в первые же дни прихода их, вызывал по одиночке каждого и записывал в книгу всю «биографию» новобранца — его семейное и имущественное положение и, таким образом, при обучении, создавался индивидуальный подход к молодому солдату.
Наш старый вахмистр Афанасий Петрович сумел установить в батарее патриархальные отношения с солдатами. Солдат, положим, стал небрежно относиться к службе — заскучал. Вахмистр приглашает к себе «попить чайку», разговаривает с ним о его деревне, семье и прочем, и этого достаточно, чтобы солдат подтягивался, не желая огорчать Афанасия Петровича.
Преступного элемента в батарее не было. Все это были крестьяне малороссийских губерний, а сам вахмистр — Херсонский однодворец.
В этой батарее была еще одна, достойная подражания традиция: на праздник Пасхи командир батареи и все г. г. офицеры делали первый визит своему вахмистру. У него же собиралась и батарейная аристократия: взводные, подпрапорщики, писаря, каптенармус. Вахмистерша умела угостить.
Офицерский состав был выше всякой похвалы. Судьбе было угодно, чтобы я пережил их всех, и всегда я вспоминаю их с истинным чувством благоговения к их памяти. Результаты таких отношений между офицерами, вахмистром и солдатами сказались в том, что редко, очень редко, приходилось прибегать к дисциплинарным взысканиям (лодыри все же были). Инспектирующий артиллерийский генерал (до 1910 года, артиллерия подчинялась Начальникам артиллерии корпуса) никак не мог понять — почему в журнале взысканий почти отсутствовали записи, и мне показалось, что он недоверчиво встретил мой доклад, что ни одно взыскание не приводилось в исполнение раньше, чем оно попадало в журнал.
Некоторая иллюстрация: смотр командира ХІV-го армейского корпуса генерала Брусилова (генерал Брусилов им командовал до ХІІ-го корпуса). Генерал обходит новобранцев батареи: «как фамилия?» — «Ткачук, Ваше Превосходительство». «Какой губернии?» «Хвалиться не буду — Витебской». (Несколько новобранцев было переведено из 7-й кавалер, дивизии и вот среди малороссов оказался белорус). Генерал идет дальше, видит молодцеватого красавца и спрашивает: «Служить хорошо?» — «Так точно, весело, Ваше Превосходительство». Ген. Брусилов говорит: «Как важно чтобы у солдат были веселые глаза, как у всех ваших молодцов».
Скажу в заключение — сколь же велика заслуга Императорской армии еще в мирное время перед Россией, так как помимо специальной подготовки солдата она выполняла и культурную задачу!
А. Левицкий.
Похожие статьи:
- Памяти старшего Друга (А.А.Левицкий)
- ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (№107)
- По поводу статьи «4-й гусарский Мариупольский полк» в №103 «Военной Были». – А. Левицкий
- Служба в Варшаве. – Б. А. Лагодовский
- Из воспоминаний командира Конной батареи. – А. Левицкий
- П А М Я Т И ПОЛКОВНИКА ПРИХОДКИНА (из его артиллерийских рассказов)
- № 105 Июль 1970 г.
- О конной артиллерии в Российской армии. – К.В. Киселевский
- №115 Март 1972 г.