(на минном заградителе «Енисей» в 1912 г.)
Молодым мичманом Балтийского флота, (по 2-му году после выпуска из Морского Корпуса), я был откомандирован, для увеличения офицерского состава, вахтенным офицером на минный заградитель «Енисей» на время больших маневров Действующего флота в Балтийском море с 4 по 23 сентября 1912 года.
Надо сказать, что однотипные заградители «Енисей» и «Амур» по тому времени были относительно новейшими судами, русской постройки 1906-7 гг. в СПБ. на Балтийском заводе, в 3.200 тонн водоизмещения и сравнительно быстроходные — 17 узлов хода. Я знал прекрасно оба корабля, так как сразу же по выпуске, в 1911 году, имел счастье быть, назначенным на блестящий корабль флота «Амур», под командой флигель-адъютанта кап. 2-го ранга М. М. Веселкина, а впоследствии был на минном заградителе «Нарова» (бывш. крейсер «Генерал-Адмирал»).
Вышеназванная командировка для, молодого мичмана, была величайшей радостью и давала надежду поплавать в обстановке близкой к боевой, так как все военно-морские планы Морского Генерального Штаба и Флота, а также военно-морские игры среди офицеров велись в предвидении военных действий против Германии.
С 1907-1912 г. Россия вела борьбу за воссоздание флота, результатом которой явилась малая судостроительная программа, как начало планомерного создания Линейного флота, способного поддержать наши интересы на море. Но все же к 1912 году Россия занимала только 7-ое место. Таким образом, все планы Морского Генерального Штаба и задачи Командующего Балтийским флотом в 1912 году требовали энергичного и быстрого приведения флота в боевое состояние с вполне сплававшимся командным составом, могущим маневрировать совместно со всеми подразделениями судов эскадры. Результатом всех этих соображений и явились большие маневры Балтийского флота в 1912 году.
Заблаговременно, была установлена исходная дислокация всех кораблей эскадры в Финском заливе с ее флагманским кораблем, броненосным крейсером «Рюрик», под флагом Командующего флотом адмирала Николая Оттовича фон-Эссен (героя Русско-Японской войны, командира знаменитого крейсера «Новик»).
Командиру минного заградителя «Енисей», Порт-Артурцу, Георгиевскому кавалеру, капитану 2-го ранга Порембскому, как старшему в чине из командиров заградителей, было приказано Командующим флотом поднять Брейд-вымпел Командующего отрядом (условных) легких крейсеров «Енисей» и «Амур» (кап. 2-го ранга Веселкин).
Главные силы эскадры, как мне помнится, состояли из: броненосного крейсера «Рюрик» (флаг Командующего флотом), бригады линейных кораблей «Император Павел I», «Андрей Первозванный», «Слава» и «Цесаревич», бригады крейсеров «Паллада», «Баян» и «Адмирал Макаров» и при них 2 дивизиона эскадренных миноносцев. Все эти корабли, по выходе из Финского залива, получили свои директивы и вступили на свои места в боевом порядке. «Енисей» и «Амур» были посланы в передовую разведку. Таким образом, при сравнительно хорошей погоде, флот двинулся в поход, мимо шведских и германских берегов.
Молодые офицеры эскадры, под руководством судовых штурманов, для практики, занимались определением мест нахождения кораблей в море, днем — при помощи секстанов, по «близ-меридианальным» высотам солнца с искусственным горизонтом, а ночью — по звездам.
С подъемом флага, в 8 часов утра, начались ежедневные и разнообразные эволюции отрядов, о которых, за давностью лет, нет смысла упоминать. С военной и политической точки зрения появление в 1912 году возрожденного Российского Императорского флота в Балтийском море имело громадное международное значение.
Маневрируя, эскадра спускалась на юг Балтийского моря, миновала остров Эзель, Либаву, Готланд (Швеция), прошла остров Борнхольм (Дания) и входила в Эрезунд с курсом на Копенгаген. Это означало конец маневрам. Погода благоприятствовала подходу к прекрасной столице Дании и, по курсу, мы встречались с океанскими пассажирскими пароходами с туристами, не говоря уже про массу торговых судов различных наций. Все они салютовали Русскому флагу, трижды приспуская свои кормовые флаги, а на больших пассажирских судах публика высыпала на палубу и под звуки своих оркестров, игравших Русский национальных гимн («Боже, Царя храни»), долго махала платочками и шапками. На флагманских кораблях отрядов оркестры отвечали соответствующими гимнами наций.
Настроение у офицерского состава и команд стало заметно подыматься. Особенно радовалась молодежь, мичманы и лейтенанты, предвкушая ряд береговых удовольствий.
«Енисей» и «Амур» первыми вошли на внешний рейд Копенгагена, находящийся довольно далеко от внутренней гавани. Вдруг с «Амура» семафор на «Енисей»: «Командиру. Прошу разрешения войти в гавань. Веселкин». Наш осторожный командир был ошеломлен таким семафором, но, по-приятельски, был принужден разрешить. «Амур» дал полный ход и, под лихим управлением своего командира, который управлял кораблем, как джигит конем, пошел в гавань. Веселкин развернулся своим «Амуром», как говорится — «на пятачке» и ошвартовался около пристани Копенгагенского променада и пляжа Лангелин, где обыкновенно собирается масса гуляющей публики.
Можно себе представить, как мы, мичманы, злились на нашего командира, который остался на «Енисее» на внешнем рейде. Нам, молодым, уже представлялось, как «Амурцы» мигом вылетят на «бережишко», в объятия прекрасных датских русалок и закатятся с ними по веселым местам Копенгагена, а мы, бедняжки, должны кряхтеть и ждать очередных (по расписанию) паровых катеров и около часу «плыть на них до райских берегов».
Эскадра линейных кораблей и крейсеров вытянулась в стройную линию на внешнем рейде и отдала якоря. Эскадренные миноносцы вошли в гавань и стройным фронтом ошвартовались кормами к стенке променада Лангелин. На этом фактически закончились морские маневры и начались «береговые».
Огромное любопытство вызвал среди населения Копенгагена приход Русской эскадры в столицу дружественной нации, которая еще с времен Петра Великого была тесно связана с Россией, а Датский Королевский Дом был родственным нашей Царской семье по браку Государя Императора Александра III с Принцессой Дагмар, дочерью Датского Короля Христиана IX, впоследствии — Марией Федоровной.
Итак, разукрашенный русскими и датскими флагами, прелестный Копенгаген был готов к торжественному приему Русских моряков. Команды кораблей из кожи лезли вон, чтобы выглядеть красавцами, в надежде на береговые победы. Время было теплое и форма одежды летняя. Начались съезды команды на берег повахтенно (т. е. половина судового состава) и, одновременно, посылались патрули, с кораблей, под общим командованием офицера, следящие за поведением матросов. Вся эта веселая масса матросов на улицах Копенгагена резко выделялась среди публики своей белой морской формой. Матросы быстро вошли в соприкосновение с датской молодежью, особенно с барышнями, и можно было наблюдать, как множество парочек и группы потянулись в известное на весь мир «Тиволи», невиданный ими до тех пор сказочный мир, созданный предприимчивыми датчанами.
«Тиволи» посещается ежедневно не только Копенгагенцами, но и множеством приезжих датчан со всей Дании и, конечно, иностранцами всевозможных наций мира.
Громадный темный парк, феерически освещенный всевозможными разноцветными световыми огнями. Что ни шаг, то различная красота и смена иллюзий. Бесконечное количество разнообразно освещенных павильонов, киосков и эстрад, расположенных по обеим сторонам множества аллей и дорожек с предусмотрительно поставленными для отдыха и влюбленных пар скамейками. Вы подходите к живописному озеру, красиво освещенному береговыми разноцветными огненными декорациями с массой живых цветов. По озеру снуют маленькие моторные лодочки на 2-х человек, беспрерывно и безопасно сталкивающиеся друг с другом. Но что особенно останавливает внимание гуляющих, это громадный красный огненный силуэт «Китайского дворца». Внутри же дворца и на его веранде расположен ресторан, переполненный шумящей публикой.
Музыка гремит со всех концов парка, с нескольких эстрад для симфонических оркестров. На открытой сцене выступает прекрасный балет. Впереди сцены, как в театре, находятся места и эта площадь оцеплена только веревкой, чтобы гулящая публика, на расстоянии, могла видеть бесплатно балет.
Кроме всего этого, многочисленные аттракционы, вроде американских гор, с вагонетками, мчащимися и падающими почти отвесно в пропасть, с несущимися с них отчаянными криками пассажиров. Дальше карусели с фигурами верблюдов, жирафов и прочих животных. Все это бешено крутилось и орало.
Кругом парка масса маленьких ресторанчиков с кричащими названиями, киоски с мороженным, напитками, фруктами, горячими сосисками, котлетками, для менее состоятельных посетителей. Немало людей пробуют счастье в рулетку, но большей частью безнадежно.
В 11 часов ночи богатая иллюминация с множеством ракет, с треском разрывающихся в небе и падающими разноцветными каскадами звезд. Все это создает восторженное настроение среди матросов, не видавших ничего подобного раньше.
Официальные визиты начальствующих лиц шли своим чередом. Офицеры эскадры были приглашены в Датское Морское собрание, в театры и частные дома.
На следующий день по приходе, был торжественный прием в здании посольства, Российским Императорским посланником, Командующего флотом адмирала Н. О. фон-Эссен с его штабом и командиров всех судов при одном офицере. На прием этот попал и я в качестве сопровождающего нашего командира капитана 2-го ранга Порембского, видного, элегантного офицера. В посольстве в этот день играл оркестр бабалаечников Гвардейского Экипажа с Императорской яхты «Полярная Звезда», на которой пришла из России в Копенгаген вдовствующая Императрица Мария Феодоровна. Одновременно с ней, на своей яхте, пришла из Англии и ее сестра, английская вдовствующая Королева.
День спустя, Датский Король, в сопровождении своих двух Царственных сестер и наследника Престола Принца Христиана, произвел смотр Российской эскадре. Это был величественный парад, начатый салютом эскадры. Король стоял на открытом мостике своей старой колесной яхты «Данеброг», имея по обе стороны себя своих сестер. Команды кораблей эскадры стояли во фронте, оркестры играли Датский национальный гимн. Несмолкаемые крики «ура!» сопровождали Королевскую яхту, медленно проходившую вдоль строя кораблей.
Позже, в этот же день, был прием у Командующего флотом и бал на его флагманском корабле.
Все паровые катера с больших кораблей эскадры и в том числе лучшие катера флота с «Енисея» и «Амура», с надраенными медными трубами, ярко горящими на солнце, с мягкими плюшевыми уборами кормовых сидений, под управлением красивых молодых мичманов в белых кителях, с черно-золотыми саблями, стекались к Королевской пристани за приглашенными гостями, датскими представителями Королевской власти, военного и морского
направления, городской высшей администрации и иностранных дипломатов с сонмом их жен и дочерей, в чудных бальных туалетах. Эти дамы и барышни были главной мишенью наших молодых офицеров.
Все это происходило на громадном и широком юте крейсера «Рюрик», украшенном флагами и зеленью. Угощений, вина и шампанского был непочатый край. Бал в разгаре. Моряки победили сердца гостей своим гостеприимством и особенно увлекли молодых дам и барышень упоительными вальсами и мазуркой с фигурами.
Празднество подходило к концу, но увлеченная молодежь до последней минуты не могла расстаться с датскими друзьями, молоденькими, прелестными белокурыми скандинавками.
Об этой заключительной фазе «береговых маневров», в которой я сам участвовал, к сожалению, приходится умалчивать, но дорогим читателям предоставляется самим воображать, какие сердечные муки пришлось переиспытать обеим воюющим сторонам.
Что касается дальнейшей участи минного заградителя «Енисей», то история 1-ой Мировой войны говорит: «Енисей», на переходе из Ревеля в Моонзунд, недалеко от маяка Оденсхольм, был потоплен неприятельской подводной лодкой. Драма продолжалась 10 минут и так как поблизости никого не было, а вода была очень холодная, то спаслось всего 19 матросов, и из офицеров — один лишь старший механик. Все же остальные, в количестве более 200 человек, погибли. По рассказам очевидцев, когда «Енисей» погружался в воду, все погибавшие пели гимн, а командир, капитан 1-го ранга Прохоров, стоял на мостике, отказавшись спасаться. Вечная им память!
Борис Арский
Похожие статьи:
- ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (№113)
- В первый раз (№113). – Г. А. Усаров
- Хроника «Военной Были» (№113)
- №121 Март 1973 г.
- Письма в Редакцию (№ 125)
- Капитан 1 ранга Владимир Иванович Семенов (1867-1910). – Г. Усаров
- №119 Ноябрь 1972 г.
- Лига Обновления Флота и шхуна “УТРО”. – А. А. Штром
- Адмирал Сенявин. – В. К. Пилкин