За это время в Новороссийске произошел не совсем понятный инцидент. 21. 4. в порт вошел итальянский крейсер «Этна», командир которого заявил, что он прибыл с целью начать переговоры относительно возобновления политических сношений между Италией и РСФСР. Документов, подтверждающих эту дипломатическую миссию, командир не имел, и советские власти пришли к заключению, что «Этна» пришла с целью разведки в пользу белых, и решили крейсер задержать. Но 28-го вечером «Этна» снялась с якоря и направилась в море. По крейсеру, осветив его прожектором, открыли огонь полевая батарея и бронепоезд; «Этна» стала отвечать из своих орудий и без повреждений ушла в море. Необходимо отметить, что итальянцы в гражданской войне никакого участия не принимали и обвинение их в помощи белым надо считать ничем не обоснованным.
3 мая в Севастополе была проведена реорганизация морского командования. Генерал Врангель, находя деятельность вице-адм. Герасимова мало энергичной и, в частности, то, что он допускал своему начальнику штаба кап. 2 р. Рябинину открыто говорить офицерам о безнадежности положения Крыма и о необходимости прекращения гражданской войны, освободил адмирала от занимаемой должности и назначил вице-адм. Саблина командующим флотом и одновременно начальником Морского Управления. Должность главного командира портов и судов, которую ранее занимал адм. Саблин, была упразднена.
Операция с кубанскими казаками не закончила действия флота по эвакуации с Кавказа и перевозки в Крым прорвавшихся к морю воинских частей. Так, в конце мая Астраханско-Терская бригада, под командой полковника Колоссовского, перевалившая через горы, при попустительстве грузин была снята с берега севернее Поти, с помощью приведенного болиндера вооруженным ледоколом «Гайдамак» и другим судном 2-го отряда. Но эвакуация более крупной группы войск, главным образом терских казаков с их атаманом генералом Вдовенко, отошедшей в Грузию по военно-грузинской дороге, встретила препятствие со стороны грузин, опасавшихся осложнений с Советским правительством. Для урегулирования этого вопроса ген. Врангель поручил адм. Герасимову в качестве своего полномочного представителя отправиться в Батум. В последних числах июня зек. мин. «Жаркий», конвоируя транспорт «Сарыч» (быв. «Маргарита»), вышел по этому назначению. 27. 6 туда же, имея на борту генерала из штаба армии, пошла под. Лодка «Утка», командир ст. лейт. Монастырев, которая попутно должна была произвести разведку в Новороссийской бухте. Ночью, подойдя к берегу у Кабардинки, на тузике был высажен кондуктор, который из разговора с жителями выяснил, что в Новороссийском районе никаких повстанцев нет, порт совершенно пустой и мелкие отряды красноармейцев находятся во всех населенных пунктах побережья. По выходе из бухты в открытом море сильная волна не дала возможности лодке поднять мачты для радио-телеграфирования и командир, для передачи полученных сведений, зашел в Керчь, после чего «Утка» отправилась в Батум, куда прибыла 30.6. Походы подводных лодок, о которых командование должно было предупреждать англичан, всегда их беспокоили; перед Батумом «Утку» встретил миноносец «Стедфаст», который под видом получения сведений послал к ней шлюпку с офицером, и в порту за лодкой велось постоянное наблюдение.
В июне английское правительство приняло решение о прекращении интервенции в России и оказания помощи антибольшевицким силам. 28.6. английская военная миссия покинула Севастополь и с этого времени армия ген. Врангеля была предоставлена своим собственным силам, как в военном смысле, так и в финансовом отношении и изыскании способов снабжения. Лишь в августе Франция, желая косвенно поддержать Польшу, признала правительство ген. Врангеля. Решение англичан коснулось и Грузии; в начале июля они производили эвакуацию своей Батумской базы, и 7. 7 находившаяся там эскадра ушла в Константинополь. Возможно, что новое положение и присутствие в порту русских военных кораблей сделали грузин более уступчивыми и они дали свое согласие на погрузку войск. 5. 7 «Утка» ушла в Севастополь; окончив погрузку войск, «Сарыч» и «Жаркий» тоже покинули Батум.
Ввиду поступавших в Севастополь сведений о восстаниях на Кубани и появления антисоветских отрядов на побережье, в течение лета и осени корабли флота неоднократно ходили к кавказским берегам, высаживали разведочные партии или казачьих офицеров, пытавшихся войти в связь с этими отрядами. Попутно велась блокада занятого красными побережья. В этих операциях участвовали подводные лодки, эск. мин. «Капитан Сакен» и другие корабли. Лейт. Бачманов, выйдя из Керчи на катере, высадился у Геленджика и вернулся, добыв ценные сведения. Ген. Врангель поручил ген. м. Муравьеву пробраться в Баталпашинский отдел и, действуя его именем, объединить находившиеся там отряды и предупредить их о предполагаемом десанте на Кубань. Чтобы не привлечь внимания появлением военного корабля, ген. Муравьев в сопровождении нескольких офицеров отправился на моторном судне, мотор которого на втором дне перехода сломался, и судно лишь на двенадцатый день было принесено ветром к анатолийскому берегу. После еще долгих скитаний генерал Муравьев прибыл в Гагры и вошел в сношения со скрывавшимся в горах отрядом полковника Улагая. 27 июля полковник Улагай атаковал слабые части красных, стоявшие у границы, и занял Адлер, Хосту и Молдаванку, но получившие подкрепления красные отбросили на следующий день казаков назад и они распылились в нейтральной зоне, тогда как Муравьев через горы отправился в район Баталпашинска. Сведения о выступлении отряда Улагая были получены в Крыму с большим опозданием. Не зная еще, что он потерпел неудачу, 17. 8 на помощь была выслана «Утка», имевшая на борту войскового старшину Балонева, семь казачьих офицеров и сестру милосердия. На лодку было погружено 410 тысяч ружейных патронов, 300 винтовок и 7 пулеметов, для выгрузки которых на буксир был взят моторный баркас. По пути были осмотрены две грузинские шхуны, которые до этого были задержаны вооруженным моторным катером под красным флагом. «Утка» приблизилась к берегу в надежде поймать этот катер, но в наступавшей темноте его не обнаружила. Капитан грузинской шхуны сообщил, что действительно казаки занимали Адлер, но теперь там снова большевики. 20. 8 «Утка» подошла к берегу у нейтральной зоны и на тузике два офицера были высажены на берег для выяснения положения. Офицерам удалось переговорить с командующим грузинскими войсками ген. Мачавариани, который сообщил им все, что знал о действовавшем на Кубани отряде ген. Фостикова и происшедших в районе Адлера событиях; в заключение генерал добавил: «Передайте вашему командиру, что он может делать, что хочет, при условии ненарушения нейтралитета Грузии». По возвращении офицеров было решено, что вся офицерская группа высадится в нейтральной зоне, где также предполагалось оставить на берегу оружие, но за ненахождением подходящего для этого места последнее не было исполнено. На обратном пути проходя мимо Адлера, лодка была обстреляна полевой батареей, но после нескольких удачных ответных выстрелов батарея замолчала. 25. 8 «Утка» вернулась в Севастополь.
С другой стороны, красное командование делало усилия для поддержки находившихся в крымских горах зеленых. 9. 8 из Анапы вышел паровой катер «Витязь», имея на буксире моторный катер «Гаджибей», и ночью высадил в Судакской бухте группу в 12 человек с комиссаром Мокроусовым во главе, и выгрузил некоторое количество оружия. После этого моторный катер был затоплен, а «Витязь», для избежания встречи с белыми кораблями, спустился к югу и благополучно вернулся в Новороссийск.
14 августа у Приморско-Ахтарской был произведен десант на Кубань и через три дня с целью демонстрации у мыса Утриш был высажен небольшой отряд. Предполагаемого успеха операция не имела и 31. 8 началась эвакуация высаженных войск через Ачуев, а потом через Таманский полуостров. Повстанческие отряды ген. Фостикова, пытавшиеся 24. 8 овладеть Лабинской и Майкопом, потерпели неудачу и, не имея патронов и артиллерии, отступили в горы. У ген. Фостикова остался лишь один выход: перевалить через горы и прорваться к морю. По плохим горным дорогам, сбивая высланные с побережья заслоны, через Красную поляну и частью отряда через перевал Умпырь, казаки прорвались к морю и 23. 9 заняли Адлер, где к ним присоединился отряд в 400 казаков полковника Улагая. Опередив свой отряд, ген. Фостиков в сопровождении ген. Муравьева горной дорогой пришли в Гагры, где встретили представителя ген. Врангеля полковника Валуева. Но телеграфной связи с Крымом не было и для доклада генералу Врангелю о положении отряда, через Батум в Севастополь, отправились ген. Муравьев и полковник Улагай. По получении первых сведений о занятии Адлера казаками, начальник штаба ген. Врангеля ген. Шатилов отправился туда на миноносце. 3. 10 из Севастополя, под конвоем под. лодки «Утка», вышел транспорт «Сарыч» и также пароход «Аскольд». После совещания в Адлере с ген. Фостиковым, ген. Шатилов заключил о необходимости возможно скорее эвакуировать казаков и ушел на миноносце в Севастополь и заменявший заболевшего вице-адм. Саблина контр-адм. Николя 6. 10 получил предписание произвести эту операцию.
В это время в Севастополе находился, не считая дреднаута, лишь вспом. кр. «Алмаз», так как «Ген. Корнилов» был у Очакова, а миноносцы в Мариупольской операции. Начальником операции был назначен командир «Алмаза» кап. 2 р. Григорков и старшим транспортным офицером ст. лейт. Булашевич. Кроме «Алмаза» в состав отряда вошли: большой транспорт «Дон», приспособленный для перевозки лошадей транспорт «Ялта» (бывш. «Виолета»). а также находившиеся в Керчи транспорт «Крым» (бывш. «Николай 119)», который должен был привести болиндер и буксир «Доброволец». Вышедшие ранее «Утка», «Сарыч» и «Аскольд» по соединении с «Алмазом» входили в подчинение начальника операции. На «Алмазе» шел ген. Муравьев и полк. Улагай, и на крейсер было погружено полевое орудие, винтовки и 200 тысяч ружейных патронов. На «Дон» было взято некоторое количество провианта.
Утром 7. 10 «Алмаз» вышел из Севастополя, но у юго-восточных берегов Крыма уже четыре дня свирепствовал норд-остовый шторм, принудивший «Утку» зайти в Феодосию и затем отстаиваться в Керчи. На «Алмазе» при сильной качке вода через порты для погрузки угля, у которых не было резиновых прокладок, отсутствовавших в Севастопольском порту, стала проникать в угольные ямы и через них в кочегарки. Водоотливные помпы вскоре забились углем, и крейсер был принужден зайти в Ялту. Опасаясь, что болиндер зальют волны, «Крым» и маленький «Доброволец» тоже ожидали улучшения погоды.
Приведя все в порядок и воспользовавшись уменьшением силы волн, утром 10. 10 «Алмаз» снялся со швартов и пошел по назначению. На следующее утро двухорудийная батарея, стоявшая на правом берегу речки Сочипета, открыла по крейсеру огонь, но ее снаряды падали большими недолетами и ввиду дальности расстояния «Алмаз» ей не отвечал. Проходившая потом ближе к берегу «Утка» была тоже обстреляна этой батареей и выпустила по ней 8 снарядов. Не зная точно, кто занимает Адлер, подойдя к нему на 40 кабельтовых «Алмаз», произвел один выстрел в горы, после чего стоявшая в селении полевая батарея красных открыла огонь, дав первым залпом перелет. «Алмаз» стал немедленно отвечать и, выпустив двадцать 120-мм. снарядов, заставил ее замолчать. Когда он подошел к нейтральней зоне, на берегу был замечен делавший сигналы человек. Кап. 2 р. Григорков приказал подошедшей «Утке» с темнотой его подобрать, сам же пошел к Гаграм, где ночью для выяснения местонахождения отряда ген. Фостикова на шлюпке был высажен полковник Улагай. За несколько суток потерянных кораблями из-за шторма, положение отряда коренным образом изменилось и взятый с берега «Уткой» человек, оказавшийся полковником Лиманским, сообщил следующее: 5. 10 красные, имея бронеавтомобили, которым казаки могли противопоставить лишь пулеметы и винтовки, при поддержке артиллерии, атаковали находившуюся в пяти километрах впереди Адлера позицию и вынудили казаков отойти за реку Мзынта, где они укрепились. Но подошедшие со стороны Красной Поляны части красных, потеснив казачий ариергард, заняли Молдаванку за флангом этой позиции. Кроме того, патроны были на исходе. Принимая все это во внимание, ген. Фостиков вечером 9. 10 отдал приказ всем сосредоточиться в нейтральной зоне у хутора Веселый, с целью дальней от моря дорогой перейти в Грузию. 11. 10, примерно в 15-ти километрах от берега, отряд, перешел пограничную реку Псу и вскоре был остановлен грузинскими постами. Ген. Фостиков связался по телефону с ген. Мачавариани и стал добиваться от него разрешения интернировать отряд в Грузии. В это время с моря донеслась канонада перестрелки «Алмаза» с батареей, но вернуться отряду к берегу уже не было возможности. Появление кораблей позволило Фостикову переменить тон разговоров и в конечном результате, при условии сдачи всего оружия, было получено разрешение перейти границу, после чего казаки должны были быть помещены в лагерь на режиме военнопленных. В ночь на 12-ое отряд перешел линию грузинских постов, сдавая им свое оружие. Но о последнем факте на «Алмазе» узнали лишь через два дня.
Днем 12. 10 к Гаграм подошли «Дон», «Крым» с болиндером, «Доброволец» и «Аскольд». «Ялта» пришла лишь на следующий день. Сарыч» пришел раньше, и грузины разрешили ему взять около четырехсот находившихся в Гаграх раненых и больных. Транспортам было приказано держаться с застопоренными машинами в 10 милях к западу от Адлера.
Вечером, считая, что отряд находится все еще в нейтральной зоне, для создания диверсии «Алмаз» сделал 20 выстрелов по Адлеру, и «Утка» — два. В течение ночи корабли течением были отнесены на северо-запад и когда утром 13. 10 они возвращались, сочинская батарея, давая большие недолеты, открыла огонь. Днем появившийся самолет бросил три бомбы большого калибра, упавшие вблизи «Алмаза». После наступления темноты под наблюдением «Утки» к берегу нейтральной зоны был послан «Доброволец» со шлюпкой на буксире, при помощи которой было выгружено некоторое количество патронов, в надежде, что их удастся потом передать казакам. «Утка» сняла с берега полковника Шевченко, посланного ген. Фостиковым для связи с кораблями, который сообщил об интернировании отряда и приказание Фостикова направить транспорты к Гаграм, куда по указанию грузин был переведен его отряд.
Утром 14. 10 транспорты подошли к Гаграм и, чтобы сделать видимость соблюдения нейтралитета Грузии, подняли вместо военных флагов национальные трехцветные флаги, выдавая себя за коммерческие пароходы. Но вскоре на «Дон» прибыл генерал Фостиков и ввиду того, что вопрос о посадке с грузинами еще не был решен, приказал отвести транспорты от берега. За это время грузины перевели казаков на 25 километров дальше и расположили их около Пицунды, на правом берегу реки Бзыби, в окруженном с трех сторон стенкой большом имении, где они находились под стражей грузинских солдат. Грузины никакой провизии не давали, казаки голодали и обменивали свои вещи и лошадей крестьянам за два-три хлеба. На происшедшем затем на «Алмазе» совещании между Фостиковым и Григорковым было решено после наступления темноты сделать попытку взять казаков на корабли. Для отвлечения внимания «Утке» было приказано обстрелять район между Адлером и Веселым. Около полуночи, под видом передачи провианта, на буксире «Добровольца», к берегу подошел болиндер и также шлюпки «Алмаза». Провизия была немедленно выгружена прибежавшими казаками, которые затем заполнили до отказа болиндер и шлюпки. Небольшая грузинская стража, подкупленная подарками, не создавала препятствий, но перегрузка людей с болиндера по одному трапу на высокую палубу «Дона» брала много времени. Вместе с тем погода испортилась и пошла довольно сильная волна, выбросившая катер «Алмаза» на берег и принудившая прекратить погрузку. Всего до рассвета удалось перевезти на «Дон» 1.300 человек, среди них отряд полк. Улагая. С рассветом появился комендант Гагр, который категорически воспротивился дальнейшей погрузке. Ввиду этого ген. Фостиков приказал кораблям отойти в море, а сам снова отправился для переговоров в Гагры. Вечером 15. 10 была сделана новая попытка погрузки. «Дон», «Ялта» и «Аскольд» приблизились, а «Доброволец» с болиндером, на который была погружена провизия, подошел к берегу. Но усиленная пехотой охрана не позволила казакам приблизиться к морю и даже не разрешила выгрузить провизию. Попутно выяснилось, что эвакуации еще подлежат около 5.000 человек и несколько сот лошадей, так как большинство прибывших с Кубани беженцев и сравнительно небольшое количество казаков, снова поверивших появившемуся Иванису, решили остаться в Грузии. Такое количество людей свободно могли принять «Дон» и «Ялта» и 16. 10 кап. 2 р. Григорков отправил «Крым» и «Аскольд» в Севастополь.
Ген. Фостиков продолжал вести с грузинами безрезультатные переговоры. Вместе с тем было известно, что согласно одной из статей заключенного в свое время мирного договора между Грузией и РСФСР все переходившие грузинскую границу русские белые должны были выдаваться советским властям. Будучи уверенным, что мирным путем нельзя ничего добиться и казакам грозит выдача красным, уже днем 16. 10 кап. 2 р. Григорков телеграммой на имя комфлота просил разрешения применить против грузин вооруженную силу. Вечером того же дня из Севастополя был получен положительный ответ, с получением которого кап. 2 р. Григорков с «Алмазом» и «Доном» пошел к Пицунде. «Утке», которая уже раньше с «Ялтой», «Добровольцем» и болиндером была послана для новой попытки, было приказано по радио ожидать начальника отряда. Но уведомленный посланным в Гагры офицером о новом решении, ген. Фостиков приказал до утра ничего не предпринимать. Вместе с тем запасы угля на «Алмазе» и «Доне» не позволяли дольше продолжать крейсерство и стояла тихая погода, которая в осеннее время могла ежечасно измениться и не допустить похода болиндера и шлюпок к берегу. Принимая во внимание эти факты, Григорков решил взять инициативу в свои руки и в 8 часов утра 17. 10 на моторном катере послал лейтенанта Григорьева с письмом, адресованным ген. Мачавариани, в котором Григорков ставил его е известность, что, имея приказание погрузить людей, он начнет эту операцию в полдень и просил генерала дать распоряжения, чтобы ей не было оказано противодействий, в случае которых будут применены все имеющиеся средства (*) См. «Исторический Архив» — Военная Быль № 82.). Письмо было передано грузинскому коменданту лагеря и одновременно генералу Фостикову была передана просьба подготовить отряд к погрузке. Около 14 часов корабли двумя кильватерными колоннами, имея впереди «Алмаз» и «Утку» на которых была пробита боевая тревога, пошли к берегу. Ввиду отсутствия какого-либо движения грузин, создавалось впечатление, что они не будут противодействовать посадке, но когда болиндер был подведен к берегу, грузины не позволили ему спустить сходни и он был принужден отойти. Ген. Фостиков на моторном катере прибыл на «Алмаз» и сообщил, что грузины разрешили лишь выгрузить провизию, и, не видя другого выхода, он присоединился к решению действовать силой. На происшедшем на «Алмазе» совещании было решено, для нейтрализации грузинской стражи с наименьшим кровопролитием для обеих сторон, применить своеобразного «троянского» коня. 250 отобранных из отряда полковника Улагая вооруженных винтовками казаков с обращенного к морю борта «Дона» были посажены с их командиром в трюм болиндера, на который, замаскированный мешками муки, установили пулемет с «Алмаза». Ст. лейт. Булашевич был назначен начальником посадки. Ген. Фостиков пошел на «Добровольце», который в 17 часов подвел болиндер к берегу. Несмотря на протесты стражи, сходни были выкинуты на берег и из трюма высыпались казаки, которые набросились на опешивших грузин и просто вырывали из их рук винтовки. Бросившиеся бежать к забору лагеря были схвачены бывшими там казаками. Для устрашения грузин и, если понадобится поддержка, «Утка», с наведенными пушками подошла как можно было ближе к берегу. Полк. Улагай разделил десант на три отряда, оцепивших место посадки, и после перестрелки окончательно отогнал грузинских пехотинцев. Тотчас началась посадка людей на болиндер; для ее ускорения все шлюпки «Алмаза» и «Дона» были посланы к берегу и стали перевозить эвакуированных прямо к транспортам. Вечером и в течение ночи грузины сделали 6 выстрелов шрапнелями по месту посадки, не причинивших потерь. Очевидно они это делали, чтобы большевики их не обвинили в попустительстве. Место батареи с «Алмаза» не было замечено, и он ответного огня не открывал. Всего болиндер совершил пять рейсов. В последний раз он отошел от берега в 3 ч. 30 м. утра 18. 10, взяв последнюю партию казаков и десантный отряд. Ген. Фостиков, который все время лично руководил посадкой, ушел на баркасе «Алмаза». Казаки привели к месту посадки лишь 150 лошадей, но, ввиду того, что они боялись спускаться в темный трюм болиндера, удалось в последнем рейсе взять лишь 36 из них. Закончив погрузку, корабли отошли от берега и было приступлено к перегрузке лошадей на «Ялту» Всего за две операции было эвакуировано 6.203 человек, из которых две трети находились на «Дону», а остальные на «Ялте», среди них около 500 беженцев и это не считая 400 раненых и больных взятых на «Сарыч». Поручив «Утке» конвоировать «Ялту», взявшую болиндера на буксир, и «Добровольца» и направить их в Феодосию, а самой идти в Севастополь, кап. 2 р. Григорков с «Алмазом» и «Доном» пошли в Феодосию. Днем выяснилось, что на крейсере не может хватить угля, чтобы дойти до этого порта, и «Дон» взял его на буксир. Но стоявшая все время отличная погода стала портиться, и ночью при задувшем сильном ветре лопнул буксир. Завести новый при сильной волне маневрируя большим высокобортным транспортом было чрезвычайно трудно и «Алмаз» снова пошел своими машинами, но угля хватило лишь до Чауды и не дойдя 20 миль до Феодосии, «Алмаз» был вынужден стать на якорь, а «Дон» пошел дальше. Утром 20. 10 из Керчи пришел буксир «Херсонес», который отвел «Алмаз» в Феодосию.
На этом закончились операции флота по сбору и перевозке войск с кавказских берегов, к которым надо добавить доставленный 27. 7 пароходом «Саратов» из Сулина в Феодосию отряд генерала Бредова. Благодаря подвезенным флотом подкреплениям оказалось возможным восстановить казачьи дивизии, сыгравшие не малую роль в действиях армии генерала Врангеля.
Как и в других местах, красное командование приняло меры для обороны побережья, что ему облегчалось ресурсами Балтийского флота. В августе была создана Новороссийская морская база, начальником которой был назначен быв. лейтенант выпуска 1910 г. А. Кондратьев и в бухте было поставлено минное заграждание. 27. 9 в районе маяка Дооб и Геленджикской бухты в две линии было выставлен но 240 мин образца 1912 года и в октябре, в дополнение к полевой артиллерии, были установлены батареи: №1 из 130-мм. орудий и №2 имевшая три 6″; кроме того из Каспийского моря прибыли снятые с находившихся там эск. миноносцев торпедные аппараты, для устройства в бухте кинжальной батареи. На озере Аброу была оборудована база гидросамолетов. В Туапсе была восстановлена 6″ батарея. Всеми этими мерами Новороссийск был достаточно укреплен, но собственно морские силы были представлены лишь восемью найденными в порту малыми буксирами и моторными катерами, вооруженными мелкокалиберными пушками и пулеметами, но существование даже этой мелочи вынудило белое командование из предосторожности конвоировать военными кораблями транспорты, когда они должны были идти вдоль берегов. 11. 10 по железной дороге прибыли катера японской постройки типа «Пантера», вооруженные 1-47 мм. пушкой и 2 пулеметами, переброшенные из Западно-Двинской флотилии, и два трехмоторных быстроходных катера. Но неожиданное подкрепление пришло от Кемаль-паши. Две канонерские лодки, имевшие по два 100-мм. орудия, и пароход «Шахин» находились в Трапезунде в руках кемалистов. Опасаясь их захвата англичанами, Кемаль-паша приказал им укрыться в Новороссийске. О переходе канонерок стало известно в Севастополе и когда «Алмаз» и «Утка» уходили к Гаграм, их командиры получили приказание в случае встречи с турецкой канонерской лодкой ее задержать. Но встреча не произошла, так как «Адин Рейс» уже 11 сентября пришел в Новороссийск, а «Превеза» 13 октября, т. е. когда отряд кап. 2 р. Григоркова уже второй день находился в районе Адлера. По приходе в Новороссийск турецкие корабли были переданы в пользование советскому правительству, подняли красные флаги и получили новые названия: «Восставший» («Превеза») и «Луч Востока» («Адин Рейс»), но в операциях они не приняли участия и потом были возвращены Турции. Но пароход «Шахин» был использован при авантюристической попытке десанта в Крым.
Не сведующий в морских делах реввоенсовет Кубанской армии, игнорируя опасность встречи в море с белыми кораблями и тоже вероятность их быстрого прихода из Керчи или Феодосии и неминуемого в этих случаях уничтожения отряда до окончания высадки, составил план десанта на Керченский полуостров. Для перевозки десанта силой в тысячу красноармейцев был предназначен тихоходный «Шахин», которого должны были сопровождать быстроходный катер (второй сжег мотор) и маленький буксир для высадки красноармейцев на берег. По организационным причинам операция несколько раз откладывалась и отряд вышел в море лишь в ночь на 10 ноября, в течение которой генерал Врангель отдал приказ об эвакуации Крыма.
Но в море разыгрался шторм, отряд потерял свое место и залитый волнами буксир затонул, после чего, лишенный возможности высадить на берег людей, «Шахин» вернулся в Новороссийск. Лишь быстроходный катер дошел до Судакской бухты, где он высадил небольшую группу партизан.
Более опасным для белого флота было отданное 11. 11 приказание командующего морскими силами республики бывшим контр-адм. Немиц выставить у южного выхода Керченского пролива минное заграждение. Но Новороссийская база не имела подходящих для такой операции судов и не смогла выполнить эту задачу. 16 ноября корабли белого флота, последним в 18 ч. 30 м. вооруженный ледокол «Всадник», под флагом начальника 2-го отряда контр-адм. Беренса, смогли спокойно выйти из Керченского пролива и, эвакуируя армию, уйти в Константинополь.
П. Варнек
Похожие статьи:
- У берегов Кавказа в 1920 году (Продолжение, №119). – П. Варнек
- У берегов Кавказа в 1920 году. (№118) – П. А. Варнек
- Действия флота в северо-западном районе Черного моря в 1920 году (окончание, №109) – П. А. Варнек
- Образование флота Добровольческой армии. – П.А. Варнек
- На транспорте «Дон». – В. А. Бекеч
- Действия флота в северо-западном районе Черного моря в 1920 году. – П. А. Варнек
- ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (№113)
- Хроника «Военной Были» (№116)
- Памяти капитана 2-го ранга Н.С. Чирикова. – В.М. Федоровский