Статьи из парижского журнала "Военная Быль" (1952-1974). Издавался Обще-Кадетским Объединением под редакцией А.А. Геринга
Saturday April 20th 2024

Номера журнала

Учебное судно «Великая Княгиня Ксения Александровна». – Г.А. Усаров



(«Свобода» — «Моряк»)

Случайно, роясь в старых книгах, я наткнулся и приобрел интересную книгу на французском языке: «Материалы по профессиональному морскому образованию в России», изданную для Международной морской выставки в Бордо в 1907 году Отделом торгового мореплавания русского министерства торговли и промышленности.

Книга снабжена картой с географическим распределением всех мореходных училищ России к 1 января 1907 года, с указанием, к какому разряду они принадлежат, а также с многочисленными фотографиями зданий училищ, групп учеников на занятиях и учебных кораблей.

Там я нашел краткие, мне еще неизвестные сведения об учебном корабле «Великая Княгиня Ксения Александровна», хорошо знакомом бывшим воспитанникам Морского корпуса в Бизерте, на котором они проходили свои учебные плавания. Думаю что для многих будет не безынтересно узнать полученные мною сведения.

В 1904 году, по заказу Отдела торгового флота и портов, была построена на Сормовском заводе баркентина (иначе — шхуна-барк) с железным корпусом в 697 тонн водоизмещения, вспомогательной паровой машиной и двумя котлами различной системы, для практики учеников. Постройка обошлась в 190-000 рублей. По скончании работ корабль получил имя «Великая Княгиня Ксения Александровна» и был причислен к Мореходному училищу в Баку.

Он плавал с учениками по Каспийскому морю с 15 мая по 15 сентября между Баку, Петровском, Астраханью, Фортом Александровск, Красноводском, Ленкоранью, Энзели и Астрабадом. На нем плавали ученики не только Бакинского мореходного училища но и других, так как корабль был рассчитан на размещение на нем ста учеников.

Во время плавания ученики несли вахтенную службу, занимались приборкой корабля, морской практикой, стояли на руле, а также проходили занятия по навигации и мореходной астрономии.

К сожалению, на этом в книге заканчиваются сведения об этом корабле. Таким образом, с достоверностью можно сказать, что оно было построено для Каспийского моря и плавало на нем.

Когда, как и каким образом было оно переведено в Черное море, почему этот перевод произошел и к какому училищу этот корабль был причислен, — мы не знаем. Из-за отсутствия материалов ответить на эти вопросы трудно. Говорилось и даже писалось (см. «Колыбель флота»), что он принадлежал Мариупольскому мореходному училищу, но так ли это?

Из упомянутой выше книги видно, что в Мариуполе, по крайней мере до 1908 года, Мореходного училища не было; принимая же во внимание, что район Азовского моря и северо-западное побережье Черного моря имели большое количество мореходных школ, кажется довольно странным, что в Мариуполе могла быть открыта еще одна новая школа.

В самом деле, в Ростове на Дону было мореходное училище дальнего плавания с приготовительным классом и с отделением для подготовки механиков. В Херсоне также было мореходное училище дальнего плавания. В Одессе — большое училище как дальнего плавания, так и механиков, к которому было придано парусное учебное судно «Великая Княгиня Мария Николаевна» в 1859 тонн, приобретенное в 1899 году министерством финансов за 9.000 фунтов стерлингов. Кроме этих училищ, в Таганроге было трехклассное училище, имевшее свое учебное судно, трехмачтовую баркентину в 168 тонн, постройки 1893 года, «Святой Ипполит». Затем были двуклассные училища в Николаеве, Голой Пристани, Алешках, Керчи и Бердянске.

Вот почему, как мы указывали выше, кажется немного странным, чтобы в Мариуполе было открыто еще одно училище. Вернее будет предположить, что «Великая Княгиня Ксения Александровна» была придана одному из уже существовавших училищ, — Херсонскому, у которого не было своего учебного корабля, или даже Одесскому, у которого «Великая Княгиня Мария Николаевна» была без машин и довольно стара.

Остается также вопрос, — каким образом наш корабль попал в Средиземное море? Можно предположить, что его перевод из Каспийского моря был сделан перед самой войной, которая и застала его в Средиземном море. Ведь учебное судно Одесского мореходного училища плавало с учениками с 25 мая по 24 октября между русскими и турецкими портами Черного моря. На все эти вопросы пока что нет ответа. Может быть, среди читателей «ВОЕННОЙ БЫЛИ» найдется кто-нибудь, смогущий дополнить наши сведения?

Г.А. Усаров

Отзывы читателей

2 Отзывов на “Учебное судно «Великая Княгиня Ксения Александровна». – Г.А. Усаров”

  1. Андрей says:

    Можно ли связаться непосредственно с автором статьи?

Оставить сообщение для admin