ТЮМЕНСКАЯ ИНСТРУКТОРСКАЯ ШКОЛА
Тюменская инструкторская школа была начата формированием в последних числах месяца октября 1918 года. Начальником школы был назначен полк. Заалов. Школа размещалась в здании Тюменской гимназии на Базарной площади. Школа имела 4 роты и все необходимые команды — пулеметную, связи и т. д. Одета школа была в русское обмундирование, вывезенное еще из Казани. В конце декабря 1918 года школа, переброшенная в Екатеринбург, была развернута в 16-ую Сарапульскую дивизию — полки 57 имени Гайды, 58 Казанский — командир полка полк. Заалов, 59 Лаишевский — командир полка полк. Родзевич — командир 1-ой роты школы, и 60 Чистопольский. Кадры, правильно примененные, дали прекрасные результаты: полки были стойкие и прекрасно несли боевую службу, не их вина, что под Воскресенскими заводами 57-ой полк понес очень тяжкие потери, что после боев под Уткинским заводом дивизия так поредела, что была слита с 15-ой Боткинской, которой и передала имена своих полков, за исключением 57-го, который стал именоваться Боткинским. Таким образом школа оправдала все возлагаемые на нее надежды.
ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ ИНСТРУКТОРСКАЯ ШКОЛА.
В марте 1919 года была объявлена мобилизация, вторая по порядку, в Сибири. Мобилизация дала средний успех в городе и малый в деревне. Из числа мобилизованных были отобраны призванные с правами по образованию и из них первоначально сформировали Егерские батальоны, которые с конца апреля стали переименовываться в Инструкторские Школы, продолжительностью курса в два месяца, выпуском портупей-юнкерами в часть и производством в подпоручики по рекомендации командира части после месячного пребывания в строю. Таких школ было сформировано 4: Екатеринбургская, Челябинская, Иркутская и Томские военно-окружные курсы.
5.5.1919, приказом по управлению генерала для поручений Сахарова за № 7, назначены: начальником Екатеринбургской школы полк.
Ярцев, л.-гв. Гренадерского полка, помощником — полк. Д. А. Малиновский, л.-гв. 2-ой артиллерийской бригады, командиром 1-го батальона полк. Г. Орлов, л.-гв. Павловского полка, 2-го бат.-полк. А. Дурасов, л.-гв. Гренадерского полка.
Таким образом, уже в начале мая Школа начала свою работу. Размещена Школа была в большом банковском доме, на главной Екатеринбургской площади, против собора. Роты были хорошо укомплектованы и имели до 200 юнкеров в строю. 1-ые роты были пулеметные и имели по 8 пулеметов для учебных целей, разных систем, главным образом Максимы, Кольты, Шварцлозе и др. Одеты были юнкера в новенькое английское обмундирование. Оборудование Школы в богатом Екатеринбурге не представляло для энергичного полковника Ярцева больших затруднений и поэтому юнкера имели кровати с полным комплектом постельного белья, отдельные столовые и классы. Довольствие также было отличным: утром чай с белыми булками и маслом, обед и ужин из двух блюд, в праздники обязательно сладкое блюдо. Учебных пособий было мало и поэтому все проходилось по запискам, что не представляло затруднения, так как юнкера имели законченное среднее или высшее образование. Полк. Ярцев, Орлов и Дурасов читали тактику и совместно с ротными командирами вели строевые занятия, полк. Малиновский читал артиллерию и топографию. Занятия велись ускоренным темпом, и к июлю, когда надвинулись события, юнкера прошли почти весь намеченный курс.
14.7.1919 года наши части под огнем местных большевиков оставили Екатеринбург и стали отходить на восток. Школа была переименована в «Северный Отряд», ставший единственно боеспособной частью, за которой сгруппировался штаб генерала Дитерихса и другие штабы.
Начиная от 13-го июля юнкера ведут бои под деревнями Малый Исток, Косулина и деревней Мезенка, перед станицей Богдановичи. Этот бой был характерен для обстановки того времени. В этой деревне Школа получила приказ остановить движение красных. Во исполнение приказа была занята замаскированная позиция впереди деревни и юнкера окопались: 1-ый батальон влево от дороги, 2-ой справа. Утром подошедшие красные начали артиллерийскую подготовку наугад, снаряды были старые и, палая на пахотнае поле, часто не рвались. Выпустив пару сотен гранат, красные решили, что наши уже давно бежали, и их пехота на подводах, с песнями и гармошкой, двинулась к деревне, не замечая замаскированных окопов. Как только голова колонны поравнялась с позицией 2-го батальона, юнкера с расстояния в 30 шагов открыли пулеметный и ружейный огонь. Ошеломленная колонна, потеряв 387 убитых, рассеялась и откатилась обратно почти до самого Екатеринбурга. Школа же потеряла только одного юнкера — Воинова — убитым, раненых не было. После этого красные стали осторожнее и в боях от 23.7.1919 до 5.8.1919 в районе города Камышклова, села Реутинского и др. изменили тактику: нащупав фронт Школы и выяснив его положение, красные залегали и вели стрелковый бой, а другие их части начинали обтекать фланги и, угрозой полного охвата, заставляли отходить назад. Дальше Школа пошла походным порядком на город Ялуторовск и Ишим. В Ишиме юнкера были погружены в эшелоны и направлены в Омск. Тут, в вагонах, в Омске был произведен 1-ый выпуск, после чего кадр был переброшен в Томск. Выпущенные портупей-юнкера попали в 3-ю армию генерала Сахарова. В Томске был произведен второй прием и 1-го октября юнкера начали занятия. Теперь Школа получила только 1 батальон. Полк. Малиновский был назначен в Походный штаб адмирала Колчака, а его место заступил полк. Орлов. Во втором приеме роты уже сжались — не больше 100 штыков. Занятия продолжались до 19.12.1919, когда Школа походным порядком выступила с верными частями в поход, под командой полк. Орлова, так как полк. Ярцев получил специальную задачу и «Отряд особого назначения», который, двигаясь впереди штаба 3-ей армии, очищал предшествующие станции от партизанов. Но при подходе к Красноярску полк. Ярцев опять вступил в командование Школой. Школа приняла участие в попытке занять Красноярск, понесла большие потери, отошла назад и прорвалась к селу Есаульскому, закончив свой арьергардный марш прикрытия армии, вместе с Томскими военно-окружными курсами. Эти два военные училища от Томска прикрывали отступление всех частей.
После Красноярска пошло на восток около 25.000 человек, которых уже нельзя было назвать войсковыми частями. Только попытка партизан забрать и их в плен перед Канском привела к необходимости как-то организоваться и, не имея силы пробиться через Канск, обойти город стороной. Здесь Школа пошла уже в общей колонне, проделала весь поход, перешла через Байкал и была расформирована в Чите, так как армия, сократившаяся до 40.000 ртов, при 10.000 бойцов, потеряла дух, должна была выполнять требования японской политики, которая стремилась к сосуществованию с красными.
Капитан Стахавевич, вспоминая формирование Егерской бригады в Омске, так отозвался о портупей-юнкерах, окончивших Школу в первом выпуске: «… Лейб-гренадер полк. Ярцев, стоявший во главе эвакуированной из Екатеринбурга инструкторской школы, сразу прислал 25 портупей-юнкеров, мало подготовленных, но хорошо настроенных молодых людей, пополнивших недостаток в унтер-офицерах, а впоследствии ставших приличными офицерами. Для преследуемой цели поступление в баталь он таких молодых офицеров, прямо со школьной скамьи, было много лучше, чем если бы батальон пополнялся уже оперившимися офицерами из других частей, имевших претензии знание службы…».
Сведения даны: полк. Малиновским, порт, юнкерами И. Г. Переваловым и Гречишкиным, вдовой полк. Ярцева — Марией Александровной, взяты из книги «2-ая батарея» сотника Е. М. Красноусова и др.
ШКОЛА НОКСА
Чрезвычайно усилившееся значение техники, массовые, страшно распухшие армии — в Российской армии в 1917 году было 9.000.000 ртов — страшные потери в офицерском составе — в нашей армии 400.000 — привели к развалу представления о военном деле и катастрофически снизили высоту военной мысли и ясность понимания значения идеологии.
Выступление чехо-корпуса в конце мая 1918 года и разгром зачаточной организации советской власти в Сибири, покоившейся на слабом основании в два десятка тысяч наемных штыков, — мадьяр и отчасти немцев, утвердили представление в части Сибири о возможности организации армии на началах партизанщины. Расчет на успех, на переход на нашу сторону командиров красной армии, наличие немецкой оккупации 1918 года давало полное основание. Особо крупные успехи — Уфа — 4.6.1918 года, Казань — 7.8.1918 г. подтвердили это.
Однако, армия должна строиться на основе строго установленном, веками утвержденном опыте военной организации. Возможно, если бы грубые союзнические руки не вмешивались в наши дела — например, устранением такого
*) Утверждения в книге Парфенова «Гражданская война в Сибири в 1918-1920 г.» о вооружении 62.800 военнопленных большевиками, начиная с марта 1918 г., сомнительны, так как такая, даже слабо организованная армия, подавила бы выступление чехо-корпуса при первой же попытке его выступления.
самородка, как Гришин-Алмазов, с поста военного министра в начале сентября 1918 года, если бы военные министры не были случайными людьми по кратковременности своего пребывания на этом посту — ген. Иванов-Ринов до 15.10.1918 г., адмирал Колчак до 18.11.1918 г. и, наконец, — безмерно короткое время — до 15.1.1919 г., до приезда ген. Степанова из Японии, то начало закладки основ регулярной армии в Сибири и принадлежало бы русским, но в тогдашних условиях это сделал иностранец — ген. Нокс.
Ген. Нокс, являвшийся военным представителем Великобритании в Сибири, отпустил из имеющихся у него средств все необходимое для организации школы — подготовке состава 500 офицеров и 1.500 унтер-офицеров, — что давало, приблизительно, кадр 5 пехотных полков. В основу клалась идея создания в школе первоначальной крепкой спайки, которая является одним из главных слагаемых боеспособности воинской части. Верная и правильная мысль не получила должного развития: школа не стала основным, единственным и достаточным кадром для формирования всех дивизий.
По политическим соображениям, — представительство перед иностранцами и наличие большого количества свободных казарм, школа была размещена на Русском Острове около Владивостока. Офицерский б-он был размещен в казармах 3-го полка, а унтер-офицерские — в соседних казармах 34-го.
Первым начальником школы был назначен ген. Сахаров. К сожалению, в своей книге «Белая Сибирь» ген. Сахаров слишком мало, скупо и поверхностно дал сведения о школе. Они касались, главным образом, переломления настроений прибывающих людей, в первую очередь офицеров; относительно унтер-офицерских рот отмечена только попытка большевиков проникнуть в школу и создать в ней свою ячейку.
Школа имела в офицерском батальоне 4 роты и в 2-х унтер-офицерских — 8. Роты имели по 125 человек. Генерал Будберг в своем дневнике отметил во втором наборе недовольство офицеров переменного состава обращения с ними, как с юнкерами. Первоначальный курс прохождения был 4 месяца, но первый выпуск был 15.2.1919 г.
В марте 1919 года ген. Сахаров был вызван в Ставку Главнокомандующего для нового назначения и взял с собой часть кадра школы: — кап. Ярцева и др. Новым начальником школы был назначен ген. Плешков. Состав школы сократился — в офицерском батальоне — командир полк. Рубец — осталось только 3 роты, — командиры полк. Сапрыкин, Добровольский, Грекулов. Командирами унт.-оф. батальонов стали полк. Боровиков и Охлопков. Курс школы был увеличен на 2 месяца, что практически ничего не дало, так как школа дважды выступала в июне и июле 1919 года в поход, морем, на село Владиро-Александровское для деблокады отряда ген. Волкова.
Программа школы для офицерских занятий имела целью натаскивание на решение тактических задач, изучение стрелкового дела и пополнение запаса военных знаний, для чего, например, изучалось автомобильное дело. В боевом отношении школа была слабой, так как не имела полного комплекта пулеметов и совсем не имела бомбометов. Зато все, что было необходимо для фехтования, имелось налицо. Фехтование преподавали полк. Родзянко и ротмистр Пио-Ульский. Английские офицеры обучали спорту, для которого также было все необходимое.
Но офицеры, направленные в школу, по окончании производились в подпоручики (в сентябре 1919 г.). При третьем приеме был сформирован юнкерский батальон, о котором упоминают с нашей стороны Б. Филимонов — «Белоповстанцы», у красных — В. Голионко — «Годы борьбы». Унтер-офицерские батальоны занимались по программе учебных команд. Что было сформировано из окончивших школу и как показали себя они на деле — установить не удалось.
Материально школа была обставлена отлично: щегольское, новенькое английское обмундирование, отличное снаряжение и вооружение, все потребные учебники, пособия, снаряды для гимнастики и наставления имелись в полном комплекте. Стол был и сытый и обильный.
Красные настойчиво старались создать свои ячейки в унтер-офицерских батальона. При ген. Сахарове за попытку пропаганды было арестовано 5 человек. Во втором приеме, в июле 1919 г., была раскрыта комячейка унт.-офиц. Вдовиченко и все 7 человек ее были расстреляны, комячейки 3-го набора открылись только после 31.1.1920 г., однако во время подавления гайдовского бунта 13-17.11.1919 года они ничем себя не проявили.
Позорное бегство ген. Розанова 31.1.1920 г. на крейсер «Орел» и оставление всех верных частей на произвол судьбы было последним днем школы: красные ячейки кинулись арестовывать некоторых офицеров, напр., полк. Капустина, которого все же не взяли живым.
В июне 1920 г. при организации в станице Гродеково «Отряда войсковой самообороны Уссурийского казачьего войска» туда прибыла большая группа юнкеров школы, привезшая с собой знамя школы.
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ИНСТРУКТОРСКАЯ ШКОЛА
Челябинская инструкторская школа была сформирована в конце марта 1919 года. Начальником был назначен ген. Москаленко. Школа, так же как и Екатеринбургская, имела двухмесячный курс, но также должна была принять участие в боевых действиях, когда наши войска отошли к Челябинску и разыгралась Челябинская операция, в которой ген. Лебедев и ген. Сахаров необдуманными действиями пытались вернуть нашей армии инициативу действия для перехода в наступление. Школа прекратила свое существование после решающего боя у деревни Муслюмово, где ген. Войцеховский пытался закончить окружение красных. Полк. ген. шт. Ефимов в «Вестнике О-ва Ветеранов» № 215, Сан-Франциско, описал бой школы: «… ген. Войцеховский направил на поддержку Ижевской бригады школу ген. Москаленко, около 400 штыков и приказал вести атаку свежими силами этой школы. На просьбу ген. Молчанова не губить отлично подготовленных юнкеров (они назывались егерями), необходимых для младших командных должностей, — ответ был в духе «не рассуждать». Утром 29 июля егеря начали наступление. Как на учеб ном поле, с разведчиками впереди, мелкими единицами, потом по одиночке, егеря начали правильные перебежки. За речкой, на ровной, как стол, поляне не было никаких укрытий — ни кустов, ни кочек, ни малейших складок местности. Наша артиллерия вела интенсивную стрельбу по опушке кустов, занятых красными. Пулеметы ижевцев помогали фланговым огнем обоих флангов. Красные, наверное, несли значительные потери, но кусты хорошо укрывали их передвижения, поднос патронов и подход подкреплений. Они держались в окопах среди кустов и расстреливали егерей одного за другим.
Без сомнения, была применена неправильная тактика. Такое ровное поле выгоднее было бы проскочить не перебежками и переползаниями маленькими группами и по одиночке, а возможно быстрее пробежать двумя или тремя редкими цепями с короткими остановками для необходимой передышки.
Бой затянулся на несколько часов. Егеря не могли достигнуть окопов противника. Потери их достигли до половины их состава. Но когда выяснилась невозможность достичь окопов противника, оказалось, что егеря не могут и отступать. Имея полное походное снаряжение, в том числе малые лопаты, они, как могли, окопались на достигнутой линии — или прикрывались телами убитых товарищей. Отход означал новые тяжелые потери.
Демонстративная атака 2-го Ижевского полка, с потерей 60 человек, облегчила положение егерей, и они отошли от злополучной поляны, обильно политой их кровью…».
После этого боя школа была расформирована, а юнкера отправлены по частям.
ИРКУТСКАЯ ИНСТРУКТОРСКАЯ ШКОЛА
Иркутская инструкторская школа была также сформирована в конце марта месяца 1919 года и размещена в здании Иркутского военного училища. Начальником школы был назначен инспектор классов Иркутского военного училища полк. Пархомов. Школа имела 3 стрелковых роты по 100 юнкеров и пулеметную, имевшую 80 юнкеров, на вооружении которых имелось 5 пулеметов Виккерса и 3 Шварцлозе. Половину пулеметной роты составляли карпатороссы. Одета школа была в английское обмундирование. Так же как и Томские курсы, она, через несколько месяцев, была переименована в военное училище, а курс был продлен на 8 месяцев. Осенью 1919 года в курсовые офицеры пробрался шт.-кап. Калашников — будущий возглавитель красного мятежа. 27-го декабря 1919 года, когда отряд Особого назначения атаковал училище, то к двум пулеметчикам с Шварцлозе — карпаторуссам, занявшим по боевой тревоге свое место у входа в училище, подошел их курсовой офицер Калашников с двумя солдатами. Ничего не подозревавшие юнкера подпустили его к себе. Подойдя к юнкерам, Калашников выхватил револьвер, застрелил их обоих. Солдаты подхватили пулемет и унесли его к красным. На предложение красных сдаться, -училище отвечало залпами, перешло в наступление и погнало красных, которые бросились бежать из города через Знаменское предместье. Однако, на речке Ушаковке, отделяющей Знаменку от города, начальник гарнизона ген. Сычев дал приказ юнкерам остановиться, чем спас разгромленных красных. Вместе с оренбуржцами иркутяне принимали участие во всех боях против красных при обороне Иркутска. В ночь с 4-го на 5-ое января 1920 года 5 пулеметов Виккерса иркутян занимали боевое охранение на Ушаковке. Когда в 11 часов ночи они узнали о сдаче города и о том, что они брошены красным, то снялись с позиции и бросились назад.
Выйдя на 5-ую Солдатскую улицу, они заняли Воскресенскую церковь и приготовились к бою. Красные, следившие за ними, дали знать чехам, которые решили провести разоружение сами. Когда к церкви подошли три машины с чехами, то с первых двух никто не смог соскочить: 3 пулемета скосили начисто их команду. С подходом к чехам подкреплений и броне-автомобиля с орудием участь боя была решена: 5 лент на пулемет, наличный запас патронов, 15 юнкеров — все это было чувство, а не расчет. После того, как патроны были расстреляны, пришлось сдаться. Как ни странно, но юнкерам ничего не сделали, а только отправили в училище.
Сведения портупей-юнкера Киселева
ЧЕЛЯБИНСКАЯ КАВАЛЕРИЙСКАЯ ШКОЛА.
Отсутствие стоянок кавалерийских полков в Поволжье, в Сибири и на Урале — были только Александрийцы в Самаре, Литовцы в Симбирске, Каргопольцы — в Казани и Приморцы в Раздольном — привело к тому, что, за недостатком кавалеристов, кавалерийские полки комплектовались пехотными офицерами. Эскадрон Оренбургского училища, при штате в 75 юнкеров не мог покрыть недостачи, что привело к необходимости сформировать Челябинскую инструкторскую школу, в составе 2-х эскадронов — учебного и юнкерского. Штат эскадронов — по 80 человек. Форма школы: синий погон, защитная рубаха, алые чакчиры и походная аммуниция.
В Челябинске, школа размещалась в здании спичечной фабрики, а после оставления города был эвакуирована в Омск и размещалась там, до похода, в казармах артиллерийской бригады. При оставлении города 14.11.1919 года школа выступает в Великий Сибирский поход, в котором, после Красноярска, попадает в конвой ген. Каппеля, так как его конвой погиб целиком при взрыве на станции Ачинск. При этом взрыве, устроенном красными (7 вагонов пороха и 29 цистерн бензина), погибло 1.400 человек, а станция перестала существовать. Под Канском только школа могла произвести разведку и выяснить обстановку В марте месяце, школа приходит в город Читу и размещается в здании гимназии, где размещается сотня и инженерная рота Ч.В.У., откуда в апреле 1920 года выступает в поход под Сретенск. Так как в Чите юнкера были произведены за поход в корнеты, то дальше эскадрон существует как «эскадрон Бартенева», который, в прежнем составе, несет боевую службу при попытке очистить восточное Забайкалье от красных. Борь
ба за Сретенск, Шелопугинские и т. д., хотя не принесла потерь в личном составе, но тяжело отразилась на конском. Под давлением японцев наше командование заключает с красными Могзонское перемирие, и наступает почти 4-х- месячное затишье. В это время эскадрон Бартенева перебрасывается в Приморье, где входит в состав организуемого Пластунского полка. Вначале в Приморье прибывает не так много, так как на Китайско-Восточной жел. дороге многие пошли на работу в тайгу и, только не выдержав тяжести ее, вернулись обратно. Вследствие этой переброски, эскадрон при расколе на гродековцев и каппелевцев оказался в гродековской группе войск, в составе частей ген. Хрущова, в которой выделялся своей формой. Зимой 1921-1922 года эскадрон участвует в Хабаровском походе, после которого часть корнетов поступает в Корниловское военное училище — в конный взвод, которым командовал ротмистр Бартенев. В составе этого училища они принимали участие в боях под станцией Свиягина, городом Спасском и в последних боях за Приморье. Величая «штурмовые ночи Спасска», красные, понятно, замалчивают тот факт, что юнкерам на бой выдали по 40 патронов, и это было еще хорошо: 1-ый Пластунский Стрелковый полк 13-го октября 1922 года под Монастырищами получил только по 15.
Материально школа была обставлена сносно. Довольствие было достаточное: утром чай с хлебом, обед из 2-х блюд, ужин тоже из 2-х блюд. С учебной частью дело обстояло не так благополучно: если уставы имелись в достаточном количестве, то тактика, иппология, артиллерия и прочее проходилось по запискам; несколько исправляло положение то обстоятельство, что в составе преподавателей были профессора Академии Ген. Штаба — ген. Христиан, Колюбакин, Шильников.
Первое время начальником школы был полк. Титов, оренбургский казак, позднее ротмистр Бартенев. Учебным эскадроном командовал ротмистр Карпенко, младшие офицеры — ротмистр Карнеев, штабс-ротмистр Ляпунов, штабс-ротмистр Кить.
(По сведениям корнета N.)
А. Еленевский (Продолжение следует)
Похожие статьи:
- Школа-приют Заамурского Округа Пограничной Стражи. – Сергей Латышев
- Письма в Редакцию (№114)
- К 150-летию основания Николаевской Инженерной Академии и училища. – П. В. Шиловский и С. В. Широков
- ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (№111)
- Кадетский корпус в Сараево. – А. Г. Невзоров
- Хроника «Военной Были» (№105)
- Первые офицеры Российского Императорского флота русского происхождения. – Г. фон Гельмерсен
- Штабс-капитан В. Д. Парфенов. – Анатолий Векслер
- После корпуса. – X.