Эскадренный броненосец «РЕТВИЗАН»
Ретвиза — слово шведское и означает правду, справедливость, законность. При Петре Великом, в сражении у Выборга был взят в плен шведский фрегат «Ретвиза», под командою герцога Зюдерманландского. Великий Император оставил его командовать судном и впоследствии даже произвел в адмиралы. Имя корабля «обрусело» и перешло в «Ретвизан». Впоследствии, при императоре Николае I был построен, одним из первых при восстановлении флота, парусно-паровой фрегат «Ретвизан». О его существовании, плаваниях и прочем у меня имеются очень скудные сведения. Имеется большое произведение писателя Д. В. Григоровича — Корабль «Ретвизан», где он описывает свое плавание на этом корабле. Описания доведены только до прихода в Неаполь и о судовой жизни он пишет мало, а больше описывает жизнь заграницей. Так что наш «Ретвизан» был третьим кораблем, носившим это имя в российском Императорском флоте.
Из воспоминаний капитана 2 ранга
Н. В. Саблина
***
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РЫНДЕ
В интересной статье «Плавание на шхуне «Утро», в №110 нашего журнала, автор допустил неправильность, вполне понятную и простительную для не-моряка, назвав судовой колокол — рындой. Я обращаю внимание на это только потому что, к сожалению, эта ошибка очень распространена даже и среди моряков.
Рында — это не судовой колокол. Судовой колокол не имел ни в парусном, ни в современном флоте, специального названия. Он всегда был и есть просто судовой колокол. Рында же это особый бой в три темпа, в судовой колокол, в момент истинного полдня, который исполнялся во все времена парусного флота. Поэтому — нельзя сказать «бить в рынду» но только «бить рынду».
Короткий же кусок троса, с кнопом на конце, прикрепленный к языку колокола, носит название «рында-булень». Думаю, что многие помнят «коварный» вопрос на занятиях по морской практике: «Назовите самую короткую снасть на корабле?»
В торговом флоте, кроме битья склянок, колокол употреблялся еще при подъеме якоря, чтобы указать капитану на мостике, в каком положении якорная цепь («панер») или сам якорь («чист якорь»).
К слову сказать, обращаю внимание на другое, тоже весьма распространенное искажение, это когда вместо «рей» говорят «рея». Нужно говорить «фока-рей», «фор марса-рей» и т. п.
Г. Усаров
***
«ДЕДУШКА ЧИЛИЙСКОГО ФЛОТА»
Едва ли многим из русских моряков известен любопытный факт, что «дедушкой Чилийского флота» является русский фрегат «Патриций», проданный Россией Испании, в числе других десяти фрегатов, в царствование императора Александра I.
Когда в Чили началась война за независимость и чилийцы поднялись против испанцев, Испания, в подкрепление своих вооруженных сил, послала, незадолго перед тем приобретенный у России, фрегат «Патриций». Фрегат этот, пройдя оба Атлантических океана и подымаясь на север, Магеллановым проливом, вошел в одну из бухт. Там, стоя на якоре, он был атакован, импровизированным из купеческих кораблей, чилийским флотом и взят на абордаж. Перейдя во владение чилийцев, завоевавших после того свою независимость, бывший русский фрегат «Патриций» стал родоначальником Чилийского военного флота.
В книге, в которой я прочел об этом эпизоде, я прочел и отзыв об этом корабле, который, по словам автора книги, был прекрасным во всех отношениях кораблем.
«Морские Записки» 1948 г.
***
Из письма кап. 1 ранга князя Я. Туманова ЭПИЗОД КОРОЛЕВСКОГО СМОТРА
Королева Эллинов производила смотр канонерской лодке «Донец», в Пирее в 1908 году. С Ольгой Константиновной приехал и ее муж, греческий король Георг I, который был в статском платье.
Королю стало скучно, захотелось выпить и он спустился в кают-компанию, где стол уже был накрыт для парадного завтрака. На шум его шагов, из одной из кают высовывается взлохмаченная голова, небезызвестного во флоте лейтенанта Экенберга, явно «проспавшего» смотр. Увидев неизвестного штатского, Андрюша подошел к нему и обратился на своем неподражаемом французском языке: «By — ки?» «Je suis le roi de Grèce» ответил король. «Mya лейтенант Экенберг» был ответ и затем гостеприимное приглашение «руа, бювон!» На что последовал вежливый ответ короля, весьма неравнодушного к выпивке, «Buvons, lieutenant».
Смотр длился недолго но все же, после него, когда король и Экенберг были обнаружены в каюте, два новых друга уже допивали вторую бутылку коньяку и оживленно беседовали на франко-русском диалекте.
Королева немедля отвезла короля домой а Андрюша был водворен в каюту «с пикадором» (арест в каюте с приставлением часового). По желанию королевы для Экенберга история эта не имела никаких последствий и он говорил что приятно, дескать, что нас, русских понимает не только королева, но и король.
извлек из старых рассказов А. Г.
Похожие статьи:
- Хроника «Военной Были» (№116)
- ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (№113)
- Императорская яхта «Штандарт». – Сергей Двигубский
- Капитан 1 ранга Владимир Иванович Семенов (1867-1910). – Г. Усаров
- Хроника «Военной Были» (№114)
- Андреевский флаг адмирала Брауна и фрегат «Геркулес». – А.Штром
- Русские памятки за рубежом
- Линейный корабль «Три Святителя». – В.В. Скрябин
- Хроника «Военной Были» ( № 125)