ПЫЛКИЙ ЖЕНИХ
Кают-компания учебного судна«Березань» в тревоге. Сегодня самый молодой из ее членов, мичман последнего выпуска X. в очень тяжелом состоянии был свезен в Морской госпиталь и, по мнению судового врача, со всеми признаками брюшного тифа. Заболевшего мичмана очень жалели все его соплаватели, тем более что для них не являлось секретом, что мичман был женихом, хотя еще и неофициальным, очень милой и интересной барышни. Мичмана, приятели заболевшего, были даже в курсе сделанного мичманом своей невесте подарка — золотого кольца с довольно крупным бриллиантом хорошей воды.
Первые два-три дня получаемые из госпиталя сведения были малоутешительны и гласили: «Состояние больного без перемен». Но на четвертый день заболевший мичман неожиданно вернулся на корабль совершенно здоровым, хотя, правда, похудевшим немного, а главное — весьма смущенным. На все вопросы соплавателей о его здоровье и что у него, собственно, было, мичман благодарил, уверял, что теперь он вполне здоров, но, в общем, отвечал уклончиво.
Невзирая на полное восстановление своего здоровья, мичман стал каким-то мрачным, замкнутым и все реже и реже стал съезжать на берег. Вскоре разнесся слух, что барышня — невеста мичмана — уехала из города в имение к каким-то своим родственникам. Не подлежало сомнению, что предполагавшийся брак был расстроен. Однако настоящей причины болезни мичмана, а затем и расстройства его свадьбы первое время никто не знал. На расспросы же мичманов-приятелей бывшего жениха последние загадочно отвечали, что болезнь и все дальнейшее произошло от слишком пылкой любви жениха, — и только. Никаках иных объяснений они не давали.
Но вскоре все обнаружилось, и мичмана оказались правы, утверждая, что всему виной — пылкая любовь… Дело было в том, что жених умудрился проглотить подаренное им же своей невесте кольцо с бриллиантом. Факт же появления массивного кольца в мичманском желудке вызвал сильный подъем температуры и болезненное состояние, кое можно было даже принять за признаки брюшного тифа. Однако в Морском госпитале, вопреки этим признакам, мичману вкатили несколько лошадиных порций английской соли, в результате чего температура упала и больной выздоровел, а злополучное кольцо после основательной дезинфекции попало в карман мичмана. Спрашивается, — с какой страстью должен был пылкий мичман целовать пальчики своей невесты, чтобы проглотить надетое на один из них кольцо и даже этого не заметить?
Месяца через два после этого происшествия и отъезда невесты в имение пылкий жених тоже покинул наш город, переведясь в Балтику.
ПЕРЕНЕСЕНИЕ ОСТАНКОВ ИТАЛЬЯНСКИХ ГЕРОЕВ
Неизвестно почему, в начале лета 1911 года итальянское правительство, по соглашению с нашим, вдруг решило перевезти из Севастополя в Италию останки двух своих героев — генерала Ла-Мармора и полковника Де-Монтевеккио, павших в рядах армии сардинского короля, во время крымской кампании.
Дабы избежать всякого искажения истины и не заслужить упреков, сразу же вполне доверительно признаемся, что оба итальянских героя, представители двух старых и знатных родов, действительно пали во время крымской кампании, но пали… от холеры. Но так как итальянское правительство, тем не менее, считало их героями, а наше — этому не противоречило, то менее всего нам принадлежит право это оспаривать, а посему признаем и мы генерала Ла-Мармора и полковника Де-Монтевеккио итальянскими национальными героями.
Итак, в начале лета 1911 года в Севастополь прибыл за «останками героев» небольшой итальянский крейсер «Аккордат». По выработанному церемониалу, при перенесении останков итальянских офицеров, со всеми положенными воинскими почестями, с военного итальянского кладбища на Графскую пристань, представители русских армии и флота должны были возложить на оба гроба серебряные венки. Что касается флота, то соответствующий венок морское начальство заблаговременно заказало у Фаберже, в Одессе.
Для этой цели в Одессу был послан 5-й дивизион эскадренных миноносцев (типа «Сокол») под брейд-вымпелом начальника дивизиона капитана 2 ранга М. П. Саблина. С флагманского корабля «Ростислав» на этом дивизионе были отправлены, в качестве экспертов по Одессе, два «одессита» — офицера, уроженцы этого города, — лейтенант и инженер-механик, мичман. По мысли начальства «одесситы» должны были оказать своим знанием города и магазинов содействие по покупке венка, ну а попутно могли повидать в Одессе своих родных и родственников. Начальник дивизиона с улыбкой сообщил обоим явившимся ему перед съемкой с якоря дивизиона офицерам, что, собственно, он в их содействии не очень нуждается, так как, во-первых, венок уже заказан у Фаберже, а во-вторых, его флаг-офицер, мичман князь Маврокордато, тоже «одессит», да еще и имеет связи с магазином Фаберже, «а потому, — прибавил начальник дивизиона несколько оробевшим офицерам, — они в Одессе могут располагать своим временем по собственному усмотрению, и что, дескать, если они ему понадобятся, он их вызовет». Это заявление не только успокоило, но и обрадовало наших офицеров, испугавшихся несколько, что их командировка в Одессу может и не состояться.
По приходе в Одессу флаг-офицер начальника дивизиона занялся венком, а оба «эксперта» с флагманского корабля — своим времяпрепровождением «по собственному усмотрению». За все двое с половиной суток стояния в Одессе оба офицера днем ненадолго «обращались в лоно семьи», навещая родных и знакомых, а все вечера были заняты в компании трех командиров миноносцев и их офицеров заседаниями в Северной гостинице, лучшем шантане города. Ввиду такой «перегрузки», у обоих «экспертов» не хватило в Одессе свободного времени не только повидать приобретенный венок, но даже хотя бы расспросить о нем флаг-офицера.
Вернувшись на третий день в Севастополь и явившись на свой корабль, оба офицера были потребованы к адмиралу. Вице-адмирал Сарнавский, пользовавшийся общим уважением и любовью, особенно со стороны офицеров его флагманского корабля, расспрашивая о командировке явившихся ему офицеров, обратился к ним со следующими словами:
— Ну-с, а теперь расскажите-ка мне во всех подробностях, какой такой венок привезли вы из Одессы? Какая на нем надпись, какого он размера? Вполне ли он подходит своему назначению быть возложенным от имени всего Черноморского флота?
Тут-то и сказалось отчаянное положение, в котором оказались оба офицера. Первая мысль, как молния прорезавшая мозг лейтенанта, было искреннее сожаление: «Ах, почему я не умер маленьким?». Но так как этого своевременно не случилось, то пришлось отвечать адмиралу, давая самые неопределенные и сбивчивые показания. Адмирал, сразу догадавшись, что оба офицера венка и не видели, покачал головой и с улыбкой спросил:
— Ну, по крайней мере, своих всех вы нашли в добром здоровье?
На это оба офицера поспешили ответить утвердительно и поблагодарили адмирала за данную им возможность навестить своих родных.
Через час адмирал вновь послал за нашими двумя «экспертами» и, показывая им доставленный с миноносца венок, сказал:
— Вот посмотрите хоть теперь, какой красивый венок вы привезли из Одессы.
Офицеры чистосердечно признались адмиралу, что они венка в Одессе не видели, так как начальник дивизиона поручил все предварительные по этому делу хлопоты своему флаг-офицеру. Отечески пожурив офицеров, адмирал отпустил их с миром.
Выходя от адмирала, оба приятеля молча переглянулись… Это означало: хорошо еще, что адмирал, известный своей скромной патриархальной жизнью, уверен, что мы в Одессе все время пребывали в лоне семьи, и не подозревает, что в действительности мы его коротали в «Северной»…
ДАНС МАКАБР
Почему-то принято считать, не только у нас, но и в других странах, что моряки самый суеверный народ. На этот счет существует даже немало «анекдотов», но насколько мнение это верно или преувеличенно, мы не беремся здесь судить, а ограничимся приведением лишь одного случая, действительно имевшего место в Черном море весной 1909 года.
В мае месяце этого года эскадра Действующего флота Черного моря под флагом контр-адмирала Сарнавского стояла на якоре в Евпаторийском заливе, занимаясь всевозможными рейдовыми занятиями и ученьями. Контр-адмирал Сарнавский, с честью откомандовавший крейсером в Порт-Артуре, а затем, начальником дивизиона миноносцев, отличившийся летом 1906 года при появлении военного мятежа в Свеаборге, был старым опытным моряком старой школы. Все подчиненные адмирала глубоко его уважали и любили, как начальника и человека. Но адмирал был не без суеверий. Среди прочих «пунктиков» этого его суеверия, адмирал, сам очень любивший музыку, не переносил музыку «Данс макабр» Сен-Санса. Он считал ее предвестницей всяких бед и несчастий и раз и навсегда запретил включать его в репертуар штабного оркестра.
Все это прекрасно знали и, тем не менее, по какому-то непонятному недоразумению, то ли забывчивости флаг-офицера, то ли оплошности капельмейстра, но в день съемки с якоря эскадры оркестр на флагманском корабле «Ростислав» заиграл во время обеда «Данс макабр». Адмирал страшно рассердился, приказал немедленно прекратить играть эту вещь и всыпал флаг-офицеру, ведавшему хором музыкантов, и капельмейстеру. Все были удивлены столь сильным раздражением адмирала, отличавшегося, вообще, редкой добротой и большим хладнокровием, и в душе посмеивались над суеверием «старика».
В этот день эскадра заканчивала свою недельную программу занятий в Евпаторийском заливе и вечером должна была вернуться в Севастополь. На походе предстоял еще только один последний маневр — ночная атака подводными лодками эскадры на ходу. Атаковать эскадру должны были две подводные лодки по очереди.
Около 20 часов эскадра, шедшая уже по створу Инкерманских маяков, приближалась ко входу в Севастополь. Ночь была очень темная и свежая. Атака первой лодки прошла нормально. Вторая лодка «Камбала» тоже, подойдя близко к курсу головного флагманского корабля «Ростислава», полувсплыла примерно в одном кабельтове слева и впереди от «Ростислава». Командир лодки лейтенант Аквилонов, высунувшись из рубки, размахивал ручным фонарем, давая условный сигнал, что лодка выпустила мину. Все шло нормально, как вдруг «Камбала», положив руля, пошла прямо на пересечку эскадры, буквально бросившись под таран «Ростислава». Впоследствии, на суде, командир лодки показал, что он приказал положить «лево руля», в действительности же по ошибке было положено — «право». На мостике «Ростислава» все оцепенели от ужаса. Немедленно был дан самый полный ход назад, руль положен на борт, но избежать на таком близком расстоянии столкновения было уже невозможно. «Ростислав» протаранил «Камбалу» разрезав ее пополам. Несмотря на все принятые спасательные меры и водолазные работы, спасти с лодки удалось лишь одного командира. Начальник дивизиона подводных лодок капитан-лейтенант Белкин, помощник командира лодки мичман Тучков, кондуктор Сальников и вся команда — 18 человек — погибли ужасной смертью.
Когда некоторое время спустя потрясенные ужасной катастрофой офицеры «Ростислава» собрались в кают-компании пить чай, все мрачно молчали, избегая разговоров. Молчание нарушил только голос одного из офицеров, более всего возмущавшегося суеверием адмирала: «А ведь «старик» прав. Нам действительно не следовало играть «Данс макабр».
ДОСАДНОЕ НЕДОРАЗУМЕНИЕ
Осенью 1910 года, как и обычно, происходили осенние маневры Балтийского флота. На время этих маневров по судам было распределено для ознакомления с морской службой и действиями флота весьма значительное число офицеров армии, членов «Общества ревнителей военных знаний», во главе с несколькими весьма почтенными, известными генералами. На флагманском линейном корабле бригады кораблей находились в качестве гостей два заслуженных полных генерала, из коих один раньше занимал один из высших постов в военном ведомстве. Адмирал — начальник бригады кораблей — предложил этому генералу свою каюту и на протесты генерала, что он, дескать, не желает стеснять любезного хозяина, адмирал ответил, что все равно ему придется быть все время наверху и помещаться в ходовой рубке, а потому Его Высокопревосходительство никого не стеснит.
Маневры, под руководством такого командующего, как незабвенный адмирал Николай Оттович фон Эссен, проходили оживленно, энергично и интересно. Гости, сухопутные офицеры, тоже все время находились на мостиках судов, иногда и часть ночи, всем живо интересуясь. В одну из первых ночей, около полуночи, бригада кораблей стала на якорь на Н-ском рейде. Все за день очень устали, легли спать и скоро уснули.
Через некоторое время на рейде появился неутомимый командующий Морскими Силами. Адмиралу почему-то не понравилось место стоянки флагманского линейного корабля, и он поднял сигнал этому кораблю: «Переменить место!» Разобрав сигнал, вахтенный начальник немедленно послал вахтенного доложить адмиралу и командиру об этом сигнале, и вахтенный унтер-офицер, забыв, что адмирал спит в ходовой рубке, по привычке отправился вниз, в адмиральское помещение. Дверь в адмиральскую спальню из салона была открыта, а потому вахтенный, постучав для приличия в дверь, громким голосом доложил: «Ваше Превосходительство, так что приказано переменить место».
Разбуженный приходом вахтенного и разобрав его громкий доклад, почтенный генерал сначала опешил, а затем, быстро начав одеваться, старческим недовольным голосом произнес: «Вот говорил же я адмиралу, — не надо мне этой каюты, а теперь — изволь менять место. И куда я теперь денусь ночью?».
Пока это досадное недоразумение выяснилось и генералу были принесены соответствующие самые искренние извинения, прошло некоторое время, и сон генерала был нарушен.
И долго еще, кряхтя и ворочаясь на адмиральской койке, генерал, вероятно, по-старчески ворчал: «Ох уж эта мне морская служба».
ЖУТКАЯ НОЧЬ
Канонерская лодка «Донец», совершавшая практическое плавание по Черному морю, поднималась вдоль Кавказского берега на север.
Была холодная, ненастная, очень свежая ночь начала марта. Темнота кругом была кромешная; ветер с силой налетал шквалами, но так как он дул со стороны берега, то волна была еще не очень большая. Низко неслись разорванные клочьями облака.
Лодка проходила траверз Новороссийской бухты в расстоянии, примерно, двадцати-двадцати пяти миль.
Ровно в четыре часа утра на мостике лодки сменялись вахтенные начальники. Вступающий мичман из начинающих штурманов принимал вахту от своего товарища по выпуску, — ревизора лодки. Аккуратно сдав вахту и ничего не забыв, ревизор, вместо того чтобы быстро спуститься вниз и нырнуть в теплую койку, задержался на мостике и начал говорить своему товарищу следующее:
— Ну знаешь, никогда я не бывал так рад сдать вахту как сейчас. Черт знает какие таинственные вещи происходят вокруг. Одна жуть.
На недоуменный вопрос вступающего мичмана:
— Что же такое происходит? — ревизор продолжал:
— Ты ведь знаешь, что всего лишь несколько месяцев тому назад в этих местах во время жестокого ледяного шторма погиб со всем экипажем пароход РОПИТ-а «Аскольд». Ни один человек, ни один обломок с него никогда не был найден. Ты слыхал, наверное, также и легенду о том, что души погибших, но не отпетых еще моряков часто взывают о помощи. Так вот сейчас мы проходим именно то место, где по всем данным погиб «Аскольд» и, хочешь верить или нет, но мне все время слышатся человеческие стоны. Вот и сейчас, — слушай… — и ревизор, присев, дабы укрыть ухо от ветра, за обвесом, потянул за собой и своего приятеля. Но приятель, видимо, ничего не услышал, о чем и сообщил ревизору.
— Подожди и слушай дальше, — недовольным шепотом возразил последний, и, действительно, не прошло и минуты, как раздался ясно слышимый, будто заглушённый, стон. Кричала ли то заснувшая на воде чайка, был ли то крик другой какой-нибудь ночной птицы, кто его знает, но звук этот, удивительно похожий на человеческий стон, повторившись еще несколько раз, неприятно действовал даже на мичманские нервы.
— Кроме того, — продолжал ревизор, — даже маяки в эту ночь открываются черт знает с какого расстояния, тогда как максимальная их дальности — 20-22 мили. Да и «Маскотта» наша того, не из замечательных, — закончил едва слышным шепотом свой рассказ ревизор, лишь движением головы указывая на рубку, в которой спал командир.
— Ну, да ладно, желаю тебе благополучно отстоять вахту и закончить скорее эту жуткую ночь. Да советую, не буди ты его по пустякам, — сделал он кивок головой в сторону рубки и, быстро сбежав с мостика, исчез в темноте.
Вступивший на вахту мичман подошел к компасу, проверил курс, зайдя в штурманскую рубку, взглянул на карту, затем еще раз проверил ходовые огни и, закурив папиросу, зашагал по мостику. Мичман был не из суеверных, но рассказ ревизора, обстановка бурной ночи, а главное — эти повторяющиеся от времени до времени неизвестные, хватающие за душу крики, столь походившие на человеческий стон, неприятно щекотали нервы, и мичман невольно вновь возвращался к ревизорскому рассказу. Он очень реально представил себе тот рождественский вечер или, вернее, уже ночь, приятно проведенные им за оживленным ужином в Морском Собрании, а ведь в эту именно ночь, думал мичман, и погиб «Аскольд». Он припомнил еще несколько легенд и рассказов на эту тему. Старался доказать своему несколько расстроенному воображению, что заблаговременное открытие маяков — вещь нередкая и объясняется она рефракцией. «Ведь вот же, — думал мичман, — открылся же на прошлой неделе Кадошский маяк за 60 миль, когда максимальная дальность его — 24. «Дальше мысли мичмана невольно перешли на того, кого ревизор назвал «не очень замечательной маскоттой». Мичман вспомнил из рассказов, что командир лодки, отличный моряк, прекрасный офицер и очень знающий минер, считался действительно каким-то «невезучим». Это именно он еще мичманом, стоя на вахте на транспорте «Эрегли», протаранил и утопил у Тарханкута пассажирский пароход «Ришелье». Это тоже у него во время практических подрывных работ в Минном офицерском классе произошел преждевременный взрыв фугаса, повлекший за собой человеческие жертвы. Но никогда ни Военно-Морской Суд, ни самый строгий обвинитель не могли найти малейшей ошибки или упущения в действиях незадачливого офицера. «Вот и корабль, — думал дальше мичман, — на котором он плавал страшим минером, первым перевернулся и погиб в Цусимском бою». И мичман почти серьезно желал теперь только одного, — лишь бы командир не проснулся и не вышел бы на мостик. Все время делая усилия разогнать тревожные мысли, мичман остановился и стал глядеть вперед.
Вдруг слева по носу, на горизонте прорезал темноту и на несколько секунд осветил нагроможденные у горизонта облака яркий красный свет, точно вспышка красного гигантского бенгальского огня и одновременно с этим вновь раздался жуткий стон за бортом. Вахтенный начальник, желая проверить себя, обратился к сигнальщику с вопросом:
— Видел ли ты что-нибудь сейчас?
— Точно так, Ваше Благородие, быдто что-то полохнуло там, — указал он рукой по направлению замеченного мичманом мимолетного зарева.
Поверка по карте не дала объяснений, — в этом направлении было открытое море, и берег был очень далеко.
Продолжая шагать по мостику, мичман теперь старался объяснить себе происхождение только что виденного явления. Вспомнил мичман и северные сияния, виденные им в Ледовитом океане, на полыхание которых так походил только что виденный внезапный свет. Но здесь, в Черном море, рассуждал мичман, явлений этих не бывает. В конце концов мичман решил, что это, наверное, разорвался за горизонтом крупный болид, и нервы мичмана стали постепенно приходить в норму.
Время незаметно шло, и часы показывали уже начало шестого. Вдруг над самой головой мичмана ни с того, ни с сего внезапно раздался дикий пронзительный рев сирены. Мичман вздрогнул и оцепенел. Обалдел и сигнальщик. А сирена ревела и визжала, испуская то длинные, то короткие звуки, но ни на минуту не останавливаясь, как будто кто-то беспрерывно дергал ее за веревку. Придя в себя от неожиданности, мичман и сигнальщик бросились на верхний мостик к сирене, туда же, опередив их, выскочил из рубки и проснувшийся командир, и раньше чем мичман успел вбежать в рубку, он услыхал новый рев, на этот раз рев командира, кричавшего:
— Убрать мне этого подлеца и чтобы я его никогда здесь больше не видел!!!
Бедный мичман окончательно обалдел, — кого убрать? Какого подлеца? недоумевал он, но сигнальщик, видимо поняв, что новый офицер не знает еще всех особенностей корабля, тихо пояснил:
— Так что все это Мишка-подлец, Ваше Благородие, они завсегда какую шкоду придумают, вторую уже кампанию с нами на лодке плавают.
И мичман сразу все понял. Мишка был самый настоящий кавказский стервятник, купленный медвежонком в прошлом году за три рубля в Батуме. Он был общим любимцем на лодке и, кажется, пользовался скрытой симпатией даже строгого командира. Обыкновенно Мишка помещался в своей «берлоге» под полуютом, аккуратно выходя лишь к подъему флага. Но что заставило Мишку в эту холодную ночь выйти из его берлоги? Что было причиной его бессонницы? Передалось ли и ему нервное настроение мичманов, навеянное жуткой ночью? Только Мишка незаметно влез почему-то на верхний мостик, там в полной темноте случайно зацепил лапой за шкерт от сирены, сирена завыла, Мишка передрейфил, чему вещественные доказательства были найдены на верхнем мостике во время утренней уборки и, придя в бешенство, стал зубами и двумя лапами неистово дергать и теребить шкерт от сирены.
Наконец общими усилиями удалось выпроводить Мишку. Постепенно все начало приходить в порядок. Командир, походив по мостику и взглянув на карту, вновь скрылся в рубке. «Подлец», переваливаясь и как-то особенно подпрыгивая на трех лапах, удирал к себе на ют, изредка рыча и оглядываясь, не преследует ли его его оскорбитель, грозный капитан. Мичман с облегчением закурил и вновь зашагал по мостику. Светало, таяли ночные тени, прекратились таинственные крики, справа все яснее и яснее обрисовывался далекий берег и горы у Мысхака. Жуткая ночь проходила…
Н. Р. Гутан
Похожие статьи:
- Из флотских воспоминаний (№116). – Н. Р. Гутан
- Из флотских воспоминаний. – Н. Р. Гутан
- Из флотских воспоминаний (Продолжение, №111). – Н. Р. Гутан.
- Посыльное судно «Китобой». – Н. А. Боголюбов
- Из флотских воспоминаний (№115). – Н. Р. Гутан
- Из флотских воспоминаний (№113). – Н. Р. Гутан
- №119 Ноябрь 1972 г.
- ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (№113)
- Из флотских воспоминаний (№114). – Н. В. Гутан