Мой дед, Петр Григорьевич, вышел в отставку с мундиром и пенсией по болезни в 1898 году. Ему тогда было 53 года. По совету врачей — переменить климат из-за невралгии правой руки, он уехал с семьей из Петербурга во Псков. Для лечения Петр Григорьевич с моей бабушкой и отцом моим, которому тогда было семь лет, ездил из Пскова в Старую Руссу, где брал грязевые ванны. Ездили на богомолье и в Печеры и на остров Валаам.
Зимою для моего отца немаловажным событием бывала « Елка » в Дворянском Собрании, где он встречался с мальчиками уже школьного возраста, кадетами и гимназистами. Но пожалуй самым интересным переживанием детства, о котором он мне часто рассказывал впоследствии, для моего отца были большие маневры Петербургского и Виленского округов в августе 1903 года, закончившиеся во Пскове. Маневры начались в районе Петербургской, Псковской и Лифляндской губерний. К 31 июля закончилось расхождение войск на назначенные места, и открылась, разрастаясь с каждым днем, величественная картина « примерной войны». Район, захватываемый маневрами, занимал громадную площадь, центром которой являлся Псков, а границами г. Валк, Порхов и Луга. Массы маневрирующих войск были сведены в две армии – северную и южную.
Маневрами руководил Главнокомандующий войсками гвардии и Петербургского военного округа Великий Князь Владимир Александрович. Командование северной армией было возложено на генерал-адъютанта, генерала от кавалерии барона Мейендорфа, а южной армией — на генерала от кавалерии Каханова. Старшими посредниками назначены были : в северную армию генерал-лейтенант Евреинов и в южную — генерал-лейтенант Оноприенко.
Вечером 30 июля из Царского Села отбыл на маневры в город Валк главный руководитель, Великий Князь Владимир Александрович. К вечеру этого же дня обе маневрирующие стороны заняли своими частями намеченные для начала действий пункты. Северная армия, сформированная из гвардейского корпуса, выдвинутого из Петербурга к Луге, и 18-го армейского, прибывшего из Новгорода и Старой Руссы и расположенного у гор. Порхова и деревни Путилова, получила назначение прикрыть столицу.
Южной армии поставлено было задачей на- ступать на Петербург. Овладев нижним течением р. Западной Двины, она остановилась на линии Рига — Режица. На 1 августа, т. е. первый день маневра, северной армии было предписано наступать на Псков, но начальник конницы южной армии, сознавая значение этого пункта, по личной инициативе занял город около 9 часов утра 2 августа.
Однако северянам не хотелось оставить Псков за южанами. В первом часу дня конница северян атаковала город, но попытка ее завладеть городом не имела успеха из-за пересеченной местности и сильного огня, открытого южанами, спешившими часть своей конницы и выдвинувшими часть артиллерии на окраину города, и по решению главного руководителя, Великого Князя Владимира Александровича, конница северной армии была отведена на 8 верст к северо-востоку от Пскова.
Дед мой с семьей был в это время на даче в деревне Лопатина, в районе расположения конницы северной армии, и отцу моему посчастливилось увидеть всю гвардейскую кавалерию на бивуаке.
Не успели уехать гости моего деда, « дядя Коля », — это дядюшка моего отца, флота генерал-майор Азарьев со своим сыном Володей, лейтенантом флота, только что вернувшимся с Дальнего Востока и погибшим впоследствии в Цусимском бою, как вся семья и прислуга деда были разбужены ночью топотом множества копыт, проходившей по дороге, за палисадником, конницы. Уже светало. С волнением мой отец глядел из окна детской на белые фуражки и белые гимнастерки всадников. Это были казачьи сотни. Их длинные пики черными иглами торчали в заволоченное, утреннее небо, слегка покачиваясь. 4 августа в 6 часов утра на станцию Торошино прибыли Государь Император и Государыня Императрица Александра Феодоровна в сопровождении Великой Княгини Ольги Александровны. Их Императорские Величества, переехав шоссейный мост через реку Череху, занятый гвардейскими финскими стрелками, проследовали на деревню Барбаши. Государь Император здоровался с войсками, и громкое « ура » катилось по рядам войск, вслед за экипажем Их Величеств.
На другом берегу реки Черехи уже двигались части наступавшего 18-го армейского корпуса. Стала разгораться перестрелка.
Государь Император сел на коня, а Государыня заняла место в открытом экипаже вместе с Великой Княгиней Ольгой Александровной. Головные части 24-й пехотной дивизии, выдвинув артиллерию, открывшую фланговый огонь по шоссейному мосту и оборонявшим его стрелкам, скоро подошли к деревне Лопатина, где находилась дача моего деда. Все это происходило на глазах моего отца, с увлечением наблюдавшего ход завязавшегося боя.
Первоначальная попытка овладеть мостом частями 24-й пехотной дивизии увенчалась успехом, и две роты стрелков, сбитые стремительным натиском батальона омцев, подались назад ,но поддержанные свежими частями, легко отбросили противника и удержались на правом берегу. К этому времени гвардейская стрелковая бригада, перейдя на правый берег реки, была атакована подоспевшими на помощь к омцам остальными частями 24-й пехотной дивизии во главе с 94-м пехотным Енисейским полком и сотней юнкеров Николаевского кавалерийского училища.
На крыльце-терассе дачи моего деда разместился штаб гвардейской стрелковой бригады, так как дача стояла на перекрестке шоссе и дороги проселка. Не прошло и пяти минут, как на шоссе появилась приближающаяся свита Его Величества, два трубача конвоя в черкесках и сам Государь Император в сопровождении главного руководителя маневров Великого Князя Владимира Александровича. На дачной терассе состоялся военный совет в присутствии Государя Императора. Посредники, признав атаку енисейцев и юнкеров Николаевского кавалерийского училища удавшейся, присудили южан к бездействию на один час, по истечении которого они были отведены к реке Череха, сохранив, однако, за собою шоссейный мост.
Государь, следивший все время за ходом боя, выслушал на терассе доклад посредников и командира гвардейской стрелк. бригады, после чего, расправляя усы, обратился с несколькими вопросами к моему деду и ласково погладил моего отца по голове, узнав, что дед намерен определить моего отца после гимназии в Морской кадетский корпус.
Этим закончились боевые действия маневров 4 августа; Государь сел в экипаж и, сопровождаемый свитой и трубачами конвоя, отбыл вместе с Государыней Императрицей на станцию Псков. Туда же отбыли и остальные Высочайшие Особы. Что касается остальных частей обеих армий в этот день 4 августа, то конница северной армии, двигаясь ночью вдоль восточной окраины Пскова, обнаружила очищение его кавалерией противника, почему тотчас, в третьем часу ночи, частью своих сил заняла город и мосты, причем благодаря быстроте своего движения настигла хвост уходившей колонны противника. 5 августа части южной армии, разрушив мосты на реках Череха и Многая, отбили сильным огнем все попытки противника отбросить их дальше. 5 батальонов 24-й пехотной дивизии были двинуты в обход правого фланга, вброд, но, перейдя реку Череху, они наткнулись на сильную укрепленную позицию за рекой Многой и вынуждены были отойти. Задержав таким образом неприятеля, не располагавшего здесь большими силами, южане беспрепятственно отошли к деревне Выдра.
6 августа Государь Император и Государыня Императрица Александра Феодоровна с Великой Княгиней Ольгой Александровной были на церковном параде лейб-гвардии Преображенскому полку, 1-му дивизиону лейб-гвардии 1-й арт. бригады и 7-му драгунскому Новороссийскому Его Имп. Высочества Вел. Князя Владимира Александровича полку по случаю праздника этих полков и всей гвардейской артиллерии. Вечером 6 августа во Пскове была зажжена дивная иллюминация .освещавшая улицы древнего города. На окнах, на цветных фонарях выступали яркие надписи : « Боже, Царя храни ! » Весь Псков высыпал на крутые побережья Великой, чтобы полюбоваться иллюминованным городом.
Действия сторон « воюющих » армий распались 7 августа на ряд отдельных эпизодов, победителями в коих в большинстве оказались южане. К вечеру 7 августа обе армии сблизились настолько, что на следующий день надо было уже ожидать решительного боя. И, действительно, 8 августа произошло главное столкновение, и вместе с этим закончились маневры. На огромном пространстве, окаймленном извивами реки Великой, 9 августа разгорелась эффектная картина решительного боя. Гремели выстрелы, и громадные клубы белого дыма то здесь, то там появлялись красивыми облачками. Завязалась артиллерийская борьба. Скрытые в ложементах, замаскированных с поля ветками и травой, орудия обороны вели огонь по выезжавшим на позицию батареям противника. Сквозь грохот орудий начала прорываться трескотная ружей, разгораясь все более и более. Загремела частыми орудийными выстрелами выдвинувшаяся на позицию конная артиллерия северян. Стройно, мерно отбивая шаг, пошли резервы к высоте у деревни Подосье, окутанной дымом и озарявшейся непрерывными огнями выстрелов. Орудия, вызванные вперед, выехали на позицию и, снявшись с передков, открыли огонь по надвигавшемуся противнику. Наконец, все бывшее в руках у северян устремилось к высоте у деревни Подосье, на которую шли, как казалось издали, неисчислимые волны пехотных линий. Вскоре раздалось « ура-а-ааа ! » и, смешиваясь с торжественными звуками музыки и непрерывной стрельбой орудий, понеслось по высотам и долинам боевого поля…
Государь Император поскакал к высоте у деревни Подосье. Туда же в экипаже проследовала Государыня Императрица. Его Величество приказал трубить отбой, и шумное поле сражения постепенно стало затихать. Маневры окончились, было 3 часа 25 минут дня. Государь Император здоровался с собравшимися у высоты частями и проехал к палатке, разбитой для завтрака вблизи шоссе, верстах в пяти от города. Здесь, вслед затем, состоялся, в Высочайшем присутствии, полевой завтрак.
9 августа мой дед Петр Григорьевич, в парадном мундире отправился из Лопатина во Псков, так как Государь Император и Государыня в 2 часа 30 минут пополудни осчастливили город своим посещением. С раннего утра Псков принял праздничный, радостный вид. Всюду развевались флаги и гирлянды зелени, во многих местах были сооружены триумфальные арки. При колокольном звоне Их Величества отбыли с вокзала в Троицкий собор, где Государя и Государыню встретил с крестом и святою водою, во главе духовенства, преосвященный епископ Сергий. В соборе Их Величества поклонились мощам св. Князя Всеволода-Гавриила и св. Николая Салоса, спасшего Псков от гнева царя Иоанна Грозного, пройдя далее к мощам благоверного Князя Довмонта. Из собора Их Величества отбыли в дом трудолюбия, а затем, приветствуемые населением города, пешком пошли по улицам в исторические Паганкины палаты, где осмотрели музей с предметами раскопок в курганах Псковской губернии, после чего изволили посетить Дворянский дом, в котором были встречены губернатором и дворянством Псковской губернии. Здесь Его Величество опять удостоил моего деда милостивой беседой.
Когда было подано шампанское, были провозглашены тосты за здоровье Государя Императора, Государынь Императриц, Государя Наследника и всего Августейшего Семейства, восторженно встреченные и покрытые звуками гимна. Затем Его Величество изволил сказать следующие слова :
« Господа, от имени Государыни Императрицы и Моего выражаю вам Нашу искреннюю благодарность за сердечный, радушный, истинно-русский прием, который мы нашли в этих стенах. Пью за дальнейшее процветание псковского дворянства. За ваше здоровье, господа ! »
Восторженное « ура » было ответом на слова Его Величества. В 5 часов 15 мин. пополудни Их Величества и Их Высочества отбыли из Дворянского дома.
В воскресенье 10 августа ,в 10 часов утра, состоялся под городом Псковом Высочайший смотр обеим маневрировавшим армиям. У северного фасада Царской ставки были собраны и построены окончившие курс и подлежащие производству в офицеры воспитанники военно-учебных заведений. Государь Император в сопровождении Вел. Князя Константина Константиновича объехал фронт всех училищ и поздравил юнкеров офицерами. Милостивые слова Монарха были встречены долго не смолкавшим « ура » молодежи.
Вскоре затем состоялся полевой завтрак, по окончании которого Государь Император с Государыней Императрицей при несмолкаемых кликах « ура » обступивших тесной толпой своих Царя и Царицу офицеров отбыли на вокзал, а оттуда с Императорским поездом — в Петергоф.
Юрий Солодков
Похожие статьи:
- Орден св. Великомученика и Победоносца Георгия в царствование Павла I – Евгений Молло
- Смотр российских войск под Вертю 26 и 29 августа 1815 года. – Юрий Солодков
- Хроника «Военной Были» (№108)
- Уланы Цесаревича под Красным. – Юрий Солодков.
- Адмирал Сенявин. – В. К. Пилкин
- Кадетский лагерь. – Н. А. Косяков
- К статье «Нумизматические памятники русской Америки». – Евгений Молло
- «Щипонос». – П.В. Шиловский
- СВЕТЛЕШИЙ КНЯЗЬ МИХАИЛ ИЛЛАРИОНОВИЧ ГОЛЕНИЩЕВ-КУТУ3ОВ СМОЛЕНСКИЙ – В.Ковалевский