Первым русским военоначальником, почтенным званием Генералиссимуса за взятие Азова в 1696 году, был боярин Алексей Семенович Шеин, а первым Фельдмаршалом (1700 г.) граф Федор Алексеевич Головин.
Ему на смертном одре Царь Алексей Михайлович поручил хранить царевича Петра «как зеницу ока».
В 1700 г. был принят на русскую службу в звании Фельдмаршала Нарвский неудачник, герцог Карл Евгений Кроа. В 1700-м году возведен был в звание Фельдмаршала граф Борис Петрович Шереметев. Он начал службу в Преображенских потешных, был одним из ближайших сотрудников Великого Петра и командовал русской армией в Полтавском сражении.
За отличие в том же сражении пожалован Фельдмаршалом другой Преображенец, тот, которого Царь называл «друг Алексаша, дитятя Моего сердца», Александр Данилович Меншиков, светлейший князь Ижорский. В 1727 г. ему было дано звание Генералиссимуса.
В 1724 г. сделан Фельдмаршалом князь Аникита Иванович Репнин, служивший в Преображенском полку с 1685 г. Он оставил по себе память храброго воина и честного слуги царя. В 1725 г. получил жезл герой-Семеновец князь Михаил Михайлович Голицын, сражавшийся, по словам Петра «как лев».
В 1726 г. жезл был дан «по придворным связям» польскому графу Яну Сапега. В том же году был сделан Фельдмаршалом граф Яков Виллимович Брюс, служивший в Преображенском полку с 1683 г. Он был просвещеннейшим из всех сподвижников Петра. В 1727 г. Петр II возвел в звание Фельдмаршала старого Преображенца князя Василия Владимировича Долгорукого. Он «предводительствовал во многих акциях» и играл большую роль в жизни страны.
«Долгорукий был храбр, отважен, честен и сведущ в военном деле и не умел лукавить».
За ним, в 1728 г. жезл получил другой Преображенец, князь Иван Юрьевич Трубецкой. Ему Петр Великий поручил охрану низвергнутой правительницы царевны Софии. Командуя дивизией, он был взят в плен под Нарвой. «Верностью к Престолу и любовью к правде он заслужил уважение потомства».
Следующий за ним Фельдмаршал, граф Бурхардт-Христофор Миних (1732 г.). О нем Петр говорил: «Из всех иностранцев, бывших в Моей службе, он лучше всех умеет предпринимать и производить великие дела». Миних командовал русской армией в польскую войну 1734 г. и в турецкую кампанию 1736-39 гг. Будучи подполковником л. гв. Преображенского полка, он низложил Бирона
В 1736 г. получил жезл граф Петр Петрович де Ласси. Принятый из французской службы, он с 1700 г. служил в Преображенском полку, был тяжело ранен под Полтавой и был главнокомандующим в победоносной шведской войне 1741-43 гг. «Он пользовался всеобщей любовью и уважением благодаря своему доброму сердцу и светлому уму».
Принц Антон – Ульрих Брауншвейг – Люнебургский, подполковник л. гв. Семеновского полка, отец Императора Иоанна Антоновича, был третьим российским Генералиссимусом (1740 г.). Ландграф Людвиг-Вильгельм Гессен-Гомбургский обязан Фельдмаршальским званием (1742 г.) своему высокому происхождению и горячему участию в возведении на престол Императрицы Елисаветы Петровны. Он служил в Преображенском полку с 1730 г., а в 1741 г. назначен капитан-поручиком Лейб-Кампании, капитаном которой была сама Императрица. Ему было предоставлено звание подполковника л. гв. Измайловского полка. «Весьма горяч и вспыльчив… хорошо знает русский язык и службу», писал о нем Миних.
В 1750 г. жезл дан графу Кириллу Григорьевичу Разумовскому, Малороссийскому гетману. Им он был обязан исключительному положению при дворе его брата. Разумовский был подполковником Измайловского полка. В 1756 году этой чести удостоились сразу три Преображенца: граф Степан Федорович Апраксин, граф Александр Борисович Бутурлин и князь Никита Юрьевич Трубецкой. Первый из них, «умный и храбрый генерал», был победителем пруссаков при Гросс-Егерсдорфе, второй командовал русской армией в Пруссии в 1761-62 гг., а третий больше служил при дворе. «Он с нравом честным, тихим, соединял совесть чистую», писал о нем его друг, Антиох Кантемир.
В том же 1756 г. был пожалован Фельдмаршалом граф Алексей Григорьевич Разумовский, супруг Императрицы Елисаветы Петровны, добродушно говоривший Ей: «Государыня, Ты можешь назвать меня Фельдмаршалом, но никогда не сделаешь из меня даже порядочного полковника. Смех, да и только»
В 1759 г. в награду за Куннерсдорфскую победу, пожалован Фельдмаршалом граф Петр Семенович Салтыков, с детства записанный в Преображенский полк. Салтыков командовал русской армией в 1759-60 г. Он разбил Фридриха II. «В боях поражал своим хладнокровием и от летающих пуль отмахивался хлыстиком». Позже Екатерина II писала: «Если бы Я турок боялась, то Мой выбор пал бы несомненно на лаврами покрытого фельдмаршала Салтыкова».
Император Петр III пожаловал это звание графам Александру и Петру Ивановичам Шуваловым (1761 г.) Оба числились в Лейб-Кампании а второй из них был талантливым реорганизатором русской армии.
Два Голштинских принца получили также жезл от Петра III. Принц Петр-Август-Фридрих Гольштейн-Бекский и Принц Георг Гольштинский.
Первым екатерининским Фельдмаршалом был граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин (1762 г.), известный Елисаветинский канцлер. Это единственный случай представления звания штатскому лицу.
С князем Александром Михайловичем Голицыным мы возвращаемся к фельдмаршалам за боевое отличие (1768 г). Сын петровского Фельдмаршала, он служил в Преображенском полку с 1731 по 1748 г., был тяжело ранен под Куннерсдорфом и в 1768 г. взял Хотин. Граф Петр Александрович Румянцев-Задунайский, один из величайших русских полководцев, герой Егерсдорфа, Куннерсдорфа, Ларги и Кагула, первый кавалер ордена св. Георгия 1-й степени, получил жезл в 1770 г. за Кагул. Записанный в детстве в Преображенский полк, он был подполковником Конной Гвардии. «Остерегайтесь сколь можно Румянцева», говорил своим генералам Фридрих II.
В 1773 г. звание это было дано графу Захару Григорьевичу Чернышеву, в 1760 г. водрузившему русские знамена в Берлине. Он был подполковником С. Петербургского полка. «Чернышев пламенно любил Монархиню, Отечество и славу». Следующим Фельдмаршалом был конногвардеец светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический (1784 г). Великолепный князь Тавриды был, по словам Екатерины, «человек высокого ума, редкого разума и превосходного сердца».
За взятие штурмом Праги в 1794 г. пожалован Фельдмаршалом величайший русский полководец, граф Александр Васильевич Суворов Рымникский, светлейший князь Италийский. Суворов был Семеновцем, но за штурм Измаила пожалован подполковником Преображенского полка. В 1799 г. Император Павел I возвел его в звание Генералиссимуса. Он был четвертым и последним Генералиссимусом русской армии.
Император Павел пожаловал Фельдмаршалом 8 следующих лиц. В 1796 г. это были:
Князь Николай Иванович Салтыков, старый Семеновец, воспитатель великих князей Александра и Константина Павловичей. Князь Николай Васильевич Репнин, старый Преображенец и подполковник Измайловского полка. Он был одним из самых видных боевых и государственных деятелей екатерининской эпохи, искусным дипломатом, которому Россия обязана мирным договорами при Кучук-Кайнарджи и Яссах, победителем турок при Мачине и полновластным распорядителем судеб Польши с 1763 по 1769 г. Граф Иван Григорьевич Чернышев, Семеновец, которому было пожаловано звание «генерал-фельдмаршала по флоту». Граф Иван Петрович Салтыков, тоже Семеновец
В 1797 г. жезл получили:
Граф Валентин Платонович Мусин-Пушкин, шеф Кавалергардского корпуса, главнокомандующий в шведскую войну 1788 г. Граф Михаил Федотович Каменский, герой турецких войн и главнокомандующий в 1806 г. «Полководец опытный, состарившийся во бранях. Горячий, нетерпеливый нрав заменялся в нем примерной неустрашимостью, пламенным стремлением к славе, верою и верностью к церкви и престолу». Герцог Виктор-Франциск Брольо, маршал французской армии, принятый с тем же званием на русскую службу. Брольо по своему ответил за оказанную ему честь. Два сына его пали на полях сражений в русском мундире. Граф Иван Карпович Эльмпт, перешедший в 1749 г. из французской службы на русскую и доблестно воевавший против поляков и турок. «Человек большого ума и чрезвычайно сведующий в военном деле».
При Императоре Александре I в звание Фельдмаршала были возведены только четыре генерала, исключительно за боевые заслуги:
Князь Александр Александрович Прозоровский (1808 г.). Он был ранен при Егерсдорфе, отличился в екатерининские войны и был главнокомандующим в 1808 г Он «нрав имел горячий, но склонный к добру, ласков со всеми, но строгий блюститель военного порядка». Граф Иван Васильевич Гудович (1807 г.), герой турецких войн, особенно отличившийся на Кавказе. «Был нрава горячего, правил строгих, любил правду». Князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский (1812 г.), «сей идол северных дружин», неразрывно связанный со «священной памяти 1812 годом» «Пала Москва, но опершись на Кутузова, устояла Россия». Он начал службу в Астраханском пехотном полку. В 1773 г. турецкая пуля выбила ему глаз, а в 1788 г. он был вторично ранен в голову.
«Надобно думать, что Провидение сохраняет этого человека для чего-нибудь необыкновенного, потому что он исцелился от двух смертельных ран», писал его врач. «Бессмертие уже началось для имени его, и потомство даст ему место за услуги, оказанные Отечеству, возле Пожарского, а за военные дарования — возле Суворова». Князь Михаил Богданович Барклай-де-Толли (1814 г.), вступивший в службу в Псковский карабинерный полк. На штурме Очакова он проявил «примерное мужество и хладнокровие», под Пултусском дрался «с величайшей храбростью», тяжело ранен под Эйлау. О нем Пушкин писал:
В 1818 г. Император Александр I дал русский фельдмаршальский жезл герцогу Артуру Веллингтону, бывшему шефом Смоленского пехотного полка. Первым Фельдмаршалом, пожалованным Императором Николаем I, был светлейший князь Петр Христианович Витгенштейн (1826 г.). Произведенный в офицеры в Конной Гвардии, он отличился в польской кампании, а потом в Персии. 1812 г. принес ему громкую славу и репутацию спасителя Петербурга. Император Александр I внес в его герб девиз «Чести моей никому не отдам». В высшей степени храбрый Витгенштейн был любим войсками за свою доброту и гуманность.
В том же 1826 г. был пожалован Фельдмаршалом князь Фабиан Вильгельмович фон-дер-Остен-Сакен, начавший службу в 1766 г. в Копорском пехотном полку. Он с отличием принял участие во всех кампаниях, которые вела Россия при Екатерине II, Павле I и Александре I. В 1814 г. он был губернатором Парижа, где своим благородным поведением заслужил любовь парижан. «С знанием военного дела соединял чрезвычайную храбрость и непоколебимую стойкость».
Третий Николаевский Фельдмаршал был граф Иван Иванович Дибич-Забалканский (1829 г.). Перейдя с прусской службы на русскую, он был назначен в л. гв. Семеновский полк, в рядах которого уже в 1805 г. пролил кровь за свою новую родину. Имя Дибича прогремело в войну и 1828-29 гг., когда он своим легендарным переходом через Балканы заставил Турцию признать себя побежденной.
«С нравом пылким он соединял добродушие, сострадательность… на верху почестей не знал гордости, был неустрашим и решителен на поле брани».
Преображенец князь Иван Федорович Варшавский граф Паскевич-Эриванский был близким другом Государя, который называл его «отец-командир». Имя его прогремело в Отечественную войну. «Ты не Иван, а Лев Федорович» говорил ему Багратион. Покоритель Персии в 1826 г., победитель Турции в 1829-м. Громкие его победы произвели в России громадное впечатление, имя его не сходило с языка у народа. В 1829 г. ему был пожалован фельдмаршальский жезл. В 1831 году он взял штурмом Варшаву, а в 1849 г. усмирил мятежную Венгрию.
В 1843 г. «в признательность за долговременную и верную службу» жезл был дан ближайшему сотруднику Императора Александра I, светлейшему князю Петру Михайловичу Волконскому, начавшему службу в л. гв. Семеновском полку.
В 1849 г. жезл был пожалован австрийскому Фельдмаршалу графу Иосифу Радецкому.
При Императоре Александре II звание Фельдмаршала было пожаловано шести лицам:
В 1853 г. Фельдмаршалом был пожалован светлейший князь Михаил Семенович Воронцов. «С сердечным умилением обозревая знаменитое служение ваше, Я возвел вас в сан генерал-фельдмаршала…. верховное звание воинской почести вам принадлежит по праву…» писал Государь.
«Один из редких любимцев счастия, которое осыпало его необыкновенными дарами. Военное его поприще было блистательное. Храбростью своей, благоразумием и хладнокровием он стал на ряду лучших наших генералов, а вежливым обращением с офицерами, вниманием к нуждам их и попечениями своими и щедростью к раненым, он сделался кумиром армии».
Воронцов служил в Преображенском полку, отличился в Персии в 1804 г в Финляндии в 1809 г., ранен под Бородином и награжден орденом св. Георгия 2-й степени за Краонское сражение. Наместник на Кавказе.
В 1859 г. за покорение Кавказа был дан жезл князю Александру Ивановичу Барятинскому. Князь Барятинский вышел в офицеры в л. гв. Кирасирский Ее Величества полк, но почти всю свою жизнь провел в военных действиях на Кавказе. Государь особенно подчеркнул свое благоволение к нему, когда после его смерти в 1879 г. он принял звание шефа Кабардинского полка, сохранив полку имя князя Барятинского.
В 1865 г. звание было пожаловано графу Федору Федоровичу Бергу, начавшему службу в
Либавском пехотном полку. Граф Берг особенно отличился в кампанию 1831 г., а в 1863 г. он усмирил польский мятеж.
В 1873 г. звание фельдмаршала русской армии было дано прусскому фельдмаршалу графу Гельмуту фон Мольтке, назначенному шефом 69-го пехотного Рязанского полка.
По окончании турецкой войны, в 1878 г. «в воздаяние важных заслуг, оказанных в ныне оконченной войне с Турцией» фельдмаршальский жезл был пожалован Великим Князьям Николаю и Михаилу Николаевичам. Первый был главнокомандующим на европейском театре войны, а второй на азиатском.
В том же 1878 г. Императору Александру II было угодно возложить на свои погоны фельдмаршальские жезлы.
В короткое царствование Императора Александра III пожалований званием фельдмаршала не было.
Император Николай II возвел в это звание четырех лиц, которые и были последними русскими генерал-фельдмаршалами. Вот они:
Иосиф Владимирович Гурко (1894 г.) «в воздаяние важных заслуг, оказанных Престолу и Отечеству, особенно в последнюю турецкую войну» Гурко начал службу в л. гв. Гусарском Его Величества полку. «Его не все любили, но все уважали и почти все боялись, все, кроме солдат, которые верили в «Гурку» и любили его безгранично».
Граф Дмитрий Алексеевич Милютин (1898 г.), реформатор русской армии при Императоре Александре II. Милютин был в 1833 г. произведен в прапорщики л. гв. 1-й артиллерийской бригады. Он много воевал на Кавказе и был там ранен. С 1861 по 1881 г. Милютин был военным министром.
Король Черногории Николай I (1910 г.) «единственный искренний друг России».
Король Румынии Карл I (1912 г.), хотя и не друг России, но в 1877 г имевший под своим начальством русскую армию, осаждавшую Плевну.
Невольно обращает на себя внимание тот факт, что в числе российских генерал-фельдмаршалов, наряду со славными полководцами и доблестными солдатами, было не мало лиц, особенных услуг русской армии не оказавших. Тут были и иностранцы, начинавшие службу в русских войсках со звания фельдмаршала, и иностранные принцы крови, и чужие военные знаменитости; не мало было и просто царедворцев, с военной службой ничего общего, кроме мундира, не имевших; были наконец и один гражданский сановник и один поистине «неизвестный поляк», получивший звание по «придворным связям».
Семья Салтыковых дала трех фельдмаршалов, семьи Трубецких, Голицыных, Репниных, Чернышевых, Шуваловых и Разумовских — по два.
По полкам, больше всех дал России генерал-фельдмаршалов лейб-гвардии Преображенский полк (25).
С. Андоленко
Похожие статьи:
- Хроника «Военной Были» (№116)
- ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ (№107)
- Хроника «Военной Были» (№111)
- Ратные знаки отличия допетровской Руси. – Евгений Молло
- К 150-летию основания Николаевской Инженерной Академии и училища. – П. В. Шиловский и С. В. Широков
- Исторический очерк Лейб-Гвардии Конной Артиллерии (окончание) – К.В. Киселевский
- Боевые знаки отличия Петра Великого. – Евгений Молле.
- После корпуса. – X.
- Неизвестное знамя. – С. Андоленко