20-го сентября православная церковь чтит память Святого Евстафия Плакиды. В этот день на линейном корабле «Евстафий», в Черноморском Флоте, храмовой и судовой праздник. По этому случаю, с разрешения Адмирала, корабль предоставлен самому себе в течение двух дней, то есть не следует общему эскадренному расписанию занятий и работ. Накануне — генеральная приборка: скачивают палубу и скоблят ее с песком, драют медяшку, моют наружный борт и подкрашивают ватер-линию. После обеда ставят на шканцах и на юте тент и обвесы из сигнальных флагов. Электрики устанавливают добавочное освещение, люстры и лампочки, для приема гостей.
На следующее утро, в день праздника, команда встает в обычный час и, по случаю праздника, получает чай с молоком и по пол большой 5-ти копеечной булки. После чая — легкая приборка и подается команда вахтенного начальника — «команде переодеться». Все одевают чистые белые брюки и форменки. Форма одежды — номер первый.
В восемь часов поднимается кормовой флаг, но не обычный, а шелковый, праздничный.
В десять — судовой священник Отец Харлампий служит на верхней палубе легкую «обедницу», затем — короткое поздравительное слово командира и «свистать к вину!» Выходит баталер с ярко начищенной ендовой и списком команды. Все желающие подходят и выпивают свою дневную порцию. Баталер ставит кресты в списке. После этого — обед праздничный: борщ флотский со свининой, макароны с коровьим маслом и творогом и каждому по яблоку.
В кают-компанию к завтраку приглашен командир и офицеры с дружественных кораблей, прибывшие поздравить с праздником. Завтрак парадный, изысканный: подана «отечественная», красное и белое крымское вино, разнообразные холодные и горячие закуски. Затем — бульон с кулебякой, отварная осетрина под белым соусом, жареная индейка, пломбир, фрукты, кофе и ликеры.
В два с половиной, после чая, приступают к празднику. Сначала матросские игры и состязания на призы, затем концерт балалаечников, кинематограф, сеанс фокусника, спектакль- сцена из морской жизни, матросского сочинения, «Царь и его непокорный сын Адольф», после чего — танцы с приглашенными дамами и девицами, знакомыми команды. И вот, тут-то и случилось «событие».
За фокусником, вахтенный начальник послал на Графскую пристань моторный барказ, за неимением других шлюпок, спущенных на воду. Старшина-рулевой, моторист и два крючковых, отвалили от корабля и благополучно прибыли к пристани. Там среди публики они легко нашли фокусника, узнав его по его профессиональному костюму-смокинг, крахмальная грудь, котелок на голове и чемоданчик с принадлежностями для работы, — приняли его на шлюпку и отправились в обратный путь на корабль.
В те времена, моторы и дизеля еще очень редко употреблялись в нашем флоте. Моторы были примитивные и среди личного состав мало кто их знал и понимал толк, почему и с нашим мотором случались часто казусы.
И вот, наш барказ отвалил от Графской, но не дойдя еще до Павловского мыса, начал чихать, а потом и совсем остановился. С ним это случалось часто и потому в первый момент никто не удивился и не обеспокоился. Но на этот раз вышло не так. Как ни старался моторист его снова завести, мотор только иногда чихал, но хода не давал. Под страшную морскую ругань старшины Перепелицы, моторист начал разбирать мотор, снял карбюратор, дул в него во всю силу своих легких, снова заводил, ничего не получалось, снимал свечи, кусал их зубами, снова крутил ручку, без результата, — мотор не идет.
Тогда Перепелица принял решение идти на веслах, так как легкий ветерок из Инкерманской долины и слабое течение Черной речки медленно, но верно несли барказ в открытое море. Он приказал разобрать весла, сам сел на место правого загребного, моториста в синем рабочем просаленном платье посадил рядом с собой, двух крючковых — на бак, а фокусника, в его костюме и котелке, на штурвал. Нужно быть военным моряком, чтобы полностью себе представить скандальный и комический вид такого барказа под Андреевским флагом.
Путь дальний, «Евстафий» стоит в глубине бухты, против Ушаковой балки. Такой барказ в нормальное время ходит под восемнадцатью веслами, а тут — четыре, да и грести надо против ветра и течения. Проходить надо мимо всех кораблей и «Святителей» (линейный корабль «Три Святителя») под адмиральским флагом.
Сигнальщики на кораблях быстро заметили эту странную картину и доложили на вахту. Все, кто мог, высыпали на палубу полюбоваться этим спектаклем. При проходе вблизи корабля, осыпали его шутками, смехом и остротами.
На адмиральском корабле флаг-офицер, он же зять адмирала, увидев барказ, быстро спустился в Адмиральское помещение. «Ваше Превосходительство, извольте выйти на верхнюю палубу на минутку». «Что такое?» «Пожалуйте, пожалуйте, очень интересно». Адмирал вышел наверх и увидел приближающийся барказ. Он кусал ус и на его лице появился нервный тик.
Проходя под кормой у Адмирала, Перепелица скомандовал «весла на валек!» (отдание чести на шлюпке), а фокусник снял котелок и приветливо раскланялся с Адмиралом и, по привычке направо и налево. Его Превосходительство на салют не ответили, топнули ножкой и удалились в свое адмиральское помещение. Барказ, несколько обеспокоенный, продолжал свой путь.
Через пять минут семафор: «Командиру «Евстафия», ожидаю объяснения неприличного вида вашего барказа. Адмирал».
Барказ пристал, наконец, к трапу «Евстафия», где его встретил Старший Офицер и весь экипаж. Перепелица доложил о происшествии и принятых им мерах. Старший Офицер поблагодарил его за распорядительность. А Командир послал Лейтенанта Барона Гейкинг (в обиходе команды — Гайкин), самого лучшего дипломата, к Адмиралу объяснить происшествие и разрядить его гнев. Все окончилось благополучно и праздник продолжался.
Старший Лейтенант Н. Гаттенбергер
Похожие статьи:
- ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (№113)
- Из флотских воспоминаний (№116). – Н. Р. Гутан
- Три похода «Петропавловска». – Алексей Геринг
- Судовой жетон линейного корабля «Севастополь». – В. П. фон-Вилькен
- ИМЕНА КОТОРЫХ НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ.
- Из флотских воспоминаний. – Н. Р. Гутан
- Плавание на шхуне „Утро”. – Г. И. Холенков
- «Кисмет». – Лейтенант Вавилов
- Письма в Редакцию (№ 125)