В составе Донской армии в 1918 году была Донская железнодорожная бригада (генерал-майор Н. И. Кондырин), состоявшая из четырех дивизионов. Каждый дивизион — из трех броневых боевых поездов и одного ремонтного поезда.
Бронепоезда состояли нормально из двух бронеплощадок с двумя 3-дюймовыми орудиями и четырнадцатью тяжелыми пулеметами Максима. Экипаж броневого поезда насчитывал 9 офицеров и 100 нижних чинов, половина из которых были донские казаки. Командирами в большинстве случаев были офицеры Донской артиллерии, на правах командиров батарей. Бронепоезда носили названия:
1-й дивизион: «Атаман Каледин», «Гундоровец», по 2 орудия, «Князь Суворов» — 4 орудия;
2-й дивизион: «Раздорец», «Митякинец», по 2 орудия, «Илья Муромец» — 4 орудия;
3-й дивизион, командир дивизиона войсковой старшина И. И. Бабкин: «Партизан полковник Чернецов», — подъесаул Сергей Амплиевич Ретивов (убит), капитан Киянец, «Казак Землянухин», — штабс-капитан Попов, «Генерал Бакланов», — сотник К. Н. Фетисов;
4-й дивизион: «Донской баян», «Ермак», «Иван Кольцо».
Два отдельных бронепоезда: «Атаман Орлов», — войсковой старшина Л. А. Стефанов (убит); «Атаман Назаров», — подъесаул Н. Д. Скандилов.
Эта бригада принимала участие в боях на линиях железной дороги Лихая-Царицын, Лихая-Лиски, Лихая-Купянск и Зверево Штеровка. Креме этох бронепоездов, на Северном фронте, на участке Бобров — Таловая — Поворино — Михайловка имелось три отдельных бронепоезда, действовавших самостоятельно: 1
— «Бузулук», — есаул П. А. Федоров, 2 — «Хопер», — подъесаул Н. С. Аврамов, 3 — отбитый у красных отрядом генерала Гусельщикова, — командир бронепоезда капитан Н. И. Лобыня-Быковский.
В 1919 году Донская бронепоездная бригада была разделена на два полка. Командирами полков были полковник Рубанов и полковник Ляшенко. Дивизионы были упразднены. Каждый полк состоял из семи бронепоездов и одного ремонтного поезда. В каждый полк входил, кроме того, дивизион из двух специальных бронепоездов тяжелой артиллерии (6-дм. пушки Кане), по два орудия в поезде.
Сведения эти взяты из книги «Материалы к истории Донской артиллерии», выпуск 2. Составили и обработали Донской артиллерии войсковой старшина В. М. Нефедов и есаул Е. Е. Ковалев. Издание Союза Донских артиллеристов, Париж, 1936.
В боях за г. Луганск, в апреле 1919 г. нам, 8-й Донской казачьей конной дивизии, помогали орудия Кане, установленные на площадках. Названия их я, к сожалению, не помню, но я обратил внимание на то, что эти площадки имели прочные упоры. Не знаю, были ли эти упоры на всех площадках с 6-дюймовыми пушками Кане или только на тех двух, что были при нас. Эти упоры были устроены так: на всех четырех углах площадки на подвижных шарнирах были куски рельс такой длины, что когда их откидывали к земле, концы рельс касались земли, но чтобы рельсы были перпендукулярны площадке (и земле), нужно было бока площадки (поочередно) немного поднять, для чего имелись специальные домкраты. Вся эта процедура происходила очень быстро. И когда концы рельс касались и упирались в землю то отпустив домкраты, тяжестью орудия концы рельс вдавливались в землю. Таким образом сила удара при выстреле из орудия отдавалась (и распределялась) не только на одни колеса, но и на рельсовые упоры.
Сделал выписки и сообщил:
Максим Бугураев
Доска обрезная 50 150 Доска обрезная 50 150 купить Доску обрезную. лесобаза74.рф |
Похожие статьи:
- Список и организация бронепоездов Добровольческой и Донской Армий. – Анд. Алекс. Власов.
- О бронепоездах Добровольческой армии (Окончание). – Анд. Алек. Власов.
- ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (№107)
- ОТ РЕДАКЦИИ (Поправки, №116)
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №112). – Анд. Алекс. Власов
- Бой бронепоезда «Иоанн Калита» у ст. Волноваха 17 мая 1919 года. – В. Федоров
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №104). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №111). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №109) – Анд. Алекс. Власов