Глава тридцать четвертая
Превосходные силы советских армий перешли 26 октября 1920 года в новое наступление с целью вторгнуться в Крым. Атаки красных позволили им овладеть северной частью наших позиций на Перекопском перешейке в первый же день наступления. На следующий день 27 октября наши войска были оттеснены на последние Юшуньские позиции, защищавшие Крым с северо-запада. Постройка летом 1920 года короткой железнодорожной ветки от узловой станции Джанкой на северо-запад к Юшуни, около 50 верст длиной, должна была позволить нашим бронепоездам принять участие в оборонительном бою у Юшуни. Но после упорных боев в течение нескольких месяцев в Северной Таврии бронепоездов оказалось уже мало и вооружение их было недостаточно сильным.
Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» нес службу сторожевого охранения на Юшуньской ветке в течение около двух недель до 26 октября. Бронепоезд «Дмитрий Донской» прибыл 26 октября к Юшуньской позиции под командой полковника Подопригора и вел бой против наступающих красных совместно с частями Марковской и Дроздовской дивизий. На рассвете 27 октября бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» отошел к Армянску, севернее Юшуни, уже занятому противником. Там бронепоезд оказался среди наступающих частей кавалерии красных. Эта кавалерия, поддержанная артиллерийским огнем и бронеавтомобилями, атаковала бронепоезд несколькими лавами, окружив его со всех сторон. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» поражал неприятеля пулеметным и картечным огнем в упор. Красные несли большие потери, но все-таки не прекращали своих атак. Неприятельский разъезд попытался взорвать железнодорожное полотно на пути отхода бронепоезда. Но метким пулеметным огнем с бронепоезда разъезд был целиком истреблен. В это время бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» попал под обстрел советской батареи. Попаданием снаряда в паровоз бронепоезда был поврежден его котел и были контужены один офицер и механик. С затухающим паровозом бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» двигался назад, не прекращая боя с батареями и конницей красных. На северных стрелках разъезда подбитый паровоз затух. До наступления темноты бронепоезд, не имея возможности маневрировать, все-таки отбрасывал своим огнем подходивших красных. Вечером исправный паровоз отвел боевой состав бронепоезда на станцию Юшунь. Во время боя 27 октября на бронепоезде «Дмитрий Донской» было разбито головное орудие. Из состава его команды был ранен один офицер и убит вольноопределяющийся.
28 октября бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» вышел на позицию с небронированным паровозом. Красные вели наступление большими силами, заняли две линии окопов и преследовали наши отступающие части. Бронепоезд внезапно врезался в густые цепи красных и расстреливал их пулеметным и картечным огнем с дистанции до 50 шагов. Красные осыпали наш бронепоезд пулями и с небывалым упорством бросались на него в атаку. Наконец, понеся очень большие потери, противник не выдержал и стал отходить. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» преследовал неприятеля. Благодаря этому наша пехота перешла в контратаку. Между тем продвинувшийся вперед бронепоезд был снова атакован свежими силами неприятельской пехоты. Цепь красных залегла у полотна железной дороги. Здесь неприятельскими пулями были ранены 4 солдата команды бронепоезда и механика, а также перебит единственный исправный инжектор паровоза. Вследствие этого подача воды в котел паровоза прекратилась. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» все же отбросил своим огнем цепи красных, нанеся им большие потери. После прибытия к цепям нашей пехоты бронеавтомобиля «Гундоровец», бронепоезд отошел на станцию Юшунь с потухающим паровозом.
Между тем стало известно о том, что красные подготовляют вторжение в Крым других своих войск с северо-востока, вдоль главной линии железной дороги, проложенной по дамбе близ станции Сиваш. Тяжелый бронепоезд «Единая Россия» находился 28 октября у Сивашского моста, на участке 134-го пехотного Феодосийского полка, и вел перестрелку с неприятелем. Легкий бронепоезд «Офицер» прибыл в утро того же дня на узловую станцию Джанкой. По приказанию начальника штаба 1-го корпуса бронепоезд отправился оттуда на станцию Таганаш, примерно в 20 верстах от станции Джанкой, для участия в обороне Сивашских позиций.
29 октября в 9 часов бронепоезд «Офицер» вышел на Сивашскую дамбу в составе одной бронеплощадки с двумя 3-дюймовыми орудиями, одной площадки с 75-милиметровым орудием и небронированного паровоза. Несмотря на огонь стоявших укрыто на противоположном берегу батарей неприятеля, бронепоезд «Офицер» двинулся к мосту. Когда бронепоезд был в расстоянии около 150 сажен от моста, под его второй предохранительной площадкой взорвался фугас. Взрывом был вырван кусок рельсы около 2 футов длиной. По инерции через взорванное место прошла одна бронеплощадка и тендер паровоза. Остановившийся бронепоезд «Офицер» картечью и пулеметным огнем частью перебил, частью разогнал красных, находившихся у взорванного моста. Затем бронепоезд открыл огонь по позициям неприятельской артиллерии, продолжавшей его обстреливать. Несмотря на повреждение пути, бронепоезд «Офицер» благополучно вернулся к нашим окопам. Там бронепоезд оставался до 13 часов, передвигаясь под огнем легких и тяжелых неприятельских орудий. После этого, по приказанию начальника группы бронепоездов полковника Лебедева бронепоезд «Офицер» отошел на станцию Таганаш. В это время красным удалось прорваться по Чонгарскому полуострову, и они вели наступление с востока, в обход станции Таганаш. Бронепоезд обстреливал колонны противника, наступавшие со стороны селения Абаз-кирк. Огнем наших бронепоездов (в том числе — тяжелого бронепоезда «Единая Россия»), а также позиционной и полевой артиллерии, красные, атаковавшие большими силами, были остановлены к вечеру южнее селения Тюп-Джанкой. До темноты бронепоезд «Офицер» оставался на станции Таганаш.
После 18 часов 29 октября бронепоезд «Офицер» спешно вышел снова к Сивашской дамбе по приказанию начальника группы бронепоездов полковника Лебедева, ввиду создавшегося там тяжелого положения. Были получены сведения, что красными заняты без выстрела атакой, произведенной в темноте, — 4-я позиционная батарея, помещавшаяся в траншеях для обороны дамбы, а также и линия наших окопов. Части Феодосийского пехотного полка, занимавшие этот участок, отошли по направлению к станции Таганаш. Наступавшая ночь была особенно темной: в десяти шагах нельзя было различить фигуру человека. Поэтому командовавший бронепоездом «Офицер» капитан Лабович выслал вперед трех нижних чинов с фонарем для осмотра пути. Выйдя на линию окопов и не обнаружив противника, бронепоезд «Офицер» обстрелял, однако, дамбу и прилегающую местность, оставленную нашей пехотой. После этого бронепоезд «Офицер» отъехал назад и связался с начальником группы бронепоездов полковником Лебедевым, находившимся на станции Таганаш. Ему было доложено о положении. У железнодорожной будки нашли в это время солдата Феодосийского полка, части которого раньше занимали окопы. Этот солдат показал, что он видел двух неприятельских пехотинцев матросского полка. Численность прорвавшегося противника он указать не мог. Начальник группы бронепоездов полковник Лебедев приказал капитану Лабовичу отойти назад и встретить тяжелый бронепоезд «Единая Россия», которому сообщить обстановку. После встречи бронепоезда «Офицер» и «Единая Россия» двинулись вперед в полной темноте с задачей занять позицию при входе на Сивашскую дамбу. Ввиду боевой обстановки сигнальные огни не были зажжены. После того как бронепоезда медленно прошли около 2 верст, были встречены отходившие части Феодосийского пехотного полка, во главе с командиром этого полка. Командир полка переговорил с командовавшими нашими бронепоездами капитаном Лабовичем (бронепоезд «Офицер») и полковником Окушко (бронепоезд «Единая Россия») и решил снова занять на берегу Сиваша свои оставленные окопы. Для этого он хотел наступать цепями справа и слева от полотна железной дороги. Бронепоезда должны были идти в центре боевого порядка, поддерживая наступление. Бронепоезд «Единая Россия» шел позади бронепоезда «Офицер» на расстоянии около 100 сажен. Не доезжая саженей 200 до линии наших передовых окопов, капитан Лабович остановил бронепоезд «Офицер», так как получил предупреждение от проходившего в это время по полотну железной дороги офицера Феодосийского полка. Этот офицер предупредил, что красные, по-видимому, готовятся подорвать путь, так как были слышны удары кирки по рельсам. Приняв меры предосторожности, бронепоезд «Офицер» стал медленно отходить, чтобы обнаружить место подкопа. Внезапно раздался сзади взрыв, происшедший под предохранительными площадками следовавшего вторым бронепоезда «Единая Россия». Силою взрыва две предохранительные площадки были подброшены в воздух. Бронепоезд «Единая Россия» был отброшен назад по рельсам, отошел и остановился на расстоянии около полуверсты. В образовавшуюся от взрыва яму провалилась задняя площадка с 75-милиметровым орудием бронепоезда «Офицер», который не успел затормозить. Бронепоезд остановился. Тогда, при полной темноте, красные открыли огонь из семи пулеметов, стоявших главным образом с левой стороны полотна. Бронепоезд «Единая Россия» также подвергся обстрелу. Ввиду темноты, с наших бронепоездов не было видно, что делала наша пехота. Впоследствии, только у станции Таганаш, были встречены отдельные чины Феодосийского пехотного полка. Бронепоезд «Единая Россия» открыл орудийный огонь в сторону неприятеля. На бронепоезде «Офицер» два орудия не могли стрелять: заднее 75-милиметровое орудие не могло стрелять из-за наклонного положения боевой площадки, провалившейся в яму, а у среднего 3-дюймового орудия не было достаточного количества номеров — артиллеристов. Таким образом бронепоезд «Офицер» открыл огонь только из одного головного 3-дюймового орудия и всех пулеметов. Тогда же командующий бронепоездом «Офицер» капитан Лабович послал одного офицера к бронепоезду «Единая Россия», чтобы сообщить о случившемся. С провалившейся боевой площадки и с паровоза были вынесены раненые. Пулеметным огнем бронепоезда красные были сначала отбиты. Но через некоторое время они возобновили атаку на бронепоезд «Офицер» и подошли к нему почти вплотную. С криками «ура» красные обстреливали боевой состав бронепоезда и метали ручные гранаты. Когда неприятель атаковал в третий раз, пулеметные ленты на бронепоезде «Офицер» были израсходованы. Тогда командующий бронепоездом капитан Лабович приказал головному орудию капитана Д. Д. Иванова*), при котором оставались три артиллериста, задерживать противника, стреляя «на картечь». Два офицера и помощник механика были тяжело ранены. Тяжело раненного капитана Соколова не удалось вынести. Большая часть команды с ранеными вышла из боевого состава и стала отходить в сторону бронепоезда «Единая Россия». Противник, вероятно, понес большие потери и на несколько минут скрылся в темноте. Воспользовавшись этим, командующий бронепоездом с чинами команды, остававшимся при нем, покинули боевой состав бронепоезда. Вскоре красные с криками «ура» заняли покинутый боевой состав. Капитан Лабович и два офицера шли последними. Вдруг из темноты показалась совсем близко пулеметная тачанка. Когда ее окликнули, оказалось, что в тачанке сидят красные. Между тем бронепоезд «Единая Россия» начал медленно идти вперед, чтобы в темноте не наскочить на взорванные предохранительные платформы. Когда была встречена отступающая команда бронепоезда «Офицер», ее погрузили на боевой состав бронепоезда «Единая Россия». После этого бронепоезд отошел на станцию Таганаш. Там начальник группы бронепоездов полковник Лебедев сначала приказал бронепоезду «Единая Россия» вернуться к боевому составу бронепоезда «Офицер» и попытаться вывезти его материальную часть. Однако после доклада командующего бронепоездом полковника Окушко это приказание было отменено. Бронепоезд «Единая Россия» получил приказание прикрывать отход наших войск и оставаться на станции Таганаш до ее эвакуации. Команда бронепоезда «Офицер» с ранеными присоединилась к своему резерву также на станции Таганаш.
В тот же день 29 октября находившиеся на Юшуньской ветке бронепоезда «Дмитрий Донской» и «Святой Георгий Победоносец» вступили в бой с наступающими советскими частями с 7 часов и сдерживали продвижение противника со стороны Карповой Балки. Около полудня бронепоезд «Дмитрий Донской» был подбит. Его бронеплощадки были настолько повреждены, что он не мог продолжать боя и отошел в сторону узловой станции Джанкой. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» остался один. Однако ему удалось задерживать противника своим огнем до тех пор, пока наши отступающие войска вышли на большую Симферопольскую дорогу. Затем бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» отошел на станцию Юшунь и с этой станции отражал атаки кавалерии красных, которая пыталась начать преследование наших частей. Советские войска долго не могли войти в селение Юшунь и были задержаны бронепоездом «Святой Георгий Победоносец» на несколько часов. При отходе бронепоезда сошла с рельс одна его предохранительная площадка. Поздно вечером примерно в 2 верстах от узловой станции Джанкой произошло столкновение составов наших бронепоездов «Святой Георгий Победоносец» и «Дмитрий Донской». Бронеплощадки при этом не пострадали, а сошли с рельс лишь вагон резерва бронепоезда «Святой Георгий Победоносец» и три вагонамастерские, которые были прицеплены к бронепоезду «Дмитрий Донской». Вероятно, в ту же ночь тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита» прошел через станцию Джанкой по железнодорожной линии на Керчь, имея задачей прикрывать отход в сторону Керчи частей Донского корпуса. 29 октября была закончена спешная починка старых бронеплощадок, принадлежавших бронепоезду «Дмитрий Донской». Этот боевой состав отправился на фронт из Феодосии под командой капитана Делова, также для прикрытия отступающих войск Донского корпуса.
30 октября утром бронепоезд «Святой Георгий Победоносец», присоединив к себе одну боевую площадку бронепоезда «Единая Россия», двинулся вместе с резервом со станции Джанкой в сторону Симферополя. Примерно в пяти верстах к югу от Джанкоя состав резерва бронепоезда был брошен, так как оказалось, что его паровоз не успел получить снабжения. Бронепоезд «Единая Россия» оставил станцию Таганаш, к северу от станции Джанкой, последним. Когда бронепоезд «Единая Россия» подошел к станции Джанкой, ему пришлось остановиться и ждать починки поврежденного пути. Бронепоезду «Единая Россия» удалось двинуться дальше, когда часть города Джанкой была уже занята противником. На разъезде к югу от станции Джанкой бронепоезда «Святой Георгий Победоносец» и «Единая Россия» соединились и пошли дальше соединенным составом. Около 14 часов бронепоезда подошли к станции Курман-Кемельчи, в 25 верстах к югу от станции Джанкой. В это время неожиданно появились конные части красных, которые шли со стороны Юшуньской позиции в обход наших отступающих войск. Наши соединенные бронепоезда открыли огонь по неприятельской кавалерии, отбросили ее и дали возможность нашим частям в порядке отходить дальше. При дальнейшем движении к Симферополю соединенные бронепоезда «Святой Георгий Победоносец» и «Единая Россия» оказались перед препятствием из наваленных на рельсы камней и шпал. По нашим бронепоездам стреляла 4-орудийная батарея противника, а советская конница находилась в тысяче шагов от железнодорожного пути. Красные кавалеристы двинулись в атаку на наши бронепоезда, но были отброшены с потерями. При дальнейшем отходе командам наших бронепоездов приходилось несколько раз расчищать путь от шпал и камней, которые красные успевали набрасывать с целью вызвать крушение. К ночи на станцию Симферополь прибыли бронепоезд «Дмитрий Донской» и состав резерва бронепоезда «Офицер». Позднее пришли на ту же станцию соединенные бронепоезда «Святой Георгий Победоносец» и «Единая Россия». На мосту около Симферополя был спущен паровоз.
Команда бронепоезда «Генерал Алексеев» выступила 30 октября из Симферополя походным порядком и прибыла в город Бахчисарай, пройдя около 30 верст. Отступившая в Севастополь команда бронепоезда «Севастополец» получила приказание от командира 1-го бронепоездного дивизиона идти в порт для погрузки и была принята на пароход «Сегет».
31 октября в 11 часов бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» отошел со станции Симферополь последним. По прибытии на станцию Бахчисарай был спущен на ее северных стрелках паровоз. Затем, по приказанию командующего 1-ой армией генерала Кутепова был произведен взрыв железнодорожного моста через реку Альма и сожжен мост на шоссе. Ночью было получено приказание отходить в Севастополь для погрузки на суда.
На рассвете 31 октября бронепоезд «Дмитрий Донской» и состав резерва бронепоезда «Офицер» подошли к станции Севастополь и остановились близ первых пристаней. Дальше нельзя было двигаться, так как на повороте сошла с рельс боевая площадка бронепоезда «Дмитрий Донской» и требовалась починка пути. Между тем были получены сведения, что у соседней пристани уже производится погрузка войск на пароход «Саратов». На этот пароход была принята команда бронепоезда «Грозный», которая перед посадкой привела в негодность только что полученные из ремонта два орудия и сбросила в море замки. На том же пароходе находился командир 2-го бронепоездного дивизиона полковник Баркалов. В 23 часа команда бронепоезда «Офицер», имея при себе стяг бронепоезда, панорамы, прицелы, затворы и шесть пулеметов, погрузилась на пароход «Саратов». Команда бронепоезда «Генерал Алексеев», в числе около 70 человек, прибыла в Севастополь походным порядком около 21 часа. В этот вечер не удалось выяснить, на какой именно пароход надлежит грузиться. Поэтому команда бронепоезда «Генерал Алексеев» поместилась для ночлега в брошенном помещении этапного коменданта.
1 ноября около 9 часов бронепоезда «Святой Георгий Победоносец» и «Единая Россия» дошли до Севастополя, в район Килен-бухты. По пути была испорчена материальная часть на бронеплощадках. Около 10 часов было произведено крушение для того, чтобы составы бронепоездов не достались в целом виде неприятелю. Боевые составы бронепоездов «Святой Георгий Победоносец» и «Единая Россия» были пущены возможно быстрым ходом навстречу друг другу. Команда бронепоезда «Святой Георгий Победоносец» с шестью пулеметами погрузилась на пароход «Бештау». Команда бронепоезда «Единая Россия», прибывшая на боевой части, была также погружена на пароход «Бештау». Часть команды, находившаяся в составе резерва, была погружена раньше на пароход «Херсон».
Команда бронепоезда «Генерал Алексеев», дошедшая до Севастополя накануне походным порядком, прибыла в 8 часов 1 ноября на Графскую пристань. Там от штаба, еще находившегося в здании гостиницы «Кист», было получено распоряжение грузиться на линейный корабль «Генерал Алексеев». Однако по наведенным в порту справкам оказалось, что линейный корабль уже ушел в Феодосию. Около полудня было получено новое распоряжение: грузиться на миноносец «Цериго», который стоял против Графской пристани. На миноносец были перевезены частными лодками около 25 человек из состава команды бронепоезда «Генерал Алексеев». После этого миноносец «Цериго» был выведен на буксире на внешний рейд. Остальная часть команды бронепоезда «Генерал Алексеев», не успевшая погрузиться, прибегла к помощи частных лодок. Эти лодки вывозили чинов команды на внешний рейд, где их принимали на разные суда.
Тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита» прибыл 1 ноября в Керчь, прикрывая шедшую в арьергарде Донского корпуса бригаду под командой генерала Фицхелаурова. Так как не было разрешено взорвать боевой состав бронепоезда, то его материальная часть была приведена в негодность без взрыва. В ночь на 2 ноября 1920 года команда бронепоезда «Иоанн Калита» была погружена на «Маяк номер 5-ый». Бронепоезд «Дмитрий Донской» прибыл 2 ноября в Керчь, где уже находился бронепоезд «Волк». Команды этих двух бронепоездов сняли замки с орудий и испортили материальную часть на боевых площадках, после чего были погружены на суда.
Заключение
Прогремели последние выстрелы войны белых против красных. Ушли в Черное море пароходы с офицерами и солдатами Добровольческой армии. И на необъятных пространствах Юга России, вдоль всех железнодорожных линий остались могилы. Могилы тех, которые пали в неравной борьбе.
Их похоронили не одинаково. Одних хоронили торжественно: с отданием воинских почестей, с оркестром музыки, игравшим похоронный марш, с венками из цветов, в присутствии тысячной толпы. Других хоронили поспешно: на кладбище близ бараков для раненых и сыпно-тифозных больных, соблюдая только самый простой церковный обряд. А некоторых хоронили еще более торопливо, около семафора маленькой разбитой станции, под крестом, наскоро сколоченным из двух тонких досок.
И теперь, через пятьдесят лет, никто не придет к этим могилам. Никто не преклонит перед ними голову. Никто не принесет к ним цветов. Только песня ветра в мрачную ночь напомнит, может быть, о людях, которые были молоды и полны сил и которые отдали России самое дорогое, что у них было: свою жизнь.
Но остается еще невещественное и вечное. Со всей Единой России собрались Офицеры, чтобы по призыву Генерала Алексеева идти в бой Вперед за Родину. Им не суждено было дожить до победы. Но совершенные подвиги от этого не менее прекрасны. Ими создана неувядаемая слава.
Анд. Алек. Власов.
_________________
*) В порядке исключения начальные буквы имени и отчества капитана Д. Д. Иванова приведены потому, что на бронепоездах служили несколько его однофамильцев.
Http://www.salonnkrasoty.ru http://www.salonnkrasoty.ru основные способы лифтинга лица. salonnkrasoty.ru |
Похожие статьи:
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №111). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №112). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №110). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №109) – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №104). – Анд. Алекс. Власов
- Письма в Редакцию (№117)
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №105). – Анд. Алекс. Власов
- Список и организация бронепоездов Добровольческой и Донской Армий. – Анд. Алекс. Власов.
- О бронепоездах Добровольческой армии (продолжение, №108). – Анд. Алекс. Власов
Мне известно что мой дедушка Булыгин Михаил Гаврилович служил на бронепоезде №2. Прибыл в Грузию в 1920 году и так и остался жить и работать на инструментальном заводе.Сестра сказала что броненосец был отправлен с Красной Пресни. Мне очень интересно узнать историю бронепоезда №2. Спасибо что сохранили память об этих трагических временах. Дед до этого служил механиком на крейсере ” Три святителя”. Он умер когда я была маленькой и к тому времени из-за паралича не мог говорить. Спасибо !