Статьи из парижского журнала "Военная Быль" (1952-1974). Издавался Обще-Кадетским Объединением под редакцией А.А. Геринга
Saturday April 20th 2024

Номера журнала

О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №112). – Анд. Алекс. Власов



ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЯ

К середине октября 1920 года советскому командованию удалось сосредоточить для ре­шительного наступления в Северную Таврию и Крым силы численностью до 60.000 чел. пе­хоты и 25.000 чел. кавалерии, входившие в состав пяти армий: 4-ой, 6-ой, 13-ой, 1-ой кон­ной и 2-ой конной. Эти армии охватывали как бы полукругом фронт наших войск. У красных было тройное превосходство по чи­сленности над нашими войсками, которым пред­стояло последнее оборонительное сражение.

13 октября части советской 2-ой конной ар­мии начали переправу через Днепр у Нико­поля, примерно в 100 верстах к северо-западу от Мелитополя. 15 октября противник пере­шел в наступление по всему фронту. При этом части советской 1-ой конной армии были направлены от укрепленной позиции у Ка­ховки на юго-восток к станции Сальково, что­бы перерезать железнодорожное сообщение между Северной Таврией и Крымом и не до­пустить отхода в Крым главной массы наших войск.

Бронепоезд «Севастополец» отходил 15 октября на участке примерно в 15 верст от станции Чокрак до станции Пришиб, ведя бой с наступающими кавалерийскими и пехотны­ми частями красных. Ночью бронепоезд стоял на станции Пришиб, в 20 верстах к северу от узловой станции Федоровка. В это время на­чальник бронепоездной группы спешно вы­звал бронепоезд «Волк» на станцию Мели­тополь, в 20 примерно верстах к югу от стан­ции Федоровка.

16 октября продвижение неприятельских конных масс продолжалось. Мороз достиг 14 градусов ниже нуля, и густой туман за­труднял наблюдение. 16 октября днем броне­поезд «Севастополец» еще охранял эвакуа­цию станции Пришиб, а вечером был вызван в спешном порядке на станцию Федоровка. Пе­ред тем через эту станцию успел пройти на юг тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита», от­ходивший в трудных условиях, отстреливаясь от преследующего неприятеля, с восточного направления. В тот же день бронепоезд «Ге­нерал Алексеев», которому были переданы две орудийные бронеплощадки с тремя 3-дюймо­выми орудиями, получил приказание от ко­мандующего бронепоездной группой полков­ника Гадда о том, что бронепоезда «Генерал Алексеев», «Дроздовец» и «Иоанн Калита» назначаются для прикрытия наших отступаю­щих войск, для чего они должны занять по­зицию в районе станций Мелитополь и Акимовка. Между тем бронепоезда, еще находившиеся на фронте севернее, у станции Федоровка, пройдут оттуда непосредственно к на­шим позициям у станции Сальково, то есть на расстояние около 110 верст к югу. Броне­поезд «Волк» двигался утром 16 октября с частями Кубанского пластунского батальона к станции Ново-Алексеевка для ее охраны. Однако по прибытии на станцию Рыково, в 15 примерно верстах к северу от станции Ново-Алексеевка, были получены сведения, что у этой последней станции уже находится кон­ница красных. Путь между станциями Ры­ково и Ново-Алексеевка был взорван в не­скольких местах и загроможден сошедшими с рельс паровозами. Произведя разведку в эту сторону, бронепоезд «Волк» был принужден возвратиться на станцию Рыково. Вероятно, в тот же день отходил от станции Мелитополь в сторону станции Ново-Алексеевка тяжелый бронепоезд «Единая Россия». Боевой состав бронепоезда шел впереди жилого состава ре­зерва, который был оставлен на станции Ры­ково и простоял на ней три дня в ожидании починки пути. Бронепоезд «Единая Россия» вступил в бой с неприятелем. При этом был ранен командир дивизиона полковник Скопин.

17 октября части конницы красных заня­ли район станций Ново-Алексеевка и Саль­ково. Мороз еще усилился, дойдя до 20 гра­дусов ниже нуля, и это все более затрудня­ло отход наших войск. В ночь на 17 октяб­ря бронепоезд «Севастополец» находился на узловой станции Федоровка, еще примерно на 100 верст севернее района, в который уже проникла конница противника. Затем, отпра­вив вперед состав товарного поезда и захва­тив запасный паровоз, бронепоезд «Севасто­полец» двинулся по направлению к станции Мелитополь. По пути состав товарного поез­да был атакован конницей красных. Прибли­жавшийся бронепоезд «Севастополец» открыл огонь, неприятельская кавалерия рассеялась, бросив захваченных пленных, и движение к Мелитополю продолжалось. Утром 17 октяб­ря на станции Мелитополь находился броне­поезд «Генерал Алексеев», прикрывавший эва­куацию этой станции. Неприятельская кава­лерия, подошедшая к Мелитополю, была от­брошена огнем бронепоезда, который выехал к северным стрелкам станции. Затем броне­поезд «Генерал Алексеев» отошел к югу, в сторону разъезда Тащенак. Между тем подо­шедший с севера бронепоезд «Севастополец» остановился у северных стрелок станции Ме­литополь и открыл огонь по кавалерии про­тивника, которая в это время уже входила в город. Несколько интендантских поездных составов были отправлены на юг. Вслед за ними пошел бронепоезд «Солдат», находив­шийся на станции Мелитополь. Затем красные атаковали станцию, и бронепоезд «Сева­стополец» отошел с нее последним, расстре­ливая неприятеля из орудий «на картечь». В нескольких верстах южнее станции Мели­тополь бронепоезд «Солдат» столкнулся, по невыясненным причинам, с шедшим впереди него интендантским составом. Подойдя к мес­ту крушения, бронепоезд «Севастополец» вы­слал связь к бронепоезду «Солдат». Однако оказалось, что боевая часть этого бронепоез­да уже оставлена командой. Был замечен па­ровоз с несколькими вагонами, отходивший на юг от интендантского состава. Не было надежды на приход рабочего поезда, и не было возможности собственными средствами исправить и освободить путь. Поэтому коман­дир бронепоезда «Севастополец» приказал ко­манде взять с собой часть пулеметов и замки с орудий и прочих пулеметов и покинуть бо­евой состав. Команда подожгла бронепоезд и начала отступать пешим порядком. Вскоре команде бронепоезда «Севастополец» приш­лось отражать атаки кавалерии красных, ко­торая стремилась отрезать путь отхода. При отражении атак были убиты из состава ко­манды два нижних чина, ранены два офице­ра и четыре нижних чина. Несколько чело­век пропали без вести. Постепенно убывая в числе, команда бронепоезда «Севастополец» наконец остановилась у железнодорожной будки и здесь отбивалась от атакующей кава­лерии. Штабс-капитан Кийпле и один воль­ноопределяющийся поймали двух лошадей и на них отправились в тыл к ближайшему разъезду Тащенак для вызова помощи. Сто­явший на разъезде Тащенак, в 10 верстах к югу от станции Мелитополь, бронепоезд «Генерал Алексеев» немедленно двинулся на помощь команде бронепоезда «Севастополец». Открыв огонь, бронепоезд «Генерал Алексеев» отогнал неприятельскую конницу, погрузил команду бронепоезда «Севастополец» и доставил ее на станцию Акимовка, примерно в 25 верстах к югу от станции Мелитополь. В ближайшие дни команда бронепоезда «Севастополец» бы­ла отправлена на присоединение к своему ре­зерву на станцию Бельбек, близ Севастополя.

18 октября наши отходящие части генера­ла Абрамова подошли с севера к станции Ры­ково и Ново-Алексеевка, где атаковали непри­ятельскую кавалерию. Некоторые конные части красных были захвачены врасплох и отошли к западу, как бы открывая путь от­ступления в Крым для наших войск, вдоль линии железной дороги. В этот день броне­поезд «Генерал Алексеев» сначала стоял на позиции у станции Акимовка, около которой был сожжен мост, а затем двинулся в сто­рону станции Сокологорное, примерно на 25 верст к югу. На станциях Мелитополь и Акимовка было брошено много поездных со­ставов с разнообразным, весьма ценным гру­зом, в том числе орудиями, аэропланами, бое­выми припасами и продовольствием. Остав­ляемое имущество расхищалось местными жи­телями. У входного семафора станции Сокологорное стояло до десяти брошенных груже­ных поездных составов с холодными парово­зами. Станция не могла принять эти составы, как и находившийся там же легкий бронепо­езд «Дроздовец», и снабдить их всем необходи­мым для дальнейшего следования. Таким об­разом путь на юг для бронепоездов «Генерал Алексеев» и «Дроздовец» был закрыт. Бро­непоезд «Генерал Алексеев» занял позицию севернее последнего брошенного поездного со­става.

18 октября находившийся в тылу броне­поезд «Офицер» спешно отправился в распо­ряжение инспектора артиллерии 1-го корпуса на узловую станцию Джанкой. Боевая часть бронепоезда состояла в это время из одной бронеплощадки с двумя 3-дюймовыми орудия­ми, принадлежавшей прежде неприятель­скому бронепоезду «Товарищ Троцкий». На станции Джанкой бронепоезд «Офицер» по­лучил приказание установить связь с наши­ми бронепоездами, отходившими из Северной Таврии, и двинулся к станции Чонгар, в 35 верстах от Джанкоя.

19 октября наши войска продолжали мед­ленно отходить в Крым через позицию у станции Сальково. Бронепоезд «Генерал Алек­сеев» не мог продвигаться дальше на юг из-за забитых путей и оставался у станции Сокологорное, в 40 примерно верстах к северу от станции Сальково. Начальник Донской ка­зачьей дивизии, части которой находились в этот день близ станции Сокологорное, прика­зал бронепоезду удерживать эту станцию. В случае же отхода частей дивизии, команде бронепоезда надлежало немедленно покинуть боевой состав и взорвать его. Около 9 часов неприятельская кавалерия повела наступле­ние на станцию Сокологорное одновремен­но с трех сторон. Первые атаки красных бы­ли успешно отбиты совместными действиями бронепоезда «Генерал Алексеев» и частей Донской дивизии. Однако выяснилась угроза обхода противником, и около 15 часов нача­льник дивизии решил отступать и приказал команде оставить боевой состав бронепоезда Примерно в то время и боевой состав броне­поезда «Дроздовец» был оставлен своей ко­мандой, которая отступила пешим порядком. После того как боевой состав бронепоезда «Генерал Алексеев» был подожжен, его ко­манда с легкими пулеметами заняла позицию в поле к юго-западу от станции. Красные бы­стро заняли станцию Сокологорное и двину­лись в атаку на цепь команды бронепоезда. Неприятельская атака была отбита. Из со­става команды был убит подпрапорщик Долотин. При вторичной атаке красных на цепь команды бронепоезда, противник был отбро­шен частью нашей конницы, которая атако­вала его во фланг. Красные очистили стан­цию. После этого команда бронепоезда «Ге­нерал Алексеев» отошла к резерву Донской дивизии, в 3 верстах к югу от станции Соко­логорное, а к 23 часам дошла пешим поряд­ком, вместе с ранеными, до следующей малень­кой станции Юрицыно. Таким образом при отходе из Северной Таврии погибли четыре наших бронепоезда: «Севастополец», «Сол­дат», «Генерал Алексеев» и «Дроздовец».

19 октября в 9 часов утра бронепоезд «Офицер» оставил свой резерв на станции Чонгар и двинулся на север. На станции Саль­ково бронепоезд получил от начальника 7-ой дивизии генерала Канцерова приказание от­правиться дальше на станцию Ново-Алексеевка и прекратить происходившие там гра­бежи эшелонов, брошенных во время недав­него налета советской конницы. Со станции Ново-Алексеевка бронепоезд «Офицер» вос­становил связь с остановившимися в двух вер­стах к северу от этой станции нашими бро­непоездами, отошедшими с севера. Около по­врежденного участка пути стояли легкие бро­непоезда «Дмитрий Донской» и «Волк» и тя­желые бронепоезда «Единая Россия» и «Иоанн Калита». Починка пути еще не была закон­чена. К вечеру бронепоезд «Офицер» воз­вратился на станцию Чонгар, вывезя холод­ный бронепаровоз, который был обнаружен на станции Ново-Алексеевка.

В течение дня 20 октября к Сальковской позиции подошли с севера отступавшие по­следними части 1-ой армии генерала Кутепова. Вечером Сальковская позиция была занята частями Дроздовской дивизии. В этот день отступавшая походным порядком команда бро­непоезда «Генерал Алексеев» двинулась со станции Юрицыно в сторону станции Рыково, находящейся примерно в 15 верстах от станции Ново-Алексеевка. По пути была ре­квизирована подвода, на которую были поме­щены раненые, а также сложены пулеметы, боевые припасы и небольшой запас продо­вольствия. При подходе к станции Рыково оказалось, что станция атакована с запада частями советской кавалерии. Так как путь в этом направлении был отрезан, было ре­шено отходить к станции Сальково другим путем. Команда бронепоезда «Генерал Алек­сеев» отошла от железнодорожного полотна и направилась на юго-восток. Со станции Ры­ково проехали в том же направлении одно орудие и несколько грузовых автомобилей.

Пехотных частей не было видно. Близ хуто­ра Ларино команда бронепоезда «Генерал Алек­сеев» была настигнута отрядом советской ка­валерии численностью около 100 всадников. Рассыпавшись в цепь, команда бронепоезда отбила атаку красных. При этом был убит один вольноопределяющийся и ранен один офицер бронепоезда. В новой атаке неприя­тельской кавалерии приняли участие не мень­ше 500 всадников. Цепь команды бронепоез­да продолжала, отстреливаясь, отходить, к ху­тору, чтобы занять стрелковую позицию за земляным валом, который окружал хутор. Однако близ хутора оказался стрелковый окоп для стрельбы стоя, длиною примерно в 30 са­жен. Он более отвечал требованиям обста­новки и был немедленно занят командой бро­непоезда «Генерал Алексеев». Подвода, со­провождавшая при отходе команду бронепо­езда, доехала до хутора. Во время последо­вавшего затем боя эта подвода была захваче­на красными, но наши раненые скрылись на хуторе. Красные заняли хутор, окружили окоп, подвезли тачанки с пулеметами и по­шли в атаку. Из-за стога соломы, находивше­гося у левого фланга окопа, было брошено несколько ручных гранат, но они не причи­нили вреда. Первая атака красных и несколь­ко следующих атак были отбиты с больши­ми потерями для неприятеля. Около полуд­ня противник подвез два орудия. Однако артиллерийский огонь неприятеля был мало действителен. Советская кавалерия оставалась близко к окопу, и орудия поэтому стреляли больше по тылу. В цепи команды бронепоез­да стал ощущаться большой недостаток пат­ронов. Было приказано стрелять по красным только на дистанцию не свыше 150 шагов, чтобы поражать их без промаха. Оборони­тельный бой у окопа продолжался с 10 ча­сов до 15 часов. Атаки красных следовали одна за другой, и положение представлялось без­надежным. Были ранены два офицера. Вне­запно правый фланг красных был атакован отрядом нашей кавалерии численностью до 150 всадников. Красные, понесшие большие по­тери от стрельбы цепи команды бронепоез­да, особенно в конском составе, поспешно от­ступили по направлению к станции Рыково. Во время одной из последних неприятельских атак сосредоточенным огнем из нашего око­па были подбиты пулеметчики и лошади двух пулеметных тачанок красных. Эти тачанки были захвачены командой бронепоезда, при чем оказалось, что на каждой тачанке был исправный пулемет системы Максима и бое­вые припасы. Вместо убитых нами лошадей были запряжены лошади, бродившие без всад­ников по полю боя. Погрузив раненых на та­чанки, команда бронепоезда «Генерал Алек­сеев» продолжала свой отход в южном на­правлении и вскоре влилась в общую колон­ну наших войсковых частей, отступавших на Сальково. Не удалось узнать, к какой части принадлежала наша кавалерия, оказавшая содействие команде бронепоезда и атаковав­шая красных. После поспешного отступления красных отряд нашей конницы тотчас же отошел в направлении на станцию Ново-Алек­сеевка.

В тот же день 20 октября состав резерва бронепоезда «Единая Россия» стоял на стан­ции Рыково, где также стоял состав штаба Донского корпуса. С частью команды броне­поезда, бывшей в составе резерва, находился штабс-капитан Леонов. Ввиду тревожного по­ложения, он отправился в штаб Донского кор­пуса и обнаружил, что в вагонах состава больше никого нет. На запрос на станцию Ново-Алексеевка о том, есть ли надежда, что оттуда пришлют паровоз, был получен утвер­дительный ответ. Штабс-капитан Леонов при­казал чинам команды бронепоезда, числом около 40 чел., собраться в случае тревоги у офицерского вагона и заранее выдал им пат­роны. Утром к станции Рыково подошли бро­неавтомобили красных, вооруженные легки­ми орудиями. За ними показалась советская конница, и начался обстрел станции. Тем вре­менем со стороны станции Ново-Алексеевка подошел на станцию Рыково паровоз. Его гражданский механик подъехал к пустому со­ставу штаба Донского корпуса. Кто-то при­цепил этот состав к паровозу, в то время как состав резерва бронепоезда «Единая Россия» стоял на другом пути. Обстрел стан­ции усиливался. Механик дал полный ход и уехал с прицепленным составом, а состав резерва бронепоезда «Единая Россия» остал­ся без паровоза на станции. Команда броне­поезда собралась у офицерского вагона. Штабс-капитан Леонов приказал ей рассыпаться в цепь, и начался отход в направлении стан­ции Ново-Алексеевка. При этом несколько чинов команды были ранены, однако все бла­гополучно дошли до станции Ново-Алексеевка.

В 9 часов 20 октября бронепоезд «Офицер» выдвинулся на станцию Сальково, а оттуда прошел на станцию Ново-Алексеевка, пример­но на 5 верст севернее, чтобы вывезти находив­шийся там огнесклад. В это время красные, открыв артиллерийский огонь по станции, пе­решли в наступление с целью отрезать еще находившиеся там бронепоезда «Офицер», «Дмитрий Донской», «Иоанн Калита» и «Единая Россия». Ввиду обозначившегося южнее обхода, начальник штаба Корниловской дивизии приказал нашим бронепоездам оставить станцию Ново-Алексеевка и отхо­дить к Сальковской позиции. До 20 часов бронепоезд «Офицер» вел бой у станции Сальково с батареями, конницей и пехотой противника, расстреливая красных пулемет­ным и картечным огнем. К ночи красные были оттеснены от укрепленной позиции, по­неся большие потери от огня наших легких и тяжелых бронепоездов. Находившийся на­кануне в том же районе бронепоезд «Волк».отправился на станцию Джанкой для спеш­ного ремонта, ввиду порчи труб в котле па­ровоза. Между тем команда бронепоезда «Грозный» продолжала оставаться в Сева­стополе. После долгого ожидания были по­лучены две боевые площадки: одна площад­ка с 6-дюймовым орудием, принадлежавшая раньше советскому бронепоезду «Атаман Чуркин», и одна площадка с 5-дюймовым анг­лийским орудием. Эти боевые площадки бы­ли поставлены на завод для ремонта, но ре­монт еще не был закончен к тому времени, когда произошло оставление Севастополя.

В ночь на 21 октября бронепоезд «Офицер» находился на станции Чонгар в распоряже­нии инспектора артиллерии 1-ой армии гене­рала Репьева. От начальника штаба Дроздовской дивизии бронепоезд получил приказа­ние удерживать станцию Джимбулук, в 5 вер­стах к северу от станции Чонгар, совместно с нашей пехотой,, которая должна была за­нимать Джимбулукскую позицию до следую­щего вечера. Однако около 2 часов наши пе­хотные части оставили окопы и стали по­спешно отходить к Сивашскому мосту. Ввиду серьезности положения, наше командование поручило бронепоездам задержаться на стан­ции Чонгар до полудня, пока отойдут все части и обозы и будет подготовлено все не­обходимое для взрыва Сивашских мостов. На рассвете бронепоезд «Офицер» произвел вне­запное нападение на станцию Джимбулук, уже занятую красными. Бронепоезд вступил в бой с неприятельской батареей, которая от­крыла по нему стрельбу картечью. Разрыва­ми был испорчен путь и некоторые части в паровозе. Отстреливаясь в упор, бронепоезд «Офицер» благополучно отошел на станцию Чонгар. На этой станции испорченный паро­воз был заменен исправным. По приказанию начальника группы бронепоездов полковни­ка Скопина, бронепоезд «Офицер» вышел по­сле этого вперед и занял позицию севернее станции Чонгар. В течение дня бронепоезд «Офицер» отгонял огнем приближавшиеся разъезды противника. За это время на стан­ции Чонгар были погружены 8-дюймовые сна­ряды, которые были оставлены тяжелым бро­непоездом «Москва» 16 октября, во время его отхода в Крым. Около 20 часов бронепоезд «Офицер» отошел без давления противника и согласно полученному приказанию на Сивашскую дамбу. После этого был взорван Сивашский мост. Вечером бронепоезд прибыл на станцию Таганаш, примерно в 20 верстах к северу от узловой станции Джанкой. На станции Таганаш находился резерв бронепо­езда, вышедший минувшей ночью последним эшелоном вместе со штабом генерала Туркула со станции Чонгар. До 15 часов состав резерва оставался на станции Сиваш перед мостом, ввиду порчи паровоза.

22 октября бронепоезд «Офицер» был от­правлен на станцию Симферополь, где оста­вался несколько дней и получил одну небро­нированную боевую площадку с 75-милиметроеым орудием. Легкий бронепоезд «Волк» от­правился 24 октября по приказанию началь­ника бронепоездных дивизионов на станцию Керчь, в распоряжение коменданта крепости.

(Окончание следует)

Анд. Алекс. Власов

© ВОЕННАЯ БЫЛЬ

Добавить отзыв