18 февраля 1855 года, в самый разгар кровавой борьбы на бастионах Севастополя, сто лет тому назад, в Зимнем Дворце в С. Петербурге скончался Император Николай Павлович.
Во все времена существования самодержавной монархии в России правившие на престоле русские Цари и Царицы, Императрицы и Императоры являлись Главами Государства и были в то же время Верховными Вождями вооруженных сил нашей отчизны.
С тех пор как Державный Преобразователь русской земли, Петр Великий, — «сей шкипер славный, кем наша двигнулась земля, кто придал мощно бег державный корме родного корабля», — положил основание русскому военному флоту, видя в нем новый оплот страны и надежного защитника окна в Европу, купленного дорогою ценою многолетних усилий и русской кровью, — российский Императорский флот возглавлялся своим Державным Вождем, правящим на престоле Императором или правящей Императрицей.
В каком же состоянии нашел Император Николай Павлович русский военный флот и Морское Ведомство в день своего восшествия на престол 14 декабря 1825 года? Какое наследие получил Всероссийский Самодержец в том, что касалось военно-морских вооруженных сил государства.
Чтобы ответить на этот вопрос, я позволю себе посредством краткого, беглого обзора воссоздать представление о состоянии русского военного флота, его личного состава и Морского Ведомства в течение предыдущих царствований, в том виде в каком его преподносят нам летописцы и бытописатели.
Император Александр I не разделял взгляда своего великого пращура Петра I, собственноручно начертавшего в предисловии к Морскому Уставу: «Была убо Россия в древния времена мужественна и храбра, но не довольно вооружена… И как политическая пословица сказует о государях, морского флота не имеющих, что те токмо одну руку имеют, а имеющие флот — обе».
Придавая флоту не меньшее значение, чем наземным вооруженным силам в укреплении российского потентата, Петр Великий за одно только десятилетие своего царствования в три раза увеличил бюджет Морского Ведомства, создав к концу первой четверти XVIII века флот из ста кораблей. Для подготовки личного состава флота он основал Навигацкую школу в Москве и Морскую Академию в С. Петербурге. Наиболее образованных и способных своих офицеров он посылал заграницу для обучения искусству кораблевождения и корабельному мастерству, сам им обучался и, учредив Адмиралтейств-Коллегию, сам руководил ею.
Начиная с победы под Азовом, открывшей русским доступ к Черному морю, русский военный флот к началу царствования Императора
Александра I уже проделал славный исторический путь.
Гангутская победа принудила Швецию заключить Ништадтский мир, вернувший России искони принадлежавшие ей земли Лифляндии, Эстонии, Ингрии, части Карелии и Финляндии. Каспийская флотилия присоединила к России такие порты как Дербент и Баку и провинции Гилянскую, Мазандеранскую и Астрабадскую.
В последующие за Петром Великим царствования рост, развитие и строительство военно-морских вооруженных сил шло значительно медленнее. Однако это не помешало тому, чтобы русские корабли под Очаковым принудили турецкий флот отойти к Константинополю; чтобы русский флот во время Семилетней войны помог своим наземным силам взять прусскую крепость Кольберг; чтобы русская эскадра показала чудеса храбрости в Средиземном море; чтобы она одержала блестящие победы при Чесме и Патрасе; чтобы заново созданный при Императрице Екатерине Великой Черноморский флот утвердил за Россией незыблемое господство над Крымом, кавказским побережьем и Новороссией и, одерживая победу за победой, сделался полновластным хозяином на старинном, теплом Русском море.
Императрица Екатерина Великая в указе об учреждении «Морской Российских флотов и Адмиралтейского правления комиссии для приведения флота к обороне государства в настоящий, добрый порядок», писала: «Что флотская служба знатна и хороша, то всем известно, но насупротив того столь же вредна и опасна, почему более милость нашу и попечение заслуживает».
Благодаря выросшему могуществу своего флота во время царствования Императрицы Екатерины II, Россия получила возможность в конце XVIII века продиктовать наиболее сильным в ту пору морским державам — Англии, Франции и Испании «Правила для освобождения морской торговли от притеснения». Для поддержания этих правил, а также для покровительства чести Российского флага и безопасности русских торговых кораблей против кого бы то ни было в этих правилах предупреждалось, что «Россия повелит выступить в море значительной части своих морских сил».
Командный состав флота стал пополняться более способными, даровитыми, талантливыми и образованными моряками, а о матросах британец Травенин, служивший в ту пору в русском флоте, писал: «Нельзя желать лучших людей, ибо неловкие, неуклюжие мужики под вражескими выстрелами скоро превращались в смышленых, стойких и бодрых воинов».
В начале своего царствования Император Александр I наметил ряд преобразований государственного управления. Среди других министерств было создано и министерство военно-морских сил. Во главе его стал образованный и способный адмирал Ник. Сем. Мордвинов. Через три месяца этот уважаемый в морской среде адмирал был заменен контр-адмиралом Пав. Вас. Чичаговым, выдвинувшимся на столь значительный пост из сухопутных поручиков благодаря протекции. Его современник, знаменитый мореплаватель и замечательный адмирал Вас. Мих. Головнин оставил нам воспоминания в своих заметках об эпохе управления морским министерством Чичагова: «Подражая слепо британцам и вводя нелепые новизны, мечтал, что кладет основной камень величию русского флота… Испортив все, что оставалось во флоте, и наскучив верховной власти наглостью и расточением казны, удалился, поселив презрение к флоту в оной и чувство глубокого огорчения в моряках».
На пост морского министра был назначен маркиз де Траверсе, — француз, оставивший скверную память о своем непродолжительном командовании Черноморским флотом. Он сумел, однако, снискать расположение влиятельных особ, и в том числе всесильного графа Аракчеева, своим веселым нравом, изысканностью манер и умением ладить с сильными мира сего.
Слушая постоянные жалобы о безотрадном положении дел в Морском Ведомстве, Император Александр I повелел учредить особый «Комитет образования флота», которому повелено было обращаться лично к нему «во всех мерах, каковые токмо нужным почтено будет принять к извлечению флота из настоящого мнимаго его существования и к приведению онаго в подлинное бытие».
Во главе этого комитета был поставлен граф А. Р. Воронцов, — англоман по убеждениям, относившийся с недоверием к русским морякам, писавший в докладной записке на Высочайшее имя: «По многим причинам, физическим и локальным, России нельзя быть в числе первенствующих морских держав, да и в том ни надобности, ни пользы не предвидится… Довольно, если морские силы наши будут устроены на двух только предметах: обережение берегов и гаваней наших на Черном море, имея там силы соразмерные турецким, и достаточный флот на Балтийском море, чтобы в оном господствовать. Посылка наших эскадр в Средиземное море и другие экспедиции стоили государству много, делали несколько блеску, а пользы никакой».
Как видно, этот сановник, приближенный к Государю, осуждал стремления Императора Петра Великого и Императрицы Екатерины Великой поставить Россию в число первенствующих морских держав. Император Александр I по существу таких мудрых рассуждений своего сановника неудовольствия не выражал, ибо сам придерживался такого же мнения по этому вопросу.
После ряда войн, нашествия Наполеона, разорения, пожара Москвы, огромных построек, предпринятых Государем, государственная казна нуждалась в средствах, морской министр маркиз де Траверсе, пользовавшийся расположением и дружбой Императора Александра I, сокращал кредиты на флот. В 1817 году начались продажи кораблей за границу. В 1818 году были проданы Испании последние годные фрегаты. В портах господствовал невообразимый беспорядок и чинились вопиющие злоупотребления. Адмирал Д. Н. Сенявин, победитель турок и французов, славный флотоводец, не только талантливый моряк, но и непревзойденный моряк-дипломат, подвергся жестокой опале и в течение 13 лет влачил жалкое, убогое существование.
Содержание офицерского личного состава было скудное. Офицеры и команды терпели нужду. Обыкновенно, обер-офицеры жили по несколько человек, иногда по 10 вместе. Даже холостые адмиралы имели одну общую квартиру на несколько человек. Такой была, например известная в ту пору в Кронштадте квартира адмиралов четырех братьев Быченских. Казенные квартиры были все заняты портовыми чиновниками. Деньги, заработанные на берегу командами на вольных работах, попадали также в руки чиновников. Пища на берегу была плохая. Все поправлялись в плавании, но дальние плавания были редки. Плавали больше по Финскому заливу, по пресноводной «Маркизовой луже».
Вот печальная действительность того, что представлял собою флот и Морское Ведомство к моменту вступления на престол Императора Николая Павловича.
Не удивительно, поэтому, что одним из первых мероприятий молодого Государя было повеление о создании комитета для «Образования флота». Да, именно для образования флота, ибо флота уже не было!
По точным словам указа это звучало так: «Дабы извлечь наши морские силы из забвения и ничтожества, в которых они прозябали в последнее время…»
В этот комитет, под председательством адмирала фон Моллера, вошел призванный на службу с производством в чин адмирала и с пожалованием звания генерал-адъютанта Е. В., вице-адмирал Д. Н. Сенявин, находившийся в отставке с 1813 года, также вице-адмиралы Пустошкин и Грейг, контр-адмирал Рожнов, капитан-командоры Крузенштерн и Беллингсгаузен и кап. I ранга Лазарев. Комитет этот, работая под неустанным бдительным наблюдением самого Императора Николая Павловича и при постоянной его поддержке, положил начало по приведению в порядок дел Морского Ведомства, подготовке нового .судостроения и выдвижению лучших морских офицеров на ответственные места.
Административная, учебная и ученая деятельности, возрождение морских сил назначаемые деятели, преобразование морских учебных заведений и морского министерства, перемены в управлении Черноморским флотом, судовой состав флота и судостроение, морская артиллерия, морские команды и довольствие морских чинов, порты, портовые управления, постройки и сооружения, гидрография и экспедиции, морское законодательство, частное судостроение и мореплавание и т. п., — все было пересмотрено, преобразовано и во многом воссоздано работой этого комитета.
В 1827 году во главе флота и Морского Ведомства был поставлен Светлейший князь А. С. Меньшиков. Нельзя сказать, чтобы это назначение было особенно удачным. Меньшиков был приближен Императором Александром I, оценившим его острый ум и работоспособность, и стал его постоянным спутником на всех конгрессах и в бесконечных путешествиях. Соперничая с графом Аракчеевым за влияние на Императора, он потерпел поражение. По-видимому, в качестве почетной ссылки ему было предложено командование Черноморским флотом, но он уклонился и вскоре, выйдя в отставку, удалился к себе в деревню. Воспользовавшись соседством по имению с образованнейшим морским офицером А. Я. Глотовым, автором нескольких руководств по морской практике, Меньшиков, будучи сухопутным офицером, предпринял изучение морского дела.
Таким образом князь Меньшиков являлся моряком-дилетантом, не пройдя школы суровой морской службы.
Невзирая на это, в самых первых, относящихся до флота распоряжениях молодого Государя, моряки увидели занимающуюся новую зарю предстоящей им лучшей будущности. Осуществлявшееся возрождение флота явилось повторением совершенного Екатериной Великой, с той лишь разницей, что исполнителями первого были зачастую чужестранцы, преимущественно британцы, а исполнителями совершавшегося были русские моряки, проявившие свои выдающиеся способности в битвах и отдаленных, опасных плаваниях.
В числе таких моряков был и замечательный деятель прошедшего царствования, вице-адмирал Д. Н. Сенявин; производство его в адмиралы с пожалованием звания генерал-адъютанта и назначением командующим Балтийским флотом произвели на флоте самое отрадное впечатление. Затем получили видные назначения граф Л. П. Гейден, Ф. “Ф. Беллингсгаузен, И. Ф. Крузенштерн, В. М. Головнин, Рикорд и многие другие, справедливо пользовавшиеся заслуженным общим уважением морских офицеров.
Под начальством этих лиц выступили младшие их по службе отличные моряки, образовавшиеся в тех же плаваниях; в числе их был незабвенный М. П. Лазарев, блестящая и полезная для флота служба которого с первых годов вступления на престол Императора Николая Павловича продолжалась почти все время его царствования, образовав достойных сотрудников: Нахимова, Корнилова, Истомина, Новосильского, Бутакова, Путятина, Унковского и многих других. Одновременно с ними выдвинулись: знаменитый ученый моряк Ф. П. Литке, гидрограф Рейнеке и другие.
Сознавая важность значения для флота учебного заведения, Морского кадетского корпуса, этого питомника и рассадника будущих моряков, Государь, обратил на него свое особенное внимание. В первые же дни по вступлении своем на престол им собственноручно была написана инструкция для воспитанников и воспитателей.
Заботы Государя о корпусе были во многих отношениях замечательными. За время своего 30-летнего царствования он посетил корпус 97 раз. Не было мелочей, не было хозяйственных забот, в которые он не вдавался бы и по которым не давал бы своих указаний.
Так же обстояло дело и в управлении флотом и Морским Ведомством, на формировавшихся в ту пору отрядах, дивизиях и эскадрах.
На флоте закипела крупная, плодотворная созидательная работа.
Капитан Кроуфорд, морской офицер британского королевского флота, присутствовавший в 1836 году на маневрах русского Балтийского флота, оставил нам свой отзыв о впечатлении, произведенном на него русским Императором.
«…Проходя мимо кораблей, Император сам давал разъяснения о каждом корабле, деталях его постройки и т. д.
Видимо, он был сведущ во всех отношениях до каждого судна, что служит доказательством его бдительности и того участия, с которым он следит за их пригодностью к службе.
Сравнительное превосходство этих кораблей над большинством тех, которые я видел в Средиземном море в 1828-1829 годах, внушило мне высокое мнение об успехах, достигнутых русским флотом в столь короткое время…»
8-го августа 1831 года внимание Государя к флоту и морякам выразилось пожалованием своему сыну Великому Князю Константину Николаевичу звания Генерал-Адмирала, которое оставалось незамещенным по смерти Императора Павла Петровича, назначенного в Генерал-Адмиралы в начале царствования Императрицы Екатерины II и сохранившего это звание и по вступлении на престол.
Вскорости состоялось назначение воспитателем к юному Генерал-Адмиралу образованного, ученого моряка Ф. П. Литке.
На все эти неустанные, непрерывные заботы своего Верховного Вождя флот ответил следующим образом :
Уже в 1827 году, всего два года спустя после пробуждения от сна александровской эпохи, Балтийский флот выделил эскадру посетившую Портсмут под флагом самого Д. Н. Сенявина, где она произвела отличное впечатление. Часть же этой эскадры под флагом контр-адмирала графа Л. П. Гейдена пошла в Средиземное море и, совместно с союзными британской и французской эскадрами, уничтожила турецкий флот в Наварине, заслужив вечную славу русскому флоту.
В продолжение двух лет после Наваринского сражения, эскадра графа Гейдена блистательно несла тяжелую службу блокады Дарданелл в течение всего времени войны с Турцией 18281829 годов.
В Черном море, где Главным Командиром состоял вице-адмирал А. С. Грейг, в ожидании войны была в краткий срок приведена в боевую готовность эскадра из 9 кораблей, 5 фрегатов и 17 более мелких судов. Эта эскадра принудила турецкий флот пребывать пассивным и почти не выходить из проливов.
Славными делами ответил флот, считавшийся при Александра I «мнимым», увидев снова флаги своих адмиралов Сенявина, Грейга, Гейдена и ободренный глубоким пониманием и постоянной близостью своего Верховного Вождя, проведшего на корабле полтора месяца во время осады Варны.
В истории русского военного флота вечно памятны будут Анапа и Варна, Инада, Сизополь, Пендераклия, Месемврия, Ахиоло, Мидия, Бургас, блокада Браилова, взятие совместно с армией Силистрии, как вечно памятен будет непревзойденный подвиг брига «Меркурий» под командой капитан-лейтенанта Казарского.
В 1833 году контр-адмирал М. П. Лазарев повел русскую эскадру в Константинополь, на помощь турецкому султану, терпевшему поражение за поражением от своего восставшего вассала, — египетского паши Мехмеда-Али. Прибытие русской эскадры в турецкие воды и высаженный на Босфоре 14.000-ый десантный корпус войск, а также дипломатические успехи адмирала Лазарева, привели к прекращению распри. Россия же приобрела многие выгоды по заключенному в ту пору Ункиар-Эскалисийскому трактату.
В 1834 году адмирал Лазарев, назначенный на должность Главного Командира Черноморского флота, приступил к своей замечательной деятельности по реорганизации флота, портов и адмиралтейств. Попутно с этим осуществлялась боевая подготовка флота и воспитание личного состава. Что касается боевой подготовки, ей способствовали непрекращавшиеся боевые действия при покорении Кавказа, когда корабли Черноморского флота круглый год несли тяжелую службу блокады кавказского побережья, осуществляя перевозки снабжения армии, высадки десантных войск и бомбардировки береговых укреплений.
В 1850 году молодой морской офицер Ген. Ив. Невельской, преодолев небывалые затруднения, поднял русский флаг на правом берегу реки Амур и основал военный пост, назвав его «Николаевск». Присоединение Амурского края к России было последствием смелых и разумных действий этого выдающегося моряка.
Император Николай Павлович достижения Невельского определил словами: «Россия никогда не забудет его услуг».
В 1853 году, 18 ноября прогремели звуки победных выстрелов Синопа, где ученик адмирала Лазарева, Павел Степанович Нахимов с вверенной ему эскадрой разбил и уничтожил турецкий флот.
В течение всего своего царствования руководителем военного воспитания в ту пору был сам Император Николай Павлович.
Он первый подавал пример самоотверженного служения нашей Родине России, постоянно, с поразительными силой убеждения и достоинством поддерживая величие русского имени и честь русского флага.
Когда разразилась тяжелая Крымская война и моряки принуждены были отстаивать на бастионах Севастополя и в далеком Петропавловске натиск врага, они всюду доблестно сражались, защищая родные твердыни на суше.
Оценка действий моряков под Севастополем была сделана Императором Николаем Павловичем в следующем письме к Главнокомандующему Светлейшему князю А. С. Меньшикову: «…Меня счастливит геройская стойкость наших несравненных моряков, неустрашимых защитников Севастополя. Господь воздаст им за все их доблестные подвиги, которым и примера еще не было. Я счастлив, зная своих моряков-черноморцев с 1828 года, быв тогда очевидцем, что им никогда и ничего нет невозможного. Был уверен, что несравненные молодцы вновь себя покажут, какими были всегда на море и на суше. Скажи им всем, что их старый знакомый, всегда их уважавший, ими гордится и всех отечески благодарит, как своих дорогих, любезных детей…»
Будем же надеяться и верить, что новые поколения русских моряков, отвергнув бессовестную, несправедливую оценку, воздадут по заслугам должное Всероссийскому Самодержцу, Воссоздателю наших морских сил, русскому Императору Верховному Вождю славного Императорского флота.
Составил Н. С. Чириков
Похожие статьи:
- №119 Ноябрь 1972 г.
- Адмирал Сенявин. – В. К. Пилкин
- Хроника «Военной Были» ( № 125)
- Рота Его Высочества Морского Наследника Цесаревича кадетского корпуса. – Б. А. Щепинский
- Форма одежды чинов флота в царствование императора Александра I. – Юрий Солодков.
- Иван Константинович Айвазовский. – Г. фон Гельмерсен
- Николаевская Морская Академия и ее профессора. – А. С. Крапивин
- Письма в Редакцию (№ 125)
- Капитан 1 ранга Владимир Иванович Семенов (1867-1910). – Г. Усаров