Начало музею Первого кадетского корпуса в том виде, в каком он представляется по архивным данным, было положено в управление корпусом Графа Ангальт в звании генерал-директора.
Музеем, вообще в те времена было принято называть такое помещение, где обстановка и род занятий вводили в общение с музами.
Возможно, что еще при основании корпуса первым директором его Графом Минихом было положено ему начало в виде естественно-исторического музея при корпусе.
При Ангальте музеем служила обширная зала, где кадеты, преимущественно старших возрастов, в часы досуга могли получать духовное удовлетворение, предаваясь чтению, письму, рисованию и даже личному творчеству. Тогда эта зала носила название «Рекреационной залы». Подробное описание ее вошло во 2-ую часть сборника, изданного под названием «La muraille parlante» и «La salle de recréatin.»
Эти книжечки были переплетены в прочный кожаный переплет с золотым тиснением на верхней крышке. Каждому выпускному кадету выдавались эти книжки на память с трогательным предисловием от имени и за подписью графа Ангальта.
В первой части собраны все надписи, рисунки и гладко оштукатуренные стены, окружавшие корпусный сад (парк), а вторая заключала описание предметов и надписей на стенах вышеупомянутой Рекреационной залы, что являлось как бы продолжением «Говорящей стены».
Среди предметов, наполнявших эту залу, прежде всего бросалось в глаза обилие книг, содержавших в себе лучшие произведения древних классиков, современных писателей, конечно, с произведениями французских энциклопедистов ХVІІІ-го века во главе. Огромные фолианты этих книг поочередно выкладывались на столы, и особыми цепями прикреплялись к ним. Не забыта была и Библия, но был и Коран. Русские писатели также имелись и среди них бывшие кадеты Первого корпуса: Сумароков, Херасков, Озеров. Все книги помещались в больших стенных шкафов. Наверху шкафов и на тумбах были расставлены: земной глобус, глобус звездного неба, бюсты великих людей древности (Цицерон, Сократ и др.) и современных писателей (Вольтер, Руссо и др.). Затем также были расставлены и развешены модели по военному искусству (фортификационные, артиллерийские).
В этой зале кадеты, в часы досуга, занимались чтением с выпискою тех мест, которые останавливали их внимание. Затем, занимались черчением, рисованием, резьбою и т. п. Лучшие работы выставлялись в этой зале, как образцы. Некоторые из них сохранились до последних дней нашего времени, как интересные художественные предметы. Все, кто бывал в музее, помнят художественной работы резьбу из слоновой кости в сочетании с черным деревом (Триумфальная арка, беседка античного стиля, модель языческого храма, фонтан внутри беседки и т. п.)
В последние годы ХVІІІ-го столетия и в первые ХІХ-го, когда государственный режим резко повернул в сторону от влияния западных идей, приведших Францию к революции, в корпус был назначен директором М. И. Голенищев- Кутузов (будущий герой 1812 года). При нем в корпусе пошли новые порядки, в результате чего все надписи на стенах были тщательно закрашены, все книги, порождавшие, как тогда выражались, — вольнодумство, были убраны в шкафы и заперты и Рекреационная зала получила иной характер. Она обратилась в музей наглядных учебных пособий. Тут кадеты работали преимущественно над вычерчиванием то- пографичемких планов, артиллерийских и фортификационных чертежей. От этого времени остались огромные папки с образцово исполненными чертежами в акварельной раскраске.
От Ангальтовской эпохи сохранилось более 350, в большинстве объемистых, томов в прочных кожаных переплетах с кадетскими рукописями, в виде различных выписок, поденных записей, собственных произведений и т. п. Каждая категория этих книг начиналась предисловием, собственноручно вписанным графом Ангальтом. Из этой коллекции наибольшее количество (247) и при том наиболее объемистых томов представляло собрание под общим названием, аналогичным с названием известной сказки «Тысяча и одна ночь» — «Mille et une nuit». Каждый том представлял собой собранние работ за целую неделю. Чтобы осуществить намеченную программу, потребовалось бы около 20 лет, но с неожиданным уходом графа Ангальта ушла душа задуманного им дела и эти занятия прекратились. Томы составлялись таким образом: в Рекреационном зале стояло несколько черных досок. На них кадеты старшего и военного возрастов выписывали все, что при чтении останавливало их внимание или своею художественностью или глубиной мысли, а также и из слышанного в речах и поучениях воспитателей и наставников. Одно и тоже записывалось на трех языках (русском, французском и немецком), конечно, кроме поэтических произведений в стихотворной форме. Эти записи под соответствующей датой ежедневно переносились в листки однообразной величины и все собранное за неделю переплеталось в особый том, который озаглавливался номером очередной недели. На первых страницах первого тома графом Ангальтом были написаны два предисловия: для первого тома и для последнего, то есть, для «Тысячи первой недели». Наряду с накапливанием томов этого сборника, стали возникать все новые и новые томы и томики под различными другими названиями, например: «Годовщины выдающихся мировых событий», «Восточные сказки», «Автобиографии трех кадет», «Письма с Елисейских полей», что по характеру содержания вернее было бы перевести (с французского) «Письма с того света» и друг. Между прочим, была серия «Черных книг» (и внешность они имели сплошь черную). В них заключалось не что иное, как обыкновенное списывание статей ради практики. В предисловии говорилось, что для иных кадет, заслуживших наказание за лень или дурное поведение, полезно часочек- другой посидеть на месте за подобной полезной работой. Каждая работа подписывалась фамилией кадета, писавшего ее. У многих работ там, где должна быть подпись, оказались утолки оторванными. По-видимому, иным не хотелось увековечивать свое имя в «Черных книгах». В числе сохранившихся подписей очень часто повторялись имя и фамилия ПЕРСКОГО. Впоследствии, в царствование Императора Николая 1-го, этот ПЕРСКИЙ был директором Первого корпуса, отмеченный историей, как выдающийся.
Кроме вышеприведенных книг с кадетскими рукописями, был сборник речей графа Ангаль- та под названием «LES DEJEUNERS», то есть «Завтраки». В предисловии автор поясняет, что эти речи таким именем окрестили кадеты, потому что они произносились перед завтраком, когда было не до речей, а хотелось есть. Был также сборник поучений законоучителя.
Вся музейная библиотека к началу нынешнего столетия заключала в себе 15.000 (пятнадцать тысяч томов при 8.000 названий и состояла из трех отделов, русского, французского и немецкого.
В начале 1900 года полковник Покотило, тот час по принятии должности директора, пригласил меня на службу в Первый кадетский корпус. До этого я с ним служил в Виленскому пехотном юнкерском училище, где по его поручению составил краткую историю этого училища. Он не скрывал, что имел намерение использовать мою склонность к историческим исследованиям и любовь к старине. И, действительно, тотчас по прибытии моем в корпус он предложил мне заняться воссозданием корпусного музея, а затем, несколько лет спустя, составить и историю корпуса, хотя бы в виде краткой памятки, так как над составлением полной истории корпуса тогда работал Генерал Лузанов (несколько лет спустя в печати появился первый выпуск, объемлющий лишь царствование Императрицы Анны Иоановны; на этом писание им полной истории и остановилось).
Музей был, если можно так выразиться, в состоянии разгрома. Это можно объяснить, как следствие различных переформирований с передачей музея 1-ой Санкт-Петербургской военной гимназии, Павловскому военному училищу, а затем, девятнадцать лет спустя, обратное возвращение уже Первому кадетскому корпусу. Кроме того, ни в училище, ни в корпусе конца прошлого столетия не было проявлено должного интереса к историческим памятникам и реликвиям старейшего военно-учебного заведения.
Я прибыл в корпус летом. Музейную залу нашел заставленную посередине массою комнатных цветов (как в оранжерее). Это разъезжавшиеся на лето служащие сдавали их на хранение сторожу при этой зале (Василий Егоров. Потом, до самой смерти, он был музейным сторожем. Сменивший его Антон Евтигнеев и по сей, день*) состоит сторожем при музее). Вдоль стен, до половины их высоты, тянулись шкафы с книгами музейной библиотеки, а в конце залы, против входа в лазарет, была установлена сцена для домашних спектаклей. Меншиковские покои были в полном порядке.
С началом учебного года, взяв к себе в помощники нескольких кадет своего отделения (VІ-2), я немедленно приступил к отыскиванию, собиранию и водворению в музейную залу всех предметов, которые значились по книге описи и, по мере поступления, стал приводить их в порядок и размещать на первых порах, как и где придется. Многие предметы нуждались в небольшом исправлении и чистке, а иные и в капитальном ремонте. Все делалось домашними средствами, так как корпус, переживая денежный кризис, на устройство музея мог давать лишь небольшие суммы, только на покупку таких предметов, как гвозди, винты, проволока, краски
*) 1925 год.
и т. п. По приведению в порядок библиотеки и предметов музея особое усердие проявили кадеты: Алферов, Богатов, Болышев 2-ой, Гильбих, Паго, Шнеур, Федосьев. Из сотрудников не моего отделения запомнились фамилии, как особенно ревностных — Шишипторова, Шликера, Крутецкого 2-го.
Первым делом было извлечение из кладовых трех старинных люстр, очень богато украшенных хрустальными подвесками. Люстры были разобраны, тщательно вымыты, вычищены, а затем приспособлены к электрическому освещению. Их повесили на месте бывших трех фонарей дугового освещения. Далее, различные портреты были перенесены в музей из фундаментальной библиотеки, ротных зал и других помещений. Но были и такие, которые отыскались в помещениях, совершенно неподходящих для хранения художественных исторических ценностей. Так, портрет Первого Августейшего Кадета, Наследника Цесаревича Александра Николаевича в форме кадета гренадерской роты, во весь рост, писаный масляными красками к столетнему юбилею корпуса (1832 год), был найден в кладовой, за уложенными вдоль стены дровами, почему оказался с полотном, пробитым в нескольких местах. Иные портреты были найдены в других кладовых и, даже, на чердаках.
По мере приведения в порядок, собираемые предметы распределялись по музею, то есть, развешивались по стенам, раскладывались на столах, размещались на тумбах, стойках, в витринах и т. п., не придерживаясь какой-либо системы. Когда же более или мене все было собрано и приумножено новыми вкладами и пожертвованиями, была учреждена Музейная комиссия под председательством полковника Забелина и четырех членов (кроме меня были: подполковник Петровский, капитан Андреев 1-ый и поручик Крутецкий). Комиссия выработала план размещения предметов по эпохам царствований и постановила освободить музей от излишков предметов, не имевших прямого исторического значения для корпуса. Например, избавились от излишка (дупликатов) учебных пособий, от черезчур загромождавших музей образцов и различных моделей (артиллерийских и фортификационных) и целой серии артиллерийских снарядов (в натуральную величину) старинной гладкострельной артиллерии, затем — от образцов кузнечного, слесарного и других инструментов и т. п. Кое-что было передано в корпусные мастерские, а что и продано. За вырученные деньги заказывались различные приспособления, оборудования и украшения (рамы, витрины, стекла, колпаки, этажерки и т. п.).
Всякий посетитель музея с особенным вниманием и интересом рассматривал, кроме портретов большого исторического значения и высокой художественности, как например, портрет Наследника Цесаревича Николая Александровича (старший брат Императора Александра 3-го, умерший в ранней молодости) в кадетской форме на часах внутреннего дворцового караула, написанный известным художником Зарянко, еще и нижеследующие предметы:
- 1) Шесть больших серебряных ваз художественной чеканки с крышками, увенчанными красивым орнаментом,
- 2) Ранее упомянутые акварели времен Екатерины и той же эпохи изделия из черного дерева в сочетании со слоновой костью (работы кадет).
- 3) Двенадцать знамен и один штандарт (под огромным стеклянным колпаком).
- 4) Мраморный бюст Петра Великого, работы Фальконета.
- 5) Рельефный план Бородинского поля сражения с обозначением расположения войск обеих сторон перед сражением.
- 6) Образ Воздвижения Креста (резьба по кости), собственноручная работа Петра Великого
и, конечно, изразцовую облицовку стен и потолков в Меншиковских покоях.
— О —
После празднования 175-летнего юбилея музей украсился еще целым рядом манекенов, одетых в те блестящие исторические формы, которые были специально изготовлены ко дню что- го юбилея. Их внешний вид с годами не терял от выгорания ни блеска золотых приборов и обшивок, ни цвета сукна. Все это благодаря тому, что Великий Князь Константин Константинович, давая разрешение на осуществление проекта обмундирования офицера и нескольких кадет в формы всех царствований от основания корпуса, поставил непременным условием отсутствие чего-либо бутафорского. Так и поступили. Хотя эта затея и обошлась очень дорого, но все было сделано у лучших портных, из настоящих хороших сукон, с галунными обшивками чистого золоченого серебра. Все приборы, кивера, каски, треугольники, сумки, шпаги и т. п. были заказаны в лучших магазинах офицерских вещей. Так и все, кончая ботфортами и всякою иною обувью.
— О —
В начале революции (1917 г.), после пятилетнего отсутствия из Петербурга, мне вновь удалось побывать в музее. Чем-то дорогим и родным от него повеяло. И немудрено: почти двенадцатилетняя работа в нем не могла не оставить глубокого следа в моей душе. Но с другой стороны, больно сжалось сердце при виде снесенных со всего корпуса и сваленных в бесформенную кучу Царских портретов. Невольно возникал в голове вопрос, какую участь готовит грядущее этому историческому хранилищу? И нам, давно оторванным от Петербурга, а затем и от России, при невозможности получать какие-либо сведения при посредстве почты, казалось, что музей наш или упразднен или разграблен, вернее — разгромлен, потому что грабить-то нечего. Ведь в нем, кроме серебряных ваз да большой золотой медали среди коллекции монет и медалей, никаких драгоценностей не было. Но вот, в моих руках небольшая книжечка К. Ползиковой-Рубец — «Дворец Меньшикова». Из нее мы узнаем, что «старое, сильно обветшавшее здание стоит на углу Съездовской улицы и Университетской набережной». Значит, Кадетской линии уже не существует. Что здание старое, — это мы знаем, но что оно сильно обветшало, это — ново. Ведь совсем недавно оно нам обветшавшим не казалось, оно выглядело даже нарядным, потому что его всегда своевременно ремонтировали и окрашивали в традиционный кирпично-красный цвет. Затем, я узнаю, что преемник мой, с тем же званием хранителя музея, А. А. Крутецкий, и после революции долго оставался на своем месте (книжка издана в 1923 году в России). А главное, что музей существует и госпожа Рубец упоминает не только о многих предметах, мне хорошо знакомых, но и о нахождении их на тех же местах, где они были и раньше. Из этой же книжки знаем, что за большевицкое время музейная коллекция пополнена передачею некоторых предметов из закрытой корпусной церкви. Так там теперь находится: 1) Чаша для Святых Даров, 2) Евангелие, принадлежавшее гетману Мазепе. 3) Крест гетмана Сагайдачного. Обе последние вещи были захвачены Меньшиковым при взятии Батурина.
Попутно узнаем, что знаменитый и достопамятный наш парк с аллеями вековых лип вырублен, так как за отсутствием топлива остатки его рубились зимою 1921-22 гг. на дрова.
А. Антонов
Похожие статьи:
- Библиотека Первого Кадетского корпуса
- № 126 Январь 1974 года
- После корпуса. – X.
- Российский Военно-исторический Архив-музей в Париже. – Алексей Геринг
- ВЫСТАВКА РУССКОЙ КНИГИ ЗА РУБЕЖОМ. – Посетитель
- ХРОНИКА ЖИЗНИ ОБЪЕДИНЕНИЯ.
- Рота Его Высочества Морского Наследника Цесаревича кадетского корпуса. – Б. А. Щепинский
- Н А Ш С Т Я Г
- Письма в Редакцию. (№111)