Рассказ о том, что знаменитый адмирал Скрыдлов, на востоке, украл на пари, часового с английского корабля, ходил среди моряков в России в совершенно туманном виде. Услышал я его в первый раз не помню от кого, когда я плавал в 1892 г. мальчиком с моим отцом на «Русалке». В этом возрасте, подобные эпизоды поражают воображение.
Когда, уже гардемарином, я впервые услышал Мякишева в классе, открывающим лекции по вновь введенному предмету — «тактика артиллерийского боя» — и заметил его двойной академический значек, я вдруг вспомнил что мой отец говорил дома у нас кап. 1 ранга Щенсновичу, своему товарищу по выпуску, часто у нас бывавшему, о Мякишеве, его ученике, как об офицере, подававшем блестящие надежды своим пытливым, оригинальным умом и своим скрытым темпераментом.
Крайне заинтересованный, ибо ничто в Мякишеве не напоминало хорошо знакомого нам типа профессоров, обладателей многочисленных дипломов, я, совместно с 2-3 моими товарищами, обратился к нашему любимому ученому Алексею Николаевичу Крылову, всех и все во флоте знавшему, с просьбой посвятить нас в тайну появления на нашем горизонте Мякишева. Его ответ: «Да это он у Скрыдлова снял часового английского корабля», меня поразил, но подробности я узнал много позже, уже по возвращении с войны, от нашего бывшего ротного командира полковника H- М. Ромашова (тогда уже в отставке), который, человек редкого ума, прямой, грубоватый, был не склонен, скорее сказать — не способен, по своему характеру, рассказывать басни. Вот, в общих чертах, его повесть: Дело было на Дальнем Востоке. Скрыдлов, в то время, командир броненосного фрегата «Дмитрий Донской», в клубе, за обедом, заспорил с капитанами кораблей, стоявшей на рейде в Гонконге английской эскадры о роли морской пехоты на судах. Он считал что этот корпус — инородное, в моральном смысле, тело среди моряков, что караульная служба на английских судах хуже чем на русских, что он, Скрыдлов, готов доказать это в течении пребывания «Донского» на рейде. Пари. Условия: отсутствие усиления службы и каких бы то ни было последствий для действующих лиц. Конечно, к моменту пари, все участвующие были уже порядочно на взводе. Вернувшись на «Донской», Скрыдлов еще сам не знал, как он выкрутится.
Вдруг идея: украсть часового под флагом!.. Приготовляясь быть лично исполнителем, он пригласил Мякишева, офицера заведующего вельбортом командира, изложил свой план и поручил ему приготовить все необходимое для ночного похищения.
Мякишев восстал — командир корабля, представитель России на рейде, не может рисковать жизнью в подобном, ничего общего со службой не имеющем и могущем закончиться грандиозным скандалом, деле. Скрыдлов склоняется но настаивает на выполнении плана лихими «мальчиками», знаменитыми гребцами его капитанского вельбота.
Мякишев еще более решителен: командир не имеет права давать подобное поручение неответственным матросам и предлагает свой план. Он, Мякишев, ответственный рядовой офицер, выполнит задачу но не ночью, а среди белого дня а именно, во время полуденного отдыха, когда на судах все, кроме вахтенных, спят или заняты личными делами, когда вахтенные и часовые, после обеда и в условиях тропической жары отяжелели, когда все корабли покрыты тентами, ограничивающими условия наблюдения. Скрыдлов соглашается.
Приготовив все нужное, Мякишев, в полдень, на вельботе, едва макая весла, циркулирует, зорко наблюдая, между судами на рейде. Вскоре, все привыкли и никто уже больше не обращает внимания на шлюпку.
Тогда, Мякишев выбирает концевой английский фрегат, обходит его медленно три раза и удостоверившись, что ни вахтенные на мостике, ни часовой им не интересуются, задерживается под кормою судна между бакштовом и стоящей на нем шлюпкой, как кошка, взбирается в носках по свешивающемуся трапу на ют, сзади набрасывает на голову часового мешок, затягивает его шкертом и сбрасывает ошалевшего англичанина вниз, где вельботные молодцы подхватывают, вяжут и накрывают его брезентом. Ружье следует за часовым. Мякишев соскальзывает в вельбот, который, прежним ритмом, двигается к «Донскому». Там часового припрятали в недрах крейсера.
В 2 часа, замечено какое-то беспокойство на английском фрегате. Затем, оживленное циркулирование шлюпок между судами… К вечеру, к Скрыдлову является английский офицер, сообщает об исчезновении часового и спрашивает, не видали-ли что с «Дмитрия Донского»?
Скрыдлов вручает ему письмо к командиру английского фрегата. За часовым явились поздно ночью. Он был уже накачен до отказа и ничего не понимал.
На следующий день, английский капитан приглашает Скрыдлова в клуб, на обед. Триумфальная встреча (англичане прежде всего спортсмены). Подробности рассказа вызывают неописуемый восторг и оживленную беседу, подкрепленную шампанским и марсалой и, как говорится, затянувшуюся далеко за полночь.
Было бы крайне неделикатно со стороны молодого офицера, задать такому человеку как Мякишев, вопрос об этой его экспедиции. Во всяком случае, я лично, никогда не мог решиться это сделать.
Н. Иениш
Похожие статьи:
- 125 Ноябрь 1973 года
- Из флотских воспоминаний. – Н. Р. Гутан
- Судовой жетон линейного корабля «Севастополь». – В. П. фон-Вилькен
- Письма в Редакцию (№118)
- Вооруженные силы Рижского залива перед боем на Кассарском плесе. – В.Б.
- Следы старой катастрофы. – П.А. Варнек
- На немецких минах на Дунае. – А.Н. Пестов
- К справке М. Бугураева «первый Георгиевский кавалер войны 1914-1917 гг.» – Вл. Бастунов
- Из флотских воспоминаний (№116). – Н. Р. Гутан