Статьи из парижского журнала "Военная Быль" (1952-1974). Издавался Обще-Кадетским Объединением под редакцией А.А. Геринга
Saturday December 16th 2017

Номера журнала

Письма в Редакцию (№117)



В журнале закончилось печатание эпопепеи «О бронепоездах Добровольческой армии». Сам бывший бронепоездник, я с большим инте­ресом читал и следил за развертыванием этих событий. Мне хочется несколько помочь Анд. Алекс. Власову в этой работе. Могу сообщить, что в сентябре-октябре 1918 года, при попытке спасти раненого командира Морского бронепо­езда, погиб мичман Хрущев. В 5-м Бронепоездном дивизионе осколком снаряда был смертель­но ранен в горло подпоручик барон Корф. Его отец, прапорщик запаса, тоже служил в этом дивизионе. Автор ничего не упоминает о бро­непоезде «Ураган», погибшем за несколько дней до прибытия бронепоезда «Непобедимый» на станцию Казатин. Он был построен в Одес­се, одного типа с описанным бронепоездом «Новороссия». Состоял из одного бронепаровоза типа Ов и двух небольших двух-осных броневагонов с вращающимися башнями, по одной на вагон, с трехдюймовым орудием посредине и пулеметными гнездами по концам вагона. По­езд попал в засаду красных. Первыми двуму выстрелами из орудия, был разбит паро­воз, причем погибло, по-видимому, 9 человек, в том числе командир и машинист. Орудие про­тивника было уничтожено артиллерией броне­поезда. Передняя площадка вывезена броне­поездом «Богатырь», вышедшим на следую­щую станцию по второму пути. Все это — по рассказам команды бронепоезда «Непобеди­мый»,

Не носил ли бронепоезд «Новороссия» так­же имя «Мстислав Удалой»? На станции Ка­затин я видел уходящим на позицию бронепо­езд типа «Ураган» и «Новороссия», под этим именем и с национальным трехцветным фла­гом, развевавшимся на башне.

В боях под Вознесенском, где я был, мне кажется — город из рук в руки не переходил. Красные утром подошли к его окраине (кажет­ся — Таращанская дивизия), а вечером, с на­лета, захватили вокзал. При обходе города Вознесенска, мы встретили бронепоезд «До­нец», стоявший там на охране. Его паровоз помог вытащить наш, орудийную площадку и часть базы полустанка Ястребиново. Наш па­ровоз остался без воды, выталкивая состав го­ловного железнодорожного отряда, загородившего путь до полустанка. Бронепоезд «Донец» состоял из небронированного паровоза типа Ов, пульмановского угольного вагона, обложен­ного по бортам и частью сверху шпалами, с бой­ницами для пулеметов и нескольких вагонов базы. Командовал им поручик.

Весь подвижной состав Добровольческой армии, отошедший к Тирасполю, был стянут на ветке, шедшей к Бендерам, на правом берегу Днестра. Железнодорожный мост был взорван. У берега расположено село Порканы. Из этого села начался наш поход на Поль­шу, под командой генерала Бредова. Тут же мне было поручено моим начальником, капи­таном Кандераловым, забросить ударники от наших обоих 6-дюймовых орудий Канэ.

В. В. Аристов

***

Прошу внести некоторые уточнения в ста­тью Анд. Алекс. Власова.

«Список и организация бронепоездов Добро­вольческой армии». №115 «Военной Были».

  • 1) стр. 40-я: легкий бронепоезд «Вперед за Ро­дину» — командир подполковник Григорьев, Александр Александрович не умер от тифа, а был убит в бою 2 октября 1918 г. под станицей Отрада Кубанская. Ему снесло часть черепа.
  • 2) в списке командиров указанного бронепо­езда после полковника Кельберера следует вне­сти полковника Васильева, командовавшего бронепоездом в течение небольшого проме­жутка времени в ноябре 1918 года, в боях под Ставрополем.

И.В. Нелавицкий

© ВОЕННАЯ БЫЛЬ

Добавить отзыв