Из цикла: Крымская кампания по английским официальным источникам.
Почему-то было распространено мнение, что погибший 14 ноября 1854 года у берегов Крыма английский корабль «Принц» (почему-то всегда говорили «Черный Принц»), потонул с огромным количеством золота, которое он привез для английской армии. Поэтому, найдя описание его гибели и того, что находилось у него на борту, мне захотелось поделиться с читателями этими сведениями.
Вряд ли несколько ящиков «звонкой монеты» представляют то количество золота, которое ему приписывает легенда. Гораздо большей утратой для армии была потеря всего зимнего обмундирования, без которого так страдали солдаты, и медикаментов. Интересно отметить роль во всем этом деле капитана Дакреса (или Дэкреса), которую он сыграл в гибели не только «Принца», но и многих других кораблей, не разрешив им войти в гавань Балаклавы, а оставив их в открытом море.
Во время сражения у Балаклавы 25 октября 1854 года был момент, когда казалось, что русские вот-вот возьмут город. Лорд Раглан отдал распоряжение капитану Татэму, командиру «Симуна», который был в тот момент комендантом гавани: «Русские будут здесь через полчаса. Мы будем защищать главную гавань. Разведите пары!». Капитан Татэм понял, что это приказание означает приготовить порт к эвакуации, и отдал распоряжение всем кораблям быть к этому готовыми. Сражение закончилось благополучно для союзников, русские в город не ворвались, но… приготовления все же продолжались. «Всю ночь корабли снимались с якоря и буксиры выводили их вон, как-только те отдавали швартовы». Интендантство погрузило деньги, все артиллерийское снабжение и хозяйственные части. Корабли стали на якоря вне залива. Капитан Дакрэс, командир «Санспареля» был назначен комендантом гавани.
27 октября лорд Раглан отдал распоряжение, отменяющее все приготовления к эвакуации, но капитан Кристи, капитан над портом, получил приказание сэра Р. Эйрей поставить все транспорта на якорь вне порта и точно исполнил это гибельное предписание. Почему с 25 октября до 14 ноября кораблям не было дано разрешения возвратиться в порт — является тайной капитана Дакрэса, который один только мог давать разрешения на вход в порт Балаклаву.
***
Ночь на 13 ноября была холодная. 13-го полил дождь, который залил весь лагерь и затруднял приготовление пищи. Лагерь стал похож на затоптанное вспаханное поле, ничего кроме грязи и слякоти. В течение этого дня дул свежий юго-западный ветер, но ничто не указывало на изменение погоды к худшему. Ночь была сравнительно хорошая, со совсем спокойными интервалами. Однако к рассвету 14-го поднялся шторм, к половине седьмого утра превратившийся в настоящий ураган, ураган, какого не запомнят жители этой страны. Гром, молния, ливень сопровождали его. Почти все палатки в лагере были сорваны, и все бывшее внутри унесено. Офицеры и солдаты, едва одетые, бегали вокруг и собирали остатки вещей и одежды. Ветер усиливался с каждой минутой и все лагерные вещи летали в воздухе. Брезенты палаток («tentes dabri») были снесены и летали сотнями, только несколько тяжелых английских палаток, значительно тяжелее французских, снесенные, упали там, где их застал налетевший шквал. Горы интендантских запасов, провизии и прочего исчезли совершенно. Огромные бочки катились, как крикетные шары, и исчезали Бог ведает куда. Многие крыши с депо Главной Квартиры были снесены, и дома устояли только благодаря тому, что все это были полуподвальные помещения, противостоявшие бешенству урагана без особых повреждений. Госпитальные же палатки были сорваны, и страдания несчастных раненых и больных увеличивались тем, что они промокли насквозь. По возможности скоро они были перенесены в конюшни Главной Квартиры лорда Раглана, и медицинский персонал старался оказывать им посильную помощь. Еще до наступления темноты их палатки были восстановлены и они были водворены под их кров.
Французские госпиталя помещались в четырех больших деревянных бараках. Они были снесены, и до четырехсот человек больных и раненых получили еще тяжкие увечья. Лошади французской кавалерии вырвались на свободу, и некоторые из них никогда не были пойманы.
Нужно сказать, что поведение солдат двух армий представляло собою величайший контраст. Французы бежали толпами через равнину во всех направлениях, стараясь найти укрытие за старыми стенами или насыпями. Англичане, более замкнутые и твердые, стояли впереди сравненных с землей палаток под бесновавшимся над ними ветром и дождем или же собирались в группы впереди их прежнего лагеря.
«Будь прокляты русские, если бы они появились в этот день! Свирепее, чем шторм, и сильнее, чем вся его ярость, британские солдаты встретили бы их и побили бы их многочисленные батальоны…» (в подлиннике статьи «кишащие» А. М.). В течение всего этого ужасного дня раздавался крик: «Позвольте нам добраться до города. Гораздо будет лучше, если мы бросимся на неприятельские батареи, чем стоять здесь и поражаться этим ужасным штормом».
К четырем часам дня шторм стал ослабевать и люди начали восстанавливать свои палатки, которые из-за грязи и слякоти были совершенно непригодны для жилья. Конюшни лорда Раглана, из которых только что были вынесены раненые и больные, снова наполнились людьми, и многие офицеры и солдаты нашли в них убежище на ночь.
На море ураган свирепствовал еще более и был разрушительнее, чем на земле. Капитан Дакрэс, комендант порта, разрешил войти обратно в порт только около тридцати кораблям, все же остальные были предоставлены в игрушку урагану. Когда 11 ноября прибыл корабль «Принц» груженный зимним обмундированием, медикаментами для войск и несколькими ящиками звонкой монеты для интендентстства, капитан его не мог получить разрешения на вход в гавань и должен был стать на якорь в море. Там же, вне гавани, были корабли Ее Величества: «Rétribution», «Niger», «Vesuvius» и «Vulcan», четыре паровых транспорта, десять парусных (включая «Принца»), три грузовых корабля и один мальтийский бриг. Берега вокруг «представляют собою скалы грозного вида, доходящие до семисот футов высоты». Корабли были сорваны с якорей и брошены на эти скалы. «Принц» пошел ко дну со всем своим грузом, стоимость которого доходила до полумиллиона фунтов. Из других транспортов шесть или потонули, или разбились в щепки. То же было и с двумя грузовыми пароходами. Третий, «Пултова», достиг гавани без мачт, в полузатопленном состоянии. Из кораблей Ее Величества два остались без мачт. «Ritribution» с герцогом Кэмбриджским на борту был сильно поврежден, но спасен благодаря огромной энергии и усилиям команды. «Vulcan» вышел из шторма без повреждений. Корпуса, рангоут и такелаж судов, находившихся в гавани, были повреждены, но они пострадали мало по сравнению с находившимися в море.
Ураган пронесся вдоль всего берега. Возле Качи пять британских кораблей, стоимостью более 15 тысяч фунтов каждый, девять французских и турецкие корабли погибли. Многие были повреждены, включая Ее Величества пароход «Samson», который потерял всю почту. У Евпатории 16 кораблей были выброшены на берег. Доблестнейший корабль французского флота «Генрих IV» разбился. Казаки приехали, ожидая возможности поживиться, но капитан вытащил несколько орудий с корабля на берег, и они вынуждены были удалиться. Русские войска также атаковали город, поддерживаемые четырнадцатью орудиями, но после часовой канонады отступили.
Убытки, причиненные этим ужасным штормом, оцениваются свыше двух миллионов фунтов, и лишения войск увеличились благодаря потере зимнего обмундирования и запасов, находившихся на борту «Принца». Кроме серьезных повреждений кораблей, около трехсот человек погибло в районе Балаклавы У Качи и Евпатории большинство команд разбитых кораблей было спасено. В самой Балаклаве были причинены значительные повреждения. Крыши домов были сорваны, и черепицы летали по воздуху, как осенние листья. Веранды были снесены ветром, и панели засыпаны разбитым стеклом. На почте была вырвана одна целая оконная рама и унесена на расстояние приблизительно двухсот ярдов и, как ни странно, она была найдена неповрежденной.
А. Макарович
Перевод с английского: Englands Battles by Sea and Land. vol. IV. By Williame Cooke Stafford, Esq.
Похожие статьи:
- ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (№113)
- В первый раз (№113). – Г. А. Усаров
- Хроника «Военной Были» (№116)
- Письма в Редакцию (№117)
- Три похода «Петропавловска». – Алексей Геринг
- Первое боевое применение авиации. – Г. Усаров
- Mоре. – А. Крапивин
- На транспорте «Дон». – В. А. Бекеч
- Посыльное судно «Китобой». – Н. А. Боголюбов