Статьи из парижского журнала "Военная Быль" (1952-1974). Издавался Обще-Кадетским Объединением под редакцией А.А. Геринга
Thursday November 21st 2024

Номера журнала

«SOUCOUPE PLONGEANTE RUSSE». – Г. фон Гельмерсен



Так прозвал в «Histoire sous-marine des hom­mes» известный специалист подводных дерзно­вений человека Jean Albert Foêx изобретенную в 1877 году в Одессе русским инженером Сте­паном Држевецким подводную лодку. Собствен­но говоря, своей формой она больше напомина­ла черепаху. Длиной в 4 метра, она была изну­три полностью изолирована, то есть непромока­ема. Корпус был из толстой жести. На нем воз­вышался небольшой застекленный купол, в ко­тором свободно помещалась голова пилота. По левой и правой сторонам купола были прикре­плены кожаные рукава для рук подводника, за­канчивавшиеся непромокаемыми перчатками. Всунув правую или левую руку в кожаный ру­кав с перчаткой, пилот изнутри лодки манипу­лировал миной, которая была помещена снару­жи лодки, в носу, и прикрыта щитом. Мина эта была снабжена резиновыми присосками, при по­мощи которых она прикреплялась ко дну не­приятельского корабля.

Внутри лодки, в нижней трети корпуса по­мещался резервуар, который наполнялся во­дой для погружения. Вода из него выкачивалась для всплытия. В 1879 году Држевецкий усовер­шенствовал систему погружения и всплытия его подлодки: большой подвижной груз приводил­ся в движение при помощи винта, который в свою очередь приводил в движение зубчатую линейку и в зависимости от того, вперед или назад передвигался груз, подводная лодка по­гружалась или всплывала.

В том же году было внесено еще одно усовер­шенствование: лодка была снабжена периско­пом, то есть оптической трубой с призмой абсо­лютного отражения, при помощи которой пилот мог управляться под водой и вести наблюдение.

Первоначально подводная лодка Држевецкого была типа «podoscaphe», то есть гребной винт ее приводился в движение ногами, как на ве­лосипеде, но в 1879 году инженер Држевецкий усовершенствовал первоначальный тип лодки (1877 года), дав ей сначала новую систему погру­жения и всплытия и перископ, а затем заменив «ножную силу двигателя» электрическим мото­ром.

Испытание этой модели 1879 года было про­изведено на Неве и прошло настолько удачно, что Морское ведомство заказало 52 лодки. Пред­полагалось, что нести их должны были броне­носцы на специальных рострах. С 1877 по 1884 год лодки строились под руководством генера­ла Борескова. В 1896 году Држевецкий предста­вил Морскому ведомству планы подводной лод­ки «Aquablinde», в 190 тонн водоизмещения.

Интересно отметить, что французы прозвали лодку Држевецкого типа 1879 года «soucoupe plongeante russe», а в 20-м веке commandant Cousteau, известный исследователь морских глубин, свою soucoupe plongeante «Denise» как бы скопировал с лодки Држевецкого, как по форме корпуса, так и принципу системы погру­жения и всплытия, то есть «Denise» наклоня­ется вперед и назад передвижением 75 кило­граммов ртути (вместо груза), помещающейся в двух наружных цилиндрах. Эта «Denise», ма­ленькая soucoupe plongeante commandant Cous­teau, вступила в действие в 1959 году, мотор в 2 сѵ, скорость 3-4 узла, район действий — 12 ки­лометров и глубина погружения до 300 метров. В ней помещается два человека, а у Држевецко­го — один человек. Но между «Denise» com­mandant Cousteau и подводной лодкой Држевец­кого 77 лет разницы (1879 — 1956).

Уроженец города Лиона Désiré Goubet, сов­ременник Држевецкого, увлекся его идеями и построил копию подводной лодки soucoupe plon­geante russe, но с экипажем в два человека, си­девшими друг к другу спиной и исполнявшими разные функции. В Тулоне он погрузился на 26 метров глубины и пробыл под водой 8 часов без перерыва. Лодка легко управлялась, но не­смотря на столь успешное плавание в течение 6 лет — с 1895 по 1901 год — не была принята французскими адмиралами, отнесшимися с пре­зрением к этой «игрушке».

Своей подводной лодкой с непромокаемым металлическим корпусом, с передвигающимся балластом, с оптической трубой — прототипом современного перископа и, наконец, электриче­ским двигателем, русский инженер Степан Држевецкий закончил 19-й век и открыл дорогу подводной лодке 20-го века. Этим он закончил упорные многовековые попытки человека по­строить подводный корабль, в котором он мог бы жить, наблюдать и эксплуатировать подвод­ный мир. 19-й век был веком интенсивных ис­каний: взамен деревянной подводной лодки, где движущей силой были руки человека, снаб­женные веслом, был изобретен винт, коленча­тый вал которого вращали несколько человек. Затем, в металлической лодке руки людей были заменены ногами, а им на смену пришли паро­вые и электрические двигатели.

«Histoire sous-marine des hommes»

Jean Albert Foëx «Histoire mondiale du sous-marin»

Jean-Jacques Antier  Г. фон Гельмерсен

Добавить отзыв