Так прозвал в «Histoire sous-marine des hommes» известный специалист подводных дерзновений человека Jean Albert Foêx изобретенную в 1877 году в Одессе русским инженером Степаном Држевецким подводную лодку. Собственно говоря, своей формой она больше напоминала черепаху. Длиной в 4 метра, она была изнутри полностью изолирована, то есть непромокаема. Корпус был из толстой жести. На нем возвышался небольшой застекленный купол, в котором свободно помещалась голова пилота. По левой и правой сторонам купола были прикреплены кожаные рукава для рук подводника, заканчивавшиеся непромокаемыми перчатками. Всунув правую или левую руку в кожаный рукав с перчаткой, пилот изнутри лодки манипулировал миной, которая была помещена снаружи лодки, в носу, и прикрыта щитом. Мина эта была снабжена резиновыми присосками, при помощи которых она прикреплялась ко дну неприятельского корабля.
Внутри лодки, в нижней трети корпуса помещался резервуар, который наполнялся водой для погружения. Вода из него выкачивалась для всплытия. В 1879 году Држевецкий усовершенствовал систему погружения и всплытия его подлодки: большой подвижной груз приводился в движение при помощи винта, который в свою очередь приводил в движение зубчатую линейку и в зависимости от того, вперед или назад передвигался груз, подводная лодка погружалась или всплывала.
В том же году было внесено еще одно усовершенствование: лодка была снабжена перископом, то есть оптической трубой с призмой абсолютного отражения, при помощи которой пилот мог управляться под водой и вести наблюдение.
Первоначально подводная лодка Држевецкого была типа «podoscaphe», то есть гребной винт ее приводился в движение ногами, как на велосипеде, но в 1879 году инженер Држевецкий усовершенствовал первоначальный тип лодки (1877 года), дав ей сначала новую систему погружения и всплытия и перископ, а затем заменив «ножную силу двигателя» электрическим мотором.
Испытание этой модели 1879 года было произведено на Неве и прошло настолько удачно, что Морское ведомство заказало 52 лодки. Предполагалось, что нести их должны были броненосцы на специальных рострах. С 1877 по 1884 год лодки строились под руководством генерала Борескова. В 1896 году Држевецкий представил Морскому ведомству планы подводной лодки «Aquablinde», в 190 тонн водоизмещения.
Интересно отметить, что французы прозвали лодку Држевецкого типа 1879 года «soucoupe plongeante russe», а в 20-м веке commandant Cousteau, известный исследователь морских глубин, свою soucoupe plongeante «Denise» как бы скопировал с лодки Држевецкого, как по форме корпуса, так и принципу системы погружения и всплытия, то есть «Denise» наклоняется вперед и назад передвижением 75 килограммов ртути (вместо груза), помещающейся в двух наружных цилиндрах. Эта «Denise», маленькая soucoupe plongeante commandant Cousteau, вступила в действие в 1959 году, мотор в 2 сѵ, скорость 3-4 узла, район действий — 12 километров и глубина погружения до 300 метров. В ней помещается два человека, а у Држевецкого — один человек. Но между «Denise» commandant Cousteau и подводной лодкой Држевецкого 77 лет разницы (1879 — 1956).
Уроженец города Лиона Désiré Goubet, современник Држевецкого, увлекся его идеями и построил копию подводной лодки soucoupe plongeante russe, но с экипажем в два человека, сидевшими друг к другу спиной и исполнявшими разные функции. В Тулоне он погрузился на 26 метров глубины и пробыл под водой 8 часов без перерыва. Лодка легко управлялась, но несмотря на столь успешное плавание в течение 6 лет — с 1895 по 1901 год — не была принята французскими адмиралами, отнесшимися с презрением к этой «игрушке».
Своей подводной лодкой с непромокаемым металлическим корпусом, с передвигающимся балластом, с оптической трубой — прототипом современного перископа и, наконец, электрическим двигателем, русский инженер Степан Држевецкий закончил 19-й век и открыл дорогу подводной лодке 20-го века. Этим он закончил упорные многовековые попытки человека построить подводный корабль, в котором он мог бы жить, наблюдать и эксплуатировать подводный мир. 19-й век был веком интенсивных исканий: взамен деревянной подводной лодки, где движущей силой были руки человека, снабженные веслом, был изобретен винт, коленчатый вал которого вращали несколько человек. Затем, в металлической лодке руки людей были заменены ногами, а им на смену пришли паровые и электрические двигатели.
«Histoire sous-marine des hommes»
Jean Albert Foëx «Histoire mondiale du sous-marin»
Jean-Jacques Antier Г. фон Гельмерсен
Похожие статьи:
- В первый раз (№113). – Г. А. Усаров
- Ознакомление с флотом. – А. Невзоров
- Drapeaux et étendards de l’armée russe pendant la guerre de sept ans 1757-1761 (suite) –
- Письма в Редакцию (№ 125)
- Черноморский Флот в войну 1914-1917 гг (Окончание) – Г. фон Гельмерсен
- Les chasseurs ä cheval de la garde en 1814 devenus dragons de la garde en 1833.
- Drapeaux et étendards de I’armée russe pendant la guerre de sept ans 1757-1761. – G.A. Gorokhoff
- Voïskovoï kroug. – Princesse V.E.
- Histoire du pavillon de Saint André