ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ
22 марта 1920 года генерал Врангель вступил в должность Главнокомандующего Вооруженными силами Юга России. В своем приказе войскам он объявил, что сделает все, для того чтобы вывести армию и флот с честью из создавшегося положения. В это время в Крыму находилось около 5.000 чел. наших войск, отступивших туда раньше, и около 35.000 чел. (включая и тылы), привезенных по морю после оставления Новороссийска. Численный состав советской 13-ой армии, подошедшей к северным выходам из Крыма, не превосходил тогда численности наших войск. Но можно было ждать прибытия на фронт против Крыма многочисленных советских подкреплений, ввиду прекращения военных действий на Кавказе. Вместе с тем приходилось считаться и с состоянием наших воинских частей, доставленных в Крым из Новороссийска. Они были расстроены долгим отступлением и находились под тяжким впечатлением только что пережитого.Главнокомандующий решил произвести некоторые переформирования, чтобы достигнуть большей стройности в организации наших войск и устранить чрезмерную многочисленность совсем мелких войсковых частей.
Не было надежды построить вскоре новые бронеплощадки для замены боевых составов наших бронепоездов, погибших у Новороссийска и позднее — у Туапсе. Поэтому последовали приказы о расформировании многих бронепоездов. Команды их были назначены на пополнение личного состава уцелевших бронепоездов и разных батарей. Из трех оказавшихся в Крыму батарей 1-го дивизиона Морской тяжелой артиллерии были образованы три тяжелых бронепоезда. Они получили названия: «Москва», «Иоанн Калита» и «Единая Россия». Находившийся в Крыму легкий бронепоезд «Слава Кубани «был расформирован 24 марта с передачей личного и боевого состава легкому бронепоезду «Офицер»,, боевая часть которого была приведена в негодность при оставлении Новороссийска.
Занятые нашими войсками до конца марта оборонительные позиции у северных выходов из Крыма были неудобны. Главнокомандующий решил безотлагательно улучшить расположение наших войск коротким наступлением с целью овладеть выходами из Перекопского и Сальковского дефилэ. В этом наступлении наши бронепоезда могли участвовать лишь на правом фланге нашего расположения, где через Сивашский мост и Сальково проходила железнодорожная линия Севастополь Харьков. В то время она представляла единственную железнодорожную связь Крыма с остальной территорией России.
Короткое наступление наших войск началось 31 марта. На правом фланге части Алексеевской бригады были высажены на северный берег Азовского моря у Кирилловки, примерно в 40 верстах к северо-востоку от Геническа. Этим войскам надлежало двинуться к Геническу навстречу частям 13-ой пехотной дивизии под командой генерала Ангуладзе. Части этой дивизии входили в состав Крымского корпуса и должны были начать наступление из района Сивашского моста вдоль железной дороги. Легкий бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» нес в это время, попеременно с легким бронепоездом «Волк», службу сторожевого охранения на Сивашской дамбе, находясь на расстоянии около 150 верст от Севастополя (считая по прямой линии) и примерно в 25 верстах к северу от узловой станции Джанкой. 31 марта команда бронепоезда «Офицер» отправилась на фронт. Часть команды была назначена на бронеплощадку с двумя зенитными 3-дюймовыми орудиями образца 1914 года, входившую раные в состав бронепоезда «Слава Кубани» и находившуюся на станции Джанкой для обороны от неприятельских аэропланов. Большая часть команды бронепоезда «Офицер» прибыла на позицию у Сивашского моста и приняла там боевую часть в составе одной бронеплощадки с 3-дюймовым орудием образца 1902 года и с 75-милиметровым орудием, которое было неисправным, а также одной пулеметной площадки и небронированного паровоза. 1 апреля бронепоезд «Святой Георгий Победоносец «поддержал сосредоточенным огнем первую атаку нашей пехоты на сторожевое охранение красных у Сивашского моста. С развитием нашего наступления к станции Сиваш бронепоезд продолжал обстреливать неприятеля. Станция Сиваш была занята нашей пехотой, которая подверглась там нападению бронепоезда красных. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» открыл по нему огонь и подбил паровоз противника. С наступлением темноты бронепоезд «Офицер» вышел для сторожевого охранения на Сивашскую дамбу.
2 апреля был починен Сивашский мост. Это дало возможность нашим бронепоездам продвигаться вместе с нашей наступающей пехотой. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» выбил своим огнем пехоту красных из окопов у первой будки к северу от станции Сиваш и вступил в бой с подошедшими неприятельскими бронепоездами. Затем бронепоезд «Святой Георгий Победонесец» был вынужден остановиться из-за порчи пути, и продвижение нашей пехоты в сторону следующей станции Чонгар прекратилось. С поддержкой своих бронепоездов неприятельская пехота перешла в контратаку. Задержав противника своим огнем, бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» был вынужден отойти из-за порчи орудий. Его сменили подошедшие в это время на станцию Сиваш бронепоезда «Офицер» и «Волк «. Утром 3 апреля железнодорожный путь был починен, и бронепоезд «Офицер» двинулся в наступление совместно с шедшими за ним бронепоездами «Волк» и «Святой Георгий Победоносец». После боя два неприятельских бронепоезда были отогнаны, и станция Чонгар занята нашими войсками. Таким образом с начала наступления наши войска продвинулись вдоль железной дороги примерно на 10 верст.
С утра 4 апреля наше наступление продолжалось в сторону следующей станции Джимбулук. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» двинулся сначала впереди наших бронепоездов. За ним шел бронепоезд «Офицер», боевой частью которого командовал в этот день поручик Хмелевский. Вследствие порчи пути наши бронепоезда должны были остановиться под сильным артиллерийским огнем неприятеля. Навстречу им вышли со станции Джимбулук два бронепоезда красных. С нашей стороны подошел тяжелый бронепоезд «Москва «. При его поддержке бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» двинулся на сближение с противником, не стреляя, как только железнодорожный путь был починен. Только сойдясь с бронепоездами красных на близкую дистанцию, наши бронепоезда «Святой Георгий Победоносец» и «Офицер» открыли частый огонь. Паровоз головного неприятельского бронепоезда был подбит, и после этого бронепоезда красных ушли за станцию Джимбулук. Их нельзя было сразу преследовать из-за нового повреждения железнодорожного пути. В бою у станции Джимбулук участвовал в этот день также тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита». Им командовал капитан Норенберг, состоявший перед тем командиром батареи Морской тяжелой артиллерии. Боевая часть бронепоезда «Иоанн Калита «состояла в это время из одной бронеплощадки с 6-дюймовым морским орудием системы Кане и одной бронеплощадки с 5-дюймовым английским орудием. Прибывший на фронт Главнокомандующий генерал Врангель подъехал на автомобиле к нашим остановившимся легким бронепоездам и благодарил их командиров и команды. Главнокомандующий наградил Георгиевскими крестами наиболее отличившихся нижних чинов, а именно: 5 человек из команды бронепоезда «Святой Георгий Победоносец» и 4 человек из команды бронепоезда «Офицер».
Войдя после этого на станцию Джимбулук, бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» оказался под сильным артиллерийским обстрелом и получил попадание в контрольную площадку. Были ранены на бронепоезде два офицера. Для дальнейшего наступления наши бронепоезда поменялись местами. Первым шел бронепоезд «Офицер», затем — бронепоезд «Волк» и за ним бронепоезд «Святой Георгий Победоносец». Преследуя с боем бронепоезда противника, наши бронепоезда заняли станцию Сальково, примерно в 25 верстах к северу от станции Сиваш. Затем наши бронепоезда продвинулись от станции Сальково до следующей станции Ново Алексеевка. При этом был подбит бронепоезд красных, вывезенный из боя под нашим огнем. В то же время наши бронепоезда подвергались сильному обстрелу неприятельской артиллерии Бронепоезд «Офицер» получил попадание в крышу артиллерийской кабинки и должен был отойти на станцию Сальково. Бронепоезд «Волк», которым командовал поручик Лагутин, получил два попадания в тендер паровоза и одно попадание в крышу пулеметной площадки. Главнокомандующий генерал Врангель произвел поручика Лагутина в чин штабс-капитана и наградил Георгиевскими крестами шесть наиболее отличившихся чинов команды бронепоезда «Волк». 5 апреля наши пехотные части генерала Ангуладзе заняли станцию Сальково, и этим закончилось предпринятое короткое наступление. Главнокомандующий мог объявить, что «мы овладели плацдармами Крыма и прочно их за собой обеспечили».
В последующие дни бронепоезда «Святой Георгий Победоносец», «Офицер» и «Волк» выходили по очереди с наступлением темноты к окопам наших войск и проволочным заграждениям. Днем бронепоезда возвращались к станции Сальково. Часто происходили перестрелки с приближавшимися бронепоездами противника. Будучи хорошо видимой целью, наши бронепоезда подвергались обстрелу батарей красных, стоявших на закрытых позициях. В ночь на 18 апреля бронепоезд «Офицер «был оставлен на позиции, ввиду предполагавшегося нашего частичного наступления. Но в 4 часа 18 апреля красные предупредили наши войска и сами перешли в наступление под прикрытием сильного артиллерийского огня и при поддержке трех бронеавтомобилей. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» получил два попадания в паровоз и должен был отойти для его замены. Бронепоезд «Офицер» вышел за станцию Сальково и попал под сильный обстрел 42-линейных орудий противника и дальнобойного 6-дюймового орудия, которому содействовал аэростат. Несмотря на огонь красных, бронепоезд «Офицер» остановился и стал расстреливать из орудий и пулеметов неприятельские цепи, подходившие к нашим окопам. Красные отхлынули назад, потеряв один из бронеавтомобилей, под названием «Молния». 42-линейный снаряд попал в контрольную площадку бронепоезда «Офицер», на котором был ранен один из нижних чинов. После этого неудавшегося советского наступления наши бронепоезда несли сторожевую службу, переходя от линии передовых окопов у станции Сальково в резерв на станцию Чонгар.
В течение апреля 1920 года легкий бронепоезд «Дмитрий Донской» находился в Керчи для охраны побережья на случай неприятельского десанта с Таманского полуострова. 3 мая командиром бронепоезда «Дмитрий Донской» был назначен полковник Моралин. 14 апреля команда бронепоезда «Единая Россия» приняла боевой состав батареи Морской тяжелой артиллерии. Командиром бронепоезда «Единая Россия» был назначен капитан Смирнов, состоявший до того командиром означенной батареи. 27 апреля тяжелый бронепоезд «Единая Россия» выехал на фронт к станции Сальково.
Отдельный бронепоезд «Севастополец номер 2», состоявший в распоряжении начальника артиллерии Севастопольской крепости, получил новое название: «Севастополец» и был включен в состав 1-го бронепоездного дивизиона. В апреле прибыли в Крым вывезенные с Кавказского побережья команды бронепоездов «Вперед за Родину» и «Степной «и были назначены на пополнение команды бронепоезда «Севастополец». Командиром этого бронепоезда был назначен полковник Юрьев, командовавший раньше бронепоездом «Вперед за Родину». Боевая часть бронепоезда «Севастополец» состояла из одной бронеплощадки с морским 75-милиметровым орудием и одной бронеплощадки с 3-дюймовым орудием образца 1895 года на тумбовой установке. Эти бронеплощадки были отправлены для ремонта на завод Севастопольского порта. Ремонт производился весьма медленно. Команда тяжелого бронепоезда «Грозный» прибыла в Крым вместе с отошедшим жилым поездным составом своей базы после того, как боевой состав бронепоезда погиб при отходе в Донецком бассейне. 23 марта командиром бронепоезда «Грозный» был назначен полковник Карпинский, а 10 апреля команда с составом базы перешла на станцию Симферополь. Команда легкого бронепоезда «Генерал Алексеев «перешла 3 апреля на станцию Бахчисарай, где получила пополнения из состава команд других бронепоездов Была получена блиндированная площадка с тремя пулеметами, а затем еще 9 пулеметов. Команда бронепоезда «Генерал Алексеев» приняла участие в действиях против «зеленых». Этими действиями (облавы, ловля дезертиров, подавление бунтов) руководил генерал Бутович. Отряды из состава команды бронепоезда отправлялись обычно в указанные им районы на подводах с пулеметами.
Для того чтобы скорее восстановить в своих частях строгую дисциплину и полный порядок, некоторые частные начальники прибегали к резким обращениям в своих приказах. Можно привести примеры таких обращений в приказах, отданных в мае 1920 г. начальником бронепоездных дивизионов. — «Замечено мною, что не только дивизионы, но и отдельные бронепоезда самым разнообразным образом выводят на смотры, парады и на пеший строй господ офицеров, находящихся не на командных должностях. В большинстве случаев на левом фланге построившейся части выстраивается до бесконечности длинная линия офицеров, сплошь и рядом фантастически одетых, без оружия, с парикмахерскими прическами и дьяконскими шевелюрами, но не имеющих зачастую на погонах офицерских отличий…» (Следовало приказание обозначать на погонах офицерские просветы, хотя бы при помощи химических карандашей, и ставить офицеров в общий строй с винтовками). — «…До сведения моего дошло, что на некоторых бронепоездах образовались какие-то группы избранных и не избранных, старо служащих и ново прибывших, между которыми чувствуется какая-то рознь… Приказываю всеми средствами стараться устранить означенное явление, памятуя, что отношение командного состава должно быть ровное, одинаковое, строгое, справедливое ко всем… Затрагивать самолюбие хотя бы и далеко младших чинов категорически запрещаю. В это дело внутренней спайки приказываю внести живую душу… За весьма малыми исключениями я заметил, что командиры дивизионов мало интересуются как внутренней, так и нравственной стороной жизни бронепоездов… Из ряда рассмотренных мною дознаний и сообщений начальствующих лиц я заметил, что некоторые командиры бронепоездных дивизионов и бронепоездов, неся великолепно свою службу до утверждения в должности, — начинают манкировать своими обязанностями по утверждении и даже злоупотребляют предоставленной им властью. Объявляю, что явление это недопустимо и будет караться мною самым строгим образом».
В мае 1920 года наши несколько отдохнувшие в Крыму и переформированные войска были сведены в четыре корпуса. В составе этих корпусов было весьма мало конных частей, так как при перевозке с Кавказского побережья в Крым лошади кавалерийских и казачьих частей были оставлены. Таким образом численное превосходство советской конницы над нашей представлялось неизбежным. Из находившихся в Крыму бронепоездов и команд, еще не имевших боевых составов, были образованы четыре бронепоездных дивизиона, по три бронепоезда в каждом дивизионе.
Разрабатывался план общего наступления наших войск в пределы Северной Таврии. 13-я советская армия, находившаяся перед выводами из Крыма, усиливалась вновь прибывающими войсками. Можно было ждать ее попытки проникнуть в Крым. Было поэтому желательно предупредить неприятеля нашим наступлением и оттеснить его возможно дальше к северу. Крым был всегда беден местными средствами, и только занятие части плодородной территории Северной Таврии могло позволить прокормить наши войска и население полуострова.
Согласно директиве Главнокомандующего от 21 мая 1920 года, общее наступление должно было начаться высадкой войск 2-го корпуса генерала Слащева в районе Кирилловки, на берегу Азовского моря. Этим войскам надлежало наступать на северо-запад, прервать сообщения противника по железной дороге между фронтом у станции Сальково и Мелитополем и затем действовать в тыл Перекопской группе войск красных. Войска Сводного корпуса генерала Писарева должны были сменить части 2-го корпуса на позициях около станции Сальково, на правом фланге нашего расположения. После смены, войска генерала Писарева должны были при содействии наших бронепоездов атаковать находящиеся против них части 13-ой советской армии. Одновременно с этим и войскам 1-го корпуса генерала Кутепова, на левом фланге нашего расположения, надлежало перейти в решительное наступление на север от Перекопского перешейка, с целью отбросить красных за Днепр.
В ночь на 25 мая бронепоезд «Офицер», в составе одной бронеплощадки с двумя 3-дюймовыми орудиями образца 1914 года и одной пулеметной бронеплощадки, вышел на линию наших позиций у станции Сальково. Бронепоезд получил задачу двинуться вперед с началом нашего наступления в голове колонны бронепоездов. За ним должен был идти легкий бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» и на некотором расстоянии — тяжелый бронепоезд «Единая Россия». От маленькой станции Джимбулук, к югу от станции Сальково, тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита» мог поддерживать наше наступление дальним огнем.
Около 4 часов наши части пошли в атаку. По всему фронту началась сильная артиллерийская и пулеметная стрельба, и бронепоезд «Офицер» двинулся в сторону узловой станции Ново -Алексеевка, в 5 верстах к северу от станции Сальково. После остановки для починки поврежденного пути, бронепоезд «Офицер» стал приближаться, когда уже рассвело, к станции Ново Алексеевка. При этом он настигал отходивший перед ним по главной линии железной дороги неприятельский бронепоезд. В это время другой бронепоезд противника подходил к узловой станции Ново Алексеевка по короткой ветке (примерно в 15 верст длиной), соединявшей станцию Ново Алексеевка с портом Геническ. Бронепоезда красных и бронепоезд «Офицер» открыли огонь из орудий. После нашего третьего выстрела на одном из неприятельских бронепоездов начался пожар и его орудия замолчали. Этот бронепоезд продолжал отходить, несмотря на то, что на нем был пожар, и скрылся на станции Ново Алексеевка. Бронепоезд «Офицер» ворвался на станцию и на станционных путях сблизился на короткую дистанцию с другим бронепоездом красных. Несколькими нашими выстрелами была разбита неприятельская головная бронеплощадка. Противник, отстреливаясь с уцелевших бронеплощадок из пулеметов и винтовок, стал быстро отходить дальше. В этот момент на бронепоезде «Офицер «заклинился снаряд в головном орудии. Пользуясь этим, еще один (третий) неприятельский бронепоезд подошел к стоявшему подбитому бронепоезду красных, взял его на фаркоп и полным ходом двинулся в сторону Мелитополя. В то время, как бронепоезд «Офицер» исправлял задержку в орудии, к нему подъехали три советских разведчика, приняв его за свой. Во время начавшейся перестрелки с ними на бронепоезде был убит штабс-капитан Салов. При выходе со станции Ново Алексеевка для дальнейшего наступления, первым продвигался бронепоезд «Святой Георгий Победоносец», а бронепоезд «Офицер» шел за ним вторым. Огнем бронепоезда «Святой Георгий Победоносец» были рассеяны близ селения Ново Алексеевка части отступавшего советского саперного полка. Наши бронепоезда заняли без боя станцию Рыково, примерно в 15 верстах к северо-востоку от станции Ново-Алексеевка. Там бронепоезда поменялись местами, и бронепоезд «Офицер» прошел снова первым на некоторое расстояние в сторону следующей станции Юрицыно. Пришлось остановиться у разобранного пути, и тогда наши бронепоезда попали под сильный обстрел неприятельской батареи. Наши бронепоезда вернулись на станцию Рыково. Было установлено, что бронепоезд «Офицер» подбил в этот день 25 мая следующие два бронепоезда противника: тяжелый бронепоезд номер 4, воруженный тремя тяжелыми орудиями (площадка с 6-дюймовым орудием была разбита и воспламенилась), и легкий бронепоезд «Гром», вооруженный тремя 3-дюймовыми орудиями (головная бронеплощадка была разбита, и вся команда на ней погибла). В этот день легкий бронепоезд «Волк» был отправлен через станцию Ново-Алексеевка для занятия станции Геническ, в конце короткой ветки.
26 мая наши бронепоезда «Офицер» и «Святой Георгий Победоносец» снова двинулись в сторону станции Юрицыно. После нескольких остановок из-за испорченного пути наши бронепоезда попали под сильный огонь батареи красных. Однако бронепоездам удалось пройти за фронт батареи и начать ее обстрел в свою очередь Батарея противника поспешно снялась с позиции и отошла. Затем наши бронепоезда прошли оставленную противником станцию Юрицыно и приблизились к следующей станции Сокологорное, примерно в 20 верстах от станции Рыково. Таким образом за два первых дня наступления нашим бронепоездам удалось продвинуться почти на 40 верст. Около станции Сокологорное бронепоезд красных открыл огонь по бронепоезду «Офицер» из 42-линейного орудия. Бронепоезд «Офицер» продолжал двигаться на сближение, в свою очередь открыв огонь. Вскоре наше попадание в головную бронеплощадку противника произвело на ней взрыв снарядов. На неприятельском бронепоезде начался пожар, и он стал поспешно отходить. Бронепоезд «Офицер» преследовал противника, но был вынужден остановиться для починки пути после взрыва фугаса в 100 шагах впереди бронепоезда. Несмотря на стрельбу 48-линейной гаубицы красных, наши бронепоезда прошли станцию Сокологорное и в одной версте за станцией обнаружили брошенную красными боевую площадку с двумя 42-линейными орудиями. Эта бронеплощадка принадлежали советскому бронепоезду номер 4, подбитому в бою накануне. Она была совершенно разбита нашими попаданиями и сошла с рельс, загромоздив путь. Поднять эту бронеплощадку с рельс своими средствами не было возможности. Поэтому наши бронепоезда вернулись на станцию Сокологорное. На станции была обнаружена другая брошенная противником бронеплощадка с 3-дюймовым орудием. Бронепоезд «Офицер «прицепил ее к своему составу. На станции Сокологорное остался также неприятельский поездной состав с аэропланными бомбами, другим авиационным имуществом и нефтью. Его паровоз был сбит на стрелке и опрокинут поспешно отходившим зажженным бронепоездом красных. К ночи бронепоезд «Офицер» ушел на станцию Ново-Алексеевка, где создалось тревожное положение. Для противодействия нашему наступлению советская конная дивизия Блинова, силой в 2.500 всадников, охватила левый фланг войск Сводного корпуса генерала Писарева. Передовые конные части красных подошли на 10 верст к узловой станции Ново Алексеевка, угрожая отрезать наши бронепоезда, прошедшие дальше к северо-востоку.
К вечеру 27 мая части 2-го корпуса генерала Слащева заняли город Мелитополь, примерно в 90 верстах от позиций у станции Сальково, считая по железнодорожной линии. Но положение на участках этой железнодорожной линии между Мелитополем и Крымом представлялось еще надежным. Бронепоезд «Офицер» охранял 27 мая важный участок протяжением около 5 верст между станциями Сальково и Ново-Алексеевка. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» оставался на станции Сокологорное. Туда же прибыл в качестве подкрепления тяжелый бронепоезд «Единая Россия» с десантом из 40 кубанских казаков. 28 мая бронепоезда «Офицер» и «Святой Георгий Победоносец» дошли до станции Большой Утлюг, к северо-востоку от станции Сокологорное, и прикрывали починку моста около нее. Затем они были спешно отозваны на юго-запад к станции Ново-Алексеевка, то есть на расстояние около 50 верст, для поддержки наших частей, которые вели бой с вновь подошедшей конницей красных. В тот же район прибыл из тыла тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита». Около станции Рыково бронепоезд «Офицер» поддерживал своим огнем наступление Назаровского донского казачьего полка.
ГЛАВА ТРИДЦАТАЯ
После четырех дней сражения, начавшегося наступлением наших войск в Северную Таврию, на фронте создалось следующее положение: к 29 мая 1920 года части 1-го корпуса генерала Кутепова продвинулись на нашем левом фланге, примерно на 40 верст к северу от Перекопа. В этом районе им пришлось столкнуться с встречным наступлением только что подведенной 15-ой советской стрелковой дивизии численностью около 4.500 чел. пехоты и 800 чел. конницы. На нашем правом фланге части 2-го корпуса генерала Слащева дошли до Мелитополя и должны были отражать там атаки резервов красных, подвозимых с севера, от Александровска. В центре, где было начато наступление наших войск под командой генерала Писарева, отдельные неприятельские части были еще недалеко от железнодорожной линии Сальково Мелитополь.
Легкие бронепоезда «Офицер» и «Волк» находились 29 мая на участке между станциями Ново Алексеевка и Рыково, протяжением около 15 верст, и обстреливали артиллерийским огнем части неприятельской конницы, приближавшиеся с запада к железной дороге. К вечеру кавалерия красных была принуждена отойти на север. По приказанию начальника группы бронепоездов полковника Гадда, легкий бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» и тяжелый бронепоезд «Единая Россия» двинулись к станции Акимовка, примерно в 25 верстах к юго-западу от Мелитополя, с задачей установить связь со штабом 2-го корпуса генерала Слащева. После нескольких остановок для починки поврежденного пути наши бронепоезда прибыли на станцию Акимовка лишь в 16 часов. Вечером было получено приказание генерала Слащева идти дальше в Мелитополь и поступить там в распоряжение начальника 13-ой пехотной дивизии. После новых задержек из-за повреждений пути наши бронепоезда вошли около 23 часов на станцию Мелитополь, находящуюся примерно в 115 верстах от станции Сиваш.
На следующий день 30 мая Главнокомандующий отдал директиву о преследовании частями трех наших корпусов войск 13-ой советской армии, потерпевших поражение и отступающих к Днепру. Во время сражения нашими войсками были взяты 8.000 пленных и 30 орудий. Только на нашем правом фланге у Мелитополя войска 2-го корпуса продолжали вести упорный оборонительный бой против подходивших свежих советских резервов. Прибытие наших бронепоездов на станцию Мелитополь позволило им оказать нашим обороняющимся войскам ценную поддержку. Красные повели наступление на Мелитополь с рассвета 30 мая. Четыре неприятельских бронепоезда открыли сильный артиллерийский огонь по станции. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» стал у северных стрелок, а бронепоезд «Единая Россия «занял позицию в районе садов у южных стрелок. До 14 часов наши бронепоезда вели успешную борьбу с бронепоездами красных, не позволяя им приблизиться к станции. После этого в тылу, со стороны ближайшей к юго-западу станции Тащенак стала слышна усиливающаяся артиллерийская стрельба. Бронепоезда «Единая Россия» и «Святой Георгий Победоносец» получили приказание отходить. Между станциями Тащенак и Акимовка ими был встречен наш Таганрогский полк 34-ой пехотной дивизии. Полк шел в наступление на деревню, занятую неприятелем в 3 верстах от железной дороги. Наши бронепоезда поддержали наступление артиллерийским огнем, и красные отошли. По прибытии на станцию Акимовка тяжелый бронепоезд «Единая Россия получил приказание идти дальше — на станцию Рыково, примерно в 70 верстах от станции Мелитополь.
Утром 31 мая легкий бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» выдвинулся со станции Мелитополь для поддержки нашей пехоты, которая подвергалась атакам противника на восточной окраине города Мелитополя. Около станции Мелитополь бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» попал под усиленный обстрел неприятельских бронепоездов и батарей. Осколком снаряда был убит на бронепоезде подпоручик Пешехонов. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» продолжал двигаться дальше, расстреливая цепи пехоты противника. При поддержке бронепоезда наша пехота пошла в контратаку. Поражаемый пулеметным огнем с бронепоезда «Святой Георгий Победоносец», противник стал отходить к востоку от железной дороги. В это время бронепоезд получил прямое попадание во 2-ую бронеплощадку. Три солдата были убиты, два — ранены, и контужен один офицер. При дальнейшем продвижении головная бронеплощадка сошла с рельс на разбитом снарядами пути. Подъем бронеплощадки своими средствами не удался, и ввиду отступления вспомогательного поезда, а также вследствие загромождения пути впереди двумя сваленными паровозами, бронеплощадка была временно оставлена. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» отошел на станцию Мелитополь, продолжая вести перестрелку с бронепоездами красных. Затем было получено приказание командира бригады 13-ой пехотной дивизии отойти на 5 верст к юго-западу от Мелитополя, ввиду нового обхода города неприятелем с запада. Приказание было исполнено, и бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» отошел от станции Мелитополь. В тот же день 31 мая бронепоезд «Офицер» после необходимого ремонта паровоза перешел на участок железной дороги между станциями Акимовка и Тащенак. В последние дни мая легкие бронепоезда «Волк» и «Дмитрий Донской» и тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита» были тоже отправлены на фронт к Мелитополю.
1 июня бронепоезд «Святой Георгий Победоносец «возвратился на станцию Мелитополь и открыл огонь по району моста, на который противник продолжал вести настойчивые атаки. Неприятельские бронепоезда подходили к станции на 5 верст и обстреливали станцию и железнодорожный поселок. В трех верстах к северу от выходного семафора путь между нашим и неприятельским расположением был загроможден паровозами, которые были пущены в виде так называемых «брандеров» против неприятеля нашей пехотой еще в день занятия ею станции. Бронепоезд «Офицер» прибыл на станцию Мелитополь около 17 часов 1 июня и оставался ночью в сторожевом охранении. Ночью бронеплощадка, оставленная накануне бронепоездом «Святой Георгий Победоносец», была поднята подошедшим вспомогательным поездом. Бронепоезд «Единая Россия» передвигался в течение этого дня по участку железной дороги длиной, примерно в 15 верст между станциями Рыково и Ново Алексеевка. К западу от последней станции и не дальше чем в 10 верстах от позиций у станции Сальково, с которых началось наше наступление, — были якобы обнаружены конные части красных. Поэтому бронепоезду «Единая Россия» было приказано оставаться ночью в полной боевой готовности.
На рассвете 2 июня с бронепоезда «Единая Россия» был обнаружен отступающий Калмыцкий полк, вслед за которым в трех верстах от станции Ново Алексеевка двигалась лава конницы красных при двух батареях. Бронепоезд «Единая Россия «тотчас открыл огонь, и кавалерия красных отошла на север. 2 июня утром на станции Мелитополь собрались легкие бронепоезда «Офицер», «Святой Георгий Победоносец» и «Дроздовец». Позднее подошли и тяжелые бронепоезда «Иоанн Калита» и «Единая Россия «. После отхода пехоты красных была начата спешная постройка обводного пути у сброшенных паровозов для того, чтобы наши бронепоезда могли двинуться на север, к узловой станции Федоровка. В течение дня бронепоезд «Офицер» прикрывал производство работ, неоднократно выезжая вперед. Тогда неприятель открыл сильный артиллерийский огонь с закрытых позиций из 42-линейных и 6-дюймовых орудий. Бронепоезда «Офицер» и «Единая Россия» в свою очередь стреляли по предполагаемому месту позиций красных. На следующий день 3 июня обводный путь был построен. Но пришлось приступить тогда к сбрасыванию целого состава товарных вагонов, оставленных красными в 6 верстах к северу от Мелитополя.
4 июня легкие бронепоезда «Волк» и «Дроздовец» и тяжелый бронепоезд «Единая Россия» поддерживали наступление частей нашей 34-ой пехотной дивизии на узловую станцию Федоровка, примерно в 20 верстах к северу от станции Мелитополь. Шедший впереди бронепоезд «Дроздовец «остановился у южных стрелок станции и открыл огонь по занимавшей ее неприятельской пехоте. Находившийся севернее станции Федоровка неприятельский бронепоезд в свою очередь открыл огонь по бронепоезду «Дроздовец», который вскоре получил попадание в заднюю бронеплощадку. Подошедший бронепоезд «Волк» стал обстреливать станцию из двух орудий. Между тем было замечено движение другого неприятельского бронепоезда, который подходил к станции по линии с востока и вероятно стремился прорваться через станцию на север. Тяжелый бронепоезд «Единая Россия» открыл огонь по этому бронепоезду красных с дистанции около 5 верст. Когда же пехота противника была вытеснена со станции, то бронепоезд «Волк» также начал стрелять по тому же бронепоезду противника, подходившему с востока. Через некоторое время бронепоезд красных остановился. Наступающие части нашей пехоты подошли к подбитому и оставленному командой неприятельскому боевому составу из двух бронеплощадок с двумя легкими орудиями в башнях на каждой площадке и паровоза. Этот бронепоезд красных носил название «Армии советской Латвии». Вечером бронепоезду «Дроздовец» было приказано вывезти брошенный бронепоезд красных в Мелитополь. Он был мало поврежден. Существовали разногласия по вопросу о том, считать ли бронепоезд красных подбитым выстрелами бронепоезда «Единая Россия» или выстрелами бронепоезда «Волк». Вероятно, бронепоезд «Армия советской Латвии» не мог продолжать свой отход из-за разрушения железнодорожного полотна. Легкий бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» отправился 4 июня в резерв Главнокомандующего и оставался в ближайшие дни на станциях Ново-Алексеевка и Геническ.
Взятие узловой станции Федоровка позволило нашим бронепоездам действовать по двум направлениям: восточному и северному. В восточном направлении от станции Федоровка шла железная дорога в сторону Донецкого бассейна через узловые станции Верхнетокмак, Цареконстантиновка и Волноваха. В северном направлении от станции Федоровка шла железная дорога в сторону Харькова через узловые станции Александровск, Синельниково и Лозовая.
Анд. Алекс. Власов
(Продолжение следует)
Похожие статьи:
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №112). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №111). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Окончание). – Анд. Алек. Власов.
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №110). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №104). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №105). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (продолжение, №108). – Анд. Алекс. Власов
- Список и организация бронепоездов Добровольческой и Донской Армий. – Анд. Алекс. Власов.
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №103). – Анд. Алекс. Власов