В предыдущей нашей статье «Ратные Знаки Отличия Допетровской Руси» нами было указано, что пожалование «золотыми» продолжалось и при Петре Великом и что знамена «золотых» боевыми медалями западно-европейского образца произошла лишь постепенно. Так, за службу под Азовом Шеину был пожалован «золотой» в 13 червонцев, Лефорту — в 7 червонцев, Гордону — в 6 червонцев, солдатам же и стрельцам были розданы вызолоченные копейки.
Желябужский сохранил для нас описание раздачи «золотых» за Эрестферское сражение: «И того-ж Февраля (1702 года — Е. М.), в 15 день, на сырное заговенье, после обеден, генеральство Адама Адамовича Вейде, драгунского полка Ефима Андреевича Гулица полк с начальными людьми, также все пехотные полки стояли полковым ополчением за Великою рекою на полях. И в то время приехал в начале к драгунскому Ефимову полку Гулица он Александр Меньшиков, спрашивал о здоровье и милостиво службу похвалил, также и всех пехотных полков. И после того, по указу Государеву, из разрядного шатра раздаваны полковникам и начальным людям золотые, а драгунам и солдатам всякому человеку дано по рублю» 1).
Читатель, знакомый с нашей предыдущей статьей, отметит, что и чин раздачи, «золотых» остался старый. Касательно наград за взятие Шлиссельбурга в «Журнале Петра Великого» говорится: «Також и прочие офицеры, каждый по достоинству своих трудов, были награждены деревнями и золотыми монетами 2), О раздаче «золотых» в 1704 году за взятие Дерпта рассказывает Голиков 3). Первая, несомненно боевая медаль Петра Великого с надписью «ЗА ВЕРНОСТЬ И МУЖЕСТВО» была выбита в 1706 году лишь в золоте и роздана лишь начальным людям за Калиш. В Эрмитаже хранятся подлинные образцы этой медали в золоте весом в 14, 6, 3 и 1 червонец, но ни одной подлинной серебряной. До нас дошли, однако, вызолоченные алтыны 1706 года, которые, вероятно, и были розданы нижним чинам. Так же и вторая боевая медаль за Лесную 1708 года сохранилась лишь в золоте весом в 13,6, 5, 3, 2 и 1 червонец, но ни одной серебряной. Лишь третья по счету боевая медаль за Полтавскую баталию была выбита и в золоте, и в серебре, и роздана и офицерам, и нижним чинам. Касательно этих медалей в «Журнале Петра Великого» указывается: «… и всех штапных и обер-офицеров жаловал Государь золотыми портретами с алмазы и медалями золотыми же по достоинству их чинов, а солдатам медали серебреные, и даваны были деньги» 4). Награждение солдат золочеными алтынами продолжалось, однако, и после Полтавы. Наиболее поздний в собрании Эрмитажа вызолоченный алтын датирован 1716 годом.
Офицеры же после Полтавы «золотыми», кажется, больше уж не награждались, но лишь боевыми медалями. Так нам известен указ Денежному Двору «… о выбитии золотых медалей в память Ваской баталии в Феврале 1714 года».
Касательно пожалований за Гангутский бой в «Журнале Петра Великого» говорится: «… так же и протчие штаб и обер-офицеры за ту службу награждены золотыми медалями, каждый по пропорции своего чина, а рядовые серебряными медалями и деньгами» 5). Гангутская была первой из трех «морских» медалей с неудобочтимой надписью: «ПРИЛЕЖАНИЕ И ВЕРНОСТЬ ПРЕВОСХОДИТ СИЛНО». Следующей была медаль за взятие трех шведских фрегатов, касательно которой сохранился следующий указ Петра Великого: «По получении сего отпишите к Москве, дабы в Монетном Дворе сделали немедленно монет золотых для раздачи морским офицерам, которые взяли три шведские воинские корабля майя в 24 день сего 1719 года, а именно числом всех 67, разных сортов, и велите у всех сделать на одной стороне баталию морскую, а на другой стороне обыкновенно Нашу Персону» 6). Касательно третьей морской медали за победу при Гренгаме 27 июля 1720 года сохранился весьма обстоятельный указ, отлично иллюстрирующий боевые награды конца царствования: «… а прочим, Генерал Майору Дупрею, Бригадирам фон-Менгдену, Борятинскому и полковому штапу — золотые медали с цепями, а обер-офицерам золотые ж медали без цепей, а урядникам — медали серебряные, а прочим чинам, по Морскому Регламенту, за взятые пушки денег 8.960 рублей» 7).
По случаю Ништадского мира было роздано огромное количество как боевых, так и памятных медалей. Офицерам и нижним чинам одного лишь лейб-гвардии Преображенского полка было пожаловано: золотых медалей 215, серебряных 1.759 8).
Касательно последней боевой медали с изображением на оборотной стороне Государственного орла и с датой «1723» упомянуто в Дмитриева-Мамонова к графу Брюсу «о замене посланных серебряных медалей на золотые для раздачи офицерам полков: Преображенского, Семеновского, Ингерманландского и Астраханского, бывшим в Низовом походе» 9).
Что же до ношения боевых медалей мы можем лишь повторить сказанное нами относительно ношения «золотых»: жалуемые на цепях медали, конечно, носились, из остальных единственным доселе известным указанием являются следующие строки в Дневнике Камер-Юнкера Берхгольца: «Многие из рядовых имеют также в петлицах медали с портретом Царя, который награждает ими всех особенно отличившихся в сражениях, но, кроме того, все бывшие в Полтавской баталии украшены такими медалями».
Медальерное дело при Петре все еще стояло на очень низком уровне. Дошедшие до нас медали неоднородны, изображения на них в лучшем случае посредственны, надписи зачастую безграмотны, но в них запечатлен победный дух их Великого Учредителя.
Новым в наградной системе Петра Великого было лишь то, что взамен «золотых» им были введены боевые медали западно-европейского образца. Во всем же прочем был сохранена старая система: как и встарь, золотые медали выбивались в различных размерах и жаловались «по пропорции чина», как и встарь, медали высших степеней жаловались на золотых цепях, как и встарь, рядовым раздавались серебряные медали. Разница была не по существу, но по стилю, — как и во всем прочем, Петр предпочел западный стиль отечественному.
Евгений Молле.
примечания
- 1) Записки Желябужского, СПб.1841, стр. 84.
- 2) «Журнал Петра Великого», СПб. 1770, стр. 57.
- 3) И. И. Голиков, часть 4, стр. 134.
- 4) «Журнал Петра Великого», СПб. 1770, стр. 239.
- 5) «Журнал Петра Великого», СПб. 1770, стр. 422.
- 6) Не Полное Собрание Законов Российской Империи, статья 3.394.
- 7) «Сборник Военно-Исторических Материалов», выпуск 1, стр. 315-326.
- 8) «Кабинетные Дела Государственного Архива Министерства Иностранных Дел», книга № 77, входящие письма 1726 года, книга 1, стр. 275.
- 9) «Опись Документов и Дел, хранящихся в Сенатском Архиве», отд. 1, том 1, № 595, СПб. 1909.
Похожие статьи:
- О ношении медалей царствования Петра Великого. – Евгений Молло
- Боевые знаки отличия второй половины восемнадцатого века. – Евгений Молло
- Кто придумал боевые для ношения медали? – Евгений Молло
- Ратные знаки отличия допетровской Руси. – Евгений Молло
- Медалист Висковатов. – Евгений Молло
- К статье «Нумизматические памятники русской Америки». – Евгений Молло
- МЕДАЛИ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ В ЦАРСТВОВАНИЕ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II – Владимир фон-Рихтер.
- О ношении знаков отличия в царствование императора Александра I. – Евгений Молло
- Размышления о русских наградных для ношения медалях. – Евгений Молло