Прочитав статью Г. Солодкова «Уланы Его Величества под Красным», в целях исторической точности полагаю необходимым прибавить к истории Улан Цесаревича следующее: кроме указанных четырех гусарских полков Сумского, Изюмского, Ахтырского и Мариупольского к полку были добавлены рекруты и 16 июля 1803 года был сформирован генерал-адъютантом Винценгероде Одесский гусарский полк, который 11 сентября того же года был переименован в Уланский Его Императорского Высочества Цесаревича Великого Князя Константина Павловича полк.
Платон Стефанович
***
Как бывший бронепоездник (по началу — младший, а при командире капитане Юрьеве — старший артиллерийский офицер бронепоезда («Вперед за Родину»), я с большим удовольствием и интересом читал статьи А. А. Власова о бронепоездах Добровольческой армии, следил за описанием их боевой деятельности, но, конечно, мне особенно близки были подробности о нашем бронепоезде. Не могу не отдать должного автору. Проделанная им работа весьма нелегкая, но крайне ценная для военного архива. Много должен был он приложить труда, терпения и любви, чтобы собрать нужные и возможно подробные сведения и представить действия каждой боевой единицы и объективно и достаточно подробно.
В частности, что касается нашего бронепоезда «Вперед за Родину», (в Крыму переименованного в «Севастополец»), то хотя и отсутствуют многие эпизоды и подробности, но и то, что о нем написано А. А. Власовым, меня не мало удивило. Я не раз себя спрашивал, откуда он мог получить те сведения и данные, которые были изложены в статьях? Ежедневный и довольно подробный журнал боевой деятельности, систематически на поезде вел я, но я же сам в один из критических моментов в конце войны должен был его уничтожить. Не представляю себе, у кого могла быть еще такая подробная запись. Во всяком случае, общая картина боевой деятельности представлена правдиво и правильно, статья написана обстоятельно, интересно и вполне заслуживает похвалы. Мне даже жаль, что эти статьи кончились, но… ведь кончилась и война.
Что же касается меня лично, то судьбе было угодно, чтобы последние страницы боевой деятельности и существования как бронепоезда «Вперед за Родину», так и «Севастопольца» были перевернуты именно мною, как командовавшим в те дни боевой частью этих поездов. Состав первого из них, в марте 1920 года, я спустил в Туапсе с мола в море, сняв предварительно техническое оборудование, доставленное в Крым, а «Севастополец» оказался в безвыходном положении между Мелитополем и Федоровкой, был приведен в негодность и оставлен, команда же пешком, отбиваясь от окружавшей его красной кавалерии, отступала на Крым и была вовремя спасена бронепоездом «Генерал Алексеев». Личный состав бронепоезда (командир полковник Шамов), оставил Севастополь 1 ноября 1920 г.
В. Тихомиров
***
ОДИННАДЦАТЬ СТРОК А.А. Герингу
Кого-то надо убедить,
Кому-то надо объяснить,
Что слово и слова О славе — не слова…
О славе нашей боевой,
Победно громовой,
Солдатской доблести,
Военной скромности.
Российской гордости
Вы не забыли
В «Военной Были».
27-10-1972
Александр Туроверов
***
Хотел бы прибавить несколько слов к весьма интересной статье В. П. «Лана — Орлау» в номере 116 «Военной Выли». Хотя, как пишет автор, «… одно из больших сражений… закончившееся… не в пользу русской армии», именно эти битва, под руководством генерала Самсонова, закончилась отступлением германцев и заставила перебросить войска с западного фронта! (см. работу германского генерала фон-Таппена, начальника Оперативного Отделения германской армии. Французский перевод с комментариями изд. Пайо 1930 г.).
В то время как разгром под Гумбиненом армией генерала Ренненкампфа принудил «перебросить» 7/20 августа генералов Гинденбурга и Людендорфа, так и битва при Лана — Орлау решила участь войны для Германии. (О переброске войск результатах этого см. мнения генералов Мольтке, Людендорфа и Гофмана). Стоит прочесть и дневник адмирала Мюллера, состоявшего в Ставке Императора Вильгельма, чтобы увидеть, какая паника царила на верхах германского командования 10/23 августа 1914 г. Победа при Орлау прошла незамеченной историками, так как последовавшая битва при Сольдау (а не при Танненберге, как пишут немцы), заслонила все остальное, однако, это сражение и было одной из причин поражения германцев на Марне.
А. Тарсаидзе
Www.printbusiness.su Процесс формирования имиджа пао сбербанк www.printbusiness.su. www.printbusiness.su |
Похожие статьи:
- Письма в Редакцию (№117)
- №116 Май 1972 г.
- Лана-Орлау. – В. П.
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №111). – Анд. Алекс. Власов
- Письма в Редакцию (№102)
- О бронепоездах Добровольческой армии (Окончание). – Анд. Алек. Власов.
- № 124 Сентябрь 1973 г.
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №109) – Анд. Алекс. Власов
- Письма в Редакцию (№ 124)