В начале сентября 1919 года перешли в решительное наступление войска правого фланга Добровольческой армии. Таким образом, на этом фланге только через два с лишним месяца началось выполнение так называемой «Московской директивы» Главнокомандующего вооруженными силами Юга России генерала Деникина от 20 июня 1919 года. Директива указывала конечную цель — захват «Сердца России» — Москвы. Кратчайший путь к этой цели пролегал от правого фланга Добровольческой армии по направлению Харьков — Курск — Орел — Москва. В течение продолжавшихся два месяца боев местного значения нашим войскам удалось продвинуться в этом направлении, вдоль железной дороги Белгород — Курск, только примерно на 50 верст, до района узловой станции Ржава. Точные данные по месяцам этого периода отсутствуют, но считается, что за 4 летних месяца 1919 г. численность войск Добровольческой армии увеличилась почти вдвое. Однако в то же время усилились и красные, как в смысле численности, так и в смысле вооружения. В частности, появилось много усовершенствований на вновь построенных советских бронепоездах, с которыми пришлось бороться бронепоездам Добровольческой армии.
В районе узловой станции Ржава, на линии Белгород — Курск, находились к началу сентября легкие бронепоезда «Офицер» и «Генерал Корнилов» и тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита», входившие в состав 2-го бронепоездного дивизиона, а также легкий бронепоезд «Слава Офицеру». На рассвете 1 сентября бронепоезд «Офицер» подошел в сопровождении вспомогательного поезда к разъезду Сараевка, севернее станции Ржава, и остановился для починки железнодорожного пути, который был взорван красными во многих местах. Вскоре со стороны противника стали стрелять по бронепоезду две гаубичные и одна легкая батареи, стоявшие укрыто в 2 верстах от разъезда Сараевка. Затем подошел советский бронепоезд «Истребитель», вооруженный 42-линейным орудием, и открыл огонь, остановившись в ближайшей посадке, то есть на участке железнодорожного пути, обсаженном небольшими деревьями или кустами. Под защитой утреннего тумана бронепоезд «Офицер» продолжал прикрывать работы по исправлению пути, не отвечая на обстрел противника. Но когда туман внезапно рассеялся, неприятельский огонь стал более точным, Разрывом тяжелого снаряда был убит офицер-механик бронепоезда подпоручик Карнович и тяжело ранен другой офицер. Бронепоезд «Офицер» был вынужден отойти от разъезда Сараевка на укрытую позицию. Около полудня началось наступление нашей пехоты, задержавшееся из-за несвоевременного прибытия танков. Бронепоезда «Офицер» и «Слава Офицеру» заняли тогда разъезд Сараевка, починили железнодорожный путь, оттеснили бронепоезда красных и подошли к станции Солнцево, в 20 верстах к северу от станции Ржава. Однако здесь бронепоезд «Офицер» попал под перекрестный огонь неприятельской артиллерии. Гаубичными снарядами был перебит путь, как впереди, так и позади бронепоезда. Он не мог больше маневрировать, оставаясь на участке в 100 сажен. Несмотря на частый неприятельский огонь, команда вспомогательного поезда исправила путь через 15 минут. Бронепоезд «Офицер» получил возможность отойти под прикрытие ближайшей посадки. Около 5 часов дня бронепоезда «Офицер» и «Слава Офицеру» атаковали станцию Солнцево, занятую двумя советскими бронепоездами. Один из них был вооружен 6-дюймовым орудием. Несмотря на это, неприятельские бронепоезда были оттеснены. Наши бронепоезда преследовали их вплоть до участка, где железнодорожный путь оказался взорванным во многих местах.
6 сентября наши бронепоезда, входившие в состав 2-го бронепоездного дивизиона, получили задание содействовать наступлению частей Корниловской дивизии на Курск. Действиями бронепоездов руководил старший в чине командир тяжелого бронепоезда «Иоанн Калита» полковник Зеленецкий. Наступление наших войск началось из района станции Солнцево. Ближайшая станция Полевая, в 25 верстах к югу от Курска, была занята без боя. Красные занимали позицию к югу от реки Сейм. Их бронепоезда стояли примерно в 3 верстах впереди этой позиции. Двигавшиеся впереди наших пехотных частей бронепоезда «Генерал Корнилов» и «Иоанн Калита» вступили в бой с неприятельскими бронепоездами, между тем как бронепоезду «Офицер» было поручено охранять железнодорожную линию между станциями Солнцево и Полевая. Командир бронепоезда «Иоанн Калита» полковник Зеленецкий отправился с телефонистами на наблюдательный пункт. Вместе с ним был также
штабс-капитан Амасийский, который руководил в этот день стрельбой бронепоезда. Три боевые площадки с тяжелыми орудиями бронепоезда «Иоанн Калита» не были расцеплены, как при обыкновенном выезде на позицию. Обычно это делалось для того, чтобы все тяжелые орудия могли стрелять с некоторого расстояния друг от друга. Но обстановка начала боя требовала и от тяжелого бронепоезда большей подвижности. Зато при сцепленном боевом составе могло стрелять вперед только одно головное 5-дюймовое английское орудие. Рассматривая в подзорную трубу Цейсса посадки, среди которых должны были находиться неприятельские бронепоезда, штабс-капитан Амасийский заметил товарный вагон красноватого цвета, по-видимому, прицепленный к боевому составу одного из советских бронепоездов. Он передал на бронепоезд «Иоанн Калита» указания для начала пристрелки этой цели. После второго выстрела головного 5-дюймового орудия наш снаряд попал прямо в замеченный товарный вагон. Произошел очень сильный взрыв. По полученным позднее сведениям, в вагоне был груз пироксилина, предназначенного для разрушения пути и моста через реку Сейм. Передавали, что взрывом был убит командир одного из советских бронепоездов. Под впечатлением взрыва два неприятельских бронепоезда поспешно отошли к реке Сейм и не успели уничтожить по пути железнодорожный мостик через ручей перед позицией красных. Бронепоезд «Иоанн Калита» передвинулся к концу посадки и с этой позиции обстреливал бронепоезда и окопы красных. Затем, под прикрытием огня бронепоезда «Иоанн Калита» легкий бронепоезд «Генерал Корнилов» выдвинулся вперед и прошел по мостику через ручей. Остановившись на уровне окопов красных, бронепоезд «Генерал Корнилов» открыл по ним продольный огонь из орудий картечью и из пулеметов. Как только эта стрельба прервалась на короткое время, красные стали выскакивать из окопов в нашу сторону без винтовок для сдачи в плен. Другие убегали по окопам в стороны от железной дороги. Так повторилось несколько раз. С наблюдательного пункта бронепоезда «Иоанн Калита» был вызван небольшой отряд из состава команды с двумя ручными пулеметами Льюиса для встречи и охраны сдающихся в плен. Около 600 пленных были переданы частям Корниловской дивизии. Наши бронепоезда оставались в таком положении до подхода нашей пехоты. Подошедшие части Корниловской дивизии заняли оставленную красными позицию. Подошел также бронепоезд «Офицер», ранее охранявший тыл. Наступила темнота.
Около 23 часов 6 сентября, после совещания начальников, командовавший бронепоездным дивизионом полковник Зеленецкий решил произвести ночное нападение на станцию Курск. На южном берегу реки Сейм у начала моста было оставлено охранение от Корниловского полка с танком. Большой мост через реку Сейм оказался почти неповрежденным. Взорванный красными один стык рельсов на мосту был быстро исправлен и подкреплен, и три наших бронепоезда благополучно перешли на северный берег реки Сейм. По левой колее железной дороги двинулся дальше бронепоезд «Офицер» и за ним бронепоезд «Иоанн Калита»; по правой колее пошел бронепоезд «Генерал Корнилов». Боевой частью бронепоезда «Офицер» командовал в этот день штабс-капитан Симмот, а боевой частью бронепоезда «Генерал Корнилов» — штабс-капитан Заздравный. За бронепоездами следовали два вспомогательных поезда. Перед легкими бронепоездами шла пешая разведка, которой руководил лично полковник Зеленецкий. Движение происходило без огней и в тишине, насколько это было технически возможно. Подойдя ко входному семафору станции Курск, пешая разведка увидела два бронепоезда красных, но сама не была ими замечена. Разведчики были настолько близко к неприятелю, что могли слышать среди ночной тишины спор у красных. Одни хотели выехать вперед, а другие не хотели. Бронепоезда «Офицер» и «Генерал Корнилов» открыли огонь одновременно, с. расстояния около 20 сажен. Один из наших снарядов попал в бронепоезд красных. Неприятельские бронепоезда устремились назад и скрылись между товарными составами. При первых выстрелах все освещение на станции погасло. Бронепоезд «Офицер» немедленно выслал вперед разведку для осмотра пути и двинулся вслед за неприятелем. В это время у бронепоезда «Генерал Корнилов» сошла с рельс предохранительная площадка, и он задержался. Пройдя около версты по станционным путям, бронепоезд «Офицер» внезапно обнаружил стоявший бронепоезд красных под названием «Кронштадтский», подошел к нему вплотную и дал три выстрела. Одним из трех наших попаданий был подбит неприятельский паровоз и обварены вырвавшимся паром находившиеся на нем два механика. Команда советского бронепоезда была частью перебита, а частью бежала. Помощник командира советского бронепоезда не исполнял требования выйти со своей площадки. Тогда штабс-капитан Шахаратов, занимавший должность старшего офицера бронепоезда «Офицер», первый вскочил на неприятельскую боевую площадку. Советский помощник командира вышел ему навстречу как будто с целью сдаться в плен. Но он внезапно проговорил: «Ну, пока суть да дело…», выхватил револьвер и выстрелил в штабс-капитана Шахаратова в упор. К счастью, красный промахнулся и был тотчас убит подоспевшими чинами бронепоезда «Офицер»
Несмотря на возникшее на станции Курск замешательство, красные пытались эвакуировав свои поездные составы, из коих некоторые стояли под парами. Но нашими снарядами были повреждены выходные стрелки, и вскоре произошло крушение. Второй неприятельский бронепоезд «Истребитель» сошел с рельс. Он был замечен благодаря пламени вспыхнувшего пожара, и бронепоезд «Офицер» обстрелял его с расстояния около 80 сажен. Тремя нашими выстрелами было подбито головное 42-линейное орудие противника, убиты находившиеся при нем трое красных и разбит сухопарник паровоза. В это время к бронепоезду «Офицер» подошел посланный от советского коменданта станции с требованием «прекратить стрельбу по своим». Посланный был убит на месте. Легкие бронепоезда «Офицер» и «Генерал Корнилов» продолжали по временам открывать артиллерийский и пулеметный огонь по району станции. Тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита» дал несколько выстрелов в направлении на город Курск. Эта стрельба была без точного прицела, но повлияла на наш успех: красные не только оставили станцию, но у них возник беспорядок и в городе.
Наши бронепоезда оставались на станции Курск примерно до 2 часов ночи на 7 сентября. К этому времени вода в их паровозах была уже на исходе. Вследствие загруженности станции, происшедших крушений поездных составов и бегства железнодорожных служащих не было возможности произвести маневры для снабжения наших паровозов водой. Кроме того, с наступлением рассвета красные могли бы опомниться и заметить, что на станции нет еще никаких наших войск, кроме трех бронепоездов. Поэтому командовавший нашими бронепоездами полковник Зеленецкий принял решение оставить станцию и отойти к нашему расположению. При этом был вывезен первый из подбитых неприятельских бронепоездов под названием «Кронштадтский», состоявший из двух двухорудийных бронеплощадок и одного паровоза. Вооружение его состояло из четырех 3-дюймовых орудий (из коих два — новейшего образца 1914 года) с запасом около 1500 снарядов и 8 пулеметов. Орудия были установлены в закрытых башнях, имеющих круговое вращение посредством зубчатой передачи, работой одного человека. Весь боевой состав этого советского бронепоезда был сделан очень тщательно и, по-видимому, был недавно выпущен с завода. Команда бронепоезда состояла из матросов Балтийского флота. Второй же подбитый бронепоезд противника, сошедший с рельс и находившийся между составами товарных вагонов, ночью вывезти не удалось. Позднее выяснилось, что на станции Курск находился и третий советский бронепоезд под названием «Черноморец», многократный противник наших бронепоездов за последние месяцы, отличавшийся очень сильным вооружением (по-видимому — четыре морских 105-милиметровых скорострельных орудия). Этот тяжелый бронепоезд стоял у депо станции Курск, близ северного семафора. Вследствие происшедших южнее крушений он не мог приблизиться к месту ночного боя и ушел в тыл красных. На рассвете 7 сентября наши три бронепоезда благополучно вернулись в расположение наших войск. За ночное дело на станции Курск последовали награждения команд Георгиевскими крестами и медалями. Действия наших бронепоездов позволили пехотным частям сравнительно легко захватить подготовленную неприятельскую позицию к югу от Курска, а также занять станцию и город Курск без боя. При этом нашим войскам досталось много военного имущества. Если бы не произошло ночного нападения наших бронепоездов на станцию Курск, то красные, вероятно, еще оказали бы упорное сопротивление перед самым городом.
В 9 часов утра 7 сентября бронепоезд «Офицер» совместно с частями 1-го Корниловского полка снова занял оставленную красными станцию Курск. Вследствие крушений, загромоздивших пути во время ночного нападения наших бронепоездов, красные не смогли произвести эвакуацию станции. На ней остались составы с грузами военного снаряжения, обмундирования и съестных припасов, а также подбитый ночью боевой состав советского бронепоезда «Истребитель», вооруженный одним 42-линейным орудием и двумя 3-дюймовыми орудиями. После очистки путей бронепоезд «Офицер» продвинулся около 17 часов 7 сентября до станции Букреевка, примерно в 10 верстах к северу от Курска, и нагнал там отступавший 1-ый Курский советский пехотных полк. После нашего обстрела красные сдались. В этом бою было взято около 500 пленных.
К западу от главного операционного направления Харьков — Курск — Орел войска Добровольческой армии должны были также перейти в наступление в начале сентября вдоль железнодорожной линии Харьков — Готня — Львов — Брянск. На этой линии находились тогда в районе станции Псел, примерно в 40 верстах к северо-западу от узловой станции Готня, легкий бронепоезд «Генерал Дроздовский» и тяжелый бронепоезд «Грозный». 3 сентября бронепоезд «Грозный» выезжал к железнодорожному мосту через реку Псел для содействия Самурскому полку, который наступал совместно с другими нашими войсками. Бронепоезд обстреливал расположение советских батарей. Однако в этот день наступление наших частей не имело успеха. С утра 4 сентября бронепоезд «Грозный» снова содействовал наступлению Самурского полка, обстреливая неприятельские окопы и батареи. Между тем, выдвинувшийся вперед легкий бронепоезд «Генерал Дроздовский» был принужден отходить, ведя бой с преследовавшим его бронепоездом красных. Тогда бронепоезд «Грозный» перенес огонь своих тяжелых орудий на советский бронепоезд. Через несколько минут этот последний поспешил скрыться за бугром в направлении следующей станции Суджа. Медленное продвижение наших пехотных частей продолжалось утром 5 сентября. Западнее железной дороги находились части Белозерского полка, а восточнее — части Самурского полка. Бронепоезда «Генерал Дроздовский» и «Грозный» стали сначала на позицию у железнодорожного моста через реку Ворожба. Затем бронепоезд «Генерал Дроздовский» двинулся вперед в сопровождении одной боевой площадки с 5-дюймовым орудием от бронепоезда «Грозный» для его поддержки. Бронепоезд красных вышел со станции Суджа навстречу нашим бронепоездам, но вскоре под их огнем был принужден отойти на станцию. После этого станция Суджа, примерно в 20 верстах от станции Псел, была занята бронепоездом «Генерал Дроздовский», который шел на уровне наших пехотных цепей. Затем на станцию Суджа подошел и бронепоезд «Грозный», который преследовал артиллерийским огнем уходивший неприятельский бронепоезд и открыл пулеметный огонь по обнаруженным обозам красных. В это время на станцию прибыл начальник 3-ей пехотной дивизии генерал Витковский и наблюдал за развитием боя. Преследование противника закончилось у моста через реку Суджа, который оказался поврежденным. К вечеру 5 сентября город Суджа был окончательно занят нашими войсками. На следующее утро 6 сентября бронепоезда «Генерал Дроздовский» и «Грозный» вышли к железнодорожному мосту. Включившись в правительственный телефонный провод, удалось подслушать разговор советских начальников на следующей станции Локинская, примерно в 15 верстах от станции Суджа. Благодаря этому была удачно обстреляна станция и стоявшие перед ней два бронепоезда красных. К вечеру продвижение наших войск стало развиваться успешнее. Наши бронепоезда шли вместе с наступавшими частями Белозерского полка. В 2 верстах от станции Локинская бронепоезда «Генерал Дроздовский» и «Грозный» были вынуждены остановиться из-за порчи пути. Там они вступили в бой с бронепоездом и батареей противника. К концу дня 6 сентября станция Локинская была занята нашими войсками.
В центре Добровольческой армии части 5-го конного корпуса, растянутые на широком фронте, не были достаточно сильны, чтобы перейти в решительное наступление. В конце августа им пришлось даже отойти от важной узловой станции Бахмач. Поэтому в первые дни сентября бронепоезд «Орел» нес службу сторожевого охранения к югу от Бахмача, при разделении железнодорожных линий на Круты и на Ичню. При этом приходилось вступать в бой с бронепоездом красных «Советская Россия». 6 сентября наши конные части обходным движением вышли в тыл противнику, который оставил Бахмач. Утром 7 сентября бронепоезд «Орел» прибыл на станцию Бахмач и получил там от командира полка задачу: продвинуться по линии Бахмач — Гомель, чтобы оттеснить неприятельский бронепоезд «Советская Россия». Этот бронепоезд продолжал издали обстреливать станцию Бахмач. Приказано было также взорвать, если возможно, большой мост через реку Десна, примерно в 40 верстах к северо-западу от Бахмача. На две недели раньше бронепоезд «Орел» доходил до этого моста через реку Десна, к северу от которого находилась станция Макошино. Тогда взрыв моста, вероятно, удался бы, но на это не было приказаний. Теперь же было уже поздно. Обстановка изменилась, и задача оказалась невыполнимой. Бронепоезд «Орел» и подошедший тяжелый бронепоезд «Князь Пожарский» вступили в бой с бронепоездом красных. Высланный вперед офицер-наблюдатель корректировал артиллерийский огонь наших бронепоездов. Советский бронепоезд был вынужден отходить. Бронепоезд «Орел», продолжая вести огонь, преследовал его и занял станцию Чесноковка, примерно в 10 верстах от Бахмача. Однако бронепоезд «Советская Россия» отошел недалеко за эту станцию и начал обстреливать заградительным огнем железнодорожные пути. Так как наши части не подошли, то дальнейшее продвижение бронепоезда «Орел» оказалось невозможным. После часа перестрелки головное орудие бронепоезда испортилось. Чтобы помешать противнику занять станцию Чесноковка, был взорван железнодорожный путь, и бронепоезд «Орел» вернулся на станцию Бахмач.
К западу от Днепра, в районе Киева произошел в самом начале сентября первый бой бронепоезда Добровольческой армии против бронепоезда петлюровцев. Легкий бронепоезд «Витязь» в бою близ станции Боярка, примерно в 20 верстах от Киева, взял в плен боевой состав противника и его команду. Боевой частью бронепоезда «Витязь» командовал при этом его старший офицер капитан Имшеник-Кондратович. Захваченные бронеплощадки послужили для сформирования нового бронепоезда, который получил название «Доблесть Витязя». Командиром его был назначен капитан Имшеник-Кондратович. Офицерский состав и команда нового бронепоезда «Доблесть Витязя» были отчасти составлены из числа служивших ранее на бронепоезде «Витязь». Другой частью были вновь поступившие в Киеве. В числе команды было около 25 кадет, около 30 вольноопределяющихся и около 25 солдат и казаков. Кроме того на бронепоезде «Доблесть Витязя» служили в качестве прислуги около 10 бывших военнопленных австрийцев. По сформировании бронепоезд «Доблесть Витязя» отправился на линию Киев — Бахмач.
Между тем на других участках фронта военные действия против петлюровцев еще не начинались и распространялись слухи о возможном подчинении петлюровцев командованию Вооруженных сил Юга России для совместной борьбы против красных. Около 1 сентября на узловой станции Бобринская находился вновь сформированный легкий бронепоезд «Коршун», которым командовал капитан Магнитский. Бронепоезд получил приказание произвести дальнюю разведку и прошел без сопровождающего вспомогательного поезда примерно 30 верст на запад от станции Бобринская, до узловой станции Цветково. Боевой опыт многократно подтверждал значение вспомогательных поездов, в особенности вдали от расположения наших войск. Если наш бронепоезд попадал в тяжелое положение, то вспомогательный поезд мог вывезти боевой состав с подбитым в бою паровозом или починить разбитые железнодорожные пути на направлении отхода бронепоезда. Однако во вновь сформированном 5-ом бронепоездном дивизионе вообще не было штатных вспомогательных поездов. От станции Цветково бронепоезд «Коршун» повернул на юг и прошел еще примерно 10 верст, до станции Каменный Мост. На станции были замечены несколько петлюровских солдат. Но когда они разглядели на стенках боевых площадок добровольческие знаки — трехцветные углы, то поспешили уйти. Начальник станции сообщил, что поблизости в деревне стоит рота петлюровцев. Днем чины команды бронепоезда «Коршун» ходили в эту деревню для покупки съестных припасов. Они вступили в разговор с петлюровцами. Те говорили, что о военных действиях против Добровольческой армии они ничего не слышали и удивлялись прибытию нашего бронепоезда. После этого около 10 дней прошли спокойно.
В это время легкий бронепоезд «Генерал Гейман», получивший позднее название «Доброволец», был отправлен по приказанию штаба 2-го армейского корпуса на охрану железнодорожной линии между узловыми станциями Бобринская и Знаменка, примерно в 80 верст длиной. Бронепоезд получил две новые боевые площадки, одного типа с уже имевшейся. На каждой было установлено 3-дюймовое орудие образца 1902 года во вращающейся полубашне.
Сформированный в августе легкий бронепоезд «Полковник Гусев», участвовавший в преследовании красных, которые отходили на север, в сторону Киева, — получил от начальника бронепоездных дивизионов распоряжение идти в Таганрог. Там предполагалось его перевооружение материальной частью тяжелого бронепоезда с новым названием «Богатырь». Этот тяжелый бронепоезд должен был войти в состав 8-го бронепоездного дивизиона, вместе с легкими бронепоездами «Доброволец» и «Пластун».
Немногочисленным войскам и бронепоездам Добровольческой армии, действовавшим к западу от Днепра, удалось в середине сентября постепенно оттеснять петлюровцев без очень упорных боев. Но в это время возникла новая угроза со стороны более опасного противника, махновцев.
(Продолжение следует)
Анд. Алекс. Власов
ОБЩЕСТВО ДРУЗЕЙ «ВОЕННОЙ БЫЛИ»
В воскресенье 11 января 1970 года, в 14 ч. 30 м., в зале Русского Музыкального Общества во Франции (26, Avenue de New-York Paris 16) состоится Первое Открытое Собрание Общества.
С докладами выступят :
Георгий Михайлович фон-Гельмерсен — Русский флот и Императрице Екатерине Второй и его Георгиевские награды.
Александр Васильевич Маслов — Битва у Листвена в 1024 году.
Константин Михайлович Перепеловский — Кавказский театр войны 1877-78 гг. и Георгиевские ленты 1-й степени на штандарте Нижегородцев.
Вступительное слово редактора «ВОЕН НОЙ БЫЛИ» Алексея Алексеевича Геринга.
Присутствовать на собрании сердечно приглашаются все интересующиеся русской военной историей.
Https://visaspb.com/australia/ https://visaspb.com/australia/ visaspb.com |
Похожие статьи:
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №111). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №112). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №110). – Анд. Алекс. Власов
- Бой бронепоезда «Иоанн Калита» у ст. Волноваха 17 мая 1919 года. – В. Федоров
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №104). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №103). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №109) – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Окончание). – Анд. Алек. Власов.
- Список и организация бронепоездов Добровольческой и Донской Армий. – Анд. Алекс. Власов.