Статьи из парижского журнала "Военная Быль" (1952-1974). Издавался Обще-Кадетским Объединением под редакцией А.А. Геринга
Thursday December 5th 2024

Номера журнала

МОРСКИЕ ПУТИ СНАБЖЕНИЯ СССР В ПОСЛЕДНЮЮ ВОЙНУ. (Окончание). – П.А. ВАРНЕК.



ОТ РЕДАКЦИИ:

По недосмотру Редактора, в предыдущем номере (5) «Военной были» выпущена, во время брошюровки, целая страница. На этой странице помещалось и окончание статьи П.А. Варнека «Морские пути снабжения СССР в последнюю войну. Принося глубочайшие извинения нашему дорогому сотруднику, мы помещаем в настоящем номере окончание его интереснейшей статьи.

МОРСКИЕ ПУТИ СНАБЖЕНИЯ СССР В ПОСЛЕДНЮЮ ВОЙНУ.

(Окончание).

Но надо отметить, что обратные конвои несли значительно меньший урон. Это объясняется отсутствием у немцев времени сосредоточить свои силы, т.к. они его обнаруживали лишь когда конвой уже начинал проходить самую опасную зону.

Кроме сравнительно редких конвоев (74 за всю войну, считая в обе стороны), отдельные, обыкновенно более быстроходные пароходы со срочными грузами, пользуясь длинными ночами, пытались проскользнуть незамеченными. Это был большой риск, от которого англичане обычно уклонялись. Все же 33 советским судам и 8 – других стран удалось таким образом проскочить.

С начала 1944 года, в связи с придачей каждому конвою одного или двух авианосцев с разведочными, противолодочными и истребительными самолетами и увеличением конвойных кораблей, немецкие атаки стали гораздо труднее и противник начал нести чувствительные потери. 12 ноября 1944 года английские самолеты потопили линейный крейсер «Тирпиц» и немецкий флот фактически перестал существовать.

В конечном счете, несмотря на потери, 803 советских парохода и 708 иностранных – прошли Северным Путем и доставили в советские порты около 5 миллионов тонн груза, т.е. немного менее чем в первую мировую войну. За исключением 1942 года, оружия было доставлено сравнительно мало – зато большое количество провианта (консервы), уголь, нефтяные продукты, очень большое количество автомобилей, медикаменты и всякого рода машины и материалы.

П.А. ВАРНЕК.

Добавить отзыв