В конце сентября 1919 г. легкий бронепоезд «Офицер» продвигался на север совместно с нашими войсками, наступавшими вдоль одной из главных железнодорожных линий, — Курск — Орел. 20 сентября бронепоезд вступил в бой с батареями и двумя бронепоездами противника к северу от станции Куракино, примерно в 50 верстах южнее Орла. Один из неприятельских бронепоездов был подбит огнем бронепоезда «Офицер». Наши наблюдатели видели, как этот подбитый бронепоезд был увезен вспомогательным поездом. 21 сентября бронепоезд «Офицер» вел бой севернее станции Куракино с бронепоездом и пехотой красных, которая пыталась наступать западнее полотна железной дороги. Под нашим пулеметным и артиллерийским огнем цепи красных отошли.
22 сентября утром легкий бронепоезд «Офицер» с вспомогательным поездом и тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита», также с вспомогательным поездом, двинулись к станции Куракино. Фронт наших пехотных частей находился тогда южнее этой станции. Боевым участком командовал генерал Пешня. Бронепоезда получили от него приказание продвинуться к северу до соприкосновения с противником, не вступать в сильный бой, но держаться до наступления темноты на последнем возможном рубеже. Наши бронепоезда шли, сохраняя зрительную связь между собой, по одному — левому пути. Правый путь был испорчен на значительном протяжении посредством особого стального треугольника, прикрепленного к паровозу. При медленном движении этот треугольник вырывал на ходу все рельсы пути позади паровоза, иногда — вместе со шпалами. Впоследствии выяснилось, что разрушение одного пути и оставление в целости другого, соседнего пути должно было создать ловушку для наших бронепоездов. Когда наши бронепоезда подошли к станции Куракино, то оказалось, что она никем не занята. С возвышенности был виден район следующей станции Змиевка и дымы от паровозов, указывавшие на движение поездов. Боевой частью бронепоезда «Иоанн Калита» командовал в этот день штабс-капитан Амасийский. По его приказанию боевая площадка с 6-дюймовым орудием Кане была отцеплена от состава и заняла позицию в выемке с посадкой. Часть бронепоезда с головными орудиями (одним 42-линейным и одним 5-дюймовым английским) выдвинулась дальше к северному краю посадки. На край посадки вправо был выслан десант чинов команды с тремя пулеметами. Примерно в двух верстах влево был установлен наблюдательный пункт на холме, с которого открывался хороший обзор. При наблюдательном пункте находился один легкий пулемет Люиса. Пулеметам был отдан приказ открывать только действительный огонь, с прицелом на расстояние не свыше 2000 шагов. Между тем легкий бронепоезд «Офицер» осторожно продвигался по левому пути дальше, для соприкосновения с противником. Когда этот бронепоезд вошел в другую выемку, севернее станции Куракино, то на правом пути, кроме его разрушения, был обнаружен еще завал из шпал, рельс и камней. Дальше по направлению к станции Змиевка правый путь был в исправности. Это обстоятельство обратило на себя внимание командира бронепоезда «Офицер», который стал двигаться еще осторожнее. Пройдя еще около 4 верст, бронепоезд «Офицер» в 10 часов утра поравнялся с леском. Тогда навстречу ему вышел советский бронепоезд, стреляя на ходу. Второй бронепоезд противника открыл огонь из-за складки местности. Третий бронепоезд красных начал стрелять, находясь на станции Змиевка. Вскоре к стрельбе по бронепоезду «Офицер» присоединились еще две неприятельские полубатареи (по два орудия), которые стояли у опушки леса юго-восточнее селения Змиевка. Несмотря на очень сильный, сосредоточенный артиллерийский огонь красных, бронепоезд «Офицер» не отступил к станции Куракино, а лишь маневрировал. Отгоняя два неприятельских бронепоезда, он то приближался к станции Змиевка, то отходил и скрывался в выемке. Тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита» принял участие в бою, стреляя из трех своих орудий. 42-линейное и 5-дюймовое орудия открыли огонь по неприятельским полубатареям. Через полчаса они были принуждены замолчать и по-видимому, снялись с позиции. В дальнейшем их огонь был очень редким и неточным, вероятно — с предельной дистанции. 6-дюймовое орудие бронепоезда «Иоанн Калита» обстреливало бронепоезда красных. Была пристреляна точка на железнодорожной насыпи. Дальше нее бронепоезда красных не решались идти.
Когда бронепоезд «Офицер» еще раз подошел к станции Змиевка, преследуя неприятеля, то со станции вышел по правому пути состав из пяти обыкновенных вагонов с паровозом сзади и со все. возрастающей скоростью двинулся навстречу бронепоезду «Офицер». Бронепоезд находился на соседнем левом пути, однако для него возникала большая опасность в случае крушения неприятельского поезда-брандера в выемке, где красные приготовили завал на пути. Поэтому бронепоезду «Офицер» пришлось отходить, отстреливаясь от двух советских бронепоездов, которые двинулись быстрым ходом от станции Змиевка на сближение. 6-дюймовое орудие бронепоезда «Иоанн Калита» встретило их выстрелом по заранее пристрелянному месту на насыпи. Снаряд разорвался точно на путях, Неприятельские бронепоезда сильно задымили и отошли к станции Змиевка. Но в это время неприятельский состав-брандер из пяти вагонов успел обогнать по соседнему пути отходящий бронепоезд «Офицер» и налетел на завал в выемке. Произошло крушение, загромоздившее оба пути. Бронепоезд «Офицер» своевременно затормозил, но дальнейший путь через выемку был для него прегражден. Советская пехота вышла из леса и начала наступать к месту крушения, имея свою конницу на фланге. Артиллерийским огнем с бронепоезда «Иоанн Калита» она была остановлена, а затем принуждена отступить.. Разъезд красных устремился к линии железной дороги между бронепоездом «Иоанн Калита» и его вспомогательным поездом, но пулеметным огнем с бронепоезда и вспомогательного поезда был отброшен. Началась работа по очистке пути в выемке для отхода бронепоезда «Офицер». С бронепоезда «Офицер» была прислана к бронепоезду «Иоанн Калита» связь с сообщением, что на работу потребуется не менее 3 часов. Поэтому необходимо, чтобы бронепоезд «Иоанн Калита» оставался все это время на той же позиции, чтобы прикрывать работу и отгонять противника. Это удалось. За день боя 22 сентября бронепоезд «Иоанн Калита» израсходовал не менее 150 тяжелых снарядов. С наступлением темноты бронепоезда «Офицер» и «Иоанн Калита» отошли к нашему расположению. 24 сентября бронепоезд «Офицер» вышел в бой к станции Змиевка в составе паровоза и только одной боевой артиллерийской площадки. После первого выстрела по неприятельскому бронепоезду установка орудия была повреждена при откате и орудие выбыло из строя. Противник продолжал стрелять. Тем не менее бронепоезд «Офицер» двигался вперед на сближение, не стреляя. Тогда бронепоезд красных отошел, сбросив брандер в виде состава с балластом. К счастью, он не причинил вреда бронепоезду «Офицер», который обстреливал пулеметным огнем цепи неприятельской пехоты, отходившей на север. Бронепоезд «Офицер» дошел до следующей станции Еропкино, примерно в 10 верстах к северу от станции Змиевка. Однако вследствие позднего времени и из-за загроможденного пути бронепоезд отошел затем к расположению наших войск. 27 сентября бронепоезд «Офицер» вел бой с неприятельским бронепоездом у станции Еропкино. После починки пути, испорченного во многих местах, станция Еропкино была нами занята. Бронепоезд противника отошел к северу, продолжая портить железнодорожные пути. 28 сентября, бронепоезд «Офицер» продвигался дальше, починив во многих местах путь на участке примерно в 10 верст между станциями Еропкино и Становой Колодезь. Не доезжая до последней станции был встречен неприятельский бронепоезд, который портил полотно железной дороги посредством стального угольника, срывающего рельсы со шпал силой тяги двух паровозов. Несмотря на наступавшую темноту, бронепоезд «Офицер» открыл огонь и бронепоезд красных был подбит. Исправляя путь, бронепоезд «Офицер» вел 29 сентября бой с подошедшим неприятельским бронепоездом, занял станцию Становой Колодезь, а к вечеру и следующую станцию Стиш, примерно на 10 верст еще севернее. Разрывом неприятельской гранаты был убит на бронепоезде один солдат команды связи. 30 сентября, продвигаясь дальше за станцию Стиш, бронепоезд «Офицер» встретил пехоту красных и фланговым огнем заставил ее уйти из окопов. Во время боя к бронепоезду подошел в конном строю отряд красных. Командовавший им корнет доложил командиру бронепоезда, что это эскадрон, состоявший при штабе 13-ой советской армии. Корнет и 30 его подчиненных желают перейти на сторону Добровольческой армии. Эскадрон в полном составе был передан в конную сотню Корниловского полка и в тот же день участвовал в бою против красных. Снова починив путь и пройдя за день около 15 верст, бронепоезд «Офицер» к вечеру подошел к взорванному виадуку у Московско-Курского вокзала города Орел. Команда бронепоезда в пешем строю совместно с командой разведчиков Корниловского полка участвовала в атаке на красных, оборонявшихся на окраине города.
1 октября на рассвете бронепоезд «Офицер» вошел на станцию Орел. Затем бронепоезд продвигался к станции Песочная, примерно в 10 верстах к северо-востоку от Орла, и чинил путь, взорванный противником во многих местах. 2 октября 1919 года легкий бронепоезд «Офицер» и тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита» подошли ко взорванному мосту за станцией Песочная. Расстояние от этого моста до Москвы примерно 345 верст, считая по линии железной дороги. Это было кратчайшее расстояние до Москвы, на которое удалось продвинуться бронепоездам Добровольческой армии.
По ту сторону моста находились четыре бронепоезда красных. Они открыли сильнейший огонь из шести орудий, при поддержке одной батареи. Нашим огнем был подбит, получив два попадания, один из неприятельских бронепоездов под курьезным названием «Смерть Директории». Были получены сведения о том, что на этом бронепоезде было несколько убитых и раненых. После 10 минут боя бронепоезда красных отошли. 4 октября вечером бронепоезд «Офицер» выходил на разведку ко взорванному мосту и был обстрелян батареей красных, а на следующий день вел артиллерийский огонь по пехоте противника, наступавшей на Орел. 6 октября бронепоезд «Офицер» охранял станцию Орел, которая нами эвакуировалась. В ночь на 7 октября база бронепоезда отошла на станцию Поныри, в 80 верстах к югу от Орла. Перешедшая в наступление советская ударная группа вышла в район города Кромы, примерно в 30 верстах к юго-западу от Орла, стремясь произвести глубокий прорыв между нашими войсками Корниловской и Дроздовской дивизий. Отряды советской кавалерии из состава бригады Примакова угрожали железной дороге к югу от Орла. Поэтому впереди состава базы бронепоезда «Офицер» была поставлена бронеплощадка в боевой готовности. Команда бронепоезда не предполагала тогда, что наступил перелом в ходе кампании 1919 года и что предстоит долгое и трудное отступление.
Утром 8 октября бронепоезд «Офицер» вышел на позицию у станции Стиш, примерно в 15 верстах к югу от Орла. В это время наступавшие при поддержке двух 4-орудийных батарей части 5-го латышского полка красных потеснили цепи 1-го Корниловского полка. Бронепоезд быстро выдвинулся во фланг противнику и заставил одну из неприятельских батарей сразу отходить, не дав по бронепоезду ни одного выстрела. Затем бронепоезд «Офицер» открыв огонь из двух своих орудий и всех пулеметов, отбросил латышскую пехоту и преследовал ее в сторону Орла. Бегущие красные скрывались от огня бронепоезда в оврагах и перелесках. Починив взорванный путь, чины бронепоезда сняли на железнодорожной будке телефон, проведенный на неприятельскую батарею. При этом был убит не успевший скрыться начальник связи латышской батареи. Бронепоезд двинулся дальше, миновал выемку и подошел ко входным семафорам станции Орел. В это время открыла огонь 4-орудийная батарея красных, пристреливая край выемки в 80 саженях позади бронепоезда. Командовавший в этот день боевой частью штабс-капитан Шахаратов приказал отходить. Красные открыли заградительный огонь. Но бронепоезд выждал момент между двумя очередями и благополучно въехал в выемку. К вечеру по бронепоезду «Офицер», который находился на позиции близ станции Стиш противник открыл огонь из тяжелых орудий. Из команды бронепоезда трое были ранены осколками. От командира Корниловского полка полковника Пешня была получена записка с благодарностью «за доблестную работу бронепоезда». 9 октября в бою у станции Стиш бронепоезд «Офицер» получил два попадания: в паровоз и в контрольную площадку.
11 октября все атаки противника на наши позиции у станции Стиш были отбиты и станция закреплена за нами. В этот день бронепоезд «Офицер» находился под сильным огнем многочисленной легкой и тяжелой артиллерии противника, вплоть до 6-дюймового калибра. 12 октября бронепоезд был вызван на позицию вследствие аварии недавно сформированного легкого бронепоезда «Гром победы», который был зачислен в состав 9-го бронепоездного дивизиона. Этот бронепоезд сошел с рельс у входного семафора станции Стиш. Бронепоезд «Офицер» прикрывал работы по поднятию сошедшего с рельс состава. Работам благоприятствовал туман. На рассвете 13 октября бронепоезд «Офицер» картечным и пулеметным огнем отбил атаку пехоты красных на деревню Михайловка около станции Стиш. В течение этого дня бронепоезд, маневрировавший на участке около 2 верст, находился под огнем 7 легких орудий и нескольких тяжелых орудий 42-линейного и 6-дюймового калибра. Однако попаданий в бронепоезд не было. На следующий день, находясь на станции Стиш в центре боевого участка, бронепоезд снова был под обстрелом батарей противника. Подходивший к станции бронепоезд красных был отогнан нашим огнем. Об этих боях у станции Стиш особо упоминает в своей книге, изданной в 1931 году, бывший главнокомандующий Южным фронтом, а затем — советский маршал Егоров. По его мнению, «бои за станцию Стиш и противодействие бронепоездам белых, прорывавшимся через расположение бригады и подходившим к Орлу, весьма затрудняли продвижение латышей».
В ночь на 15 октября, вследствие прорыва на нашем левом фланге части нашего 1-го корпуса были вынуждены отойти. Отход в сторону станции Змиевка, на 30 верст южнее, происходил без давления со стороны противника. Бронепоезд «Офицер» получил 15 октября задачу произвести разведку. Он дошел до станции Стиш, но противника не обнаружил. По показаниям местных жителей, красные проходили вдали от железной дороги, двигаясь к деревне Домнино. 16 октября бронепоезд «Офицер» обнаружил к северу от станции Еропкино колонну противника, двигавшуюся к югу, обстрелял и рассеял ее. К вечеру, под артиллерийским огнем красных бронепоезд «Офицер» оставил станцию Еропкино. 17 октября бронепоезд был послан по железнодорожной ветке Глазуновка — Дьячье, примерно на 25 верст южнее Еропкино. Оказалось, что железнодорожный мост на этой ветке не может по своей ветхости выдержать тяжести бронепоезда. Противник обнаружен не был.
После взятия Курска легкие бронепоезда «Генерал Корнилов» и «Слава Офицеру» поддерживали наши войска во второй половине сентября и в первой половине октября 1919 года, действуя на второстепенных линиях к востоку от главного направления, — Курск — Орел. Бронепоезд «Генерал Корнилов» сначала продвигался на восток от Курска, примерно на 100 верст, через станции Охочевка и Щигры, до узловой станции Мармыжи. Оттуда бронепоезд двинулся на север, через станцию Ливны, действуя совместно с частями Алексеевского полка. В начале октября бронепоезд «Генерал Корнилов» занял узловую станцию Верховье на линии Орел — Елец, пройдя от станции Мармыжи еще около 125 верст. Около 15 октября началось отступление наших войск от станции Верховье на юг, и бронепоезд «Генерал Корнилов» прикрывал отход, двигаясь обратно к станции Мармыжи. Бронепоезд «Слава Офицеру» участвовал в бою 17 и 18 сентября у станции Ливны, а затем перешел на железнодорожную линию Касторная — Новый Оскол.
К западу от главного направления, — Курск — Орел, — наступление наших войск развивалось в конце сентября 1919 г. вдоль железнодорожной линии Льгов — Брянск. Тяжелый бронепоезд «Грозный» находился 20 сентября на станции Льгов. Одно 5-дюймовое орудие бронепоезда было отправлено оттуда в Екатеринослав для установки на тумбу с круговым обстрелом. 21 сентября бронепоезд перешел на станцию Арбузово, примерно в 50 верстах к северу от Льгова, а оттуда выдвинулся на позицию за станцию Дмитриев, еще на 15 верст севернее, для содействия наступлению Дроздовского полка. В присутствии начальника дивизии генерала Витковского бронепоезд «Грозный» обстреливал неприятельский бронепоезд и батареи красных. На следующий день 22 сентября бронепоезд стоял, вследствие порчи пути впереди, на станции Дмитриев. Туда подошел также легкий бронепоезд «Дроздовец». 23 сентября легкий бронепоезд «Генерал Дроздовский» и тяжелый бронепоезд «Грозный» двинулись к следующей станции Евдокимовка, обгоняя части Дроздовского полка, шедшие в походных колоннах. Бронепоезд «Генерал Дроздовский» вышел за станцию Евдокимовка, а бронепоезд «Грозный» остановился у входных стрелок и обстреливал бронепоезд красных, находившийся за железнодорожным мостом через реку Усожа. К ночи наши войска заняли позицию вдоль реки Усожа. Мост через нее оказался взорванным. 24 сентября были получены сведения о том, что от станции Комаричи, находящейся примерно в 40 верстах к северу от станции Дмитриев, подходят неприятельские бронепоезда. Тогда бронепоезд «Грозный» занял позицию в выемке, не доходя 2 верст до моста, но не успел еще привести в боевое положение свои орудийные платформы, как был обстрелян 42-линейными орудиями подошедшего советского бронепоезда «Большевик». Легкий бронепоезд «Дроздовец», стоявший у моста, подвергся в то же время обстрелу со стороны другого бронепоезда красных под названием «Брянский». (Этот советский бронепоезд «Брянский» не следует отожествлять с нештатным бронепоездом Добровольческой армии «Брянский», который был расформирован в октябре 1919 года). Один из первых снарядов бронепоезда «Большевик» попал в путь позади бронепоезда «Грозный». Команда вспомогательного поезда тотчас же приступила к починке пути. Бронепоезд «Грозный» открыл огонь из 5-дюймового и 6-дюймового орудий. Однако через некоторое время 6-дюймовое орудие заклинилось, а 5-дюймовое английское орудие давало много осечек. Поэтому бронепоезд был вынужден прекратить стрельбу. Для того, чтобы избежать напрасных потерь, командовавший в этот день боевой частью бронепоезда капитан Дубельт приказал команде отойти в лесок недалеко от железной дороги. Несколько снарядов с неприятельских бронепоездов разорвались вблизи от бронепоезда «Грозный», после чего красные прекратили обстрел. Команда вернулась на боевую часть, и бронепоезд «Грозный» отошел на станцию Евдокимовка. На следующее утро 25 сентября началось наступление наших войск. Накануне была послана колонна Дроздовского полка для выхода в тыл красным у станции Комаричи, чтобы принудить неприятеля к отступлению от реки Усожа. Став на позицию в выемке. бронепоезд «Грозный» вел перестрелку с неприятельским бронепоездом, который стоял за рекой. Стала слышна сильная канонада в направлении станции Комаричи. Около полудня с наблюдательного пункта бронепоезда «Грозный» было замечено, что к бронепоезду красных подошел паровоз. После этого неприятельский бронепоезд отошел. К вечеру стало известно, что станция Комаричи занята частями Дроздовского полка, которые отрезали три бронепоезда красных, в том числе бронепоезда «Большевик» и «Брянский». 26 сентября бронепоезд «Грозный» стоял на станции Евдокимовка. Не было возможности преследовать отходящих красных из-за порчи моста. Разведчики бронепоезда выехали на подводах и произвели осмотр железнодорожного пути до станции и брошенных боевых составов неприятельских бронепоездов. Они оказались сильно поврежденными. 27 сентября боевая часть бронепоезда «Грозный» была разделена. Одно исправное 6-дюймовое орудие и пулеметная площадка, а также несколько жилых вагонов для их команды были оставлены на станции Арбузово. Другая часть бронепоезда была отправлена в Харьков для переделки вагонов резерва на зимнее положение. С резервом были увезены неисправное 6-дюймовое орудие и второе 5-дюймовое орудие; последнее — для установки на тумбу с круговым обстрелом.
В начале октября прибыл на линию Льгов — Брянск легкий бронепоезд «Доблесть Витязя», которым командовал капитан Имшеник-Кондратович. Этот бронепоезд участвовал в боях между станциями Комаричи и Брасово, примерно в 65 верстах к югу от Брянска, будучи придан Дроздовской дивизии.
В это время в Харькове продолжалось формирование легкого бронепоезда «Москва», командиром которого был назначен полковник Соллогуб. Работы по сооружению боевых площадок и жилых вагонов базы бронепоезда производились на паровозостроительном заводе Харькова. Офицеры и солдаты бронепоезда принимали участие в этих работах, и это способствовало спайке команды. Часть команды была временно отправлена на фронт, чтобы обслуживать бронеплощадки, захваченные у красных частями Дроздовского полка. Эта часть команды бронепоезда «Москва» участвовала с успехом в боях при взятии станций Путивль и Грузское, на расстоянии примерно в 200 верст к северо-западу от Харькова, считая по прямой линии. Команде была объявлена благодарность Инспектора артиллерии 1-го корпуса. Затем временный бронепоезд с командой от бронепоезда «Москва» был послан на станцию Беспалово, примерно в 60 верстах к югу от Харькова, против так называемых «зеленых», которые производили грабежи и нападали на небольшие части Добровольческой армии.
В сентябре 1919 года происходило также формирование двух новых бронепоездов (тяжелого и легкого) при помощи средств от промышленников юга и центра России. Тяжелый бронепоезд должен был получить название «На Москву», а легкий бронепоезд — название «За Русь Святую». Оба эти бронепоезда и сформированный раньше легкий бронепоезд «Генерал Дроздовский» должны были составить 6-ой бронепоездной дивизион. 9 октября штабс-капитан Красильников был назначен временно командующим бронепоездом «За Русь Святую» Боевые площадки для этого бронепоезда были заказаны заводу «Судосталь». Но работы по их сооружению проходили весьма медленно.
ГЛАВА ДВАДЦАТАЯ
В то время как наступление войск правого фланга Добровольческой армии сменилось в середине октября 1919 года отступлением в сторону Курска и Льгова, — эта решительная перемена военного счастья не отразилась сразу на обстановке в других частях обширного фронта. Технические средства связи были скудны, Работа и взаимная связь штабов затруднены. Отдельные войсковые части, разбросанные на громадных пространствах Юга России, были мало осведомлены о том, что происходило в других районах.
Отходившие в северном направлении войска 12-ой советской армии прекратили свое отступление, установив прочную связь с соседней 14-ой советской армией и выйдя в район к северо-западу от Киева. Примерно с 1 по 5 октября красные атаковали наши войска, стремясь проникнуть в Киев. Легкий бронепоезд «Баян» участвовал в этих боях, находясь около большого моста через Днепр и около железнодорожных станций Киев-второй, Киев-товарный и Киев-пассажирский. Так как постройка в Киеве боевых площадок для бронепоезда «Аскольд» еще не была закончена, то команда этого бронепоезда приняла участие в оборонительных боях с 1 по 5 октября, находясь не на бронеплощадках, а в пешем порядке. 7 октября бронепоезд «Баян» отправился на узловую станцию Гребенка, примерно в 140 верстах к востоку от Киева. С этой станции бронепоезд ежедневно выезжал для несения тыловой охраны по одному из четырех направлений, на расстояния до 80 верст.
24 сентября 1919 года было начато в Киеве формирование в спешном порядке броневспомогательного поезда номер 7, 2-го железнодорожного батальона. От этого поезда ведет свое начало легкий бронепоезд «Студент». 27 сентября броневспомогательный поезд номер 7 вышел на охрану железнодорожной линии Дарница — Бахмач, к востоку от Киева, протяжением примерно в 170 верст. На эту железную дорогу начали нападать повстанческие отряды Крапивянского. Броневпомогательный поезд номер 7 имел одну пулеметную бронеплощадку, построенную летом 1919 года на станции Харьков. Остальные вагоны были с железнодорожными инструментами, матерьялами и подрывным имуществом. В начале октября броневспомогательный поезд номер 7 прибыл на станцию Нежин, принял боевой состав, построенный собственными средствами железнодорожного батальона, и получил новое название: «Желбат I». Штаб батальона предполагал дать в дальнейшем бронепоезду «Желбат I» новое название — «Студент», как только удастся получить вполне оборудованные бронеплощадки. Это переименование предполагалось потому, что 2-ой железнодорожный батальон состоял главным образом из студентов. Командиром бронепоезда «Желбат I» был назначен поручик Шимкевич. Команда состояла из 6 офицеров и 60 солдат-вольноопределяющихся. Боевая часть бронепоезда «Желбат I» состояла из одной орудийной платформы с бронированными бортами и 3-дюймовым орудием образца 1902 года с обрезанным лафетом. Это изменение лафета было сделано для большего угла обстрела. Кроме того имелась пулеметная 4-осная площадка системы Арбеля, блиндированная шпалами и вооруженная семью тяжелыми пулеметами. Впоследствии было приказано сдать эту пулеметную площадку для формирования нового бронепоезда «Желбат 2».
Бронепоезд «Желбат 1» нес службу охраны железнодорожной линии, находясь в распоряжении начальника 9-ой пехотной дивизии генерала Шевченко. Надлежало содействовать местным властям по проведению мобилизации и по доставке дров для нужд железной дороги. Для этого приходилось высаживать часть команды бронепоезда с пулеметами или обстреливать неповинующиеся деревни. После занятия нашими войсками Чернигова бронепоезд «Желбат 1» выделил из состава своей команды одного офицера и 12 солдат для обслуживания блиндированного поезда на узкоколейной железной дороге Ичня — Круты — Чернигов, на расстоянии примерно 110 верст. Узкоколейный блиндированный поезд состоял из двух вагонов с прикрытием из мешков с песком и имел на вооружении одно 3-дюймовое орудие образца 1902 года и два пулемета системы Максима. После охраны железной дороги узкоколейный блиндированный поезд прикрывал отход наших частей, действуя совместно с войсками гвардии под командой генерала Моллера. Когда же блиндированный поезд был вынужден отойти до конца узкоколейной железной дороги, то команда сняла с него орудие, пулеметы и все имущество и присоединилась к бронепоезду «Желбат 1».
На левом фланге Добровольческой армии действовал против петлюровцев легкий бронепоезд «Коршун». В начале октября 1919 года этот бронепоезд находился в Елизаветграде, примерно в 100 верстах к западу от правого берега Днепра. Было получено приказание продвигаться дальше, ведя разведку о местонахождении отрядов петлюровцев. За день бронепоезд «Коршун» прошел без боя до узловой станции Помощная, на расстояние около 60 верст. На следующий день бронепоезд дошел до станции Ольвиополь (Подгородная), еще на 45 верст дальше. Там были получены сведения от железнодорожников, что отряды петлюровцев находятся близко и что у них есть бронепоезда. 5 октября бронепоезд «Коршун» двинулся в сторону станции Балта, примерно в 120 верстах к западу от станции Подгородная. Когда бронепоезд подходил днем к станции Балта, то подскакал всадник, оказавшийся петлюровцем — конным разведчиком, который принял бронепоезд «Коршун» за петлюровский бронепоезд. Всадник вез приказ командиру полка «серожупанников» — спешно отходить в сторону станции Борщи («серожупанниками» и «черножупанниками» назывались наиболее боеспособные пехотные части петлюровцев). Получив точные сведения, бронепоезд «Коршун» изготовился к бою с бронепоездами противника и вошел на станцию Балта. Станция была совершенно пуста, не было видно ни одного человека. Так как станционные стрелки стояли «на проходную», то можно было считать, что петлюровские бронепоезда недавно ушли со станции. Командир бронепоезда капитан Магнитский решил преследовать противника по направлению к узловой станции Бирзула, находящейся на одной из главных железнодорожных линий юго-запада России, — от Киева через Жмеринку до Одессы. От станции Балта оставалось до станции Бирзула примерно 20 верст. На расстоянии около 6 верст до станции Бирзула бронепоезд «Коршун» подошел к большой выемке с поворотом. Над краем выемки виднелись три белых дымка от стоящих паровозов, но кроме дымков из-за поворота ничего не было видно. Поэтому командир бронепоезда и один офицер сошли с боевой части и отошли в сторону, до места, откуда открывался хороший обзор. Оказалось, что на расстоянии меньше версты стоят два блиндированных поезда петлюровцев, а немного дальше за ними — настоящий бронепоезд противника — «Вильна Украина». На откосе выемки лежали люди, по-видимому, из состава команд этих поездов и как будто дремали. Командир успел вернуться на боевой состав бронепоезда «Коршун», когда он был замечен противником, открывшим орудийный огонь. Две гранаты разорвались близко от бронепоезда, но не причинили вреда. Постепенно ускоряя ход, бронепоезд «Коршун» двинулся к неприятелю, обстреливая его из головного английского орудия и башенных пулеметов. Противник отвечал, и железнодорожная выемка вскоре наполнилась дымом и пылью. После выхода из выемки оказалось, что петлюровский бронепоезд «Вильна Украина» уходит уже вдали. Два блиндированных поезда следовали за ним. Последний из них и преследующий бронепоезд «Коршун» продолжали артиллерийскую перестрелку на ходу. После поворота к станции Бирзула эта стрельба с быстро идущих поездов прекратилась. В это время прошли по соседнему пути навстречу три поезда-эшелона. Из-за скорости хода их нельзя было хорошо рассмотреть, но бронепоезд «Коршун» обстрелял их из пулеметов. Предпочтительнее было не стрелять по этим составам из орудий, чтобы не вызвать крушения, которое могло бы загородить путь. Когда бронепоезд «Коршун» вошел на станцию Бирзула, то оказалось, что на путях стоят два блиндированных поезда петлюровцев. У одного из них было повреждено нашей гранатой орудие. Команды этих поездов оставили их. Петлюровский бронепоезд «Вильна Украина» успел уйти по главной железнодорожной линии Одесса — Киев на станцию Борщи, примерно в 15 верстах к северу от станции Бирзула.
Под вечер начальник станции Бирзула сообщил, что с юга, со стороны Одессы, двигается по железной дороге отряд войск Добровольческой армии, и что ночью он может прибыть на станцию Бирзула. Тогда бронепоезд «Коршун» отправился на север, к станции Борщи, для преследования петлюровцев. При занятии станции Борщи оказалось, что бронепоезд «Вильна Украина» и эшелоны с пехотой петлюровцев уже ушли дальше. Были получены сведения, что бронепоездом «Вильна Украина» командует российской службы капитан Твардовский. У выхода со станции Борщи был испорчен путь в выемке, посредством столкновения двух товарных составов. Вечером 5 октября бронепоезд «Коршун» вернулся на станцию Бирзула. Ночью туда прибыл отряд войск Добровольческой армии под командой генерала Розеншильд-Паулина, продвигавшийся из района Одессы. С отрядом подошел и недавно сформированный легкий бронепоезд «Новороссия», которым командовал полковник Журавский. Боевая часть бронепоезда «Новороссия» состояла из двух одинаковых бронеплощадок «в форме черепахи». Благодаря своей небольшой длине и высоте они были мало заметны на местности. Вооружение каждой бронеплощадки состояло из одного 3-дюймового орудия образца 1902 года в башне и двух тяжелых пулеметов системы Максима в полубашнях с круговым обстрелом.
В ближайшие дни на станцию Бирзула прибыл из Одессы ремонтный поезд под начальством инженера Рашевского. Поезд был оборудован всякого рода машинами, подъемными кранами и двумя мощными паровозами. На поезде был соответствующий штат рабочих. Ремонтный поезд очистил и исправил железнодорожный путь в выемке около станции Борщи. После этого началось 9 октября продвижение отряда генерала Розеншильд-Паулина и поступивших в его распоряжение бронепоездов в направлении узловых станций Слободка и Вапнярка. Движение было медленным. На позицию чаще выходил бронепоезд «Коршун» и иногда бронепоезд «Новороссия». Эти выезды иногда сопровождались небольшими отрядами Симферопольского офицерского полка. Петлюровские бронепоезда старались задержать движение наших войск, но артиллерийский огонь наших бронепоездов заставлял их отходить. 12 октября бронепоезд «Коршун» подошел к станции Абамелеково, примерно в 35 верстах к северу от узловой станции Бирзула, и начал перестрелку с петлюровским бронепоездом, который ушел, дав только три выстрела. При выходе затем в охранение к северу от станции Абамелеково боевая часть бронепоезда «Коршун», а именно: 4 предохранительные платформы, передняя орудийная бронеплощадка и пулеметный вагон сошли с рельс из-за повреждения пути. Был спешно вызван ремонтный поезд инженера Рашевского. К вечеру того же дня бронепоезд «Коршун» был поднят на рельсы и путь починен. При осмотре пулеметного вагона бронепоезда был обнаружен в задней колесной тележке застрявший неразорвавшийся 3-дюймовый снаряд. Можно предположить, что этот снаряд попал в пулеметный вагон во время боя 5 октября у станции Бирзула. Так как снаряд застрял очень прочно и не препятствовал вращению оси вагона, то решено было так его и оставить, тем более, что никто не решался заняться его удалением. Около 13 октября бронепоезд «Коршун» получил приказание вернуться на станцию Бирзула, так как по сведениям штаба там готовилось восстание. Однако в течение примерно 10 дней в этом районе все было спокойно.
С конца сентября 1919 года возникла необходимость охранять железнодорожные линии Полтавского района. Повстанческие отряды так называемого «атамана Шубы» нападали там на станции и поезда, грабили их и убивали чинов Добровольческой армии. Правильное железнодорожное сообщение было нарушено. 30 сентября легкий бронепоезд «Орел» получил приказание идти в Полтаву в распоряжение командующего войсками Полтавского района генерала Кальницкого. Командиром бронепоезда был назначен тогда капитан Савицкий. С начала октября бронепоезд «Орел» и недавно сформированный легкий бронепоезд «Кавалерист» охраняли железнодорожные линии Полтава — Кобеляки, Полтава — Константиноград и Полтава — Решетиловка, с общим протяжением примерно в 180 верст. Наши бронепоезда предпринимали ежедневно боевые выезды, вступали в бой с разбойничьими отрядами и доставляли в штаб сведения об их движении. После того как главные силы махновцев прорвались на восточный берег Днепра, повстанческое движение распространилось в конце сентября и начале октября 1919 г. на обширные пространства в тылу Добровольческой армии. Бронепоезд «Дмитрий Донской» прибыл 26 сентября на станцию Екатеринослав для охраны города и штаба генерала Корвин-Круковского, который командовал всеми силами, действовавшими в то время против махновцев. Боевой состав бронепоезда, в котором были три орудийные площадки, одна пулеметная площадка и десантный вагон, — разделился на три части. Предполагалось, что таким образом будет легче охранять железнодорожные линии от станции Синельниково до Екатеринослава и от Екатеринослава до станции Пятихатки, с общим протяжением примерно в 160 верст. Части бронепоезда «Дмитрий Донской» несли охрану, передвигаясь по указанным линиям, с 9 по 14 октября. 15 октября с помощью восставших местных большевиков махновцы внезапно заняли город Екатеринослав. Прикрывая отход наших немногочисленных войск из Екатеринослава, бронепоезд «Дмитрий Донской» открывал пулеметный огонь вдоль некоторых улиц города, а с наступлением темноты ушел на станцию Пятихатки, к западу от Днепра, на расстоянии примерно 100 верст от Екатеринослава.
Легкий бронепоезд «Доброволец» не мог участвовать в военных действиях в течение первой половины октября, так как находился в капитальном ремонте в Кременчуге. 2 октября прибыл вновь назначенный командиром бронепоезда капитан Разумов-Петропавловский. В сентябре 1919 года прибыло в Одессу управление 5-го бронепоездного дивизиона и вместе с ним команды погибших одной пулеметной и двух артиллерийских бронеплощадок бронепоезда «Непобедимый». В октябре был сформирован в Одессе по приказанию генерала Розеншильд-Паулина «бронепоезд особого назначения». Он состоял из одной пулеметной площадки и одной орудийной площадки. Их обслуживали вышеупомянутые чины команды бронепоезда «Непобедимый» под командой сначала капитана Тадлера, а затем полковника Антуфьева. «Бронепоезду особого назначения» была поручена охрана железнодорожной линии Бобринская — Помощная — Вознесенск, протяжением около 200 верст. В это время другая часть команды бронепоезда «Непобедимый» во главе с командиром полковником Кузнецовым находилась в Севастополе, где постройка новых боевых площадок с 6-дюймовыми орудиями проходила медленно.
Между тем легкие бронепоезда «Терец» и «Святой Георгий Победоносец» должны были оставаться на северо-восточном Кавказе, где военные действия против непокорных чеченцев не прекращались. 24 сентября бронепоезд «Терец» находился на станции Аргунь, примерно в 15 верстах к востоку от станции Грозный. Было получено приказание попытаться пройти до следующей в восточном направлении станции Гудермес, до которой было примерно 20 верст. Выйдя со станции Аргунь, бронепоезд подошел около 5 часов к горящему мосту через реку Джалка. Огонь был потушен, наваленные на пути рельсы сброшены, и бронепоезд «Терец» пошел дальше. Когда бронепоезд вошел на разъезд Джалка, служащих там не оказалось. Позднее стало известно, что они были взяты в плен чеченцами, а дежурный по станции расстрелян. За выходной стрелкой в сторону станции Гудермес путь был разобран на протяжении одной версты. Был вызван со станции Грозный вспомогательный поезд, и команда бронепоезд «Терец» приступила к исправлению пути. На следующий день 25 сентября из леса со стороны аула Мискир-Юрт начался залповый ружейный обстрел рабочих, занятых исправлением пути. Огнем бронепоезда «Терец» повстанцы были разогнаны. 27 сентября железнодорожный путь был исправлен и бронепоезд «Терец» отправился дальше, в сторону станции Гудермес. Однако в 3 верстах от аула Гудермес бронепоезд был встречен огнем двух легких орудий, а при подходе к железнодорожному мосту через реку Белая подвергся обстрелу из пулеметов. Место расположения орудий было обнаружено. Бронепоезд «Терец» открыл по ним огонь и заставил противника прекратить стрельбу. Продвинувшись еще немного, бронепоезд выяснил, что путь до станции Гудермес разобран на участке не менее версты и мост через реку Белая сожжен. После этой разведки бронепоезд «Терец» вернулся на станцию Грозный. 29 сентября бронепоезд «Терец» получил от командира корпуса генерала Драценко задачу: перевезти к аулу Гудермес Улагаевский пластунский батальон, а затем, после подхода частей Грозненского отряда генерала Пашковского, продвигаться вместе с ним. По прибытии к аулу Улагаевский батальон начал наступление, не дожидаясь главных сил. Бронепоезд двигался на уровне цепей батальона и поддерживал их огнем. Аул был занят и подожжен. Улагаевский батальон продвинулся до станции Гудермес, а бронепоезд «Терец» дошел до сожженного железнодорожного моста через реку Белая и вызвал со станции Грозный ремонтный поезд.
Дальше к востоку, на той же главной линии Владикавказской железной дороги находился бронепоезд «Святой Георгий Победоносец». Этот бронепоезд получил в начале октября задачу охранять линию от станции Гудермес до станции Петровск, протяжением около 115 верст, и держать в покорности аулы, расположенные вдоль железной дороги. 5 октября бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» был включен в отряд полковника Беляева, состоявший из батальона Апшеронского пехотного полка, сотни терских казаков и конно-горной батареи. Находясь на охране Сулакского моста, бронепоезд был временно отрезан от станции Хасав-Юрт, примерно в 40 верстах к востоку от станции Гудермес. Но после починки пути бронепоезд возвратился на станцию Хасав-Юрт. 6 октября чеченский отряд Узун-хаджи занял город Хасав-Юрт и чеченцы напали на станцию. При обороне ее бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» был разделен на две части, которые действовали с обеих сторон станции. Железнодорожные пути, как в сторону станции Гудермес, так и в сторону станции Петровск, были разобраны. С 8 по 10 октября происходили стычки с чеченцами, которые старались задержать бронепоезд во время починки этих путей.
8 октября бронепоезд «Терец» поддерживал артиллерийским огнем наступление Грозненского отряда генерала Пашковского на аул Исти-Су и продвигался в сторону станции Кади-Юрт. 9 октября аул Исти-Су был взят и сожжен нашими войсками. Бронепоезд «Терец» продолжал движение к станции Кади-Юрт, но должен был остановиться, так как путь был загроможден сожженными вагонами. Телеграфная линия была снята на протяжении 12 верст, и столбы увезены в горы. Когда бронепоезд вошел наконец на станцию Кади-Юрт, то оказалось, что весь занимавший ее гарнизон из состава 2-го Кавказского стрелкового полка был истреблен. Вокруг станции лежали раздетые тела убитых, здание станции было сожжено, и в его остатках также обнаружены шесть обгорелых тел. 11 октября бронепоезд «Терец» участвовал вместе с отрядом генерала Пашковского во взятии аула Энгель-Юрт, который был сожжен. Бронепоезд огнем преследовал противника, отступавшего в сторону станции Хасав-Юрт, но должен был остановиться, не доходя 1 версты до Агташского моста, потому что путь был разобран и на нем был свален паровоз. Со стороны Агташского моста были слышны орудийные выстрелы. В этом направлении была послана с бронепоезда «Терец» разведка, которая дошла до бронепоезда «Святой Георгий Победоносец», действовавшего с востока, со стороны станции Хасав-Юрт. Около 15 октября прибыли с Юзовского завода для бронепоезда «Святой Георгий Победоносец» три орудийные бронеплощадки с английскими 3-дюймовыми орудиями и одна пулеметная бронеплощадка. Старые бронеплощадки были сданы недавно сформированному легкому бронепоезду «Кавказец».
К середине октября 1919 года не менее семи бронепоездов Добровольческой армии находились в тыловых районах, в том числе и на северо-восточном Кавказе, для борьбы с разными отрядами повстанцев и для охраны больших участков железнодорожных линий. Одновременно с этим не менее десяти бронепоездов стояли в ремонте или слишком медленно формировались. Такое положение было крайне прискорбно в то время, когда в упорной борьбе на фронте своевременная и меткая стрельба даже двух-трех орудий могла бы иногда привести к победе вместо поражения.
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ
Во второй половине октября 1919 г. определился значительный успех наступления больших сил красных против войск правого фланга Добровольческой армии, в районе к югу от городов: Елец, Орел и Брянск. На основании этого успеха штаб советского Южного фронта выработал план более решительной операции а именно: «окружения Курской группы», то есть тех наших частей, которые оказывали красным самое упорное сопротивление. В соответствии с этой задачей из усиленного конного корпуса Буденного была образована конная армия. Ее частям предписывалось наступать в юго-западном направлении, на Корочу и Белгород. Усиленная кавалерийская бригада Примакова, входившая в состав советской ударной группы, была развернута в дивизию. Частям этой конной дивизии было указано наступать в юго-восточном направлении, на Готню и на Белгород, находящийся в 150 верстах к югу от Курска. Таким образом замкнулось бы кольцо красных вокруг района Курска.
В это время легкий бронепоезд «Офицер» медленно отходил по железнодорожной линии Орел — Курск и 21 октября находился близ станции Еропкино, примерно в 110 верстах к северу от Курска. На рассвете бронепоезд вышел на разведку в сторону станции Еропкино, где был обстрелян легкой батареей красных, а затем занял позицию в посадке у семафора следующей к югу станции Змиевка. Около полудня два бронепоезда противника, вооруженные 42-линейными орудиями, вошли в выемку в трех верстах к северу от станции Змиевка и открыли фланговый огонь по расположению Офицерской роты 1-го Корниловского полка. Бронепоезд «Офицер», бывший в этот день под командой штабс-капитана Шахаратова, получил приказание атаковать противника. Двигаясь со скоростью до 30 верст в час, бронепоезд открыл огонь. Рядом наших попаданий было разбито головное орудие и подбит паровоз ближайшего бронепоезда красных. Он остановился, и команда его бежала. Бронепоезд «Офицер», двигавшийся по соседнему пути, подошел к неприятельскому бронепоезду на 300 сажен, но здесь был вынужден остановиться под огнем тяжелой батареи противника у разбитого снарядами участка пути. Тогда второй бронепоезд красных подошел к подбитому первому бронепоезду, взял его на фаркоп и вывез из сферы боя в укрытое место. Вследствие заклинения снаряда бронепоезд «Офицер» должен был прекратить огонь и под обстрелом гаубичной батареи противника вернулся в исходное положение. Бронепоезда красных больше в этот день не показывались. Через несколько дней была получена телеграмма Командующего Добровольческой армией с благодарностью за «неизменно доблестную работу» бронепоезда «Офицер».
22 октября бронепоезд «Офицер» прикрывал отступление наших частей, взрывая пути у станции Змиевка. В этот день база бронепоезда, стоявшая на станции Поныри, примерно в 65 верстах к северу от Курска, подверглась внезапному нападению прорвавшейся конницы красных. На той же станции находился тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита», которым командовал полковник Кунцевич. Под артиллерийским и пулеметным огнем противника база бронепоезда «Офицер» была вывезена бронепоездом «Иоанн Калита» на ближайшую к северу станцию Малоархангельск, то есть ближе к фронту. В 18 часов на станцию Малоархангельск прибыли части Корниловской дивизии, посаженные в поездные составы. Ночью конница красных атаковала станцию Малоархангельск и база бронепоезда «Офицер» была вновь обстреляна. Позднее в ту же ночь бронепоезд «Офицер», исправляя взорванный во многих местах путь, двинулся к югу. За ним шла база, присоединенная к вспомогательному поезду. Утром 23 октября поезда миновали станцию Поныри и продолжали движение, восстанавливая разрушенное железнодорожное полотно. По буграм, к западу от железной дороги, двигалась неприятельская конница, на виду от бронепоезда, но за пределами дальности его артиллерийского огня. В ночь на 24 октября бронепоезд «Офицер» прибыл на станцию Курск, а 26 октября был снова отправлен на станцию Поныри для разрушения железнодорожных путей и противника там не обнаружил.
(Продолжение следует)
Анд. Алекс. Власов
Похожие статьи:
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №111). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №112). – Анд. Алекс. Власов
- ОТ РЕДАКЦИИ (Поправки, №116)
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №104). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №110). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Окончание). – Анд. Алек. Власов.
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №109) – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №102) – Анд. Алекс. Власов
- Письма в Редакцию (№117)