Статьи из парижского журнала "Военная Быль" (1952-1974). Издавался Обще-Кадетским Объединением под редакцией А.А. Геринга
Sunday June 23rd 2024

Номера журнала

О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №106). – Анд. Алекс. Власов



ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Войска правого фланга Добровольческой ар­мии, отступавшие в сторону Ростова и понесшие очень большие потери, были сведены 20 декабря 1919 года в Добровольческий корпус, под коман­дой генерала Кутепова. В оперативном отноше­нии корпус был подчинен командующему Дон­ской армией генералу Сидорину. Должность ко­мандующего Добровольческой армией перестала существовать.

Прикрывая отход наших войск, бронепоезд «Орел» находился 20 декабря на железнодо­рожной линии Иловайская — Ростов, на стан­ции Матвеев — Курган, примерно в 40 верстах к северу от Таганрога. Бронепоездом командо­вал в этом время капитан Блавдзевич. Было по­лучено приказание прикрывать составы эшело­нов, отходящие в сторону Ростова по обоим пу­тям, а остающиеся — сжигать. Приказано бы­ло также разрушать мосты, станционные соору­жения и железнодорожное полотно. 22 декабря бронепоезд «Орел» был вызван в Таганрог, где началось восстание местных большевиков. Под прикрытием бронепоезда из Таганрога были вы­ведены оставленные там эшелоны. 24 декабря бронепоезд отправился на небольшую станцию Марцево, к северу от Таганрога, где уничтожил оставленные там вагоны. После этого бронепо­езд отошел на станцию Хапры, в 15 верстах примерно к западу от Ростова. Поздно вечером бронепоезд «Орел» получил приказание идти в обратную сторону, к станции Синявская, при­мерно в 35 верстах от Ростова. К этой станции уже подходили со стороны Таганрога бронепоез­да красных.

В это время наши кавалерийские части, ко­торыми командовал генерал Барбович, отсту­пали под сильным натиском противника в во­сточном направлении к Ростову, по ровной мест­ности, простиравшейся севернее Азовского моря и устья реки Дон. Но обращенные к морю и ре­ке края равнины заканчивались крутыми изре­занными склонами, чиже которых проходила железная дорога Таганрог — Ростов. Для частей в конном строю крутые склоны были недоступ­ны. Между тем занявшие Таганрог красные, ве­роятно, получили там технические средства, ко­торые позволили им чинить железнодорожные пути скорее, чем предполагалось. Быстрое про­движение неприятельских бронепоездов созда­ло угрозу обхода южного фланга нашей отступающей кавалерии, ибо она не могла из-за крутых склонов вести надлежащим образом арьер­гардный задерживающий бой. Нашим бронепо­ездам была дана спешная задача помочь кон­нице и остановить продвижение неприятель­ских бронепоездов или пехоты красных, кото­рая могла бы следовать за ними в поездах.

25 декабря у станции Синявская произошел бой между нашими и неприятельскими бронепо­ездами. После боя бронепоезда красных ото­шли. Ночью на станцию Синявская прибыл, что­бы руководить действиями бронепоездов, пол­ковник Лагода. По его указанию бронепоезда << Орел» и «Мстислав Удалой» взорвали пути и сбросили товарные вагоны к западу от стан­ции Синявская, в сторону Таганрога. Однако красные успели в ту же ночь исправить путь и на рассвете 26 декабря повели наступление на станцию Синявская, где оставался один броне­поезд «Орел». Под натиском противника броне­поезд был вынужден отходить. Когда -он про­шел несколько верст, то прибыл на поддержку со стороны Ростова тяжелый бронепоезд «Ио­анн Калита». Боевая часть его состояла в это время из бронеплощадки с одним 5-дюймовым орудием, установленным на тумбе. Такая уста­новка позволяла более точный прицел и быст­рую стрельбу. Имелось также несколько пуле­метов. Боевой частью бронепоезда «Иоанн Ка­лита» командовал в этот день подпоручик И. В. Борисов 1). Наши два бронепоезда двинулись тотчас к станции Синявская, находясь все время под сильным артиллерийским огнем красных. Бронепоезд «Иоанн Калита» был поставлен между двумя выступами крутого склона, полу­чив таким образом некоторое прикрытие от не­приятельского обстрела. Сначала было трудно установить хорошее наблюдение из-за неров­ностей местности и построек. Но когда это уда­лось, командующий бронепоездом приказал ве­сти частый огонь, по три выстрела 5-дюймового орудия подряд. Один из неприятельских броне­поездов был подбит нашим огнем и увезен своим вспомогательным поездом и противник от­ступил со станции Синявская. Затем бронепо­езд «Иоанн Калита» ушел обратно на станцию Хапры для выяснения обстановки. Бронепоезд «Орел» продолжал занимать станцию Синяв­ская, ведя беспрерывную перестрелку с совет­скими бронепоездами.

Только к вечеру 26 декабря бронепоезд «Орел» был вынужден отойти на станцию Хапры. Вместо состава базы бронепоезда «Орел», оставленного в Донецком бассейне, была обра­зована временная база из нескольких вагонов. Эти вагоны находились 26 декабря в расстоя­нии одной версты к востоку от станции Хапры, в сторону Ростова. Впереди временной базы сто­яли, по-видимому, сплошной лентой до самого Ростова эшелоны с неподвижными паровозами, и представлялось невозможным вывезти вре­менную базу в Ростов. Поэтому, когда по сосед­нему пути проходил в направлении Ростова по­езд — «санитарная летучка», то на него были помещены тяжко больные тифом командир бро­непоезда «Орел» капитан Савицкий и чины ко­манды. Вечером 26 декабря в районе станций Гниловская и Хапры, примерно в 5-15 верстах к западу от Ростова, оказались пять наших бро­непоездов, а именно: легкие бронепоезда «Сла­ва Офицеру», «Генерал Корнилов», «Мстислав Удалой» и «Орел» и тяжелый бронепоезд «Ио­анн Калита». Они все были задержаны слиш­ком долго на железнодорожной линии от Таган­рога к Ростову. Теперь у них оставалось с каж­дым часом все меньше надежды дойти до боль­шого железнодорожного моста через Дон, к югу от Ростова, и отступить вместе с нашими войсками на южный берег Дона. Бронепоездам, стоявшим близ станции Хапры, было приказа­но поджечь все составы на этой станции, в том числе и составы баз бронепоездов. Об общей об­становке не было ясных сведений. Западнее станции Хапры, то есть позади бронепоездов, шел бой. Передавали, что арьергарду Дроздовской дивизии удалось остановить там пресле­дующих красных. После того как составы на станции Хапры были подожжены, бронепоез­дам надлежало отходить к Ростову по левому пути, который казался более свободным. Броне­поезд «Слава Офицеру», находившийся на пра­вом пути, ближе к станции Гниловская, успел осадить и перейти на левый путь у станции Ха­пры. Колонна бронепоездов медленно продвига­лась в сторону Ростову. Потом бронепоездам пришлось остановиться, так как и лёвый путь был занят стоявшими поездными составами. Так колонна бронепоездов стояла некоторое время. Со стороны станции Ростов, то есть впе­реди бронепоездов стала слышна сильная пуле­метная стрельба, и были видны над городом раз­рывы шрапнели. Передавали, что советские войска уже проникли в город Ростов, и что арьергард Корниловской дивизии пробивается через город на юг. По другим сведениям, стрель­ба в Ростове происходила вследствие восстания местных большевиков, с которыми еще можно было бы справиться. Распространился даже слух о том, что состоялось своего рода соглаше­ние между командирами наших бронепоездов и комитетом рабочих-большевиков, образовав­шимся в западном предместье Ростова. Комите­ту было как будто объявлено, что если ростов­ские большевики попробуют препятствовать от­ходу наших бронепоездов и будут их обстрели­вать, то с бронепоездов будет открыт по пред­местью артиллерийский огонь зажигательными снарядами. Таковые якобы имеются в большом количестве, и все предместье будет сожжено. Комитет рабочих-большевиков будто бы обя­зался не препятствовать отходу бронепоездов… Команда одного из бронепоездов пыталась пост­роить в темноте переход на соседний путь для своего боевого состава. Но для этой работы не хватало времени. Близ колонны бронепоездов увеличилось замешательство. Перед бронепо­ездом «Слава Офицеру», который был под ко­мандой капитана Харьковцева и стоял головным в колонне бронепоездов, продолжали находить­ся два неподвижных поездных состава. На плат­формах этих составов были погружены танки. Командир танкового отряда объявил, что он сейчас взорвет танки и уйдет со своими подчи­ненными пешим порядком, так как двигаться дальше по железной дороге нет возможности. Путь к Ростову для наших бронепоездов был таким образом окончательно прегражден. Тогда полковник Селиков, командир 4-го бронепоездного дивизиона, и капитан Харьковцев, коман­дир бронепоезда «Слава Офицеру», приказали взрывать бронеплощадки, сняв с них прицель­ные приспособления и пулеметы. Это приказа­ние было исполнено. Надлежало перейти пеш­ком по льду через реку Дон, чтобы выйти на железнодорожный путь к узловой станции Батайск, примерно в 10 верстах к югу от Ростова. Переход через реку в ночь на 27 декабря ока­зался для команд бронепоездов гораздо труднее, чем предполагалось. Незадолго перед тем по ре­ке Дон прошел ледокол, который проломал по­лосу льда шириной около 2 сажен. Пришлось доставать доски, при помощи которых коман­ды бронепоездов перебрались через препятст­вие. Затем они дошли до станции Батайск. Ко­манда бронепоезда «Слава Офицеру» отправи­лась пешком дальше, на следующую станцию Каяла, примерно в 15 верстах к югу от станции Батайск. Этот переход был тоже трудным, так как пришлось идти по жидкой грязи, неся с со­бой больных чинов команды и пулеметы. Ко­мандир Добровольческого корпуса генерал Кутепов приказал капитану Харьковцеву сформи­ровать бронепоездной батальон из команд бро­непоездов, оставленных у Ростова. Но вскоре каждая из команд получила отдельное назначе­ние.

Советские войска заняли Ростов 27 декабря. Через несколько дней после этого большие си­лы советских 8-ой армии и конной армии Бу­денного переправились через Дон близ Ольгинской, в 10 верстах примерно к северо-востоку от станции Батайск, и атаковали наши войска с целью произвести прорыв в стыке фронта между войсками Добровольческогокорпуса и левым флангом Донской армии. К вечеру 5 ян­варя 1920 года на станцию Батайск прибыл лег­кий бронепоезд «За Русь Святую». На станции уже находился тяжелый бронепоезд «На Мос­кву». Оба эти недавно сформированные броне­поезда входили в состав 6-го бронепоездного ди­визиона, которым командовал полковник Баркалов. В этот же дивизион был включен и сфор­мированный значительно раньше легкий броне­поезд «Генерал Дроздовский», который стоял во второй половине января на станции Тихорец­кая, охраняя штаб Главнокомандующего.

На узловой станции Батайск, к югу от Росто­ва, от главной линии Владикавказской желез­ной дороги отходили две ветки: короткая ветка на Азов и ветка в сторону узловой станции Тор­говая (на линии, Царицын — Тихорецкая). Та­ким образом во время январьских и февраль­ских боев у станции Батайск наши бронепоезда могли выезжать по трем направлениям: на се­вер — в сторону Ростова, на запад — в сторону Азова и на юго-восток по линии к станции Тор­говая. Ближайшая к Батайску станция на этой линии носила название «Злодейская».

Командиром бронепоезда «За Русь Святую» состоял капитан Каньшин. Бронепоезд должен был получить три артиллерийские бронеплощадки усовершенствованной системы полковни­ка Голяховского. Однако вследствие тяжелого положения на фронте нельзя было ждать их готовности. Поэтому в качестве боевой части бронепоезду «За Русь Святую» были переданы три старые бронеплощадки, принадлежавшие летом 1919 года легким бронепоездам «Витязь» и «Дмитрий Донской». На двух бронеплощадках были установлены 75-милиметровые мор­ские орудия, и на одной — 3-дюймовое полевое орудие. Приходилось предвидеть трудности с получением 75-милиметровых снарядов в доста­точном количестве. Условия службы команды на этих площадках подходили больше к летне­му, чем к зимнему времени. В составе боевой части бронепоезда «За Русь Святую» имелся также бронепаровоз и закрытая пулеметная бронеплощадка.

Командиром бронепоезда «На Москву» со­стоял полковник Карпинский. Этот бронепоезд успел получить предназначенное ему вооруже­ние. Его боевая часть состояла из двух бронеплощадок с 5-дюймовыми английскими оруди­ями, двух бронеплощадок с 6-дюймовыми мор­скими орудиями системы Кане, одной закрытой пулеметной бронеплощадки и бронепаровоза. Тяжелые орудия бронепоезда «На Москву» мо­гли быть размещены на некотором расстоянии друг от друга, так как расцепленные бронепло­щадки ставились на многочисленных запасных путях большой станции Батайск. Стрельба ве­лась часто очередями, по два выстрела из тяже­лых орудий того же калибра.

5 января вечером положение на станции Ба­тайск было тревожным. Днем красные потесни­ли наши части и подошли совсем близко к стан­ции. В районе железнодорожного депо станции Батайск оставался только полевой караул от Корниловского полка, который просил о содей­ствии бронепоезда в случае ночной атаки непри­ятеля. При входе на станцию бронепоезд «За Русь Святую» был обстрелян легкой батареей красных. Было приказано изготовиться к уча­стию в ночном обстреле района города Ростова совместно с тяжелым бронепоездом «На Мос­кву». Но это приказание было отменено. Броне­поезд «За Русь Святую» только выезжал к раз­рушенному железнодорожному мосту, к северу от станции Батайск, на участок, занятый свод­ным юнкерским отрядом (или полком). Бронепо­езд простоял там всю ночь и утром 6 января отошел на станцию Батайск для снабжения.

Между тем новые крупные соединения со­ветской конницы переправились с утра 6 янва­ря на южный берег реки Дон, и натиск против­ника усилился. Для борьбы с угрожавшим про­рывом красных была двинута с запада, от Батайска, кавалерийская бригада генерала Барбовича, в которой были соединены многие кава­лерийские части слабой численности, сохранив­шиеся из состава 5-го конного корпуса во вре­мя общего отступления. С востока, со стороны станции Злодейская, были двинуты против кра­сных части Донской армии. Целый день к восто­ку от Батайска на обширных, покрытых сне­гом равнинах шел бой больших конных масс с участием конной артиллерии. Наблюдателям со станции Батайск казалось, что на белом фоне снега происходят -передвижения многочислен­ных частей конницы красных вплоть до самого горизонта. Бронепоезд «За Русь Святую» об­стреливал атакующие конные лавы красных из 75-милиметровых орудий на дистанции до 7 верст. Тяжелый бронепоезд «На Москву» об­стреливал советскую конницу из четырех тяже­лых орудий с большим успехом и на еще более значительном расстоянии. К вечеру бой конни­цы стал затихать. Но тогда неприятельская пе­хота повела наступление вдоль железнодорож­ной линии Ростов — Батайск. Бронепоезд «За Русь Святую» был спешно вызван на этот уча­сток и начал обстреливать из орудий цепи крас­ных, атаковавшие части Корниловского полка. Неприятельские батареи вели сильный огонь по нашему расположению справа и слева от Ба­тайска, но оставили без внимания обращенную к ним окраину селения и бронепоезд «За Русь Святую». Таким образом бронепоезд мог про­должать обстрел наступающей пехоты красных с близкой дистанции. К ночи все атаки против­ника были отбиты и бронепоезд «За Русь Свя­тую» вернулся на станцию Батайск. В тот же день 6 января бронепоезд Донской армии «Ата­ман Платов» выезжал по короткой железнодорожной ветке Батайск — Азов, протяжением около 20 верст.

На следующий день наступали со стороны Ростова на Батайск лишь небольшие пехотные части красных. Под огнем бронепоезда «За Русь Святую» они залегли и с наступлением темно­ты ушли обратно к Ростову. В это время в ра­йон Батайска прибывали кубанские и терские конные части из корпуса генерала Топоркова.

8 января с утра начался бой между нашей конницей и конницей красных к востоку от Ба­тайска. В то же время от Ростова и станицы Гниловской наступала советская пехота. Стан­ция Батайск оборонялась частями Корниловской дивизии и сводным юнкерским отрядом. Западнее находились части Дроздовской диви­зии. Тяжелый бронепоезд «На Москву» усилен­но обстреливал ясно видную на фоне снега к во­стоку от Батайска атакующую конницу крас­ных. Бронепоезд «За Русь Святую» выехал ут­ром на Ростовское направление и открыл артил­лерийский огонь по густым цепям советской пе­хоты, шедшим на Батайск от Нахичеванской пе­реправы. Несколько неприятельских батарей открыли по бронепоезду сильный огонь. Но бро­непоезд «За Русь Святую» оставался на пози­ции у семафора станции Батайск до смены дон­ским бронепоездом «Атаман Платов». Днем бронепоезд «За Русь Святую» принял участие в обстреле конных батарей и конных групп красных к востоку от Батайска. К вечеру бро­непоезд был вызван снова на Ростовское на­правление, где красные перешли в наступление на участке Корниловского полка. Бронепоезд выехал на ту же позицию, на которой он нахо­дился утром, и стал на невысокой насыпи, при­мерно в 200 саженях за редкой цепью лежав­шей на снегу нашей пехоты. Бронепоезд «За Русь Святую» открыл беглый огонь с насыпи через эту цепь по советской пехоте, как раз под­нявшейся для атаки. Тогда цепи противника за­легли за пределами ружейного огня, а броне­поезд продолжал их обстреливать, не позво­ляя продвигаться. Батареи красных заметили выехавший бронепоезд «За Русь Святую» и открыли по нему частый огонь. Несколь­ко снарядов попало в соседний путь рядом с бронепоездом; один снаряд разорвался на контрольной площадке; другие снаряды ло­жились близко от открытых бронеплощадок, засыпая их осколками. Однако бронепоезд «За Русь Святую» продолжал обстреливать пехоту красных. Вечером 8 января стало извест­но, что наступление красных отбито по всему фронту. Генерал Топорков, лично управлявший боем, был ранен. В течение следующих дней на­шим бронепоездам было разрешено стоять на станции Батайск, в готовности к выезду на по­зиции. Происходила лишь редкая артиллерий­ская перестрелка.

На правом фланге Вооруженных сил Юга России войска Кавказской армии постепенно от­ступали вдоль железной дороги Царицын — Ти­хорецкая. Бронепоезд «Генерал Алексеев» уча­ствовал 1 и 2 января 1920 года в боях у станции Котельниково, на расстоянии примерно 325 верст к северо-востоку от станции Тихорецкая. После этого станция Котельниково была остав­лена нашими войсками, и мост через реку Сал сожжен. Во время арьергардного боя 5 января у станции Гашун, приблизительно в 265 верстах от станции Тихорецкая, был убит машинист бронепоезда «Генерал Алексеев». 9 января бро­непоезд отошел до станции Двойная, примерно в 200 верстах от станции Тихорецкая. Бронепоезд «Вперед за Родину» стоял в первые дни января на станции Тихорецкая, на охране штаба Кав­казской армии. Вагон командующего армией ох­ранялся офицерским караулом от бронепоезда. Затем бронепоезд «Вперед за Родину» был от­правлен на станцию Ея, примерно в 45 верстах от станции Тихорецкая. 8 января, после вызова на станцию Тихорецкая, бронепоезд «Вперед за Родину» был послан через 4 часа обратно по то­му же пути и дальше — на станцию Великокня­жеская, в 165 примерно верстах от станции Ти­хорецкая.

На северо-восточном Кавказе находился в это время бронепоезд -Офицер», получивший в декабре взамен погибшей боевой части три бронеплощадки с орудиями и бронепаровоз из ма­стерских станции Тихорецкая. С 28 декабря 1919 г. по 2 января 1920 г. бронепоезд «Офи­цер» нес сторожевую службу на участке око­ло 65 верст между станциями Гудермес и Чир-Юрт, к востоку от станции Грозный. 3 января бронепоезд был отправлен на станцию Мине­ральные Воды, но прошел лишь до узловой станции Прохладная. Там было получено при­казание немедленно следовать по другой желез­нодорожной линии — на Кизляр, — для выручки захваченного красными недавно сформирован­ного бронепоезда «Олег». 4 января бронепоезд «Офицер» вместе с составом своего резерва прибыл на станцию Червленная и двинулся дальше к станции Кизляр. Не имея вспомога­тельного поезда, бронепоезд «Офицер» должен был чинить испорченный во многих местах путь своими средствами. Поэтому он не успел подойти до наступления темноты к боевому сос­таву бронепоезда «Олег», который был подбит и захвачен красными в 15 верстах от станции Кизляр. 5 января бронепоезд «Офицер» атако­вал противника, со стороны которого стреляла батарея и одно орудие с захваченной бронеплощадки бронепоезда «Олег». Вскоре артилле­рийский огонь противника был подавлен, и бронеплощадка с орудием подбита. Тогда бронепо­езд «Офицер» вывез часть боевого состава бро­непоезда «Олег», а именно: одну орудийную и одну пулеметную бронеплощадки и бронепаро­воз. Другая орудийная бронеплощадка бронепоезда «Олег» была ночью увезена красными с помощью впряженных волов на станцию Киз­ляр. 6 января бронепоезд «Офицер» вывез тре­тью орудийную бронеплощадку бронепоезда «Олег», которая находилась у моста через ре­ку Таловка. На следующий день город Кизляр был занят нашими войсками без боя.

На железнодорожной линии к востоку от станции Грозный выполнял сторожевую служ­бу бронепоезд «Терец». В ночь на 4 января при­были со станции Грозный три эшелона с отря­дом для наступления на Андре-аул. Бронепоез­ду была дана задача поддерживать это насту­пление. В случае появления повстанцев со сто­роны аула Костек надлежало задерживать про­тивника, прикрывая тыл отряда и станцию Хасав-Юрт. К вечеру аул был взят и частью сож­жен. Противник отошел в горы. 8 января наш отряд двинулся на аул Костек. Бронепоезд «Те­рец» и недавно сформированный бронепоезд «Апшеронец» получили задачу: в случае от­хода повстанцев в горы не дать им перейти ли­нию железной дороги между станциями Хасав­-Юрт и Чир-Юрт. Эта задача была выполнена.

На левом фланге Вооруженных сил Юга Рос­сии, к западу от Днепра, наши войска отступали в конце декабря 1919 г. и в начале января 1920 г. Б своей директиве Главнокомандующий ге­нерал Деникин указал генералу Шиллингу, ко­мандующему войсками в Новороссии, на необ­ходимость сосредоточить его главные силы бли­же к Днепру с задачей оборонять Северную Та­врию и Крым. Предполагалась даже возмож­ность наступления этих войск дальше к востоку для оказания косвенной помощи Добровольче­скому корпусу при обороне района Ростова. Од­нако вышеуказанное сосредоточение наших войск Новороссии не произошло. Лишь несколь­ко бронепоездов успели прибыть в конце дека­бря 1919 г. в район узловой станции Знаменка, на расстоянии примерно 370 верст к северо-во­стоку от Одессы.

Бронепоезд «Доблесть Витязя» участвовал в конце декабря в течение нескольких дней в упорных боях при обороне переправы через Днепр у станции Черкассы, примерно в 120 вер­стах от станции Знаменка. Бронепоезда «Непо­бедимый», «Генерал Марков» и «Коршун», со­ставлявшие 5-ый бронепоездной дивизион, по­степенно прибыли на станцию Знаменка при­близительно в это же время. 5-ый бронепоезд­ной дивизион должен был поступить в распоря­жение генерала Слащева для действий против занятого махновцами Екатеринослава. Однако вследствие неблагоприятной обстановки было приказано отойти на станцию Елизаветград, в 50 примерно верстах от станции Знаменка, и дальше — на узловую станцию Помощная. Бро­непоезд «Генерал Духонин» находился в конце декабря на станции Вознесенск, примерно в 165 верстах от Одессы, на линии железной дороги

Одесса — Помощная. Надлежало охранять око­ло Вознесенска большой мост через реку Юж­ный Буг. Командиром бронепоезда «Генерал Духонин» был назначен в это время военный летчик капитан Колесников. 3 января бронепо­езд «Генерал Духонин» был вызван на станцию Помощная, а оттуда отправился вместе с броне­поездом «Витязь» к станции Виска, в 50 вер­стах к северу от станции Помощная. Там наши бронепоезда поддерживали наступление гвар­дейской части, и станция Виска была взята.

Около 5 января на станции Знаменка состоя­лось совещание находившихся там начальни­ков наших мелких отрядов и командиров неко­торых бронепоездов. Было решено отступать че­рез Елизаветград в сторону Одессы. Только ге­нерал Слащев решил пробиваться со своим от­рядом в Крым. Разные источники дают неоди­наковые сведения о судьбе легкого бронепоезда «Генерал Марков». По одним сведениям этот бронепоезд двинулся вместе с отрядом генерала Слащева. Однако через некоторое время при­шлось оставить боевой состав, и команда броне­поезда «Генерал Марков» будто бы отошла в сторону Крыма походным порядком. По другим сведениям бронепоезд «Генерал Марков» ото­шел через Елизаветград вместе с другими на­шими бронепоездами и в дальнейшем был оста­влен у Тирасполя, близ границы с Румынией. Около Знаменки и Елизаветграда усилились ме­жду тем отряды повстанцев. Их предводители носили прозвища «Ангел» и «Труп». По ночам повстанцы обстреливали станцию Знаменка ру­жейным огнем. Бронепоезд «Коршун» оставал­ся на станции Знаменка последним, вместе с ко­мендантом этой станции. Около 9 января бро­непоезд ушел со станции Знаменка и двинулся к станции Помощная позади поездов-эшелонов. На станция происходили осложнения между эшелонами из-за снабжения водой и дровами, в которых был большой недостаток. Между тем бронепоезда «Генерал Шифнер-Маркевич» и «Генерал Духонин» получили около 11 января приказание от начальника Елизаветградской группы войск произвести внезапное нападение на станцию Знаменка, уже занятую противни­ком. При подходе к станции Знаменка был об­наружен нашими бронепоездами и подбит то­варный состав, находившийся на “линии Знамен­ка — Николаев. На станции Знаменка был об­стрелян артиллерийским огнем эшелон теле­графной роты красных. Наши бронепоезда за­хватили три паровоза и привели их в Елизавет­град.

Дальше к западу, на узловой станции Вапнярка, примерно в 285 верстах севернее Одессы, находились в начале января 1920 года тяжелый бронепоезд «Богатырь» и легкий бронепоезд «Доброволец», которые входили в состав 8-го бронепоездного дивизиона. В это время прибыл на станцию Вапнярка и третий бронепоезд того же дивизиона — легкий бронепоезд «Пластун», находившийся до того при штабе 2-го армейско­го корпуса. На бронепоезде «Доброволец» рас­пространилась тогда сильная эпидемия сыпного тифа. 7 января станция Вапнярка была нами эвакуирована. В течение суток бронепоезд «Богатырь» лтавачся на станции Вапнярка по­следним. Затем бронепоезд отошел на узловую станцию Бирзула, примерно в 175 верстах к се­веру от Одессы.

(Продолжение следует)

Анд. Алекс. Власов

_____________________________
1) В порядке исключения начальные буквы имени и отчества подпоручика И. В. Борисова приведены потому, что на бронепоездах служили несколько его однофамильцев. На том же бронепоезде служил его родной брат.

Добавить отзыв