Основными причинами возникновения «Первой Мировой Войны» в июле 1914 года, с точки зрения «Морского вопроса» в России были следующие события. — Российский Императорский военный флот Балтийского моря, почти полностью был уничтожен в водах Тихого океана в течение Русско-Японской войны 1904-1905 годов, вследствие чего Балтийское море оказалось лишенным русской морской силы, способной отражать военные удары со стороны Германии, обладавшей к тому времени могучим, непрерывно растущим в своей мощи, военным флотом.
После окончания, неудачной для нас, войны с Японией, наше Отечество прилагая немалые усилия для возсоздания своего военного флота за период с 1905 по 1914 год, т. е. за 9 лет, непроизводительно потеряло 3 года времени при осуществлении судостроительных работ по постройке нового, современного флота, вследствие систематических, в течение этих 3-х лет, отказов Государственной Думы в отпуске кредитов.
И наконец важным, с точки зрения германской военно-морской политики, явилось следующее событие имевшее место летом 1914 года, перед самым возникновением Первой Мировой Войны. — Был вторично, после окончания работ по его расширению и углублению, открыт Кильский канал, на этот раз уже для движения по нему судов крупного водоизмещения, т. е. линейных кораблей типа «дреднаут». — Как известно, Кильский канал соединяющий Балтийское и Северное моря, имеет длину 62 мили; ширина его была доведена до 112-ти метров — 44 метра, конически сужаясь ко дну. Допускаемая скорость хода от 13-ти до 15-ти узлов, время прохождения канала 7-10 часов. В случае срочности считалось, что 16 германских линейных кораблей могло быть переброшено через канал Е течение 5-ти часов. Это давало возможность Германии быстро переводить свой могучий военный флот из Северного в Балтийское море, т. е. почти удваивало ее военно-морские силы.
Германии, осведомленной о разработанных русским Морским Генеральным Штабом «малой» и «большой» судостроительных программах, предполагавшихся к полному осуществлению — первая к 1919 году, а вторая к 1930 году, было чрезвычайно соблазнительно и выгодно начать «превентивную» войну, с точки зрения соотношения морских сил, в июле 1914 года, когда ни один еще корабль по русской «малой» судостроительной программе не был окончен постройкой и не вступил в строй русского военного флота.
Беспокойный, назойливый и напористый Кайзер Вильгельм, еще в начале этого столетия громогласно, во всеуслышание провозгласил лозунг: — «Будущее Германии на морях». Гибель русского флота в водах Тихого океана обрекало Балтийское море на полное господство на нем германских морских сил. — Появление в этих водах новой, подвижной, быстроходной, ударной русской морской силы, составленной из судов построенных по «малой» судостроительной программе, хотя и не способной по началу оспаривать это господство, явилась бы постоянной, внушительной угрозой германскому прибалтийскому прибрежью к ее морскому судоходству в случае возникновения войны.
Поэтому Кайзер Вильгельм и его Морской Штаб сочли необходимым способствовать устранению этой угрозы путем вооруженного столкновения в момент, когда эта русская морская сила была еще в состоянии постройки.
После гибели флота в 1904-1905 году, русская политика была принуждена оставить замыслы о расширении на Дальнем Востоке для упрочения там русского влияния и ограничиться стремлением к сохранению своих владений путем миролюбивых договоров с Японией. — Русские морские задачи на Дальнем Востоке сократились до предела.
Вследствие потери русского Балтийского военного флота в Тихом океане и угрожающего роста морского могущества Германии, наше Отечество утратило свое твердое положение на Балтийском море и фактически оказалось на нем в чрезвычайно опасном положении.
Существует такой афоризм: — «Море разделяет те страны, которые оно соединяет». — Что это означало в применении к создавшимся условиям? — означало это следующее. — Русская государственная, военная граница, проходившая дотоле где-то от Либавы к Бельтам, с гибелью Балтийского флота мгновенно передвинулась на самую береговую черту и стала тянуться вдоль всей этой черты от Полангена до севера Ботнического залива. И столица Российской Империи — Санкт Петербург оказалась стоящею на самой границе неприятеля, совершенно открытою для его военных ударов с самого начала возможной войны. Положение было столь угрожающее, какого не приходилось испытывать ни одной из великих держав в предыдущие десятилетия.
На Черном море в ту пору Россия еще обладала превосходством в морских силах над Турецким флотом, но вследствие начавшегося национального пробуждения империи Османов и стремления ее к обновлению своего флота, следовало зорко следить за его развитием и не отставать от него в его росте.
К счастью, дух офицерского личного состава Российского Императорского флота не был утрачен вследствие пережитых тяжких неудач. Личный состав флота горел желанием трудиться, чтобы уяснить причины поражений и возсоздать флот, необходимый для решения политических задач нашего Отечества.
Офицерскому личному составу флота было понятно, что главной причиной поражений на море было отсутствие планомерности в подготовке и ведении войны, а также несоответствия развития вооруженных сил с военно-политическими задачами государства. — Личный состав проявил на войне с Японией высокие качества доблести и преданности долгу, но эти качества не искупили недостатков подготовки флота к войне и малого развития военно-морских знаний.
Вскоре последовал, по повелению Государя Императора, целый ряд повелительно требовавшихся преобразований, касавшихся Морского Министерства.
25-го апреля 1906 года был создан не существовавший дотоле Морской Генеральный Штаб. Высочайший рескрипт Морскому Министру был следующего содержания: — «Начатые обширные государственные преобразования, направленные к обновлению и преуспеянию дорогого Отечества нашего, могут быть с успехом приведены в исполнение лишь при создании неизменного положения России как Великой Державы. Для достижения этой цели крайне необходимо возсоздание соответственного боевого флота в ряду других вооруженных сил Империи, и содержание его в полной боевой готовности, без которой никакой флот не может быть на высоте своего государственного значения.
«Все усилия и все затраты, которые будут делаемы Государством для постройки и боевой подготовки флота, тем не менее, мо-, гут оказаться тщетными, доколе в деле его устроения не будут положены новые начала, обеспечивающие правильную, целесообразную работу всего Морского Ведомства. Посему, признавая наиважнейшим для флота безотлагательное и коренное преобразование Главного Морского Штаба, ныне ведающего боевой готовностью морских сил, повелеваем: — Выделить ныне же из состава Главного Морского Штаба стратегическую часть и связанную с нею организационную часть мобилизации флота в самостоятельное, ответственное учреждение в ряду других установлений — Морской Генеральный Штаб.
«Морской Генеральный Штаб имеет предметом своих занятий составление плана войны на море и мероприятий по организации боевой готовности морских вооруженных сил Империи… Да послужит это коренное преобразование одного из главнейших учреждений Морского Ведомства залогом обновления и стройного развития нашего флота и да укрепит оно рвение и усердие его личного состава».
Следовательно Морскому Генеральному Штабу вменялось в обязанность выяснить военно-политические задачи имевшие быть принятыми в основу для составления планов возможной войны на море и планов развития и постройки нового, современного русского военного флота.
В период подготовки к войне Морским Генеральным Штабом было разработано и создано три варьянта планов войны на море. — План 1908 года, план 1910 года и план 1912 года. Развертывание русских морских сил Балтийского моря в июле 1914-го года производилось согласно плану 1912 года. Этот план был составлен с расчетом на борьбу с превосходящим по силе, могущественным флотом Германии, причем допускалась наихудшая комбинация, предусматривавшая выступление против нашего Отечества Германии в союзе со Швецией. В то же время совершенно верно учитывалось, что мощный британский флот прямого содействия русскому Императорскому флоту не окажет. Если это содействие и будет осуществлено, то лишь косвенным образом, сковывая часть германских морских сил в Северном море.
Поэтому русскому Балтийскому флоту ставилась оборонительная задача — прикрыть мобилизацию и развертывание частей нашей Армии, предназначенных для обороны столицы С. -Петербурга, по крайней мере на первые 17 дней войны. — Рекомендуемый планом способ решения этой задачи заключался в недопущении прорыва морских сил противника в восточную часть Финского залива. В случае попытки флота противника осуществить этот прорыв, предполагалось дать ему бой всеми наличными силами на заранее подготовленной минно-артиллерийской позиции. Позицию предполагалось создать поперек Финского залива на линии остров Нарген — мыс Поркалаудд, — точнее островок Макилото, путем постройки на этих пунктах батарей морских орудий самого мощного типа калибром в 14 дюймов. Водное пространство Финского залива между этими пунктами заградить несколькими линиями мин заграждения.
Во время войны эта позиция получила наименование «центральной». Минно-артиллерийская позиция рассматривалась русским морским командованием в качестве средства сковывания маневра противника и его ослабления во время боя с главными силами. На участке Поркалаудд — Твермине намечалось оборудование фланговой шхерной позиции для прикрытия финского побережья и обеспечения развертывания дивизии эскадренных миноносцев.
В соответствии с этим было намечено следующее развертывание имеемых в распоряжении морских сил. — В устье Финского залива — дозор крейсеров с задачей обнаружения попыток прорыва противника в Финский залив; — перед центральной минно-артиллерийской позицией подводные лодки. За флангово-шхерной позицией — вторая минная дивизия, отряд минных заградителей и отряд канонерских лодок. — Подводным лодкам и эскадренным миноносцам ставилась задача нанесения предварительных ударов по прорывающимся силам германского флота с целью ослабления их до главного удара.
В тылу центральной минно-артиллерийской позиции предполагалось развертывание главных сил русского флота, — бригады линейных кораблей, бригады крейсеров, дивизии эскадренных миноносцев и других. Главным силам ставилась задача не допустить прорыва морских сил противника восточнее позиции. С этой целью план предусматривал бой на центральной минно-артиллерийской позиции.
Поставив флоту чисто оборонительную задачу, русское морское командование решило с началом войны оставить передовые базы Либаву, Виндаву и Ганге, а также заградить Моонзунд. — Главной оперативной базой флота был намечен Ревель, где предполагалось создать крупный военный порт, защищенный крепостью. — Следует указать, что оперативная мысль, положенная в основу вышеуказанного плана войны 1912 года, как для имевшегося в наличии устаревшего флота, так и для флота предполагавшего быть созданным, сводилась к бою на подготовленной позиции.
Этот оперативный замысел отнюдь не привязывал флот к позиции и не являлся отказом от активных, наступательных действий в море, наоборот, он давал флоту широкую базу для наступательных действий, но в случае сосредоточения против русского флота превосходных сил противника, он давал возможность выполнить оперативную задачу в связи с общим планом обороны, а не быть просто заблокированным в своей базе, подобно тому как это случилось с германским флотом на Северном море во время 1-ой Великой войны.
На Черном море русский флот к началу войны утвержденного плана не имел. Главной задачей русского Черноморского флота Морской Генеральный Штаб считал завоевание господства на этом море, но реальные пути решения этой задачи намечены не были. — Составление плана войны на Черном море затруднялось тем, что не были известны планы германского командования в отношении крейсеров «Гебен» и «Бреслау», находившихся в ту пору в Средиземном море.
В течение войны русский Черноморский флот получил общие директивы от Морского Управления Ставки Верховного Главнокомандующего, коими и руководствовался при осуществлении боевых операций в Черном море.
— Еще во время Русско-Японской войны, 6-го февраля 1904 года последовало соизволение Государя Императора на образование «Особого Комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования» и принятие сего Комитета под почетное председательство Великого Князя Михаила Александровича и председательство Великого Князя Александра Михайловича. — Чувство необходимости для России иметь военный флот было тогда, в этом случае, проявлено довольно сильно, ибо помимо всяких кредитов и ассигнований, независимо от Морского Министерства, рекой полились пожертвования со всех кондов земли Русской. — В короткий срок Комитетом было собрано около 18-ти с половиной миллионов золотых рублей. В течении двух лет на эти деньги был построен целый отряд из 20-ти крупных эскадренных миноносцев, 4 подводные лодки и один исключительно быстроходный, дававший 36 с половиной узлов скорости хода, эскадренный миноносец «Новик», обладавший усиленным артиллерийским и минным вооружением. — Но этого было, конечно, мало для такой державы как наше Отечество. — После русско-японской войны, Морским Генеральным Штабом была разработана «большая судостроительная программа» постройки нового1, современного военного флота для Балтийского моря следующего состава: — две эскадры, т. е. 16 крупных линейных кораблей типа «дреднаут», 8 крупных в 32 тысячи тонн водоизмещения, линейных крейсеров, 16 легких крейсеров и 72 эскадренных миноносца. Для Аландских островов и Моонзунда, отдельную дивизию из 36-ти эскадренных миноносцев и 36 подводных лодок.
Для Черного моря предполагалось создание флота, состоящего из 8-ми крупных линейных кораблей, 4-х крупных линейных крейсеров, 8-ми легких крейсеров, 36-ти эскадренных миноносцев и 20-ти подводных лодок.
При составлении проэктов боевых судов Морским Генеральным Штабом, Главным Управлением кораблестроения и Морским Техническим Комитетом был полностью применен опыт русско-японской войны на море. — Все боевые суда, по своим тактико-техническим свойствам, как наступательным, так и оборонительным, являлись, едва ли не, самыми могучими и мощными среди военных флотов всего мира, по своему артиллерийскому и минному вооружению, бронированию, живучести и ходкости.
Как же протекало осуществление этих судостроительных программ? — А вот как. — Не взирая на богатый, вековой исторических опыт, в начале 20-го столетия русское образованное общество в большой своей части не вполне сознавало государственной необходимости военного флота для нашего Отечества. Например один из чденов Государственной Думы сказал как-то, что «флот нужен России так же, как большому барину псовая охота».
Причина существования подобных взглядов была, видимо та, что многое множество русских людей считало свою Родину вполне сухопутной. — Однако следует пояснить, что сухопутных держав и держав морских не существует, а есть державы понимающие значение военно-морской силы для государства, и державы этого значения не понимающие. — А между тем знаменитое Петровское, прорубленное в Европу, окна на севере, и другое, южное, давно обратились для России в «легкие», коими дышал русский государственный организм. Но вот все же несмотря на то, что промышленная и торговая жизнь России зависела на 80 процентов от морского судоходства, не взирая на грозное наростание в Балтийском море германской морской силы, необеспеченный со стороны моря Петербург и легко подверженные ударам прибалтийские провинции, а в Черном море явно агрессивную на Балканах политику тройственного союза и пробуждение национально-шовинистической Турции, Государственная Дума в 1909 году не только отказала ассигновать кредиты на постройку нового флота, но даже выразила сомнение, — нужен ли вообще России флот?
Назначенный в 1908 году на должность Морского Министра генерал-адъютант адмирал Диков, поставленный подобным сомнением Государственной Думы в совершенно необычное, пожалуй даже траги-комическое положение, через два столетия после Великого Преобразователя земли русской и создателя Российского Императорского флота Петра 1-го, принужден был начать с буквы «аз». — Перед многочисленными членами Государственной Думы, по приказанию Морского Министра был прочитан ряд докладов морскими офицерами, только что созданного Морского Генерального Штаба, следующего содержания: «Зачем России нужен флот»; «Какой России нужен флот»; «Программы судостроения»; «Реформы Морского Ведомства» и «Морской вопрос в России». — В итоге члены Государственной Думы заявили, что они убедились в необходимости флота для России, но ассигновать кредиты на его постройку не могут, вследствие недоверия к умению Морского Министерства справиться с этой задачей. Таким образом вопрос государственной обороны посредством применения военно-морских сил попал в тупик, в коем оставался до 1911 года.
Однако, правительство не согласилось с постановлением Государственной Думы и внесло смету в Государственный Совет, который и одобрил ее. После внесения кредитов на судостроение в роспись государственных расходов согласно статьи 13-ой правил о рассмотрении росписи, Государь Император повелел приступить к постройке 4-х крупных, современных линейных кораблей. — 30-го июня 1909 года были заложены первые крупные линейные корабли для Балтийского Императорского флота: — «Петропавловск», «Севастополь». «Гангут» и «Полтава». — Этим и было ограничено осуществление «большой судостроительной программы». — Положение резко изменилось лишь в 1911 году, когда на должность Морского Министра был назначен адмирал И. К. Григорович. — Адмирал Григорович быстро сумел достигнуть полного доверия большинства членов Государственной Думы и кредиты для постройки флота были ассигнованы. — Началась новая эра кипучей деятельности в Морском Ведомстве, во всех его учреждениях и на действующих флотах и учебных отрядах. Было приступлено к осуществлению «малой» судостроительной программы. — Произведены крупные преобразования судостроительных заводов и всех служб и отделов Морского Ведомства. В 1911, 12-ом и 13-ом году были заложены два крупных линейных корабля «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина» для Черного моря, а также крейсера, эскадренные миноносцы и подводные лодки для Балтийского и Черного морей. Однако вследствие упущенного времени, первые крупные современные корабли должны были вступить в строй, как в Балтийском, так и в Черноморском флоте не ранее середины 1915 года. Это создавало условия по которым Морской Генеральный Штаб считал 1914 и первую половину 1915 года критическими, вследствие явной слабости морских вооруженных сил нашего Отечества.
В таком кратком докладе не представляется возможным перечислить полностью все успехи достигнутые личным составом Российского Императорского флота и Морского Ведомства за время протекшее с 1905 по 1914 год. — Это было время кипучей деятельности. В Балтийском море незабвенный адмирал Николай Оттович Эссен, герой Русско-Японской войны, в 1906 году назначенный на должность начальника отряда эскадренных миноносцев, позднее стал Начальником Морских Сил Балтийского моря. Под его начальством создалась целая плеяда искусных командиров, офицеров и команд. В Черном море последовательно, адмиралы Сарнавский, Бострем и Эбергард управляли, обучали и готовили личный состав к военным действиям на море.
Во многих отраслях военно-морского искусства Российский Императорский флот был даже впереди сильнейших флотов иностранных держав. Совершенствуя искусное применение оружия на море, русские моряки создавали и новые лучшие суда. Ведущее место в развитии типов эскадренных миноносцев занимала наша Родина. Эскадренный миноносец «Новик» по своим тактико-техническим свойствам долгое время оставался лучшим в мире кораблем этого класса.
Была создана «комиссия опытных стрельб», руководившая созданием новых способов сосредоточения артиллерийского огня путем, так называемой «центральной наводки». Пиротехники создали более действительное взрывчатое вещество «Тринитротолуол», коим снаряжались мины заграждения, торпеды и артиллерийские снаряды. Были улучшены качества артиллерийских орудий и снарядов; дальнобойность увеличена до 120-ти кабельтовых; скорострельность крупных орудий была повышена до полутора выстрела в минуту. Установлено наиболее рациональное число орудийных башен на линейных кораблях и линейных крейсерах (четыре трехорудийные башни), а также наиболее выгодное их расположение — линейное. Русские мины заграждения были лучшими в мире. Мины образца 1908 и 1912 года и малая мина «Рыбка» всю первую мировую войну, по своим боевым качествам, оставались непревзойденными, Были созданы торпеды с подогревателем сжатого воздуха с увеличенной скоростью пробега и дальностью действия. На эскадренных миноносцах были установлены тройные торпедные аппараты и разработаны способы залповой стрельбы торпедами. Как важное достижение русского подводного судостроения надо указать закладку в 1912 году первого в мире подводного минного заградителя «Краб» по проэкту инженера Налетова. Большое развитие получило радио. Оно превратилось в основное средство связи флота. Средствами радиосвязи к началу войны 1914 года были оборудованы почти все боевые корабли и базы. — Усердием и трудами Начальников Морских Сил и их Штабов Балтийский и Черноморский флоты уже имели стройные и законченные организации к моменту объявления мобилизации 17-го июля 1914 года в 3 часа пополуночи по Пулковскому времени.
Тотчас же по объявлении мобилизации, согласно заранее предусмотренных мобилизационных планов, разработанных Морским Генеральным Штабом, все суда принялись спешно готовиться к боевым действиям: — стали грузить полные боевые запасы снарядов, принимать мины и торпеды, топливо, смазочные и расходные материалы и так далее. — Везде шла работа не покладая рук. Мобилизация прошла точно по плану и в образцовом порядке. Во флот и службы Морского Ведомства личного состава было мобилизовано около 3000 офицеров и 90.000 человек нижних чинов.
Черноморский флот начал боевые действия лишь через 2,5 месяца 16-го октября 1914 года после внезапного, без объявления войны, нападения и бомбардировок германо-турецким флотом Одессы, Севастополя. Феодосии и Новороссийска.
В тревожном, опасном и угрожаемом положении оказалось командование Балтийским флотом с момента объявления мобилизации 17-го июля 1914 года, ибо план обороны Финского залива, занимающего фланговое, охватывающее положение относительно огромного фронта развертывавшейся по мобилизации армии, был основан на преграждении посредством минно-артиллерийской позиции, доступа в залив части могучего германского «Флота Открытого моря» — «Ди хох зее Флотте».
Отряд минных заградителей, состоявший из «Ладоги», «Наровы», «Енисея», «Амура» и «Волги» под флагом контр-адмирала Канина находился по мобилизации в полной боевой готовности ожидая приказания начать постановку мин для создания минно-артиллерийской центральной позиции. Условный сигнал «Молния», означавший — «начать постановку» — ожидался с минуты на минуту.
Начальнику Морских Сил адмиралу Эссен, герою Русско-Японской войны было памятно нападение японцев без объявления войны на открытом рейде Порт-Артура в ночь с 26-го на 27-ое января 1904 года.
На нем лежала тяжкая ответственность, чтобы избежать подобной ошибки русского командования в создавшихся угрожающих условиях. Поэтому адмиралом еще 16-го июля была послана следующая телеграмма:
— СПБ. Морскому Министру. 16-го июля 12 час. 10 мин. Прошу разрешения поставить главное заграждение ввиду угрожаемого положения. На это последовал ответ:
— Гельсингфорс, Рюрик, адмиралу Эссену. 17-го июля 2 часа 05 мин. Его Величество снова подтвердил, что постановка главного заграждения должна быть выполнена по особому повелению. Григорович. — Далее произошел следующий обмен телеграммами, свидетельствующими о крайнем напряжении царившим в ту пору.
— Гельсингфорс, Рюрик, Командующему Флотом. 17-го июля 8 час. 18 мин. Государь Император повелел иметь в виду, что так как мы не в войне с Германией, то необходимо быть осторожным, чтобы не подать повод к недоразумениям и осложнениям. Русин. (Начальник Морского Генерального Штаба). — И далее. — Гельсингфорс, Рюрик, Комфлоту. 17-го июля 11 час. 18 мин. По имеющимся сведениям, Германия в той часа ночи объявила общую мобилизацию. Русин.
Адмирал Эссен на эти телеграммы ответил следующей телеграммой:
— СПБ, Морскому Министру. 17-го июля 11 час. 30 мин. Считаю необходимым теперь же поставить заграждение, боюсь опоздать, выхожу Порккала-Удд на Охотнике. Эссен.
— Гельсингфорс, Рюрик, Комфлоту. 17-го июля 15 час. 00 мин. Агентурным сведениям часть германского флота переходит из Киля в Данциг. Русин.
— Гельсингфорс, Рюрик, Комфлоту. 18-го июля 2 часа 20 мин. пополуночи. Агентурным сведениям германский флот может быть у позиции к шестнадцати часам. Минмор докладывает Государю. Русин.
По правым шканцам броненосного крейсера «Рюрик» от кормовой башни до часового у флагштока, как заведенный механизм, второй час ходил Командующий Балтийским Императорским Флотом адмирал Николай Оттович Эссен. — Утро вставало ясным и тихим. Тишина стояла и над спящим кораблем, и над рейдом, вода коего начинала приобретать краски. — Просвистали дудки унтер-офицеров, началась смена вахты. Адмирал, заложив руки за спину, все ходил, сдерживая торопливость шага. — На очередном повороте у кормовой башни его нагнал флаг-офицер, утративший обычную щеголеватось, с красными от бессонной ночи глазами.
«Ваше Высокопревосходительство»», — негромко начал он, но адмирал заметив в его руке листки телеграмм, резким движением выхватил и прочел:
— Гельсингфорс, Рюрик, адмиралу Эссену. 18-го июля, (принята в 4 часа 15 мин. пополуночи). Молния номер два. Генерал-адъютант Григорович. — И вторая телеграмма:
— Гельсингфорс, крейсер Рюрик. Командующему флотом. 18-го июля, принята в 4 часа 18 мин. пополуночи. Разрешаю поставить главное заграждение. Главком Генерал-адъютант Николай. — Адмирал Командующий снял фуражку и широким жестом осенил себя крестным знаменем.
18-го июля в шесть часов пятьдесят шесть минут из левого кормового полупортика минного заградителя «Нарова», бывшего в прошлом паропарусным фрегатом «Генерал-Адмирал», подталкиваемая минерами заградителями и матросами, громыхая по рельсам, скатилась в воду первая из тридцати девяти тысяч мин, поставленных в Финском заливе и в Балтийском море у самых берегов Германии кораблями Российского Императорского флота во время первой Мировой войны.
И подобно тому, как крохотный камешек увлекает за собою к обрыву огромно-объемный горный обвал, она фатально увлекала за собой в бездну истории веками сложившийся социально-политический уклад нашего Великого и славного Отечества — блистательной Императорской Российской Державы.
Н. С. Чириков
Похожие статьи:
- №119 Ноябрь 1972 г.
- Лига Обновления Флота и шхуна “УТРО”. – А. А. Штром
- Адмирал Сенявин. – В. К. Пилкин
- Рота Его Высочества Морского Наследника Цесаревича кадетского корпуса. – Б. А. Щепинский
- Контр-адмирал Марк Филиппович Горковенко. – Юрий Солодков
- Первые офицеры Российского Императорского флота русского происхождения. – Г. фон Гельмерсен
- Хроника «Военной Были» ( № 125)
- ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ (№113)
- Иван Константинович Айвазовский. – Г. фон Гельмерсен