1913 год, порт Императора Александра III (Либава). Начало октября. Осень. Старый друг морей и океанов, ветеран русско-японской войны, броненосный крейсер Его Императорского Величества «Россия», ранним, пасмурным утром выходил в море. Крейсер, постройки 1896 года, водоизмещением 13.060 тонн, после полного ремонта в 1909 году, ежегодно, а иногда и два раза в год, уходил в заграничное плавание с корабельными гардемаринами, слушателями штурманских офицерских классов и учениками, Будущими строевыми унтер-офицерами (квартирмейстерами) Шла напряженная, последняя шлифовка людей. Плавание было тяжелое, показательное. Весь личный состав крейсера отборный, надежный, опытный. Так и в этот раз, приняв и разместив многочисленное временное население, забив провиантом, углем и разными припасами трюмы, отсеки и кладовые, крейсер осторожно развернулся, малым ходом прошел аванпорт и, вдохнув широкой грудью ветер свободного моря, дал полный ход.
Море штилевое. И море и небо окрашены в одинаковый бледно-голубой цвет. Там, где они сходятся на горизонте, лежит густая, дымчатая черта. Да и вода какая-то тяжелая, ленивая, медленно, неохотно, ворча и шипя расступается в стороны под могучим форштевнем корабля, скользит вдоль бортов и далеко, за кормой, сонно успокаивается. Низкие берега скрылись в мгле, исчезли шпили церквей города и, наконец, высокая башня маяка ушла за горизонт, будто потонула в море. Прощай, Россия! Через полгода крейсер вернется к твоим берегам.
Плавание шло строго по расписанию и на корабле жизнь кипела, как в муравейнике. Занятия, практические учения, экзамены, выполнение специальных заданий, посещение в иностранных портах заводов, кораблей, музеев, приемы на корабле, редкие развлечения на берегу. Посетили Норвегию, Англию, Азорские острова и пошли, пересекая Атлантический океан, в Вест-Индию, на остров Сан-Винсент. Нужна была небольшая передышка, что и было сделано в располагающих к этому условиях. Прекрасный климат и роскошная природа манили к отдыху и беззаботности. На рейде стоял отряд из четырех английских легких крейсеров под командой адмирала Крадок. Русские и английские моряки как-то особенно тепло сошлись в эту встречу, часто проводили весело время в гостях друг у друга и на берегу. Дружили и команды и, к удивлению, не было неизбежных столкновений, переходивших иногда в большие потасовки. Английский адмирал предсказывал скорую и неизбежную войну с Германией. Говорил он и о том, что предчувствует свою гибель в морском бою с немцами и он так странно уверен в неизбежности этого, что совершенно спокоен. Старик не ошибся. В 6 часов 34 мин., в сумерках догоравшего Дня Мертвых, в воскресенье 1-го ноября 1914 года, начался бой у мыса Коронель между англичанами и немцами, бой, который немецкий адмирал Шпее назвал боем у Санта-Марии, по имени острова, находившегося вблизи. Английские корабли вступили в бой под флагом адмирала Крадока. На своем флагманском корабле «Гуд-Хоп» ,адмирал тщетно пытался вырвать, ставшую невозможной, победу. Сражаясь и умирая с исключительной доблестью, английские моряки в этом бою расплатились за грехи и ошибки английского адмиралтейства. Английская эскадра расстреляна. Уходящий немецкий крейсер «Шарнгорст» открыл беглый огонь по гибнувшему «Гуд-Хоп». Это был конец старого джентльмена адмирала Крадока и 700 человек команды его флагманского корабля.
Кончен короткий отдых. Выполняя задание, крейсер вышел на остров Ямайка. Но на этом переходе провидение вмешалось в налаженную жизнь корабля и смешало все карты и планы. В открытом море в одной из машин произошел страшный взрыв цилиндра низкого давления. Сила взрыва была настолько велика, что развернула палубные броневые плиты. Убитых к счастью не было, пострадал тяжело лишь один человек. Временно исправили повреждение, под «вакумом» крейсер медленно дошел до восточных берегов Соединенных Штатов и недалеко от города Норфольк вступил в продолжительный и серьезный ремонт. Учебная жизнь на крейсере шла своим чередом и только прибавилось больше возможностей познакомиться с новостями судостроения, новостями техники и с жизнью страны.
6-го декабря ст. ст. телеграф принес из далекой России радостную весть. Государь Император, в день своего тезеименитства, произвел корабельных гардемарин в офицеры-мичманы. Событие это отпраздновали весело и шумно. Встретили новый 1914-й год и вскоре последовало распоряжение Морского Министерства — с окончанием ремонта возвращаться в Россию.
В зимний хмурый январский день 1914 года вышли в Атлантический океан, оставив за кормой гостеприимные берега Америки. Быстро упали сумерки. Серый, взлохмаченный Атлантический океан встретил крейсер сердито, недружелюбно, обрушившись на него порывами холодного ветра. Густые клубы дыма валили из всех четырех труб корабля, ветер рвал дым в клочья, прижимал к волнам и смешивал с белой пеной сердитых валов. Крейсер загорелся огнями, принял вызов сердитого старика океана и скоро потонул в непроницаемой ночной мгле. Курс был проложен к берегам Франции, шли в Брест.
Ветер делался все холоднее и его порывы усиливались. Быстро росли волны, и на высокую палубу корабля стали залетать брызги. Было ясно, что наростал сильный шторм, и на крейсере готовились к предстоящему поединку. Сильно качало, но люди справлялись с своей работой быстро и четко. Через сутки ветер достиг уже силы девятибалльного шторма и продолжал усиливаться. И тогда стало ясно, что старик Атлантик перестал владеть собой. С первых дней мироздания, ведет он ожесточенную борьбу против ненавистной ему тверди. С временем он не считается. Пройдут ли тысячи или миллионы лет, он знает, что он победит. Медленно, верно, ударами могучих волн своих, измельчит в песок гранитные скалы, размоет берега, ворвется в глубь материков, зальет, затопит, все похоронит в темных безднах своих. И тогда будет он один, властный, могучий, в безграничном просторе катить свободные волны и петь песни вечности. А теперь он зол. Зол на дерзких, ничтожных жителей ненавистной земли, бороздящих могучую грудь его. Он бушует, он раздражен упорством этих земных букашек, его раздражает эта бесконечная, упорная борьба.
Крейсер шел в «бакштаг», т. е. имея ветер и волны сзади, под углом в 30-40 градусов к корме. Он как бы уходил от ветра и огромных Балов догоняющих его. Томительно тянулись дни и ночи не принося никакого облегчения. Как-то потерялось ощущение времени в этой упорной борьбе человека с стихией. Анемометр стал показывать силу ветра в десять баллов, причем ветер продолжал усиливаться. Шторм переходил в ураган.
Оглушительный вой ветра заглушал все на верхней палубе. Частые густые заряды распыленной воды налетали плотной массой с кормы, скрывая все, что находилось впереди. Кипящая, белая пелена обступала борта и, разрывая эту пелену вокруг корабля, вздымались огромные валы. Под давлением страшной силы высоко вверх взлетает корма крейсера. Точно потеряв всякое самообладание, в ужасе бешено вращаются в воздухе винты, дрожит стальной великан и с тяжелым вздохом, напрягая свои силы, зарывается полубаком в открывшуюся пропасть. Взлетают вверх каскады брызг и пены, и вот нос крейсера взмывает вверх, с него, как водопад, стекают огромные водяные потоки, а над провалившейся кормой вновь выростает высокая темная стена догоняющего нового вала. С грохотом вкатывается на ют пенящийся гребень и, заливая палубу, движется к носу. И так тянутся часы, дни и ночи.
Тяжело у руля в такую непогоду управлять кораблем, держать его на курсе. Особенно тяжело, когда корабль идет по волне. Только опытные, сильные руки, держащие штурвал, справляются с этой задачей. Достигнув 12-ти баллов, то есть более 29 метров в секунду, что составляет свыше 74 килограммов давления на один квадратный метр, ураганы поднимают волны свыше 10 метров. С таким ураганом боролся и крейсер.
Все, кто был вне службы и вахты, забились в свои отсеки и каюты. Командир, капитан 1-го ранга Ворожейкин, штурман, вахтенный начальник, рулевой и сигнальщики на мостике, чуть выше корпуса бьющегося в урагане корабля, забыв время, держали корабль на курсе и следили за первой, возможной угрозой его безопасности. Многотонные потоки воды всей своей тяжестью и яростью переливались через крейсер, ветер отрывал руки от поручней, брызги и пена забивали рот, нос и глаза, давили, слепили и мешали дыханию.
Вдоль верхней палубы крейсера протянуты штормовые леера. Без них передвижение по кораблю в шторм невозможно. Только вцепившись в леер можно удержаться на ногах и не быть смытым за борт, когда судно круто накренится. Каскады воды все смывают на своем пути. Пусто на палубе. Только две тени, не зная отдыха ни днем ни ночью, приседая, цепляясь за все, что попадется под руки, применяясь к размахам качки, бродят по всему кораблю. Они везде, от верхних надстроек, осматривая заботливо крепления шлюпок, в трюмах, где следят, не прибывает ли внутрь вода, в жилых палубах и офицерских помещениях проверяют, хорошо ли задраены иллюминаторы и все ли на своих местах. Эти двое — старший офицер капитан 2-го ранга К. В. Шевелев и старший боцман Добровольский. Впереди плотная, коренастая фигура «старшего», а за ним небольшой, подвижной как ртуть, боцман. Объясняются они больше жестами. По неписаному закону, ученик, будущий строевой унтер-офицер, если стошнит на качке, лишался производства в унтер-офицеры, как бы высоко не стояли его знания и способности. Он не мог в будущем при сильной качке, в бою, в момент опасности ясно мыслить и руководить людьми, страдая морской болезнью. Так и сейчас, на мой страшной, изматывавшей все внутренности, качке, самые здоровые слабели и их тошнило, но чтобы скрыть этот невольный недостаток, люди предпочитали тошнить крадучись в свои матросские рубахи, воровски вытирали рот и бледные бросались, превозмогая себя, к какому-либо делу. Но трудно было скрыться от всевидящего ока боцмана. Завидев бледное лицо и туманный, страдальческий взор, он вплотную подходил и шипел:
— Ты, что же стерва, блевать вздумал, унтером хочешь быть, а это видел?… и подносил к носу жертвы кулак.
— Казна тебя кормит, а ты рыб кормишь… хвабрику тут открыл… марш под палубак, в кубрик, вот я тебя…, — дальше шла «словесность».
Когда старший офицер заглядывал в кают- компанию, там было пустынно. Свободные от службы офицеры и гардемарины отлеживались в своих помещениях. Некоторые мучились приступами морской болезни, но стягивали в узел свою волю, владели собой и выходили на вахту вполне контролируя себя. Таких было мало. Иногда лишь морщился «старшой», заметив бледное лицо молодого мичмана.
Но если снаружи бесновала буря, и моряки боролись с ветром, водой и холодом, то в недрах корабля, в «чреве китовом», царствовал другой ад. Как духи в преисподней, у котлов, в залитых ярким электрическим светом кочегарках, работали полуголые, мокрые от пота и напряжения здоровенные, мускулистые люди. Чтобы удержать необходимое давление пара в котлах, надо было неустанно питать углем ненасытные топки. На страшных размахах, с поразительной ловкостью, результатом долгой и настойчивой тренировки, они загребали лопатами уголь из угольных ям и, улавливая момент когда крейсер ложился на противуположный борт, учитывая возможность самим влететь в раскаленную топку, быстро открывали двери, сильным взмахом разбрасывали веером уголь, «шуровали» и быстро захлопывали дверь, когда крейсер начинал крениться на их борт. Такая же работа шла с другого борта. Уголь был плохого качества, американцы подвалили, и надо было часто чистить колосники, сбивать закал. В машинном отделении, среди огромных, движущихся частей, шатунов и мотылей, по узким железным мостикам, где цепляясь ходили машинисты и смазчики, зорко следя за абсолютно точной, бесперебойной работой машин и вспомогательных механизмов. Духота, тошнотворный запах горелого масла и изнуряющая, все выматывающая качка. Но это был настоящий и будущий кадр флота вполне выдерживавший строгий экзамен.
Прошло шесть суток, ураган не стихал, и крейсер продолжал биться в середине Атлантика. В сумерках вечера, поднялся на мостик к командиру старший инженер-механик корабля, капитан 1-го ранга Зайцев.
— Если так будет продолжаться, нам до Бреста угля не хватит, доложил он.
— Как не хватит? вскинулся командир.
— Малый ход, большой расход, уголь оказался плохого качества, должен доложить, что ответственность на себя взять не могу, так как, по-видимому, шторм скоро не прекратится.
— Где я вам возьму уголь среди океана?
— Можно повернуть и зайти на Азоры (Азорские острова), подгрузиться и немного отстояться, все равно запаздываем, — очевидно все заранее продумав, осторожно посоветовал Зайцев.
— Повернуть, повернуть…, а вы знаете, что значит сейчас повернуть?… и маленький, плотный, краснолицый командир уничтожающе смотрел на своего первого, технического помощника.
— Благодарю вас, принял к сведению… и резко отвернувшись, командир приказал немедленно вызвать к нему старшего офицера. Старший механик, откозыряв, исчез.
— Клавдий Валентинович, что же это такое? Зайцев доложил мне что нам до Бреста не хватит угля, накинулся командир на появившегося старшего офицера.
— Чепуха, он все выдумывает, хватит. Крейсер в прекрасном состоянии, и мы скоро вырвемся из урагана, последовал спокойный ответ.
— Но, если не хватит, то буду отвечать я, вот положение, нервничал командир.
— Тогда повернем и пойдем на Азорские острова, пожав плечами согласился старший офицер.
— Будто вы не знаете, что значит повернуть в одиннадцатибалльном урагане из «бакштага» в крутой «бейдевинд», перевести крейсер через «галфвинд», т. е. поставить лагом к такой сумасшедшей волне, медленно, видимо охватывая все возможности, процедил командир.
— Знаю, повернем, и старший офицер выжидательно замолк.
— Тогда вы и поворачивайте и сейчас же, неожиданно отрезал командир.
К штурвалу был вызван унтер-офицер, рулевой старшина. Шевелев долго и внимательно оценивал обстановку и, наконец, когда ему показалось, что валы за кормой стали временно как будто меньше, скомандовал — право руля.
Сначала, послушно и быстро крейсер последовал за его приказанием, но, по мере приближения к положению бортом к волне, замедлил свое движение. Страшное давление ветра на носовую часть корабля не пускало его выйти на ветер и, в тот момент, когда он стал параллельно волне, высоко над бортом вырос огромный вал, опрокинул свой гребень на палубу и придавил крейсер к воде. Крен быстро увеличивался на подветренный борт, но вал прошел и крейсер стал медленно, а потом все скорее, подыматься и, дойдя до прямого положения, стремительно бросился к ветру. Точно какой-то могучий толчок повернул его на застывшей корме и привел носом к волне.
Легли на новый курс в крутой «бейдевинд» и стали принимать страшные удары ветра и волн правой, носовой частью корабля. Качка дошла до критических размеров, вызвав целый ряд неприятностей к недоразумений.
Так называемая высота глаза наблюдателя, т. е. расстояние от уровня спокойной воды до глаза человека, стоящего на мостике, для крейсера «Россия» равнялась 48 футам. Часть гребных судов находилась на рострах на высоте около 40 футов и ударом одной из волн, взметнувшейся выше этого уровня, был разбит гребной катер.
На юте распоряжался помощник старшего офицера старший лейтенант Алексей Константинович Пилкин, имея младшего боцмана под рукой. Ему пришлось выдержать горячую битву с взбесившимся огромным тяжелым обеденным столом в кают-компании. Этот стол стоял своими тяжелыми ногами в специальных медных высоких башмаках, привинченных к палубе. Даже в тайфунах, во время плавания крейсера в Тихом океане, он не вылетал из этих башмаков и считался вполне благонадежным обитателем кают-компании. Теперь и он не выдержал и, когда крейсер лег на борт, вылетел из некоторых башмаков, но, к счастью, временно задержался в других. Если бы он освободился совсем то мог бы причинить ряд тяжелых и трудно поправимых разрушений. Его забросали матросскими подвесными койками и, как безумного, скрутили по рукам и ногам.
Крейсер имел якоря старого типа, «адмиралтейские», не втягивающиеся в клюзы, а закрепленные на полубаке на специальных подушках, якорный же канат уходил в клюз, который на походе закрывался особой крышкой, плотно прихваченной к клюзу особыми внутренними талрепами, и, таким образом, предохранялось поступление воды внутрь корабля на сильной волне. Теперь, одним из ударов, волна сорвала часть талрепов и сдвинула крышку в сторону, открыв клюз, через который вода начала вливаться в помещение под надстройкой полубака. Вода дошла уже до колен и перекатывалась по помещению, с глухим шумом сильно ударяя в борта. Туда бросились старший офицер, лейтенант Бошняк, боцман, судовой
плотник Петров и еще несколько матросов. Надо было изнутри заделать клюз деревянной пробкой и этим прекратить дальнейшее поступление забортной воды. Крейсеру ничто не угрожало, но безумная качка, духота, вода до колен, создавали обстановку, в которой можно было работать, имея только крепкие нервы. И, наконец, у небольшой части экипажа, нервы, временно, сдали.
К старшему офицеру пробрался смущенный младший боцман.
— Ваше Высокоблагородие, разрешите доложить, у комендоров в палубе не благополучно.
— Что ты плетешь, как неблагополучно?
— Так что, когда крейсер положило, рыжий комендор, что батюшке прислуживает и замутил ребят. Говорит — погибаем, братцы, нет нам спасу, надевайте чистые рубахи, чтобы по-матроски смерть принять, да достал из церковного ящика свечи, роздал ребятам, зажгли, а рыжий еще и поет. Чистая срамота, Ваше Высокоблагородие.
Бешенство охватило всегда спокойного обладателя крепких нервов старшего офицера. Бросился вниз, а за ним мчались оба боцмана с сжатыми, на всякий случай, кулаками. Человек двадцать комендоров (прислуга орудий), в чистых рубахах, с горящими свечами в руках, сбились в небольшом, душном отсеке, молча и бездумно, чего-то ожидая, а их смутитель, рыжий комендор, выводил какой-то напев своим довольно неприятным тенорком. Оба боцмана ахнули и на всю жизнь прониклись уважением к своему «старшому», услышав такую гармонию, полившуюся из его уст, до которой не могло дойти даже их профессиональное воображение. Сам Шевелев потом удивлялся, откуда на него нашло такое вдохновение. Но лечение оказалось действительным. В момент потухли свечи, столбняк прошел, люди застыдились своего невольного малодушия, а рыжий комендор, несмотря на свое высокое звание прислужника, познакомился с кулаком боцмана.
— Я тебе посвечу… ты у меня погоришь… рыжая твоя душа…
К этому времени, деревянной пробкой заделали клюз, и вода перестала прибывать под полубак, влившуюся воду откачали и плотно закрыли двери. Для окончательного излечения малодушных, старший офицер приказал назначить по шесть человек в это помещение, где больше всего качало, было душно и неприятно пахло от испарений только что откаченной воды. Когда люди становились зелеными от качки, их сменяли другие шесть, но о гибели и смерти они совершенно забыли. Рассвирепевший старший офицер этим не ограничился и, заметив молодого мичмана с подозрительно бледным лицом, послал и его в то же помещение, под полубак, часа на два последить — все ли там в порядке.
Долго еще бесновался ураган. Точно какое-то страшное морское чудовище скребло по стальному корпусу корабля своими огромными когтями, качало и бросало крейсер в своих могучих руках и бешено, яростно ревело, сознавая свое бессилие уничтожить эту дерзкую маленькую скорлупу.
На двенадцатый день стало чуть тише, и скоро крейсер, подойдя к Азорским островам, бросил якорь на рейде, где должны были пополнить запас угля. Рейд был полуоткрытый. На большой зыби, угольные баржи плясали у Сортов, и погрузка шла в очень тяжелых условиях, но для команды теперь это казалось легким развлечением в сравнении с напряжением, пережитым во время урагана. Работали весело, быстро, с шутками, высмеивали «молельщиков» и предвкушали скорое окончание похода.
На дальнем северо-западе Белого моря глубоко выдается длинный, тонкий мыс — Святой Нос. Этот мыс является последней точкой Терского (западного) берега для кораблей, уходящих в океан. По нему определяют мореплаватели курс, ведущий из океана в горло Белого моря. Во время Первой Мировой войны этот мыс стал знаменитым — к нему шли пароходы из Англии, Франции, Америки и других стран с боевым снаряжением для русской армии. На самой оконечности Св. Носа стоял маяк, имевший сигнальную мачту и паровую сирену для подачи сигналов во время туманов. Маяк был связан прямым проводом с Архангельском.
С осени 1915 года начала налаживаться доставка военных грузов в Архангельск и иностранные суда стали приходить туда в большом количестве.
Спешно закончив погрузку, вышли в океан. Теперь шли под аккомпанемент медленно утихающего шторма без всяких происшествий. Непрерывно принимали по радио вести о тех страшных бедствиях, которые натворил этот ураган в северной половине Атлантического океана. Погибло много коммерческих судов, были жертвы и среди кораблей военных флотов, а цифра исчезнувших рыбачьих судов не могла быть учтена и была огромна. Великаны, трансатлантические пароходы, доносили о тех бедствиях, которые им пришлось перенести и давали цифры измеренных высот волн, доходивших до 60 футов.
На шестнадцатый день после выхода из Норфолька, крейсер «Россия» вошел на Брестский рейд, с разбега еще немного покачался и, облегченно вздохнув, затих. Настал заслуженный отдых.
Леонид Павлов
Похожие статьи:
- «Крейсерок» (Из далекого прошлого). – Леонид Павлов
- Из воспоминаний гардемарина. – Н. Кулябко-Корецкий
- Письма в Редакцию (№ 125)
- Три похода «Петропавловска». – Алексей Геринг
- Шторм 14 ноября 1854 года. – А. Макарович
- Mоре. – А. Крапивин
- В первый раз. – Г. А. Усаров
- Два вена тому назад (№105). – Б. Третьяков
- Капитан 1 ранга Владимир Иванович Семенов (1867-1910). – Г. Усаров