К началу освобождения Кавказа, — август 1918 года
Хороши темные летние ночи на Кубани: шелест камышей, огромных и таинственных, и леса, прикрывающего пустоту фронта со стороны реки, запах испаряющихся полей и баштанов… На склоне лет снова видишь, снова переживаешь и чувствуешь все обаяние этих ночей, всю красоту настроений и острых ощущений молодого азарта.
Справа — пустота фронта со стороны камышей и леса от реки и до железнодорожного полотна, где в нервном напряжении коротает ночь бронепоезд «Вперед за Родину…» Август 1918 года… Еще свежо в памяти недавнее занятие Екатеринодара, бодрит надежда…
По ту сторону реки — окопы красных, в полуверсте впереди — небольшой железнодорожный мост, где расположена застава 2-го Офицерского полка. Слева от нее, в виноградниках, — пластуны. В тылу, в 4 верстах, — станция Кавказская с хутором Романовским, где, впрочем, также и фронт, так как хутор стоит у самой реки, за которой уже красные. Здесь находится штаб 3-й дивизии и «сам» ее начальник, — Дроздовский.
Днем бронепоезд томится от безделья на станции Кавказская. Экипаж его рассыпается по хутору и только к темноте, по позывному сигналу (длинный и два коротких гудка), собирается на свои бронеплощадки для отбытия в ночной дозор. Малочислен экипаж: все офицеры, один шестнадцатилетний кадет и казак — вестовой, остающийся обыкновенно на базе (спальные вагоны и кухня).
Боевой состав: бронеплощадка с 3-дюймовым полевым орудием на лафете со щитом, бронеплощадка с 75-мм. морским орудием на тумбовой установке со щитом, пулеметный крытый вагон с бойницами и две контрольные площадки, на которых находятся шпалы, рельсы и рабочее снабжение. На борту морской площадки белой краской изображен большой двуглавый орел, а на паровозе надпись: «за Веру, Царя и Отечество».
Командир: полковник Григорьев, Александр Александрович (убит). Этот рыцарь без страха и упрека, житель Орла и питомец корпуса, как и все почти офицеры экипажа того времени, пробрался с большим трудом в расположение Добровольческой армии, чтобы вскоре и погибнуть в бою. Старший офицер: штабс-капитан Пчелинцев (ранен). Георгиевский кавалер, живой, отчаянный, порывистый, увлекающий своим примером. Начальник полевого орудия: поручик Малыгин (убит). Бывший кадет, без правой руки, потерянной на германском фронте, и с семнадцатью другими ранениями. Начальник морского орудия: сверхдоблестный лейтенант Татарский. Это он и Пчелинцев совершили в середине июля 1918 года знаменитый железнодорожный рейд по красному тылу на несколько десятков верст по линии Тихорецкая — Екатеринодар. Начальник пулеметной команды: московский гренадер штабс-капитан Языков (ранен). Это — героический стрелок, артист своего дела и душа бронепоезда, его слава и честь. Паровозный офицер: туркестанский понтонер поручик Равич-Ясинский (ранен).
Медленно стучат рельсы под колесами, и мы выкатываемся к позиции в камышах. При каждом орудии по 5-6 человек прислуги и столько же в пулеметном вагоне. Через 10-15 минут ход снижается до минимального. Тихо-тихо, справа — лес, сразу переходящий в густые, высокие камыши. Разговоры и курение прекращаются. Бронепоезд останавливается и включается в телефонную связь с вокзалом, с пластунским батальоном и с заставой 2-го Офицерского полка на мосту. Экипаж отдыхает у орудий. Дежурят пулемет, артиллерист и телефонист. Командир в сопровождении одного офицера пробирается на заставу, узнать о положении. Ночь густа и тиха. Пыхтит паровоз, и сонно переговаривается с кем-то дежурный телефонист. Дежурство каждого всего один час, но оно напряженно — трудное. Веет сырой, пронизывающий холодок, больно жалят москиты из камышей. Слышны только шорохи камышей и леса. Напряжение максимальное…
Чуть брезжит рассвет, все — на ногах. Снова стучат рельсы, звенит железо, и бронепоезд возвращается на дневку к вокзалу. Спим, едим, гуляем. База, состоящая из вагонов 1-го и 2-го класса, столовой и кухни, дает полный отдых… И так из ночи в ночь.
Однажды, придя в дозор к обычному месту в камышах около 22 часов, командир и с ним поручик Малыгин отправились к заставе. В эту ночь красные вели почему-то сильный бомбометный огонь, и вскоре командир приволок обратно раненного в бедро осколком бомбы поручика Малыгина. Пришлось эвакуировать его в Екатеринодар, но через месяц Малыгин снова был на своем месте с оставшимся в ноге осколком. В другой раз рано утром мы собрались было тронуться в обратный путь на станцию, как залп тяжелых снарядов по бронепоезду из-за реки дал перелет. Красные, узнав о наших дозорах, подвезли для сюрприза тяжелую батарею. Мы стали осторожнее и переменили позицию, оставив камыши.
Скоро бронепоезд перестали посылать в дозор, так как ожидали атаки красными хутора Романовского с другой стороны, с форсированием реки. Несмотря на такое кажущееся безделье, дни для экипажа бронепоезда были тяжелые. Каждое утро, между 4 и 5 часами, красные громили тяжелыми снарядами хутор, где стоял штаб 3-й дивизии, и главным образом вокзал и железнодорожные пути. Мы просыпались, осыпаемые осколками, землей и деревом разбитых соседних вагонов. Уйти было некуда, и в бронепоезд, к счастью, попаданий не было. Вокзал же был разбит и насчитывалось много жертв этих бомбардировок. Такое положение длилось 8-10 дней, в течение которых красные несколько раз форсировали реку в разных местах, пытаясь овладеть хутором Романовским. Получая донесения о переправе красных, полковник Дроздовский никогда им не мешал, ожидая накапливания достаточных сил противника на нашей стороне реки, после чего обрушивался на переправившихся красных и уничтожал их без остатка в течение двух — трех часов. Иногда красные появлялись и на окраине хутора, но мы всегда были спокойны и уверены в себе.
Наконец красные как будто потеряли надежду занять хутор, и с другой стороны уже обозначилось обходное движение нашей конницы справа, от Усть-Лабы. Бронепоезд снова занял свою прежнюю позицию в камышах, но уже на постоянное там пребывание, готовясь к наступлению. База оставалась на станции Кавказская, и только кухню подавали нам днем на несколько часов. На ближайшем холме слева устроили наблюдательный пункт, где постоянно находился командир или же старший офицер. Оттуда был хорошо виден разъезд Гирей, в полуверсте от железнодорожного моста, и все вообще расположение противника. К бронепоезду был присоединен стрелковый вагон американского типа, обшитый внутри листовым железом, с целым рядом бойниц. Предполагалось помещать туда стрелков для возможных десантных операций. Впоследствии, однако, выяснилась полная нецелесообразность этого: стрелковый вагон был разбит попаданием снаряда, и из строя выбыло человек 15 стрелков и офицеров бронепоезда. При этом погиб наш поручик Дебагорий-Макриевич (бывший кадет). Пока же текла мирная жизнь: на брошенных баштанах и виноградниках мы собирали овощи, арбузы, дыни и виноград, причем виноград приходилось набирать в палаточное полотнище и волочить ползком, так как виноградники были на склоне горы, спускающемся к реке, и обстреливались красными из их окопов. Виноград давили, разливали по бутылкам и пили бродившую жидкость. На контрольных площадках с песком, покрытых брезентом, принимали солнечные ванны…
Собирая дыни вблизи наблюдательного пункта, капитан Языков предложил обстрелять Гирей, где было замечено движение. Несколькими попаданиями выгнали оттуда красных. Снаряды, однако, нужно было беречь: их было всего около 150 для полевого орудия и 22-для морского. Эти снаряды решено было тратить только в самом крайнем случае, на больших курсовых углах, так как полевое орудие имело угол обстрела всего до 30 градусов по диагонали.
В другой раз днем красные неожиданно открыли огонь по бронепоезду. Накрытие было по морскому орудию, где в этот момент находился у телефона наш шестнадцатилетний кадет Первого кадетского корпуса Вадим Домашевич. Бронеплощадка вся окуталась густым дымом, и не было слышно ни звука. Все мы стояли у вагонов, видели, что произошло, и предполагали, что от кадета ничего не осталось. К нашей радости оказалось, что шрапнель, поставленная на удар, разорвалась в углу противоположном тому, где сидел у телефона кадет, не выпустивший даже трубки из руки и продолжавший спокойно «слушать». С наблюдательного пункта прибежал командир, видевший накрытие, но нашел только разбитый снарядом свой обед… Впоследствии кадет Домашевич был награжден Георгиевским крестом за бой под Юзовкой, в Донецком бассейне. Крест ему лично приколол генерал Май-Маевский на станции Юзово, в мае или в июне 1919 года.
30 августа 1918 года красные были сбиты чашей кавалерией справа от нас, и на следующий день ожидалось и наше наступление «в лоб». Чтобы дать отдохнуть экипажу, бронепоезда в последнюю ночь, к боевому составу была подтянута и база. Для нанесения удара «в лоб» был назначен 4-й пластунский батальон, левее же должен был наступать 2-й Офицерский полк. Когда взошло яркое летнее солнце, до нас как-то сразу донесся шум боя. Бывшие давно уже на своих местах, мы двинулись на мост. Бронепоезд открыл огонь по окопам красных, то в них никого уже не было, — все бежали на Гирей и в станицу, в 2-3 верстах от него, преследуемые невидимыми для нас нашими частями. Рельсы на мосту оказались подорванными, и бронепоезд занялся починкой пути в течение 2-3 часов. Имея свободное время, офицеры пошли вдоль только что брошенных красными окопов, в которых были видны следы поспешного бегства: недоеденный, еще горячий борщ, разрезанные свежие арбузы и куски хлеба, два брошенных бомбомета и много листовок «К обманутым кадетскими генералами казакам!»
Тихо склонились вербы над Кубанью и давно уже простыли следы боя: кое-где разбитые повозки, труп коня… Мост готов и «Вперед за Родину» двигается дальше. Неприятель уклонился от железной дороги в сторону станицы, слева от нее, где еще идет бой. Гирей занят нами, и бронепоезд мирно стоит здесь до утра. Подтянули базу…
Следующий день 31 августа начался крайне тяжело: уже с рассветом обозначилось наступление красных на Гирей со стороны станицы. Пришлось Гирей эвакуировать, сдерживая красные цепи в полуверсте от железнодорожного полотна. Наши части отступили снова к Кубани, и чувствовалось, что противник, пользуясь своим подавляющим численным превосходством, стремится занять свои старые позиции вдоль реки. Необходимо было нейтрализовать угрозу слева артиллерийским огнем, и это должен был сделать бронепоезд. Но как? Полевое орудие не могло стрелять по траверсу, а на морском было мало снарядов. Пришлось маневрировать, выбирая такой изгиб полотна железной дороги, чтобы орудие могло стрелять по станице и по наступающим оттуда цепям красных. Такой изгиб был только вблизи железнодорожного моста. — старого знакомого. Пришлось отходить, но оказалось, что наш отход, непонятный для несведущих, создает панику: санитарные повозки заворачивают и карьером, сломя голову летят назад. Останавливаемся, чтобы прекратить панику, но здесь, к счастью, появились конные офицеры штаба 3-й дивизии, которые восстановили порядок и спокойствие.
Встали на нужную нам позицию и метким огнем сбили неприятеля. Наша энергичная стрельба и подошедшие от Кавказской Дроздовцы обратили красных в бегство, станица была занята, угроза слева устранена и в ходе боя наступил перелом в нашу пользу.
Мы ожидали на Гирее окончания преследования и затем, после полудня, получив приказание занять следующую станцию Гулькевичи, двинулись вперед. 4-й пластунский батальон, ободренный появлением бронепоезда, быстро двигающегося вперед и открывшего сильный пулеметный и артиллерийский огонь, поднялся и погнал красных. Но на горе, верстах в двух от хорошо уже видной станции Гулькевичи, красные засели в густых зарослях кукурузы. Далеко опередив цепи пластунов, бронепоезд уже один продвигался к этим зарослям, открыв бешеный пулеметный и артиллерийский огонь «на картечь». Чины экипажа, не занятые у орудий и пулеметов, вели огонь из винтовок. Капитан Языков ловко строчил из пулемета, вытащив его на крышу вагона.
Не выдержав огня бронепоезда, красные уже не задерживаясь, бежали на Гулькевичи, где стояли какие-то составы, немедленно взятые нами под обстрел. Это были, как потом оказалось, составы штаба красного командующего Морозова. Лишь за десять минут до занятия нами Гулькевичей красному штабу удалось переменить разбитый нашим огнем паровоз и уйти. Уходя, красные пустили под уклон, нам навстречу, вагон — площадку, груженную камнями. С близкого расстояния площадка была нами разбита, но путь был все же поврежден и только это и спасло штаб Морозова от пленения.
Свободные офицеры бронепоезда, взяв винтовки, присоединились к пластунам. Красные цепи быстро уходили. Но вот пластуны вошли в деревню и «Вперед за Родину» уже на станции. Стрелки на путях испорчены, стоит вагон, груженный булыжником, для отправки против нас, лежит брошенный убитый жирный кабан и кое-где видны испуганные жители. Потерь у нас почти нет.
Отдохнув час — полтора мы снова двинулись вперед, на станцию и станицу Отрада Кубанская, все время исправляя подорванный отступавшими красными железнодорожный путь. Только к самому вечеру, уже у Отрады Кубанской, мы вошли в соприкосновение с противником, Пехота наша была еще далеко позади, верстах в десяти, и бронепоезд, определив позиции красных и обнаружив их батарею, вернулся к вечеру на Гулькевичи.
В течение дня мы видели и самого Дроздовского, который беседовал с командиром и с экипажем бронепоезда, приказав, между прочим, уничтожить надпись на паровозе: «За Веру, Царя и Отечество», «чтобы не смущать кубанцев».
Уже совсем в темноте, ничего не евши за весь день, мы подходили к Гулькевичам со стороны фронта. Станция была уже вся забита составами 3-й дивизии. Где-то произошло столкновение штабного поезда с нашей базой. Кухня наша была разбита, обед вывернут, и вместо обеда нам пришлось спешно грузить снаряды для завтрашнего боя.
Этими днями закончилось сравнительно легкое начало очищения Кавказа от красных, после чего наступил период жестоких боев по линии Отрада Кубанская Армавир с большими потерями в экипаже и в материальной части бронепоезда.
Н.
Рекламная вывеска Какой должна быть рекламная вывеска. yabloko36.ru |
Похожие статьи:
- Письма в Редакцию (№117)
- Бой бронепоезда «Иоанн Калита» у ст. Волноваха 17 мая 1919 года. – В. Федоров
- ОТ РЕДАКЦИИ (Поправки, №116)
- О бронепоездах Добровольческой армии (Окончание). – Анд. Алек. Власов.
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №112). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №111). – Анд. Алекс. Власов
- Бронепоезда Донской армии. – Максим Бугураев
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №110). – Анд. Алекс. Власов
- Список и организация бронепоездов Добровольческой и Донской Армий. – Анд. Алекс. Власов.
Уважаемые господа!
Спасибо! благодаря Вам я узнал некоторые подробности о подвигах «шестнадцатилетнего кадета Вадима Домашевича», моего двоюродного дяди, который, так же как и мой отец, лейтенант РИФ Ян-Иоанн Нелавицкий, нашел убежище в Греции. Последний раз я его видел в начале 50-ых годов прошлого века. Он жил на одном острове Эгейского моря.
Знакомые мне фамилии капитана Языкова, лейб-гвардии Егерского полка, соратника первой войны моего другого двоюродного дяди, подполковника (в 1919 г.) и Георгиевского Кавалера (в 1916 г.) Николая Нелавицкого.
Знакомая фамилия поручика Малыгина. Мой отец писал про него:
На смерть поручика артиллерий Малыгина, раненного на бронепоезде ’’Вперед за Родину” в бою под Отрадой-Кубанской, в сентябре 1918 г. при наступлении Белой Добровольческой Армии от ст. Кавказская на Армавир.
Ты пал героем за Отчизну,
Изведав боя жаркий пыл;
Никто тебе не справил тризну
Безвестен ты среди могил.
Изранен весь в пылу сражении,
остался ты с одной рукой,
и сердцем рыцарь, порыв мгновений
познал смиренно жребий свой.
Исполнив долг родного сына
России – матери твоей,
Ты вновь защитник ныне,
Мятежной Родины своей.
Сраженный пулею в хребет,
Ты почти мертв, парализован.
Свершился жребия завет,
К одру кончины ты прикован.
И бездыханный вскоре прах
Никто не провожал к могилам.
”Вперед за Родину” в боях,
Хвалу тебе воздал, Малыгин.
Писал мичман Ян Нелавицкий, тогда в составе бронепоезда и соратник поручика Малыгина.
Но самое главное: подпись Н. Кто автор? Не Нелавицкий?
Огромное Вам спасибо за публикации.
С уважением
Владислав Нелавицкий
Афины – Греция
Владислав Янович, Вы безусловно самый внимательный читатель нашего сайта. Желаю Вам удачи в поисках сведений о дорогих Вам людях. Может быть, в следующих номерах фамииля кого-нибудь из них еще встретится, и не раз. К сожалению, использование псевдонимов сильно усложняет поиск.
О Вашем дяде Н.Нелавицком есть немного в статье В.А. Каменского “Производство в офицеры”
“Военная Быль” № 24 МАЙ 1957 г. (если есть необходимость, в течение недели статья будет размещена на сайте).
С уважением Сергей
Администратор сайта ВБ
Уважаемый Сергей!
Спасибо! Статью Каменского я читал. Там кратко описывается, как Паж Н. Нелавицкий, был принят в состав лейб-гвардии Егерского полка.
Что касается статьи о бронепоезде «Вперед за Родину», я почти уверен, что она написана моим отцом. Очень много совпадения, и конечно его стиль писания, со многими, мелкими, подробностями. Можно сравнить стиль с его статьёй в ВБ, «2ой отряд Черноморского флота и снятие с мели канонерской лодки Терец».
Я стараюсь собрать как можно больше документов. Не только я, но и мой сын, и мои внуки, должны знать …..
«кто не знает свою историю, у того нет и будущего».
С уважением
В.Нелавицкий
Уважаемый администратор Сергей! Можно обратиться к нашему знакомому Владиславу Яновичу Нелавицкому?
Как видите, да. Если вы такой возможности не существовало, то не было бы нашего с ним диалога.
“О Вашем дяде Н.Нелавицком есть немного в статье В.А. Каменского “Производство в офицеры”
“Военная Быль” № 24 МАЙ 1957 г. (если есть необходимость, в течение недели статья будет размещена на сайте).”
Статью хорошо бы разместить, так как я ее не читал. Н.Н. Нелавицкий, троюродный дядя В.Я. Нелавицкого, по материнской линии приходится мне пятиюродным дедушкой.
Сделаем, но чуть позже.
Извините за задержку с ответом, Ваш коммент чуть не затерялся в груде спама… Последующие комментарии будут появляться сразу же, без премодерации.
Спасибо!
Сайт давно не обновлялся… Пока не нахожу на сайте этой статьи. Можно ли ожидать размещения статьи в этом году?
С уважением, Антон.
Спасибо за терпение, Антон.
Ваша статья:
http://lepassemilitaire.ru/proizvodstvo-v-oficery-v-a-kamenskij/
Если захотите поучаствовать в работе сайта, чтобы сделать его обновление более частым, пишите. С удовольствием предоставлю Вам такую возможность.
С уважением, Сергей
Большое спасибо за статью, Сергей!
С уважением, Антон.
Кто такой фельдфебель выпуска, его функции?