Первая боевая тревога против атаки подводных лодок
Боевые операции подводных лодок, этого нового морского оружия, развились только во время первой мировой войны. Но даже с началом ее еще никто не знал толком, во что они выльются и как будут происходить. Немцы, ставшие впоследствии такими мастерами в этом деле, и те не отдавали себе еще отчета в возможностях этого грозного оружия.
По иронии судьбы первая боевая тревога (правда — ложная) против атаки подводных лодок произошла еще задолго до великой войны и выпала на долю русского флота.
31 марта 1904 года, после взрыва на мине и гибели «Петропавловска», шедшая ему в кильватер «Полтава» и миноносцы бросились спасать экипаж погибшего корабля. Младший флагман контр-адмирал князь Ухтомский поднял сигнал: «Следовать за мной!» и пошел на японцев. За ним следовали «Победа» и «Севастополь». Занятая спасением «Полтава» осталась на месте.
Вдруг раздался взрыв под «Победой», которая с сильным креном вышла из строя, но все же дошла под своими машинами в порт.
Вот тут-то, точно электрическая искра, пролетела по всем кораблям тревожная мысль о том, что эскадра атакована подводными лодками, и корабли без всякого приказа открыли бешеный и никем не управляемый орудийный огонь по многочисленным предметам, плавающим на поверхности воды.
Вот как описывает это командир «Севастополя», капитан 1 ранга фон Эссен, будущий командующий Балтийским флотом (Конференция, читанная 28 февраля 1906 г. на собрании Общества поощрения военных знаний капитаном 1 ранга фон Эссен, командиром 20-го флотского экипажа. Переведена на французский язык Commandant de Balincourt под заглавием: «Последние дни «Севастополя» в Порт-Артуре. Заметки его командира, капитана 1 ранга фон Эссен»):
«В этот момент мы были свидетелями прискорбного спектакля: люди, не знавшие еще причины гибели «Петропавловска» и видя новый взрыв на борту «Победы», вообразили, что на рейде есть подводные лодки. Эта ошибка была тем более простительна, что незадолго до этого адмирал Макаров предпринял целый ряд мер против возможного присутствия и операций подводных лодок. Это предположение могло быть подтверждено еще тем, что поверхность моря была усеяна множеством плавающих предметов, среди которых днища перевернутых шлюпок могли легко быть приняты за рубки подводных лодок. Все корабли открыли бешеный огонь по этим подозрительным плавающим предметам и даже по водоворотам кильватерных струй. Остановить эту беспорядочную стрельбу было очень трудно ввиду того, что потерявшие голову комендоры ничего не слушали в своей панике».
Лейтенант Штер, плававший на «Новике», рассказывает об этом в своем дневнике так (Лейтенант Штер «Новик». Перевод на французский язык Commandant de Balincourt.):
«В момент, когда произошел взрыв под «Победой», по всем кораблям пронесся слух, что мы атакованы подводными лодками, и это, в свою очередь, произвело невероятную панику. Броненосцы, крейсера открыли огонь по всему, что они видели плавающим: куски дерева, жестянки от консервов и всякие другие предметы, хоть немного напоминающие перископ. Эта бессмысленная стрельба велась во все стороны, и комендоры, не обращая внимания на соседей, стреляли меньше, чем на два кабельтова (370 метров). Поэтому осколки разрывающихся снарядов свистели вокруг нас. К счастью, командир «Новика», капитан 2 ранга фон Шульц, не потерял головы. Благодаря своей энергии ему удалось остановить стрельбу и, дав задний ход, выйти из площади обстрела наших броненосцев. В этот момент береговой семафор сообщил нам, что одна подводная лодка направляется на нас. Более чем вероятно, что струю наших винтов он принял за след, оставляемый подводной лодкой, так как, внимательно осмотрев все вокруг, я не заметил абсолютно никаких признаков присутствия подводной лодки. Экипаж был буквально ошеломлен, и один комендор упорно доказывал мне, показывая на плавающую кучу пакли, что это — перископ лодки.
Я думаю, что только «Полтава» и мы подумали выбраться из этой каши. Мы пропустили все суда, спешившие войти в порт, налезая друг на друга, как стадо баранов. Наш новый командующий поднял наконец сигнал о порядке входа судов. Конечно, мы были последними. Много раз сигнальщики береговых семафоров принимали плавающие бревна за перископы, а ныряющих дельфинов за подводные лодки и их сигналы вызывали тревогу в Порт-Артуре».
Для того, чтобы понять психологию экипажей эскадры в этот момент, приведу еще одно весьма интересное свидетельство того же лейтенанта Штер о том, что, кроме уже цитированных выше мер, принятых адмиралом Макаровым, в Порт-Артуре уже неоднократно были разговоры о подводных лодках. Так, полковник морской артиллерии Мюлер, весьма энергичный и изобретательный человек, проявлявший свою кипучую деятельность и на постройке фортов, и на ремонте кораблей, и в мастерских порта, где из-за неимения станков он делал всевозможные приспособления для их замены и для производства сложных починок, обнаружил в хламе порта подводную лодку Джевецкого *), брошенную там неизвестно с какого времени. Он собрал ее, отремонтировал и начал делать пробы. В один прекрасный день он чуть не утонул со своей лодкой, и после этого командующий эскадрой запретил ему продолжать свои опыты. По болезни он вскоре был принужден покинуть Порт-Артур.
Кроме того, на эскадре знали из морских справочников, что Япония имела подводные лодки, приобретя их одновременно с Россией в Соединенных Штатах. Поэтому нет ничего удивительного в том, что последовавшие один за другим взрывы двух кораблей породили в личном составе эскадры, мысль об атаке ее подводными лодками, что в свою очередь вызвало паническую стрельбу по всем плавающим подозрительным предметам.
Это была первая боевая противолодочная тревога, правда — ложная. Подводные лодки в ту войну не приняли участия, так как были еще в зачаточном состоянии, и никто не знал, на что они вообще способны.
Не могу не привести еще одну выдержку из дневника лейтенанта Штер о борьбе с подводными лодками, как ее тогда в Артуре представляли и которая теперь может вызвать у читателя веселую улыбку:
«В один прекрасный день я был отправлен на паровом катере «Новика» на поиски и уничтожение воображаемой подводной лодки, о которой сообщил семафор горы Белого Волка. Перед тем я получил следующие инструкции:
«Схватить подводную лодку за ее перископ и разбить его молотком, что ослепит лодку. Или же, если возможно, обвязать перископ шваброй, матом или шинелью и, что еще лучше, прибуксировать ее за перископ в порт» *). После войны я командовал больше года во Владивостоке одной из наших подводных лодок**), что позволило мне понять, насколько были наивны и даже смешны наши тогдашние идеи относительно подводных лодок. Несмотря на то, что они не достигли еще совершенства, они являются тем не менее весьма серьезным оружием».
Кроме того, лейтенант Штер сообщает о применении в Порт-Артуре для избежания проникновения подводных лодок в порт специальных «сетей — ловушек», изобретенных мичманом Ульяновым.
Вот еще одно русское изобретение, и которое впервые было применено русским флотом в морской войне.
Только много лет спустя, во время первой мировой войны появляются первые «сети — ловушки» для подводных лодок в иностранных флотах воюющих держав.
Будет интересно отметить, что первая боевая минная атака подводной лодки против надводного корабля была произведена во время Балканской войны, 22 декабря 1912 года, греческой подводной лодкой «Дельфин» турецкого крейсера «Меджидие» (впоследствии русский «Прут»). Атака была безрезультатна: лодка промахнулась.
Г. А. Усаров
____________________
*) С. К. Джевецкий предложил и испытывал несколько моделей своих лодок. Между прочим, в 1887 году он предложил первую электрическую подводную лодку. Кроме того, в 1892 году он предложил подводный водобронный миноносец. Он же дал наружный минный аппарат, которым были вооружены все наши подводные лодки (примечание автора).
*) Не могу не упомянуть случая, бывшего во время учебных маневров в Балтийском море до войны 1914 г., когда один из командиров миноносцев спустил шестерку и угольным мешком завязал перископ подводной лодки, что вызвало страшное неудовольствие командира лодки (примечание автора).
**) Подводной лодкой «Дельфин» и «Сом» в 1905-1906 гг. (примечание автора).
Экспертиза рыбной продукции на сайте Описание экспертиза рыбной продукции на сайте. sks.expert |
Похожие статьи:
- Первое боевое применение авиации. – Г. Усаров
- Капитан 1 ранга Владимир Иванович Семенов (1867-1910). – Г. Усаров
- Письма в Редакцию (№ 125)
- В первый раз. – Г. А. Усаров
- Черноморский Флот в войну 1914-1917 гг (Окончание) – Г. фон Гельмерсен
- Памяти капитана 2-го ранга Н.С. Чирикова. – В.М. Федоровский
- Ознакомление с флотом. – А. Невзоров
- Памяти трагически погибших офицеров одного полка. – А. Волков
- Три похода «Петропавловска». – Алексей Геринг