Статьи из парижского журнала "Военная Быль" (1952-1974). Издавался Обще-Кадетским Объединением под редакцией А.А. Геринга
Friday April 26th 2024

Номера журнала

Хроника «Военной Были» (№ 99)



ЕЩЕ О ПРЕОБРАЖЕНСКОМ МАРШЕ

В № 66 «ВОЕННОЙ БЫЛИ» была помещена заметка о том что Преображенский марш происходит от шведской народной песенки. Вполне возможно — ведь Великий Петр многое заимствовал от шведов но — вполне возможно и обратное. Немцы и датчане, например, уверяют что мелодия песни «Из-за острова на стрежень» — ихняя (чья?). Так же и англичане думают, что Русский Гимн взят с их древнего псалма, в то время как, наоборот, торжественные звуки, сочиненные А. Ф. Львовым так понравились королеве Виктории, что она приказала их прибавить к одному из англиканских псалмов.

Вот мне и кажется, что, во избежание таких путаниц, своевременно отметить следующее: на экране канадского телевизиона появилась картина (очень хорошая, между прочим), под названием: «Жизнь и времена лорда Моунтбаттена». Каждый сеанс этой картины начинается и кончается Преображенским маршем. На запрос, почему этот марш был избран как бы лейтмотивом фильма, был получен следующий ответ: в своей юности, лорд Моунтбатен был обворожен этой мелодией, которую, по приказу короля Альфонса XIII играла испанская гвардия. Лорд попросил и получил ноты марша. В дальнейшем, на всех британских кораблях, которыми лорд командовал, оркестры морской пехоты исполняли Преображенский марш, как личную мелодию лорда; нечто вроде «встречи».

В 1964 году, когда праздновался 300-летний юбилей знаменитой британской морской пехоты, эта мелодия была ей присвоена как ее полковой церемониальный марш.

Естественно, что при создании фильма о лорде Моунтбатене, этот марш и стал его «лейтмотивом». Но тут уже, чтобы использовать этот марш для фильма, пришлось просить разрешения у морской пехоты, на что она, будучи крепко связана со своим любимым адмиралом, понятно, с радостью согласилась.

И вот гремит на «телевизорах» наш родной Преображенский марш.

Т. К.

 

МАЛОИЗВЕСТНЫЙ ПОРТРЕТ ПЕТРА ВЕЛИКОГО

Первым монументальным зданием в Петербурге был дом Светлейшего князя Меньшикова, где впоследствии помещался Первый кадетский корпус. До сих пор на фронтоне дворца сохранились цифры «1710», дата начала постройки.

В кабинете князя, на потолке был написан портрет-фреска Петра 1-го. Художник написал его в духе древнерусской живописи. По неизвестным обстоятельствам, портрет этот был замазан каким-то иностранным мастером и покрыт какими-то амурчиками и гирляндами, в духе того времени.

Через два с половиной века реставраторы дворца сняли, для восстановления, роскошный плафон работы французского живописца Пильмана и тогда внимание их привлекли следы смытой и размазанной штукатурки. Художник Б. Н. Косенков сделал пробные расчистки, и они позволили обнаружить портрет царя.

Петр Великий изображен на нем в шлеме, доспехах и голубой тунике. Маленькая пушка рядом, по-видимому, символизирует капитана Бомбардирской роты.

Искусствоведы считают, что это самое раннее изображение Петра, известное нам и его монументальной иконографии.

сообщил Н. А. Косяков

 

АПОКРИФЫ

«Апокрифами» автор называет весьма у нас распространенные письменные и устные, касающиеся русской военной старины предания, не обязательно ложные, но и не вполне достоверные и требующие проверки.

К таковым автор относит и неоднократно слышанное им предание о неосуществленном намерении Петра Великого учредить для награждения боевых заслуг некое подобие уже существующего ордена св. Апостола Андрея Первозванного.

Начало этого предания такого: в 1909 году командир л.-гв. Преображенского полка генерал-майор Гулевич представил Государю «извлеченный из архивов, собственноручно исполненный Петром Великим рисунок ордена» и просил Государя утвердить его как полковой знак л.-гв. Преображенского полка, что и было исполнено.

Из каких архивов был извлечен представленный Гулевичем Государю рисунок, и на чем основано предположение, что он был собственноручно исполнен Петром Великим, предание не указывает, но если он послужил основанием для полкового знака л.-гв. Преображенского полка, то на нем был изображен орденский крест св. Апостола Андрея Первозванного раннего образца, неоднократно изображаемый на русских знаменах 1700-1712 гг. (см. «Историческое Описание Одежды и Вооружения Российских Войск», часть вторая, рис. 211 и 222).

Если представленный Гулевичем Государю рисунок был действительно собственноручно исполнен Петром Великим, то он изображал не проект нового ордена, но один из ранних вариантов ордена св. Апостола Андрея Первозванного.

Намерение Петра Великого учредить военный орден автор считает весьма вероятным (оно

Было осуществлено позднее учреждением ордена св. Александра Невского), но предание о том, что Петр Великий намеревался придать новому ордену подобие ордена св. Апостола Андрея Первозванного автор почитает «апокрифическим».

Евгений Молло


© ВОЕННАЯ БЫЛЬ

Добавить отзыв