Ключевский в своем курсе Русской истории пишет:
«Общественное образование свило себе гнездо там, где всего менее можно было ожидать его, — в специальных военно-учебных заведениях. В начале царствования Елизаветы их было два, — шляхетский сухопутный кадетский корпус, учрежденный в царствовании Анны по плану Миниха в 1731 г., и морской кадетский корпус, возникший позднее по докладу коллегии в 1750 г. Первый не был специально военным. Военными экзерцициями занимали воспитанников только один день в неделю, дабы в обучении другим наукам препятствия не было».
В начале царствования Екатерины издан был новый устав сухопутного шляхетского кадетского корпуса, помеченный 11 сентября 1766 г. Это необычайно стройный и нарядный устав, нарядный даже в буквальном смысле, т е. изящно изданный и украшенный многими превосходными виньетками. В этом уставе любопытна программа обучения. Науки разделялись на «руководствующие к познанию предметов, предпочтительно нужных гражданскому званию, и на полезные или художественные». Затем были «руководствующие к познанию прочих искусств»: логика, начальная математика, красноречие, физика, история священная и светская (русской нет), география, хронология, языки — латинский и французский, механика; науки, предпочтительно нужные гражданскому званию, в которое выходили некоторые ученики: нравоучение, естественное, всенародное (международное, и государственное, право, экономия государственная: науки полезные: генеральная и экспериментальная физика, астрономия, география вообще, навтика (навигацкая наука), натуральная история, воинское искусство, фортификация и артиллерия. Затем — «художества, необходимые каждому»: рисование, гравирование, архитектура, музыка, танцы, фехтование, делание статуй.
До нас дошли данные, как исполнялась эта широкая программа. В кадетский корпус принимались дети от 5 и не старше 6 лет. Они должны были оставаться в корпусе 15 лет, разделяясь на 5 возрастов: на каждый возраст полагалось по три года. В классе младшего возраста, от 5 до 9 лет, назначено было в неделю на русский язык 6 часов, на танцы — столько же, на французский язык— 14 часов, на Закон Божий — ни одного. В третьем возрасте, от 12 до 15 лет, между прочим, положено было преподавать хронологию и историю, но хронология не изучалась потому что не знали географии, которая приходилась в предшествующем возрасте, а в предшествующем возрасте ее не проходили ради слабого понятия учеников и употребления большого времени на языки. Таким образом, перемена в программе дворянского образования изменила программу и казенных школ, которые принуждены были приноровляться к вкусам и потребностям дворянского общества».
Соловьев в «Истории России» приводит некоторые подробности:
«Первоначально корпус был устроен на 200 воспитанников, 150 русских и 50 остзейцев, но в 1732 году Миних докладывал, что желающих записалось в корпус 237 человек русских, 32 лифляндца и 39 эстляндцев, почему просил составить корпус из трех рот, по 120 кадет в каждой и к прежде назначенной сумме 33896 рублей прибавить еще 26508 рублей в год да вместо деревни от 30 до 50 дворов назначить деревню от 80 до 100 дворов. Императрица согласилась. В 1737 году «для содержания лучшего порядка и побуждения кадетского к наукам, чтоб сия от нас учрежденная Академия надлежащий государству плод принесла, заблагорассудили определить, чтоб быть в каждом году двум публичным смотрам в присутствии одного из сенаторов, профессоров Академии Наук, учителей Адмиралтейской академии и Инженерной школы». Смотры эти и экзамены производились всем кадетам и для побуждения к прилежнейшему учению; во-вторых, чтоб усмотреть, которые к наукам способны и которые нет и не напрасно деньги на них тратить. Узнав, что кадеты больше всего и почти каждый день обучаются воинской экзерциции, правительство в 1737 году дало корпусу указ, что так как от этих частых экзерциций происходит препятствие в обучении прочим наукам, то вперед обучать кадет воинской экзерциции только по одному дню в неделю. По рапорту, поданному Минихом в 1733 году, видно, что обязательными для всех кадет были только три предмета: Закон Божий, военные экзерциции и арифметика; остальным же наукам и языкам учился, кто хотел; так, из 245 русских кадет только 18 училось русскому языку, французскому — 51, латинскому — 15, зато немецкому — 237. Из наук: геометрии училось 36 чело век, несмотря на то, что Петр Великий ввел эту науку в необходимый курс для дворянина; географии училось 17, гистории — 28, юриспруденции — 11; из искусств преобладали танцы: им училось 110 человек, тогда как музыке 39 и рисованию — 34, но любопытно, что верховой езде училось только 20 и фехтованию — 47 человек. Если из русских такая большая часть считала для себя нужным немецкий язык, то немцы платили тем же относительно русского: лифляндцы (27 человек) занимались все русским языком; из 42 эстляндцев занимались 24, из детей иностранных офицеров — все 14 человек.
До нас дошли от 1739 года аттестаты кадет, поступивших в корпус с начала его основания, в 1732 году, и достигших 19, 20 и 21 года. Здесь замечательно различие в объеме предметов, которые усвоили себе молодые люди, ровесники, вступившие в одно время в корпус и в одно время из него выходившие. Так, у одного из французского отмечено: переводит с немецкого на французский екстемпоре исправно; у другого: учит вокабулы и разговор; у одного в истории отмечено: знает русскую и польскую историю; у другого: в универсальной дошел до новой истории, или дошел до короля Магнуса; из географии у одного: в математической географии начало доброе имеет; у другого: окончил пять карт европейских специальных: португальскую, гишпанскую, французскую, британскую и итальянскую. Были и такие, которые, имея в виду поступить в гражданскую службу, занимались латинским языком, философией и юриспруденцией. В аттестате одного из таких отмечено: с немецкого на латинский компанует екстемпоре; в графе философия: юс натуры, институционес юстинианес, паднактум и юс феудале; отмечено: в философии Гейнеции элемента, юс секундум ординем пандекторум до 41 книги дошел.
Несмотря на то, что как видно, кадет не очень обременяли занятиями, через год, в 1733, бежало из корпуса пять человек, все русские; по представлению Миниха, положены были наказания: за первый побег отсылать для учения с солдатскими детьми в гарнизонную школу на полгода, а за второй — в ту же школу на три года. В 1739 и 1740 годах кадеты начали попадаться в воровстве: виновных били кошками публично в зале корпуса и писали в барабанщики, с тем чтоб выше рядового солдата никогда не производить.
Первою причиною, почему Кадетский корпус учреждался в Петербурге, было выставлено то, что в этом городе находилась Академия Наук».
К двадцатому тому у Соловьева даны приложения. Из одного из них видно, что директором корпуса в 1739 году был Теттау, что по докладу Миниха два кадета предназначались к выпуску в кирасирский полк, что ими были Карл Шульц двадцати лет и Федосей Байков двадцати лет, а кадет Магнус Фок предназначался к выпуску к гражданским делам. Про первого кадета было сказано, что он «фехтует в контру», «ездит шпорами и стременами, может обучать и дрезировать лошадей». Про второго, что он по фехтованию «лекционы принимает и начинает волтожировать»; «обучается в позитурах изрядно ездит рысью и скачет»; «танцует миновет».
Нет никаких сомнений, что занятия для большинства кадет велись на русском языке. Поэтому утверждение Радищева в его книге «Путешествие (!) из Петербурга в Москву»: «Как тут не пожалеешь, что у нас нет школ, где бы науки преподавались на родном языке» — звучит неправдоподобно (книга печаталась в 1790 году).
Сообщил Вяч. Павлович
Похожие статьи:
- Рота Его Высочества Морского Наследника Цесаревича кадетского корпуса. – Б. А. Щепинский
- «Новая порода людей» Императрицы Екатерины и первый Кадетский Корпус. – К. Н. де-Рошфор
- Михаил Илларионович Кутузов и Сухопутный Шляхетный кадетский корпус. – Юрий Солодков
- Обзор военной печати (№118)
- КАДЕТУ – А.ГЕНКИН.
- ВОСПОМИНАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ О ПЕРВОМ КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ – Н.ДОННЕР
- К статье «Нумизматические памятники русской Америки». – Евгений Молло
- КАДЕТСКИЕ КОРПУСА
- Рота Его Высочества Морского Е. И. В. Наследника Цесаревича Кадетского корпуса (Продолжение). – Б. А. Щепинский