Из воспоминаний старого улана.
В каждом кавалерийском полку выбраковывалось ежегодно известное количество лошадей, закончивших свою «строевую службу». Лошади эти продавались с торгов, и к назначенному дню в районе полка собирались «специалисты» по покупке выбракованных лошадей — извозчики и барышники.
Нужно заметить, что в довоенное время в Литве, в частности в приграничной полосе, хотя автобус уже и имелся, совершая, например, регулярные рейсы между Кибартами-Вержболовым – Вильковишками – Мариамполем-Кальварией и Сувалками, все же главным средством передвижения была «карета», пользовавшаяся преимуществом, так как могла быть использована во всякое время дня и ночи. Кто из служивших в свое время в гарнизонах этой местности не помнит этого замечательного средства передвижения? Это была, действительно, самая настоящая карета, правда, весьма «допотопного» вида, на больших колесах, с музейными рессорами, обшитая внутри замусленным дешевым ситцем- Запряженная парой довольно «пожилых» лошадей, это подобие рыдвана с грохотом и треском катилось по шоссе. На облучке гордо восседал всегда готовый к вашим услугам какой-нибудь Янкель, Мовша или Сруль, в длиннополом лапсердаке, ермолке и пейсах, с внушительно длинным бичем. Зимой это «чудовище» переставлялось на специальные полозья и, ныряя по ухабам и сугробам, вызывало морскую болезнь и украшало голову неизбежными шишками.
Так как движение между полковыми стоянками, а также станциями железной дороги было очень оживленное — ездили в гости, в отпуск, на вечеринки, к приятелям и т. д. — то и спрос на это «средство передвижения» был большой, и их хозяева, эти самые Янкели и Мовши, были главными покупателями выбракованных лошадей.
3-й уланский Смоленский Императора Александра III полк был расквартирован на окраине небольшого еврейского городка Вильковишки, Сувалкской губернии, в пяти верстах от станции железной дороги того же названия, в так называемом Александровском Штабе. По тому времени казармы были оборудованы вполне добропорядочно, с нужным числом открытых манежей, тиров и т. п. Полковое же учебное поле находилось в полутора верстах от казарм между городом и железной дорогой- Оно было обширное и одной своей стороной примыкало к шоссе, тянувшемуся от станции железной дороги в город.
Ежегодно, в конце весны, по окончании одиночного обучения, наступал период взводных, эскадронных и полковых учений. Эскадроны выходили каждодневно ранним утром на учебное поле на эти учения, заканчивавшиеся обыкновенно к 11 часам дня. Приблизительно около этого времени проходил и скорый поезд Петербург-Вержболово.
В начале лета 1914 года период полковых учений уже подходил к концу. В одно прекрасное утро, готовясь к смотру, полк усердно занимался на учебном поле и командир полка полковник фон Крузенштерн наводил «последний лоск». Уже были проделаны всевозможные перестроения, и под конец, желая проверить лихость и быстроту сбора, командир полка рассыпал эскадроны по всему полю. Обозначив собой центр фронта он подал сигнал «сбор», затем «галоп» и «построение резервной колонны». Подхваченные эскадронными трубачами сигналы были непосредственно приняты эскадронами и они со всех концов обширного поля неслись галопом к командиру полка, перестраиваясь на ходу во взводные колонны.
В это же самое время, со стороны шоссе, появилась вдруг «карета» и полным галопом понеслась к строящемуся полку, подозрительно мотаясь по неровностям поля. Янкель, истерически выкрикивая «ой вей мир» и стараясь удержаться на своем высоком облучке, беспомощно махал руками, пытаясь задержать своих лошадей, — но безрезультатно. Из кареты слышались вопли и визг.
Несмотря на все Янкелевские усилия, лошади неслись галопом к строящемуся полку и, не доезжая нескольких шагов до командира полка, остановились как вкопанные за его спиной. Янкель, описав «прекрасную кривую», очутился на земле рядом с командиром полка, в сидячем положении. В этот момент полк как раз закончил свое построение и замер, разразившись оглушительным хохотом. Из окон кареты показались две прекрасные женские головки в слегка съехавших на бок широких соломенных шляпах с бантами. На их раскрасневшихся лицах можно было прочесть и страх, и недоумение, переходившие постепенно в улыбку. И о ужас! Воздух вдруг прорезали два полуотчаянных-полувеселых крика: «Алик», «Ника». Все это произошло в несколько мгновений, но картина получилась очаровательная.
Педантичный командир полка, недоумевая, что означает сей взрыв хохота в строю полка и эти два странных возгласа, оглянулся и увидел только карету и неподвижно замершего рядом с ним, на земле, Янкеля. Улыбнувшись в свою очередь, он скомандовал «полк за мной», «песенники вперед», и шагом двинулся на шоссе, к казармам. Проезжая мимо кареты, он заглянул в окно, приложил два пальца к большому козырьку своей фуражки, пробормотав в бороду нечто вроде извинений. В приподнятом настроении возвращался полк в казармы и только выражение двух лиц — «Алика» и «Ники» осталось серьезным до конца.
Что же произошло?
«Алик» и «Ника», два неразлучных приятеля и ловеласа, пригласили как-то раз в гости из Вильно, из шантана Шумана, двух «дам нашего круга». И «дамы», желая устроить сюрприз, не сообщив ничего о своем приезде, при
были, наняли на станции «каретку» с Янкелем и приказали везти их в единственную в городе гостиницу. Везя «карету» мимо полкового учебного поля как раз в тот момент, когда раздался сигнал «сбор», Янкелевы кони, купленные им осенью из последнего брака, услышали знакомую трубу и почувствовали себя снова в «своей среде». Повернув резко направо, они взяли чисто, вместе с каретой, широкую придорожную канаву и приступили к исполнению поданного сигнала — галопом понеслись к полку.
Но все хорошо, что хорошо кончается.
Полковник фон Крузенштерн принял все за «курьезный эпизод», а молодежь постаралась наверстать и с избытком использовать время в столь редком для города Вильковышки обществе. За пережитый испуг и «контузию» невыразимой части своего тела Янкель был по-барски награжден, а его коням за «безупречное исполнение приказа начальства» была отпущена из «корнетских сумм» добавочная порция овса в течение целого месяца.
П. С. Бассен-Шпиллер
Похожие статьи:
- Братские могилы Симбирцев. – В.Н. Лукин
- Смотры в Чугуеве 1900-1904 гг. – Г.Т.
- Последнее отступление 1917 год . – В.Е. Милоданович
- 42-й пехотный Якутский полк в гражданской войне. – Подполк. Чернопысский
- СКЕЛЬКА . 15 октября 1920 года. – Л. Пеньков
- 13-й пехотный Белозерский Генерал-фельдмаршала кн. Волконского полк в гражданскую войну. – И. Горяйнов
- Артиллерийский эпизод Башкадыклярского сражения. – А. Кульгачев
- Лейб-гвардии Гренадерский полк в войну 1914-1917 гг. Бой у деревни Крупе. – С. П. Андоленко.
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №112). – Анд. Алекс. Власов