Весна 1915 года
Конец мая 1915 года… Чудесный, светлый, теплый петербургский май на исходе… В силу военных обстоятельств мой отец не отлучался из столицы, но, чтобы дать нам возможность подышать свежим воздухом, переехал с моей матерью и со мною в министерскую дачу на Аптекарском острове, на берегу Малой Невы, в Ботаническом саду. Мне шел двенадцатый год, мои старшие братья были на фронте, двое других, гимназисты, отсутствовали.
Было без десяти минут шесть. Отец только что вернулся из Совета Министров и сидел в своем кабинете. Сквозь открытую дверь, он увидел меня и спросил: «Хочешь быть на спуске «Измаила» завтра утром? Там будет Государь». Необыкновенное волнение охватило меня: военный флот… дредноуты… всем этим я страстно интересовался и последнее издание немецкой синей книжки «Die Kriegsflotten der Welt» интересовало меня больше Жюль Верна, — я знал ее чуть ли не наизусть!
— Конечно, папа.
— Хорошо, я позвоню адмиралу Григоровичу, чтобы он прислал с нашим шофером пригласительный билет для тебя. Надеюсь, что в толпе тебя не задавят…
Он звонит морскому министру, но ответа нет, адмирал уже уехал домой. Разочарование…
— Ну ничего! Я возьму тебя с собой в Царский павильон, там ты увидишь Государя вблизи.
Настроение снова праздничное…
— А как ты одет?
Гимназическая форма лежала где-то в нафталине на нашей квартире на Сергиевской и достать ее было невозможно. На мне был некий приблизительно матросский костюм.
— А фуражка? Снова ужас охватывает меня. — Так ехать нельзя. Беги вниз и узнай, не уехал ли шофер, и если нет — то поезжай немедленно в ближайший магазин купить матросскую фуражку.
Лечу вниз. Шофер уже собирался уезжать в гараж, прошу его подождать, разыскиваю Mademoiselle (гувернантку) и минуту спустя мы несемся по направлению к Каменноостровскому… Поспеем ли? Переживаю невыносимое волнение и вот подъезжаем к шляпному магазину. Хозяин уже запирал дверь, но, увидев неожиданных клиентов на машине, любезно ее открывает. Mademoiselle не может удержаться от желания разболтать причину такой спешки. Три минуты спустя я выхожу в фуражке с георгиевской ленточкой «Штандарт». Волнение не ослабевает, но теперь я счастлив, мечта сбывается, судьба улыбнулась мне!
В эту ночь я впервые узнал, что такое бессонница. Впервые белая петербургская ночь мешала мне спать. Заснул я, когда уже светало, но проснулся бодрым, с твердой уверенностью, что день будет счастливым. Да и какой же был день: ласкающее солнце последних майских дней на огромном, светлом, праздничном петербургском небе…
Незадолго до девяти автомобиль был подан. Ввиду военного времени, отец был не в гофмейстерском расшитом золотом мундире, а в белом виц-мундире, с орденской лентой через плечо. В открытой машине мы ехали по Каменноостровскому, по Троицкому мосту пересекли Неву и подъехали к пристани на Английской набережной. Рядом с пристанью я увидал группу министров человек в 10-12, в орденах и отличиях, и впереди, в роли хозяина, адмирала Григоровича.
Когда мы вышли из машины, адмирал с любопытством посмотрел на меня. Отец поздоровался с ним и добавил: «Ничего, если мой младший побудет с нами?» Григорович мне приветливо улыбнулся и ответил: «Он нам не помешает».
Мне запомнилась одна странная подробность: оттого ли что торжественный спуск «Измаила» был несколько импровизирован, потому ли что во время войны церемониймейстерская часть несколько хромала, но «штатские» министры оказались в неодинаковых формах. Большинство, в том числе и имевшие придворное звание, были в виц-мундирах, тогда как двое или трое, например, обер-прокурор Синода Саблер, были в придворных мундирах. Председатель Совета Министров И.Л. Горемыкин отсутствовал. Не помню я и военного мундира Сухомлинова (неделю спустя он был сменен). Мне были знакомы только министр финансов П.Л. Барк, я был дружен с его сыном, и государственный контролер Харитонов.
Мой отец приехал последним, и вся министерская группа тотчас же перешла на катер морского министра и разместилась в довольно поместительной рубке. Отец озабоченно расспрашивал о положении дел, я собрался было слушать, но он, вспомнив обо мне, внушительно сказал: «Это не для тебя, пойди на палубу». Таким путем была устранена опасность «разглашения государственной тайны», но, не скрою, я был несколько разочарован. Покинул я этот импровизированный совет не один, со мной поднялся обер-прокурор Синода Саблер и, как бы утешая меня, сказал: «Ничего, я буду объяснять тебе то, что мы увидим с парохода».
Мне было на что посмотреть и чему поучиться. В первый и последний раз в жизни я находился на корабле российского Императорского флота. Негромко раздалась команда и быстро, с точностью механизма, без лишнего жеста кого-либо из команды, катер отвалил от пристани и пошел вниз по широкой в этом месте Неве. В состоянии глубокого волнения я «пил» глазами раскрывавшуюся передо мной и все время менявшуюся панораму величия Невы, тогда как милейший В. К. Саблер посвящал меня в прошлое города Петра. И вот, наконец, в глубине верфей показались огромные, окруженные лесами массы двух строящихся «дредноутов», «Измаила» и «Кинбурна».
Пока наш катер подходил к пристани, я мог хорошо рассмотреть открывавшуюся мне картину. В центре, на стапеле, колоссальный «Измаил», уже готовый к спуску. Между Невой и верфью — асфальтированный мол. Справа, за канатной оградой, тесно скученная толпа приглашенных человек в двести. Немало дам, затем, трудно определимые штатские, среди которых, как я узнал впоследствии, члены Государственного Совета и Думы. В центре, на очищенном от приглашенных пространстве, небольшая группа союзных послов. Запомнилась «сверх-британская» фигура сэра Джорджа Бьюкенена, не побритански оживленно разговаривавшего с французским послом Морисом Палеологом. Все они в штатском. Налево — Царский павильон, куда направилось правительство. Я следовал за отцом. Адмирал Григорович остался у пристани, чтобы встретить Государя. Там же стоял почетный караул из гардемарин Морского корпуса… Кто мог подумать тогда, что 54 года спустя первый человек, которому я прочту эти строки, будет один из этих гардемарин, — А. А. Геринг?
Попав в Царский павильон, я только тут сообразил, как мне невероятно повезло: позвони отец Григоровичу на десять минут раньше, я находился бы теперь с пригласительным билетом в густой толпе и если даже из-за моего малого роста, из человеколюбия, меня пропустили бы в первые ряды, мне суждено было бы все видеть издали и не быть там, где был Государь.
На что похож был Царский павильон? Отчасти на музыкальный киоск, которыми еще недавно были украшены скверы и площади Парижа, только к нему была сделана большая пристройка, в которой на столе виднелась большая модель «Измаила» в законченном виде, вызвавшая у меня невыразимый восторг.
Ожидать Государя пришлось недолго. Но еще до его приезда отец начал мне что-то говорить, а я был так поглощен всем виденным, что ничего не запомнил, и только потом в ужасе подумал, что это могло быть чем-то важным. С большим усилием, по отдельным словам, я восстановил сказанное: «Хотя Государь наверное не обратит на тебя внимания, но если бы он спросил что-нибудь, то отвечай — так точно, Ваше Императорское Величество, или никак нет, Ваше Императорское Величество, а не просто — да и нет…»
Наконец большой катер Государя подошел к пристани и раздалось громкое «ура». Государь вышел на берег, принял рапорт и неторопливой, мягкой походкой пошел здороваться с союзными послами, после чего повернул налево к Царскому павильону, медленно поднялся по трапу и также без спешки стал здороваться с министрами. Я стоял рядом с отцом, когда Государь, остановившись, пожал ему руку. Их глаза встретились. Мне ярко запомнилось приветливое лицо Государя, а особенно его исполненные почти бесстрастным спокойствием глаза. Негромким, ровным голосом он сказал моему отцу: «Да, сегодня погода, действительно, царская!» Фраза быть может и банальная, но с этим простым и благожелательным пожатием руки «высокие фразы» были бы неуместны. Затем, обойдя всех, он в сопровождении какого-то адмирала подошел к столу, на котором стояла модель «Измаила», и стал слушать даваемые ему объяснения. Признаюсь, что у меня под влиянием естественного мальчишеского любопытства было желание подойти близко и послушать. Я даже сделал несколько шагов, как вдруг некое «чистое чувство» подсказало мне, что этого делать нельзя, что это неприлично, и я поспешил ретироваться, в то время как адмирал продолжал давать свои объяснения.
Выслушав объяснения, Государь стал лицом к великану-крейсеру. Наступило мгновение томительного молчания, подпорки были сняты, и под звуки «Боже, Царя Храни» корабль сдвинулся с места и стал спускаться на воду, оставляя за собой полосу дыма от загоревшихся от трения деревянных опор. Сойдя со стапеля, «Измаил» величественно и довольно быстро прошел сравнительно большое расстояние, замедлил ход и остановился. Снова раздалось громовое «ура».
Почти сейчас же Государь оставил павильон и отбыл на своем катере. Ощущение огромной пережитой радости не оставляло меня целый день…
К. А. Кривошеин
Похожие статьи:
- Адмирал Сенявин. – В. К. Пилкин
- Красное Село, 6 августа 1912 года. – Борис Кузнецов
- №119 Ноябрь 1972 г.
- ПОВАР. Из записок корабельного гардемарина – М. КУБЕ..
- Рота Его Высочества Морского Е. И. В. Наследника Цесаревича Кадетского корпуса (Продолжение). – Б. А. Щепинский
- СТO ЛЕТ НАЗАД. – Р. СПОРЭ
- На немецких минах на Дунае. – А.Н. Пестов
- Письма в Редакцию (№ 126)
- “Заря с церемонией”. – Александр Ветлиц