На восточном направлении бронепоезд «Офицер» подошел 5 июня после починки пути к станции Светлодолинская, примерно в 15 верстах от станции Федоровка. Не доходя до станции Светлодолинская, была обнаружена вполне исправная бронеплощадка с 6-дюймовой гаубицей, брошенная красными. На бронеплощадке имелся запас снарядов. Она входила в состав неприятельского бронепоезда «Армии советской Латвии» (захваченного нами накануне) и сошла с рельс, наскочив на взорванный нашей кавалерией путь. По исправлении пути бронепоезд «Офицер» вывез неприятельскую бронеплощадку, прошел станцию Светлодолинская и примерно в 5 верстах от нее приблизился к окраине немецкой колонии Шенау. Там оказался отряд советской пехоты, расположившийся поблизости от железнодорожного полотна. Приняв наш бронепоезд за свой, красные были застигнуты врасплох. Им было предложено сдаться. Ближайшие к бронепоезду около пятидесяти пехотинцев сдали свои винтовки и один пулемет. Другие стояли сначала в нерешительности. Но увлекаемые своими комиссарами, эти неприятельские пехотинцы стали убегать и скрываться во ржи. По группе конных красных бронепоезд «Офицер» открыл пулеметный огонь, и они ускакали. Продвинувшись затем дальше, бронепоезд «Офицер «обстреливал части противника, отступавшие к следующей станции Большой Токмак. Бронепоезд не мог дойти до этой станции из-за взорванного железнодорожного моста. В ближайшие после этого дни наши наступающие войска продвинулись до станции Стульнево, в 60, примерно верстах к востоку от станции Федоровка. 10 июня бронепоезд «Офицер» прикрывал работы по починке железнодорожного моста в нескольких верстах к востоку от станции Стульнево. Боевой частью бронепоезда командовал в этот день штабс-капитан Симмот. В 17 часов бронепоезд «Офицер» отошел вместе с ремонтным поездом на станцию Стульнево по спешному вызову командира бригады 13-ой пехотной дивизии. Разведчики от роты Брестского пехотного полка, занимавшей станцию, донесли о приближении с востока конницы красных с батареей. Тогда бронепоезд «Офицер» пошел навстречу противнику и попал под огонь двух орудий, стоявших на открытой позиции. После артиллерийской перестрелки одно неприятельское орудие было подбито снарядом с бронепоезда, а другое орудие снялось с позиции и отошло. Отогнав тогда своим огнем и конницу красных, бронепоезд «Офицер» вернулся на станцию Стульнево для доклада командиру бригады. В это время отшедшее орудие противника стало на закрытую позицию и повело пристрелку железнодорожного полотна на том месте, где раньше стоял бронепоезд. Начальник боевого участка генерал Стошинский приказал бронепоезду отогнать и второе орудие красных, хотя уже наступил вечер. Исполняя полученное приказание, бронепоезд «Офицер» подошел к своей прежней позиции. Тотчас же неприятельское орудие открыло огонь с закрытой позиции на дистанции в 3 версты по пристрелянному участку. Бронепоезду пришлось маневрировать, ввиду меткости обстрела. Когда он медленно двигался назад, обстреливая противника, неприятельский снаряд попал в рельсу рядом с орудийной бронеплощадкой номер 4. Из-за неисправности тормоза не удалось остановить бронепоезд сразу. Орудийная бронеплощадка сошла с рельс, сцепилась буферами с пулеметной площадкой и стащила с рельс также и ее. На рельсах остались: паровоз, бронеплощадка с двумя орудиями и две предохранительные платформы. Но не было возможности отцепить эту часть боевого состава своими средствами, так как буфера и сцепки сильно заели. При движении с целью порвать фаркоп можно было ожидать еще большего крушения. На фронте не было тогда нашей артиллерии, которая могла бы обстреливать противника. Ввиду создавшегося тяжелого положения командовавший бронепоездом «Офицер» штабс-капитан Симмот приказал снять стреляющие приспособления, прицелы, панорамы и пулеметы и отошел с частью команды на станцию Стульнево. В это время другая часть команды осталась в полуверсте от покинутого боевого состава, чтобы пулеметным и ружейным огнем не позволять красным захватить его. Затем подошли наши подкрепления. 5-я рота Брестского пехотного полка, две сотни нашей конницы и команда бронепоезда заняли позицию вблизи от потерпевшего крушение бронепоезда. В 3 часа 11 июня прибыл ремонтный поезд, но не приступил к работе из-за недостатка технических средств и рабочих рук и ждал рассвета. Утром 11 июня красные открыли сильный артиллерийский и ружейный огонь и принудили команду бронепоезда отойти. При этом был смертельно ранен командир пулеметного взвода бронепоезда «Офицер «поручик Новицкий. Отступив на полверсты, команда бронепоезда залегла и продолжала не подпускать противника к боевому составу. В 13 часов батальон Брестского полка перешел в наступление и потеснил красных, которые прекратили свой артиллерийский огонь. Ремонтный поезд начал постройку обводного пути для вывоза бронепаровоза и бронеплощадки с двумя орудиями. Около 20 часов команда бронепоезда «Офицер» получила приказание отступать вместе с батальоном Брестского полка, ввиду прорыва конницы красных на нашем правом фланге. Под сильным пулеметным огнем команда бронепоезда отошла на станцию Стульнево. Однако в 23 часа перешли в наступление части соседней Донской конной дивизии, отбросили противника и восстановили положение. 12 июня была закончена постройка обводного пути по насыпи высотой в полтора аршина. Бронепаровоз и бронеплощадка с двумя орудиями были вывезены, после чего команда бронепоезда «Офицер» отправилась с ними на станцию Светлодолинская, где стояла «база» бронепоезда.
13 июня бронепоезд «Офицер» и прибывший с другого направления тяжелый бронепоезд «Единая Россия» выходили за станцию Большой Токмак, примерно в 40 верстах от станции Федоровка, и обстреливали неприятеля, находившегося на буграх к северу от железной дороги. Прибывший в тот же день из резерва легкий бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» прошел дальше на станцию Стульнево, приблизительно в 20 верстах к востоку от станции Большой Токмак. На обводном пути поблизости от станции Стульнево орудийная бронеплощадка, пулеметная бронеплощадка и паровоз бронепоезда «Святой Георгий Победоносец» сошли с рельс. Подошедший вспомогательный поезд приступил к их подъему. Для этой работы потребовалось около 8 часов. 14 июня бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» прикрывал между станциями Большой Токмак и Стульнево фланг Донской дивизии, а затем вел бой с советской пехотой, которая наступала к станции Стульнево. В тот же район прибыл с северного направления тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита» в составе двух боевых площадок с тяжелыми орудиями.
На северном направлении наступление наших войск, после взятия узловой станции Федоровка, было поддержано сначала тяжелым бронепоездом «Единая Россия». Он содействовал частям 34-ой пехотной дивизии 7 июня при взятии станции Пришиб, на расстоянии около 20 верст к северу от станции Федоровка. Примерно в то же время командиром бронепоезда «Единая Россия» был назначен полковник Окушко. 11 июня легкие бронепоезда «Дмитрий Донской» и «Волк» приняли участие в бою близ станции Чокрак, примерно в 15 верстах к северу от станции Пришиб, совместно с частями 135-го пехотного Керчь Еникальского полка. Пехота и кавалерия красных были выбиты из селения Васильевка, находившегося около железной дороги. В этот же день произошло несчастье на тяжелом бронепоезде «Иоанн Калита «, прибывшем на позицию у станции Чокрак. Входившая перед тем в состав бронепоезда «Иоанн Калита» бронеплощадка с 5-дюймовым английским орудием была отправлена в ремонт в Севастополь. Ввиду экстренного требования отправить означенное орудие на фронт, ремонт был закончен слишком поспешно и не была произведена полагающаяся пробная стрельба. Когда бронепоезд «Иоанн Калита» должен был 11 июня открыть огонь у станции Чокрак, то при первом выстреле 5-дюймового орудия из него вырвало стреляющее приспособление. Воспламенились приготовленные для дальнейшей стрельбы 9 зарядов. (В этой системе орудий снаряды и заряды вкладывались в ствол орудия отдельно). Стреляющим приспособлением была перебита нога канонира Полякова. Воспламенившимся порохом он был сильно обожжен и умер на следующий день, не приходя в сознание. Канонир Косарев был тоже сильно обожжен. У него вытекли глаза и обгорело все тело. Не потеряв сознания, он умолял о том, чтобы его пристрелили. Это было исполнено одним из офицеров бронепоезда. Еще 4 нижних чина получили тяжелые ожоги. С большими трудностями удалось потушить пожар на боевой площадке, между тем как неприятельские батареи и бронепоезда усилили обстрел бронепоезда «Иоанн Калита». 13 июня было заменено стреляющее приспособление в 5-дюймовом орудии, и бронепоезд отправился через узловую станцию Федоровка на восточное направление. 14 июня легкие бронепоезда «Дмитрий Донской» и «Волк» поддерживали в бою у селения Васильевка части 34-ой пехотной дивизии. Огнем бронепоезда «Дмитрий Донской» был подбит паровоз бронепоезда красных, вследствие чего отошли и другие неприятельские бронепоезда. Бронепоезд «Дмитрий Донской также перебил своим огнем почти всю прислугу и лошадей 3-орудийной батареи красных. По свидетельству начальника 34-ой пехотной дивизии генерала Теплова, этим бронепоезд оказал решающее содействие выполнению нашей боевой задачи.
Команды трех бронепоездов, еще не получивших в то время своих бронеплощадок, должны были оставаться в тылу. Команда бронепоезда «Генерал Алексеев «продолжала оставаться на станции Бахчисарай, примерно в 45 верстах от Севастополя. Отряды из состава команды, посылавшиеся в отдельные села, иногда захватывали так называемых «зеленых». Наиболее важные преступники доставлялись в город Бахчисарай, где заседал военно-полевой
суд. Менее важные преступники и дезертиры подвергались телесному наказанию на месте. Надлежало также выезжать на помощь нашим караулам в случае нападения на железнодорожные мосты. Команда бронепоезда «Севастополец» находилась на станции Бельбек, примерно в 25 верстах от Севастополя, и участвовала в боевых действиях против «зеленых». В бою против них 23 мая были убиты из состава команды бронепоезда подпоручик Наркусский и один нижний чин. 30 человек из состава команды при четырех пулеметах были откомандированы позднее в Бахчисарай, в распоряжение начальника гарнизона, командира лейб-гвардии Атаманского полка генерала Хрипунова. Команда бронепоезда «Грозный» перешла в город Севастополь и была включена в состав его гарнизона. Она стала нести гарнизонную службу и выполняла некоторые наряды на работы, в частности — производила разгрузку снарядов в Килен бухте. Постройка боевых площадок для бронепоезда «Грозный» происходила весьма медленно из-за частых забастовок на заводе и недостатка рабочих рук.
Глава тридцать первая
К середине июня 1920 года, после успешного наступления в Северную Таврию наши войска были развернуты на широком фронте протяжением до 180 верст. Фронт шел от района к западу от Бердянска, на Азовском море, до станции Попово, примерно в 60 верстах к северу от Мелитополя, и дальше — вдоль берёга Днепра, до его устья. Вопрос о продовольствии для армии и населения был таким образом разрешен. Но на занятой территории не было достаточных резервов и пополнений для того, чтобы продолжать без остановки наступление с далекими целями. Между тем советское командование подготовило маневр сильной конной группы. 15 июня советский конный корпус под командой Жлобы, численностью до 7.500 чел. кавалерии и 6.000 чел. пехоты, усиленный еще другими конными частями, атаковал близ узловой станции Верхнетокмак части 3-ей Донской дивизии. После упорного боя конный корпус Жлобы стал продвигаться с востока на запад, в сторону Мелитополя. Совершая главным образом ночные переходы, войска корпуса Жлобы достигли к 20 июня района к югу от станции Большой Токмак, продвинувшись вглубь нашего расположения примерно на 50 верст.
На восточном направлении от узловой станции Федоровка бронепоезд «Офицер» находился 16 июня на станции Стульнево, примерно в 20 верстах к западу от узловой станции Верхнетокмак. Бронепоезд снял стрелки и разобрал путь у семафора станции и здесь подвергся нападению неприятельского аэроплана, который сбросил три бомбы. Эти бомбы не причинили бронепоезду вреда. Затем были обнаружены колонны и обозы красных к юго-востоку от станции Стульнево. Приблизившийся к станции разъезд противника был отброшен огнем с бронепоезда. В 18 часов бронепоезд «Офицер» погрузил батальон Брестского пехотного полка и отошел примерно на 5 верст к западу. Батареи красных оказались там вблизи от железной дороги, и бронепоезд вел с ними перестрелку до наступления темноты. 17 июня утром бронепоезд «Офицер» двинулся со станции Большой Токмак в сторону станции Стульнёво совместно с ремонтным поездом, чтобы снять 3-дюймовое орудие с бронеплощадки, потерпевшей крушение 10 июня. Был обнаружен неприятельский бронепоезд, который открыл огонь, но отошел после первых ответных выстрелов бронепоезда «Офицер». После успешного снятия орудия бронепоезд «Офицер» оставался некоторое время на станции Стульнево, которую начал обстреливать из 6-дюймового орудия неприятельский тяжелый бронепоезд. Снаряды противника не причинили вреда бронепоезду «Офицер». Резерв бронепоезда оставался на станции Светлодолинская, на которую кавалерия красных из состава корпуса Жлобы произвела внезапное нападение на рассвете 18 июня. Вероятно, в этот день или накануне на станцию Светлодолинская прибыл с северного направления тяжелый бронепоезд «Единая Россия». Во время боя у станции Светлодолинская на бронепоезде «Единая Россия» был убит поручик Харитонович. Неприятельская кавалерия была отброшена с помощью частей Корниловской дивизии.
20 июня главные силы конного корпуса Жлобы были охвачены с трех сторон в районе к югу от станции Большой Токмак нашими войсками 2-ой и 3-ей Донских дивизий, Корниловской дивизии и Дроздовской дивизии. Наши войска перешли в наступление рано утром 20 июня. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» находился в это время на станции Большой Токмак. При приближении неприятельской кавалерии бронепоезд вышел со станции навстречу противнику и отбросил красных своим огнем. Неприятельская конница изменила направление и стала поспешно отходить на восток, параллельно линии железной дороги. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» преследовал кавалерию огнем из орудий и пулеметов вплоть до станции Стульнево и нанес красным большие потери. Затем другая группа неприятельской кавалерии, шедшая наперерез железнодорожного пути, окружила бронепоезд «Святой Георгий Победоносец». Бронепоезд открыл по окружавшим его красным огонь в упор из пулеметов и из орудий «на картечь». Под жестоким обстрелом с бронепоезда эта группа неприятельской кавалерии не могла прорваться к северу от железной дороги и поскакала в сторону. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» обстрелял при этом неприятельский взвод артиллерии и бронеавтомобиль, которые пытались поддерживать свою кавалерию. Орудия противника поспешно снялись с позиции, и бронеавтомобиль быстро ушел. Третью группу неприятельской кавалерии преследовали наши конные части генерала Морозова. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» принял участие в преследовании, обстреливая скачущие конные части красных, и снова подошел к станции Стульнево. В южном направлении от этой станции были во время боя ясно видны разрывы от выстрелов наших батарей, усиленно обстреливавших противника при его попытках пробиться на юг. За день боя бронепоездом «Святой Георгий Победоносец» были взяты 18 пленных.
В тот же день 20 июня тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита» находился также на участке Большой Токмак — Стульнево, протяжением около 20 верст, поддерживая около станции Большой Токмак части нашей 13-ой пехотной дивизии. Боевая площадка с 6-дюймовым орудием бронепоезда «Иоанн Калита» была поставлена за семафором станции. Нашему тяжелому орудию пришлось вести огонь по стремительно наступающей коннице противника с минимальным прицелом в два с половиной кабельтова, то есть на дистанции около 200 сажен.С боевой площадки обстреливали неприятеля и пулеметным огнем. Боевая площадка бронепоезда «Иоанн Калита» с 5-дюймовым орудием передвигалась во время всего боя по железнодорожному участку, расстреливая красных на малых прицелах. Конный корпус Жлобы потерпел в этот день тяжелое поражение. Нашими войсками были взяты 2.000 пленных и 40 орудий, а также 3.000 коней. Это позволило снабдить конским составом несколько кавалерийских и донских казачьих полков, которые до того были вынуждены действовать в пешем строю.
На следующий день 21 июня советские войска, находившиеся к северу от Большого Токмака, попытались поддержать пострадавший конный корпус Жлобы и перешли в наступление. С утра после артиллерийской подготовки начались атаки красных на расположение частей нашей 13-ой пехотной дивизии у окраины города Большой Токмак. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» задерживал неприятеля своим огнем и помог частям 13-ой пехотной дивизии отойти к железной дороге. Подошедшими частями Дроздовской дивизии противник был выбит из города Большой Токмак. При этом бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» обстреливал из пулеметов и из орудий «на картечь» окраину города, на которой были выставлены пулеметы красных.
22 июня бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» двинулся к станции Стульнево и неожиданно встретил пехотный полк красных. Подойдя к цепи противника, находившейся близ железной дороги, бронепоезд своим огнем заставил ее отойти. За станцией Стульнево был встречен неприятельский бронепоезд. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» подошел к нему без выстрела на дистанцию в полторы версты и лишь тогда открыл огонь. Советский бронепоезд быстро отошел. Преследовать его было невозможно из-за порчи пути. На следующий день 23 июня бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» снова вступил в бой у станции Стульнево, ведя перестрелку с батареями и бронепоездом красных. После наступления темноты бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» потерпел крушение на взорванном красными в ту же ночь пути. Сошли с рельс одна орудийная бронеплощадка и (одним скатом) пулеметная бронеплощадка.
24 июня наши бронепоезда «Офицер», «Святой Георгий Победоносец» и «Единая Россия» получили задачу взорвать мост и пути к востоку от станции Стульнево. Шедший впереди бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» наскочил на фугас, не доезжая одной версты до этой станции. Одна его бронеплощадка сошла с рельс. Позднее нами был сброшен паровоз с целью преградить путь бронепоездам красных. После этого бронепоезд «Офицер» подошел в ночь на 25 июня к станции Стульнево и прикрывал работы для подъема контрольных площадок бронепоезда «Святой Георгий Победоносец». Затем был исправлен железнодорожный путь в трех местах. В это время части Корниловской дивизии овладели железнодорожным мостом и взорвали его, после чего отошли на свои прежние позиции. Днем 25 июня бронепоезд «Офицер» подходил ко взорванному мосту и вел перестрелку с бронепоездами красных, стоявшими по другую сторону этого моста. В конце июня 1920 года наши бронепоезда «Офицер», «Святой Георгий Победоносец» и «Единая Россия» оставались в районе станций Большой Токмак и Стульнево, на боевом участке Корниловской дивизии. Ночью один из наших бронепоездов стоял в заставе. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» несколько раз стрелял с закрытой позиции, как батарея, и помогал таким образом нашим батареям при отражении неприятельских атак на Большой Токмак. 29 июня бронепоезд «Офицер» стоял вблиз станции Стульнево, в то время как у селения Черниговка шел бой между донскими частями и красными. Ввиду неясности положения бронепоезд «Офицер» огня не открывал.
На северном (считая от узловой станции Федоровка) направлении бронепоезд «Дмитрий Донской» поддержал 16 июня две роты 135-го пехотного Керчь-Еникальского полка, которые были окружены кавалерией противника. В этом бою бронепоезд «Дмитрий Донской» получил два попадания в головное орудие и одно попадание в паровоз. Были убиты два вольноопределяющихся и тяжело ранен командовавший в этот день боевой частью бронепоезда капитан Лагутин. После этого боя бронепоезд «Дмитрий Донской» выезжал в составе только двух орудийных бронеплощадок и одной пулеметной бронеплощадки. 19 июня бронепоезда «Дмитрий Донской» и «Волк» прикрывали отход нашей пехоты у станции Бурчацк, примерно в 30 верстах от станции Федоровка, а 22 июня бронепоезд «Дмитрий Донской» поддерживал части 135-го пехотного Керчь-Еникальского полка во время боя у станции Пришиб, примерно в 20 верстах к северу от станции Федоровка, и своим огнем заставил отойти бронепоезд красных. После этого наши войска перешли в наступление, и 23 июня произошел бой у станции Чокрак, в 15 верстах к северу от станции Пришиб. В этом бою участвовали наши легкие бронепоезда «Дмитрий Донской», «Волк и тяжелые «Единая Россия» и «Иоанн Калита», прибывшие в это время с восточного направления. Станция Чокрак была взята нашими войсками, и бронепоезда красных принуждены отойти на север, к станции Попово. С 25 июня бронепоезд «Дмитрий Донской» состоял в распоряжении начальника артиллерийского участка Дроздовской дивизии и выходил на позицию между станциями Чокрак и Попово.
В начале июля 1920 года 1-ый корпус генерала Кутепова занял обращенный к северо-востоку фронт, примерно в 25 верст между железнодорожными линиями на Верхнетокмак и Александровск. Был образован конный корпус из трех дивизий, Но советские войска, к которым продолжали подходить свежие части, усиливались в смысле численности скорее наших войск. Около 5 июля в 13-ой советской армии состояло до 35.000 чел. пехоты и 10.000 чел. конницы. Кроме того, в близком тылу красных собирались части 2-ой конной армии под командой Гая, с численностью до 5.000 чел. кавалерии.
На восточном направлении бронепоезд «Офицер» стоял 1 июля в сторожевом охранении, когда был замечен аэроплан, снизившийся около железнодорожной будки. Бронепоезд немедленно подошел к будке и выслал часть команды к аэроплану. Оказалось, что это наш аэроплан, у которого испортился мотор. Чины бронепоезда вывезли аэроплан в наше расположение, несмотря на артиллерийский огонь противника. 3 июля бронепоезд «Офицер» был спешно вызван к станции Полугород, примерно в 30 верстах от станции Федоровка, ввиду прорыва красных в промежутке между частями Корниловской и Дроздовской дивизий. Днем наши бронепоезда «Офицер» и «Единая Россия» обстреливали селение Мунталь, занятое противником. Вечером положение на фронте наших войск было восстановлено. В ночь на 5 июля бронепоезд «Офицер» двинулся вместе с вспомогательным поездом в сторону противника с задачей сбросить холодный паровоз для загромождения пути, ввиду ожидавшегося наступления красных. Задача была выполнена. Днем 5 июля бронепоезд «Офицер» обнаружил наступление пехоты противника силою около полка с большим количеством пулеметных тачанок. Двинувшись на сближение с неприятелем, бронепоезд должен был остановиться перед испорченным путем, откуда открыл артиллерийский и пулеметный огонь по пехоте красных, пытавшейся развернуться в боевой порядок. Когда красные отступили, бронепоезд вернулся на свою прежнюю позицию, под огнем неприятельской батареи, стрелявшей со стороны станции Стульнево.
Между тем Главнокомандующий поставил генерала Кутепова во главе трех наших корпусов, Донского, 1-го армейского и конного, с задачей выделить из этих войск сильную ударную группу для нового короткого наступления. Сосредоточенная близ Большого Токмака наша ударная группа должна была сначала наступать на север, чтобы нанести поражение Александровской группе красных. Затем часть войск ударной группы должна была двинуться на юго-восток и атаковать во фланг и тыл Пологскую и Верхнетокмакскую группы красных. Наступление нашей ударной группы началось 12 июля.
14 июля на рассвете бронепоезд «Офицер» занял позицию у будки, приблизительно в 10 верстах к востоку от станции Большой Токмак. Наблюдатели с бронепоезда были высланы вправо и влево от линии железной дороги. Утром красные повели наступление на расположение 1-го Корниловского полка. Неприятельская трехорудийная батарея стала на открытую позицию и открыла частый огонь. Одна из Корниловских батарей была принуждена сняться с позиции, понеся большие потери людьми и лошадьми. Как только с левого наблюдательного пункта заметили открыто стоявшую неприяетельскую батарею, бронепоезд «Офицер» открыл по ней огонь из трех орудий. Артиллеристы противника поспешно оставили свои орудия. Затем бронепоезд не прекращал наблюдения за этими оставленными орудиями и своими меткими выстрелами не позволял противнику их вывезти и даже снять затворы. Во время боя днем часть советской пехоты незаметно подошла к нашему левому наблюдательному пункту, но затем артиллерийским огнем бронепоезда и стрельбой его пулеметной команды, присоединившейся к цепи нашей пехоты, противник был отброшен. Когда красные были оттеснены, части Корниловского полка вернулись на свои прежние позиции. Советские бронепоезда подошли к станции Стульнево, но были отогнаны огнем тяжелого бронепоезда «Единая Россия».
16 июля бронепоезда «Офицер» и «Единая Россия» находились на позиции к востоку от станции Большой Токмак, когда началось наступление красных. В районе, который могли обстреливать наши бронепоезда, неприятель был быстро остановлен их огнем. Вскоре после этого неприятельские батареи начали обстрел бронепоезда «Офицер», который был принужден маневрировать на участке в 100 сажен между железнодорожной будкой и тяжелым бронепоездом «Единая Россия». Несмотря на свою меткость, артиллерийский огонь красных был в этот день м ало действителен, так как многие неприятельские снаряды не разрывались. На следующий день 17 июля наши бронепоезда «Офицер», «Святой Георгий Победоносец» и «Единая Россия» подошли к мосту у станции Стульнево, ввиду начавшегося успешного наступления войск Донского корпуса. 18 июля части Донского корпуса заняли узловую станцию Верхнетокмак, примерно в 20 верстах к востоку от станции Стульнево, захватив при наступлении одну бронеплощадку советского бронепоезда «Товарищ Троцкий». В бою у станции Верхнетокмак огнем тяжелого бронепоезда «Единая Россия» и легкой донской батареи был подбит неприятельский бронепоезд «Большевик». Две бронеплощадки этого советского бронепоезда были вывезены бронепоездом «Единая Россия» на станцию Большой Токмак. Под вечер бронепоезд «Офицер» с помощью присланного паровоза-толкача продвинулся по обводному пути, построенному красными. Уклон этого пути был не одинаковый с западной и восточной стороны. Бронепоезд «Офицер» прошел станцию Верхнетокмак в сторону следующей к востоку станции Бельманка. В два последующие дня вследствие быстрого отступления неприятеля военных действий не было. 21 июля бронепоезд «Офицер» подошел в 9 часов ко входному семафору узловой станции Цареконстантиновка, в 40, примерно верстах к востоку от станции Верхнетокмак, и должен был здесь остановиться у разобранного пути. Бронепоезд противника открыл по нему огонь из четырех орудий со станции Цареконстантиновка, Екатерининской железной дороги. После нашего попадания в тендер его паровоза, бронепоезд противника отошел. Но стоявшая укрыто неприятельская батарея начала пристрелку по бронепоезду «Офицер». Он отошел к будке 10-ой версты и оставался там до вечера, установив связь с донскими частями. В течение дня красные вели по бронепоезду «Офицер» редкий огонь, однако попаданий не было. В тот же день бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» находился на станции Бельманка, между станциями Верхнетокмак и Цареконстантиновка, и вел бой с батареей красных. Ночью бронепоезд перешел на станцию Кирилловка, примерно в 15 верстах к северу от станции Верхнетокмак.
На рассвете 22 июля бронепоезд «Офицер» занял позицию у десятой версты между станциями Бельманка и Цареконстантиновка. Когда рассеялся утренний туман, бронепоезд подвергся обстрелу неприятельской батареи, стоявшей укрыто на окраине слободы Бельманка. Во время этого обстрела был смертельно ранен вольноопределяющийся бронепоезда, снимавший телефонную линию связи перед движением бронепоезда. Ввиду предполагавшегося наступления донских частей, бронепоезд «Офицер вышел днем вперед, остановился у разобранного пути в 2 верстах от станции Цареконстантиновка и открыл огонь по неприятельскому бронепоезду и по батарее. Постепенно отходя после этого к станции Бельманка, бронепоезд «Офицер» оказался снова под обстрелом и получил попадание гранатой в пулеметную башенку на 1-ой орудийной бронеплощадке. Осколком разорвавшегося снаряда был ранен один офицер. В тот же день утром бронепоезда «Святой Георгий Победоносец» и «Единая Россия» отправились в сопровождении вспомогательного поезда от станции Верхнетокмак по ветке к узловой станции Пологи, примерно в 35 верстах к северу от станции Верхнетокмак. В этом районе действовали части Корниловской и Донской дивизий. После боя с пехотой противника бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» занял станцию Пологи и взорвал мост к северо-западу от нее. При обстреле станции Пологи бронепоездом противника были ранены два нижних чина из числа команды бронепоезда «Святой Георгий Победоносец».
23 июля бронепоезд «Офицер» получил задачу оттеснить бронепоезда красных от станции Цареконстантиновка для поддержки наступления Донской дивизии. На рассвете бронепоезд подошел к разобранному пути на 5-ой версте, починил повреждения посредством замены четырех рельс и вошел на станцию Цареконстантиновка, Екатерининской железной дороги. За час до прихода бронепоезда «Офицер» там были взорваны красными входная стрелка и водонапорная башня. После нового исправления пути бронепоезд «Офицер» и подошедший тяжелый бронепоезд «Единая Россия» прошли около 5 верст к востоку от станции Цареконстантиновка и обнаружили два бронепоезда противника. Бронепоезд «Офицер» атаковал неприятеля и своим огнем заставил его поспешно отойти. Не было возможности продолжать преследование из-за взорванного впереди моста. По возвращении на станцию Цареконстантиновка бронепоезд «Офицер» получил приказание отходить, разрушив железнодорожный узел и испортив пути на станции Бельманка. До полудня следующего дня 24 июля бронепоездом были сняты и погружены: 13 стрелок, 9 рельс и 12 телеграфных столбов. 23 июля наши части начали отход от узловой станции Пологи. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» взорвал на станции стрелки и ушел последним, вслед за отходом нашей пехоты. При дальнейшем отходе наших войск бронепоезд «Офицер» охранял 26 июля работы вспомогательного поезда номер 2, Марковской инженерной роты, при разборке путей на станции Стульнево.
На северном от узловой станции Федоровка направлении действовал в июле месяце 1920 года бронепоезд «Дмитрий Донской». В ночь на 24 июля три советских бронепоезда заняли станцию Попово, примерно в 45 верстах к северу от станции Федоровка. Бронепоезд «Дмитрий Донской» получил приказание выбить неприятеля и вышел еще ночью с ближайшей станции Чокрак под командой поручика Ассеева. Не доходя двух верст до станции Потово был замечен в темноте силуэт неприятельского бронепоезда. Бронепоезд «Дмитрий Донской» тотчас открыл по нему огонь с расстояния около версты. Противник отвечал стрельбой из четырех орудий, но снаряды его не попадали в цель. После четырех минут боя на неприятельском бронепоезде произошел взрыв снарядов. Бронепоезд красных стал поспешно отходить, Вместо того чтобы пропустить на станции этот подбитый бронепоезд в тыл и продолжать бой двумя остальными бронепоездами, красные отвели и эти свои бронепоезда на следующую станцию Плавни, примерно на 10 верст севернее. Бронепоезд «Дмитрий Донской» занял станцию Попово. Но на следующий день 25 июля начался отход наших частей, и бронепоезд «Дмитрий Донской» прикрывал отступление, передвигаясь на юг. Во второй половине июля на северном направлении действовал также тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита».
Вдали от районов, где действовали наши бронепоезда, произошло между тем событие, повлиявшее потом весьма неблагоприятно на исход вооруженной борьбы в Северной Таврии: 25 июля 1920 года красным удалось переправиться на левый берег Днепра и занять селение Каховка, напротив Бериславля. Вскоре у Каховки были построены сильные укрепления, и в распоряжении советских войск оказалась предмостная позиция, которую наши войска не смогли отобрать. Считая по прямой линии, от Каховки было только 70 верст до Перекопского перешейка и примерно 100 верст до станций Ново-Алексеевка и Сальково, через которые проходила единственная железная дорога, связывавшая Северную Таврию с Крымом. Так создавалась постоянная угроза для левого фланга всего расположения наших войск в Северной Таврии.
(Продолжение следует)
Анд. Алекс. Власов
Похожие статьи:
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №111). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Окончание). – Анд. Алек. Власов.
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №112). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №109) – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №104). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №105). – Анд. Алекс. Власов
- Список и организация бронепоездов Добровольческой и Донской Армий. – Анд. Алекс. Власов.
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №102) – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №103). – Анд. Алекс. Власов