Для чего Императрице Екатерине II понадобилось создание, как она говорила, «новой породы людей?». Ответ на это мы найдем в истории крепостного права, под гнетом которого русский народ страдал от ужасов произвола малокультурного и малообразованного дворянского класса. В той же истории найдем мы и результат работы этой «новой породы людей», когда 19 февраля 1861 г. двадцать два миллиона русских людей были освобождены от рабства.
Императрица Екатерина Алексеевна, чуткая и умная, образованная женщина, приехавшая в Россию еще в юных годах свежим человеком, сразу поняла, что крепостное бесправие оказывало самое вредное влияние на все стороны жизни и на склад характера русских людей. Со вступлением на престол ученица западно-европейских философов, поклонница просветительных идей, Императрица убедилась, что ее идеи чужды большей части дворянства. Удивляться этому не приходится, так как, например, при выборе депутатов от дворянства в одной из средних губерний обнаружено было, что треть их неграмотна.
Вот почему, прежде чем приступить к уничтожению крепостного права Императрица нашла нужным заняться перевоспитанием дворянского крепостнического мышления; это она и начала со своего Шефского кадетского корпуса, составив в соучастии с Иваном Ивановичем Бецким тот Кадетский Устав, о котором и сказано, что «устав сей является как бы учебником педагогии и по своей гуманности может служит, образцом воспитания и поныне».
Выбор же для проведения в жизнь Ее идей пал на Шляхетный Корпус Кадетов, основанный графом Минихом в 1732 году, с классами при нем, названными Рыцарской Академией. Программа обучения в этом корпусе отличалась небывалой еще в России широтой обучения, и уже ко времени воцарения Императрицы корпус дал таких работников просвещения как А. П. Сумароков, первый русский драматург, с его окружением, Н. П. Елачич, С. А. Порошин, M. М. Херасков, И. И. Мелиссино, граф П. А. Румянцев (впоследствии Задунайский) и много других.
Они образовали при корпусе, из его кадет и офицеров, Общество Любителей Русской Словесности, в котором Сумароков и другие его сочлены читали свои произведения, зачастую порицавшие порочные нравы своих современников.
Когда Императрица решила распространить действие своего Устава и на другие учебно-воспитательные заведения с программой высшего образования, она назначила в них руководителями однокашников Сумарокова: в Московский университет был назначен директором И. И. Мелиссино (кадет вып. 1740 г.), ставший вскоре и его куратором. Мелиссино проделал в университете ту же работу, что и Сумароков в корпусе, основав в нем из студентов и профессоров Вольное Российское Собрание, как литературное и ученое общество. В нем студенты пробовали свои силы на литературном поприще. Вторым директором университета, ставшим также впоследствии его куратором, был M. М. Херасков (кадет вып. 1751 г.). Будучи куратором, он приобрел известность как организатор литературных кружков и руководитель многих журналов, а именно: «Полезное мышление», «Свободные часы», «Вечера», и как писатель, отразивший главнейшие моменты умственного движения Екатерининского века.
Профессор А. А. Кизеветтер в Юбилейном Сборнике, изданном в 1930 г. в Париже, перечисляя первых кураторов, не забыл упомянуть, что оба они были воспитанниками Шляхетного Корпуса Кадетов, и далее говорит: «Вот те люди, которые в качестве кураторов стояли у руля Московского Университета в первую четверть века его существования. Кураторы были, как бы сказать, высшими направителями течения университетской жизни».
В Артиллерийский и Инженерный Корпус Кадетов (впоследствии — 2-й кадетский Императора Петра Великого), основав его в 1762 году, Императрица дала в директоры генерал-майора Мордвинова (вып. из Первого корпуса 1741 г.), со званием «инженера». Впоследствии он же был и директором основанного им Греческого Корпуса, а в чине генерал-инженера ему было подчинено все Инженерное ведомство и все сухопутные и водные сообщения в России. По его кончине Императрица назначила его заместителем в Артиллерийский и Инженерный Корпус Кадетов другого его однокашника — П. И. Мелиссино (вып. 1750 г.). Иван Пушкарев во втором томе своей книги «Описание Санкт-Петербурга», изд. 1839 г., в статье «2-й кадетский корпус» говорит: «Мелиссино трудился, как только может трудиться человек с просвещенным умом, соединяющий беспристрастие и чистую любовь к добру, ко всему прекрасному, благородному».
Морской Кадетский Корпус, основанный Императором Петром 1 еще в 1701 году, в Москве, под названием Навигацкая Школа «для государственной пользы» был переименован в 1752 году Императрицей Елизаветой в Морской Шляхетный Кадетский Корпус, как гласит история этого корпуса, написанная генералом Кротковым в 1901 году. Императрица Екатерина, вступив на престол, назначила директором корпуса капитана 2 ранга И. Л. Голенищева Кутузова, выпущенного из Сухопутного Шляхетного Корпуса в 1743 году в гардемарины. Генерал Кротков в своей истории сообщает о нем следующее: «Умный, энергичный Кутузов сделал много пользы для образования и воспитания моряков. Зная французский и немецкий языки, зная русскую и иностранную литературу, Кутузов, плавая на судах в молодые годы, познакомился как с трудностями морской службы, так и с теми недостатками морского теоретического и практического образования, которое получали моряки в Морской Академии, и все усилия направил к тому, чтобы морские офицеры выходили из корпуса имеющими теорию и практику морского искусства. Кутузов радел о пользе флота даже дальше, чем призывала его к тому прямая обязанность директора Морского Корпуса. Он хлопочет об образовании морских корабельных мастеров, знающих теорию кораблестроения, он выхлопатывает устройство математических классов, в которых можно видеть начала Морской Академии в ее нынешнем виде».
Таким образом мы видим, как по всем ВЫСШИМ учебно-воспитательным заведениям того времени было введено гуманитарное воспитание, руководимое бывшими кадетами Императорского Шляхетного Корпуса Кадетов, как ближайшими Ее сотрудниками для проведения Ее идеи о создании «новой породы людей» на деле. За несколько лет до своей кончины Императрица, подводя итог своих тридцатилетних трудов по созданию «новой породы людей», воспитанных по Ее Уставу бывшими кадетами Ее корпуса, видела, что они занимали «почти половину важнейших мест в государстве. Одни, — начальствуя в армии, другие, — заседая в Сове Императрицы, в Сенате, в Коллегиях, управляли Наместничествами, председательствовали в важных комиссиях. Императрица дала название Своему корпусу — Рассадник Великих Людей России» (слова военного историка А. В. Висковатова).
Но, давая это лестное название, Императрица не могла еще предвидеть, что Ее Великий правнук, первый Царственный Кадет нашего корпуса, довершит дело начатое его мудрой прабабкой, своим актом 19 февраля 1861 года.
Остается добавить, что по словам Императора Николая Павловича Первый кадетский корпус «поставил на ноги Наследника Цесаревича Александра Николаевича» и дал России Царя — Освободителя, воспитателями которого были кадеты, а потом и воспитатели того же корпуса — К. К. Мердер (вып. 1804 г.), С. А. Юревич (вып. 1817 г.) при главном воспитателе — генерал-адъютанте П. П. Ушакове (кадете вып. 1782 г.).
граф К. Н. де-Рошфор
Https://labocadance.ru/destinations/ballroom/cha-cha-cha-2/ https://labocadance.ru/destinations/ballroom/cha-cha-cha-2/ ча ча ча санкт петербург. labocadance.ru |
Похожие статьи:
- Рота Его Высочества Морского Наследника Цесаревича кадетского корпуса. – Б. А. Щепинский
- Библиотека Первого Кадетского корпуса
- Рота Его Высочества Морского Е. И. В. Наследника Цесаревича Кадетского корпуса (Продолжение). – Б. А. Щепинский
- Михаил Илларионович Кутузов и Сухопутный Шляхетный кадетский корпус. – Юрий Солодков
- Письма в Редакцию (№118)
- КАДЕТСКИЕ КОРПУСА
- 3НАМЕНА КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ
- Письма в Редакцию (№ 125)
- Контр-адмирал Марк Филиппович Горковенко. – Юрий Солодков