Статьи из парижского журнала "Военная Быль" (1952-1974). Издавался Обще-Кадетским Объединением под редакцией А.А. Геринга
Thursday November 21st 2024

Номера журнала

Список и организация бронепоездов Добровольческой и Донской Армий. – Анд. Алекс. Власов.



1918 — 1920 гг.

С целью сохранить для будущего ценный исторический материал о войне белых про­тив красных на Юге России, редакция жур­нала «Военная Быль» поместила во многих номерах журнала повествование о бронепоез­дах Добровольческой армии. (Введение, 34 главы и заключение в номерах от 95 до 112 включительно и в № 114). К редакции стали об­ращаться между тем некоторые читатели с просьбой и советом закончить работу подве­дением итога в виде возможно полного спис­ка бронепоездов, действовавших в разные пе­риоды 1918, 1919 и 1920 годов. Редакция охот­но исполняет теперь эту просьбу, имея в ви­ду, что в списках с краткими пояснениями могут быть некоторые неточности или про­пуски. Это неизбежно потому, что сохранив­шиеся до сих пор исторические материалы относятся в большей степени к одним бро­непоездам, чем к другим По этой причине редакция примет с благодарностью отдельные уточнения или дополнения к напечатанным спискам, если их пожелают прислать чита­тели и друзья «Военной Были». Конечно, весьма важно, чтобы эти указания были ос­нованы на источниках начала двадцатых го­дов или на личных воспоминаниях, точность которых предоставляется несомненной.

Список бронепоездов Добровольческой ар­мии разделен на две части. В первой части приводится штатный состав десяти бронепоездных дивизионов в период наибольшего про­тяжения фронта Вооруженных сил Юга Рос­сии, примерно с октября 1919 г. по январь 1920 г. Хронологические указания определя­ют по мере возможности время от начала до конца участия каждого бронепоезда в воен­ных действиях. Эти сведения важнее, чем срок отдачи приказа о начале формирования бронепоезда. Фамилии командиров бронепоез­дов иногда повторяются. По тем или иным причинам некоторые командиры получили на­значения командирами других бронепоездов. Как общее правило, выезжавшей боевой час­тью бронепоезда командовали в порядке очере­ди не только командиры, но и старшие офице­ры. Вследствие весьма тяжелых условий боевой службы на бронепоездах (в особенности на легких бронепоездах и в зимнее время), бы­ло принято разделять команды на две сме­ны, выезжавшие на боевых площадках по­очередно. В это время чины другой смены могли оставаться при составах жилых ваго­нов, которые назывались «базой» или «ре­зервом». Двум сменам и соответствовали че­редования при боевых выездах командиров и старших офицеров бронепоездов. Не пред­ставляется возможным перечислить в спис­ках также фамилии всех старших офицеров. Но в описаниях особенно выдающихся слу­чаев во время боев были указаны фамилии старших офицеров, которым довелось коман­довать выехавшей боевой частью именно в эти дни.

1-ый БРОНЕПОЕЗДНОЙ ДИВИЗИОН.

Легкий бронепоезд «Генерал Алексеев». Первоначальное название: «1-ый Бронирован­ный поезд». Участвовал в военных действиях с июля 1918 г, при наступлении от узловой станции Тихорецкая. Окончил боевую службу в октябре 1920 г., при отходе из Север­ной Таврии. Командиры: полковник Стремоухов, полковник Зеленецкий, полковник Гонорский, полковник Кельберер, полковник Шамов.

Легкий бронепоезд «Вперед за Родину». Участвовал в военных действиях с июля 1918 г., при наступлении от узловой станции Тихо­рецкая в сторону Екатеринодара. Окончил бо­евую службу в марте 1920 г., при оставлении района Туапсе. Командиры: капитан Высевко (убит), подполковник Григорьев (умер от ран), полковник Кельберер, полковник Гадд, полковник Скоритовский (убит), капитан Юрь­ев.

Тяжелый бронепоезд «Единая Россия». Первоначальное название: «Батарея дальнего боя». Участвовал в военных действиях с ию­ля 1918 г., при наступлении от узловой стан­ции Тихорецкая, сначала в сторону станции Кущевка, а затем к Армавиру. Окончил бое­вую службу 1 ноября 1920 г., при оставлении Севастополя. Командиры: полковник Скопин, полковник Карпинский, полковник Окушко, капитан Смирнов, полковник Окушко (вто­рично).

2-ой БРОНЕПОЕЗДНОЙ ДИВИЗИОН

Легкий бронепоезд «Офицер». Участвовал в военных действиях с августа 1918 г., при на­ступлении от Екатеринодара к Новороссийс­ку. Окончил боевую службу в октябре 1920 г. при оставлении Крыма. Командиры: капитан Харьковцев, полковник Ионин, полковник Ле­бедев.

Легкий бронепоезд «Генерал Корнилов». Первоначальное название: «Легкий бронепо­езд номер 2». Участвовал в военных дейст­виях с августа 1918 г., в районе Ставрополя. Окончил боевую службу в марте 1920 г., при оставлении Туапсе. Командиры: полковник Громыко, капитан Лазарев (убит), капитан Молчанов, капитан Заздравный (умер от ран), капитан Прокопович.

Тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита». Участвовал в военных действиях с марта 1919 г., при обороне Донецкого бассейна. Окончил боевую службу 1 ноября 1920 г, при остав­лении Керчи. Командиры: полковник Зеле­нецкий, полковник Кунцевич, капитан Норенберг.

3-ий БРОНЕПОЕЗДНОЙ ДИВИЗИОН.

Легкий бронепоезд «Дмитрий Донской». Первоначальное название: «Морская батарея номер 2». Участвовал в военных действиях с сентября 1918 г., в районе узловой станции Армавир. Окончил боевую службу в октябре

1920 г., при оставлении Крыма. Командиры: капитан II ранга Марков, старший лейтенант Макаров (убит), капитан II ранга Бушен, ка­питан Плесковский, полковник Моралин.

Легкий бронепоезд «Витязь». Участвовал в военных действиях с ноября 1918 г., на железнодорожной линии Армавир — Мине­ральные Воды. Окончил боевую службу в ян­варе 1920 г. около станции Тирасполь, близ границы с Румынией. Командиры: полковник Александров, полковник Гурский.

Тяжелый бронепоезд «Князь Пожарский». Участвовал в военных действиях с марта 1919 г, при обороне Донецкого бассейна. Окончил боевую службу в январе 1920 г. около станции Тирасполь, близ границы с Румынией. Коман­диры: капитан I ранга Потемкин, полковник Федоров.

4-ый БРОНЕПОЕЗДНОЙ ДИВИЗИОН.

Легкий бронепоезд «Орел». Участвовал в военных действиях с марта 1919 г., при обо­роне Мариуполя. Окончил боевую службу в марте 1920 г., при оставлении Новороссийска. Командиры: лейтенант Полетика, полковник Вальрос (убит), капитан Муромцев (убит), ка­питан Савицкий, капитан Соллогуб.

Легкий бронепоезд «Слава Офицеру». Уча­ствовал в военных действиях с июля 1919 г., при наступлении по железнодорожной линии: Харьков — Полтава. Окончил боевую служ­бу в марте 1920 года, при оставлении Ново­российска. Командир: капитан Харьковцев.

Тяжелый бронепоезд «Грозный». Участво­вал в военных действиях с июня 1919 г., при наступлении на запад от Донецкого бассей­на. Окончил боевую службу в декабре 1919 г., при отходе через Донецкий бассейн. Коман­диры: полковник Баркалов, полковник Федо­ров, капитан Коссовский.

5-ый БРОНЕПОЕЗДНОЙ ДИВИЗИОН.

Легкий бронепоезд «Коршун». Участвовал в военных действиях с сентября 1919 г., при наступлении на юго-запад от узловой стан­ции Цветково, западнее Днепра. Окончил бо­евую службу в январе 1920 г., около станции Тирасполь, близ границы с Румынией. Коман­дир: капитан Магнитский.

Легкий бронепоезд «Генерал Марков». Участвовал в военных действиях с авгус­та 1919 г., в районе Елизаветграда, западнее Днепра. Окончил боевую службу в январе 1920 г., около станции Тирасполь, близ грани­цы с Румынией. По другим сведениям это произошло при отходе из района Екатеринослава в сторону Крыма. Командир: капитан Сипягин.

Тяжелый бронепоезд «Непобедимый. Пер­воначальное название — «Батарея дальнего боя на бронепоезде номер 3». Участвовал в во­енных действиях с апреля 1919 г., у Ак-Манайской позиции, к западу от Керчи. Окон­чил боевую службу в январе 1920 г., около станции Тирасполь, близ границы с Румы­нией. Командиры: капитан Сипягин, капитан Савицкий, полковник Кузнецов.

6-ой БРОНЕПОЕЗДНОЙ ДИВИЗИОН.

Легкий бронепоезд «Генерал Дроздовский». Участвовал в военных действиях с июня 1919 г., при наступлении на запад от Донецкого бассейна. Окончил боевую службу в марте 1920 г., при оставлении Туапсе. Командир: полковник Васильев.

Легкий бронепоезд «За Русь Святую». Участвовал в военных действиях с января 1920 г., при обороне узловой станции Батайск, к югу от Ростова. Окончил боевую службу в марте 1920 г., при оставлении Новороссий­ска. Командир: капитан Каныпин.

Тяжелый бронепоезд «На Москву». Уча­ствовал в военных действиях с января 1920 г., при обороне узловой станции Батайск, к югу от Ростова. Окончил боевую службу в марте 1920 г., при оставлении Новороссийска. Коман­дир: полковник Карпинский.

7-ой БРОНЕПОЕЗДНОЙ ДИВИЗИОН.

Легкий бронепоезд «Генерал Черняев». Нет точных сведений о времени начала его участия в военных действиях. Окончил бое­вую службу в марте 1920 г., при оставлении Новороссийска.

Легкий бронепоезд «Генерал Скобелев». Нет точных сведений о времени начала его участия в военных действиях. Окончил бое­вую службу в марте 1920 г., при оставлении Владикавказа.

Тяжелый бронепоезд «Могучий». Нет точ­ных сведений о времени начала его участия в военных действиях. Окончил боевую служ­бу в феврале 1920 г., на Северном Кавказе.

8-ой БРОНЕПОЕЗДНОЙ ДИВИЗИОН.

Легкий бронепоезд «Генерал Скобелев». начальные названия: «Бронепоезд номер 2, 3-ей Кубанской железнодорожной сотни, за­тем: «Генерал Гейман». Участвовал в воен­ных действиях с июня 1919 г., при наступ­лении на запад от Екатеринослава. Окончил боевую службу в январе 1920 г., около стан­ции Тирасполь, близ границы с Румынией. Ко­мандиры: полковник Бурков, поручик Наза­ров, капитан Разумов-Петропавловский.

Легкий бронепоезд «Пластун». Нет точных сведший о времени начала его участия в во­енных действиях. В ноябре 1919 г., находился в районе к западу от Киева. Окончил бое­вую службу в январе 1920 г., около станции Тирасполь, близ границы с Румынией.

Тяжелый бронепоезд «Богатырь». Перво­начальное название: «Полковник Гусев». Участвовал в военных действиях с августа

1919 г., при наступлении на узловую стан­цию Фастов, к юго-западу от Киева. Окончил боевую службу в январе 1920 г., около стан­ции Тирасполь, близ границы с Румынией. Ко­мандиры: капитан Савицкий, полковник Бур­ков.

9-ый БРОНЕПОЕЗДНОЙ ДИВИЗИОН.

Легкий бронепоезд «Дроздовец». Нет точ­ных сведений о времени начала его участия в военных действиях. В июле 1919 г., участ­вовал во взятии узловой станции Готня, к северу от Харькова. Окончил боевую служ­бу в октябре 1920 г., при отходе из Северной Таврии. Командир: капитан Рипке (умер от ран?).

Легкий бронепоезд «Гром Победы». Нет точных сведений о времени начала его уча­стия в военных действиях. В октябре 1919 г. находился на железнодорожной линии Орел — Курск. Окончил боевую службу в марте 1920 г., при оставлении Туапсе.

Тяжелый бронепоезд «Солдат». Нет точ­ных сведений о времени начала его участия в военных действиях. В августе 1919 г., на­ходился в районе узловой станции Готня, к северу от Харькова. Окончил боевую служ­бу в октябре 1920 г., при отходе из Северной Таврии. Командир: полковник Циглер.

10-ый БРОНЕПОЕЗДНОЙ ДИВИЗИОН.

Легкий бронепоезд «Генерал Шифнер-Маркевич». Первоначальное название: «Бронепо­езд номер 1, 3-ей Кубанской железнодорожной сотни». Участвовал в военных действиях с июля 1919 г., при наступлении на запад от Екатеринослава. Окончил боевую службу в январе 1920 г. около станции Тирасполь, близ границы с Румынией.

Легкий бронепоезд «Волк». Участвовал в во­енных действиях с октября 1919 г., в районе: Екатеринослав — Синельниково. Окончил бое­вую службу 1 ноября 1920 г., при оставлении Керчи. Командиры: подпоручик Лагутин, пол­ковник Саевский.

Легкий бронепоезд «Слава Кубани». По штату должен был формироваться как тяже­лый бронепоезд, но получил боевые площад­ки легкого бронепоезда. Участвовал в воен­ных действиях с ноября 1919 г., находясь на охране узловой станции Синельниково. Окончил боевую службу в марте 1920 г., во время обороны северного выхода из Крыма у станции Сиваш. Командиры: лейтенант Чижов, поручик Антоненко.

Во второй части списка бронепоездов До­бровольческой армии значатся бронепоезда, не состоявшие в штате десяти дивизионов, ука­занных в первой части списка. Только не­многие из этих бронепоездов присоединялись к дивизионам временно, и два бронепоезда были включены в 1-ый и 2-ой дивизионы, вновь образованные в Крыму в марте 1920 г. Большинство нештатных бронепоездов было сформировано по почину частных начальни­ков в спешном порядке. По мере расшире­ния фронта содействие бронепоездов на мно­гочисленных железнодорожных линиях ста­новилось все более необходимым. Поэтому надо было использовать каждую боевую площадку, захваченную нашими войсками у неприяте­ля, не располагая временем для основатель­ного ремонта. В других случаях железнодо­рожные платформы снабжались прикрытия­ми из обыкновенных шпал. В смысле мате­риальной части неприятельские бронепоезда были почти всегда сильнее таких не штат­ных бронепоездов, тем более, что и команды для этих последних набирались в спешном порядке. Когда боевые площадки были силь­но повреждены неприятельскими снарядами, или когда боевую часть приходилось оста­вить при невозможности починить железно­дорожный путь для отхода, — то не начи­нали новое формирование таких нештатных бронепоездов. Команды их назначались на пополнение других войсковых частей. Таким образом боевая служба многих нештатных бро­непоездов оказалась непродолжительной. О них сохранилось мало точных сведений.

Названия бронепоездов Добровольческой армии в этой — второй части списка поме­щены в алфавитном порядке.

Легкий бронепоезд «Апшеронец». В янва­ре 1920 г. участвовал в военных действиях против повстанцев на железнодорожной линии Грозный — Петровск, на Северном Кавказе.

Легкий бронепоезд «Баян». Участвовал в военных действиях с сентября 1919 г., к за­паду от Киева. Окончил боевую службу в январе 1920 г., около станции Тирасполь, близ границы с Румынией. Командир: полковник Делов.

Легкий бронепоезд «Белозерец». В марте и апреле 1919 г., участвовал в боях при обо­роне западной части Донецкого бассейна.

Легкий бронепоезд «Генерал Духонин». Первоначальное название: «Аскольд». Участвовал в военных действиях с октября 1919 г., на железнодорожной линии Киев — Фастов. Окончил боевую службу в январе 1920 г., око­ло станции Тирасполь, близ границы с Румы­нией. Командиры: капитан Долгополов, капи­тан Колесников.

Легкий бронепоезд «Генерал Шкуро». Уча­ствовал в военных действиях с июля 1919 г., на железнодорожной линии Лозовая — Пол­тава. Окончил боевую службу в октябре 1919 года, при оставлении Воронежа. Командиры: подпоручик Лагутин, лейтенант Чижов.

Легкий бронепоезд «Святой Георгий Побе­доносец». Участвовал в военных действиях с сентября 1919 г., при охране железнодорож­ной линии Армавир — Туапсе. В марте 1920 г., в Крыму вошел в состав 2-го бронепоездного дивизиона. Окончил боевую службу 1 но­ября 1920 г., при оставлении Севастополя. Ко­мандиры: полковник Мокрицкий, подполков­ник Каньшин.

Легкий бронепоезд «Доблесть Витязя». Участвовал в военных действиях с сентября 1919 г., в районе узловой станции Конотоп, к востоку от Киева. Окончил боевую службу в январе 1920 г., около станции Тирасполь, близ границы с Румынией. Командир: полковник Имшеник-Кондратович (убит).

Легкий бронепоезд «Кавалерист». Нет точ­ных сведений о времени начала его участия в военных действиях. В октябре 1919 г. уча­ствовал в охране железных дорог у Полтавы. В декабре 1919 г., участвовал в боях при отхо­де через узловую станцию Лозовая.

Легкий бронепоезд «Казак». Нет точных сведений о времени начала его участия в во­енных действиях. В ноябре 1919 г. участвовал в боях при оставлении Харькова. Окончил бое­вую службу в марте 1920 г., при оставлении Новороссийска.

Легкий бронепоезд «Москва». Участвовал в военных действиях с октября 1919 г., в рай­оне Курска. Окончил боевую службу в фев­рале 1920 г., при охране железнодорожной линии Екатеринодар — Новороссийск. Коман­дир: полковник Соллогуб.

Тяжелый бронепоезд «Москва». Участво­вал в военных действиях с апреля 1920 г., у позиций, оборонявших Крым с севера. Окон­чил боевую службу в октябре 1920 г., при оставлении Крыма.

Легкий бронепоезд «Мстислав Удалой». Нет точных сведений о времени начала его участия в военных действиях. В ноябре 1919 года участвовал в боях при оставлении Харь­кова. Окончил боевую службу в марте 1920 г. при оставлении Новороссийска. Командир: подполковник Ергольский.

Легкий бронепоезд «Новороссия». Участвовал в военных действиях с октября 1919 г., при наступлении к северу от Одессы. Окон­чил боевую службу в январе 1920 г., около станции Тирасполь, близ границы с Румыни­ей. Командир: полковник Журавский (убит).

Легкий бронепоезд «Олег». В декбре 1919 г. и январе 1920 г. участвовал в военных дей­ствиях у Кизляра и Грозного, на Северном Кавказе.

«1-ый Отдельный легкий бронепоезд».

Участвовал в военных действиях с февра­ля 1920 г., при обороне узловой станции Ба­тайск, к югу от Ростова. Окончил боевую службу в марте 1920 г., при оставлении Но­вороссийска. Командир: штабс-капитан Воз­несенский.

«1-ый Отдельный тяжелый бронепоезд». Первоначальное название: «7-я и 8-я батареи Морской тяжелой артиллерии», Донской ар­мии. Участвовал в военных действиях с мая 1919 г., при наступлении на Луганск, в До­нецком бассейне. Окончил боевую службу в марте 1920 г., при оставлении Новороссийска. Командир: полковник Истомин.

«2-ой Отдельный тяжелый бронепоезд. Пер­воначальное название: «12-я и 13-я батареи Морской тяжелой артиллерии», Донской ар­мии. Участвовал в военных действиях с авгу­ста 1919 г., при обороне Царицына. Окончил боевую службу в феврале 1920 г., к во­стоку от узловой станции Тихорецкая. Ко­мандиры: полковник Шмидт, полковник Положенцев.

Легкий бронепоезд «Севастополец». Уча­ствовал в военных действиях с сентября 1920 г., на железнодорожной линии Мелитополь — Александровск. Был включен в 1-ый броне­поездной дивизион. Окончил боевую службу в октябре 1920 г., при отходе из Северной Тав­рии. Командир: полковник Юрьев.

Легкий бронепоезд «Сокол». Участвовал в военных действиях с января 1919 г., при на­ступлении на узловую станцию Александ­ровск, в Северной Таврии. Окончил боевую службу в марте 1919 г., при обороне позиции у станции Сиваш. Командир: полковник Огонь-Догоновский.

Легкий бронепоезд «Степной». Нет точ­ных сведений о времени начала его участия в военных действиях. В декабре 1919 г., при­крывал отход наших войск от Царицына. Окончил боевую службу в марте 1920 г., при оставлении Туапсе. Командиры: капитан Скаткин, подполковник Зуев.

Легкий бронепоезд «Студент». Первонача­льное название: «Желбат I». Участвовал в военных действиях с октября 1919 г., при обо­роне железнодорожной линии Чернигов — Ичня. Окончил боевую службу в феврале 1920 г. у северных подступов к Крыму. Командир: поручик Шимкевич.

Легкий бронепоезд «Терец». Участвовал в военных действиях с февраля 1919 г., в рай­оне станции Гудермес на Северном Кавказе. Окончил боевую службу в марте 1920 г., при оставлении Владикавказа. Командиры: капи­тан Лойко, капитан Нефедов.

БРОНЕПОЕЗДА ДОНСКОЙ АРМИИ. (Краткие случайные сведения).

В военных действиях против красных на фронтах Юга России участвовали не толь­ко бронепоезда Добровольческой армии, но также бронепоезда, входившие в состав Дон­ской армии. Об этих последних имеются лишь весьма краткие, случайные сведения. По-видимому все эти бронепоезда имели боевые составы типа легкого бронепоезда, ибо зада­чи тяжелых бронепоездов возлагались на вхо­дившие в состав Донской армии батареи Морской тяжелой артиллерии с орудиями на железнодорожных установках. Этим батареям не были даны названия, а они имели только номера. Нет указаний на то, что легкие бро­непоезда Донской армии. были сведены в ди­визионы. Во всяком случае это не были ди­визионы типа Добровольческой армии, то есть состоявшие из двух легких бронепоездов и одного тяжелого. Таким образом считаем, что все перечисленные далее бронепоезда Донской армии принадлежали к разряду легких.

«Азовец» — участвовал в боях в районе Воронежа в сент. 1919 г.. Боевой состав сбро­шен в реку Дон, при невозможности отой­ти вместе с нашими войсками по железно­дорожному мосту, в окт. 1919 г.

«Атаманец» — отходил с нашими войска­ми по линии Армавир — Туапсе в февр. 1920 г., вплоть до оставления Туапсе в марте 1920 г.

«Атаман Каледин» — отходил с нашими войсками по линии Поворино— Царицын в августе 1919 г., и был оставлен после неудач­ного боя у станции Раковка.

«Атаман Орлов» — находился в Батайске в январе 1920 г., при обороне этого железно­дорожного узла.

«Атаман Платов» — участвовал в боях у Батайска и Ростова в январе и феврале 1920 года.

«Атаман Самсонов» — участвовал в боях: при взятии Царицына в июне 1919 г.; при обороне Батайска в январе 1920 г., при последнем взятии Ростова в феврале 1920 г.; при отходе к Новороссийску, вплоть до его остав­ления в марте 1920 г. Командир: поручик Во­ронов.

«Генерал Бакланов» — отходил через До­нецкий бассейн в декабре 1919 г.

«Генерал Мамонтов» — участвовал в боях у станции Поворино в августе 1919 г. и нахо­дился в районе Царицына в нояб. 1919 г.

«Гундоровец» — был отправлен на так на­зываемый «внутренний фронт», против Мах­но осенью 1919 г.

«Илья Муромец» — находился в Батайске в январе 1920 г., при обороне этого желез­нодорожного узла.

«Митякинец» — находился в Батайске в январе 1920 г., при обороне этого железнодо­рожного узла.

«Партизан Полковник Чернецов» — от­правился на фронт из Таганрога в мае 1919 г.

Батареи Морской тяжелой артиллерии, входившие в состав Донской армии, форми­ровались под руководством адмирала Коно­нова. На вооружении каждой батареи были по два орудия на железнодорожной установ­ке: сперва 6-дюймовые сист. Кане, затем так­же и английские. Две батареи составляли ди­визион.

«1-я б-рея М. т. а.», «2-я б-рея М. т. а.»

Начали участвовать в военных действиях в февр. 1919 г. в районе узловой станции Ли­хая. Отходили вместе с нашими войсками к Новороссийску, вплоть до его оставления в марте 1920 г.

«3-я б-рея М. т. а.» — прибыла на фронт к ст. Лихая в февр. 1919 г.; отходила от Ца­рицына к Туапсе вплоть до его оставления в марте 1920 г.

«4-я б-рея М. т. а.» — прибыла на фронт к ст. Лихая, в февр. 1919 г.; при общем от­ступлении наших войск прибыла в дек. 1919 г. в Крым, где переформирована в 3-ю бата­рею нового 1-го дивизиона Морской тяж. артил.

«5-я б-рея М. т. а.» — находилась на фрон­те у ст. Лихая в марте 1919 г. и переформи­рована в мае 1919 г. Командир: капитан Костецкий.

«6-я б-рея М. т. а.» — погибла близ ст. Ве­ликокняжеская в марте 1919 г. Командир бата­реи: капитан Недзелькович убит. По другим сведениям это был командир 3-го дивизиона Морской тяж. артил., в который входила б-рея.

«7-я б-рея М. т. а.», «8-я б-рея М. т. а.» — прибыли на фронт к Луганску в мае 1919 г. Переформированы в «1-ый Отдельный тяже­лый бронепоезд» Добровольческой армии в де­кабре 1919 г.

«12-я б-рея М. т. а.» — прибыла на фронт в Царицын в июле 1919 г.; вместе с «13-ой батареей» переформирована во «2-ой Отдель­ный тяжелый бронепоезд» Добровольческой армии в ноябре 1919 г.

Анд. Алекс. Власов.

 

© ВОЕННАЯ БЫЛЬ


Голосовать
ЕдиницаДвойкаТройкаЧетверкаПятерка (1 votes, average: 4.00 out of 5)
Loading ... Loading ...





Похожие статьи:

Добавить отзыв