ПЕРВЫЕ МАШИНЫ НА КОРАБЛЯХ РУССКОГО ФЛОТА
Из известной фамилии Нобель первый, приехавший в Россию, был старший брат — Эммануил Нобель, профессор Технологического института в Стокгольме. Им был изобретен нитроглицерин, а также и подводная мина, и он приехал предложить свое изобретение русскому правительству. Мина была испытана и найдена настолько удачной, что русское правительство выдало Нобелю крупную денежную награду и предложило ему переселиться в Петербург и наняться фабрикацией этих мин. Здесь, с генералом Огаревым он открыл небольшую механическую мастерскую. Когда же Нобелем был получен сравнительно большой заказ на мины, он создал на Петербургской стороне, на Вульфовой улице, довольно большой механический завод. На нем стали также строить различные механизмы, паровые машины, а потом и пароходы.
Русский военный флот (клипера «Яхонт», «Изумруд», «Жемчуг» и «Алмаз») получил свои первые паровые машины от Нобеля. Его же завод построил немало пароходов и для Волги.
ОПЫТЫ С НЕФТЯНЫМ ОТОПЛЕНИЕМ НА ВОЕННЫХ КОРАБЛЯХ
В 1885 году Людвиг Нобель искал новые пути для применения нефтяных остатков, мазута, которых в то время некуда было девать. Прежде всего он решил убедить Морское министерство перевести флот на нефтяное отопление, потом постараться извлечь из мазута, путем его разложения, керосин. Обе эти технические задачи были мне поручены для разработки. Нобель хотел добиться полного, бездымного сгорания мазута во всяких печах и топках БЕЗ пульверизации. Многого в этом отношении он уже достиг. Теперь надо было убедить Морское министерство перевести военные суда на мазутное отопление и тоже без пульверизации. Эту задачу Людвиг Эммануилович дал мне, предоставив для опытов старый паровой котел от локомобиля.
Морское министерство дало для опытов настоящий небольшой миноносец, и я стал хозяйничать на нем. Топка была очень коротка и поэтому я поставил в ряд четыре малые форсунки. Они дали как бы одно широкое и сравнительно короткое племя, ударявшее в стенку из огнеупорного кирпича. Когда все было готово, я стал за командира и сделал пробный пробег вверх по Неве и обратно. Успех был полный. Никогда еще этот миноносец не давал такой скорости, пар был в избытке, работы кочегаров — никакой!
Доложили об опыте в министерство, и оно проверило работу котлов.
— Да, недурно, но…
Как же было перейти на нефтяное отопление судов, когда этого не было нигде в других странах, не было ни в Англии, ни во Франции? Из министерства ответили, приблизительно так:
— Никто, кроме ваших волжских и каспийских пароходов, не употребляет нефть как топливо. Значит она для военных судов не подходит.
Так наш блестящий опыт пролежал более двадцати лет под спудом и русское Морское министерство перешло на нефтяное отопление только тогда, когда это сделали другие державы. По игре судьбы мне, тогда уже директору Правления Т-ва братьев Нобель, пришлось заключать с русским Морским министерством первый контракт на поставку мазута.
Из воспоминаний К. В. Хагелина извлек А. Г.
***
КРОНШТАДТСКИЙ ФУТШТОК
Для наблюдений уровня воды в море, реках и озерах, а также и горных высот служат футштоки (от немецкого Fusstock — это рейка с делениями).
Основные морские футштоки служат для изучения изменения уровня в данном месте, для определения среднего уровня и установления начального или основного т. е. «0» (нуля) для исчисления высот и глубин.
Материалы наблюдений на основных футштоках, совместно с материалами точного нивелирования, используются для определения разности уровней морей и изучения вертикальных движений земной поверхности. На вспомогательных морских футштоках, а также на речных и озерных наблюдениях делаются для решения местных технических задач. От нуля Кронштадтского футштока измеряются абсолютные высоты. Абсолютная высота какой либо точки над поверхностью океана называется уровенной поверхностью. Она отсчитывается по вертикальной линии, проходящей через точку. Превышение одной точки (считая по отвесу) над другой, называется относительной высотой первой точки над второй.
Нивелирование дает относительные высоты ряда точек. Для получения их абсолютной высоты нужно хотя бы одну из точек этого ряда связать с уровнем моря, то-есть определить ее абсолютную высоту, а по ней и таковую же других точек. С этой целью, выбирается точка на берегу моря и, при помощи футштока, определяется ее высота относительно среднего уровня воды, который называется уровнем моря. В России абсолютные высоты точек исчисляются от нуля
Кронштадтского футштока. Эти точки отсчитываются от уровня Балтийского моря, который определяется относительно нуля Кронштадтского футштока из результатов многочисленных наблюдений.
Извлек Н. Г. С.
Похожие статьи:
- Хроника «Военной Были» ( № 125)
- Хроника «Военной Были»
- Памятник русским воинам в Голландии. – П. А. Варнек
- Россия и Швеция в войну 1914-18 гг.
- Германский шпионаж в северной России. – И.И. Бобарыков
- Лига Обновления Флота и шхуна “УТРО”. – А. А. Штром
- Хроника «Военной Были» (№113)
- «ВОИНСКАЯ ЖИЗНЬ ЗА РУБЕЖОМ» (№107)
- Обзор военной печати (К.С. Попов — Воспоминания кавказского гренадера. Париж, 1925 год.). – Генерал Головин