Статьи из парижского журнала "Военная Быль" (1952-1974). Издавался Обще-Кадетским Объединением под редакцией А.А. Геринга
Tuesday March 19th 2024

Номера журнала

Хроника «Военной Были» (№119)



ПЕРВЫЕ МАШИНЫ НА КОРАБЛЯХ РУССКОГО ФЛОТА

Из известной фамилии Нобель первый, при­ехавший в Россию, был старший брат — Эм­мануил Нобель, профессор Технологического института в Стокгольме. Им был изобретен нитроглицерин, а также и подводная мина, и он приехал предложить свое изобретение рус­скому правительству. Мина была испытана и найдена настолько удачной, что русское пра­вительство выдало Нобелю крупную денеж­ную награду и предложило ему переселиться в Петербург и наняться фабрикацией этих мин. Здесь, с генералом Огаревым он открыл не­большую механическую мастерскую. Когда же Нобелем был получен сравнительно большой заказ на мины, он создал на Петербургской стороне, на Вульфовой улице, довольно боль­шой механический завод. На нем стали также строить различные механизмы, паровые ма­шины, а потом и пароходы.

Русский военный флот (клипера «Яхонт», «Изумруд», «Жемчуг» и «Алмаз») получил свои первые паровые машины от Нобеля. Его же завод построил немало пароходов и для Волги.

ОПЫТЫ С НЕФТЯНЫМ ОТОПЛЕНИЕМ НА ВОЕННЫХ КОРАБЛЯХ

В 1885 году Людвиг Нобель искал новые пу­ти для применения нефтяных остатков, мазу­та, которых в то время некуда было девать. Прежде всего он решил убедить Морское ми­нистерство перевести флот на нефтяное отоп­ление, потом постараться извлечь из мазута, путем его разложения, керосин. Обе эти тех­нические задачи были мне поручены для раз­работки. Нобель хотел добиться полного, без­дымного сгорания мазута во всяких печах и топках БЕЗ пульверизации. Многого в этом отношении он уже достиг. Теперь надо было убедить Морское министерство перевести во­енные суда на мазутное отопление и тоже без пульверизации. Эту задачу Людвиг Эммануилович дал мне, предоставив для опытов ста­рый паровой котел от локомобиля.

Морское министерство дало для опытов настоящий небольшой миноносец, и я стал хо­зяйничать на нем. Топка была очень корот­ка и поэтому я поставил в ряд четыре малые форсунки. Они дали как бы одно широкое и сравнительно короткое племя, ударявшее в стенку из огнеупорного кирпича. Когда все бы­ло готово, я стал за командира и сделал проб­ный пробег вверх по Неве и обратно. Успех был полный. Никогда еще этот миноносец не давал такой скорости, пар был в избытке, ра­боты кочегаров — никакой!

Доложили об опыте в министерство, и оно проверило работу котлов.

— Да, недурно, но…

Как же было перейти на нефтяное отопле­ние судов, когда этого не было нигде в других странах, не было ни в Англии, ни во Франции? Из министерства ответили, приблизительно так:

— Никто, кроме ваших волжских и кас­пийских пароходов, не употребляет нефть как топливо. Значит она для военных судов не под­ходит.

Так наш блестящий опыт пролежал более двадцати лет под спудом и русское Морское министерство перешло на нефтяное отопление только тогда, когда это сделали другие держа­вы. По игре судьбы мне, тогда уже директору Правления Т-ва братьев Нобель, пришлось за­ключать с русским Морским министерством первый контракт на поставку мазута.

Из воспоминаний К. В. Хагелина извлек А. Г.

***

КРОНШТАДТСКИЙ ФУТШТОК

Для наблюдений уровня воды в море, реках и озерах, а также и горных высот служат футштоки (от немецкого Fusstock — это рейка с делениями).

Основные морские футштоки служат для изучения изменения уровня в данном месте, для определения среднего уровня и установ­ления начального или основного т. е. «0» (ну­ля) для исчисления высот и глубин.

Материалы наблюдений на основных фут­штоках, совместно с материалами точного ниве­лирования, используются для определения раз­ности уровней морей и изучения вертикаль­ных движений земной поверхности. На вспо­могательных морских футштоках, а также на речных и озерных наблюдениях делаются для решения местных технических задач. От нуля Кронштадтского футштока измеряются абсо­лютные высоты. Абсолютная высота какой ли­бо точки над поверхностью океана называется уровенной поверхностью. Она отсчитывается по вертикальной линии, проходящей через точ­ку. Превышение одной точки (считая по отве­су) над другой, называется относительной вы­сотой первой точки над второй.

Нивелирование дает относительные высоты ряда точек. Для получения их абсолютной вы­соты нужно хотя бы одну из точек этого ря­да связать с уровнем моря, то-есть определить ее абсолютную высоту, а по ней и таковую же других точек. С этой целью, выбирается точка на берегу моря и, при помощи футштока, оп­ределяется ее высота относительно среднего уровня воды, который называется уровнем мо­ря. В России абсолютные высоты точек исчи­сляются от нуля Рисунок Кронштадского фурштока

Кронштадтского футштока. Эти точки отсчитываются от уровня Балтий­ского моря, который определяется относительно нуля Кронштадтского футштока из резуль­татов многочисленных наблюдений.

Извлек Н. Г. С.

© ВОЕННАЯ БЫЛЬ

Добавить отзыв