ИНСТРУКЦИЯ КОННОГО ПОЛКА ПОЛКОВНИКУ, КОНФИРМОВАННАЯ ОТ ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА 1766 года 14 декабря
ВО ВТОРОЙ ЧАСТИ ПОЛКОВОГО УЧЕНИЯ пар. 7 гласит:
Церемониальный марш: Когда полк шел в параде или в каком-нибудь торжестве, то впереди полка велись заводные лошади офицеров, по старшинству офицеров, начиная с младшего, а когда полк во время похода проходил церемониальным маршем через «фортецию», укрепленные города или мимо квартир высших начальников, то впереди полка шли эскадронные квартермистры со значками при полковом квартермистре.
В первом случае, то есть в парадах, сзади заводных лошадей ехал полковой адъютант и квартермистр рядом, за ними литаврщик с положенным для него конвоем, потом трубачи 1-го эскадрона, потом полковой командир и за ним все эскадроны по порядку, имея между собой дистанцию в три сажени. Трубачи были разделены по эскадронам и во время похода играли по очереди по эскадронно, но когда проходили мимо квартир высших начальников, то, не соблюдая очереди, трубили поход.
Замечательны еще правила, которыми руководились офицеры при салютовании шпагами (палашами) и гефрейт-капралы штандартами: первые должны были для коронованных глав и особ Высочайшей Фамилии, салютуя, опускать шпагу (палаш) во всю руку, для генерал-аншефов конец шпаги (палаша) иметь наравне стремени, а прочим генералам до половины икры, не опуская конец шпаги (палаша) вниз. Штандарты салютовали как на месте, так и на походе, мимо начальника, соображаясь с движением офицерской шпаги, то есть с уклонением и с подвысью ее штандарт уклонялся и подымался. Салютование штандартом производилось по трем темпам: 1) Гефрейт-капрал опускал руку вниз по древку, 2) вынимал штандарт из бушмата и левою рукою, ослабив поводья, обхватывал его за древко и 3) опускал штандарт как возможно ниже.
При салютовании офицеров в пешем строю наблюдалось, чтобы при опускании шпаги (палаша) для первых — конец чуть не доставал до земли, для вторых — не доходил на четверть до земли и для третьих по одной линии с эфесом, то есть параллельно земле. Штандарт в пешем строю держался на правом плече, как возможно круче у подтока. Для аншефов командующих, штандартом делали на караул, уклоняли же его одним Государям Императорам.
Из «Истории л. гв. Кирасирского Его Величества полка» изд. 1879 года.
сообщил И. Ф. Рубец
К ХРОНИКЕ ОРДЕНА СВЯТОГО ГЕОРГИЯ
В турецкую кампанию 1828 года запорожский атаман Гладкий передался со всеми жившими в Турции запорожцами России. В награду он получил от Императора Николая I генеральский чин и орден святого Георгия 4-й ст.
При представлении Гладкого Государю тот обратил внимание, что Гладкий надел орден на шею.
— Крест этот носится в петлице, — заметил ему Император.
— На шии красывыйше, — ничуть не смутившись, ответил атаман.
извлек А. Г.
КАЗАЧЬЯ МЕЖА
«…Казаки, сойдясь с казаками других, соседних станиц, согласились насчет границ станичных юртов (земель) и поставили на межах грани. Для того чтобы межи лучше помнились в народе, казаки собрали всех взрослых мальчиков, как из своей, так и изо всех других станиц, водили их толпою по меже и пороли плетьми в тех местах, где стояли грани. Как того высекут, так и пустят бежать домой. Делалось это для того, чтобы каждый мальчик до старости помнил то место, где он отведал плетей. В старину пороли на межах также и станичных табунщиков и пастухов, дабы они крепче запоминали границы и не гоняли бы скотину куда не следует».
(Тимощенков)
извлек А. Г.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗНАЧКА БАКЛАНОВА
В Куринское укрепление, где был в то время Бакланов со своими донскими казаками, пришла с Дона посылка; кто послал ее, остается тайной до сего времени. В посылке был значек, имевший вид большого черного знамени, на середине которого была изображена «Адамова голова» (череп) с двумя крестообразно положенными под ней костями, а кругом серебряной вязью было вышито: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь!».
Когда этот значек впервые появился перед Баклановским полком, то он произвел своим мрачным видом впечатление на казаков не совсем благоприятное. Но скоро это впечатление прошло, когда казаки увидели, что значек наводит на чеченцев панический страх, — они и так считали Бакланова шайтаном, а тут черное знамя с черепом и костями! Значек с этих пор был неразлучным спутником Бакланова. Император Николай II пожаловал этот значек и Адамову голову на папахи 17 Донскому казачьему генерала Бакланова полку.
извлек А. Г.
Похожие статьи: