Прибывший в Харьков 24 ноября легкий бронепоезд «Желбат 1» (которому позднее было дано название: «Студент») получил приказание отходить при оставлении Харькова последним и разрушать Харьковский железнодорожный узел. 25 ноября бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» перешел через Люботин на железнодорожную линию Харьков — Полтава. Бронепоезду было приказано задерживать движение красных через эту линию между станциями Ковяги и Огульцы, находящимися примерно в 55 и 40 верстах к западу от Харькова, считая по железной дороге. Противник стремился выйти к узловой станции Мерефа, к югу от Харькова. Днем 25 ноября на станцию Огульцы подошли части Терской казачьей бригады. 26 ноября красные повели наступление от Золочева в сторону Харькова. Бронепоезд «Грозный» прикрывал своим огнем отход наших частей, а также обстреливал неприятельские батареи, обнаруженные к западу от железной дороги. К вечеру 26 ноября бронепоезд «Грозный» отошел на станцию Куряж, к северу от Харькова, а ночью успел пройти на станцию Основа, в 5 верстах к юго-востоку от Харькова. Состав базы бронепоезда был отправлен на станцию Краматорская, в Донецком бассейне. В тот же день бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» участвовал в бою у станции Огульцы. Наступление частей Терской казачьей бригады развивалось там сначала успешно, но затем были обнаружены в нашем тылу, у самой станции, части двух советских полков: 1-го Латышского и Червонного. Красные рассыпались цепью у самого полотна железной дороги, чтобы отрезать казаков и бронепоезд от станции Огульцы. Бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» открыл огонь из орудий «на картечь» и из пулеметов и отбросил неприятеля.
27 ноября утром бронепоезд «Грозный» вышел со станции Основа и отправился на позицию. Бронепоезд стрелял по карте по району станции Дергачи, в 10 верстах к северу от Харькова, где передвигался бронепоезд красных. К вечеру станция Дергачи была занята противником. Бронепоезд «Грозный» отошел на станцию Основа. В тот же день бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» участвовал в арьергардном бою у станции Буды, примерно в 20 верстах к юго-западу от Харькова, совместно с отступающими частями 5-го Конного корпуса.
28 ноября рано утром красные после упорного боя оттеснили части Дроздовской дивизии. Бронепоезда «Дроздовец» и «Грозный» вышли
на позицию к станции Куряж и обстреливали наступающего неприятеля. Днем начальник Дроздовской дивизии приказал бронепоездам отходить с этого направления, с тем чтобы кружным путем перейти к станции Мерефа, куда должны были отступать части Дроздовской дивизии. Непосредственно из Харькова уже нельзя было пройти на станцию Мерефа, ибо, по отношению к общему отходу наших войск, отступление частей Дроздовской дивизии очень запоздало. Пути на станцию Мерефа были уже перерезаны, так как части соседнего 5-го конного корпуса отходили весьма быстро. Под вечер бронепоезд «Грозный» прибыл на станцию Основа, к юго-востоку от Харькова. Станция была переполнена поездными составами, отходившими постепенно на юг. Во время производившихся маневров и вследствие умышленно неправильного перевода стрелки, бронепаровоз бронепоезда «Грозный» сошел с рельс. Командир вспомогательного поезда поручик Дизинский сразу принял надлежащие меры, бронепаровоз был снова поставлен на рельсы, и бронепоезд «Грозный» двинулся в сторону узловой станции Славянск. В тот же день бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» поддерживал у станции Мерефа 1-ый Дроздовский полк, упорно отражавший атаки красных на Мерефу.
Исполняя полученное приказание, бронепоезд «Желбат 1» отошел поздно вечером 28 ноября последним от станции Харьков Южных железных дорог и двинулся вслед за недавно сформированными легкими бронепоездами «Казак» и «Мстислав Удалой». Командиром бронепоезда «Мстислав Удалой» состоял подполковник Ергольский. При оставлении Харькова были взорваны стрелки станции Харьков-Сортировочная. В ночь на 29 ноября бронепоезд «Грозный» продвигался весьма медленно по направлению к Донецкому бассейну. Его задерживали шедшие впереди поездные составы. Несмотря на полученную боевую задачу, бронепоезд был направлен вслед за другими поездами по четному пути, между тем как нечетный путь_ оказался свободным. Во время остановки ночью в поле на хвост бронепоезда наскочил эшелон с пехотой Марковской дивизии, который вышел из Харькова одним из последних. При столкновении были разбиты несколько вагонов. При помощи вспомогательного поезда и рабочего поезда, прибывшего с юга, из Славянска, путь был очищен. Утро 29 ноября прошло в тревожной обстановке, ввиду близости противника. Чины Марковской дивизии оставили свой эшелон и продолжали отступление пешим порядком. Около 14 часов поездные составы подошли к разъезду. После долгих переговоров по телефону со станцией Славянск, бронепоезду «Грозный» было разрешено перейти на нечетный путь. В ночь на 30 ноября бронепоезд прибыл на станцию Изюм, примерно в 120 верстах к юго-востоку от Харькова. На этой станции стоял штаб корпуса. Командир корпуса, узнав, что бронепоезд «Грозный» имеет боевую задачу, приказал ему немедленно следовать дальше на станцию Славянск. Бронепоезд прибыл туда утром 30 ноября и был отправлен дальше, “по линии Славянск — Лозовая, на станцию Барвенково, примерно в 40 верстах к западу, чтобы не загромождать железнодорожного узла станции Славянск. С разрешения Инспектора артиллерии корпуса боевые площадки бронепоезда «Грозный» были затем посланы в депо станции Славянск для ремонта ходовых частей. В то же время, 29 и 30 ноября, бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» вел бой у станции Мерефа. Были взорваны мосты к северу и к югу от станции.
Занимавший должность командующего Добровольческой армией генерал Май-Маевский и его начальник штаба были отчислены от этих должностей в конце ноября 1919 года.
Бронепоезд «Дмитрий Донской» прибыл 3 ноября на узловую станцию Александровск, на весьма важной железнодорожной линии Харьков — Севастополь, и действовал совместно с частями Терской казачьей дивизии, освобождая район Александровск — Мелитополь от махновцев, которые прервали сообщения с Крымом и отрезали Крымскую группу наших войск. Были получены три новые бронеплощадки усовершенствованной системы полковника Голяховского с 3-дюймовыми орудиями во вращающихся башнях и одна пулеметная площадка, построенная на Юзовском заводе. 7 ноября бронеплощадка номер 1 бронепоезда «Дмитрий Донской» отправилась под командой подпоручика Ларионова на узловую станцию Федоровка, где находились передовые части Терской казачьей дивизии. Приняв там десант из 20 казаков, бронеплощадка номер 1 вошла вечером на станцию Мелитополь. Махновцы были прогнаны со станции, и связь с Крымской группой наших войск таким образом восстановлена. 21 ноября бронепоезд «Дмитрий Донской» перешел на станцию Большой Токмак, примерно в 40 верстах к востоку от станции Федоровка. После этого, до конца ноября, происходили выезды отдельных бронеплощадок бронепоезда для охраны железнодорожных линий. Бронеплощадка номер 1 выезжала через узловые станции Федоровка и Александровск к Кичкасскому мосту, на расстояние около 135 верст. Бронеплощадка номер 2 выезжала через узловую станцию Верхний Токмак до Бердянска, находящегося в 110 верстах. Бронеплощадка номер 3 охраняла станцию Большой Токмак.
Директива штаба Южного фронта от 27 октября предписывала советской 12-ой армии занять к западу от Днепра — Киев, а к востоку от Днепра — Нежин. Это привело в ноябре 1919 года к боям на Киевском направлении, где легкий бронепоезд «Доблесть Витязя» задерживал наступление противника, постепенно отходя по железнодорожной линии Киев — Полтава, от станции Яготин, находящейся примерно в 95 верстах от Киева, до станции Дарница, в 15 верстах от Киева. В направлении на Нежин действовал легкий бронепоезд «Баян», участвуя в оборонительных боях совместно с частями Олонецкого и Белозерского пехотных полков. На ?том же направлении бронепоезд «Доблесть Витязя» вел бой с красными у станции Бровары, примерно в 30 верстах к востоку от Киева. Наконец, бронепоезд «Доблесть Витязя» выезжал также на позицию к станции Ирпень, примерно в 20 верстах к северо-западу от Киева, и к станции Боярка, примерно в 20 верстах к юго-западу от Киева.
11 ноября тяжелый бронепоезд «Богатырь» отправился на Киевское направление из Таганрога. Боевая часть его состояла из одного 5-дюймового английского орудия и одного 6-дюймового орудия системы Кане. Имелось также 6 пулеметов. Получив по телеграфу приказание Начальника бронепоездных дивизионов, легкий бронепоезд «Доброволец» после капитального ремонта в Кременчуге двигался к Киеву по железнодорожным линиям вдоль западного берега Днепра. Когда бронепоезд прибыл на станцию Ракитно, примерно в 120 верстах от Киева (считая по линии железной дороги), то оказалось, что узловая станция Фастов, к юго-западу от Киева, занята повстанцами. Путь к Киеву был таким образом прегражден. Не получая точных указаний, бронепоезд «Доброволец» отошел тогда на узловую станцию Бобринская, то есть примерно на 140 верст обратно по только что пройденному пути. На станции Бобринская было получено по телеграфу приказание командира 2-го армейского корпуса о том, чтобы бронепоезд отправился на узловую станцию Христиновка для установления связи с частями 5-ой пехотной дивизии. Затем бронепоезду надлежало пройти дальше, на станцию Липовец, и поступить в распоряжение начальника 5-ой пехотной дивизии. 5 ноября бронепоезде Доброволец» прибыл на станцию Липовец, пройдя около 250 верст. Начальник 5-ой пехотной дивизии приказал бронепоезду произвести разведку на Казатинском направлении. 7 ноября, после исправления поврежденного пути и небольших мостов, бронепоезд прибыл на узловую станцию Казатин, на важной железнодорожной линии Киев — Одесса, выдвинувшись таким образом на 90 верст из района расположения наших
войск. На этом участке противник не был встречен. В то время как бронепоезд «Доброволец» стоял на станции Казатин, там было получено по телефону сообщение о том, что с соседней в сторону Киева станции Чернорудка вышел на Казатин за дровами состав базы бронепоезда повстанцев под названием «Великий Луг». Когда этот состав подошел, бронепоезд «Доброволец» открыл по нему огонь, и повстанцы разбежались. В тот же день бронепоезд «Доброволец» вернулся на станцию Липовец и привез туда захваченный состав повстанческой базы. Через два дня, 9 ноября, бронепоезд «Доброволец» снова пришел на станцию Казатин вместе со штабом 5-ой дивизии и пехотными частями, посаженными в вагоны. Вечером бронепоезд получил приказание отправиться на разведку к станции Бердичев, примерно в 25 верстах к северу от станции Казатин. Для разведки был принят на бронепоезд десант от Симферопольского офицерского полка. На рассвете 10 ноября бронепоезд подошел ко входным стрелкам станции Бердичев. Не доезжая до них, была бесшумно снята застава красных с пулеметом. Однако затем на станции заметили приближение бронепоезда, и там началось волнение. Бронепоезд «Доброволец» открыл огонь по станции из орудий и пулеметов. Стоявший между составами бронепоезд противника «Лейтенант Шмидт» не был сразу замечен и ему удалось уйти по направлению к узловой станции Ровно. Оправившись от первоначального замешательства, неприятельская пехота открыла по бронепоезду сильный пулеметный и ружейный огонь. Бронепоезд и десант отвечали своим огнем. Пробыв на станции Бердичев около четырех часов и захватив военную добычу, бронепоезд «Доброволец» возвратился на станцию Казатин. На следующий день бронепоезд снова вел перестрелку у станции Бердичев.
13 ноября бронепоезд «Доброволец» отправился на разведку в направлении на узловую станцию Фастов. Близ станции Попельня, примерно в 50 верстах от Казатина, бронепоезд «Доброволец» вступил в бой с тремя бронепоездами противника. Один блиндированный деревянный поезд сгорел от наших снарядов, а два других были повреждены. Тогда противник пустил на бронепоезд «Доброволец» в качестве брандера состав из 38 груженых вагонов. Однако этот состав удалось остановить, а затем он был уведен в целости в расположение наших войск.
На крайнем западном фланге Добровольческой армии продолжалось продвижение легкого бронепоезда «Коршун». После коротких перестрелок с бронепоездами петлюровцев бронепоезд «Коршун» около 10 ноября занял узловую станцию Жмеринка. На станции было много пустых, покрытых снегом поездных составов. Станционных служащих почти не было. По всему району станции, на платформах и на путях лежали тела людей, умерших от сыпного тифа. Среди них были солдаты-петлюровцы и просто беженцы. Некоторые были засыпаны снегом или золой от печей. Никто не хотел убирать мертвых, и по ним даже ходили. Дважды по ночам через станцию Жмеринка прошли поезда со стороны Киева. Бронепоезд «Коршун» и прибывшие вслед за ним немногочисленные части Симферопольского полка этому не препятствовали. Не было возможности разобраться без помощи железнодорожных служащих в сложной сети путей большой узловой станции. 14 ноября бронепоезд «Коршун» получил приказание двигаться дальше к северо-западу, на станцию Проскуров. На следующий день были встречены два бронепоезда петлюровцев, которые охраняли участок с разобранными железнодорожными путями. При приближении бронепоезда «Коршун» эти два бронепоезда противника отошли и стали за пределами дальности артиллерийского огня. Была начата починка пути, и пришлось заночевать на месте этой работы. 16 ноября бронепоезд «Коршун» двинулся дальше и подошел к станции Проскуров, примерно в 95 верстах к северо-западу от станции Жмеринка. Вся станция Проскуров, начиная от входа в нее, была заполнена составами пассажирских и товарных поездов. Между ними стояли в беспорядке отдельные вагоны, груженые и пустые. На двух путях рядом стояли петлюровские бронепоезда: «Верный сын Украины» и «Хортица». Они были брошены своими командами и горели. Когда бронепоезд «Коршун» остановился, то справа и слева от станции появились редкие цепи курсантов советских военных училищ. Они пытались наступать, но были отогнаны пулеметными огнем с бронепоезда. Далеко за станцией, в сторону станции Волочиск, уходили последние эшелоны петлюровцев. Бронепоезд «Коршун» открыл по ним артиллерийский огонь, но вскоре прекратил стрельбу из-за плохой видимости. Остатки пехотных частей петлюровцев отошли пешим порядком в северном направлении, к станции Староконстантинов. Прибывшая вслед, за бронепоездом «Коршун» рота Симферопольского полка начала занимать станцию. Однако раньше ее прибытия сбежалась из города толпа и начала грабить брошенное петлюровцами имущество, — военное, казенное и частное.
17 ноября бронепоезд «Коршун» вернулся на станцию Жмеринка, а оттуда был вызван на узловую станцию Казатин. После 20 ноября в районе Казатина были постепенно сосредоточены шесть бронепоездов: «Непобедимый», «Богатырь «Коршун», «Генерал Марков», «Пластун» и «Новороссия». Бронепоезд «Непобедимый» получил две новые бронеплощадки с 6-дюймовыми орудиями и прибыл из Севастополя через узловую станцию Бобринская.
Бронепоезд «Богатырь» подошел к станции Казатин со стороны станции Фастов. На этом участке погиб около 22 ноября недавно сформированный наш бронепоезд «Ураган», Новороссийского нештатного дивизиона. В конце ноября на бронепоезд «Богатырь» поступил железнодорожный служащий со станции Бердичев. Он бежал оттуда, так как подлежал аресту и расстрелу. Желая освободить свою семью, оставшуюся в Бердичеве, и отомстить красным, он находился на бронепоезде «Богатырь» во время всех боевых выездов к Бердичеву. На наблюдательном пункте бронепоезда бывший железнодорожный служащий точно указывал места батарей красных, здания советских учреждений, пункты водоснабжения паровозов. Благодаря этому обстрел Бердичева нашими бронепоездами происходил со значительным успехом. В это время были получены сведения о том, как погиб от несчастного случая полковник Журавский, командир бронепоезда «Новороссия». Бронепоезд возвращался с фронта к своей базе, а по соседнему пути шел навстречу, в сторону фронта, вспомогательный поезд. Полковник Журавский хотел сказать что-то командиру вспомогательного поезда, открыл для этого дверь бронепаровоза и высунулся. Командир вспомогательного поезда тоже стоял на своем паровозе у открытой им двери. Эта дверь паровоза вспомогательного поезда задела за дверь бронепаровоза. Дверь резко захлопнулась, и голова полковника Журавского была раздавлена.
С 23 ноября легкий бронепоезд «Доброволец» был отозван в Киев и нес там службу охранения около большого моста через Днепр. 27 ноября в Киеве была закончена постройка боевой части для бронепоезда «Аскольд». По приказанию начальника группы войск генерала Драгомирова этот бронепоезд получил тогда новое название: «Генерал Духонин» и был передан в подчинение командира 3-го бронепоездного дивизиона.
Почти в это же время в другой части фронта Добровольческой армии был оставлен нашими войсками город Харьков. Развивалось безостановочно наступление красных в сторону Ростова. Между тем группа хорошо вооруженных наших бронепоездов, исполняя полученные приказания, обстреливала город Бердичев, как бы уходя прочь от важнейшего для исхода войны района боев. Такое положение крайне неблагоприятно отразилось на дальнейшей судьбе шести наших бронепоездов. Они находились далеко к западу (примерно в 130 верстах, считая по прямой линии) от водной преграды реки Днепр. На территории, занятой в то время войсками Добровольческой армии, было лишь 5 железнодорожных мостов, по которым наши бронепоезда могли бы отойти на восток от Днепра, на присоединение к главной части Добровольческой армии или в Крым. К концу ноября 1919 года наступающие советские войска находились не дальше 20 верст от наиболее северного моста у Киева. Двум следующим мостам, у городов Черкассы и Кременчуг, тоже угрожали красные. Заняв 1 декабря Полтаву, советские войска оказались на расстоянии около 150 и 100 верст от вышеуказанных мостов, считая по прямой линии. Ниже по течению, район около моста близ Екатеринослава был занят отрядами махновцев. Только наиболее южный мост между Кичкасом и Александровском представлялся еще сравнительно надежным под охраной наших войск. Но этим мостом следовало бы воспользоваться для отхода на восток от Днепра в самом спешном порядке. Вместо этого обстрел бронепоездами города Бердичева, на далекой западной окраине, продолжался и после 1 декабря 1919 года.
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ
В конце ноября 1919 года генерал Врангель был назначен командующим Добровольческой армией. Он оказался перед крайне трудной, почти невыполнимой задачей. Войска правого фланга Добровольческой армии понесли во время долгого отхода громадные потери и были расстроены. Между тем требовалось остановить наступающие советские войска и в том числе сильную конную армию Буденного. При выходе красных к Ростову и к берегам Азовского моря Вооруженные силы Юга России были бы разрезаны на две части. Для борьбы с конной армией Буденного было начато в двадцатых числах ноября сосредоточение частей нашей конницы около Купянска. В командование этой конницей вступил 5 декабря генерал Улагай. Однако надежды на успех нашей обороны было мало, так как численный перевес красных, наступающих в этой части фронта, был очень значителен: не менее 25.000 человек, в том числе 8.000 кавалерии, против наших 9.000 человек, в том числе 4.700 сабель.
Надлежало решить вопрос о дальнейшем направлении отхода для ядра Добровольческой армии, ее 1-го корпуса. Простейшим, географически, представлялось направление отхода прямо на юг, в сторону Крыма, вдоль важной железнодорожной линии Харьков — Севастополь. Если бы по этой линии было направлено и большинство наиболее сильно вооруженных бронепоездов Добровольческой армии, то они могли бы принести громадную пользу при обороне Таврии и Крыма. Другое направление для отхода — на юго-восток, через Донецкий бассейн к Ростову, приводило к необходимости весьма трудного флангового марша при натиске с севера частей советской конницы. Главнокомандующий Вооруженными силами Юга России выбрал это, второе, направление для того, чтобы сохранить непосредственную связь с казачьими войсками.
В директиве Главнокомандующего, отданной около 15 декабря, имелось требование возможно дольше удерживать при отходе железнодорожные узлы в Донецком бассейне, в частности станции Чистяково, Криничная и Доля, «хотя бы бронепоездами с десантами». При беспорядочной эвакуации множества поездных составов, при медленности, задержках и расстройстве железнодорожного движения позади фронта — слишком долгие арьергардные бои наших бронепоездов создавали для них обстановку величайшей опасности.
Приближение красных к Ростову и постепенный отход войск Донской армии создали трудное положение и для частей Кавказской армии, занимавших фронт к северу от Царицына. Кавказская армия была в это время ослаблена перебросками многих ее частей на фронт Добровольческой армии, и поэтому было решено оставить Царицын и отводить войска армии ближе к Кубанской области, вдоль железнодорожной линии Царицын — Тихорецкая. 19 декабря 1919 года бронепоезда «Генерал Алексеев» и «Вперед за Родину» получили приказ об оставлении Царицына. Было приказано разрушать при отступлении станции, водокачки, мосты, телеграфные линии и пути. К вечеру 19 декабря была оставлена станция Гумрак, в 20 верстах к северу от Царицына. 20 декабря бронепоезд «Вперед за Родину» был послан в распоряжение командира 2-ой пластунской бригады, которая прикрывала отход частей 4-го Кубанского корпуса, и прибыл на станцию Кривомузгинская, примерно в 50 верстах к западу от Царицына. Отход для бронепоезда был возможен тогда только через Царицын. Тем не менее бронепоезд «Вперед за Родину» произвел разведку в сторону следующей к западу станции Ляпичев. Ночью бронепоезд успел возвратиться на станцию Царицын и здесь поступил в подчинение командиру 1-го бронепоездного дивизиона. 21 декабря, после эвакуации станции Царицын, отхода наших последних частей из города и взрыва станционных сооружений, бронепоезда «Генерал Алексеев», «Вперед за Родину» и недавно сформированный легкий бронепоезд «Степной» отошли от Царицына и прибыли около 20 час. к станции Ельшанка, на 5 верст южнее. 22 декабря наши бронепоезда пропустили рано утром последние поезда с ранеными и грузами и около 10 час. отошли на станцию Сарепта, примерно в 25 верстах к югу от Царицына. Там бронепоезда «Генерал Алексеев» и «Вперед за Родину» участвовали до вечера в упорном арьергардном бою, поддерживая части Сводно-гренадерской дивизии. В это время бронепоезд «Степной» охранял следующий по направлению на юго-запад разъезд Чапурники. Бронепоезд «Вперед за Родину» и его вспомогательный поезд производили на следующий день, 23 декабря, перевозку по частям 1-ой пластунской бригады на станцию Абганерово, приблизительно в 80 верстах от Царицына. На соседней, в сторону Царицына, станции Тингута был оставлен бронепоезд «Степной» с задачей отойти с этой станции лишь на рассвете, взорвав водокачку. 24 декабря бронепоезда «Генерал Алексеев» и «Вперед за Родину» находились на станции Абганерово. Около 16 часов конница красных, около 300 всадников при двух пулеметах, произвела внезапное нападение на эту станцию. Кроме бронепоездов, на станции Абганерово находились также части 1-ой пластунской бригады, Сводно-гренадерской дивизии, дивизионные и корпусные обозы. Неожиданный набег кавалерии вызвал замешательство, и станция вскоре опустела. Начальник Сводно-гренадерской дивизии генерал Чичинадзе был убит. Бронепоезда «Генерал Алексеев» и «Вперед за Родину» открыли огонь. Неприятельская конница отошла, и наша пехота возвратилась на станцию. Однако красные успели увести до 400 пленных и часть обозов. Бронепоезд «Вперед за Родину» и его вспомогательный поезд перевезли затем части Сводно-гренадерской дивизии на станцию Жутово, в 40 верстах примерно от станции Абганерово. Вечером бронепоезд получил приказание отправиться немедленно к большому железнодорожному мосту через реку Сал. примерно в 220 верстах от Царицына, и охранять этот мост до прохода всех эшелонов и частей Кавказской армии. Затем надлежало мост уничтожить. В конце декабря 1919 г. бронепоезд «Генерал Алексеев» поддерживал наши отступающие части на участке около 130 верст между станциями Абганерово и Ремонтная.
Формировавшийся в то время в Таганроге легкий бронепоезд «За Русь Святую» получил там старые бронеплощадки из боевых составов бронепоездов «Витязь» и «Дмитрий Донской». Открытые артиллерийские бронеплощадки делали трудными условия службы для команд при морозных зимних ветрах, часто случающихся в степной полосе юго-востока России. 7 декабря 1919 года формирующийся бронепоезд отошел на станцию Батайск к югу от Ростова. В это время командиром бронепоезда «За Русь Святую» состоял капитан Каньшин.
Тяжелый бронепоезд «Единая Россия» находился в ремонте на станции Енакиево в Донецком бассейне. В ночь на 10 декабря на бронепоезд было передано через коменданта города Енакиево приказание о спешной эвакуации. Все орудия и бронеплощадки бронепоезда «Единая Россия» были вывезены, и около полудня 10 декабря бронепоезд отошел со станции Енакиево на юг. В последующие дни движение по железной дороге было весьма трудным, и долго нельзя было получить точных распоряжений о том, куда именно должен отходить бронепоезд. Только в Таганроге было получено приказание отправиться в Новороссийск. По прибытии туда бронеплощадки были поставлены для окончания ремонта на завод «Судосталь». Между тем состав базы бронепоезда, отходивший со станции Луганск, не имел возможности пройти на узловую станцию Иловайская. При множестве скопившихся на этой станции поездных составов, она уже не принимала новых поездов с севера, и поэтому состав резерва, или базы, бронепоезда «Единая Россия» отошел в Крым.
Команды бронепоездов «Иоанн Калита» и «Москва», вынужденные покинуть свои боевые составы у Льгова 6 ноября, получили вскоре возможность снова участвовать в арьергардных боях наших войск. Одно из орудий тяжелого бронепоезда «Иоанн Калита» находилось в тылу, и, кроме него, было получено еще одно 42-линейное орудие. С этим вооружением бронепоезд «Иоанн Калита» поддерживал в первой половине декабря наши отступающие войска во время боев у станций Краматорская и Константиновка, в Донецком бассейне. Принадлежавшая бронепоезду «Москва» бронеплощадка с тяжелым орудием находилась на станции Белгород, и команда могла присоединиться к этой части бронепоезда. За участие в бою у станции Яма в Донецком бассейне, в первой половине декабря, бронепоезд «Москва» получил личную благодарность командира корпуса генерала Кутепова. Затем бронепоезд вел арьергардные бои у станций Соль, Бахмут, Никитовка, Хацепетовка и, по-видимому, вышел из Донецкого бассейна на восток. Это позволило бронепоезду «Москва» отходить к Ростову по более свободной железнодорожной линии Лихая — Ростов. Последние бои бронепоезда на этой линии произошли у станций Аксай и Нахичевань, примерно в 25 и 10 верстах к востоку от Ростова. Бронепоезду «Москва» удалось после этого отойти по мосту на южный берег реки Дон.
Бронепоезд «Грозный» находился 3 декабря на станции Тройчатая, между узловыми станциями -Харьков и Лозовая. Необходимая связь с Дроздовской дивизией еще не была установлена. В этот день полковник Федоров сдал командование бронепоездом капитану Коссовскому. 4 декабря бронепоезд двинулся в сторону Харькова, но мог дойти только до станции Борки, приблизительно в 40 верстах к югу от Харькова. На станции находились легкие бронепоезда «Святой Георгий Победоносец» и «Дроздовец». Удалось установить связь с Дроздовской дивизией, которая на следующий день 5 декабря начала отходить к станции Борки. После обстрела наступающего неприятеля бронепоезд «Грозный» перевез в этот день весь Самурский полк на станцию Тройчатая, примерно в 30 верстах к югу от станции Борки. С 6 по 9 декабря бронепоезд «Грозный» содействовал отходу Дроздовской дивизии, охраняя отдельные участки железной дороги. Начальник Дроздовской дивизии приказал бронепоезду отойти на станцию Бантышево, в 20 верстах к западу от Славянска. Бронепоезд оставался на станции Бантышево вплоть до 11 декабря.
По приказанию Инспектора артиллерии корпуса бронепоезд «Грозный» отправился затем на узловую станцию Бахмут в Донецком бассейне, где он должен был поступить в распоряжение командира нашей конной группы генерала Улагая. 12 декабря вечером бронепоезд прибыл на станцию Бахмут. Но там не удалось установить связь с частями конной группы генерала Улагая. 13 декабря бронепоезд «Грозный» находился с утра на станции Бахмут, по-прежнему не имея связи со штабом генерала Улагая. После телефонных переговоров со штабом 1-го корпуса, бронепоезд получил приказание перейти на узловую станцию Дебальцево, так как предполагалось, что штаб генерала Улагая прибыл в тот район. Двигаясь к станции Дебальцево, бронепоезд «Грозный» дошел под вечер до узловой станции Никитовка. На этой станции стоял легкий бронепоезд Донской армии «Генерал Бакланов». Командир его сообщил, что он уже около трех суток не имеет связи со штабом генерала Улагая, хотя и состоит в его распоряжении. Полагая, что бронепоезд «Грозный» прибыл для смены его, бронепоезд «Генерал Бакланов» ушел на юг. Состав базы бронепоезда «Грозный» получил в этот день приказание идти со станции Дебальцево на узловую станцию Иловайская. При этом состав базы захватил с собой находившиеся на станции Дебальцево две пулеметные бронеплощадки. Пройдя через узловую станцию Криничная, состав базы в дальнейшем не мог продвинуться дальше станции Иловайская. Повернув поэтому на запад, состав базы бронепоезда «Грозный» с трудом прошел к станции Ясиноватая, а затем через узловые станции Караванная и Волноваха отошел в Крым.
Бронепоезд «Орел» прикрывал с 1 по 9 декабря отступление наших войск от Полтавы на Константиноград и узловую станцию Лозовая и сдерживал с боями натиск преследующего противника. Затем бронепоезд перешел на станцию Константиновка в Донецком бассейне, в распоряжение командира 4-го бронепоездного дивизиона полковника Селикова. 10 декабря были получены три новые артиллерийские бронеплощадки системы полковника Голяховского. 15 декабря в районе узловой станции Никитовка встретились тяжелый бронепоезд «Грозный» и легкий бронепоезд «Орел». Продвинувшись утром до станции Роты, к северо-востоку от станции Никитовка, эти бронепоезда не могли установить связи ни с какими нашими частями. Только начальник станции Роты передал записку от одного ротмистра, командира эскадрона в конной группе генерала Улагая. В записке сообщалось, что командир эскадрона оставляет станцию Роты под давлением противника. Бронепоезд «Орел» выезжал в бой к станции Майорская, к северу от станции Никитовка, чтобы сдерживать наступление красных.
16 декабря бронепоезда «Орел» и «Грозный» доходили до станции Доломит, к северо-востоку от станции Никитовка. Там бронепоезда встретили Черкесский конный полк, который продолжал свое отступление на юг. В течение дня не было связи ни с какими нашими войсками. Около 14 часов бронепоезд «Грозный» отошел, по приказанию командира 4-го бронепоездного дивизиона, к станции Горловка. Там было получено переданное из Юзово приказание Инспектора артиллерии корпуса — идти на узловую станцию Дебальцево для прикрытия отхода Марковской дивизии. Первым двинулся в этом направлении легкий бронепоезд «Орел». Однако подойдя около 18 час. к станции Хацепетовка, бронепоезд был встречен артиллерийским огнем противника. Были получены сведения, что конница красных обошла эту станцию и идет южнее, к станции Волынцево. Обстреляв противника, бронепоезд «Орел» был вынужден уходить в южном направлении, к узловой станции Криничная. Оттуда он перешел дальше на узловую станцию Иловайская. Перед уходом со станции Горловка тяжелому бронепоезду «Грозный» было необходимо произвести маневры. Поэтому состав базы бронепоезда «Орел» успел уйти на восток к станции Дебальцево, вслед за своей боевой частью, раньше ухода бронепоезда «Грозный». Между тем обстановка на станции Горловка становилась все более тревожной. Стало известно, что красные ведут наступление от станции Бахмут. С этой стороны, с севера, слышалась сильная артиллерийская и пулеметная стрельба. На станцию Горловка прибыл легкий бронепоезд «Слава Офицеру» с задачей жечь цистерны с нефтью и взрывать мосты, после чего этот бронепоезд должен был отходить на юг, к станции Криничная. Выяснилось, что в направлении на восток, по линии Горловка — Дебальцево, существует связь лишь с ближайшей станцией Государев Байрак. Когда бронепоезд «Грозный» приблизился к станции Государев Байрак, командир бронепоезда включился для выяснения обстановки в телеграфную линию и подслушал переговоры станций Хацепетовка и Горловка. Последняя была, очевидно, уже занята красными, как и первая. Кто-то из красных передал по проводу: «Поймали двух». Вскоре был встречен состав базы бронепоезд «Орел». Пройдя несколько верст за станцию Государев Байрак, состав базы должен был остановиться перед участком пути с разобранными рельсами и двинулся обратно на запад. Так как красные уже вели наступление на станцию Государев Байрак с востока, то командир бронепоезда «Грозный» решил вернуться к станции Горловка, чтобы пробиться через нее для отхода на юг, к узловой станции Криничная. Бронепаровоз, шедший до этого «толкачем» в хвосте состава бронепоезда, оказался теперь впереди состава. Со станции Горловка красные пустили навстречу бронепоезду брандер-паровоз. Он двигался под уклон с большой скоростью и наскочил на бронепаровоз бронепоезда «Грозный». При столкновении бронепаровоз стал как бы «на дыбы», несколько вагонов и цистерн сошли с рельс. Батарея противника начала обстреливать место крушения. Разведчики, посланные к станции Горловка, были тоже встречены пулеметным огнем. На холмах к северу от железнодорожного полотна появилась неприятельская кавалерия. Ввиду неизбежности оставления бронепоезда стоявшие еще на рельсах вагоны с бронеплощадкой 6-дюймового орудия были отцеплены. Команда бронепоезда вынула стреляющее приспособление и сняла пулеметы. Затем боевой состав бронепоезда «Грозный» был пущен на состав базы бронепоезда «Орел», стоявший под уклоном. Сваленные с пути цистерны были подожжены. После этого команда бронепоезда «Грозный» и находившаяся на базе часть команды бронепоезда «Орел» двинулись на юг пешим порядком. Им пришлось идти в течение всей ночи при сильном морозе. Когда прибыли наконец на станцию Криничная, то оказалось, что у многих офицеров и солдат отморожены уши и пальцы рук и ног. Чины бронепоезда «Орел» присоединились к боевой части своего бронепоезда на станции Иловайская. На этой станции бронепоезд «Орел» получил приказание отправиться в восточном направлении, на станцию Чистяково, для поддержки частей Марковской дивизии. До рассвета 19 декабря бронепоезд прибыл на станцию Чистяково, где принял больного начальника дивизии генерала Тимановского и затем вернулся на станцию Иловайская.
Несколько наших бронепоездов постепенно отходили по железнодорожной линии Харьков — Севастополь. Находившийся на охране железнодорожного участка Нижнедевицк — Синельниково легкий бронепоезд «Слава Кубани» сначала попытался пройти через Донецкий бассейн к Ростову. Однако это не удалось. На станции Авдеевка к боевому составу бронепоезда «Слава Кубани» была прицеплена бронеплощадка с двумя зенитными орудиями образца 1914 года. Она была предназначена для вновь формируемого бронепоезда «Олег» и согласно рапорту офицеров, сопровождавших означенную бронеплощадку, сдана бронепоезду «Слава Кубани». Легкий бронепоезд «Волк» совместно с легким бронепоездом «Генерал Шифнер-Маркевич» охранял железнодорожные линии на правом и левом берегу Днепра, от станции Пятихатки до станций Синельниково и Александровск. После этого бронепоезд «Волк» отошел в Крым. Легкий бронепоезд «Дмитрий Донской» отошел в Крым из района станции Большой Токмак в Северной Таврии, прикрывая наши отступающие части.
Легкий бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» отходил с 6 по 11 декабря по линии Харьков — Севастополь на участке от станции Беспаловка до станции Лозовая, протяжением около 80 верст, поддерживая наши отступающие войска совместно с недавно сформированным бронепоездом «Кавалерист». 12 и 13 декабря эти бронепоезда вели арьергардный бой у станции Павлоград, примерно на 55 верст южнее станции Лозовая. 15 декабря бронепоезд «Святой Георгий Победоносец» отошел на узловую станцию Синельниково” и около 25 декабря прибыл в Крым.
Легкий бронепоезд «Желбат 1» продвигался после оставления Харькова через узловые станции Лозовая — Синельниково — Чаплино до станции Рутченково, на западном краю Донецкого бассейна. Идя в хвосте отходящих эшелонов, бронепоезд задерживал противника, портя железнодорожное полотно, и разрушал сооружения, часто оставляя станции уже под огнем преследующих красных. Со станции Рутченково бронепоезд «Желбат 1» произвел ночью нападение на узловую станцию Юзово, которая была внезапно занята неприятелем накануне. Красные были выбиты со станции, а все брошенные паровозы, пути и сооружения были взорваны. При этом бронепоезд «Желбат 1» захватил одну бронеплощадку бронепоезда «Слава Офицеру», которая шла из ремонта в составе эшелона, доставшегося красным. Затем бронепоезд «Желбат 1» вернулся на станцию Рутченково и отошел в Крым.
4 декабря 1919 года после упорных боев наступающие советские войска заняли Киев. Вскоре после этого наши войска Киевской и Новороссийской областей были подчинены одному начальнику — генералу Шиллингу, штаб которого находился в Одессе. В оборонительных боях у Киева приняли участие наши легкие бронепоезда «Витязь», «Доблесть Витязя» и «Генерал Духонин». 2 декабря бронепоезд «Генерал Духонин» находился около большого железнодорожного моста через Днепр. На следующий день 3 декабря бронепоезд «Генерал Духонин» по приказанию начальника боевого участка командира 16-го стрелкового полка полковника Удовиченко перешел на пост Волынский, к западу от Киева. 4 декабря у поста Волынского произошел бой наших бронепоездов «Витязь», «Доблесть Витязя» и «Генерал Духонин» против двух советских бронепоездов. Нашим огнем бронепоезда противника были принуждены отойти. Затем наши бронепоезда I обстреливали цепи пехоты красных, которые Приближались к предместьям Киева. 5 декабря,
после оставления Киева, бронепоезда «Доблесть Витязь», «Баян» и «Генерал Духонин» находились у станции Боярка, примерно в 20 верстах к юго-западу от Киева. Оттуда бронепоезд «Генерал Духонин» был вызван на узловую станцию Фастов для сопровождения поезда генерала Драгомирова и эшелонов интендантства.
Начиная с 6 декабря, бронепоезд «Баян» прикрывал отступление наших войск, постепенно отходя по железнодорожной линии от узловой станции Фастов до узловой станции Цветково. Бронепоезд действовал самостоятельно, без связи с нашими пехотными частями, которые уходили в эшелонах иногда на расстоянии до 100 верст в тылу бронепоезда. По той же линии отходил в сторону станции Цветково и бронепоезд «Доблесть Витязя», задерживавший преследование красных.
Между тем два наших тяжелых бронепоезда и не менее трех легких бронепоездов продолжали находиться в начале декабря около Бердичева, примерно в 130 верстах к западу от Киева. 2 и 3 декабря производилась усиленная бомбардировка Бердичева тяжелыми бронепоездами «Богатырь» и «Непобедимый», в то время как наши легкие бронепоезда часто выдвигались на близкое расстояние к станции Бердичев и не давали советским бронепоездам возможности выходить навстречу дальше стрелок пассажирской станции. В один из этих дней по «тому же пути шли все три бронепоезда 5-го дивизиона: впереди тяжелый бронепоезд «Непобедимый», а за ним легкие бронепоезда «Коршун» и «Генерал Марков». Бронепоезд «Непобедимый» открыл огонь из 6-дюймовых орудий с расстояния около 5 верст, главным образом по вокзалу на окраине города. Со стороны неприятеля не было замечено стрельбы тяжелых орудий. К этому времени прибыли в район Бердичева наши части 14-ой пехотной дивизии, Симферопольского офицерского полка и пехотная часть из галичан. Среди команд наших бронепоездов распространился слух о том, что военные действия у Бердичева вызваны главным образом решением наказать этот город. В 1917 году генералы Деникин и Марков были арестованы в Бердичеве за свое стремление помочь генералу Корнилову. Арестованных генералов вели под конвоем на вокзал по улицам города. Находившаяся под влиянием большевиков толпа всячески их оскорбляла и им угрожала. Теперь, через два с лишним года, обитатели города должны были понести наказание в виде артиллерийского обстрела. 4 декабря обстрел Бердичева был весьма действителен. По словам бежавших из города жителей, красные начали эвакуацию и даже увезли часть своей артиллерии. Если бы наши пехотные части предприняли решительное наступление, то город вероятно был бы взят. Однако назначенная атака наших войск не состоялась. Вечером было получено известие о взятии советскими войсками Киева.
Легкий бронепоезд «Доброволец» охранял в начале декабря участок железной дороги Киев — Фастов, а после занятия красными Киева начал отходить в сторону узловой станции Казатин. Когда бронепоезд подходил к станции Кожанка, на одной из бронеплощадок произошел взрыв. Был ранен один офицер. Около 10 декабря несколько наших бронепоездов находились на узловой станции Казатин, примерно в 140 верстах к юго-западу от Киева и в 25 верстах к юго-востоку от Бердичева. Бронепоезд «Доброволец» выезжал в течение нескольких дней на разведку в сторону Бердичева, в то время как происходила эвакуация станции Казатин. Вероятно, с целью прикрыть эту эвакуацию были отправлены для нападения на станцию Бердичев легкие бронепоезда «Коршун» и «Новороссия». В раннее туманное утро эти бронепоезда незаметно подошли к станции Бердичев и стали около виадука, прикрываясь насыпью, в ожидании прибытия нашей пехотной части, которая по выработанному плану должна была содействовать бронепоездам. Выяснилось, что на станции Бердичев стоят два советских бронепоезда. До 14 часов наша пехота не прибыла, и никаких известий о ней не было. Командиры бронепоездов «Коршун» и «Новороссия» решили отходить под прикрытием тумана к станции Казатин. Однако, когда паровозы задымили, то красные открыли по ним частый огонь. Место остановки за виадуком было, по-видимому, пристреляно, и первые же снаряды разорвались в непосредственной близости от бронепоезда «Новороссия», на котором двое чинов команды были ранены. Бронепоезд «Новороссия» двинулся скорым ходом назад. Бронепоезд «Коршун» в это же время двинулся вперед, чтобы оттеснить бронепоезда противника и обеспечить себе потом свободный отход. Когда контрольная площадка, орудийная бронеплощадка и пулеметная бронеплощадка бронепоезда «Коршун» вышли из-под виадука, между паровозом и тендером взорвалась мина. Красные произвели взрыв при помощи индуктора. Паровоз, тендер и задняя орудийная бронеплощадка частью колес сошли с рельс, передняя же часть бронепоезда осталась на рельсах. Взрывом сорвало часть брони и оторвало тендер от паровоза, который стал сильно парить. Несмотря на трудное положение, переднее орудие и пулеметы бронепоезда «Коршун» открыли частый огонь по неприятелю. Советские бронепоезда вскоре отошли и скрылись за городскими домами. Бронепоезд «Коршун» в свою очередь пристрелял железнодорожное полотно перед собой, на насыпи были установлены пулеметы, и команда неподвижного теперь бронепоезда изготовилась к обороне, в надежде на помощь со стороны каких-либо наших войск. Примерно через час был замечен далеко в поле кавалерийский разъезд в австрийской форме. Несколько человек из состава команды бронепоезда поспешили к нему навстречу, приглашая знаками подъехать. Оказалось, что разъезд входит в состав так называемого галицийского корпуса под командой генерала Митякина, который перешел в начале декабря на сторону Добровольческой армии. Начальник разъезда сообщил, что для бронепоезда уже выслано прикрытие. Ночью прибыл ремонтный поезд инженера Рашевского. Сошедшая с рельс часть бронепоезда «Коршун» была поставлена на рельсы, поврежденный путь починен, и боевой состав бронепоезда отведен на станцию Казатин.
Перед оставлением станции Казатин тяжелый бронепоезд «Непобедимый» отправился на узловую станцию Знаменка, в распоряжение генерала Слащева, для участия в военных действиях около Екатеринослава. Тяжелый бронепоезд «Богатырь» отошел по линии Киев — Одесса и находился около 10 декабря на узловой станции Жмеринка, приблизительно в 100 верстах к юго-западу от станции Казатин. Легкий бронепоезд «Доброволец» получил на станции Казатин бронеплощадку с двумя орудиями из боевого состава петлюровского бронепоезда «Хортица». Около 15 декабря бронепоезд «Доброволец» также прибыл на станцию Жмеринка. Затем бронепоезда: «Богатырь» и «Доброволец» отошли на узловую станцию Вапнярка, на расстоянии около 285 верст к северу от Одессы.
(Продолжение следует)
Анд. Алекс. Власов
Похожие статьи:
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №112). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №111). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №104). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №110). – Анд. Алекс. Власов
- Список и организация бронепоездов Добровольческой и Донской Армий. – Анд. Алекс. Власов.
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №102) – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №109) – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Окончание). – Анд. Алек. Власов.
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №103). – Анд. Алекс. Власов