ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ТРЕТЬЯ
К середине октября 1920 года советскому командованию удалось сосредоточить для решительного наступления в Северную Таврию и Крым силы численностью до 60.000 чел. пехоты и 25.000 чел. кавалерии, входившие в состав пяти армий: 4-ой, 6-ой, 13-ой, 1-ой конной и 2-ой конной. Эти армии охватывали как бы полукругом фронт наших войск. У красных было тройное превосходство по численности над нашими войсками, которым предстояло последнее оборонительное сражение.
13 октября части советской 2-ой конной армии начали переправу через Днепр у Никополя, примерно в 100 верстах к северо-западу от Мелитополя. 15 октября противник перешел в наступление по всему фронту. При этом части советской 1-ой конной армии были направлены от укрепленной позиции у Каховки на юго-восток к станции Сальково, чтобы перерезать железнодорожное сообщение между Северной Таврией и Крымом и не допустить отхода в Крым главной массы наших войск.
Бронепоезд «Севастополец» отходил 15 октября на участке примерно в 15 верст от станции Чокрак до станции Пришиб, ведя бой с наступающими кавалерийскими и пехотными частями красных. Ночью бронепоезд стоял на станции Пришиб, в 20 верстах к северу от узловой станции Федоровка. В это время начальник бронепоездной группы спешно вызвал бронепоезд «Волк» на станцию Мелитополь, в 20 примерно верстах к югу от станции Федоровка.
16 октября продвижение неприятельских конных масс продолжалось. Мороз достиг 14 градусов ниже нуля, и густой туман затруднял наблюдение. 16 октября днем бронепоезд «Севастополец» еще охранял эвакуацию станции Пришиб, а вечером был вызван в спешном порядке на станцию Федоровка. Перед тем через эту станцию успел пройти на юг тяжелый бронепоезд «Иоанн Калита», отходивший в трудных условиях, отстреливаясь от преследующего неприятеля, с восточного направления. В тот же день бронепоезд «Генерал Алексеев», которому были переданы две орудийные бронеплощадки с тремя 3-дюймовыми орудиями, получил приказание от командующего бронепоездной группой полковника Гадда о том, что бронепоезда «Генерал Алексеев», «Дроздовец» и «Иоанн Калита» назначаются для прикрытия наших отступающих войск, для чего они должны занять позицию в районе станций Мелитополь и Акимовка. Между тем бронепоезда, еще находившиеся на фронте севернее, у станции Федоровка, пройдут оттуда непосредственно к нашим позициям у станции Сальково, то есть на расстояние около 110 верст к югу. Бронепоезд «Волк» двигался утром 16 октября с частями Кубанского пластунского батальона к станции Ново-Алексеевка для ее охраны. Однако по прибытии на станцию Рыково, в 15 примерно верстах к северу от станции Ново-Алексеевка, были получены сведения, что у этой последней станции уже находится конница красных. Путь между станциями Рыково и Ново-Алексеевка был взорван в нескольких местах и загроможден сошедшими с рельс паровозами. Произведя разведку в эту сторону, бронепоезд «Волк» был принужден возвратиться на станцию Рыково. Вероятно, в тот же день отходил от станции Мелитополь в сторону станции Ново-Алексеевка тяжелый бронепоезд «Единая Россия». Боевой состав бронепоезда шел впереди жилого состава резерва, который был оставлен на станции Рыково и простоял на ней три дня в ожидании починки пути. Бронепоезд «Единая Россия» вступил в бой с неприятелем. При этом был ранен командир дивизиона полковник Скопин.
17 октября части конницы красных заняли район станций Ново-Алексеевка и Сальково. Мороз еще усилился, дойдя до 20 градусов ниже нуля, и это все более затрудняло отход наших войск. В ночь на 17 октября бронепоезд «Севастополец» находился на узловой станции Федоровка, еще примерно на 100 верст севернее района, в который уже проникла конница противника. Затем, отправив вперед состав товарного поезда и захватив запасный паровоз, бронепоезд «Севастополец» двинулся по направлению к станции Мелитополь. По пути состав товарного поезда был атакован конницей красных. Приближавшийся бронепоезд «Севастополец» открыл огонь, неприятельская кавалерия рассеялась, бросив захваченных пленных, и движение к Мелитополю продолжалось. Утром 17 октября на станции Мелитополь находился бронепоезд «Генерал Алексеев», прикрывавший эвакуацию этой станции. Неприятельская кавалерия, подошедшая к Мелитополю, была отброшена огнем бронепоезда, который выехал к северным стрелкам станции. Затем бронепоезд «Генерал Алексеев» отошел к югу, в сторону разъезда Тащенак. Между тем подошедший с севера бронепоезд «Севастополец» остановился у северных стрелок станции Мелитополь и открыл огонь по кавалерии противника, которая в это время уже входила в город. Несколько интендантских поездных составов были отправлены на юг. Вслед за ними пошел бронепоезд «Солдат», находившийся на станции Мелитополь. Затем красные атаковали станцию, и бронепоезд «Севастополец» отошел с нее последним, расстреливая неприятеля из орудий «на картечь». В нескольких верстах южнее станции Мелитополь бронепоезд «Солдат» столкнулся, по невыясненным причинам, с шедшим впереди него интендантским составом. Подойдя к месту крушения, бронепоезд «Севастополец» выслал связь к бронепоезду «Солдат». Однако оказалось, что боевая часть этого бронепоезда уже оставлена командой. Был замечен паровоз с несколькими вагонами, отходивший на юг от интендантского состава. Не было надежды на приход рабочего поезда, и не было возможности собственными средствами исправить и освободить путь. Поэтому командир бронепоезда «Севастополец» приказал команде взять с собой часть пулеметов и замки с орудий и прочих пулеметов и покинуть боевой состав. Команда подожгла бронепоезд и начала отступать пешим порядком. Вскоре команде бронепоезда «Севастополец» пришлось отражать атаки кавалерии красных, которая стремилась отрезать путь отхода. При отражении атак были убиты из состава команды два нижних чина, ранены два офицера и четыре нижних чина. Несколько человек пропали без вести. Постепенно убывая в числе, команда бронепоезда «Севастополец» наконец остановилась у железнодорожной будки и здесь отбивалась от атакующей кавалерии. Штабс-капитан Кийпле и один вольноопределяющийся поймали двух лошадей и на них отправились в тыл к ближайшему разъезду Тащенак для вызова помощи. Стоявший на разъезде Тащенак, в 10 верстах к югу от станции Мелитополь, бронепоезд «Генерал Алексеев» немедленно двинулся на помощь команде бронепоезда «Севастополец». Открыв огонь, бронепоезд «Генерал Алексеев» отогнал неприятельскую конницу, погрузил команду бронепоезда «Севастополец» и доставил ее на станцию Акимовка, примерно в 25 верстах к югу от станции Мелитополь. В ближайшие дни команда бронепоезда «Севастополец» была отправлена на присоединение к своему резерву на станцию Бельбек, близ Севастополя.
18 октября наши отходящие части генерала Абрамова подошли с севера к станции Рыково и Ново-Алексеевка, где атаковали неприятельскую кавалерию. Некоторые конные части красных были захвачены врасплох и отошли к западу, как бы открывая путь отступления в Крым для наших войск, вдоль линии железной дороги. В этот день бронепоезд «Генерал Алексеев» сначала стоял на позиции у станции Акимовка, около которой был сожжен мост, а затем двинулся в сторону станции Сокологорное, примерно на 25 верст к югу. На станциях Мелитополь и Акимовка было брошено много поездных составов с разнообразным, весьма ценным грузом, в том числе орудиями, аэропланами, боевыми припасами и продовольствием. Оставляемое имущество расхищалось местными жителями. У входного семафора станции Сокологорное стояло до десяти брошенных груженых поездных составов с холодными паровозами. Станция не могла принять эти составы, как и находившийся там же легкий бронепоезд «Дроздовец», и снабдить их всем необходимым для дальнейшего следования. Таким образом путь на юг для бронепоездов «Генерал Алексеев» и «Дроздовец» был закрыт. Бронепоезд «Генерал Алексеев» занял позицию севернее последнего брошенного поездного состава.
18 октября находившийся в тылу бронепоезд «Офицер» спешно отправился в распоряжение инспектора артиллерии 1-го корпуса на узловую станцию Джанкой. Боевая часть бронепоезда состояла в это время из одной бронеплощадки с двумя 3-дюймовыми орудиями, принадлежавшей прежде неприятельскому бронепоезду «Товарищ Троцкий». На станции Джанкой бронепоезд «Офицер» получил приказание установить связь с нашими бронепоездами, отходившими из Северной Таврии, и двинулся к станции Чонгар, в 35 верстах от Джанкоя.
19 октября наши войска продолжали медленно отходить в Крым через позицию у станции Сальково. Бронепоезд «Генерал Алексеев» не мог продвигаться дальше на юг из-за забитых путей и оставался у станции Сокологорное, в 40 примерно верстах к северу от станции Сальково. Начальник Донской казачьей дивизии, части которой находились в этот день близ станции Сокологорное, приказал бронепоезду удерживать эту станцию. В случае же отхода частей дивизии, команде бронепоезда надлежало немедленно покинуть боевой состав и взорвать его. Около 9 часов неприятельская кавалерия повела наступление на станцию Сокологорное одновременно с трех сторон. Первые атаки красных были успешно отбиты совместными действиями бронепоезда «Генерал Алексеев» и частей Донской дивизии. Однако выяснилась угроза обхода противником, и около 15 часов начальник дивизии решил отступать и приказал команде оставить боевой состав бронепоезда Примерно в то время и боевой состав бронепоезда «Дроздовец» был оставлен своей командой, которая отступила пешим порядком. После того как боевой состав бронепоезда «Генерал Алексеев» был подожжен, его команда с легкими пулеметами заняла позицию в поле к юго-западу от станции. Красные быстро заняли станцию Сокологорное и двинулись в атаку на цепь команды бронепоезда. Неприятельская атака была отбита. Из состава команды был убит подпрапорщик Долотин. При вторичной атаке красных на цепь команды бронепоезда, противник был отброшен частью нашей конницы, которая атаковала его во фланг. Красные очистили станцию. После этого команда бронепоезда «Генерал Алексеев» отошла к резерву Донской дивизии, в 3 верстах к югу от станции Сокологорное, а к 23 часам дошла пешим порядком, вместе с ранеными, до следующей маленькой станции Юрицыно. Таким образом при отходе из Северной Таврии погибли четыре наших бронепоезда: «Севастополец», «Солдат», «Генерал Алексеев» и «Дроздовец».
19 октября в 9 часов утра бронепоезд «Офицер» оставил свой резерв на станции Чонгар и двинулся на север. На станции Сальково бронепоезд получил от начальника 7-ой дивизии генерала Канцерова приказание отправиться дальше на станцию Ново-Алексеевка и прекратить происходившие там грабежи эшелонов, брошенных во время недавнего налета советской конницы. Со станции Ново-Алексеевка бронепоезд «Офицер» восстановил связь с остановившимися в двух верстах к северу от этой станции нашими бронепоездами, отошедшими с севера. Около поврежденного участка пути стояли легкие бронепоезда «Дмитрий Донской» и «Волк» и тяжелые бронепоезда «Единая Россия» и «Иоанн Калита». Починка пути еще не была закончена. К вечеру бронепоезд «Офицер» возвратился на станцию Чонгар, вывезя холодный бронепаровоз, который был обнаружен на станции Ново-Алексеевка.
В течение дня 20 октября к Сальковской позиции подошли с севера отступавшие последними части 1-ой армии генерала Кутепова. Вечером Сальковская позиция была занята частями Дроздовской дивизии. В этот день отступавшая походным порядком команда бронепоезда «Генерал Алексеев» двинулась со станции Юрицыно в сторону станции Рыково, находящейся примерно в 15 верстах от станции Ново-Алексеевка. По пути была реквизирована подвода, на которую были помещены раненые, а также сложены пулеметы, боевые припасы и небольшой запас продовольствия. При подходе к станции Рыково оказалось, что станция атакована с запада частями советской кавалерии. Так как путь в этом направлении был отрезан, было решено отходить к станции Сальково другим путем. Команда бронепоезда «Генерал Алексеев» отошла от железнодорожного полотна и направилась на юго-восток. Со станции Рыково проехали в том же направлении одно орудие и несколько грузовых автомобилей.
Пехотных частей не было видно. Близ хутора Ларино команда бронепоезда «Генерал Алексеев» была настигнута отрядом советской кавалерии численностью около 100 всадников. Рассыпавшись в цепь, команда бронепоезда отбила атаку красных. При этом был убит один вольноопределяющийся и ранен один офицер бронепоезда. В новой атаке неприятельской кавалерии приняли участие не меньше 500 всадников. Цепь команды бронепоезда продолжала, отстреливаясь, отходить, к хутору, чтобы занять стрелковую позицию за земляным валом, который окружал хутор. Однако близ хутора оказался стрелковый окоп для стрельбы стоя, длиною примерно в 30 сажен. Он более отвечал требованиям обстановки и был немедленно занят командой бронепоезда «Генерал Алексеев». Подвода, сопровождавшая при отходе команду бронепоезда, доехала до хутора. Во время последовавшего затем боя эта подвода была захвачена красными, но наши раненые скрылись на хуторе. Красные заняли хутор, окружили окоп, подвезли тачанки с пулеметами и пошли в атаку. Из-за стога соломы, находившегося у левого фланга окопа, было брошено несколько ручных гранат, но они не причинили вреда. Первая атака красных и несколько следующих атак были отбиты с большими потерями для неприятеля. Около полудня противник подвез два орудия. Однако артиллерийский огонь неприятеля был мало действителен. Советская кавалерия оставалась близко к окопу, и орудия поэтому стреляли больше по тылу. В цепи команды бронепоезда стал ощущаться большой недостаток патронов. Было приказано стрелять по красным только на дистанцию не свыше 150 шагов, чтобы поражать их без промаха. Оборонительный бой у окопа продолжался с 10 часов до 15 часов. Атаки красных следовали одна за другой, и положение представлялось безнадежным. Были ранены два офицера. Внезапно правый фланг красных был атакован отрядом нашей кавалерии численностью до 150 всадников. Красные, понесшие большие потери от стрельбы цепи команды бронепоезда, особенно в конском составе, поспешно отступили по направлению к станции Рыково. Во время одной из последних неприятельских атак сосредоточенным огнем из нашего окопа были подбиты пулеметчики и лошади двух пулеметных тачанок красных. Эти тачанки были захвачены командой бронепоезда, при чем оказалось, что на каждой тачанке был исправный пулемет системы Максима и боевые припасы. Вместо убитых нами лошадей были запряжены лошади, бродившие без всадников по полю боя. Погрузив раненых на тачанки, команда бронепоезда «Генерал Алексеев» продолжала свой отход в южном направлении и вскоре влилась в общую колонну наших войсковых частей, отступавших на Сальково. Не удалось узнать, к какой части принадлежала наша кавалерия, оказавшая содействие команде бронепоезда и атаковавшая красных. После поспешного отступления красных отряд нашей конницы тотчас же отошел в направлении на станцию Ново-Алексеевка.
В тот же день 20 октября состав резерва бронепоезда «Единая Россия» стоял на станции Рыково, где также стоял состав штаба Донского корпуса. С частью команды бронепоезда, бывшей в составе резерва, находился штабс-капитан Леонов. Ввиду тревожного положения, он отправился в штаб Донского корпуса и обнаружил, что в вагонах состава больше никого нет. На запрос на станцию Ново-Алексеевка о том, есть ли надежда, что оттуда пришлют паровоз, был получен утвердительный ответ. Штабс-капитан Леонов приказал чинам команды бронепоезда, числом около 40 чел., собраться в случае тревоги у офицерского вагона и заранее выдал им патроны. Утром к станции Рыково подошли бронеавтомобили красных, вооруженные легкими орудиями. За ними показалась советская конница, и начался обстрел станции. Тем временем со стороны станции Ново-Алексеевка подошел на станцию Рыково паровоз. Его гражданский механик подъехал к пустому составу штаба Донского корпуса. Кто-то прицепил этот состав к паровозу, в то время как состав резерва бронепоезда «Единая Россия» стоял на другом пути. Обстрел станции усиливался. Механик дал полный ход и уехал с прицепленным составом, а состав резерва бронепоезда «Единая Россия» остался без паровоза на станции. Команда бронепоезда собралась у офицерского вагона. Штабс-капитан Леонов приказал ей рассыпаться в цепь, и начался отход в направлении станции Ново-Алексеевка. При этом несколько чинов команды были ранены, однако все благополучно дошли до станции Ново-Алексеевка.
В 9 часов 20 октября бронепоезд «Офицер» выдвинулся на станцию Сальково, а оттуда прошел на станцию Ново-Алексеевка, примерно на 5 верст севернее, чтобы вывезти находившийся там огнесклад. В это время красные, открыв артиллерийский огонь по станции, перешли в наступление с целью отрезать еще находившиеся там бронепоезда «Офицер», «Дмитрий Донской», «Иоанн Калита» и «Единая Россия». Ввиду обозначившегося южнее обхода, начальник штаба Корниловской дивизии приказал нашим бронепоездам оставить станцию Ново-Алексеевка и отходить к Сальковской позиции. До 20 часов бронепоезд «Офицер» вел бой у станции Сальково с батареями, конницей и пехотой противника, расстреливая красных пулеметным и картечным огнем. К ночи красные были оттеснены от укрепленной позиции, понеся большие потери от огня наших легких и тяжелых бронепоездов. Находившийся накануне в том же районе бронепоезд «Волк».отправился на станцию Джанкой для спешного ремонта, ввиду порчи труб в котле паровоза. Между тем команда бронепоезда «Грозный» продолжала оставаться в Севастополе. После долгого ожидания были получены две боевые площадки: одна площадка с 6-дюймовым орудием, принадлежавшая раньше советскому бронепоезду «Атаман Чуркин», и одна площадка с 5-дюймовым английским орудием. Эти боевые площадки были поставлены на завод для ремонта, но ремонт еще не был закончен к тому времени, когда произошло оставление Севастополя.
В ночь на 21 октября бронепоезд «Офицер» находился на станции Чонгар в распоряжении инспектора артиллерии 1-ой армии генерала Репьева. От начальника штаба Дроздовской дивизии бронепоезд получил приказание удерживать станцию Джимбулук, в 5 верстах к северу от станции Чонгар, совместно с нашей пехотой,, которая должна была занимать Джимбулукскую позицию до следующего вечера. Однако около 2 часов наши пехотные части оставили окопы и стали поспешно отходить к Сивашскому мосту. Ввиду серьезности положения, наше командование поручило бронепоездам задержаться на станции Чонгар до полудня, пока отойдут все части и обозы и будет подготовлено все необходимое для взрыва Сивашских мостов. На рассвете бронепоезд «Офицер» произвел внезапное нападение на станцию Джимбулук, уже занятую красными. Бронепоезд вступил в бой с неприятельской батареей, которая открыла по нему стрельбу картечью. Разрывами был испорчен путь и некоторые части в паровозе. Отстреливаясь в упор, бронепоезд «Офицер» благополучно отошел на станцию Чонгар. На этой станции испорченный паровоз был заменен исправным. По приказанию начальника группы бронепоездов полковника Скопина, бронепоезд «Офицер» вышел после этого вперед и занял позицию севернее станции Чонгар. В течение дня бронепоезд «Офицер» отгонял огнем приближавшиеся разъезды противника. За это время на станции Чонгар были погружены 8-дюймовые снаряды, которые были оставлены тяжелым бронепоездом «Москва» 16 октября, во время его отхода в Крым. Около 20 часов бронепоезд «Офицер» отошел без давления противника и согласно полученному приказанию на Сивашскую дамбу. После этого был взорван Сивашский мост. Вечером бронепоезд прибыл на станцию Таганаш, примерно в 20 верстах к северу от узловой станции Джанкой. На станции Таганаш находился резерв бронепоезда, вышедший минувшей ночью последним эшелоном вместе со штабом генерала Туркула со станции Чонгар. До 15 часов состав резерва оставался на станции Сиваш перед мостом, ввиду порчи паровоза.
22 октября бронепоезд «Офицер» был отправлен на станцию Симферополь, где оставался несколько дней и получил одну небронированную боевую площадку с 75-милиметроеым орудием. Легкий бронепоезд «Волк» отправился 24 октября по приказанию начальника бронепоездных дивизионов на станцию Керчь, в распоряжение коменданта крепости.
(Окончание следует)
Анд. Алекс. Власов
Похожие статьи:
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №111). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №109) – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №110). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Окончание). – Анд. Алек. Власов.
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №104). – Анд. Алекс. Власов
- Список и организация бронепоездов Добровольческой и Донской Армий. – Анд. Алекс. Власов.
- Письма в Редакцию (№117)
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №102) – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №105). – Анд. Алекс. Власов