ГЛАВА ВОСЕМНАДЦАТАЯ
Наступление правого фланга Добровольческой армии, начавшееся взятием Курска, продолжало успешно развиваться в середине сентября 1919 года. В частности, войска Корниловской дивизии наступали на север вдоль железной дороги Курск — Орел, а войска Дроздовской дивизии — вдоль железной дороги Льгов — Брянск. Наши войска занимали вновь обширные пространства. Однако эти успехи не были прочны, так как не сопровождались соответствующим ростом сил Добровольческой армии. Растянувшийся на громадном протяжении фронт становился, при отсутствии надежных резервов, менее устойчивым. Прорыв около 13 сентября сильного отряда махновцев от Умани в глубокий тыл Добровольческой армии был тревожным признаком. Но это обстоятельство еще не могло сразу повлиять на действия наших войск правого фланга на главнейшем, Московском, направлении.
Поддерживая наступление наших войск вдоль линии Курск — Орел, легкий бронепоезд «Офицер» дошел 9 сентября до входных стрелок станции Коренная Пустынь, примерно в 25 верстах к северу от Курска. Там пришлось простоять целый день, производя починку сильно испорченного пути. По-видимому, советское командование было под впечатлением ночного нападения наших бронепоездов на Курск, которое привело к захвату двух советских бронепоездов и ценных военных грузов, и чтобы избежать повторения такого смелого нападения, на советской стороне принимали все меры для задержки продвижения наших бронепоездов. Отходившие части 13-ой советской армии старались портить во многих местах железнодорожные пути и особенно мосты. 10 сентября, после исправления пути у станции Коренная Пустынь, бронепоезд «Офицер» подошел к большому железнодорожному мосту через реку Тускарь. Он оказался минированным. Чины бронепоезда перерезали провода и сняли мешки с динамитом. После этого бронепоезд двинулся дальше и подошел к станции Возы, примерно в 25 верстах к северу от станции Коренная Пустынь. Здесь бронепоезд «Офицер» вступил в бой с бронепоездом красных, который после недолгой перестрелки начал уходить. Бронепоезд «Офицер» не мог его преследовать вследствие порчи еще одного моста. Приступили к его исправлению. Но в это время находившийся на закрытой позиции тяжелый бронепоезд противника открыл сильный огонь по бронепоезду «Офицер» и его вспомогательному поезду. Скоро неприятельскими снарядами был перебит путь позади наших поездов, которые не могли больше маневрировать. Однако в это время удалось обнаружить наблюдателя красных на входном семафоре станции Возы. Он был сбит шрапнелью, и после этого неприятельский обстрел прекратился. Во время продвижения к станции Возы с бронепоезда «Офицер» была замечена подвода, двигавшаяся по направлению к красным в сопровождении нескольких всадников. Обстрелянные из пулемета, конные ускакали. Высланные с бронепоезда разведчики нашли у подводы священника местного села, которого большевики собирались увезти в качестве заложника, угрожая ему расстрелом.
12 сентября бронепоезд «Офицер» был спешно вызван на линию Курск — Воронеж. На этом направлении легкий бронепоезд «Слава Офицеру» попытался произвести внезапное нападение на узловую станцию Касторная, примерно в 150 верстах к востоку от Курска. Однако этому бронепоезду не удалось дойти до станции Касторная.
Бронепоезд вышел со станции Курск ночью, для того чтобы пройти под прикрытием темноты местность, которая предполагалась никем не занятой. Боевой частью командовал командир бронепоезда «Слава Офицеру» капитан Харьковцев. Боевая часть бронепоезда состояла тогда из трех артиллерийских бронеплощадок, с одним английским полевым орудием на каждой, и одной пулеметной площадки. Орудия были прикрыты полубашнями, но установка их была не вполне удовлетворительной, так как не позволяла кругового обстрела. Качество английских орудий было хуже качества 3-дюймовых орудий образца 1902 года, российского производства. Английские полевые орудия стреляли менее точно, и у них чаще происходили заклинения снарядов. Когда наступил рассвет, то с медленно идущего бронепоезда заметили среди зданий около железнодорожной будки несколько лошадей. Затем было замечено и орудие. Никакого движения людей заметно не было. По-видимому, советские артиллеристы считали, что они находятся в глубоком тылу, и спали, не приняв мер охранения. Бронепоезд «Слава Офицеру» остановился. С боевой части сошли: капитан Козорез, капитан Гитман и поручик Малахов в сопровождении примерно десяти человек из состава команды бронепоезда. Они направились в сторону лошадей и орудий, которых оказалось два. Держа в руке револьвер, капитан Козорез громко приказал красным сдаваться. Едва проснувшиеся советские артиллеристы под впечатлением неожиданности и вида стоящего близко бронепоезда с наведенными на них пулеметами не оказали сопротивления. Так были захвачены два исправных 3-дюймовых орудия с передками и полными запряжками. Но погрузить на боевую часть бронепоезда взятые орудия и лошадей не представлялось возможным. Поэтому командир бронепоезда приказал взятым в плен советским артиллеристам везти в качестве ездовых орудия по дороге, находясь под надзором офицеров бронепоезда. По счастливой случайности дорога шла на восток вдоль железнодорожного полотна. В течение часа или полутора происходило сравнительно медленное движение рядом: бронепоезда — по железной дороге и двух захваченных орудий — по грунтовой дороге. Наконец были встречены наши части из состава 3-го конного корпуса генерала Шкуро, оказавшиеся в районе к западу от станции Касторная.
Пленные и захваченные два орудия были переданы в распоряжение командира корпуса генерала Шкуро. Командир корпуса принял решение оставить при себе бронепоезд «Слава Офицеру» на следующий день. Содействие бронепоезда было весьма желательно во время ожидавшегося боя с кавалерией красных, которая продвигалась в направлении железнодорожной линии Курск — Касторная. Бой произошел на следующее утро, и бронепоезд «Слава Офицеру» неоднократно отбрасывал части неприятельской кавалерии сосредоточенным пулеметным огнем.
Между тем красным удалось испортить железнодорожный путь западнее бронепоезда, лишив его таким образом возможности возвратиться в Курск. Починка пути происходила медленно из-за неприятельского обстрела. В Курске были получены сведения о тяжелом положении отрезанного бронепоезда, причем предполагалось даже, что он потерпел крушение. Ввиду этого бронепоезд «Офицер» был отправлен на помощь, будучи назначен в распоряжение генерала Третьякова. Бронепоезд «Офицер» подошел к месту прорыва красных раньше нашей пехоты, вступил в бой со взводом артиллерии красных и заставил его отойти. Испорченный красными путь в тылу бронепоезда «Слава Офицеру» было исправлен, и этот бронепоезд благополучно прошел к станции Мармыжи. Бронепоезд «Офицер» вернулся вечером 12 сентября на станцию Курск для следования снова на Орловское направление. 13 сентября бронепоезд «Офицер «находился уже на позиции к северу от станции Поныри, примерно в 15 верстах от станции Возы. Красные загромоздили путь, устроив круив крушение поездного состава с балластом. Велись работы по очистке пути. На следующий день бронепоезд «Офицер» подвергся около места крушения сильному обстрелу со стороны двух тяжелых бронепоездов и легкой батареи красных, которые препятствовали работам по исправлению пути.
16 сентября бронепоезд «Офицер» поддерживал своим дальним огнем наступление нашей пехоты на следующую станцию Малоархангельск, примерно в 10 верстах к северу от станции Поныри. Но продвинуться с пехотой бронепоезд не мог, так как работы на путях не были закончены. На следующий день бронепоезд прошел через станцию Малоархангельск и подошел к станции Глазуновка, еще на 15 верст севернее. Там красные устроили на путях крушение двух паровозов. Под прикрытием бронепоезда работы по очистке пути велись до наступления темноты. 19 сентября бронепоезд «Офицер» вступил в бой с двумя бронепоездами противника и оттеснил их до следующей станции Куракино. Не доезжая до этой станции, был обнаружен брошенный красными состав с двумя паровозами, которые сошли с рельс и оказались между путями. До наступления темноты шли работы по устройству в этом месте обходного пути.
После взятия нашими войсками узловой станции Льгов и починки железнодорожного пути тяжелый бронепоезд «Грозный» продвинулся 10 сентября к северу от Льгова на разъезд Марица, где находились части Олонецкого полка. Там бронепоезд внезапно попал под сильный пулеметный огонь с противоположного берега реки Прут, еще занятого красными. Так как площадки с тяжелыми орудиями не были приспособлены для ближнего боя, то бронепоезду «Грозный» пришлось отойти на 2 версты, чтобы выйти из сферы ружейно-пулеметного огня. На смену ему прошел на разъезд Марица легкий бронепоезд «Генерал Дроздовский», который открыл орудийный и пулеметный огонь по окопам противника на противоположном берегу реки. Вскоре из леса, в котором скрывалась линия железной дороги, появился бронепоезд красных и сразу стал обстреливать частым огнем бронепоезд «Грозный». После нескольких ответных выстрелов с бронепоезда «Грозный» его головное 5-дюймовое английское орудие испортилось. Бронепоезд был вынужден отойти с позиции на 3 версты по открытой местности, находясь все время под обстрелом. Легкий бронепоезд «Генерал Дроздовский» также начал отходить под сильным обстрелом неприятельского бронепоезда и 42-линейной батареи красных. Но ему пришлось остановиться из-за взорванного пути. В это время бронепоезд «Грозный успел установить на новой позиции 6-дюймовое орудие, и это орудие начало обстреливать бронепоезд красных прямой наводкой. Он был принужден отойти в лес.
Это позволило бронепоезду «Генерал Дроздовский» починить путь и присоединиться к тяжелому бронепоезду. Днем 10 сентября на позицию прибыл начальник боевого участка полковник Штейфон и приказал бронепоездам «оживить поле сражения». Для этого легкому бронепоезду выдвинуться вперед, а тяжелому бронепоезду обстреливать батареи красных. Исполняя это приказание, бронепоезд «Генерал Дроздовский» пошел в сторону противника, попал под обстрел 42-линейной батареи и получил несколько попаданий. Бронепоезд «Грозный», не видя ни одной стреляющей батареи, ограничился обстрелом расположения противника у деревни Ширково. Вскоре дальнобойные орудия 42-линейной батареи красных начали метко отвечать бронепоезду и принудили его отойти в выемку. После наступления темноты наши бронепоезда подходили к разъезду для ободрения нашей немногочисленной пехоты, а затем ушли в Льгов.
На рассвете 11 сентября бронепоезд «Грозный» прибыл на разъезд Шерекино, чтобы получить там приказание полковника Зеленина, командира Самурского полка, который сменил начальника боевого участка полковника Штейфона. Было назначено наступление наших частей. Олонецкий полк должен был вести фронтальную атаку на переправу при содействии легкого бронепоезда «Генерал Дроздовский», которого в свою очередь должен был поддерживать тяжелый бронепоезд «Грозный». Батальон Самурского полка под командой капитана Житкевича должен был выйти в тыл бронепоездам красных у станции Конышевка, примерно в 25 верстах от Льгова. Бронепоезд «Генерал Дроздовский» вышел на разъезд Марица и беглым огнем по району переправы заставил красных отходить. Бронепоезд «Грозный» обстреливал батареи и отходившие колонны неприятеля. Во время боя наблюдательный пункт бронепоезда «Грозный», расположенный на щитах у железной дороги, был обстрелян 42-линейной батареей красных. Пришлось переменить его место. Несмотря на первоначальный успех, части Олонецкого полка, опасаясь обхода, отступили вечером в исходное положение. Только 12 сентября, вследствие выхода батальона Самурского полка в тыл красным, они оставили свои позиции вдоль реки Прут. Однако железнодорожный мост через эту реку оказался взорванным. Достаточно прочная починка моста, позволяющая проезд боевых площадок с тяжелыми орудиями, затянулась на несколько дней, и бронепоезд «Грозный» был принужден оставаться на станции Льгов, не принимая участия в развивавшемся наступлении. 19 сентября командир бронепоезда полковник Баркалов был назначен командиром вновь формируемого 6-го бронепоездного дивизиона. В командование бронепоездом «Грозный» вступил его старший офицер капитан Каньшин.
Действовавший совместно с частями 5-го конного корпуса легкий бронепоезд «Орел» двинулся на рассвете 8 сентября из района узловой станции Бахмач в северном направлении. Бронепоезду удалось дойти без боя до станции Дочь, примерно в 20 верстах к северу от Бахмача, между тем как блиндированный поезд «Полковник Гаевский» и тяжелый бронепоезд «Князь Пожарский» находились в нескольких верстах позади. Между станцией Дочь и следующей станцией Бондаревка бронепоезд «Орел» вступил в бой с двигавшимся навстречу бронепоездом красных. После короткой перестрелки неприятельский бронепоезд, по-видимому подбитый, начал отходить. Бронепоезд «Орел» преследовал противника, не дожидаясь подхода остальных наших бронепоездов. За станцией Бондаревка с отходившего неприятельского бронепоезда стали сбрасывать бревна на полотно железной дороги. Затем бронепоезд красных остановился. Продолжая обстреливать противника, бронепоезд «Орел» подошел к препятствию на пути и должен был тоже остановиться. До противника оставалось меньше 100 сажен. Не ожидая военной хитрости красных, чины команды бронепоезда «Орел» спустились на полотно и стали сбрасывать бревна. В это время из-за поворота двухколейной железной дороги внезапно появился другой бронепоезд красных под названием «Советская Россия», сильно вооруженный. Он открыл огонь в упор из двух 42-линейных орудий. Один из его первых снарядов попал в орудийную башню головной бронеплощадки бронепоезда «Орел», который не мог больше стрелять вперед. Следующий снаряд противника сорвал командирскую башенку, в которой находился командир бронепоезда капитан Муромцев. Обезглавленное тело командира упало на пол площадки. Еще один неприятельский снаряд попал в сухопарник паровоза. Машинист был убит, а офицер-механик бронепоезда выброшен взрывом. Из паровоза стали вырываться клубы пара. Противник продолжал яростный обстрел бронепоезда «Орел», который не мог обороняться. Примерно в двух верстах показалась конница красных, рассыпавшаяся в лаву. Команда бронепоезда «Орел» сошла с боевых площадок, взяв с собой раненых, и стала отходить под обстрелом противника. При этом команда вновь понесла потери убитыми и ранеными. Отойдя примерно на 2 версты, команда бронепоезда «Орел» встретила блиндированный поезд «Полковник Гаевский», на который она была посажена и доставлена в Бахмач. Всего за день 8 сентября из состава команды бронепоезда «Орел» были убиты командир капитан Муромцев и 5 нижних чинов, ранены 2 офицера и 6 нижних чинов. Разбитый боевой состав остался у красных. В скором времени, после занятия нашими войсками станции Бондаревка, тело капитана Муромцева, уже погребенное крестьянами, было вывезено и отправлено в Севастополь. Там оно было предано земле на братском кладбище 13-ой артиллерийской бригады. База бронепоезда с командой первоначально отошла на станцию Прилуки. Затем было приказано следовать в Харьков, где находилась в ремонте одна орудийная площадка бронепоезда.
Помощь возможно большего числа бронепоездов была необходима нашим войскам, разбросанным на обширном фронте. Однако не существовало общей и достаточно быстро выполняемой программы строительства бронепоездов для всех Вооруженных сил Юга России. Частные начальники старались формировать новые бронепоезда при помощи местных средств. Как боевые составы, так и подчинение таких бронепоездов оказывались более или менее случайными. Это вредно отражалось на борьбе с красными, владевшими главными промышленными центрами России.
Около 12 сентября был сформирован в Киеве из оставленных там бронеплощадок новый бронепоезд, который получил название «Баян». Командиром его был назначен полковник Делов. По приказанию начальника бронепоездных дивизионов бронепоезд «Баян» был включен в состав 3-го бронепоездного дивизиона, которым в то время командовал полковник Гадд. Боевая часть бронепоезда состояла из одной бронеплощадки с 3-дюймовым орудием, принадлежавшей раньше бронепоезду «Орел», и одной бронеплощадки, входившей в состав советского бронепоезда «,Карл Либкнехт». Паровоз был обыкновенный, небронированный. В середине сентября бронепоезд «Баян» отправился на фронт по линии Киев — Сарны и действовал у станции Буча, примерно в 30 верстах к западу от Киева, совместно с частями 13-го и 16-го стрелковых полков.
По приказанию начальника Полтавской группы войск генерала Бредова 17 сентября было начато формирование нового бронепоезда, который получил сначала название «Аскольд», а потом был назван «Генерал Духонин». Командиром его был назначен капитан Долгополов. Этот бронепоезд не был включен в состав какого-либо бронепоездного дивизиона, а был подчинен командиру 2-го железнодорожного батальона, который обслуживал Полтавскую группу наших войск. Боевой состав был образован из двух бронеплощадок, захваченных нашими войсками у противника в боях под Киевом, и одной бронеплощадки, построенной в Киеве на заводе Гретера. На вооружении бронепоезда «Аскольд» было 5 орудий: на головной бронеплощадке одно 42-линейное орудие и одно 3-дюймовое орудие в башенных установках; на тендере паровоза — горное орудие; на двух остальных боевых площадках — по одному 3-дюймовому орудию, укрытому только щитом. Пулеметы разных систем были установлены в крытых частях бронеплощадок. Имелась еще полубронированная площадка с прожектором. Паровоз был постоянный, бронированный.
Легкий бронепоезд «Генерал Гейман» прибыл около 10 сентября в распоряжение начальника 5-ой пехотной дивизии генерала Оссовского на станцию Тальное, в районе примерно в 150 верстах к югу от Киева. Там начались военные действия против петлюровцев. В распоряжении петлюровцев было около 10 бронепоездов, весьма отличавшихся друг от друга по постройке и по вооружению. Четыре бронепоезда были построены очень тщательно, по-видимому — австрийцами, еще во время войны между Россией и Австро-Венгрией. Бронеплощадки были специального типа, иногда закругленной формы в виде черепахи, а не перестроенные обыкновенные вагоны. Благодаря небольшой длине и высоте они лучше скрывались на местности. Орудия помещались во вращающихся башнях. Прочие бронепоезда петлюровцев состояли из площадок, блиндированных железнодорожными шпалами. На их вооружении было по одному 3-дюймовому орудию на колесах и по несколько пулеметов. Они назывались временными, на украинском наречии — «тимчасовые потяги».
Вскоре по прибытии на станцию Тальное, на железнодорожной линии Цветково-Христиновка, бронепоезд «Генерал Гейман» вступил в бой с петлюровскими бронепоездами «Хортица» и «Сын вольной Украины» и преследовал их до станции Поташ, примерно в 30 верстах к западу от станции Тальное. Во время одной из перестрелок с бронепоездом «Хортица» (из числа бронепоездов хорошей постройки) бронепоезд «Генерал Гейман» получил одно попадание, но противник получил 9 попаданий. До 13 сентября продолжалось наступление наших войск на узловую станцию Христиновка при поддержке бронепоезда «Генерал Гейман». После занятия этой станции бронепоезд «Генерал Гейман» двинулся по линии Христиновка-Казатин и дошел 14 сентября до станции Христиновка, не обнаружив там противника. Приказом Главнокомандующего Вооруженными силами Юга России легкий бронепоезд «Генерал Гейман» был переименован в «Доброволец» и включен в состав 8-го бронепоездного дивизиона. В этот же дивизион должны были быть включены также легкий бронепоезд «Пластун» и тяжелый бронепоезд «Богатырь».
Находившийся в районе узловой станции Цветково легкий бронепоезд «Коршун» двинулся 12 сентября в южном направлении. Были получены известия, что переговоры с Петлюрой кончились безуспешно и начинаются военные действия. Начальник станции Каменный Мост сообщил на бронепоезд, что находившаяся поблизости рота петлюровцев с двумя орудиями отошла на юг. Следующая станция Заплазы оказалась незанятой. При подходе к находившейся еще дальше станции Любашевка бронепоезд «Коршун» попал под обстрел артиллерии петлюровцев. Однако попаданий не было. Для того, чтобы отвечать противнику, бронепоезд был вынужден несколько отойти, ибо с места прежней остановки у головного орудия не хватало угла поворота. Через некоторое время было замечено, что через переезд южнее станции Любашевка отходят части петлюровцев. Бронепоезд «Коршун» начал их обстреливать. После занятия нами станции Любашевка у переезда обнаружено было брошенное 3-дюймовое орудие с подбитым передком. Под вечер бронепоезд пытался продвинуться к следующей станции Жеребьевка, но это оказалось невозможным: на протяжении около полуверсты железнодорожное полотно было разрушено пожаром и взрывом поездного состава, груженного артиллерийскими снарядами и патронами. Бронепоезд «Коршун» возвратился на станцию Цветково.
Отходившие перед войсками Добровольческой армии к западу от Днепра отряды махновцев внезапно повернули обратно на восток. Около 13 сентября их главные силы прорвали фронт наших войск близ Умани. Располагая многочисленным конским составом и повозками, они с большой скоростью устремились к переправам через Днепр у Кичкаса и Александровска. За 10 дней им удалось продвинуться почти на 350 верст. По — видимому, план такого прорыва был подготовлен заранее. В районе всего предстоявшего этим главным силам пути стали сразу действовать другие отряды махновцев.
Находившийся на охране железнодорожной линии Александровск — Пологи легкий бронепоезд «Дмитрий Донской» получил приказание охранять также линию Александровск — Кривой Рог, к западу от Днепра, с большим мостом через Днепр у Кичкаса. Бронепоезд был разделен на две части: бронеплощадка с 3-дюймовым орудием и пулеметная площадка отправились под командой командира бронепоезда капитана Плесковского на западный берег Днепра. Бронеплощадка с 75-милиметровым орудием под командой старшего офицера капитана Герасимова должна была сменить первую половину бронепоезда 12 сентября. Ввиду того, что полубронепоезд с капитаном Плесковским не возвращался на станцию Александровск к условленному сроку, бронеплощадка с капитаном Герасимовым отправилась к нему навстречу, перейдя Кичкасский мост. Примерно в 10 верстах от него был встречен полубронепоезд, перед которым на железнодорожном полотне было наложено заграждение из больших камней. Полубронепоезд не мог двигаться из-за недостаточного давления пара в паровозе. Была замечена кавалерия махновцев, числом в несколько сот всадников, двигавшаяся со стороны Кривого Рога. Но она была за пределом дальности огня 75-милиметрового орудия. После того как полубронепоезд был вывезен в Александровск, бронеплощадка с 75-милиметровым орудием вернулась к Кичкасскому мосту. Оборона его была поручена Славянскому полку, который в полном составе занял позицию у деревни на западном берегу Днепра. Мост был двухэтажный: обыкновенный настил находился в нижнем этаже, а железнодорожный путь в верхнем этаже. Поэтому с бронеплощадки было трудно наблюдать за деревней, расположенной в глубокой лощине, и за грунтовой дорогой. Дальше по течению реки были видны отдельные всадники, переправлявшиеся через Днепр вплавь на нашу, восточную сторону.
Под вечер батарея противника открыла огонь по деревне и по Кичкасскому мосту. Махновцы атаковали Славянский полк, который не оказал большого сопротивления и вскоре присоединился к махновцам. Командир полка был зарублен. Кичкасский мост был захвачен махновцами. Никаких наших войск у восточного конца моста не было. Бронеплощадка бронепоезда «Дмитрий Донской» постепенно отошла к станции Александровск и в сумерках остановилась у выходных стрелок. Оказалось, что в городе уже не было никаких наших частей. Полубронепоезд под командой капитана Плесковского ушел, получив приказание отправиться в Екатеринослав. Капитан Герасимов получил приказание по телефону: охранять железнодорожную линию Александровск — Синельниково. Но когда бронеплощадка прибыла на следующий день на станцию Синельниково, примерно в 70 верстах к северу от Александровска, то оказалось, что там нельзя установить связь с какими-либо нашими войсками. Таким образом, две узловые станции на одной из важнейших железнодорожных линий юга России, — Харьков — Севастополь, — оказались без защиты. Капитан Герасимов решил идти обратно в Александровск. Но бронеплощадка не могла войти на эту станцию, так как пути перед ней были разобраны. Противника не было видно, но он скрывался где-то поблизости. При обратном движении к станции Синельниково пришлось дважды чинить разобранный путь. На узловой станции Синельниково положение оказалось тревожным. Связи с нашими войсками не было. Группы всадников, вероятно махновцев, подъезжали к станции, и их отгоняли выстрелами с бронеплощадки. Между стоявшими поездными составами пробирались подозрительные люди. При возрастающей опасности одна бронеплощадка на узловой станции не могла принести никакой пользы. Было решено идти на присоединение к своему бронепоезду «Дмитрий Донской» в сторону Екатеринослава. Внезапно около полуночи начался пожар близ железнодорожного мостика именно на этом направлении. Капитан Герасимов скомандовал: «Полный ход!» и паровоз с бронеплощадкой успели переехать по уже горевшему мосту.
ГЛАВА ДЕВЯТНАДЦАТАЯ
Бои на правом фланге Добровольческой армии продолжались в конце сентября и начале октября 1919 года с величайшим напряжением сил обоих противников. Наступательный порыв наших войск еще позволил им взять город Орел на расстоянии 300 верст от Москвы, считая по прямой линии. Взят был и город Воронеж, в 400 верстах от Москвы. Требовались свежие подкрепления, чтобы продолжать решительное наступление войск Добровольческой армии. Но на важнейшем направлении не оказалось резервов.
Между тем советское командование понимало грозившую ему величайшую опасность. В конце сентября во главе советского Южного фронта из четырех армий был поставлен новый главнокомандующий Егоров. Западнее Орла собиралась ударная группа в составе трехбригадной Латышской дивизии и еще двух отдельных бригад, общей численностью около 10.000 человек Севернее — Эстонская дивизия составила резерв Южного фронта. Конный корпус Буденного, численностью около 8.000 человек, приблизился к Воронежу, пройдя походным порядком вдоль восточного берега реки Дон около 250 верст за 10 дней.
В районе Царицына в это время не происходило сильных боев. Из состава 1-го бронепоездного дивизиона оставался в Царицынском районе только тяжелый бронепоезд «Единая Россия». По большей части бронепоезд находился на позиции у Французского завода и продвигался иногда до станции Котлубань, примерно на 40 верст к северо-западу от Царицына, на участок дивизии генерала Павличенко. Командир бронепоезда полковник Карпинский был переведен в распоряжение начальника бронепоездных дивизионов, и прибыл назначенный командиром бронепоезда «Единая Россия» полковник Окушко. С августа 1919 г. в обороне Царицына приняла участие 12-ая батарея Морской тяжелой артиллерии Донской армии. Батареей командовал полковник Шмидт. Боевая часть ее состояла из двух площадок с одним 6-дюймовым английским орудием системы Армстронга на каждой. Войдя в состав артиллерийской группы генерала Подгорецкого для обороны города Царицына, 12-я батарея занимала позицию у Орудийного завода и обстреливала суда красных на Волге, а также левый берег реки. Совместно с 12-ой батареей действовали в то время 3-я, 7-я и 8-я батареи Морской тяжелой артиллерии. В сентябре 12-я батарея была подчинена начальнику бронепоездных дивизионов и 28 сентября участвовала в бою с речной флотилией красных, которая подошла к Царицыну по Волге, с севера. Флотилия имела на вооружении около 20 орудий. Огнем 12-ой батареи Морской тяжелой артиллерии были выведены из строя один пароход и два катера красных. Впоследствии из 12-ой батареи Морской тяжелой артиллерии был образован 2-ой Отдельный тяжелый бронепоезд. Из 7-ой и 8-ой батарей Морской тяжелой артиллерии был образован 1-ый Отдельный тяжелый бронепоезд.
Боевые составы легких бронепоездов 1-го дивизиона «Генерал Алексеев» и «Вперед за Родину» находились между тем в ремонте, в Донецком бассейне. Ремонт производился на заводе близ станции Дебальцево. В октябре резерв бронепоезда «Вперед за Родину» был переведен в Харьков, где в вагонных мастерских были получены вагоны-теплушки с поставленными печами. Точно также были приспособлены для зимы и жилые вагоны бронепоезда «Генерал Алексеев». Эта работа производилась в вагоностроительных мастерских станции Луганск. Примерно с 5 по 20 октября команда бронепоезда «Генерал Алексеев» должна была содействовать гарнизону Луганска в несении караульной службы. Караулы выставлялись в тюрьме и на гауптвахте, а также высылались патрули по городу и его окрестностям, ввиду имевшихся сведений о готовящемся восстании большевиков на заводе Гартмана. Таким образом, команда бронепоезда, имевшая большой опыт в своей весьма специальной боевой службе, применялась для задач, которые могли быть поручены любой тыловой пехотной части.
На правом фланге Добровольческой армии легкий бронепоезд «Генерал Шкуро» участвовал в первой половине сентября в наступлении от узловой станции Валуйки на узловую станцию Касторная. Резерв бронепоезда был оставлен на станции Валуйки, а боевая часть выдвинулась на позицию к станции Новый Оскол, примерно на 70 верст севернее. Там бронепоезд «Генерал Шкуро» вступил в бой с двумя батареями противника. Было получено попадание в тендер, вследствие чего бронепоезд отошел при содействии вспомогательного поезда на станцию Валуйки для смены паровоза. На следующий день бронепоезд снова вышел в район стации Новый Оскол и во время разведки опять получил попадание в паровоз. В течение двух дней бронепоезд вел бои с батареями красных. Осколками неприятельских гранат были ранены из состава команды 5 казаков. Затем началось продвижение наших войск на Старый Оскол и станцию Касторная. Наступление в этом направлении, на расстоянии примерно в 140 верст, происходило тогда почти без боев. Бронепоезд «Генерал Шкуро» был задержан несколько раз, пока восстанавлись пути и мосты, поврежденные отходившими красными. Около 20 сентября бронепоезд был отправлен на Воронежское направление кружным путем, через станцию Лиски. На станции Давыдовка, примерно в 20 верстах к северу от станции Лиски, бронепоезд должен был ждать починки железнодорожного моста. Между тем Воронеж был занят войсками нашего 3-го конного корпуса. Бронепоезд «Генерал Шкуро» присоединился к ним, прибыв на станцию Воронеж под командой лейтенанта Чижова. В конце сентября бронепоезд продвинулся до станции Трисвятская, примерно в 20 верстах к северу от Воронежа, куда подошли в это время передовые части конного корпуса Буденного, и вступил в бой с бронепоездом противника. Неприятельский снаряд попал в колесо паровоза бронепоезда «Генерал Шкуро», который, однако, оставался на позиции до наступления темноты. На следующее утро после смены паровоза бронепоезд «Генерал Шкуро» снова отправился на станцию Трисвятская. Путь оказался разобранным. Во время починки пути бронепоезд был внезапно обстрелян пулеметным огнем из близкого леса. При этом был убит один казак. Открыв огонь по опушке леса и исправив путь, бронепоезд «Генерал Шкуро» двинулся в наступление на станцию Трисвятская совместно с донским бронепоездом «Азовец» и батальоном стрелкового полка 1-ой Кавказской дивизии. Наступление наших частей на село Орлово было отбито, между тем как бронепоезд «Генерал Шкуро» продолжал вести бой с бронепоездом красных. Через некоторое время стала слышна стрельба в тылу. Опасаясь быть отрезанным, командир бронепоезда лейтенант Чижов приказал отходить. Неприятельский бронепоезд преследовал. Это был, по-видимому, бронепоезд «Черноморец», весьма сильно вооруженный. Близ станции Сомово, примерно в 10 верстах к северу от Воронежа, пути были разобраны и полотно железной дороги занято конницей красных. Артиллерийским и пулеметным огнем бронепоезд «Генерал Шкуро» рассеял эту группу. Затем была начата работа по восстановлению пути, несмотря на обстрел с бронепоезда противника. 5 человек из состава команды бронепоезда «Генерал Шкуро» были ранены. Бронепоезд «Азовец» был подбит. Одна из его боевых площадок, сошедшая с рельс, была оставлена. Когда путь был починен, оба наши бронепоезда отошли на станцию Воронеж. Вскоре после этого большие силы красных проникли в район к югу от Воронежа. На участке около 30 верст, между станциями Отрожка и Масловка, они заняли железную дорогу Воронеж — Лиски, проходящую вдоль восточного берега реки Дон. Это был единственный путь отхода наших бронепоездов в южном направлении. Между тем бронепоезд «Генерал Шкуро» получил приказание выдвинуться вновь на север, в сторону станции Трисвятская, для прикрытия отхода стрелкового батальона, окруженного советской конницей. Около станции Сомово были встречены отходившие части наших стрелковых батальонов. Под огнем бронепоезда преследовавшая их красная конница была принуждена остановиться. Стрелки отошли к Воронежу. Взорвав мост через реку Воронеж, бронепоезд «Генерал Шкуро» также отошел.
При невозможности для бронепоездов уходить на присоединение к нашим войскам на юг, через узловую станцию Лиски, оставалась слабая надежда на отход на запад, к узловой станции Касторная, если бы удалось восстановить железнодорожный мост через реку Дон вблизи Воронежа. В течение примерно недели в первых числах октября бронепоезд «Генерал Шкуро» выходил на позицию у взорванного моста через реку Воронеж и обстреливал занятую противником равнину за рекой. В это время шли работы по восстановлению железнодорожного моста через Дон к западу от Воронежа. Но ко времени оставления Воронежа 11 октября частями нашего 3-го конного корпуса эти работы закончены не были. Поэтому командир корпуса генерал Шкуро приказал командам бронепоездов приготовиться к оставлению боевых площадок и отступать за реку Дон вместе с другими нашими войсками в направлении на Нижнедевицк. Бронепоезд «Генерал Шкуро» отошел со станции Воронеж последним, прикрывая наши отступающие части. С боевых площадок были сняты пулеметы, прицелы и орудийные панорамы. После этого боевые составы бронепоездов «Генерал Шкуро» и «Азовец» и состав вспомогательного поезда были сброшены в Дон. Команда бронепоезда «Генерал Шкуро» прибыла в город Нижнедевицк, примерно в 25 верстах к западу от Воронежа. Там командир бронепоезда лейтенант Чижов получил приказание отправиться вместе с командой в Харьков для формирования нового бронепоезда «Слава Кубани».
(Продолжение следует)
Анд. Алекс. Власов
Похожие статьи:
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №111). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №112). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №110). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №109) – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №104). – Анд. Алекс. Власов
- О бронепоездах Добровольческой армии (Окончание). – Анд. Алек. Власов.
- Список и организация бронепоездов Добровольческой и Донской Армий. – Анд. Алекс. Власов.
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №103). – Анд. Алекс. Власов
- Письма в Редакцию (№117)