Статьи из парижского журнала "Военная Быль" (1952-1974). Издавался Обще-Кадетским Объединением под редакцией А.А. Геринга
Saturday April 20th 2024

Номера журнала

О бронепоездах добровольческой армии (Продолжение, №96). – Анд. Алекс. Власов



ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Бои Добровольческой армии в ноябре и декабре 1918 г., по старому стилю, на северо-восточном Кавказе совпали с большими военно-политическими переменами на территории к западу от Донской области. После перемирия, которым закончилась 1-ая мировая война, германские войска, находившиеся на территории Украины, стали возвращаться в Германию. Гетман генерал Скоропадский не смог создать сколько-нибудь значительную вооруженную силу, и ему пришлось бежать из Киева. Так называемые «петлюровцы», овладевшие Киевом, также не могли оказать серьезного сопротивления вторжению советских войск. Таким образом возникла угроза легкого захвата большевиками обширных областей на юге России. Наиболее важной их целью можно было считать Донецкий каменноугольный бассейн. Советское правительство чрезвычайно нуждалось в угле, и ему была бы очень полезна работа заводов Донецкого бассейна. Красные могли рассчитывать на сочувствие и помощь со стороны большинства местных шахтеров и рабочих. В оперативном отношении занятие советскими войсками Донецкого бассейна представляло весьма серьезную угрозу Донской армии, которая сражалась у северных границ Донской области на Воронежском направлении. До тех пор ее левый фланг был обеспечен нейтральной территорией, на которой находились германские войска. Теперь же Донская армия не могла выделить достаточно сил для занятия нового западного фронта в сторону Донецкого бассейна, протяжением в 300 верст. Красным представлялась возможность произвести глубокий обход левого фланга Донской армии. Дальнейшее советское продвижение к югу и юго-востоку от Донецкого бассейна приводило к захвату красными портов на Азовском море и Ростовского железнодорожного узла с мостом через нижнее течение реки Дона. Этим были бы нарушены сообщения Донского войска с внешним миром, а Добровольческая армия лишилась бы возможности перебросить часть своих сил для действий на правом берегу Дона. Поэтому командование Добровольческой армии считало необходимым ввести в Донецкий бассейн свои войска и не допускать занятия его красными. Но эта операция не могла быть выполнена достаточно быстро. Двинутый в Донецкий бассейн авангардный отряд под командой генерала Май-Маевского усиливался лишь постепенно, по мере того, как войска Добровольческой армии освобождались от военных действий на северо-восточном Кавказе. Впоследствии из этого авангарда был образован Добровольческий корпус.

Советское командование на первых порах тоже не имело в своем распоряжении достаточных сил для решительного наступления в Донецкий бассейн. Отряды так называемого Украинского советского фронта были еще плохо организованы. Среди предводителей этих отрядов вскоре выдвинулся Махно, который стремился вести военные действия по своему. Ближайшая группа советских войск под командой Кожевникова получила приказание наступать главными силами из района Купянска не прямо на юг, в Донецкий бассейн, а на восток, в пределы Донской области.

Схематически можно себе представить Донецкий бассейн в виде круга с диаметром в 150 верст. Внутри круга пролегала сложная сеть железнодорожных линий, наиболее густая — в то время — во всей России. Кроме железных дорог общего пользования, в Донецком бассейне имелись еще частные, заводские и рудничные, железнодорожные ветки. Близ географического центра Донецкого бассейна находились главные узловые станции: Никитовка (несколько западнее) и Дебальцево (несколько восточнее). От окружности отходили большие железные дороги по всем направлениям: на юг (на Таганрог — Ростов и на Волноваху — Мариуполь), на запад (на Синельниково — Екатеринослав и на Лозовую — Полтаву), на север (на Изюм — Харьков и на Купянск — Белгород) и на восток (на Луганск — Миллерово). При такой обстановке действия бронепоездов получали особое значение. Их подвижность и огневое могущество до известной степени восполняли недостаточное количество войск и подкрепляли упорную оборону

8 декабря 1918 г. в Донецкий бассейн отправился легкий бронепоезд «Ген. Корнилов» под командой полковника Громыко. Бронепоезд стоял в ремонте около месяца в Новороссийске и по окончании ремонта получил приказание присоединиться к авангардному отряду генерала Май-Маевского. 12 декабря бронепоезд «Ген. Корнилов» совместно с десантом из роты Дроздовского полка занял важную узловую станцию Никитовка. 14 декабря бронепоезд вел своей первый (в Донецком бассейне) бой с бронепоездами противника у станции Курдюмовка, к северу от Никитовки. В этот же день восставшими большевиками был захвачен гор. Екатеринослав. 21 декабря красные овладели городом Харьковом. 22 декабря к Никитовке подошел советский «отряд особого назначения» и вступил в бой с нашими войсками. С нашей стороны здесь находились 7 рот Дроздовского полка, одна батарея и бронепоезд «Ген. Корнилов», всего не более 1.000 человек. Красные превосходили их числом в несколько раз. Бронепоезд «Ген. Корнилов» внезапно выехал во фланг красным и тем решил исход боя. Советский «отряд особого назначения» был отброшен и потерпел полное поражение.

Бронепоезд «Вперед за Родину» находился в ремонте с конца ноября 1918 г. на станции Тихорецкая и вышел оттуда на фронт в Донецкий бассейн под командой полковника Гадда. 17 декабря бронепоезд прибыл на станцию Юзово в западной части Донецкого бассейна и поступил в распоряжение генерала Май-Маевского, а затем — в распоряжение командира Самурского полка. Во второй половине декабря 1918 г. бронепоезд «Вперед за Родину» производил от станции Юзово разведки, которые затруднялись сильными туманами. 27 декабря он был присоединен к отряду под командой генерала Витковского. Этот отряд должен был наступать против так называемых «махновцев» на запад от Донецкого бассейна, вдоль линии Волноваха — Цареконстантиновка — Пологи. Отряд генерала Витковского перешел в наступление тремя колоннами. Средняя колонна под командой полковника Почекаева состояла из роты Дроздовского полка, Александро-Невской дружины немцев-колонистов, двух эскадронов 2-го Конного полка, двух орудий конно-горной батареи и бронепоезда «Вперед за Родину». 30 декабря после короткого боя была занята станция Цареконстантиновка. Бронепоезд «Вперед за Родину» стал преследовать уходивший поездной состав противника, но принужден был прекратить преследование из-за порчи железнодорожного пути.

Утром 1 января 1919 г. бронепоезд «Вперед за Родину» отправился с десантом от Александро-Невской дружины немцев-колонистов для занятия следующей к западу станции Магедово. При движении дальше этой станции против бронепоезда был выпущен «брандер». Так называли паровоз или поездной состав без поездной прислуги, который предназначался для того, чтобы вызвать столкновение и крушение. Однако «брандер» был своевременно замечен и остановлен на некотором расстоянии от бронепоезда при помощи предохранительных платформ, которые были отцеплены от головной части бронепоезда и пущены навстречу «брандеру» под уклон. Была начата работа по расчистке места столкновения, но махновцы, собравшиеся в селе Воскресенка, стали обстреливать место работы ружейным огнем. Был ранен руководивший работой командир вспомогательного поезда штабс-капитан Ушаков. Вечером бронепоезд «Вперед за Родину» вернулся на станцию Цареконстантиновка. В следующие дни бронепоезд поддерживал своим огнем наши войска, наступавшие к узловой станции Пологи. Эта станция была взята 8 января, но дальнейшее наступление отряда генерала Витковского на Гуляй-Поле не удалось. После этого отряд генерала Витковского вел при поддержке бронепоезда «Вперед за Родину» упорные оборонительные бои с превосходными силами красных, которые наступали на станцию Пологи с севера.

Около 10 января 1919 г. Добровольческая армия была разделена на две части. Крымско-Азовская Добровольческая армия под командой генерала Боровского предназначалась для занятия Крыма и пространства к северу от Крымского полуострова и Азовского моря. Штаб ее находился в Симферополе. Кавказская Добровольческая армия под командой генерала Врангеля постепенно перебрасывала свои части в Донецкий бассейн. Несколько позднее штаб ее перешел в гор. Ростов. Во время тяжкой болезни генерала Врангеля его заменял начальник штаба армии генерал Юзефович. Генерал Деникин принял звание Главнокомандующего Вооруженными силами Юга России, причем ему стала подчиняться и Донская армия. Важно было достигнуть согласования действий частей обеих Добровольческих армий на территории между Крымом и Донецким бассейном. Однако эта цель не была достигнута, главным образом из-за недостаточного числа войск.

К этому времени относится формирование новых бронепоездов Добровольческой армии. При отходе германцев из гор. Мариуполя там был образован отряд, состоявший преимущественно из офицеров. Телеграммой генерала Деникина отряд был зачислен в состав Добровольческой армии. Один из взводов отряда состоял из артиллеристов под командой лейтенанта Полетика. По его предложению было решено использовать два 75 мм. орудия системы Кане, находившиеся в порту на бездействовавшем тральщике, для сооружения бронепоезда. 31 декабря 1918 г. начальник армейской артиллерии Добровольческой армии дал согласие присвоить новому бронепоезду название «Орел». В порядке общего счета бронепоездов Добровольческой армии он был восьмым. Формирование, бронепоезда «Орел» затянулось до середины февраля 1919 г. из-за недостатка средств, материала и рабочих. Было весьма трудно заставить работать рабочих завода Никополь-Мариупольский, на котором сооружались боевые площадки. Эти рабочие в большинстве своем относились враждебно к Добровольческой армии. Площадки тщательно охранялись от злоумышленников, которые неоднократно пытались их повредить. 12 января 1919 г. было начато формирование нового бронепоезда в гор. Симферополе. Этот бронепоезд получил название «Сокол». Командиром его был назначен полковник Огонь-Догоновский. Так как можно было ждать продвижения красных в сторону Крыма, то формирование бронепоезда происходило в спешном порядке. К концу января была готова первая половина бронепоезда «Сокол». Эта боевая часть состояла из одной орудийной площадки сист. Арбеля с двумя 75 мм. морскими орудиями на тумбовых установках с круговым обстрелом, — одной пулеметной бронеплощадки, на которой, кроме 5 пулеметов, находились также четыре 47 мм. орудия сист. Гочкиса, — и бронированного паровоза. 28 января первая половина бронепоезда под командой старшего лейтенанта Муромцева отправилась на фронт в направлении от Мелитополя на станцию Александровск.

Участвовавший в обороне узловой станции Пологи бронепоезд «Вперед за Родину» был 20 января также разделен на две части по приказанию ген. Витковского. Надлежало действовать одновременно на линиях Пологи — Гуляй Поле и Пологи — Новокарловка — Орехов. Первая половина бронепоезда участвовала весь день в отражении атак красных на Пологи и содействовала ликвидации обхода нашего правого фланга. При этом противник пытался выйти на железнодорожную линию Пологи — Магедово, к востоку от станции Пологи, то есть со стороны Донецкого бассейна. Вечером, ввиду нового наступления красных со стороны станции Новокарловка, туда был послан эшелон с 7-ой ротой Дроздовского полка. Вслед за этим эшелоном была отправлена вторая половина бронепоезда «Вперед за Родину». В темноте эта половина бронепоезда столкнулась с эшелоном Дроздовцев, который шел обратно на станцию Пологи, не установив связи и без соответствующих сигналов. Была повреждена бронеплощадка с легким орудием. 21 января полубронепоезд с 75 мм. орудием вел бой с наступающими красными на линии Пологи — Гуляй Поле, поддерживая находившуюся на этом участке нашу колонну полковника Почекаева. Другой полубронепоезд вышел на линию Пологи — Новокарловка с одной пулеметной бронеплощадкой, так как боевая площадка с легким орудием спешно исправлялась. Эта половина бронепоезда содействовала отражению атак красных на участке двух рот Дроздовского полка. Вечером на станцию Пологи прибыли эшелоны Сводно-гвардейского отряда для смены отряда генерала Витковского. Перед сменой было назначено на следующий день общее наступление обоих отрядов. Однако красные начали свое наступление раньше. 23 января половина бронепоезда «Вперед за Родину» с 75 мм. орудием выехала на линию Пологи — Гуляй-Поле. Вскоре был подбит бронепаровоз. Около 13 час. полубронепоезд вернулся на станцию Пологи, привезенный рабочим поездом. После замены паровоза полубронепоезд тотчас снова выехал в том же направлении для отражения упорных фронтальных атак красных. Вследствие сдачи в плен и перехода на сторону красных части солдат из отряда генерала Тилло противнику удалось обойти оба фланга наших войск и проникнуть в сел. Пологи. Обстреливаемая артиллерийским и ружейным огнем станция Пологи была нами оставлена. Находившийся на ней второй полубронепоезд с легким орудием отошел на восток, к разъезду Гусарка. Находившийся же к северу от станции Пологи, в направлении на Гуляй-Поле, первый полубронепоезд с 75 мм. орудием оказался отрезанным. Полубронепоезд с легким орудием, который отошел на разъезд Гусарка, пропустил там все отходившие от станции Пологи наши эшелоны, а затем, взяв десант от 8-ой роты Дроздовского полка, вновь двинулся на Пологи. Имелось в виду занять станцию на короткое время, чтобы помочь отрезанному полубронепоезду с 75 мм. орудием пройти сквозь нее и присоединиться к нашим частям. Красные заметили приближавшиеся к станции Пологи с двух сторон две половины бронепоезда «Вперед за Родину» и выпустили им навстречу два паровоза «брандера» без людей. Паровоз, выпущенный на полубронепоезд с 75 мм. орудием, наскочил на него. Начальник колонны полковник Почекаев приказал тогда команде оставить полубронепоезд. Пулеметы были сняты и погружены на повозку, а орудие и бронепаровоз — испорчены. Команда отошла на разъезд Гусарка пешим порядком. Паровоз — «брандер», выпущенный навстречу полубронепоезду с легким орудием, не достиг цели. От тряски во время хода регулятор его закрылся сам собой, и паровоз остановился. Полубронепоезд отошел на разъезд Гусарка, где к нему присоединилась команда бронепоезда, оставленного на линии Пологи — Гуляй Поле. 25 января бронепоезд «Вперед за Родину» возвратился на разъезд Гусарка для поддержки 8-ой роты Дроздовского полка и эскадрона 2-го Конного полка, которые с трудом оборонялись от красных. Когда наши части были вынуждены начать отступление вдоль железнодорожного полотна, то бронепоезд медленно отходил вплоть до станции Магедово, сдерживая противника и подбирая отставших. На станции Магедово командой бронепоезда были взорваны входные стрелки и завален путь, после чего бронепоезд к ночи отошел. В следующие дни отход продолжался, и 29 января бронепоезд «Вперед за Родину» прибыл на станцию Юзово в западной части Донецкого бассейна.

В центре Донецкого бассейна действовал в течение января 1919 г. бронепоезд «Ген. Корнилов». Он участвовал в боях попеременно на линиях, отходивших от узловой станции Никитовка в четырех направлениях, на север и на восток. До половины января бронепоезд поддерживал части Дроздовского полка, а затем и части прибывших с Кавказа Корниловского и Марковского полков. Во время этих боев бронепоезд «Ген. Корнилов» принимал участие в многократных занятиях станций Константиновка, Бахмут и Дебальцево и получил 19 прямых попаданий снарядами. Командовавший Дроздовским полком полковник Кельнер благодарил бронепоезд за поддержку его полка особой телефонограммой.

После тяжелых боев, происходивших в декабре 1918 года в районе станции Курсавка на северо-восточном Кавказе, 1-ый Бронированный поезд и бронепоезд «Офицер» простояли около месяца в ремонте на станции Кавказская Там 1-ый Бронированный поезд получил новую боевую часть, состоявшую из одной бронеплощадки с 3 дм. орудием обр. 1902 г., двух бронеплощадок с 57 мм. орудиями сист. Норденфельда и одной пулеметной площадки. В это время 1-ый Бронированный поезд был переименован в легкий бронепоезд «Ген. Алексеев». Командиром его был назначен полковник Кельберер. Оба бронепоезда почти одновременно отправились в Донецкий бассейн. Бронепоезд «Офицер» прибыл 28 января на станцию Никитовка под командой полковника Ионина. В этот же день бронепоезд вышел в бой к станции Константиновка ( к северо-западу от станции Никитовка) и помог нашей пехоте вытеснить со станции Константиновка передовые части красных. На следующий день 29 января бронепоезд «Офицер» перешел через станцию Дебальцево на Луганское направление, в восточную часть Донецкого бассейна, и вступил в бой с красными бронепоездами у станции Баронская. Неприятельский снаряд попал в тендер паровоза. Бронепоезд «Ген. Алексеев» прибыл на фронт в район станции Никитовка 2 февраля и поступил затем в распоряжение командира Дроздовского полка полковника Кельнера. 3 и 4 февраля бронепоезд участвовал в боях у станций Доломит и Роты, к северо-востоку от станции Никитовка, совместно с офицерской ротой Дроздовского полка.

В это же время на станции Моздок в Терской области было начато формирование нового бронепоезда, который получил название «Терец». Командиром его был назначен капитан Лойко. Боевая часть должна была состоять из бронеплощадок, отбитых у красных около Моздока. Таким образом, в начале февраля 1919 г. в Добровольческой армии числилось уже 10 бронепоездов. Но часть их еще не закончила формирования. На фронт в Донецком бассейне успели прибыть к этому времени лишь 4 легких бронепоезда.

ГЛАВА ПЯТАЯ

Так называемый советский Южный фронт в составе 8-ой, 9-ой и 10-ой советских армий и группы Кожевникова повел с начала 1919 года наступление на Донскую армию, которую красные превосходили по численности примерно вдвое. За полтора месяца Донская армия была оттеснена на 200-300 верст к югу, и левый фланг ее оказался в районе станции Лихая и Луганска, примыкая к юго-восточной части Донецкого каменноугольного бассейна. Группа Кожевникова была переименована в 13-ю армию, усилена новыми частями и перешла на правый берег реки Северный Донец. В середине февраля 1919 г. директива командующего Южным советским фронтом Гиттиса указывала на овладение Донецким бассейном как на ближайшую задачу красных. Войска Добровольческого корпуса, к которым присоединились 4 легких бронепоезда, продолжали занимать в начале февраля центральную часть Донецкого бассейна с главными узловыми станциями Никитовка и Дебальцево. Численность Добровольческого корпуса была в это время лишь около 6.000 чел. Дальнейшие перевозки наших войск с Северного Кавказа не могли быть выполнены очень быстро. При малой насыщенности фронта войсками оборона в Донецком бассейне была основана на быстрой переброске по железнодорожным линиям резервов и бронепоездов к наиболее угрожаемым пунктам.

Бронепоезд «Офицер» участвовал в феврале 1919 г. в боях главным образом на правом фланге Добровольческого корпуса, в районе узловой станции Дебальцево. 3 февраля утром станция Баронская на линии Дебальцево — Луганск была занята красными. В 9 час. утра бронепоезд «Офицер» двинулся в наступление на станцию Баронская в густом тумане. Справа и слева от железнодорожного полотна наступала совместно с бронепоездом рота Корниловского полка. Под частым ружейным, пулеметным и артиллерийским огнем противника бронепоезд «Офицер» вошел на станцию Баронская и сблизился там на дистанцию 40 сажен с бронепоездом красных. Во время короткого боя советский бронепоезд получил несколько попаданий и отошел. Бронепоезд «Офицер» оставался на станции Баронская до вечера и вел оттуда перестрелку с бронепоездами противника. После этого бронепоезд «Офицер» участвовал несколько дней в боях в центре Добровольческого корпуса. Он возвратился на станцию Дебальцево 9 февраля. В 7 час. утра 14 февраля бронепоезд был вызван на позицию к станции Вергилеевка, на линии Дебальцево — Попасная, по приказанию командира Корниловского полка. Красные перешли в наступление и вытеснили наши передовые части со станции Вергилеевка. Вследствие порчи пути бронепоезд «Офицер» не мог продвинуться дальше входных стрелок этой станции, но отогнал противника и начал перестрелку с бронепоездами красных. Через некоторое время неприятельским снарядом был пробит водяной бак на паровозе. Вследствие этого бронепоезд «Офицер» был вынужден отойти на станцию Дебальцево для спешной починки. В этом бою со стороны красных действовал бронепоезд под названием «Черноморец». Команда его, по полученным сведениям, состояла из бывших матросов Черноморского флота. Бронепоезд был вооружен морскими орудиями калибра 105 мм. Стрельба с него производилась залпами, без пристрелки, по-видимому, с применением дальномера. На следующий день 15 февраля бронепоезд «Офицер» снова вступил в бой с бронепоездом красных у станции Вергилеевка, находясь на открытой позиции. Бронепоезд противника стоял на повороте пути, что позволяло ему стрелять одновременно из трех морских орудий. На бронепоезде «Офицер» был убит осколком снаряда, попавшим в голову, поручик Олейников, который корректировал стрельбу.

17 февраля на правый фланг Добровольческого корпуса прибыл бронепоезд «Ген. Алексеев», который до того действовал в центре расположения корпуса. Бронепоезд перешел через станцию Дебальцево на фронт к станции Баронская и вступил в бой, поддерживая части Марковского полка. В этом бою на бронепоезде «Ген. Алексеев» были ранены и контужены два офицера. Командиром бронепоезда «Ген. Алексеев» был назначен, вместо полковника Кельберера, подполковник Шамов. На следующий день бронепоезд был снова отправлен к центру Добровольческого корпуса, в район станции Никитовка.

Бронепоезд «Офицер» находился 18 февраля на станции Хацепетовка к западу от станции Дебальцево. Станция обстреливалась дальнобойными орудиями противника. Вследствие отъезда командира бронепоезда «Офицер» в отпуск, в командование бронепоездом вступил в этот день полковник Лебедев. 21 февраля бронепоезд «Офицер» вел продолжительную перестрелку с двумя бронепоездами красных около станции Вергилеевка, к северу от станции Дебальцево. К вечеру наши части, сначала потесненные, заняли свое первоначальное расположение. Находившийся на наблюдательном пункте командующий бронепоездом «Офицер» полковник Лебедев был ранен. Во временное командование бронепоездом вступил капитан Муромцев. 24 февраля снова начался упорный бой у станции Вергилеевка. Бронепоезд «Офицер» участвовал в отражении нескольких фронтальных атак красных. Затем обходящие цепи противника внезапно появились на нашем левом фланге. Бронепоезд «Офицер» переменил позицию и огнем своих двух орудий заставил обходящие части противника отступить, несмотря на поддержку их со стороны бронепоезда красных. После этого противник был вынужден очистить станцию Вергилеевка, и к вечеру положение наших войск было восстановлено. Прибывший на этот участок генерал Май-Маевский благодарил команду бронепоезда «Офицер» и лично наградил Георгиевскими крестами машинистов Анисимова и Растегаева, находившихся в этот день на паровозе. Бронепоезд получил два попадания снарядами 42 лн. орудия противника, которое стреляло во фланг. На усиление боевой части бронепоезда «Офицер» была придана еще одна бронеплощадка с 75 мм. орудием.

Наступление красных на правый фланг Добровольческого корпуса становилось все более упорным. 27 февраля утром бронепоезд «Офицер» вступил в бой с бронепоездом красных, который снова занял станцию Вергилеевка. Под сосредоточенным огнем двух орудий бронепоезда «Офицер» неприятельский бронепоезд был вынужден несколько раз отходить за линию бугров. Было замечено наше удачное попадание в неприятельский паровоз. Около полудня бронепоезд «Офицер» двинулся в наступление впереди цепей нашей пехоты. Сильным шрапнельным огнем бронепоезд рассеял цепь красных, которые отошли в беспорядке за станцию Вергилеевка. Однако к вечеру, вследствие глубокого обхода противником, наши войска должны были отступить к югу, к станции Боржиковка. В этот же день на фронт к станции Вергилеевка был вызван и бронепоезд «Ген. Алексеев» с задачей поддерживать Корниловский полк. 28 февраля бой у станции Вергилеевка продолжался. Бронепоезд «Офицер» стал на закрытую позицию у входных стрелок этой станции и вел оттуда перестрелку с бронепоездом противника. Около 2 час. дня советская батарея начала сильно обстреливать бронепоезд «Офицер». Гаубичный снаряд попал в тендер паровоза, и бронепоезд был вынужден отойти на станцию Дебальцево.

К концу февраля прибыл в Донецкий бассейн с Кавказа после ремонта тяжелый бронепоезд «Единая Россия». Предполагалось образовать из бронепоездов Добровольческой армии бронепоездные дивизионы. Каждый дивизион должен был состоять из двух легких и одного тяжелого бронепоезда. Командир бронепоезда «Единая Россия» полковник Скопин был назначен командиром 1-го Бронепоездного дивизиона. На его место командиром бронепоезда «Единая Россия» был назначен полковник Карпинский. В состав 1-го Бронепоездного дивизиона должны были войти бронепоезда: «Ген. Алексеев», «Вперед за Родину» и «Единая Россия». Но в этот период боев в Донецком бассейне они действовали отдельно. 28 февраля бронепоезд «Единая Россия» продвинулся со станции Дебальцево на север по линии Дебальцево — Попасная. Боевая часть состояла из бронеплощадки с 6 дм. орудием сист. Кане, бронеплощадки с 105 мм. орудием и пулеметной бронеплощадки. В течение утра происходила перестрелка с бронепоездами красных. Около 2 час. дня командир бронепоезда «Единая Россия» полковник Карпинский получил известие о том, что восточнее советские войска окружают части Марковского полка. Бронепоезд «Единая Россия» тотчас же перешел на юг, на линию Дебальцево — Луганск, и подошел к станции Баронская. Там командир 1-го баталиона Марковского полка полковник Блейш сообщил командиру бронепоезда, что его части находятся в тяжелом положении: красные наступают на них большими силами при поддержке двух бронепоездов и четырех орудийной батареи. Бронепоезд «Единая Россия» выдвинулся к окраине посадки, где лежала цепь Марковского полка. Как только бронепоезд «Единая Россия» был замечен противником, весь артиллерийский огонь красных был перенесен на него. Вероятно окраина посадки была уже пристреляна красными. Бронепоезд сразу получил два попадания снарядами в головную контрольную площадку. Два бронепоезда красных стреляли с дистанции в полторы версты. Бронепоезд «Единая Россия» мог отвечать им только выстрелами из одного головного орудия. Однако это орудие стреляло столь метко, что советские бронепоезда были принуждены отойти за пределы видимости. Бронепоезд «Единая Россия» приблизился к пехоте противника и стал обстреливать ее пулеметным огнем. Советская пехота начала отходить. Тогда части Марковского полка перешли в контратаку, и положение на участке фронта у станции Баронская было восстановлено.

В центре Добровольческого корпуса продолжал действовать в течение февраля 1919 г. бронепоезд «Ген. Корнилов», а также по большей части и бронепоезд «Ген. Алексеев», который иногда переходил на правый и левый фланги. После недельного ремонта бронепоезд «Ген. Корнилов» выезжал от узловой станции Никитовка по разным направлениям, по линиям Никитовка — Константиновка, Никитовка — Бахмут и Никитовка — Попасная. Командир бронепоезда полковник Громыко был назначен командиром 2-го бронепоездного дивизиона. Вместо него командиром бронепоезда «Ген. Корнилов» был назначен капитан Лазарев.

5 февраля бронепоезд «Ген. Алексеев» участвовал в бою у станцию Константиновка совместно с частями Дроздовского полка и сблизился с советским бронепоездом на расстояние менее 500 сажен, на закруглении пути. После нескольких выстрелов наш снаряд попал в бронепаровоз противника, и советский бронепоезд начал отходить. В этот момент последний неприятельский снаряд попал в переднюю боевую площадку бронепоезда «Ген. Алексеев» и там разорвался. Это была шрапнель, поставленная на удар. Часть шрапнельных пуль попала в переднюю стенку бронированной кабинки и сделала на ней глубокие выбоины. Другие шрапнельные пули пошли по верху следующей пулеметной площадки. В это время один казак высунулся до пояса из верхнего люка пулеметной площадки и вытащил в люк пулемет, намереваясь обстреливать советский бронепоезд сверху. Пуля попала казаку в лоб, и он был убит наповал. Преследовать советский бронепоезд в этот день не удалось, так как в расстоянии 20 сажень впереди бронепоезда «Ген. Алексеев» оказался разобранным железнодорожный путь. Следы разборки пути были замаскированы. Для того, чтобы попытаться вызвать сход с рельс площадок бронепоезда, вынимались все костыли, которыми рельсы прикрепляются к шпалам. Затем расстояние между рельсами немного уширялось, чтобы колеса первой площадки сошли с рельс на шпалы. Своей тяжестью они раздвигали бы рельсы дальше в стороны, поскольку рельсы не были больше скреплены со шпалами при помощи костылей. Противник стремился расширить расстояние между рельсами малозаметным образом, рассчитывая на то, что механик паровоза этого не увидит с далекой дистанции и не успеет затормозить. Рано утром 7 февраля бронепоезд «Ген. Алексеев» получил задание наступать совместно с офицерской ротой Дроздовского полка по линии Доломит — Роты, к северо-востоку от узловой станции Никитовка. Пройдя с рассветом станцию Доломит, бронепоезд медленно продвигался дальше и вел артиллерийский бой с бронепоездом красных. Офицерская рота Дроздовского полка следовала вдоль полотна железной дороги, верстах в двух позади, закрепляя за нами пройденное пространство. Не доезжая 4 верст до станции Роты, бронепоезд был встречен сильным ружейным огнем цепи красных, которая расположилась поперек железнодорожного полотна, близ дорожной будки. От будки стрелял неприятельский пулемет. Бронепоезд открыл огонь по будке из орудия. Два наших снаряда попали в будку, и пулемет замолчал. Тогда бронепоезд быстро выдвинулся вперед, поравнялся с цепью красных и остановился, не прекращая боя головным орудием с неприятельским бронепоездом. Одновременно бронепоезд «Ген. Алексеев» открыл огонь из всех своих пулеметов и из винтовок во фланг цепи советской пехоты. После того, как цепь красных оставалась под огнем некоторое время, бронепоезд прекратил стрельбу и советской пехоте было поставлено требование сдаваться. Несколько человек из команды бронепоезда «Ген. Алексеев» спустились на железнодорожное полотно. Красные пехотинцы, числом до 80 человек, поднялись и пошли к бронепоезду, продолжая держать свои винтовки в руках. Чины бронепоезда оказались перед ними почти безоружными. Один из офицеров бронепоезда громко скомандовал: «Бросай винтовки!» Это было исполнено. Все пленные были посажены на две контрольные площадки бронепоезда и переданы подошедшей к тому времени офицерской роте Дроздовского полка.

На следующий день 8 февраля бронепоезд «Ген. Алексеев» находился в бою в том же районе. Головная боевая площадка бронепоезда сошла с рельс, но была поднята при содействии вспомогательного поезда, несмотря на огонь красных. Около 16 февраля бронепоезд «Ген. Алексеев» действовал в направлении на станцию Роты и к вечеру начал по установившемуся порядку отходить к своей базе. Красные воспользовались этим и стали теснить превосходными силами немногочисленную часть Дроздовского полка. Бронепоезд стал тогда двигаться очень медленно, поддерживая своим огнем нашу отступающую пехоту. Противник начал обходить наш отряд слева вдоль железнодорожного полотна. 3 дм. орудие бронепоезда было повернуто для стрельбы почти перпендикулярно пути. Во время особенно сильной отдачи от одного выстрела это орудие ударилось в стенку бронеплощадки. Его стреляющее приспособление было повреждено. Находившееся на другой боевой площадке орудие калибра 57 мм. системы Норденфельда не могло стрелять уже в течение некоторого времени из-за отсутствия снарядов. Чтобы не оставить Дроздовцев в тяжелом положении без поддержки, бронепоезд «Ген. Алексеев» остановился. Дроздовцы были приняты на боевые площадки через открытые нижние люки или посажены на контрольные площадки и доставлены к железнодорожной будке, где были выставлены наши заставы.

В этот же период был вызван в центр Добровольческого корпуса к станции Никитовка и бронепоезд «Офицер», который до того находился на правом фланге. 7 февраля бронепоезд «Офицер» участвовал в наступлении по линии Никитовка — Константиновка. Не доходя до разъезда Александровский, бронепоезд был вынужден остановиться у разобранного пути. Но он продолжал поддерживать наши цепи, ведя артиллерийский огонь по красным, которые занимали окраину селения. Бой длился несколько часов. К вечеру наша пехота отошла к станции Дылеевка ввиду обходного движения противника. Бронепоезд «Офицер» прикрывал отход наших частей, не позволяя красным выйти из занятого ими селения, и вел перестрелку с неприятельским бронепоездом. 8 февраля бронепоезд «Офицер» оттеснил красный бронепоезд, подходивший к станции Дылеевка. Затем, при поддержке нашей пехоты он занял разъезд Александровский. Под огнем бронепоезда «Офицер» густые цепи красных были принуждены к отходу. Бронепоезд двинулся дальше, подошел к станции Константиновка и открыл по ней артиллерийский огонь. Между тем красные успели собраться в укрытой балке и стали наступать к железнодорожному полотну в тылу бронепоезда. Так как наша пехота не смогла продвинуться, то бронепоезд «Офицер» был вынужден отойти, отстреливаясь от красных во все стороны, и вернулся на станцию Дылеевка. В этом бою был тяжело ранен на бронепоезде прапорщик Жаков, который потом умер от раны. На следующий день бронепоезд «Офицер» возвратился на правый фланг корпуса, на станцию Дебальцево.

22 февраля во время боя бронепоезда «Ген. Корнилов» у станции Доломит на линии Никитовка — Попасная прямым попаданием в наблюдательную будку на паровозе был убит командир этого бронепоезда капитан Лазарев. В командование бронепоездом вступил капитан Молчанов.

На левом фланге Добровольческого корпуса участвовал в февральских боях 1919 г. бронепоезд «Вперед за Родину». Он поступил в распоряжение командира Самурского полка для содействия обороне участка к югу от станции Юзово и действовал по железнодорожной линии Юзово — Еленовка. С нашей стороны здесь находились: 2-ой баталион Самурского пех. полка под командой полковника Зеленина, 2-я батарея Дроздовского арт. дивизиона и дивизион Ингерманландского гусарского полка. Бои происходили в районе станций Старо-Михайловка, Рутченково, Мандрыкино, Доля, Еленовка. При обороне участка бронепоезд «Вперед за Родину» ежедневно вел борьбу с одним или двумя бронепоездами красных, которые были вооружены дальнобойными орудиями. Несколько раз бронепоезд получил благодарность начальника дивизии и командира Самурского полка. В район к северу от станции Юзово 21 февраля прибыл временно бронепоезд «Ген. Алексеев» и участвовал в бою у станций Железная и Кривой Торец, поддерживая Белозерский баталион. 23 февраля бронепоезд «Ген. Алексеев» был отозван с этого участка и вскоре отправился к правому флангу корпуса.

К концу февраля Морской бронепоезд, которым командовал старший лейтенант Бушен, и который нес службу охраны железнодорожных линий в Терской области, — получил приказание отправиться в Донецкий бассейн. На станции Тихорецкая был произведен краткий ремонт. Бронепоезд был переименован в легкий бронепоезд «Дмитрий Донской». 28 февраля бронепоезд «Дмитрий Донской» прибыл на станцию Ясиноватая, на левом фланге Добровольческого корпуса, и сменил бронепоезд «Вперед за Родину», который получил другое задание. В этот же день бронепоезд «Дмитрий Донской» уже вел свой первый бой в Донецком бассейне. Бой происходил у станции Старо-Михайловка против бронепоездов и батарей красных. Командир бронепоезда «Вперед за Родину» полковник Гадд получил назначение командиром 3-го бронепоездного дивизиона. Вместо него командиром бронепоезда «Вперед за Родину» был назначен полковник Скоритовский.

Немногочисленные наши войска, входившие в состав Крымско-Азовской Добровольческой армии, вели в феврале 1919 г. бои с так называемыми «махновцами». Половина формировавшегося в Симферополе легкого бронепоезда «Сокол» была спешно выслана для поддержки наших частей на железнодорожную линию Федоровка — Александровск, к северу от Мелитополя. 6 февраля бронепоезд «Сокол» в составе одной орудийной и одной пулеметной бронеплощадок участвовал в бою у станции Канкриновка. С нашей стороны здесь находились батальон Крымского сводного полка и батальон Симферопольского офицерского полка. После упорно

го боя наступление превосходных сил противника было отбито. 8 февраля бронепоезд «Сокол» был вызван на узловую станцию Пологи, к северо-востоку от Мелитополя, в распоряжение ген. Шиллинга, который командовал гвардейскими частями. На этом участке уже находился спешно сооруженный блиндированный поезд из небронированной платформы с одним орудием и обыкновенного паровоза. Ему было дано название «Гвардеец». 12 февраля бронепоезд «Сокол» вышел со станции Пологи в восточном направлении, но вынужден был остановиться из-за разобранного пути. Вышедший вслед за ним по тому же пути блиндированный поезд «Гвардеец», двигавшийся быстрым ходом, из-за тумана не заметил своевременно стоявший состав бронепоезда «Сокол» и врезался в его хвост. Произошло крушение, при котором были ранены 12 чел. Боевая площадка блиндированного поезда «Гвардеец» была разбита, пулеметная площадка бронепоезда «Сокол» сошла с рельс. С помощью вспомогательного поезда пришлось сбросить с пути обе потерпевшие крушение боевые площадки. После этого бронепоезд «Сокол» в составе одной орудийной бронеплощадки отправился в ремонт на станцию Джанкой.

ГЛАВА ШЕСТАЯ

В течение февральских боев 1919 г. войскам Кавказской и Крымско — Азовской Добровольческой армии удалось отстоять от красных большую часть Донецкого бассейна и часть Северной Таврии. Но советское командование не отказалось от выполнения своего плана и продолжало наступление в марте еще более значительными силами. В начале марта у красных оказалось тройное превосходство в численности войск. Против 45.000 чел. Кавказской Добровольческой и Донской армии советское командование располагало силами до 130.000 чел.

1 марта 1919 г. на правом фланге Добровольческого корпуса в Донецком бассейне на узловой станции Дебальцево находился бронепоезд «Офицер». Ввиду необходимости исправить расшатанные от усиленной стрельбы орудийные установки, все три орудийные бронеплощадки бронепоезда были поставлены в Дебальцевские механические мастерские для спешного ремонта. На следующее утро, 2 марта, вследствие начавшегося наступления красных бронепоезду были переданы две орудийные боевые площадки советского бронепоезда под названием: «Роза Люксембург», захваченного нашими войсками в бою 21 февраля у станции Константиновка. С этим боевым составом бронепоезд «Офицер» вышел на станцию Боржиковка, чтобы задержать наступление красных до полной эвакуации станции Дебальцево. Бронепоезд дошел до цепей противника и отбросил их. Однако через некоторое время отход наших частей справа принудил бронепоезд тоже отойти на станцию Дебальцево. После оставления нами этой станции бронепоезд «Офицер» отошел на запад по линии Дебальцево — Никитовка. До вечера он охранял железнодорожный путь между станциями Хацепетовка и Никитовка. Между тем, подлежавшие ремонту боевые площадки бронепоезда и его база, то есть вагоны, приспособленные для жилья команды, были отведены южнее, на станцию Енакиево. Перейдя затем на линию Иловайская — Дебальцево, бронепоезд «Офицер» поддерживал 5 марта наступление частей Марковского полка на станцию Чернухино. После взятия этой станции бронепоезд двинулся вслед за отходившими на север красными. Однако пройти в этот день на станцию Дебальцево не удалось из-за порчи пути. 6 марта бронепоезд «Офицер» прибыл на станцию Дебальцево и в течение нескольких дней выезжал с нее на разведку. 9 марта бронепоезд обстреливал со станции Чернухино на дистанции 3 верст колонны красных, которым удалось прорваться в район к югу от Дебальцево.

10 марта 1919 г. в 4 часа утра бронепоезд «Офицер» находился на станции Дебальцево, когда в тылу — со стороны станции Хацепетовка ( к западу от Дебальцево) началась сильная ружейная и пулеметная стрельба. Боевой частью бронепоезда командовал в этот день капитан Муромцев. Бронепоезд получил приказание прикрывать отход нашей пехоты от станции Боржиковка (к северу от Дебальцево). Батальон Корниловского полка, еще находившийся у станции Боржиковка, был снят с позиции и в эшелонах, не задерживаясь, прошел через станцию Дебальцево. Бронепоезд «Офицер» отошел от станции Дебальцево последним и двинулся по линии на станцию Хацепетовка. Не доезжая первого разъезда Булавин, который был занят батальоном Марковского полка, шедшие впереди поездные составы были встречены огнем пехоты красных. Советская пехота успела здесь подойти вплотную к полотну железной дороги и местами перешла через него. Однако путь еще не был поврежден. Корниловцы вышли из эшелона и рассыпались в цепь, прикрывая движение наших поездных составов и отход нашей легкой батареи и эскадрона, которые двигались походным порядком. Между тем красные, пользуясь громадным превосходством сил (3.000 человек против 200 человек нашей пехоты), перешли в наступление с целью замкнуть корниловцев в кольцо но шедший последним бронепоезд «Офицер» врезался в цепи противника и сосредоточенным картечным и пулеметным огнем отбросил красных от насыпи. Когда бронепоезд прошел разъезд Булавин, то оказалось, что близ немецкой колонии в 100 саженях от железной дороги тоже находятся густые цепи противника. Советская пехота перебежками продвигалась наперерез бронепоезду. Бронепоезд «Офицер» открыл по ней огонь. После ожесточенной перестрелки красные не выдержали огня бронепоезда и отошли, бросив своих раненых. Таким образом окружение было прорвано. Наша пехота смогла отойти дальше, при чем вывезла брошенные ранее: легкое орудие и подводу с гаубичными снарядами. Когда были получены сведения, что красные возобновили наступление на разъезд Булавин, то бронепоезд двинулся обратно. Под огнем бронепоезда расстроенная советская пехота стала отступать в сторону Дебальцево. Бронепоезд обстреливал противника до дистанции в 6 верст, а затем, израсходовав весь запас снарядов, отошел на станцию Хацепетовка. Оказалось, что в бою у разъезда Булавин советская пехота понесла большие потери. До 100 убитых было обнаружено лишь против участка одной из наших рот. 11 и 12 марта бронепоезд «Офицер» содействовал обороне нашей позиции близ разъезда Булавин и вел перестрелку с бронепоездами красных. Примерно в это же время прибыл ненадолго на правый фланг Добровольческого корпуса и бронепоезд «Генерал Алексеев». Он прошел через станцию Иловайская на линию: Иловайская — Дебальцево и производил разведку пути между станциями: Скосырская и Сердитая, так как можно было опасаться прорыва к ним отдельных отрядов красных. 13 марта боевой частью бронепоезда «Офицер» командовал капитан Магнитский. На рассвете бронепоезд вышел на позицию у переезда в полутора верстах от разъезда Булавин. Красные перешли в наступление, и советский бронепоезд выдвинулся на открытый гребень. В начале перестрелки неприятельским снарядом был перебит путь в тылу бронепоезда «Офицер». Однако огнем бронепоезда «Офицер» красный бронепоезд был отогнан, и были замечены два наших попадания в него. Через 2 часа советский бронепоезд снова вступил в бой. Кроме того слева открыло огонь 42-линейное орудие противника. Вскоре неприятельскими снарядами был вновь перебит путь в тылу бронепоезда на прежнем месте. Красные открыли заградительный огонь, не допускавший починки пути. Затем красные сосредоточили свой огонь по бронепоезду «Офицер», который продолжал им отвечать, маневрируя на участке пути длиной лишь 80 сажень, оставшемся в его распоряжении. В течение 40 минут боя красные выпустили до 400 снарядов. Бронепоезд «Офицер» получил два попадания в паровоз и одно попадание в переднюю стенку орудийной боевой площадки, которая не была пробита. Так как не было надежды исправить путь под сосредоточенным огнем противника, то капитан Магнитский приказал попытаться пройти разбитую рельсу (около двух четвертей) полным ходом. По счастливой случайности этот маневр удался. Бронепоезд благополучно прошел опасное место и продолжал затем прикрывать отход нашей пехоты.

После оставления нашими войсками станции Хацепетовка бронепоезд «Офицер» отошел по линии: Хацепетовка — Криничная и прибыл 15 марта на станцию Щебенка в распоряжение начальника боевого участка Корниловского полка. Подошедший советский бронепоезд сбил нашу заставу. Тогда бронепоезд «Офицер» вышел ему навстречу, открыл огонь и тремя попаданиями принудил его к поспешному отходу в сторону станции Енакиево. На железнодорожном полотне остались обломки пулемета и колес предохранительной платформы. Тяжелый бронепоезд «Единая Россия» тоже поддерживал части Корниловского полка при отступлении от станций: Дебальцево, Хацепетовка и Енакиево. Затем бронепоезд отошел к центру Добровольческого корпуса, где был разделен на две части. После оставления узловой станции Никитовка часть бронепоезда «Единая Россия», состоявшая из бронеплощадки с 120-милиметровым орудием и пулеметной площадки действовала на участке Дроздовского полка, в направлении на станцию Горловка. Во время боя неприятельский снаряд попал в орудие полубронепоезда, но не разорвался.

(Продолжение следует)

Анд. Алекс. Власов


© ВОЕННАЯ БЫЛЬ

Добавить отзыв