Производя изыскания стратегической железнодорожной линии Юрьев-Дерпт-Смоленск и пройдя со своей партией участок Юрьев- Изборск-Остров, я неожиданно получил телеграмму от начальника изысканий инженера П. Е. Соловьева с предложением сдать партию помощнику и выехать в Петербург. Сев в скорый поезд утром, к вечеру я был уже в столице и позвонил по телефону Соловьеву, который просил меня сейчас же приехать к нему.
Инженер путей сообщения П. Е. Соловьев, зять министра путей сообщения Рухлова, был в придворном звании Камер-Юнкера Двора Его Величества и занимался изысканиями железных дорог, а я был у него все время помощником и начальником партий. Встретив меня, он провел в рабочий кабинет, где на столах были разложены карты, в горизонталях, центральных районов России.
Он рассказал, что его тесть в начале недели вызвал его по телефону к себе в министерство и показал ему схему, на которой была нанесена линия от Балтийского до Черного моря, от Риги до Николаева. Он рассказал ему, что Морское и Военное министерства наметили срочные и очень важные работы и просили его указать опытного инженера, которому можно поручить ведение предварительных работ. «Я», сказал министр, «указал на вас, зная вашу энергию, быстроту выполнений ответственных работ которые вам ранее поручало министерство и, если согласны, то позвоню в штаб и направлю вас для личных переговоров туда».
Соловьев спросил, может ли министр сообщить подробности намечаемых работ, и тот ответил, что это грандиозные работы, так как намечена постройка пути между Балтийским и Черным морями для прохода военных судов с осадкой до 30 футов, что даст возможность перебрасывать военный флот из Балтийского в Черное море и обратно и проход судов займет не больше 5-6 дней, в то время как при настоящих условиях плаванье флота вокруг Европы занимает до 3-х недель и больше, встречая много препятствий при проходе Гибралтара и Дарданелл. Предварительно надо произвести изыскания железнодорожной линии протяжением до 2.000 верст и, после этого, приступить к постройке железнодорожных подъездных путей и, одновременно, к прорытию и углублению канала Рига-Николаев.
Связавшись с Начальником Штаба, министр направил меня в главный штаб, где вместе с полковником-топографом мы прошли к Начальнику Штаба. Когда познакомились и выяснилось, что министр Рухлов — мой тесть, Начальник Штаба был очень доволен, сказав, что тогда легче будет вести работы совместно с министерством путей сообщения.
Пройдя в топографический отдел, мы рассмотрели нанесенную на карты линию проектируемого канала, но только в некоторых участках карты были в масштабе 2 версты в дюйме, а в других — только 10-верстки. Намеченный канал шел сначала по Западной Двине, затем в болотистой и озерной местности истоков рек и далее по Днепру. Кроме углубительных работ для канала в 30 футов, надо было на реках уничтожить пороги и перекаты, а на протяжении 1000 верст вести новый канал.
Так как на всем протяжении проектируемого канала совсем не было параллельных железных дорог, могущих служить подъездными путями, то надо было произвести изыскания железнодорожных линий, приступить к постройке таковых для снабжения работ машинами, строительным материалом, оборудованием, снабжением продовольствием, интендантством и рабочей силой. Так как протяжение канала намечено было 1.600 верст, то железнодорожный путь был до 2.000 верст, потому что он проходил по населенным пунктам и избегал болотистых мест, чтобы не задерживать его постройки.
После совещания, решено было произвести изыскания в срочном порядке так, чтобы к январю закончить полевые работы и приступить к постройке железной дороги одновременно с прорытием канала. Что касается сроков постройки, как дороги, так и канала, то, пока нет точного проекта, определенно сказать нельзя, но во всяком случае срок постройки железной дороги — не более 2-х и канала 3-х лет.
Инженер Соловьев просил прислать ему все карты, имеющиеся в штабе. Так как на предварительные изыскания времени не было, то приходилось сразу вести трассу с окончательной разбивкой для постройки железной дороги.
Нарисовав всю картину, Соловьев наметил на линию в 2.000 верст 10 изыскательских партий и начал составлять список начальников партий из своих бывших сотрудников. Он наметил на производство полевых работ по 200 верст на партию и срок таковых 3 месяца и 2 месяца на разработку проекта в конторе, рассчитывая, что до заморозков в северной части Лифляндии погода позволит вести работы без перебоя. Доложив в штабе, Соловьев сказал, что все работы начнутся с первых чисел августа и просил содействия военных властей и министерства внутренних дел для оказания всяческой помощи на местах военными и гражданскими властями, на что ему из штаба сообщили что для содействия в работах привлечены Отдел Портов и Сооружений Министерства Торговли и Промышленности, а Министерство Путей Сообщения будет руководить постройкой железной дороги, когда изыскания кончатся.
По составленной смете, стоимость изысканий исчислена в 150.000 рублей, и военные власти распорядились ассигновать указанную сумму, так как работы начнутся одновременно всеми партиями, независимо одна от другой.
В штабе сообщили, что так как постройка железной дороги и канала потребует громадных средств, то Министерство Финансов обратилось к консорциуму французских банков в Париже с вопросом о займе, так как оборудование землечерпательными машинами, кранами, моторами и другими механическими приспособлениями под силу лишь французским заводам, имея еще в виду, что Франция, как союзник, безусловно заинтересована таким важным военным проектом. Было получено заверение что Франция окажет полное содействие для осуществления грандиозного проекта и на 20 июля в Париже назначено совещание из представителей банков, заводов и военных властей и от России представителей Морского и Военного Министерств и инженеров от Министерства Путей Сообщения и экспертов из Министерства Финансов.
Закончив все эти важные новости, Соловьев сказал, что 13 июля он, совместно со мной, выедет в Варшаву, где задержится на день, после чего поедет на совещание в Париж в качестве консультанта а мне поручает приобрести на заводе Герлях все необходимые для всех партий инструменты и снаряжение, потребное для полевых изысканий. Надо купить теодолиты, нивеллиры, пантометры, бинокли, анероиды, мензулы, ленты, вешки, рейки и все не-
обходимое для изыскательной партии, а также все чертежные и канцелярские принадлежности, а равно хозяйственное оборудование, так как на севере местность малолюдная и придется озаботиться о жилье, а с наступлением холодов и об отоплении жилья. Необходимо закупить палатки и походные кровати.
Поручив мне вести пять партий, он просил наметить начальников партий и сделать доклад о произведенных мной полевых работах на участке Юрьев-Остров.
Обрисовав всю обстановку и результаты произведенных партией работ, я сказал, что осталась более легкая часть пути от Острова до Смоленска и мой помощник Амирагов справится с работой и закончит изыскания в два месяца, после чего будет разрабатывать проект в конторе.
Новых начальников партий я наметил: инженера Шеманского, инженера Смирнова, техника Хворикова, техника Ковалева и австрийского инженера Эрлиха.
Соловьев сказал, что на южную часть он наметил Викентьева, опытного и энергичного старого изыскателя и тот, закончив работы на южных железных дорогах, выедет в Петербург и здесь наметит своих начальников партий. Он предложил срочно, по имеющемуся у него списку, вызвать в Петербург намеченных техников и десятников к первому августа и, по прибытии, выдать им подъемные деньги и месячный оклад жалованья. Просил меня, не откладывая, наладить свои дела в недельный срок и быть готовым к выезду в Варшаву через неделю, то есть — 13 июля.
Я решил съездить на взморье, на остров Эзель в Аренсбург, чтобы освежиться после тяжелых полевых работ в Псковской губернии, когда там из-за засухи начались страшные лесные пожары и буквально приходилось убегать от огня, ведя железнодорожную линию. Так как задача была для этой работы стратегического характера, то волей неволей приходилось идти почти что по пожарищу. Конечно, короткий отдых мало способствовал укреплению нервов после более 2-х месячной работы без праздников и передышки. Пробыв на курорте всего 4 дня, я выехал обратно в Петербург и не успел, войдя в квартиру, разобраться в вещах, как раздался телефонный звонок и я услышал голос П. Е. Соловьева. Он обрадовался моему возвращению и просил немедленно приехать к нему.
Он встретил меня и, по его озабоченному виду, я понял, что что-то случилось. Он спросил меня, читал ли я сегодняшние газеты и на мой отрицательный ответ сказал мне, что мы накануне войны с Германией.
На мой вопрос, не связано ли это с убийством Эрцгерцога, Соловьев сказал, что, конечно, и убийство и конфликт с Австрией играют немалую роль, но есть и другие причины. Ему утром звонил министр Рухлов и сказал, что по только что полученным сведениям из Генерального Штаба, Кайзером решен вопрос о войне против России и надо ожидать всеобщей мобилизации, несмотря на мирные переговоры министра иностранных дел Сазонова и миролюбие Государя.
Министр пояснил, что, несмотря на секретный характер совещаний в разных ведомствах, несомненно Германии стало известно о подготовке к выполнению грандиозного военного проекта канала Рига-Николаев; когда на 20 июля в Париже было намечено совещание по этому вопросу, то, конечно, Германия решила поторопиться приостановить дальнейшее блестящее экономическое развитие России и, видя возрастающую ее военную мощь, несомненно объявит войну.
Министр сказал, что, вне всякого сомнения, Германия будет разбита в течение полугода и тогда величайший проект канал Рига-Николаев будет осуществлен без всяких угроз со стороны немцев.
Соловьев сказал, что он тоже так думает, но предложил мне срочно телеграфировать всем вызванным сотрудникам, что работы откладываются и просил меня продолжать работы по изысканию линии Остров-Смоленск. 18 июля была объявлена мобилизация и я, как военнообязанный, был призван и прикомандирован к Военно-Походной Канцелярии Его Императорского Величества.
Так закончился неосуществленный грандиозный проект, которому было суждено сыграть роль в числе разных причин, вызвавших мировую войну.
Инженер К. М. Гейштор
Похожие статьи:
- Хроника «Военной Были» ( № 125)
- Отец телеграфа
- Лагерный сбор 1907 года (Из писем М.В. Алексеева)
- Россия и Швеция в войну 1914-18 гг.
- О бронепоездах Добровольческой армии (Продолжение, №111). – Анд. Алекс. Власов
- Лейб-гвардии Гренадерский полк в войну 1914-1917 гг. Бой у деревни Крупе. – С. П. Андоленко.
- О прапорщиках производства 1 июля 1914 г. – В. Бастунов
- В Академии Генерального Штаба. – М.В. Алексеев
- К статье И.И. Бобарыкова «Германский шпионаж на севере России» в № 122 журнала